церковь валаамской иконы божией матери валаам

Игумения Северного Афона. Чтимые иконы Валаамского монастыря

церковь валаамской иконы божией матери валаам. Смотреть фото церковь валаамской иконы божией матери валаам. Смотреть картинку церковь валаамской иконы божией матери валаам. Картинка про церковь валаамской иконы божией матери валаам. Фото церковь валаамской иконы божией матери валаам

Спасо-Преображенский монастырь хранит многие почитаемые иконы Божией Матери, о чем говорят названия скитов – Коневский, Смоленский, а также часовен – Знаменская, Покровская, во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Но одной из главных святынь обители является чудотворная Валаамская икона.

Валаамская икона Божией Матери

На Валаамской иконе Богоматерь изображена стоящей в рост, легко касаясь открытыми стопами освященного теплым светом облака. Матерь Божия одета в темно-синий с бирюзовым оттенком гиматий и ярко-красный мафорий. Ее голова и плечи увенчаны тремя звездами приснодевства. Взор Богородицы опущен и молитвенно погружен в сердце. Весь Ее облик полон царственного достоинства и кротости одновременно.

Богомладенец изображен в белом гиматии, отороченном золотыми нитями. Правая рука Его приподнята в благословляющем жесте. В левой руке – голубая держава, увенчанная крестом. Взгляд Богомладенца устремлен прямо на молящихся. Несмотря на нежные, младенческие черты, в лике Его ощущается сила и власть, присущие Вседержителю.
Вместо обычной чеканки по золоту для создания фона иконописец использовал объемный рисунок, выполненный методом наращивания левкаса. От этого фигура Богоматери стала еще более объемной.

Глубокий молитвенный покой, монументальность и величественность всего облика Богородицы сближает эту икону с известным образом Божией Матери – Игумении Афона. Уединенность островной жизни, а также высота монашеского подвига роднит между собой греческую и русскую обители. Явление чудотворной иконы Божией Матери на Валааме словно подтверждает справедливость этого сравнения.

Икона была написана в 1878 г. валаамским иеромонахом Алипием (в миру – Алексей Константинов, 1851–1901), уроженцем Рыбинского уезда Ярославской губернии. Иеромонах Алипий вместе с другими монастырскими живописцами, в том числе иеромонахом Лукой (Богдановым), писал иконы для пятиярусного иконостаса Спасо-Преображенского собора. Отец Алипий трудился в глубокой молитве и хранении чистоты помыслов. 26 лет было мастеру, когда написал он образ Игумении «Северного Афона».

церковь валаамской иконы божией матери валаам. Смотреть фото церковь валаамской иконы божией матери валаам. Смотреть картинку церковь валаамской иконы божией матери валаам. Картинка про церковь валаамской иконы божией матери валаам. Фото церковь валаамской иконы божией матери валаам Валаамская икона Божией Матери

Интересна судьба Валаамской иконы Божией Матери. Сначала образ находился в нижнем храме (Назарьевском) во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. После возведения нового Спасо-Преображенского собора икона в 1890 г. была перенесена в церковь Успения Божией Матери. Впоследствии образ убрали в кладовую ризницы в упраздненной церкви Святителя Николая.

Икона была обретена в 1897 г. по указанию Самой Царицы Небесной.

Жительница Петербурга, Наталья Андреевна Андреева, много лет страдала ревматизмом рук и ног. В 1887 г. по указанию, данному ей в сонном видении Божией Матерью, она отправилась на поклонение преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам.

В церкви Успения Божией Матери она увидела икону Пресвятой Богородицы, явленную ей во сне. Получив облегчение в болезни после молитв к преподобным, раба Божия Наталья дала обещание вновь приехать на Валаам. Прошло девять лет, и в 1896 г. в сонном видении ей вновь явилась Божия Матерь – с укором за невыполнение обещания. Наталья тут же отправилась на Валаам, но в церкви Успения уже не нашла той иконы. Никто из братии не мог указать, где она находится. Ризничный отец Пафнутий предположил, что образ отправлен на Петербургское подворье монастыря.

Не найдя иконы в Петербурге, Наталья в 1897 г., к празднику святых апостолов Петра и Павла, вновь приехала на Валаам. Во сне ей было указано, что икона находится в ризнице церкви Святителя Николая Чудотворца, тогда же она увидела торжественное перенесение образа. Свой сон Наталья рассказала отцу Пафнутию. И он действительно нашел икону на том самом месте, которое было указано Наталье.

