церковь спаса на ильине улице в великом новгороде
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
Церковь Спаса была выстроена в 1374 году, а в 1378 году расписана фресками. Из летописного известия о «подписании» храма Спаса известно, что храм был расписан «повелением благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича со уличаны Ильины улицы». Весьма вероятно, что уличане-ильинцы были и строителями церкви Спаса.
Церковь Спаса является одним из наиболее выдающихся памятников новгородского зодчества ХIV века. По своему архитектурному облику она, вместе с выстроенной несколько раньше церковью Федора Стратилата, знаменовала завершение длительного процесса формирования нового направления в новгородском зодчестве, начавшегося еще в конце ХIII века. Уже зодчий церкви Федора Стратилата сумел найти простые и ясные решения, ставшие надолго классическими для дальнейшего развития новгородского зодчества. Зодчий церкви Спаса на Ильине, опираясь на формы и пропорции, найденные зодчим церкви Федора Стратилата, пошел значительно дальше по пути развития декора фасадов здания. Стены, барабан и апсида церкви Спаса явно перегружены разнообразными декоративными мотивами, хотя конструктивная основа здания по-прежнему остается ясной и простой. В средней части южного фасада при последней реставрации храма обнаружена и восстановлена очень интересная пятичастная композиция из трех окон и двух узких ниш между ними. Вся композиция увенчана декоративной пятилопастной бровкой.
Церковь Спаса, как и церковь Федора Стратилата, в древности имела трехлопастное завершение фасадов, сочетавшееся с многолопастной декоративной аркой. Как в большинстве других построек ХIV века, трехлопастное завершение фасадов было выражением сочетания среднего коробового и угловых полукоробовых сводов.
Интерьер церкви Спаса повторяет давно уже разработанное решение, для которого характерно выделение северо-западной и юго-западной угловых камер на полатях-хорах в качестве замкнутого придела и помещения хозяйственного назначения, соединенных между собой деревянным переходом-балконом, на который снизу ведет лестница, расположенная в толще западной стены.
По монументальности и декоративной широте письма фрески Спаса на Ильине не имеют равных в искусстве ХIV века, конкурируя в этом отношении с фигурами пророков из купольной росписи Софии. Стенопись Спаса на Ильине, подобно фрескам Федора Стратилата, монохромна, но это своеобразное цветовое решение, построенное на различных оттенках красно-коричневых тонов, доведено в росписи Спаса до неповторимой виртуозности.
Характерной особенностью манеры Феофана является энергичный, чрезвычайно выразительный, обычно короткий мазок и своеобразная живописная моделировка. При помощи резких, пастозно (густо) положенных белильных мазков мастер моделирует форму лица, рук и ног, имеющих всегда красно-коричневую основу. По этой основе художник прокладывает первоначальные высветления, на которые наносит «движки» белильных мазков. Четкий и острый темно-коричневый рисунок, оконтуривающий основные формы, отличает роспись Спаса от живописной цветовой лепки других новгородских фресок второй половины ХIV века.
Манера Феофана не знает детализации. Он оперирует предельно обобщенной формой. Более или менее сложная форма создается при помощи двух-трех эскизно положенных мазков. Вместо детальной разделки волос, столь характерной для росписи предшествующей поры, Феофан наделяет свои фигуры шапкой всклокоченных нерасчлененных волос, исполненных в широкой декоративной манере (св. Акакий). Пределом обобщенности живописной трактовки является фигура обнаженного пустынника Макария, тело которого сплошь покрыто белыми волосами. Волосы, свисающие с головы, седая борода и волосы, покрывающие тело, сливаются в одно белое пятно, которое прорезывается красно-коричневым острым лицом и эскизно, но предельно мастерски написанными руками.
Живопись Феофана плоскостная и условная. Созданные им грозные фигуры святых, подобно фантастическим призракам выделяющиеся на ровном одноцветном фоне стены, не имеют ни реального объема, ни материальной тяжести. Художник не стремится к реалистической трактовке формы, хотя его искусство пронизано подчас исключительно острым наблюдением природы. Внутренняя динамика, психологическая напряженность и необычайная острота характеристик росписи Спаса не знают себе равных.
Феофану Греку принадлежит поистине выдающаяся роль в развитии новгородской монументальной живописи.
Особенно поразил Епифания метод работы Феофана. Когда он рисовал или писал, никто не видел его «на образцы когда взирающе», как это делали другие иконописцы, которые, неумеренно пользуясь образцами, «очима мещуще семо и овамо» (то есть постоянно заглядывали на образец, с которого писали). В отличие от них, Феофан, по словам Епифания, создавая свои бессмертные образы, «ногама без покоя стояша, языком же беседуя с приходящими глаголаша, а умом дальняя и разумная обгадываша». Казалось, что кто-то другой в это время писал его руками. Велико было обаяние личности крупнейшего художника, если Епифаний Премудрый, сам человек незаурядный, отзывался о нем в таких восторженных выражениях. Личность Феофана невольно вызывает в памяти великих художников Возрождения.
