церковь двенадцати апостолов новгород великий
Церковь Двенадцати Апостолов
Имеются некоторые упоминания о периоде начала тринадцатого столетия, когда на этой земле срубили деревянную церковь. Её звали «церковью у скудельни», «церковью в пропастех».
Место стало известным из-за большого голода 1230 года. Голодомор в то время в городе страшным был. Люди погибали целыми родами, некому было хоронить погибших. По указу новгородского священнослужителя Спиридона около божьего дома устроили скудельницу, в которой работал мужик Станила. Ему было поручено несколько обязанностей, среди которых и возить умерших.
Церковь из дерева несколько раз сгорала и восстанавливалась. По данным новгородских летописей, в 1358 году стоял каменный храм, возведённый на этой земле строителями Андреем Захарьиным и Даниилом Козиным. Он был почти вдвое крупнее настоящего варианта. Есть противоречия в исторических упоминаниях об этой церкви, однако по имеющимся сведениям можно допустить, что она была разобрана в начале пятнадцатого столетия.
В 1432 году по распоряжению новгородского священнослужителя Евфимия строится храм из дерева. В 1454 году всего за год возведено святилище, сохранившееся по сей день.
В шестнадцатом столетии в здании проведена реконструкция, в итоге которой появилось два уровня: первый этаж, называемый подцерковье, и второй этаж — непосредственно церковь. В этот же период снесли один из притворов и звонницу, крышу реконструировали в четырёхскатную. В первом десятилетии двадцатого столетия, из-за пожара, крышу реконструировали в восьмискатную.
Церковь Двенадцати Апостолов немного пострадала в период второй мировой войны. Церковь вновь отстроена и восстановлена спустя четыре года после её окончания. В 1957–1958 годах, во время очередных ремонтно-восстановительных работ произвели упрочнение и проверку здания.
В 2008 г. заменили и покрасили крышу и облицовку купола, восстановили и покрасили лицевую сторону, вокруг храма сделали каменную отмостку. В наши дни церковь значится историческим объектом. Пока проход во внутрь храма запрещён.
Церковь Двенадцати Апостолов похожа на храм Симеона Богоприимца в Зверино-Покровской обители. Оба здания возведены примерно в одно время и считаются яркими образцами исторического наследия Новгорода тех времён.
Церковь Двенадцати апостолов на Пропастях (на Пропастех)
Возле вала окольного города и Десятинной улицы расположена широкая площадь-сад, посреди которой возвышается небольшой старинный каменный храм. Это – церковь Двенадцати апостолов на Пропастях, одна из наиболее хорошо сохранившихся домосковских новгородских церквей Софийской стороны Великого Новгорода.
Небольшая белая церковь превосходно гармонирует с валом, деревьями и окружающими послевоенными постройками (среди которых наиболее видное место занимают высокая гостиница “Новгородская” и низкое стеклянное здание плавательного бассейна. В то же время, церковь не теряется на их фоне, выступая основной доминантой всего ансамбля, который, собственно, и формировался вокруг нее.
Храм был построен в 1454 году и представляет собой типичный новгородский однокупольный одноапсидный четырехстолпный каменный храм того времени.
Прежде фасады храма были увенчаны новгородским трехлопастным завершением, однако, уже в московский период оно по примеру многих местных церквей было заменено московскоским восьмисатным.
Впервые одноименный храм “святыхъ Апостолъ” упомянут в летописи еще под 1230-м годом. В то время в городе свирепствовал страшный мор, и у этого храма в общей могиле (“скудельнице”) похоронили более 3000 умерших, подобранных со всего города. Значит, уже в ту пору вокруг церкви было обширное пустое пространство. А под 1432 годом та же летопись сообщает, что храм выходил на Чудинцеву улицу. И хотя до перепланирования города в XVIII в. эта улица была не такой прямой и проходила гораздо ближе к храму, все равно площадь перед ним должна была на север простираться ничуть не меньше, если не больше. Не исключено, что именно здесь собиралось местное кончанское вече Загородского района – “конца” Софийской половины – “стороны” Великого Новгорода.
