церковь рождества и покрова богородицы
Церковь Покрова и Рождества Богородицы («от пролома»). История псковских храмов: рассказывают студенты-теологи
Мы попросили студентов ПсковГУ теологического направления рассказать об истории псковских храмов. Продолжает проект «История псковских храмов: рассказывают студенты-теологи» публикация о храме Покрова и Рождества Богородицы («от пролома»), которую подготовил студент 3 курса направления Теологии ПсковГУ Алексей Федоров.
Церковь Покрова и Рождества Богородицы («от пролома») находится в юго-западной части исторического центра г. Пскова, в границах крепостной стены Окольного города, рядом с Покровской башней.
Год основания Покровского монастыря, на территории которого находился храм, доподлинно не известен. Как и во многих других случаях, исторические источники не дают на этот счет однозначной информации. Так, в полном месяцеслове, изданном в 1848 г., без ссылки на какие-либо источники говорится, что церковь Покрова от Пролома построена каменная в 1399 году. Псковские летописи под 1465 годом упоминают: «. в лето 6973. и псковичи с посажены своих хоромов блюдоучи и заложиши стеноу деревяноу от Великой реки. ».
В годы Великой Отечественной войны чудотворная монастырская икона «Образ Богородицы Псково-Покровской» была вывезена немецко-фашистскими оккупантами и обнаружена только в 1970 году. В Мюнхене проходила выставка русских икон XIII-XIX веков, где экспонировалась икона из частного собрания в Berrchtesgadene с названием «Pskov (Pleskau) und seine Umgebung» (Псков (Плескау) и его окрестности). Это и была «Богородица Псково-Покровская».
Летом 2000 года икона, выкупленная у частных владельцев, была символически подарена канцлером Германии Герхардом Шредером Президенту России Владимиру Путину. 31 августа 2000 года она была передана Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II послом Германии в России Эрнстом Йорком фон Штудницем. А 7 сентября 2001 года икона вернулась в Псков и сейчас находится в главном храме города — Троицком соборе. В церкви Покрова и Рождества находится её список.
В синодиках (поминальных записях) церкви упомянуты имена погибших при осаде монахов-защитников Пскова.
Свое название «от Пролома» храм получил из-за эпизода, случившегося в ходе все той же обороны. Во время одного из приступов в результате обстрела обрушился участок крепостной стены между Покровской и Свиной башнями, и здесь образовался пролом. Псковичи буквально чудом отразили атаку противника, не позволив ему ворваться в город, и в благодарность за это вместе с воеводой Шуйским, руководившим обороной, перестроили Покровскую церковь, присоединив к ней еще одну – Рождества Богородицы. Таким образом, храм фактически состоит из двух церквей: Покрова Богородицы и Рождества Богородицы.
Времена осады Пскова помнит как раз Покровская церковь, а имеющая общую стену Рождественская была построена в память об отбитой атаке, случившейся в праздник Рождества Богородицы.
К середине XVIII века церковь обветшала и была предназначена под снос. Но, как часто бывало в подобных случаях, в дело вмешался Священный Синод, и храм уцелел. В 1813 году он был приписан к Никитской церкви. В 1912 году член-сотрудник Псковского археологического общества Василий Иванович Озелинг открыл и расчистил монастырский подземный вход длиной 22 сажени (около 40 метров), идущий со двора Покровской церкви вправо, к Покровской башне, и влево, к Баториеву пролому.
В 1920 году и Никитинский, и приписанный к нему Покровский храмы отошли в руки религиозной общины; это широко практиковалось в первые послереволюционные годы. В 1936 году церковь была окончательно закрыта.
Во время Великой Отечественной войны храм получил относительно небольшие повреждения: частично пострадала крыша стены и отделка, однако основное здание устояло и было абсолютно пригодно для реставрации.
Храм являет собой маленькое архитектурное чудо: он образован двумя церквями-«близнецами». Обе являются клетскими, крохотными, одноглавыми, одноапсидными. И только симметрично поставленная над притворами звонница на общей стене визуально придает им архитектурную целостность.
С востока к четверикам примыкают алтарные апсиды, с запада каждый храм имеет притвор и отдельный вход. Крыша над притворами единая, односкатная. Покрытие четвериков двухскатное, тесовое. Главы луковичной формы покрыты деревянным (осиновым) лемехом.
