церковный звон одним большим колоколом извещающий о начале богослужения
Колокольный звон
Колокольный звон — важная часть храмового богослужения. Он оповещает о начале службы и приглашает верующих в храм. Звон колокола выражает праздничную торжественность важнейших мест богослужения. В великие и воскресные праздники он выражает духовную радость верующих.
Церковный устав различает четыре вида звона:
Колокольный звон бывает праздничным и будничным. Праздничный звон призывает к всенощному бдению и литургии. Он напоминает верующим о Божественной службе и призывает в храм к молитве: Благовествуйте со дня на день спасение Его (Бога нашего) (Пс 95, 2). Сначала звучат два удара в самый большой колокол — благовестник. После того как звук от второго удара затихнет, звонарь начинает совершать мерные удары. Во время благовеста он должен двенадцать раз прочитать 50-й псалом или один раз 118-й псалом (Непорочны).
Потом начинается трезвон.
К всенощной трезвон бывает в два приема, а к литургии — в три, то есть три раза с некоторыми промежутками во времени.
В церковной практике звон совершается и по окончании всенощной и праздничной литургии, хотя Типикон это не устанавливает. Праздничный трезвон по окончании службы созвучен той радости, которая наполняет сердца верующих в день праздника.
Ежедневно во всю Светлую (Пасхальную) седмицу полагается трезвон: от конца литургии до вечерни.
Во время всех крестных ходов полагается трезвон.
Благовест
Колокол, в который производят благовест, называется благовестником.
Связанные понятия
Первое известное упоминание о колоколах Юрьева монастыря, находящегося в окрестностях Великого Новгорода, относится к 1611 году — времени Шведской интервенции. Тогда шведами были захвачены все колокола. Во второй половине XVII века колокольный набор был восстановлен. Он состоял из девяти основных и четырёх «перечастных», то есть часовых колоколов. Отливкой самых больших из них занимался мастер Корт Клейман из Любека.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Статья — о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Медовый СпасПроисхожде́ние (изнесе́ние) честны́х дре́в Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (греч. Ἡ Πρόοδος του Τιμίου Σταυρού) — православный праздник в первый день Успенского поста — 1 августа по юлианскому календарю. По Уставу относится к малым праздникам «со славословием» и имеет один день предпразднства.
Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью ГоловосекУсекнове́ние главы́ Иоа́нна Предте́чи (др.-греч. Ἀποτομὴ τῆς Τιμίας Κεφαλῆς Ἰωάννου τοῦ Βαπτιστοῦ) — великий праздник в Православной церкви, совершаемый 29 августа (11 сентября) и посвященный памяти мученической смерти Иоанна Крестителя, которому по приказу тетрарха Галилеи Ирода отрубили голову.
Аналóй, или Анало́гий (др.-греч. ἀναλογέιον, ἀναλόγιον — подставка для икон и книг) — употребляемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом; иногда аналои бывают складными (разножки).
Катапéтасма, катапета́сма (греч. καταπέτασμα — «занавес»), церковная заве́са в православных храмах — занавес за иконостасом, отделяющий царские врата и престол.
Звон колокольный
Звон колоко́льный – одна из существенных принадлежностей христианского храмового богослужения. Он употребляется:
1) для призыва христиан к богослужению и для оповещения о времени его начала;
2) для возвещения не присутствующим в храме момента совершения наиболее важных молитвословий и священнодействий во время литургии и других богослужений;
3) для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан, в наиболее великие праздники – помимо богослужения.
Колокола введены в употребление при церквах на Западе с 8 в. (по другим известиям – еще в 4 в., в городе Ноле, при епископе Павлине); до того времени для призыва к богослужению использовались деревянные или металлические доски, в которые в известное время производились мерные удары молотом или палкой, отчего эти доски и носили название «била» или «клепала».
Все колокола помещаются большей частью в особом здании (колокольня), более высоком, чем здание самой церкви, чтобы звон был слышен на более отдаленном пространстве. Нередко они помещаются на крыше храма или в башне одного из куполов, при входах в храм над папертью, в арках крыльца, в особых небольших зданиях – звонницах, а иногда и в самом храме с западной стороны.