Из этого же известия становится понятным и происхождения приставки “на Пропастях”. Дело тут не в этом братском захоронении (подобные которому в народе до недавнего времени называли пропастьми). Рядом с храмом тогда проходила уже существовавшая в те поры Пропастьская улица. (Хотя память о той братской могиле хранилось долго, храм еще в XV в называли скудельницей)
Очевидно, храм в то время был еще деревянным. В дереве его перестраивали и в 1358, и 1432 гг. Первый раз инициатором выступал город в целом, во второй – архиепископ Ефимий, который двадцать два года спустя и повелит перестроить этот же храм в камне. Храм в ту пору имел большое значение, достаточно сказать, что он всегда был единственным приходским каменным храмом во всем Загородском конце. А его компактные размеры и довольно строгое убранство фасадов видимо были связаны с антимосковскими идеями Ефимия, который противопоставлял пышным низовским храмам строгие и некрупные новгородские храмы, возрождая сравнительно аскетическое храмовое убранства XII в., времен побед новгородцев над суздальцами.
За много веков существования храма окружающая его застройка неоднократно менялась (хотя площадь вокруг него при этом оставалась всегда). Например, в послевоенные годы по генеральному плану восстановления города Десятинную улицу провели мимо храма, эффектно ограничив площадь перед ним с юга. Тогда же вокруг церкви возникли ориентированные как на нее, так и на улицу здания бассейна, гостиницы и ряд жилых домов. И, хотя улицу планировали в основном исходя из идеи общей симметрии основных магистралей центральной части левого берега,- и она, и выросшие на ней здания вполне гармонируют и со старинным храмом Двенадцати Апостолов. Интересен и ряд жилых домов 1960-х гг из силикатного кирпича, оформляющих северную часть храмовой площади. Хотя к церкви (как и к валам окольного города) они обращены не парадными, не облицованными фасадами (главные фасады этого комплекса обращены на Чудинцеву и Десятинную улицу), даже с этой стороны нетрудно заметить, что для своего времени они слишком монументальны, будто бы сделаны под влиянием сталинского ампира. Да и весь их комплекс со своей на удивление регулярной планировкой нетипичен для советского градостроительства того времени. Дело в том, что несмотря на всю строгость новых архитектурных канонов с непременной отменой всех архитектурных излишеств, в Новгороде по прежнему действовал послевоенный генеральный план восстановления исторической части города с регулярной планировкой кварталов и монументальным обрамлением улиц. Поэтому архитекторы вынуждены были всячески приспосабливаться как к старому плану, так и к новейшим требованиям. Великий Новгород в этом отношении по своей послевоенной архитектуре едва ли не уникальный город в России.
В годы Великой Отечественной войны храм оказался на оккупированной фашистами территории и пострадал. Несмотря на то, что он был впоследствии возрожден из руин, внутреннее убранство, включая древнерусские фрески, так и не было восстановлено. Пострадал и главный западный вход с папертью, который теперь заложен. Однако, церковь по прежнему радует глаз и сохраняет свой исторический облик. Будучи расположена в стороне от оживленных Чудинцевой и Прусской улиц, она оказалась в стороне от классических туристических маршрутов и многим гостям города остается неведомой (в основном, ее с первого раза видят лишь те, кто останавливается в расположенной напротив нее гостинице “Новгородская”). Однако, те, кто видел этот храм, соглашаются, что это – одно из самых приятных мест города.
Церковь Двенадцати Апостолов
Фото и описание
Деревянная церковь не раз подвергалась пожару и перестраивалась. В 1358 году в первой и третьей новгородской летописи упоминается о каменной церкви, выстроенной на том самом месте мастерами Даниилом Козиным и Андреем Захарьиным. Тот храм был гораздо больше современного. Большинство летописных сведений о нем достаточно противоречивы, но, судя по всему, он был разрушен еще до 1405 года. В 1432 году по приказу новгородского архиепископа Евфимия была возведена деревянная церковь. Чуть позднее, в 1454 году был заложен и в течение года выстроен уже каменный храм, который и дошел до наших дней.
На рубеже 16 века в храме Двенадцати Апостолов было сделано перекрытие, которые разделило здание на два этажа. Нижняя часть церкви представляла собой подцерковье, а верхняя часть являлась самой церковью. Именно в это время была полностью разобрана колокольня, а также западный притвор; в четырехскатную была перестроена и кровля. После сокрушительного пожара в 1904 году кровлю уже сделали восьмискатной.
В 19 веке архимандрит Макарий в своих летописях отмечал, что место, на котором стоит церковь, ранее называлось Митрополичьим или Владычным островом. Тогда церковь находилась в саду и вместе с подворьем и садом принадлежала Архиерейскому Новгородскому дому, в котором часто останавливались церковные иерархи, приезжавшие из Москвы.