Фасады четвериков гладко обмазаны, лишены архитектурной обработки. Завершения барабанов и апсид декорированы традиционными поясками орнамента из треугольников – ряда «бегунца», обрамленного поребриком. окна апсид, жертвенников и барабанов щелевидные, четвериков и притвора более широкие, с наружными четвертями под ставни.
Интерьеры храмов бесстолпные, перекрыты коробовыми сводами, прорезанными ступенчатыми подпружными арками, завершенными световыми барабанами. В предалтарных стенах храмов устроены прямоугольные служебные ниши. Своды притворов коробовые, с распалубками над внутренним дверным проемом.
В 1961–1964 году церковь начали реставрировать по проекту архитектора Всеволода Петровича Смирнова. В процессе реставрации 1962-1964 гг. восстановлены своды придельной церкви Рождества, двухскатные кровли, звонница, покрытие глав. В знак памяти о трагических событиях 1581–1582 гг. и погибших псковичах в ходе главного приступа города архитектор установил перед ней каменный крест на валунном основании.
В 1993 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. Богослужения в то время проводились крайне редко — 2-3 раза в год. В настоящее время богослужения проводятся регулярно, отмечаются все церковные праздники, ведутся необходимые строительно-ремонтные работы. Всю информацию о современной жизни храма можно найти на странице во ВКонтакте.
Псков. Часть 3. Церковь Покрова и рождества Богородицы
Вот как ее описывают :
Храм состоит из двух бесстолпных церковок, каждая имеет по одной апсиде и притвору. Четверики церковок и притворы имеют общие стены. Своды перекрытий церковок опираются на южную стену Покровской церкви и на северную Рождественской. Средняя стена несёт на себе своды перекрытий двух церковок. Между сводами перекрытий перпендикулярные лучковые арочки к средней общей стене. Общая стена говорит о единовременной постройке всего комплекса, в связи с чем напрашивается вывод о сооружении комплекса после 1581 г. До этого времени церковь Рождества не упоминается.
Фасады четвериков и притворов не имеют декора, лишь главы и апсиды декорированы поясами, состоявшими из поребриков и «бегунцов». Алтари имеют по одному оконному проёму и щелевые проёмы (по одному) в жертвенниках, сооружённых в нишах северо-восточных углов четвериков Покровской и Рождественской церквей. Притворы перекрыты коробовыми сводами с распалубками над оконными проёмами и соединены между собой дверным проёмом в общей для этих притворов стене; также они соединены дверными проёмами с четвериками. Каждый притвор имеет по одному главному дверному проёму — входу в церкви. Кровли двухскатные тесовые, звонница трёхстолпная, сооружение при реставрации 1962-64 гг. Материал — известняковая плита. Размеры: длина (с притвором) 17 м, ширина 15 м. http://hramotproloma.org.ru/?module=articles&c=articles&b=2&a=6
На иконе изображены вполне узнаваемые места Пскова. В левой нижней части мы можем найти и изображение церкви о котрой выше шла речь.
Вот тут можно почитать об иконе подробнее:
http://i198.photobucket.com/albums/aa236/kavery13/00%20spring%202015/P106_zps1eyeino1.jpg Вот тут можно более подробно прочитать про икону.
Есть еще одна икона. посвященная этому событию.
Так называемая по имени владельца икона Жиглевича. На ней мы видим реальный план города Пскова. Церковь, героиню моего рассказа ищите в правой части картины. Как раз над ней мы видим Богородицу, которая явилась Дорофею.
Храм очень уютный, внутри можно сказать крохотное помещение. Сейчас там можно увидеть копию первой иконы. Оригинал был вывезен из города и долгие годы находился за границей, толко недавно при содействии властей на самом высоком уровне ее вернули во Псков, но находится она в главном храме.
Тепреь смотрим мои фотографии
Вот так выглядит это место сбоку
Покровская башня
Выходим за стену, на берег реки Великой.
Мирожский монастырь.