Валаамская икона была перенесена в нижнюю церковь преподобных Сергия и Германа. По просьбе Натальи перед образом отслужили молебен. Через неделю она смогла ходить без палки, а к Пасхе, милостью Божией, была совершенно здорова. В 1899 г. игумен Валаамского монастыря Гавриил устроил в иконе ковчежец с частицей Ризы Божией Матери.

Икона пребывала на Валааме, отошедшем в 1917 г. к Финляндии, до марта 1940 г. После присоединения территории Карельского перешейка и северной Ладоги к СССР иноки, вынужденные покинуть остров Валаам, перенесли образ в основанный ими на территории Финляндии монастырь, названный впоследствии Новым Валаамом. Здесь, в Преображенском соборе, за левым клиросом, Валаамская икона Божией Матери пребывает и по сей день.

В России остался чтимый список Валаамской иконы Пресвятой Богородицы, созданный местными мастерами в 1900 г. Первоначально образ находился в часовне Валаамского монастыря на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, затем был перенесен в церковь на Смоленском кладбище.

9 июля 1992 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками Санкт-Петербургской епархии и братией монастыря Валаамская икона Божией Матери была торжественно перенесена из Смоленского храма на Валаамское подворье в Санкт-Петербурге. А в 1996 г., накануне дня празднования памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, состоялось перенесение образа из Петербурга в Валаамскую обитель.

10 июля 2002 г. Патриарх Алексий II освятил первую в России церковь в честь Валаамской иконы Божией Матери. Она расположена в некогда упраздненном Никольском храме, на том месте, где в 1897 г. была обретена чудотворная икона Божией Матери, получившая позднее название «Валаамская».

Сегодня чтимый список Валаамской иконы Божией Матери является одной из главных святынь Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Перед иконой служат молебны, происходят исцеления, засвидетельствованные в летописи обители.

Вот, например, случай, рассказанный послушником Валаамского монастыря Е.: «Вечером 20 мая 2003 г. я находился на послушании в церковной лавке. В храме в это время шла вечерня на день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В лавке ко мне обратилась женщина, чем-то сильно взволнованная. По ее виду – она была в брюках и накрашенная – я заметил, что она – человек невоцерковленный. Женщина рассказала, что сейчас с ней произошло чудо. Много лет она страдала неизлечимой болезнью ног, даже не могла подниматься по лестнице. В этот день она приехала на Валаам вместе с туристической группой. Зайдя в храм, помолилась у иконы Божией Матери (название ее она не знала) и пошла погулять по монастырю. Спустилась вниз по каменной лестнице на причал, потом снова поднялась наверх и только тут поняла, что получила исцеление».

В 2002 г. произошло чудесное исцеление благотворителя обители С., на чьи средства был отреставрирован храм во имя Валаамской иконы Божией Матери. Незадолго до дня памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, в который С. намеревался приехать, у него была обнаружена злокачественная опухоль в тяжелой форме. Требовалась незамедлительная операция. Братия монастыря во главе с игуменом ежедневно совершали молебное пение перед Валаамской иконой Божией Матери, за Божественной Литургией читали особую молитву о болящем. Многочасовая операция прошла успешно, и никаких рецидивов болезни не было. Однако настоящим чудом врачи посчитали, что, несмотря на сильные повреждения голосовых связок, голос больного полностью восстановился. В благодарность Пресвятой Богородице на средства, пожертвованные исцелившимся С., в церкви в честь Валаамской иконы Божией Матери был устроен позолоченный резной иконостас и написана точная копия Валаамской иконы, пребывающей в Финляндии, на Новом Валааме.

Икона Божией Матери «Всецарица»

Еще одна особо чтимая на Валааме икона – Пресвятой Богородицы «Всецарица». Ее первообраз находится в Греции, на Святой Горе Афон, в Ватопедском монастыре. Эта икона была написана в XVII в. и явилась благословением известного афонского старца Иосифа Исихаста своим ученикам. До наших дней дошла история об этом образе, рассказанная самим старцем.

Как-то пред иконой Божией Матери «Всецарица» появился странник. Он стоял, что-то невнятно бормоча. Вдруг лицо Богородицы блеснуло, подобно молнии, и какая-то невидимая сила отбросила юношу в сторону. Придя в себя, он отправился исповедоваться. В слезах признался паломник, что жил без Бога в душе, занимаясь магией. В монастырь же пришел, чтобы проверить свою силу на святых иконах. Но чудотворное вмешательство Богородицы убедило его изменить свою жизнь и стать благочестивым. Исцелившись от душевного недуга, молодой человек остался на Афоне.