Известно, что храм Двенадцати Апостолов особенно сильно пострадал в период Великой Отечественной Войны. Полное восстановление и реставрация церкви прошли в 1949 году. В период 1957-1958 годы последовала следующая реставрация, во время проведения которой было произведено значительное укрепление, а также исследование памятника.
Церковь – это одноапсидный, крестокупольный, одноглавый храм с восьмискатным покрытием. Фундамент храма основан на глиняном материке. Характерной особенностью церкви является двухъярусный притвор, второй ярус которого и служил звонницей.
В 2008 году на церкви Двенадцати Апостолов была заменена и выкрашена обшивка купола и кровля, по всему периметру была выполнена отмостка, сделанная из булыжника, и отреставрирован и побелен фасад здания. Храм имеет много схожих черт с церковью Симеона Богоприимца, расположенной в Зверин-Покровском монастыре. Оба здания выстроены с разницей в 13 лет, но оба являются типичными примерами архитектурного зодчества города Новгорода той поры.
Церковь Двенадцати Апостолов на Пропастях
На территории Загородского конца существовало несколько древних храмов и монастырей. В настоящее время здесь сохранилась лишь одна древняя постройка — каменная церковь Двенадцати апостолов на Пропастях.
Небольшая белая церковь превосходно гармонирует с валом, деревьями и окружающими послевоенными постройками (среди которых наиболее видное место занимают высокая гостиница «Новгородская» и низкое стеклянное здание плавательного бассейна. В то же время, церковь не теряется на их фоне, выступая основной доминантой всего ансамбля, который, собственно, и формировался вокруг нее.
Храм был построен в 1454 году и представляет собой типичный новгородский однокупольный одноапсидный четырехстолпный каменный храм того времени.
Прежде фасады храма были увенчаны новгородским трехлопастным завершением, однако, уже в московский период оно по примеру многих местных церквей было заменено московскоским восьмисатным.
Впервые одноименный храм «святыхъ Апостолъ» упомянут в летописи еще под 1230-м годом. В то время в городе свирепствовал страшный мор, и у этого храма в общей могиле («скудельнице») похоронили более 3000 умерших, подобранных со всего города. Значит, уже в ту пору вокруг церкви было обширное пустое пространство. А под 1432 годом та же летопись сообщает, что храм выходил на Чудинцеву улицу. И хотя до перепланирования города в XVIII в. эта улица была не такой прямой и проходила гораздо ближе к храму, все равно площадь перед ним должна была на север простираться ничуть не меньше, если не больше. Не исключено, что именно здесь собиралось местное кончанское вече Загородского района – «конца» Софийской половины – «стороны» Великого Новгорода.
Из этого же известия становится понятным и происхождения приставки «на Пропастях». Дело тут не в этом братском захоронении (подобные которому в народе до недавнего времени называли пропастьми). Рядом с храмом тогда проходила уже существовавшая в те поры Пропастьская улица. (Хотя память о той братской могиле хранилось долго, храм еще в XV в называли скудельницей)
Очевидно, храм в то время был еще деревянным. В дереве его перестраивали и в 1358, и 1432 гг. Первый раз инициатором выступал город в целом, во второй – архиепископ Ефимий, который двадцать два года спустя и повелит перестроить этот же храм в камне. Храм в ту пору имел большое значение, достаточно сказать, что он всегда был единственным приходским каменным храмом во всем Загородском конце. А его компактные размеры и довольно строгое убранство фасадов видимо были связаны с антимосковскими идеями Ефимия, который противопоставлял пышным низовским храмам строгие и некрупные новгородские храмы, возрождая сравнительно аскетическое храмовое убранства XII в., времен побед новгородцев над суздальцами.
За много веков существования храма окружающая его застройка неоднократно менялась (хотя площадь вокруг него при этом оставалась всегда). Например, в послевоенные годы по генеральному плану восстановления города Десятинную улицу провели мимо храма, эффектно ограничив площадь перед ним с юга. Тогда же вокруг церкви возникли ориентированные как на нее, так и на улицу здания бассейна, гостиницы и ряд жилых домов. И, хотя улицу планировали в основном исходя из идеи общей симметрии основных магистралей центральной части левого берега,- и она, и выросшие на ней здания вполне гармонируют и со старинным храмом Двенадцати Апостолов. Интересен и ряд жилых домов 1960-х гг из силикатного кирпича, оформляющих северную часть храмовой площади. Хотя к церкви (как и к валам окольного города) они обращены не парадными, не облицованными фасадами (главные фасады этого комплекса обращены на Чудинцеву и Десятинную улицу), даже с этой стороны нетрудно заметить, что для своего времени они слишком монументальны, будто бы сделаны под влиянием сталинского ампира. Да и весь их комплекс со своей на удивление регулярной планировкой нетипичен для советского градостроительства того времени. Дело в том, что несмотря на всю строгость новых архитектурных канонов с непременной отменой всех архитектурных излишеств, в Новгороде по прежнему действовал послевоенный генеральный план восстановления исторической части города с регулярной планировкой кварталов и монументальным обрамлением улиц. Поэтому архитекторы вынуждены были всячески приспосабливаться как к старому плану, так и к новейшим требованиям. Великий Новгород в этом отношении по своей послевоенной архитектуре едва ли не уникальный город в России.