И в качестве бонуса схема расположения зданий на иконе Жиглевича Утащено отсюда : http://architecture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000006/st013.shtml
Цифры на прориси-плане проставлены автором публикации. Имеющиеся на иконе надписи (названия сооружений) в прориси не воспроизводятся, а даются в экспликации:
Средний город — 14. Плоская башня («костер над плоскими воротами»). XIV в. (?); 15. Мстиславская башня, или Бурковский костер. 1397; 16. Никольская круглая башня. 1387 — 1397; 17. Великая башня. 1477; 18. Васильевская башня. 1397; 19. Козья башня. 1387 — 1397; 20. Кумина башня. 1387 — 1397; 21. Петропавловская, или Кстовская, башня. 1397; 22. Церковь Иоанна Богослова на подворье Снетогорского монастыря («богодельня»). 1365. Вновь выстроена в 1466; 23. Церковь Петра и Павла с буя («петр и павел»). 1540; 24. Церковь Бориса и Глеба («ц. борис и глеб»). Около 1433; 25. Неидентифицированное здание на Старом торгу ( На плане 1740 г. здесь находится здание Псковской канцелярии.); 26. Церковь Георгия с болота («ц. георгин»). 1370; 27. Церковь архангела Михаила («ц. а. михаила» ). 1339. Колокольня построена во второй половине XVII в.; 28. Церковь Зачатия («зачатья»); 29. Церковь Василия Великого на го,рке («Василий»). Середина XVI в. ( Такая датировка (в отличие от прежней — 1413 г.) указана нами на основании исследования памятника Ю. Спегальским (см.: Спегальский Ю. Церковь Василия на Горке в Пскове // Советская археология. 1970. № 2. С. 252)); 30. Церковь Одигитрии на подворье Псково-Печерского монастыря («печерское подворье»). 1685; 31. Церковь Николы со Усохи («Николае»). 1535; 32. Подворье Святогорского монастыря («святогорское подворье»); 33. Церковь Алексея Человека божия («алексии человек божий»);
Окольный город (Полонище) и Запсковье — 34. Георгиевская башня («ворота егорев-скии»). XVI в.; 35. Покровские ворота («ворота покровскии»). XVI в.; 36. Покровская башня («покровская ба»). XVI в.; 37. Трупеховская полевая, или Лужская, башня. XVI в.; 38. Петровская башня («ворота Петровский»). XVI в.; 39. Михайловская башня. XVI в.; 40. Глухая (Никольская) грановитая башня. XVI в.; 41. Козьмодемьянская башня. 1526; 42. Гремячья башня («ворота гремяцкие»). Около 1484; 43. Неидентифицированная башня ( На участке стены между Гремячьей и Ильинской башнями (построен в 1482 — 1484 гг.) существовало три башни: Толокнянка, Глухая и Образский захаб, но на иконе изображены лишь какие-то две из них (№ 43 и № 44), одна пропущена.). Около 1482 — 1484; 44. Неидентифицированная башня. Около 1482 — 1484; 45. Ильинская башня («врата ильинскии»). Около 1482; 46. Волковская башня. Около 1482; 47. Загряжский захаб. Около 1482; 48. Быковская башня. Около 1482; 49. Варлаамский захаб. Около 1482; 50. Варлаамская наугольная башня. Около 1482; 51. Высокая (Воскресенская) башня. 1500; 52. Церковь Варлаама на Званице («варлама»). 1495; 53. Церковь Воскресения на Званице или со Стадища («воскресение»). XVI — XVII вв.; 54. Церковь Преображения Спасо-Преображенского монастыря («преображение»); 55. Церковь Святых отцов («церковь св. отец»); 56. Церковь Козьмы и Демьяна с Примостья («козмодемьян»). 1462 — 1463. Звонница построена вскоре после 1507; 57. Церковь святого Спасова образа у Жабьей лавицы («образ. «). XVII в.; 58. Трапезная церковь Евфимия на Снетогорском подворье («еуфим. «). XVI в. (?) ( Здание снесено в середине XIX в. На основании его изображения на иконе можно утверждать, что оно относилось к традиционному типу псковских трапезных храмов XVI в., состоящих из собственно церкви (двухэтажной, на подклете) и трапезной палаты. О примерах подобного традиционного типа трапезной см.: Морозкина Е. Архитектурный ансамбль Крыпецкого монастыря // Архитектурное наследство. 