Роспись церкви Спаса сохранилась далеко не полностью. Наилучшая по сохранности часть росписи сосредоточена в северо-западной камере на хорах и в куполе церкви. Фрагменты росписи сохранились также в алтаре и в средней части храма.
Церковь спаса на ильине улице в великом новгороде
Среди огромного количества храмов, возведенных во второй половине XIV в. церковь Спаса выделяется исключительной торжественностью и нарядностью. Памятник редкой архитектурной выразительности является одним из лучших образцов этого времени,. Постройка одноглавая, четырехстолпная, с одной апсидой и, изначально, трехлопастным завершением фасадов. Первоначально с западной стороны церкви существовал притвор с небольшой звонницей. При всей своей монументальности церковь Спаса на Ильине отличается стройностью, стремлением вверх за счет энергично поднятых щипцов кровли. Фасады богато украшены валиками, нишами, бровками, двойными «ползучими» арками. Особое впечатление производит обилие разного рода крестов – огромных накладных, на ступенчатом основании, так называемых «голгофских», и вкладных, расположенных в круглых нишах. Среди фасадных росписей, некогда украшавших храм, над западным входом сохранилась фреска «Богоматерь Одигитрия», написанная в XIV в.
В 1378 г. церковь расписана выдающимся византийским живописцем Феофаном Греком по заказу «благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича». Прославившийся еще при жизни художник расписал более 40 храмов от Константинополя до Москвы, но только этот ансамбль является бесспорным произведением, сохранившимся от его богатого наследия.
Грандиозное изображение Христа Вседержителя в куполе являет грозного судью, гневно взирающего с небес на землю. В виде обширных фрагментов фрески уцелели в алтаре, на сводах арок и в Троицком приделе, где представлена композиция Троица Ветхозаветная, а также ряд пустынножителей и столпников в минуты их полного отрешения от внешнего мира. Над входом изображены Богоматерь «Неопалимая Купина» и Архангел Гавриил.
В годы фашистской оккупации в результате бомбардировок часть сводов церкви была разрушена, в углах здания образовались трещины, пострадала живопись. В ходе послевоенной реставрации храм восстановлен в древних формах, с сохранением щипцовой кровли XVII в. по проекту архитектора-реставратора Л.М. Шуляк. В послевоенные годы была промыта и укреплена стенопись, а исследования 1960-х годов показали, что под поздними наслоениями XIX в. еще возможны новые находки древней живописи.
В 1992 году церковь Спаса Преображения на Ильине улице внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время в ее стенах размещена выставка об истории, архитектуре и живописи памятника. Посетители также могут воспользоваться аудиогидом. Сегодня это один из самых посещаемых в Великом Новгороде музейных объектов.
Церковь Спаса Преображения «на Ильине улице» (Великий Новгород)
Церковь Спаса Преображения «на Ильине улице» построена во второй половине XIV века, знаменита тем, что в ней одном сохранились фрески кисти Феофана Грека.
Содержание
История [ править ]
Первая Новгородская летопись содержит запись о создании храма: «В лето 6882 (1374 от Рождества Христова). Поставиша церковь камену святого Спаса на Ильине улице и свяща ю (осветил её) архиепископь новгородчкыи Алексеи съ игумены и с попы и с крилосомъ (певчими) святыя Софея (Софийского собора)».
Храм был построен жителями Ильинской улицы — главной в Славенском конце Новгорода (торговая сторона на противоположном от Детинца берегу Волхова). Ему предшествовала деревянная церковь, построенная епископом Никитой, и известная с XII века благодаря выносному образу Божией Матери «Знамение», через который по преданию Новгород был чудесно спасён в 1169 году от осаждавших город суздальцев. Для чтимой новгородской святыни был устроен специальный придел, сгоревший в 1340 году. После этого для иконы был построен специальный храм Знамения, где она хранилась с 1356 года (современный Знаменский собор, построенный в 1682—1688 годах. В настоящее время чудотворная икона Знамение находится в Софийском соборе.
Современное состояние [ править ]
Сегодня храм имеет статус музея, богослужения в нем, согласно последним данным, не совершаются.
Открыт для посещения в сухую погоду с 10:00 до 17:00, кроме пн., вт. и последнего чт. месяца.
Архитектура [ править ]
Церковь Преображения, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение. В настоящее время кровля восьмискатная, придающая завершениям фасадов щипцовую (треугольную) форму. Храм обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность.