В годы Великой Отечественной войны храм оказался на оккупированной фашистами территории и пострадал. Несмотря на то, что он был впоследствии возрожден из руин, внутреннее убранство, включая древнерусские фрески, так и не было восстановлено. Пострадал и главный западный вход с папертью, который теперь заложен. Однако, церковь по прежнему радует глаз и сохраняет свой исторический облик. Будучи расположена в стороне от оживленных Чудинцевой и Прусской улиц, она оказалась в стороне от классических туристических маршрутов и многим гостям города остается неведомой (в основном, ее с первого раза видят лишь те, кто останавливается в расположенной напротив нее гостинице «Новгородская»). Однако, те, кто видел этот храм, соглашаются, что это – одно из самых приятных мест города.
Собор двенадцати апостолов
¦ 7. Собор двенадцати апостолов
(стр. 50–54; илл. стр. 51, 52, 410–411)
Новгородский музей, инв. 2822.
Первая половина XV в. (около 1432 г.)
137 × 97.
Происхождение. Из иконостаса церкви Двенадцати апостолов «на Пропастех» на Софийской стороне в Новгороде (храмовая икона). Поступила в Новгородское епархиальное древлехранилище в 1915 г.
Раскрытие. Первые пробные расчистки сделаны после поступления иконы в Древлехранилище (по предположению Э. А. Гордиенко, их исполнил П. И. Юкин): были частично сняты записи на одеждах апостолов, главным образом на одеждах Петра. С 1978 г. икона раскрывается Е. М. Кристи в Москве в объединении «Росреставрация».
Доска липовая, из двух частей, с двумя односторонними несквозными шпонками. Ковчег, паволока.
Сохранность. Многочисленные утраты первоначальной живописи. Все нимбы вырезаны вместе с грунтом до доски, заменены новыми вставками. Внутренние границы этих вставок идут по контуру голов и ликов (местами нарушая контур), наружные часто заходят на фон. На всех ликах сильно пострадали глаза. Наиболее сохранны глаза на лике Фомы.
Самая большая вставка поздней живописи (XVI в.?) — в левом нижнем углу иконы: ее граница начинается на левом поле, поднимается до Евангелия в руках Марка, опускается вниз к колену Петра и далее захватывает ноги Петра и всю центральную часть позема, обрезая также пальцы ноги Павла. Эта вставка исполнена темперой и по приемам очень близка к первоначальной живописи.
Многочисленные мелкие потертости, утраты, вставки и тонировки.
Описание.
Фигуры апостолов в рост, слегка склоненные, большинство в трехчетвертном повороте к центру композиции. Посредине изображены Петр и Павел, обращенные друг к другу в три четверти, и стоящий за ними в центре всей композиции старец Иоанн, слегка повернувшийся к Павлу. Слева пять фигур: на первом плане евангелист Марк и за ним евангелист Лука, в глубине апостолы Фома (у левого края), Иаков и Андрей. Справа четыре фигуры: на первом плане евангелист Матфей, за ним Симон, Варфоломей и Филипп (у правого края). Над апостолами вверху в центре — поясное изображение Спаса в голубом ореоле трех оттенков, окаймленном розовой полосой с белыми «облаками» в виде изгибающейся фестонами волнистой линии. Спас в желтых охряных одеяниях, благословляет обеими руками. Петр держит свернутый белый свиток; из-за плохой сохранности участка живописи нельзя установить, были ли в его руках ключи. Павел, Иоанн и Марк держат книги с желтой крышкой, украшенной крупными белильными жемчугами и камнями, с киноварным обрезом. У Матфея Евангелие с ярко-розовым обрезом. У остальных апостолов руки заслонены фигурами первого плана.