1963. № 15; Морозкина Е. Новое о зодчестве Пскова XVI в. по памятникам Спасо-Елизарова и Снетогорского монастырей // Исследования по истории архитектуры и градостроительства. М., 1964. Вып. 1; Малков Ю. Указ. соч. С. 72—73.); 59. Церковь Богоявления с Запсковья («святое богоявление»). 1496; 60. Церковь Иоанна Архиепископа («. епис. «). XVI —XVII вв.; 61. Церковь Евстратия (Елистрата) («евстратий»). XVI — XVII вв.; 62. Церковь Козьмы и Демьяна с Гремячьей горы («монастырь гремяцкой»). 1540; 63. Церковь Богоявления с Кстовы («богоявление в бродах»). XVI в. ( Засыпана Петром I в 1701 году — при возведении на этом месте бастиона во время русско-шведской войны.); 64. Церковь Божьей матери Казанской. XVII в.; 65. Церковь Зачатьевского монастыря («зачатенский м.») XVII в.; 66. Церковь Николы от Торга («св. Николае»). 1676; 67. Церковь Покрова от Торга («покрова»). 1590; 68. Церковь Иоанна Милостивого («иоанн м. «). XVI (?)—XVII вв.; 69. Церковь Григория Богослова («григорей богослов».); 70. Церковь Владимира на сенной ниве («князь владимер»); 71. Гостиный двор («ратуша, ряды» ). Конец XVII в. ( Каменные ряды Гостиного двора построены лишь в 1695 г. На нашей иконе показаны еще низкие деревянные (?) ряды-навесы и одно небольшое каменное здание — ратуша (надпись является результатом «поновления» иконы в XVIII веке)); 72. Церковь Анастасии в Кузнецах («церковь настасия»). Середина XVI в.; 73. Церковь Успения «с Полонища» XV — XVI вв. ( В соответствии с планом 1740 года (№ 123)); 74. Церковь на подворье Велико-пустынского монастыря («великопустынское подворье»); 75. Церковь Георгия со Взвоза («Георгий»). 1494; 76. Церковь Николы от Пролома («св. Николае»). 1685; 77. Церковь Покрова и Рождества от Пролома («монастырь покрова богородицы»). XVI в.; 78. Церковь Алексея Человека божия с Поля. 1540; 79. Церковь Димитрия с Поля. 1534; 80. Церковь великомученицы Варвары («церковь Варвары»). 1618; 81. Церковь Николы в Любятове («церковь св. Николая Любятове»). XVI в. (до 1569);
Завеличье — 82. Церковь Иоанна Предтечи («иванской»). XII — XIII вв.; 83. Церковь пророка Ильи («ильинской»); 84. Церковь Успения с Пароменья («церковь пароменская»). 1521; 85. Часовня Владычнего креста («крест владыцне») ( Никольская древняя церковь была снесена в XIX веке и на ее месте построена новая (см.: Окулич-Казарин Н. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1911. С. 240)); 86. Церковь Николы от Кож («никола»). XV(?) — XVI вв. ( Из I Псковской летописи известно, что каменная церковь Стефана была построена в 1546 г. (см.: Насонов А. Псковские летописи. М.; Л., 1941. Т. 1. С. 112). В самом конце XVII в. на ее месте была построена новая одноименная церковь, сохранившаяся и доныне.); 87. Церковь Климента, папы римского ( «климентей» ). XVI в.; 88. Церковь первомученика Стефана в Мирожском монастыре. XVII в.; 89. Спасо-Преобра-женский собор в Мирожском монастыре. Ок. 1156; 90. Ансамбль Псково-Печерского монастыря. XVI — XVII вв. ( Псково-Печерский монастырь находится в 50 км от Пскова. На иконе представлен художником из желания подчеркнуть неразрывную духовную и ратную связь монастыря с городом во время осады 1581 г. О монастырском ансамбле см.: Рабинович Г. Архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря // Архитектурное наследство. 1956. № 6. С. 57 — 86; Малков Ю. Указ. соч. С. 65 — 81.);
Церковь Покрова и Рождества от Пролома
Церковь Покрова и Рождества от Пролома Evgenij Rabchuk
За широкой спиной могучей Покровской башни скрывается небольшой храм, состоящий из двух соединенных общей стеной церквей — Покрова и Рождества Богородицы. Псковитяне обязательно добавляют к названию слова «от Пролома» — в память о подвиге защитников города, отбивших в 1581 г. штурм солдат Стефана Батория. Нападающие сделали пролом в стене, однако дальше продвинуться так и не смогли. Русских воинов воодушевили принесенные к месту сражения иконы из Покровского храма, стоявшего здесь с 1399 г. Через год в благодарность за победу к нему пристроили церковь Рождества Богородицы.