Наружный декор отличается редким богатством. Фасады, как это обыкновенно делалось, разделены лопатками на три прясла. Сверху прясла окаймлены двойными «ползучими» арками, усложняющими рисунок трёхлопастного завершения. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. Сверху над ними помещаются обрамления — бровки. В некоторых местах окна дополнены нишами. Оконные проёмы и ниши имеют как полукруглое, так и стрельчатое завершение. Апсида оформлена вертикальными тягами с двумя рядами арочек (имеющих как и тяги форму полукруглого валика), обрамляющих окна. В качестве декоративного мотива использованы бегунец и поребрик, украшающие барабан купола и верхние контуры прясел. Помимо этого фасады украшены многочисленными крестами: рельефно выложенными или каменными резными. Выложенные кресты имеют ступенчатое основание — голгофу (голгофские кресты), они асимметрично размещены на плоскостях фасадов. Резные кресты были вкладными, то есть связанными с поминовением усопших. Обилие крестов могло быть связано с поминовением новгородцев погибших в 1372 году при разгроме Торжка тверским князем Михаилом Александровичем.
Интерьер храма имеет ярко выраженную крестообразность. Преображенская церковь, как и другие крестово-купольные храмы Новгорода того времени, имеет особые замкнутые помещения (каморы), расположенные по углам здания на уровне хор. На хоры ведет лестница внутри западной стены здания. Хоры представляют собой деревянный настил между двумя помещениями в западных углах храма — приделами святой Троицы и святых Космы и Дамиана. Третья камора расположена в юго-восточным углу над диаконником, она могла служить сосудохранительницей. Подъём в неё осуществлялся по деревянной лестнице через люк в междуэтажном перекрытии. В алтаре храма сохранилось древнее основание каменного престола и каменное горнее место.
Первоначально с запада к храму примыкал притвор с небольшой звонницей. На фасаде сохранился след от его цилиндрического свода. В XIX веке на его месте возвели обширную теплую паперть с колокольней и двумя приделами, эти пристройки были снесены в 1936 году.
Фрески Феофана Грека [ править ]
О росписи храма упоминается в Третьей Новгородской летописи: «В лето 6886 (1378 год от Рождества Христова) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепного Преображения повелением благородного и боголюбивого боярина Василиа Даниловича и со уличаны Ильины улицы. А подписал мастер греченин Феофан при великом княжении Димитрия Ивановича и при архиепископе Алексее новгородском и псковском».
Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, пригласил для росписи храма одного из величайших мастеров своего времени. Феофан Грек был к тому времени известным константинопольским живописцем. О нём сохранились следующие сведения, указанные Епифанием Премудрым в письме к игумену Кириллу Тверскому: «Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещения святой богородицы, святого Михаила и ещё одна». Письмо было написано около 1415 года уже после смерти Феофана. Роспись же Спасо-Преображенской церкви была первой его работой на Руси, предшествующей росписям в Москве и Нижнем Новгороде.
Роспись храма сохранилась далеко не полностью. Большая её часть погибла, однако то, что сохранилось — единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека. Но и небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана, которую Епифаний назвал «неведомою и необычайною росписью».
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Великий Новгород, Ильина ул., д. 26, корп. 2
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — знаменитый новгородский храм, возведенный в 74 г. XIV в. Он приобрел широкую известность благодаря уникальным фрескам, исполненным константинопольским мастером Феофаном Греком. Роспись была сделана в конце 70-х гг. 14-го столетия и не имеет аналогов в мире.
Архитектура Спасо-Преображенской церкви характерна для зодчества своей эпохи. Однако от церквей-современниц она разительно отличается внушительной монументальностью и изысканностью. Храм является одноапсидным, четырехстолпным и обладает единственным куполом. Квадрат в плане строения полностью соответствует архитектурной традиции Новгорода 14-го столетия. В наши дни Спасо-Преображенская церковь является объектом культурного наследия России и находится под эгидой ЮНЕСКО.
Строительством храма занимались горожане Великого Новгорода, проживавшие на Ильинской улице. Предшественницей ему была церковь, сложенная из дерева. Она получила известность благодаря лику Богоматери «Знамение». Как гласит легенда, именно этот святой образ помог спасти Новгород в 1169 г. во время осады суздальцами.
Лик Богоматери хранился в специальном приделе, сгоревшем в 40 г. 14-го века. После пожара святыню поместили в храм Знамения, отстроенный специально для иконы. Она пребывала там с середины XIV в. Ныне эта церковь именуется Знаменским собором. Но лик Божией Матери перемещен в Софийский собор Великого Новгорода.
О фресках Спасо-Преображенской церкви следует упомянуть отдельно. Они — настоящее уникальное произведение искусства. Авторство принадлежит Феофану Греку, специально приглашенному боярином Василием Даниловичем в Великий Новгород. Роспись храма была первой работой константинопольского живописца на русской земле. Позже Феофан Грек оформлял храмы и в Москве, и в Нижнем Новгороде. Но ни одна их более поздних церковных фресок не повторяла сюжетов и прелести самой первой.