Петр облачен в синий хитон и желтый гиматий, который в тенях имеет оранжевый оттенок. Павел в зеленом хитоне и лилово-коричневом гиматии. Марк в красном (киноварном) хитоне и темно-зеленом гиматии, накинутом на оба плеча. Лука в голубом хитоне и светло- сиреневом гиматии. У Фомы виден только кирпичный гиматий, у Иакова только голубой (зеленоватый) гиматий. Матфей облачен в киноварный хитон и оливковый гиматий, апостол рядом с ним (Симон?) — в голубой хитон и розово-сиреневый гиматий, одежды Варфоломея не видно, Филипп — в светло-красном хитоне и изумрудно-зеленом гиматии.
Оттенки красок очень насыщенные, многие тона смешанные, переходные. На одеждах крупные белильные пробела, местами лежащие прозрачным слоем; контуры подчеркнуты темными описями. Лики, руки и ноги исполнены очень рельефно, плотной охрой по зеленовато-коричневому санкирю, с яркой подрумянкой и энергичными белильными «движками».
Позем изумрудно-зеленый (виден в правой части иконы). Местами сохранилась обводка нимбов — красные и белые полоски. Фон и поля золотые (золото потерто), вокруг всей иконы киноварная обводка.
Наверху на фоне, по сторонам «славы» с Христом, киноварная надпись, видимо XVI в. Слева она сохранилась фрагментарно, справа читается:
Иконография.
2 Об апостолах и их изображениях в различных сценах см.:
Иконография «Собора двенадцати апостолов» не изучена. Сохранившиеся произведения и описания иконописных подлинников свидетельствуют, что изображения «Собора апостолов» бывали двух типов. Один из них — как в издаваемой новгородской иконе, с фигурами в рост, образующими единую группу. Кажется, самый ранний из сохранившихся образцов такого извода в византийском искусстве — икона раннего XIV в. в ГМИИ, с греческой надписью на фоне
4 «Reallexikon zur byzantinisches Kunst». Herausgegeben von K. Wessel. Unter Mitwirkung von M. Restle. Bd. I– III (Lief. 1–24). Stuttgart, 1963–1978, 1, Sp. 239.
5 G. et M. Sotiriou. Icones du Mont Sinaï, I, II. Athènes, 1956, 1958, I, pl. 217.
Особенность иконы Новгородского музея, по сравнению с византийским памятником из ГМИИ, — сомкнутость группы апостолов и изображение благословляющего Христа вверху, в ореоле. Эта деталь придает композиции сходство с «Вознесением» и «Отосланием апостолов на проповедь» (ср. ; ; ; ; ; ; ; ).
7 А. Успенский. Собор 12-ти апостолов. Иконографическая заметка. «Московские церковные ведомости», 1902, с. 577.
В новгородском искусстве XV в. этот редкий извод «Собора апостолов» встречается, помимо издаваемой иконы, в клейме иконы «Богоматерь Умиление» второй половины — конца XV в., из собрания Н. П. Лихачева (ГРМ, кат. № 54). В самом конце XV в. в Софийской таблетке появляется иной извод, с поясными изображениями апостолов среди стеблей вьющейся лозы (см. кат. № 63–21б). Видимо, этот извод более поздний, иллюстративно-литературный (на слова одного из ирмосов «Всел еси на коня. »); именно он становится в XVI–XVII вв. более распространенным. Тип иконы Новгородского музея свидетельствует о том, что именно новгородская иконопись сохранила в XV в. классическую византийскую традицию иконографии «Собора апостолов».
Варианты «Собора апостолов» встречаются в новгородском искусстве и в XVI в. В миниатюре Апостола 1544 г., из Михалицкого монастыря, ГПБ, Соф. 45, л. 17 об., представлены двенадцать апостолов в рост (т. е. согласно древним образцам), на фоне храма, символизирующего апостольскую церковь. В центре — Христос в рост, с открытой книгой; правая рука Христа сложена в благословляющем жесте, причем пальцы опущены вниз, к книге, почти как в древних новгородских «Спасах на престоле» — «Спасе царя Мануила», «Спасе» из Благовещенского собора, «Спасе» с Варлаамом Хутынским (см. кат. № 1). Композиция миниатюры Апостола 1544 г. в целом несколько напоминает миниатюру Менология Василия II под 1 сентября (см. о ней стр. 182); поясняющая надпись гласит: «Събор стых двоунадесят апслъ».
Датировка и атрибуция.
Литература.