церковь хвалово троицы живоначальной
Свято-Троицкий храм (Горка-Хваловская)
Каменный Троицкий храм был сооружен в деревне Хвалово в 1822–1825 (архитектор А. Макушев). В 1941 закрыт. В 1990-е возвращен верующим и с 1995 действует. 2 октября 2016 года митрополит Cанкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил храм. Храм – памятник архитектуры местного значения.
Содержание
История [ править ]
По благословению митрополита Михаила от 8-го декабря 1820 года, заложен новый, каменный, храм во имя св. Троицы, с приделами Рождества Богородицы и Николая Чудотворца. В отчете о построении этой церкви сказано следующее:
Кроме сборной суммы, на постройку отпущено было, от комиссии духовных училищ — 4,000 руб. асс. Безвозвратно (указ духовной консистории января 15-го 1826 г., № 78). А всего на постройку употреблено 32,442 р. 35 к. (вероятно ассигнациями).
Каменный храм, итальянской архитектуры, с фронтонами, устроенными, каждый, на 4х колоннах и с каменною колокольнею, имеет длины 17 1/2 саж., ширины — 7 саж. и высоты 13 саж. 1 арш.; высота колокольни, с шпицем, без креста, 19 саж. 1/4 арш. В 1847 году храм покрыт железом. На южном фронтоне написано: Господи, возлюбил блоголепие дому Твоего и место селения славы Твоея: на северном: Благословен грядый во имя Господне; на западном: вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему.
Храм этот трехпрестольный. Главный храм, холодный, во имя св. Троицы; приделы теплые, Южный во имя св. Николая, северный во имя Рождества Богородицы. Антиминс главного престола освящен Григорием, епископом ревельским 1824 г., сентября 24-го и подписан митрополитом Серафимом; на запрестольном кресте написано, что храм заложен 1822 г., июля 30-го, священником Иоанном Семеновым, а освящен 1826 г., мая 30-го, им же соборне. Антиминс Никольского придела освящен и подписан митрополитом Амвросием 1804 г., октября 25-го. В алтаре крест с надписью, что храм освящен 1825 г., сентября 7-го, священником Семеновым. Антиминс придела Рождества Богородицы освящен и подписан митрополитом Михаилом 1819 г., ноября 3-го. На кресте, в алтаре, написано, что придел освящен 1825 г. сентября 6-го, тем и же Семеновым соборне.
Храм построен осташковским купцом Михаилом Савельевым Гречниковым, по плану новгородского епархиального архитектора Александра Макушева.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 187435, Ленинградская обл., Волховский р-н, Хваловская волость, д. Горка-Хваловская.
Паломнику [ править ]
Летний палаточный лагерь
По благословению настоятеля, при Свято-Троицком храме в деревне Хвалово летом организуется православный палаточный лагерь. Мероприятие организовывается совместно с Православным молодежным клубом Слава.
История храма
Фото с книги
История Троицкого храма (Никольский Сясьский погост).
С момента первого известного упоминания[1] в Писцовых книгах Обонежской пятины за 1555-56 гг. вплоть до 30-х годов XX века место, где стоит храм, носит название Никольского Сясьского погоста. Первый Никольский храм на этом месте появился не позднее XV – нач. XVI в. Первое же конкретное упоминание о храмах Никольско — Сясьского погоста мы встречаем в писцовых книгах Обонежской пятины 1582 – 83 годов: «Погост Никольской на Сяси, а на погосте церковь Николая Чудотворца, а другая церковь Рождество Пречистой, древяные, стоят без пения»[2]. Т.е. к концу XVI века в погосте имелось уже два храма. Заключение 27 февраля 1617 г. Столбовского мирного договора со Швецией положило начало возвращению местных жителей на свои места и восстановлению храмов. К 1627 г. «тщанием приходских дворян Головиных»[3] был восстановлен и заново освящен Никольский храм. Храм был однопрестольный деревянный и имел вид четырехконечного креста. В 1673 г. в Никольской церкви устраивается придел Рождества Богородицы (в том же алтаре). Во второй половине XVII века отстроенный храм постепенно пополняется не только иконами, но также утварью и книгами.