Что посмотреть
Храм состоит из двух бесстолпных одноапсидных четвериков с общей стеной, на которую опираются перекрытия единой кровли. Фасады лишены украшений, только на апсидах и барабанах глав есть декоративные пояски. На двухарочной звоннице между притворами висят три колокола.
Интерьер строг, чтобы не сказать аскетичен, ярким пятном выделяется только трехъярусный иконостас со списком знаменитого образа «Видение старца Дорофея».
Практическая информация
Адрес: Псков, ул. Свердлова, 1.
Как добраться: на автобусах №№ 2,2а, 5, 6, 8, 16, 19 до пл. Победы, оттуда пешком до набережной.
Храм Покрова Божией Матери
Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) – главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.
Через два года в Москве на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы. Первоначально здесь, на бровке Москвы-реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо – пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.
Во время походов на Казань Иван Грозный приказал ставить вокруг Троицкой церкви обетные деревянные храмы в честь тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем. Так, 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских – Александра, Иоанна и Павла – был разбит отряд татарской конницы князя Епанчи. 30 сентября, в день памяти Григория Армянского, была взята крепостная стена Казани вместе с Арской башней. 1 октября, в праздник Покрова, начался штурм города, победоносно закончившийся на следующий день, 2 октября, в праздник Киприана и Устиньи.
Другие храмы, по мнению исследователей, были связаны с царствующей династией или с местными московскими событиями: например, Василий III в декабре 1533 года перед смертью принял постриг под именем Варлаам. Храм Входа Господня в Иерусалим основан, вероятно, в честь победного возвращения Ивана Грозного с войском в Москву, что символически выразилось и в московской иконе XVI века «Церковь Воинствующая».
Все эти престолы первоначально находились в составе девяти глав-церквей Покровского собора, когда святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить здесь один собор в камне. Он же явился автором гениальной идеи нового храма. Сначала предполагалось поставить оставить семь храмов вокруг центрального восьмого, однако в процессе строительства «ради симметрии» был добавлен девятый южный придел, позднее освященный в честь Николы Великорецкого.
Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер – Иван Яковлевич Барма). Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» – и разгневал царя. «Ты лжешь!» – вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.
Престол центрального шатра освящен во имя Покрова Богородицы, и собор полностью стал называться храмом Покрова Божией Матери, «что на Рву». (Празднование Покрова в русский церковный календарь ввел еще святой князь Андрей Боголюбский). Освящал храм митрополит Макарий в июле 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых.
Маленькая северо-восточная церковь Василия Блаженного, позже построенная на могиле почитаемого в Москве юродивого, дала потом всему храму другое, более распространенное название – собор Василия Блаженного. Однако она вместе с приделом Рождества Богородицы, устроенным на месте обретения мощей юродивого Иоанна Московского не вошла в главный идейно-композиционный сюжет собора, а только как бы сопутствовала ему.
Уникальный Покровский собор стал воинским храмом и в то же время сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима – Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). В нем не только молились – он сам был иконой, запечатленной в камне.
Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.
Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное – Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после Второго Пришествия Христа – после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.
Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.
Восьмиконечная звезда – напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, – символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы – Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства – до, во время и после Рождества Христова.
Все эти символы выражают эсхатологическую идею, заложенную в основу архитектурного собора – главного храма Третьего Рима. Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень, которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости. Известный древнейший пример восходит еще к ветхозаветной истории, когда над престолом царя Соломона была сень (навес) из слоновой кости и золота. В древней христианской церкви под сенью совершалась Евхаристия.
Престолы в трех храмах на главной оси «запад-восток» освящены последовательно: в честь Входа Господня в Иерусалим (глава, ближайшая к Спасским воротам Кремля), Покрова Божией Матери (центральный шатер) и Святой Троицы в восточной главе собора, то есть в важнейшей его части, ибо в православных храмах на восток ориентированы алтари. Известный ученый М.П.Кудрявцев, чья уникальная теория градостроительства средневековой Москвы признается православными москвоведами, полагал, что именно Троицкий храм-придел был главным в идейной композиции собора. В XVI веке весь собор назывался Троицким и по нему же была тогда названа Троицкой прилегающая Торговая площадь, позднее получившая название Красной, что на древнерусском языке означало «красивая».
В композиции Покровского собора можно проследить развитие глубинного сюжета на этой оси: от Входа Господня в Иерусалим, где Он совершил свой искупительный Подвиг к Им основанной Церкви, которая под Покровом Божией Матери предстоит перед Престолом Святой Троицы, и только через Христову Церковь открыт путь в Царство Святой Троицы – в Небесный Иерусалим.
Первоначально Покровский собор венчали 25 глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Его цвет тоже отличался от современного: он был красно-белым с золотыми луковичными главками. Это было символическим выражением апокалиптического образа Небесного Престола в окружении 24 старцев с золотыми венцами на головах и облеченных в белые одежды. Существует версия, что это также символизировало 13 кондаков и 12 икосов Похвалы Богородицы – уставного акафиста, который читали во время Великого Поста во славу Божией Матери. Внутренняя обходная галерея собора, расписанная причудливым растительным орнаментом под Райский сад, в плане составляет двенадцатиконечный крест, что соответствует 12 вратам в стенах Небесного Иерусалима.
При всем великолепии своего внешнего облика, внутри Покровский собор совсем небольшой. Во время службы там могло поместиться немного людей. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом. Идейная композиция Красной площади, где храм Покрова главенствует, представляет собой решение самой сложной проблемы – создание образа Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном (в Небесном Иерусалиме нет храма, а «есть только Престол Его»). Красная площадь и представляет собой такой Храм, где алтарем, престолом и надпрестольной сенью является собор Василия Блаженного, амвоном – Лобное место, наосом – само пространство площади, входом – Воскресенские ворота, а роль купола выполняло открытое небо.
В пользу этой теории, предложенной М.П. Кудрявцевым, свидетельствует и допетровский обычай празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Молящийся московский люд собирался на Красной площади, и туда же из Успенского собора через Спасские ворота направлялся крестный ход. В Покровском храме совершалось богослужение, и процессия возвращалась в Кремль. Впереди шествия ехал патриарх на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь – в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим. Площадь действительно превращалась в огромный молящийся Храм, а ее идейная композиция развивалась от входа через Воскресенские ворота (с XVII века мимо часовни Иверской Божией Матери – Вратарницы и Заступницы) через Казанский собор – образ Церкви Воинствующей к Лобному месту – московскому символу Голгофы, и оттуда устремлялась к Покровскому собору – в Небесный Иерусалим.
Этот храм был главным символом не только на Красной площади, но и во всей Москве, являясь геометрическим центром ее градостроительного ансамбля. Его сорокашестиметровый шатер был самым высоким в средневековой столице до конца XVI века, когда Борис Годунов достроил колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, и в Москве появился Иван Великий.
В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Тогда же престол во имя трех свв. патриархов Константинопольских был переосвящен во имя Иоанна Милостивого, а престол Киприана и Иустинии – во имя св. Адриана и Наталии. Всего в соборе стало 11 престолов, включая престол Александра Свирского. Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом.
В XIX веке после того, как Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решетки с ее набережной сделали ограду Покровского храма.
После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. «А если бы его – р-раз. » – и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место. »
Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора П.Д.Барановского – мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Сталина действительно что-то остановило – решение о сносе было отменено, а Барановский поплатился несколькими годами заключения.
А в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.
В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия, а на освящении Казанского собора зазвонили его колокола. В престольный праздник Покрова 13–14 октября здесь совершается служба. Потрясающее впечатление от горящих в нем свечей, столь необычное для нас, с детства помнящих в этом знаменитом храме только музей…