Так, впервые проявив свою чудотворную силу против чар магии и колдовства (заполонивших христианский мир подобно раковой опухоли), «Всецарица» позже прославилась своей благодатью исцелять многие онкологические заболевания.

Летом 2002 г. на Валааме побывал игумен афонского монастыря Ватопед архимандрит Ефрем. Игумен привез в дар Валаамской обители храмовый образ, список с чудотворной иконы «Пантанасса» («Всецарица»), написанный специально для Валаама и освященный на Святой Горе Афон. Также он передал в дар обители частицу мощей старца Иосифа Исихаста, одного из величайших православных подвижников современности, ныне хранящуюся под этим образом.

Источник

Церковь во имя Валаамской иконы Божией Матери

Церковь во имя Валаамской иконы Божией Матери: описание

Книги «Старого Валаама«

Уже при самом входе в помещение древлехранилища посетитель ощущает, что он переступает за порог, откуда веет не двадцатым веком, а последней четвертью восемнадцатого. Здание построено при игумене Назарии в 1787 году. Узкая кривоколенная лестница в верха, сводчатые потолки и выстланные кирпичными квадратыными плитками полы вполне гармонируют наименованию учреждения.

Валаам под красным флагом (пока пусто)

.
В 1911 году в помещении упраздненной церкви было открыто епархиальное древлехранилище (музей). В 1970-х годах помещение церкви было приспособлено под магазин и склад для товаров.

«Камни Валаама« (пока пусто)

Прот. А. Берташ, ВМИЕП (пока пусто)

В. Р. Рывкин

Никольская церковь в юго-восточной стороне каре — небольшая, квадратная в плане бесстолпная одноапсидная постройка. Ее формы проще, чем у Успенской церкви, они перекликаются с общим решением корпусов внутреннего каре, занятых под братские кельи.

В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990. Глава «Центральный монастырский ансамбль» (С.117-159).

Т. Л. Левиаш (пока пусто)

Из художественной литературы (пока пусто)

Восстановление

.
Настенные росписи в церкви были осуществлены в 2004 году художниками иконописной школы Московской духовной семинарии по образцам росписей Дионисия. На северной стена храма — композиция «О Тебе радуется», на парусах храма изображения наиболее почитаемых икон Божией Матери, в одной из настенных росписей среди святых изображен преподобный Назарий (Кондратьев). Игумен Назарий – строитель первых каменных построек валаамской обители, в том числе церкви освященной 4 августа 1793 года во имя святителя Николая. В 1853 году Никольская церковь, расположенная в южной части внутреннего каре была упразднена в связи с постройкой и освящением на Крестовом острове храма во имя святителя Николая Чудотворца. Впоследствии в упраздненной церкви устроили ризницу для ветхой церковной утвари и икон. Здесь в 1897 году среди икон была чудесно обретена Валаамская икона Божией Матери, от которой получила исцеление одна благочестивая женщина, страдавшая сильной болезнью ног.

С 1990 по 2000 годы в помещении бывшей церкви находилась монастырская ризница. В 1997 году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было установлено празднование иконы Божией Матери «Валаамская». Восстановление церкви по благословению Его Святейшества началось в 2001 году. В 2002 году 10 июля, во время своего посещения обители, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин малого освящения храма. В настоящее время работы по благоукрашению и росписи храма полностью завершены: установлен резной позолоченный иконостас, киоты с образами, резные стасидии. По желанию благотворителя, с явленной чудотворной иконы Божией Матери Валаамская, которая в настоящее время находится в Финляндии в монастыре именуемый Новый-Валаам, был написан точный список, который помещен в первой в России церкви, посвященной этому образу Божией Матери.

Церковь во имя Валаамской иконы Божией Матери в живописи и графике

Источник

Валаам и его святыни

Записки паломника

В начале мая 2018 года я побывал в составе небольшой паломнической группы в удивительном месте – на Валаамском архипелаге, где расположен знаменитый православный монастырь. Находится архипелаг в Карелии, в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, и насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км.

Дорога туда непростая и проходит по воздуху (если лететь до Санкт-Петербурга на самолете), суше и воде. Мы прибыли в Северную столицу вечером 4 мая, а уже в 4:30 утра следующего дня выехали на автобусе в небольшой город Приозерск, что на берегу Ладожского озера. Оттуда в 9:00 мы отправились на теплоходе к монастырю. Плыли 3,5 часа (в летнее время из Приозерска ходят «Метеоры», которые довозят пассажиров менее чем за 1,5 часа). На материке ближе всего к Валааму город Сортавала, однако туда неудобно добираться из Москвы.