Прошение на постройку Введенского храма 1743 г.
Поскольку Никольский храм был холодным, в 1743 году статский советник Гордей Головин испрашивает дозволения на устроение теплого Введенского храма, который и был построен к 1750 г. В дальнейшем деревянные храмы несколько раз ремонтировались и перестраивались: обе церкви были поставлены на каменный фундамент, обиты тесом, в Никольском храме устроены купол и хоры, к имеющимся трем добавлены еще две главки, а также западная его часть значительно расширена. Несмотря на это, деревянные храмы постепенно ветшали, да и становились тесны.
В ноябре 1820 года священно- и церковнослужители, староста и прихожане испрашивают благословения правящего владыки на строительство в приходе каменной церкви в честь Святой Троицы вместо имеющихся деревянных. Заложена Троицкая церковь по благословению митрополита Михаила (Десницкого) священником Иоанном Семеновым 30 июля 1822 года. Строилась она по утвержденному «плану и фасаду подрядчиком и делателем Тверской губернии города Осташкова 3й гильдии купцом Михаилом Саввиным (в другом месте Савельевым) Гречниковым»[4]. Автор проекта – новгородский епархиальный архитектор Александр Макушев[5]. Новый Троицкий храм – «итальянской архитектуры, с фронтонами, устроенными каждый на 4х колоннах и с каменною колокольнею, имеет длины 17 ½ саж. (37,4 м.), ширины 7 саж. (14,9 м.) и высоты 13 саж. 1 арш. (28,5 м.); высота колокольни с шпицем без креста 19 саж. 2 ¼ арш. (52,14 м.)»[6].
Церковь трехпрестольная. Главный храм во имя Святой Живоначальной Троицы – летний, холодный. К нему пристраивалась обширная теплая трапезная с двумя приделами: южный – во имя святителя Николая, северный – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. За недостатком средств, из Никольского соборного храма г. Новой Ладоги был пожертвован старый иконостас и установлен в собственно Троицкой церкви, а иконостасы в приделы Никольский и Рождества Богородицы были перенесены из соответствующих приделов деревянной Никольской церкви. Освящены два придельных храма в 1825 году: 6 сентября – Рождества Пресвятой Богородицы и 7 сентября – святителя Николая. Церковь Святой Живоначальной Троицы была освящена настоятелем протоиереем Иоанном Семеновым 30 мая 1826 года. Помимо Иоанна Семенова в освящении Троицкого храма участвовали «Троицкого Зеленецкого монастыря казначей иеромонах Корнилий; священники: новоладожского Николаевского собора Алексей Соколов, Изсадского погоста Иоанн Травин, села Подбережья Иоанникий Флеров, села Рогожи – Тимофей Никитин, Успенского Сясьского погоста – Иоанн Иоаннов, села Лунгачи – Феодор Козмин, Маасельского погоста Сергий Иоаннов, села Заболотья – Иаков Азиатский и Александр Звонарев, Воскресенского Сясьского погоста Иаков Моисеев и села Кусяги – Василий Сергеев; Троицкого Зеленецкого монастыря ризничий, иеродиакон Гавриил, диаконы: Никольского Сясьского погоста – Василий Головин, Рождественского Сясьского – Иоанн Рождественский, села Заболотья Иоанн Михайлов, Изсадского погоста Никита Иоаннов, Маасельского погоста Григорий Николаев и Воскресенского погоста Иаков Федоров»[7].
Троицкий храм в 2009 году до реставрации.
После освящения нового каменного храма Введенская церковь была разобрана, Никольская по просьбе прихожан поправлена в том же 1826 г и заново освящена в честь Казанской иконы Божией Матери, в ней устроен Введенский придел, освященные, соответственно, 15 и 16 мая 1827 года.
Казанский храм был обнесен деревянной бревенчатой оградой, над воротами которой находилась колокольня. В 1853 году колокольня по ветхости была разобрана. Внутри ограды находилось кладбище[8]. Никольский – Казанский храм XVII века простоял до 20-х годов XX в., а после на его месте была построена часовня.