Звон колокольный при богослужениях бывает четырех родов:
1) благовест – мерные удары в какой-либо один колокол, служащие обыкновенно начальным призывом к богослужениям;
2) перезвон, когда ударяют во все колокола по очереди; он бывает перед водосвятными молебнами; перед литургией в храмовые праздники и др.;
3) собственно колокольный звон, когда одновременно ударяют в два или более колокола;
4) трезвон, когда производится колокольный звон в несколько колоколов или во все колокола («во все тяжкие»), в три приема (три звона) – при начале богослужения, после благовеста и т.п.
В Великий пост колокольный звон сокращается до минимума.
Способ созыва верующих к богослужению (о колокольном звоне)
В Православной Церкви верующие созываются к богослужению посредством звона колокола. Колокола составляют одну из принадлежностей христианского храма. Колокольный звон в церквах имеет свой глубокий смысл и значение. Он не предмет роскоши и эстетического удовольствия. Церковный звон не только оповещает о времени богослужения, но и подготавливает христиан к богослужению. Звон производит на душу христианина благодатное действие; такое мнение является общепризнанным в Православной Церкви. Звон в известном смысле есть уже самое богослужение, совершаемое звуками музыки.
В ветхозаветной церкви иудеев созывали к богослужению посредством звуков серебряных труб; ветхозаветное богослужение, как известно, состояло преимущественно из музыки; и вот, как бы в воспоминание об этом, в знак неразрывной связи с ним новозаветного богослужения, более духовного и возвышенного, это последнее имеет свою священную музыку в колокольном звоне. Колокольный звон есть наиболее простой, строгий и безыскуственный род музыки.
Как и все церковные богослужения, церковный звон имеет свою историю. В первые века христианства, во времена гонений епископы созывали верующих к богослужению через специально посылаемых за ними лиц или же после каждого богослужения уславливались о месте и времени следующего богослужения. После прекращения гонений вошли в употребление различные способы созыва к богослужению. Например, в египетских монастырях братия созывались стуком в дверь кельи. Молоток для стука в дверь кельи (будильный молоток) самое древнее орудие созыва к богослужению (IV-V в.).
Позднее христиане стали созываться звуками трубы или рога, звуками «тока», «клепала»; «била» и «клепала» были распространены почти повсеместно. Било представляет собой деревянную, железную или медную доску изогнутой или прямой формы, по этой доске ударяют молотком, сделанным из такого же материала, как и доска. Била различают:
по материалу: деревянные, железные;
по величине: «великое», «малое» (или «бильце») и самые большие (праздничные), называемые «тяжкая»;
по способу употребления: ручные и подвесные.
1) Ударение в «малое» било («бильце»), которое положено совершать перед малой вечерней, повечерием, полунощницей и часами, как малозвучное и глуховатое, означает голос древних пророков как бы сень и прообраз будущих событий.
2) Ударение в «великое било», которое положено совершать на праздничных утренях, дающее звонкий и далеко разносящийся по воздуху звук, знаменует апостольскую проповедь («во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их») проповедь Евангелия;
3) ударение в «тяжкая» напоминает нам о будущем суде и знаменует ту апостольскую трубу, которая созовет всех на всеобщий суд.
Колокола появились гораздо позже, чем «била» и «клепала». Впервые они стали входить в употребление как средство созыва христиан на богослужение на Западе, в одной из областей Италии-Кампании. Вначале они были небольших размеров и делались из меди или листового железа. С развитием литейного дела колокола с VII века стали лить из меди, иногда добавляя к ней серебро. На Востоке, в Греческой Церкви, колокола стали входить в употребление с IX века. На Руси колокола появились с принятием христианства. Они проникали сюда и из Византии; и с Запада. Об этом упоминает летопись с XI века (колокола военная добыча завоевателей). В ХIV веке летописи упоминаю о колоколах на Руси колокольнях Пскова и Новгорода и колокольных мастерах Москвы и Твери.
Цель употребления колокольного звона: призывать верующих в храм на молитву и развешать тем, кто не присутствует за богослужением, о времени отправления богослужений, о важных моментах богослужения, а также выражать торжество Церкви. Сообразно с такими целями и назначением звона соответственно свойству и времени богослужения существуют различные способы звона. В основном различаются два вида звона: благовест и собственно звон.