Тут настоящая таежная природа, обладающая завораживающей холодной красотой

Ладожское озеро – холодное, темное и негостеприимное. Там часто бушуют шторма. Нам же повезло: водная гладь была безмятежной. Правда, несмотря на теплую погоду, дул ледяной пронизывающий ветер. Паломникам и туристам, посещающим Валаам весной, я бы рекомендовал обязательно брать шапки, теплую одежду и обувь. В тамошних местах настоящая таежная природа, обладающая завораживающей холодной красотой.

Название «Валаам» восходит к финно-угорскому топониму Valamo, где valo – это «свет», «клятва» (по другой гипотезе – «высокая земля»), или к финскому слову valаа – «отливать из металла». Даты рождения монастыря также указываются разные: одни исследователи называют конец X века, другие – XIV век.

Доподлинно известно, что святую обитель основали преподобные Сергий и Герман. В Валаамском монастыре подвизался преподобный Герман Аляскинский, которому предстояло стать первым православным миссионером в Америке. Северный Афон, как часто называют Валаам, был местом паломничества русских царей и членов их семей, вдохновлял блестящих представителей русской культуры и науки: И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, Н.С. Лескова, Ф.И. Тютчева, П.И. Чайковского, Н.Н. Миклухо-Маклая, Д.И. Менделеева и многих других.

Валааму довелось побывать в составе Швеции (XVIII в.) и Финляндии (1917–1940 гг.). Наивысшего расцвета монастырь достиг к середине XIX столетия, в годы 42-летнего настоятельства игумена Дамаскина (Кононова). А самый трагический период его истории пришелся на 40–80-е годы прошлого века, когда в монастырских стенах разместилась сначала школа боцманов и юнг, а затем дом инвалидов. Также на Валааме действовал рыбпромкомбинат.

Монашеская жизнь возродилась в 1989 году, с 1991 года монастырь имеет статус ставропигиального (то есть подчиняется непосредственно Патриарху, от имени которого текущими делами занимается игумен обители – епископ Троицкий Панкратий). Сегодня здесь насчитывается около 200 насельников. В обители сложился полноценный приход, действует культурно-просветительский центр и воскресная школа.

Совместно с коллективом Ассоциации специалистов по культурным маршрутам «Святыни неразделенного христианства» я веду работу над проектом одноименного культурного маршрута, поддержанного Министерством культуры России, Федеральным агентством по туризму и получившего грант Президента Российской Федерации в области культуры и искусства. Маршрут включает в себя наиболее значимые храмы, часовни и монастыри России и европейских стран, которые названы в честь святых Церкви I тысячелетия и в которых хранятся мощи этих святых, а также другие культурные памятники, имеющие отношение к общехристианским святым.

Культурный туризм, под которым понимают знакомство с культурой и культурной средой места посещения, приобретает все большую популярность. По разным данным, на него приходится от 35 до 60% мирового туристического потока (и это логично, ведь люди пресытились сугубо развлекательным досугом и стремятся даже на отдыхе узнавать что-то новое). Как отмечают теоретики туристического дела, этот вид туризма призван выполнять культурно-познавательную, образовательную, культуроохранную, консервационную, коммуникационную и миротворческую функции.

В ходе нашего трехдневного пребывания на Северном Афоне сложился, с моей точки зрения, весьма примечательный маршрут, который я рекомендовал бы не только паломникам, но и всем любителям культурного туризма. Святыни, расположенные в местах со столь богатой историей и природой (на Валааме насчитывается около 480 видов растений), старинной и изящной (вместе с тем отнюдь не помпезной) архитектурой, прекрасной инфраструктурой и приятной атмосферой, важно и полезно знать всем.

Гора Фавор

церковь валаамской иконы божией матери валаам. Смотреть фото церковь валаамской иконы божией матери валаам. Смотреть картинку церковь валаамской иконы божией матери валаам. Картинка про церковь валаамской иконы божией матери валаам. Фото церковь валаамской иконы божией матери валаам

Чтобы попасть в монастырь, необходимо приложить усилия – подняться наверх

Фавор – гора высотой 588 метров в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее, в 9 километрах к юго-востоку от Назарета. На ней произошло Преображение Господне: «Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 1–2).

Гость, высадившийся с теплохода на причале в Монастырской бухте Валаама, оказывается у подножия одноименной горы. Валаамский Фавор поднимается на 30 метров над уровнем Ладожского озера. Таким образом, дабы попасть в монастырь, необходимо приложить усилия – подняться наверх. И многие монастырские скиты построены так, чтобы к ним нужно было идти, затрачивая физические силы.