При Троицком храме действовала приходская школа для крестьянских детей, Церковно-приходское попечительство. Последний священник Василий Кубецкий был расстрелян в 1937 году и с этого времени церковь не действовала. Хотя многие источники указывают, что закрытие храма произошло в 1941 году.
Троицкий храм в д. Хвалово. Начало 90-х годов.
В 90-х годах храм был вновь возвращен верующим и сразу были восприняты попытки восстановить храм. К сожалению, по многим причинам эти попытки не увенчались успехом. В 2012 году, настоятелем храма был назначен протоиерей Алексий Исаев, трудами которого храм был восстановлен и в нем возродилась полноценная богослужебная жизнь.
2 октября 2016 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием был совершен чин великого освящения Троицкого храма.
Освящение престола 2 октября 2016 г.
На сегодняшний день в храме регулярно совершаются богослужения, действует детская воскресная школа, проводятся катехизаторские беседы перед таинством Крещения и венчанием.
Внутреннее убранство храма. Рождество Христово 2019 г.[1] Платежная книга Ладожского наместничества Обонежской пятины и Оштинского стана 7064 (1555/56) г.// Писцовые книги Новгородской земли. / Т.2: Писцовые книги Обонежской пятины XVI в. / сост. К.В. Баранов. – СПб: «Дмитрий Буланин», 1999. – С. 35.
[2] Книга Обонежской пятины, Заонежской половины, письма Ондрея Васильевича Плещеева и подьячего Семейки Кузмина, 7091 года (1582-1583 г.). Л. 289. // Неволин К.А. О пятинах и погостах … – С. 145.
[4] Историко-статистические сведения … С. 119.
[6] Историко-статистические сведения… С. 120.
[7] Историко-статистические сведения… С. 120.
Горка Хваловская. Церковь Троицы Живоначальной.
Троицкая церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Один из возможных вариантов происхождения название Хвалово, свзывают с тем, что по случаю Столбовского мира здесь произошло большое торжество – «хваление». Сохранившаяся каменная церковь Пресвятой Троицы входила в состав Никольского Сясьского погоста. Она была построена в 1822 – 1825 по проекту новгородского епархиального архитектора А. Макушева. Кроме главного, церковь имеет еще два придела: Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы. Строился храм на средства купца М.С. Гречишникова.
Закрыт в 1941г. В настоящее время восстанавливается.
Земля Невская православная: Краткий церковно-исторический справочник. СПб.: Лики России, 2006. Ю.Черемская, Г. Райков Санкт-Петербург – Тихвин (иллюстрированный путеводитель). Тихвин.: Издательская служба Тихвинского Богородичного мужского монастыря, 2006
С момента первого известного упоминания в Писцовых книгах Обонежской пятины за 1555-56 гг. вплоть до 30-х годов XX века место, где стоит храм, носит название Никольского Сясьского погоста. Первый Никольский храм на этом месте появился не позднее XV – нач. XVI в. Первое же конкретное упоминание о храмах Никольско-Сясьского погоста мы встречаем в писцовых книгах Обонежской пятины 1582-83 годов: «Погост Никольской на Сяси, а на погосте церковь Николая Чудотворца, а другая церковь Рождество Пречистой, древяные, стоят без пения». Т.е. к концу XVI века в погосте имелось уже два храма. Заключение 27 февраля 1617 г. Столбовского мирного договора со Швецией положило начало возвращению местных жителей на свои места и восстановлению храмов. К 1627 г. «тщанием приходских дворян Головиных» был восстановлен и заново освящен Никольский храм. Храм был однопрестольный деревянный и имел вид четырехконечного креста. В 1673 г. в Никольской церкви устраивается придел Рождества Богородицы (в том же алтаре). Во второй половине XVII века отстроенный храм постепенно пополняется не только иконами, но также утварью и книгами.