Благовест звон, при котором ударяют в один колокол или в несколько колоколов, но не во все вместе, а по очереди в каждый колокол. Благовест называется так потому, что сообщает добрую весть о начале в храме Божием богослужения, и о том, что милосердие Божие еще долготерпит над нами, что Господь с высоты небес внимает нашим молитвам. Да и сам призыв верующих в храм есть добрая, радостная весть для благочестивого и доброго сердца. «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем» (ПС. 121, 1)говорит пророк Давид. Так веселится и доброе сердце, слыша звон, призывающий в дом Господень.
Звон в собственном смысле слова бывает тогда, когда ударяют одновременно в несколько колоколов. Благовест различается следующих видов:
а) благовест в собственном смысле слова мерные, неторопливые удары в один колокол;
б) перезвон когда последовательно от большого колокола до малого ударяют по несколько раз в каждый из них; этот прием повторяется несколько раз;
Звон, совершающийся в три приема, т.е. когда трижды повторяется музыкальный период гармонического сочетания, называется трезвоном. Трезвон может быть: а) «трезвон во вся» (35 гл. Типикона); б) «трезвон в двои», т.е. в два колокола (часы Великого Пятка).
Изучив детально смысл и назначение церковного звона, мы можем убедиться в великом значении этого явления в церковной жизни, христианин, услышав звон, невольно отрывает все мысли и помыслы от земли и уносит их в поднебесную высь, сердце его наполняется радостным, светлым чувством, как будто в него вливается небесная гармония, отголоски далекого рая.
И до сих пор, услышав церковный благовест, русский человек набожно крестится и вспоминает о Боге. В этом заключается огромное дневное и нравственное значение церковного звона: он не дает засыпать совести и душе, постоянно напоминая ей о бытии Божием, о вечной правде, о великой христианской любви. Не напрасно колокола называются благовестниками: действительно, их звон наполняет душу радостью и надеждой. На одном из колоколов имеется надпись: «Благовествуй миру радость велию». Таким образом, церковный звон глашатай Церкви, ее внешний голос, тогда как богослужение голос внутренний. Христианин, услышав звон, обязан перекреститься со словами: «Господи, помилуй’ (трижды) или: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», или: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Колокольный звон — что он означает?
Колокольный звон — что он означает?
Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: 1. благовест и 2. собственно звон.
1. БЛАГОВЕСТ
Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.
Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.
Благовест в свою очередь делится на два вида:
1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и
2. постный или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.
Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол.
Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.
2. СОБСТВЕННО ЗВОН
Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.
Звон во все колокола различается на:
1. Трезвон – это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.
Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество.
В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.
2. Двузвон – это звон во все колокола дважды, в два приема.
3. Перезвон – это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.
4. Перебор – это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ЗВОНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
ЗВОН НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ
1. Перед началом Всенощного Бдения – благовест, который заканчивается трезвоном.
2. В начале чтения шестопсалмия полагается двузвон. Этот двузвон оповещает о начале 2-ой части Всенощного Бдения – утрени и выражает собою радость Рождества Христова — воплощения Второго Лица Пресвятой Троицы, Господа нашего Иисуса Христа. Начало утрени, как мы знаем, прямо указывает на Рождество Христово и начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастухам: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
В народе двузвон на всенощной называется «вторым звоном» (второй звон после начала всенощной).
3. Во время пения полиелея, перед самым чтением Евангелия полагается трезвон, выражающей радость, празднуемого события. На воскресном Всенощном Бдении, трезвон выражает радость и торжество Воскресения Христова. (В некоторых местностях он совершается во время пения: «Воскресение Христово Видевше»…) обыкновенно в руководствах этот звон именуется «звоном к Евангелию».
В народе трезвон на Всенощной («звон к Евангелию») называется «третьим звоном».
4. В начале пения песни Божией Матери: «Величит душа Моя Господа…» бывает краткий благовест, состоящий из 9-ти ударов в большой колокол (по обычаю киевскому и всей Малороссии).
5. В Великие праздники по окончании Бдения бывает трезвон.
6. При архиерейском Богослужении после каждого Всенощного Бдения полагается трезвон, для провода архиерея.