Фавор на Валааме с трех сторон окружен великолепными садами, которые веками возделывают монахи.

Знаменская часовня

С этой стоящей напротив входа в монастырь часовни, где в центре расположена икона Божией Матери «Знамение», обычно начинается знакомство с Валаамской обителью. Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря Александром II и членами императорской семьи, о чем свидетельствует высеченная надпись в медальоне, поэтому часовню еще называют Царской. Она построена из карельского полосчатого мрамора, цоколь – из серого сердобольского гранита, и являет собой каменную арку с треугольным фронтоном, куда встроен каменный медальон.

Памятник апостолу Андрею Первозванному

Андрей Первозванный – один из двенадцати апостолов. Как следует из Евангелия от Иоанна, он первым был призван Иисусом Христом, поэтому именуется Первозванным. Когда ученики Спасителя разделили между собой страны, в которых предстояло вести проповедь христианства, апостолу Андрею достались восточноевропейские земли. Он был известен и почитаем на Руси. В начале XII века великий князь Владимир Мономах приказал внести в очередную редакцию «Повести временных лет» фрагмент о посещении апостолом Андреем Руси. Согласно возникшей легенде, он предпринял путешествие из Крыма в Рим через Ладогу и ступал на острова Валаамского архипелага. Попутно ученик Христа побывал на холмах, где впоследствии будет построен Киев, и благословил их.

В 2003 году на Валаам из Греции были принесены мощи апостола Андрея. Памятник Андрею Первозванному недалеко от Святых врат монастыря освятил в 2014 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Спасо-Преображенский собор

Нижний храм был освящен в 1892 году во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Он построен в греческом стиле, поскольку зачинатели монастыря пришли на Русь из Византии. Это иноческий храм, своим интерьером настраивающий на погружение в себя и покаянную молитву. В настоящее время от дореволюционного собора ничего не осталось. К счастью, по сохранившимся фотографиям к 1996 году удалось воссоздать в общих чертах первозданный облик церкви.

В год десятилетия возобновления на Валааме монашеской жизни икона мироточила

Под спудом нижнего храма Спасо-Преображенского собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа. Над ракой установлен образ «Господь-Вседержитель с предстоящими». На этой иконе, уцелевшей чудесным образом, изображены преподобные Сергий и Герман, коленопреклоненно молящиеся за Валаамскую обитель. В год десятилетия возобновления монашеской жизни на Валааме эта икона мироточила.

Поблизости находится список Валаамской иконы Божией Матери. Богородица одета в темно-вишневый плащ и предстает будто огненный столп, соединяющий небо и землю, в середине которого, точно на престоле, восседает Младенец Иисус. Его правая ручка благословляет, а в левой находится держава, увенчанная крестом, – символ царской власти. По преданию, этот святой образ восходит к византийской чудотворной иконе «Никопея» («Победотворная»), написанной евангелистом Лукой. После разграбления крестоносцами Константинополя икона попала в Венецию, хранилась в закрытом киоте в базилике святого Марка и только с 70-х годах XX века доступна для обозрения. Вероятно, преподобный Сергий и Герман принесли список иконы «Никопея» на Валаам. Дерзну сказать, что самой своей историей эта икона стала общей для восточных и западных христиан святыней.

Со временем Валаамский образ Божией Матери был утерян, но его воссоздал в 1878 году Алексей Константинов, который позднее принял монашеский постриг с именем Алипий и возглавил Валаамскую иконописную мастерскую. Удивительно, что на момент написания иконы иеромонаху Алипию было всего 26 лет.

С приходом советской власти на Валаам в 1940 году братия монастыря покинула обитель и перебралась в Финляндию, основав Ново-Валаамский монастырь. Туда были перевезены многие предметы утвари, библиотека, архив и, конечно же, особо значимые иконы, в том числе Валаамская Божия Матерь. На Старом Валааме хранится точная копия иконы, выполненная в 1900 году отцом Алипием или его ближайшими учениками. Рядом с этой иконой находится ее уменьшенная копия, написанная в 2005 году специально для беспрецедентной миссии: с 8 сентября по 11 октября она более тысячи раз облетела Землю на борту космического корабля «Союз». По молитвам у Валаамского образа Божией Матери сотни больных получили исцеление.