Поскольку Никольский храм был холодным, в 1743 году статский советник Гордей Головин испрашивает дозволения на устроение теплого Введенского храма, который и был построен к 1750 г. В дальнейшем деревянные храмы несколько раз ремонтировались и перестраивались: обе церкви были поставлены на каменный фундамент, обиты тесом, в Никольском храме устроены купол и хоры, к имеющимся трем добавлены еще две главки, а также западная его часть значительно расширена. Несмотря на это, деревянные храмы постепенно ветшали, да и становились тесны.
В ноябре 1820 года священно- и церковнослужители, староста и прихожане испрашивают благословения правящего владыки на строительство в приходе каменной церкви в честь Святой Троицы вместо имеющихся деревянных. Заложена Троицкая церковь по благословению митрополита Михаила (Десницкого) священником Иоанном Семеновым 30 июля 1822 года. Строилась она по утвержденному «плану и фасаду подрядчиком и делателем Тверской губернии города Осташкова 3й гильдии купцом Михаилом Саввиным (в другом месте Савельевым) Гречниковым».Автор проекта – новгородский епархиальный архитектор Александр Макушев. Новый Троицкий храм – «итальянской архитектуры, с фронтонами, устроенными каждый на 4х колоннах и с каменною колокольнею, имеет длины 17 ½ саж. (37,4 м), ширины 7 саж. (14,9 м) и высоты 13 саж. 1 арш. (28,5 м); высота колокольни с шпицем без креста 19 саж. 2 ¼ арш. (52,14 м)».
Церковь трехпрестольная. Главный храм во имя Святой Живоначальной Троицы – летний, холодный. К нему пристраивалась обширная теплая трапезная с двумя приделами: южный – во имя святителя Николая, северный – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. За недостатком средств, из Никольского соборного храма г. Новой Ладоги был пожертвован старый иконостас и установлен в собственно Троицкой церкви, а иконостасы в приделы Никольский и Рождества Богородицы были перенесены из соответствующих приделов деревянной Никольской церкви. Освящены два придельных храма в 1825 году: 6 сентября – Рождества Пресвятой Богородицы и 7 сентября – святителя Николая. Церковь Святой Живоначальной Троицы была освящена настоятелем протоиереем Иоанном Семеновым 30 мая 1826 года.
После освящения нового каменного храма Введенская церковь была разобрана, Никольская по просьбе прихожан поправлена в том же 1826-м и заново освящена в честь Казанской иконы Божией Матери, в ней устроен Введенский придел, освященные, соответственно, 15 и 16 мая 1827 года.
Казанский храм был обнесен деревянной бревенчатой оградой, над воротами которой находилась колокольня. В 1853 году колокольня по ветхости была разобрана. Внутри ограды находилось кладбище. Никольский – Казанский храм XVII века простоял до 20-х годов XX в., а после на его месте была построена часовня.
При Троицком храме действовала приходская школа для крестьянских детей, Церковно-приходское попечительство. Последний священник Василий Кубецкий был расстрелян в 1937 году и с этого времени церковь не действовала. Хотя многие источники указывают, что закрытие храма произошло в 1941 году.
В 1990-х годах храм был вновь возвращен верующим и сразу были восприняты попытки восстановить храм. К сожалению, по многим причинам эти попытки не увенчались успехом. В 2012 году настоятелем храма был назначен протоиерей Алексий Исаев, трудами которого храм был восстановлен и в нем возродилась полноценная богослужебная жизнь.
2 октября 2016 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием был совершен чин великого освящения Троицкого храма.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Святой Живоначальной Троицы Д. Горка Хваловская Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Проверить наличие сведений о банкротстве организации в Едином федеральном ресурсе сведений о банкротстве (ЕФРСБ)
Проверить на сегодня
Информации об участии Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Святой Живоначальной Троицы Д. Горка Хваловская Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в тендерах не найдено. Данных об участии организации в арбитражных делах нет.
Надёжность
Выявлено 14 фактов об организации:
Связи
Актуальные Исторические Все
Выявлена 1 действующая и 7 ликвидированных связанных организаций
Выявлены 3 действующие и 3 ликвидированные связанные организации и индивидуальных предпринимателя
Выявлены 4 действующие и 10 ликвидированных связанных организаций и индивидуальных предпринимателей
Проверки
За период с 2015 года в отношении Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Святой Живоначальной Троицы Д. Горка Хваловская Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) инициирована 1 проверка.