ЗВОН НА ЛИТУРГИИ
Перед началом чтения 3-его и 6-го часа совершается благовест к Литургии, а в конце 6-го часа, перед самым началом Литургии, – трезвон.
Если служится две Литургии (ранняя и поздняя), то благовест к ранней Литургии бывает более редкий, медленный, чем к поздней Литургии, и обычно совершается не в самый большой колокол.
При архиерейском Богослужении благовест к Литургии начинается в указанное время. При приближение архиерея к храму полагается трезвон. Когда архиерей войдет в храм, трезвон прекращается и снова продолжается благовест до начала облачения архиерея. В конце же 6-го часа – трезвон.
Затем во время Литургии полагается благовест при начале «Евхаристического канона», – самой важнейшей части Литургии, для извещения о времени освящения и пресуществлении Святых Даров.
У прот. К. Никольского, в книге «Устав Богослужения«, сказано, что благовест к «Достойно» начинается от слов: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу…», и бывает до пения: «Достойно есть яко воистину, блажити Тя Богородицу…» Точно такое же указание имеется и в книге: «Новая Скрижаль«, Архиеп. Вениамина, изд. СПБ. 1908 г. стр. 213.
На практик же благовест к «Достойно» бывает более кратким, состоящим из 12 ударов.
Благовест к «Достойно» в обычай русских церквей был введен во время Московского Патриарха Иоакима (1690 г.) по подобию западных церквей, где звонят при словах: «Приимите, ядите…»
После окончания Литургии во все Великие праздники полагается трезвонить (звонить во все колокола).
Также после каждой Литургии, совершенной архиереем, полагается трезвонить, для провода архиерея.
На праздник Рождества Христова полагается трезвонить весь первый день Праздника от Литургии до вечерни.
На Праздник Пасхи – Воскресения Христова:
Благовест к Светлой Заутрени начинается перед полунощницей и продолжается до начала Крестного хода, а с начала Крестного хода и до конца его, и даже дольше, бывает радостный торжественный трезвон.
К Пасхальной Литургии – благовест и трезвон.
А на самой Пасхальной Литургии, во время чтения Евангелия, полагается частый перезвон, по 7-ми ударов в каждый колокол (число 7 выражает полноту славы Божией). Этот торжественный перезвон означает проповедь Евангелия Христова на всех языках. Перезвон этот, по прочтении Евангелия, заканчивается радостным победным трезвоном.
Во всю Светлую Пасхальную Седмицу полагается трезвон ежедневно, от конца Литургии до вечерни.
Во все Воскресные дни, от Пасхи до Вознесения, после окончания Литургии полагается совершать трезвон.
В Храмовые Праздники:
В конце Литургии перед началом молебна полагается краткий благовест и трезвон и по окончании молебна – трезвон.
Во время всех Крестных ходов полагается трезвон.
К Царским Часам бывает благовест обыкновенный в большой колокол, а к Великопостным Часам – благовест постный в меньший колокол. Как на Царских Часах, так и на Великопостных Часах перед каждым часом звон: перед 3-м часом ударяют в колокол три раза, перед 6-м – шесть раз, перед 9-м – девять раз. Перед изобразительными и повечерием – 12 раз. Но если Постом случится праздник, то на часах в колокол не ударяют отдельно на каждом час.
По окончании утрени, когда верующие несут «четверговский огонь» домой, полагается трезвон.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРЕЗВОНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
На вечерне Великого Пятка, перед выносом Плащаницы, во время пения: «Тебе одеющегося …» полагается медленный перезвон по одному разу в каждый колокол (с большого до малого), а по положении Плащаницы среди храма – тотчас трезвон.
На утрени Великой Субботы, начиная с пения «Великого Славословия» и в продолжение всего Крестного хода с Плащаницею вокруг храма, полагается перезвон, такой же, как и при выносе Плащаницы, т. е. медленный перезвон по 1 разу в каждый колокол с большого до малого. Когда же внесут Плащаницу в храм и дойдут с Нею до Царских Врат – тотчас трезвон.
Медленный перезвон по 1-му разу в каждый колокол, начиная с самого большого, мощного звука, и доходя постепенно до самого тонкого и высокого звука малого колокола, символизирует собою «истощение» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения, как и поем мы, например, в ирмосе 4-ой песни, 5-го гласа: «Божественное Твое разумев истощение… во спасение людей Твоих…».