Из нижней церкви, ступая по гранитной лестнице, вдоль которой на стенах изображены все русские святые, мы попадаем в верхний храм Преображения Господня. Он более светлый, торжественный и просторный (вмещает 3000 человек). Сооружен храм в 1896 году в русском стиле. На строительство пошло 3,5 миллиона кирпичей (каждый весом по 7 кг), изготавливавшихся прямо на острове из местной глины. Над иконами для иконостаса трудились иеромонах Алипий и его ученики. Росписью стен руководил другой одаренный мастер – монах Лука (Богданов), начальник Валаамской школы живописи. В советские годы заброшенный собор медленно разрушался. Реставрация началась в 1980-х годах, спасти получилось только часть росписей.

19 августа 2005 года в престольный праздник обители – день Преображения Господня – Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, глубоко любивший Валаам, совершил великое освящение монастырского собора.

Надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла

Петропавловская церковь над Святыми вратами – главным входом в монастырь – построена на заре XIX века в стиле русского классицизма XVIII века. Этот храм разделил печальную участь других монастырских зданий: в 1940 году курсанты школы боцманов и юнг разорили и осквернили его; например, золоченые колонны, украшавшие иконостас, были сняты и использовались как сценические декорации в клубе, устроенном в нижнем храме Спасо-Преображенского собора.

Храм реставрируется, богослужения совершаются один раз в год – на праздник святых апостолов Петра и Павла. Убранство храма строгое.

Храм святой Живоначальной Троицы и иконы «Живоносный Источник»

На противоположной стороне от Петропавловского храма находится церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Она была сооружена в 1814 году. В 1837 году по инициативе благотворителей храм надстроили, освятив новую верхнюю церковь во имя святой Живоначальной Троицы.

Архитектурный облик храма такой же простой, как и у Петропавловской церкви, хотя внешне храм значительно массивнее и тяжелее. Украшали его карнизы сложного профиля и иконы в медальонах.

В годы советско-финской войны (1939–1940) он наиболее сильно пострадал от бомбежек. Сейчас церковь возрождена.

Исторически храм святой Живоначальной Троицы и иконы «Живоносный Источник» был больничным. К нему примыкали монастырская больница и аптека.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Храм Успения Пресвятой Богородицы освящен в 1785 году в качестве трапезной церкви. В православных монастырях трапезная нередко соединена с храмом, ибо совместное вкушение пищи считается неотъемлемым продолжением богослужения. Обед завершает Литургию, а ужин (по-славянски «вечеря») – вечерню с повечерием и монашеским правилом.

Свой современный вид церковь приобрела в результате многочисленных перестроек конца XVIII столетия и 60-х годов XIХ века. Она напоминает псковско-новгородские храмы XV века: простое квадратное здание, стены которого прорезаны лопатками, увенчанное небольшой луковичной главкой на тонком глухом барабане.

В советский период здание Успенской церкви занимал поселковый магазин, тем не менее в этом храме сохранились на своих местах одиннадцать икон, написанных на рубеже XVIII–XIX веков специально для его иконостаса. Эти росписи обнаружили реставраторы под слоем масляной краски.

В 1994 году Успенский храм был освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Никольский скит

Никольский храм когда-то служил маяком: в его окне всегда горел мощный фонарь

Этот скит встречает гостей Валаама при входе в Монастырскую бухту. Назван он в честь самого почитаемого христианского святого – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. В Никольском скиту хранится частица мощей святителя Николая.

Чтобы попасть из центральной усадьбы монастыря в скит, нужно пройти около двух километров, в том числе по множеству деревянных мостиков. Перед скитом заканчивается остров Валаам и начинается остров Никольский, который прежде назывался Крестовым.

Выстроенный в 1833 году в традициях русского зодчества XVII века Никольский храм когда-то служил маяком (в одном из его больших окон всегда горел мощный фонарь). Рядом с церковью монахами разбиты огород и фруктовый сад, защищенные от холодных ветров с одной стороны каменной стеной, с другой – сосновым бором. С площадки у храма открывается прекрасный вид на Ладогу.

Храм Николая Чудотворца был излюбленным местом на Валааме для писателя Александра Дюма-отца, посетившего монастырь в 1858 году, и для Патриарха Алексия II.

Свято-Владимирский скит

Скит, посвященный Крестителю Руси – равноапостольному князю Владимиру, – был первым на Валааме скитом, возведенным в новейшее время. Строительство, стартовавшее в 2002 году, курировал известный церковный архитектор А.А. Анисимов. Скитский комплекс построен в псковско-новгородской манере.