Века не пощадили великолепное искусство. Фрески не сохранились полностью. До наших дней дошли лишь фрагменты. Большая часть росписи была уничтожена. Однако то, что сохранилось, способно поражать даже неискушенных зрителей. Более того, чудом уцелевшие образчики — единственные в мире, дошедшие до наших дней произведения Феофана Грека. Манеру работы живописца Епифаний именовал «неведомой и необычайной росписью».
Фрески Феофана Грека в Великом Новгороде
В исторической части города, в «старом городе» находится уникальная церковь — церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Церковь построена в 1374 году на месте более древней деревянной церкви. Она имеет два придела — Святой Троицы и Косьмы и Дамиана. Почему же церковь является уникальной? Кроме того, что она является исторической, древней, многих туристов она привлекает тем, что в ней в небольшом количестве сохранились древние фрески Феофана Грека. Феофан Грек расписал храм в 1378 году, через 4 года после его открытия. Согласно мнению специалистов, фрески обладают и отличаются живописным мастерством, экспрессией, его работы обладают духовной силой, духовной напряженностью образов.
На западной стороне внешней стены храма находится фреска Богоматери Одигитрии. Фреска была случайным образом раскрыта после отпадения штукатурки в 1831 году. У новгородцев эта икона является почитаемой, так как после её открытия в городе прекратила бушевать холера.
Церковь Спаса Преображения, в данное время — не действующая, в ней находится музей. На фотографии ниже изображена южная сторона храма, вход в музей.
Церковь является Объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Когда-то храм Спаса Преображения имел колокольню, к сожалению, в советское время она была снесена. Точный ответ на вопрос «почему?» я пока не нашла, предполагаю, что в связи с ветхостью. Может быть, кто-нибудь, знает почему?
Храм сильно пострадал во время Великой Отечественной Войны, поэтому за тем, что мы видим сейчас стоит кропотливая работа реставраторов после войны.
На фотографии ниже мы видим восточную часть храма. Внутри находится алтарная часть.
Рядом с церковью Спаса Преображения находится Знаменский собор 17 века.
К сожалению, в музей я ходила без фотоаппарата, поэтому фрески можно посмотреть здесь, на сайте Новгородского музея-заповедника:
В Троицкой камере — небольшое помещение на хорах, предназначенное для индивидуальной молитвы находится фреска — Святая Троица («Гостеприимство Авраама»): Авраам и Сарра созерцают трех Ангелов, сидящих вокруг жертвенной трапезы.
Немного о Феофане Греке:
Феофан Грек — знаменитый византийский и древнерусский иконописец. Точные даты жизни Феофана неизвестны, примерно — родился в 1340 год — умер после 1405 года. Феофан Грек родился в Константинополе (Византийская Империя).Будучи в Византии он расписал много церквей, и был уже известным мастером, когда приехал на Русь. На Руси он работал во второй половине XIV — начале XV вв. (более 30 лет). На Руси первым городом, в котором он работал был Новгород. Есть сведения, что после Новгорода Феофан работал в Нижнем Новгороде, Коломне, Серпухове, Переславле-Залесском. В начале 1390-х годов Феофан приезжает в Москву. Здесь он расписывает церкви — Благовещенский Собор в Московском Кремле в 1405 году совместно с Андреем Рублевым и Прохором с Городца, Архангельский Собор Кремля в 1399 году, церковь Рождества Богородицы на Сенях в 1395 году вместе с Симеоном Чёрным. Согласно источникам, Феофан отличался общительным нравом, был харизматичным и веселым, и во время своих работ по росписи около него собиралось много людей.
Русский поэт Арсений Тарковский посвятил Феофану Греку стихотворение:
«Феофан Грек»
Когда я видел воплощенный гул
И меловые крылья оживали,
Открылось мне: я жизнь перешагнул,
А подвиг мой еще на перевале.
Мне должно завещание могил,
Зияющих как ножевая рана,
Свести к библейской резкости белил
И подмастерьем стать у Феофана.
Я по когтям узнал его: он лев,
Он кость от кости собственной пустыни,
И жажду я, и вижу сны, истлев
На раскаленных углях благостыни.
Я шесть веков дышу его огнем
И ревностью шести веков изранен.
— Придешь ли, милосердный самарянин,
Повить меня твоим прохладным льном?
Советую обязательно посетить Церковь Спаса Преображения на Ильине улице— это уникальная церковь, в которой сохранились подтвержденные фрески виртуозного мастера Феофана Грека.
Режим работы и адрес:
Великий Новгород, улица Ильина, дом 26 корпус 2.
10:00 — 17:00. Выходные — понедельник, вторник. Санитарный день — последний четверг месяца. Важно — в сырую, дождливую погоду музей закрыт.