По установившейся вековой практике Русской Православной Церкви (в центральной части России) такой перезвон должен совершаться только два раза в год: в Вел. Пятницу и Вел. Субботу, в день крестной смерти Господа и Его вольного погребения. Опытные звонари особенно строго следят за этим и никак не допускают, чтобы скорбный звон относящейся к Господу, Спасителю нашему, был бы одинаков с погребальным звоном простых, смертных и грешных людей.
На утрени в день Воздвижения Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную и 1-го августа, перед выносом креста из алтаря во время пения «Великого Славословия», бывает перезвон, при котором медленно ударяют по 3 раза (в некоторых местностях по 1 разу) в каждый колокол от самого большого до малого. Когда же крест будет вынесен на середину храма и положен на аналой – трезвон.
Подобный же перезвон, но только частый, быстрый, и по 7 раз (или по 3 раза) в каждый колокол, бывает перед малым освящением воды. При погружении креста в воду – трезвон.
Такой же, как перед водоосвящением, бывает перезвон перед посвящением в сан Епископа. Вообще частый перезвон по несколько раз в каждый колокол есть торжественный звон. В некоторых местностях такой перезвон совершают перед началом Литургии в храмовые Праздники и в других торжественных случаях, например, как указано было выше, при чтении Пасхального Евангелия.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРЕБОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Перебор, иначе похоронный или погребальный звон, выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается, как уже сказано было выше, в обратном порядке, чем перезвон, т. е. медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.
Ввиду того, что в некоторых руководствах по звону указано не совершать при отпевании усопших трезвона, а это не соответствует церковной практике, то мы по этому поводу даем некоторое разъяснение.
Вторая часть песни прямо указывает на радость в будущей жизни со Христом. Она то и выражается, в заключение скорбного перебора, трезвоном.
Трезвон, напоминающий о воскресении, благостно действует на верующую христианскую душу, скорбящую о разлуке с усопшим и дает ей внутреннее утешение. Лишать христианина такого утешения нет никаких оснований, тем более, что этот трезвон прочно вошел в быт русского православного народа и является выражением его веры.
Таким образом, при несении усопшего на отпевание в храм совершается скорбный перебор, а при внесении его в храм – трезвон. После отпевания, при выносе усопшего из храма, совершается снова перебор, оканчивающийся также трезвоном.
При отпевании и погребении Иереев, Иеромонахов, архимандритов и Архиереев совершается несколько иной перебор. Сначала ударяют в большой колокол 12 раз, потом следует перебор, снова 12 раз в большой колокол и снова перебор и т. д. При внесении тела в храм совершается трезвон, также по прочтении разрешительной молитвы – трезвон. При вынесении тела из храма, снова указанный перебор, а по поставлении тела в могилу бывает трезвон. В иных же местах звонят обычным похоронным перебором.
В «Чиновней книге» указано, что при выносе патриарха Иоакима был благовест, переменяя во все колокола изредка (Врем. Имп. Моск. Общ. Ист. и древн. 1852 г. кн. 15, стр. 22).
Существует еще так называемый красный звон во все колокола («во вся тяжкая»).
Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше.
Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею.
Кроме того, следует также упомянуть о «всполошном» или «набатном» звоне, имеющем общественно-бытовое значение.
Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия.
«Вечевыми» колоколами назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече, т. е. на народное собрание.
Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола.
В заключение напомним, что наши русские звонари достигли высокого мастерства в колокольном звоне и прославились на весь мир. Много туристов приезжало из Европы, Англии и Америки на Праздник Пасхи в Москву, слушать пасхальный звон.
В этот «праздников Праздник» в Москве, в общей сложности всех храмов, звонили боле 5.000 колоколов. Тот, Кто слышал Московский пасхальный звон, тот никогда его не мог забыть. Это была «единственная в мире симфония», как пишет о том писатель И. Шмелев.
Этот мощный, торжественный звон переливался, по всей Москве, различными мелодиями каждого храма и возносился от земли к небу, как победный гимн Воскресшему Христу.
Из книги — «Основы богослужения Православной Церкви».