В сентябре 2008 года Патриарх Алексий II освятил Владимирский храм с белокаменным резным иконостасом, имеющим мозаичные вставки, и белокаменным же алтарем. Это последний храм, освящение которого совершил предыдущий Предстоятель Русской Православной Церкви, скончавшийся 5 декабря 2008 года.

В храме есть придел во имя мученицы Людмилы Чешской. Родившаяся около 860 года, она вышла замуж за чешского князя Борживоя. Супруги приняли крещение из рук святителя Мефодия, архиепископа Моравского, просветителя славян. Людмила и Борживой потрудились для христианского просвещения своего народа, строили храмы. Князь умер молодым; на престол вступил его сын Вратислав, которому, в свою очередь, наследовал внук Людмилы и Борживоя Вячеслав. Вдова Вратислава Драгомира, пользуясь юностью и неопытностью сына, пыталась насаждать в стране язычество. Людмила воспротивилась этому, за что была убита по велению Драгомиры. Спустя четыре года, в 925 году, Вячеслав перенес останки бабушки в базилику святого великомученика Георгия Победоносца на Пражском Граде. А ее глава вместе с главой князя Вячеслава покоится в соборе святого Вита там же, в историческом центре Праги.

Людмила и Вячеслав – первые чешские святые, небесные покровители Чехии. Мученицу Людмилу чтут как молитвенницу за бабушек, матерей и христианских учителей. В Москве единственным местом, где можно поклониться мощам этой святой, является храм святителя Николая Чудотворца в Котельниках – Патриаршее подворье и представительство Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси.

Воскресенский скит

Воскресенский скит входит в число точек на карте Валаама, воспроизводящих Святую Землю, вместе с упоминавшейся горой Фавор, горой Елеон с Вознесенской часовней, Гефсиманским скитом, Мертвым морем (Лещевским озером) и рекой Иордан (протокой, соединяющей два озера). «Русский Иерусалим» задумал создать на Валааме в начале XX века игумен Макарий (Баранов), хотя Воскресенский скит возник несколькими годами ранее. Скит стоит в Большой Никоновской бухте, куда могут заходить габаритные суда. Порой отсюда начинается осмотр Валаама, ведь именно здесь, как повествует легенда, Андрей Первозванный воздвиг крест.

Скит также известен как Новоиерусалимский и Красный (все его постройки выполнены из красного кирпича). Он был заложен в 1901 году; в 1906 году состоялось освящение верхнего (в честь Воскресения Христова) и нижнего (во имя Андрея Первозванного) храмов, сочетающих русский и византийский стили.

Святая святых Воскресенского скита – копия Кувуклии. Тут хранится частица Гроба Спасителя

Когда Валаам принадлежал Финляндии, на территории скита находилась монастырская школа. В советские годы одну церковь преобразовали в танцплощадку, а другую – в прачечную. С 2000-х годов комплекс возрождается. В наши дни там размещаются паломническая служба монастыря, жилье для экскурсоводов и трапезная.

Святая святых Воскресенского скита – копия Кувуклии, купольной часовенки в иерусалимском храме Воскресения Христова, более известном как храм Гроба Господня. Тут хранится частица Гроба Иисуса, привезенная со Святой Земли. Над репликой лавицы (пещерного камня, на котором лежало тело Христа) возжены семь лампад; одна из них неугасаемая. Валаамская Кувуклия помещена в Андреевском храме – тусклом, лишенном росписей, с низкими потолками, призванном напоминать о страданиях и смерти Спасителя на Голгофе. В противоположность ему верхняя Воскресенская церковь – светлая, открытая, украшенная фарфоровым иконостасом с изумрудной отделкой. Своим убранством она выражает дух «Праздника праздников и Торжества из торжеств» – Пасхи Христовой, прославляющей победу жизни над смертью и добра над злом.

Ильинский скит

Этот скит назван в память великого ветхозаветного пророка Илии, жившего в IX веке до Рождества Христова. С юных лет он посвятил себя проповеди Единого Бога, подвизался в пустыне, непрестанно молился и соблюдал строгий пост. Тогда в Израиле правил царь-идолопоклонник Ахав. Чтобы доказать истинность Единого Бога, Илия однажды собрал на горе Кармель народ и жрецов языческого божества Ваала и предложил принести жертвы Богу и Ваалу на двух разных жертвенниках, но не поджигать их. Если Ваал воспламенит свою жертву огнем с неба, то он и есть подлинный Бог, если же Господь – Бог Он. Жертва Вааала осталась нетронутой, а Бог воспламенил жертву, дрова, каменный жертвенник и даже окружавший его ров с водой. Потрясенные израильтяне покаялись и восславили Бога.