Госзакупки
Сведения об участии Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Святой Живоначальной Троицы Д. Горка Хваловская Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в госзакупках в качестве поставщика или заказчика по 44-ФЗ, 94-ФЗ и 223-ФЗ отсутствуют.
Долги
Информация об исполнительных производствах в отношении Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Святой Живоначальной Троицы Д. Горка Хваловская Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) не найдена.
Филиалы и представительства
Сведения о филиалах и представительствах Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Святой Живоначальной Троицы Д. Горка Хваловская Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) отсутствуют.
Последние изменения
Физическое лицо Щукина Валентина Никитична более не является учредителем
Физическое лицо Сачкова Любовь Ивановна более не является учредителем
Физическое лицо Белова Александра Ивановна более не является учредителем
Физическое лицо Каргина Капитолина Алексеевна более не является учредителем
Физическое лицо Грибкова Зоя Григорьевна более не является учредителем
Физическое лицо Михайлова Галина Владимировна более не является учредителем
Физическое лицо Михайлов Евгений Федорович более не является учредителем
Физическое лицо Жукова Александра Егоровна более не является учредителем
Похожие организации
Похожие организации подбираются на основе совпадения основного вида деятельности и региона ведения бизнеса:
Учредители учредителях» href=»/history/4631834?origin=egrul&group=founders» data-goal=»history_founders_ul»>
Данные об учредителях Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Святой Живоначальной Троицы Д. Горка Хваловская Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) отсутствуют в ЕГРЮЛ.
Финансы
Это ваша компания?
Зарегистрируйтесь и получите возможность управлять отображением информации о Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Святой Живоначальной Троицы Д. Горка Хваловская Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Судебные дела
Информация об участии организации в судебных делах отсутствует.
Лицензии
Сведения о лицензиях у организации отсутствуют.
Краткая справка
Основным видом деятельности является «Деятельность религиозных организаций». Организации МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ХРАМА СВЯТОЙ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ Д. ГОРКА ХВАЛОВСКАЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) присвоены ИНН 4702011392, ОГРН 1034700004822, ОКПО 75116074.
Телефон, адрес электронной почты, адрес официального сайта и другие контактные данные Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Святой Живоначальной Троицы Д. Горка Хваловская Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) отсутствуют в ЕГРЮЛ и могут быть добавлены представителем организации.
Храм Святой Живоначальной Троицы д.Хиттолово
Православная местная религиозная организация
Приход храма Святой Живоначальной Троицы д.Хиттолово Выборгской Епархии РПЦ (Московский Патриархат)
Адрес: РФ, 188665, Ленинградская область, Всеволожский район, дер.Хиттолово, ул.Свободы, д.16
Показать полностью.
Храм Святой Живоначальной Троицы д.Хиттолово запись закреплена
БОГОСЛУЖЕНИЯ в ХРАМЕ СОВЕРШАЮТСЯ
в ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ, а также
в ДНИ ДВУНАДЕСЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ
=======================
Показать полностью.
ВСЕМ ПРИХОДЯЩИМ В ХРАМ
быть в защитной маске и держаться
друг от друга на безопасном расстоянии
=======================
Расписание на ноябрь 2021 г.
Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий
*** В расписание могут быть внесены изменения.
Храм Святой Живоначальной Троицы д.Хиттолово запись закреплена
13 ноября
ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНЫХ СПИРИДОНА и НИКОДИМА, ПРОСФОРНИКОВ ПЕЧЕРСКИХ
Блаженный Спиридон был родом из простой крестьянской семьи. Не обученный грамоте, он владел языком веры, а богатством ему служили добродетели и дела, угодные Богу. Со страхом Божиим и желанием совершенства в сердце своем он поступил в Киево-Печерскую лавру в 1139 году и предался самому суровому подвижничеству.
Показать полностью. Уже достигнув почтенного возраста, он усердно принялся за учебу и выучил наизусть всю Псалтирь, так что каждый день пел наизусть все псалмы.
Видя благочестие, доброту и трудолюбие Спиридона, настоятель Пимен доверил ему святое и богоугодное дело – приготовление просфор для совершения Евхаристии. Рубя дрова или меся тесто, Спиридон сосредотачивался единственно на мыслях о Господе, в чем ему помогало непрестанное чтение псалмов. Так, приготавливая хлебы для святого возношения, он сам приносил Богу угодную Ему жертву хваления.
Однажды, когда он растапливал печь, пламя неожиданно взметнулось и пол загорелся. Тогда святой закрыл устье печи своей мантией, затем связал вместе рукава подрясника, бросился к колодцу и наполнил одежду водой, а затем призвал на помощь братию. Прибежав на его крик, монахи с изумлением обнаружили, что закрывавшая печное устье мантия осталась невредимой, а вода из одежды не вылилась, так что пожар был без труда потушен. Тогда все воздали хвалу Господу, который столь чудесным образом пришел на помощь Своему верному служителю.
Близким сподвижником Спиридона был монах Никодим. Он с усердием подражал ему как в послушании, так и в духовных трудах. Они вместе на протяжении тридцати лет занимались изготовлением просфор и почили во Христе, достигнув преклонных лет. Их драгоценные мощи покоятся в Ближних пещерах.
Храм Святой Живоначальной Троицы д.Хиттолово запись закреплена
ЧТО ТАКОЕ ПРОСФОРА?
Как правильно ее хранить и употреблять?
13 ноября Церковь чтит день памяти святых просфорников Печерских – преподобных Спиридона и Никодима. В этой связи поговорим о просфоре.
Показать полностью.
Это слово обозначает в переводе с греческого языка «приношение». В собственном логическом смысле древней Церкви это всякое Литургийное приношение: хлеб, вино, вода, елей, свечи. Диаконы записывали имена жертвователей просфоры-приношения в специальный помянник и поминали их на Литургии. Позже словом «просфора» стал называться именно хлеб, предназначаемый для Евхаристии.
Почему именно хлеб? Потому что Господь Сам назвал Себя Хлебом. «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). И во время Тайной вечери именно хлеб Господь преломил, сказав: «Сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22:19).
Просфора – это круглый небольшой хлеб, состоящий из двух частей (символ двойной природы Христа – Божьей и человеческой). Хлеб обязательно дрожжевой или квасной – «живой». Вспомним евангельскую притчу о закваске (Мф. 13:33). Просфора печется обязательно из чистой пшеничной муки. Она также состоит из воды (можно крещенской) и соли. Вверху просфоры имеется печать. Чаще всего это крест и буквы «Ис.», «Хс.» – Иисус Христос и греческие «Ника» – «победа». Возможны на печатях также изображения Пресвятой Богородицы, святых.
Из просфоры с Христовой печатью вырезается Агнец, который на Литургии станет Телом Христовым, из остальных вынимаются частички с поминовением имен живых и усопших православных христиан. Просфоры по окончании Литургии выносятся из алтаря и раздаются верующим. Часто это делается в свечной лавке.
К просфоре нужно относиться как к святыне. Это не простой хлеб. Он участвовал в богослужении (Святое святых Православной Церкви) – Литургии.
Дома его следует хранить в специальном месте, можно возле икон, потреблять со святой водой только натощак со специальной молитвой: «Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь». Следует внимательно относиться к крошкам, стараться не сорить и не разбрасывать их. Заплесневелая просфора по обычаю утилизируется: выбрасывается в реку – в проточную воду.
По своему опыту скажу, что наиболее удобно хранить просфору следующим образом. Пока она свежая, разрезать ее на маленькие кусочки, положить их в полотняный мешочек, чтобы они высохли (можно и в полиэтиленовый, только не закрывать его, чтобы был доступ воздуха). Когда частички просохнут, их хранят хоть несколько лет. Маленькие кусочки удобнее вкушать. Кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага, которая может стать питательной средой для спор плесени.