Ильинский скит находится в 10 километрах от Валаама, на острове Лембос (на карельском – «Чертов»). Второе название острова – Ильинский. Еще в XVIII веке там стояла часовня. В 1868 году на Лембосе был построен храм, освященный во имя пророка Божия Илии. В советское время в келейных корпусах Ильинского скита жили рыбаки. В 1967 году храм и братские корпуса сгорели (возможно, их подожги намеренно, чтобы стереть скит с лица земли). К концу XX века от комплекса почти ничего не осталось.

Вдруг над горой закружил белый голубь – и сел там, где когда-то возвышался алтарь

Скит поднимают из руин с 2003 года. Примечательно, что, когда конюх Николай перевозил на тяжеловозе бревна от причала к месту возведения храма, на горе он увидел белого голубя (хотя на Валаамском архипелаге голуби не водятся), который покружил и сел там, где когда-то возвышался алтарь. Николай вместе с братией поймали голубя и по колечку-«паспорту» на лапке узнали, что это финская почтовая птица, прилетевшая из той точки, куда в 1940 году эвакуировались валаамские монахи. Это было воспринято как благословение прежних поколений братии на восстановление скита пророка Илии. Уже через три года Ильинский храм был построен и освящен.

До Ильинского скита мы плыли минут сорок. По пути нам встретилось несколько ладожских нерп – млекопитающих, похожих на тюленей (они занесены в Красную книгу России). На причале паломников ожидал улыбчивый послушник Павел. Он повел нас по лестнице к деревянному храму, сооруженному в стиле Русского Севера XVII–XVIII веков, и первым делом предложил угоститься чистейшей водой из скитского колодца. Павел показал нам храм и провел по берегу острова. Остановившись на площадке возле отвесной скалы, он поведал трогательный случай: в один из приездов на Валаам, взирая отсюда на Ладогу, Патриарх Алексий II сказал, что хотел бы умереть в этом месте. Потом мне рассказали, что наш провожатый – бывший артист цирка из Нижнего Новгорода. Пару лет назад Павел бросил успешную карьеру и поступил послушником в Валаамский монастырь.

На Северном Афоне вообще немало насельников с необычными судьбами. Так, в Смоленском скиту мы познакомились с монахом Феофилом, который в светской жизни был диджеем, ныне же занимается кулинарным делом и фотографией (в интернете выложены его работы). Сопровождал нас в дни пребывания на Валааме инок Герман, раньше учившийся в Дипломатической академии Министерства иностранных дел России и трудившийся в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

Все они молоды, образованны, полны энергии и могли бы реализоваться в мирской среде. Это веское свидетельство в пользу того, что в монашество люди уходят отнюдь не от несчастий и безысходности (как многие считают), а по зову Божиему, против которого бессильны любые материальные блага, профессиональные достижения и житейские радости.

В настоящем очерке я коснулся лишь малой толики достопримечательностей Валаамской обители – тех, которые посетил сам и которые предполагаю включить в маршрут «Святыни неразделенного христианства». Здесь можно приложиться к мощам праведной Анны (матери Пресвятой Богородицы), пророка и крестителя Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, апостола Павла, апостола Андрея Первозванного и других.

В заключение поделюсь такой историей. Надгробная плита одной могилы на старом братском кладбище Валаама содержит надпись:

«На сем месте тело погребено,
В 1371 году земле оно предано,
Магнуса, шведского короля,
Который, святое крещение восприя,
При крещении Григорием наречен…»

Далее рассказывается история короля Швеции и Норвегии Магнуса II Эрикссона по прозвищу Смек («Ласковый»), который дважды воевал против Руси, дал клятву более не нападать на соседа, нарушил ее, потерял войско в кораблекрушении на Ладожском озере, три дня и три ночи носился по волнам на корабельной доске, пока не был спасен валаамскими монахами. Он перешел в Православие, затем принял монашеский постриг. Прожив на Валааме всего три дня, скандинавский король скончался.

Споры о том, где окончил свои дни могущественный король Швеции – на русском Валааме в 1371 году или в Норвегии в 1374-м, – не утихают до сих пор. Однако одно можно сказать точно: Валаам – тот уголок планеты, где любой человек найдет что-то близкое, родное и сокровенное. Как, возможно, нашел это католический правитель, который под действием Божественной благодати и в знак благодарности за проявленные к нему заботу и любовь обратился в веру своих недавних врагов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *