турецкий танец халай обучение
Методические рекомендации по изучению турецкого танца «Халай»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Экология детства»
городского округа Самара
по народно-сценическому танцу
«Постановка турецкого танца «Халай»
Зуякова Вера Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Данный план-конспект занятия разработан к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе туристско-краеведческой направленности «Ансамбль народного танца «Крупеничка»:
Раздел 7 «Постановка танцев».
Тема 5 «Постановка турецкого танца «Халай».
Занятие 1 «Изучение и постановка турецкого народного танца «Халай».
Хронометраж занятия: 1час 30 мин.
Возраст учащихся: 7-10 лет.
Объединение: «Ансамбль народного танца «Крупеничка».
Тип занятия: изучение нового материала.
Цель занятия: знакомство с элементами турецкого народного танца«Халай».
Ознакомить с историей возникновения турецкого танца и особенностями исполнения танца «Халай»;
Изучить положения рук, корпуса и основных ходов турецкого народного танца;
Научить работать с предметом (с платком).
Воспитывать интерес к традиционной культуре турецкого народа;
Развивать координацию движений;
Развивать мягкость в движениях тела.
Оборудование: музыкальный центр, ноутбук,флеш-носительс музыкальным материалом и видеозаписями турецкого танца «Халай».
Изложение нового материала
(лекция об истории возникновения турецкого танца и особенностях исполнения танца «Халай»; показ видеозаписи исполнения танца «Халай»).
Разминка, партерная гимнастика.
Отдых. Выполнение упражнений на релаксацию.
Изучение и первичное закрепление (изучение и повторение изученных движений р ук, корпуса и основных ходов турецкого народного танца «Халай»).
Приветствует учащихся, отмечает присутствующих, знакомит с темой и целью занятия.
Построение в линии, поклон.
Рассказывает об истории возникновения турецкого танца и особенностях исполнения танца «Халай» (Приложение 1).
Слушают лекцию и задают вопросы.
Демонстрирует видеозаписи турецкого народного танца «Халай» в исполнении профессиональных коллективов народного танца.
Обсуждает с учащимися просмотренную видеозапись танца.
Обсуждают просмотренную видеозапись танца.
Проводит партерную гимнастику.
Выполняют гимнастические упражнения.
Проводит упражнения на релаксацию.
Выполняют упражнения на релаксацию.
Показывает основные положения рук и ходы турецкого народного танца «Халай» (Приложение 2).
Изучают основные положения рук и выполняют ходы турецкого народного танца «Халай».
Показывает танцевальную комбинацию на основе изученных положений рук, корпуса и ходов турецкого народного танца «Халай».
Изучают и выполняют танцевальную комбинацию.
Обсуждение пройденного материала.
О каких турецких народных танцах вы сегодня узнали?
Как возникли турецкие танцы?
Какие чувства ярко выражены в турецком танце?
Какие движения составляют лексику хореографического языка турецкого народного танца?
Какие построения характерны для турецкого танца?
Какой турецкий народный танец мы сегодня начали изучать?
Какие характерные особенности этого танца?
Отвечают на вопросы.
Прощается с учащимися.
Список информационных источников:
«Жизнь и быт турецкого народа,
характерные особенности турецкого танца «Халай»
Хореография Турции является самостоятельным пластом духовной культуры народа. Богатство культурного наследия Турции можно наблюдать во многообразии традиционных народных танцев (их около двух тысяч). Желание подражать природе, повадкам животных и птиц, передавать трудовые движения земледельцев, охотников, сборщиков плодов и трав формировало копилку танцевальных элементов, порождаемых самой жизнью. Эти элементы складывались в определенный язык движений традиционного национального танца, образуя в итоге своеобразную пластическую летопись.Как и всякое искусство, турецкие народные танцы возникли в процессе труда. В них, как и в песнях, сказках, легендах, выражены лучшие черты народа, его трудолюбие и понимание прекрасного.
Как и во многих других государствах, танцевальное искусство сильнее развивалось в сельской местности. Именно здесь до сих пор жители чтут свои традиции и обряды, а фольклорные танцы занимают важное место в общественной жизни. В Турции многие пляски взяли свое начало от танцев воинов Османской империи. Также достаточно много танцев приходится на анатолийскую группу.
Лучше всего знакомиться с турецкими народными танцами разбив их на группы. Так, танец «Халай» представляет хороводы, «Каршилама» – это приветствие, «Аджилама» символизирует примирение между врагами. Также огромную популярность имеет турецкий танец живота, который обязательно исполняется на любом празднике.
Традиционно народные танцы сопровождаются местными мелодиями национальных музыкальных инструментов. Так, большую известность имеет барабан, без которого не обходится не один турецкий танец. Также используются следующие инструменты: маленькая скрипка – кеменч, турецкая лютня – саз, кларнет, турецкая волынка – тулум и так далее.
В некоторых танцах нить, связывающая турецкие народные танцы, тянется из клубка центрально-азиатского турецкого наследия, а в других ведет к древним анатолийским языческим ритуалам, священный характер которых давно забыт. Корни некоторых танцев, возможно, лежат в исторических событиях. Танцы, развивающиеся позднее, имеют более ясные истоки и представляют собой инсценировки реальных историй любви и героизма. Героизм- это мотив, проходящий через многие анатолийские танцы, он безошибочно распознается в «Зевбек» танце с кинжалами, мечом и ножом. Также считается, что ряд танцоров, держащих друг друга под руку, стоящих вплотную плечом к плечу и продвигающийся вперед по сцене, символизирует горные хребты и стены дворцов. Несомненно, все это является выражением эмоций и эстетических ценностей, передаваемых из поколения в поколение.
На сегодняшний день одним из самых чудесных турецких танцев считается «Халай». Название танца происходит от слова «алай» – «много людей», единство, взаимодействие. Оно также означает целостность группы людей. Танец «Халай» распространен в Центральной, Восточной и Юго-восточной Анатолиии. Он исполняется на свадьбах, предсвадебных вечеринках, проводах в армию и на всевозможных фестивалях. Музыкальное сопровождение «Халая» – это свирель и барабаны в живом исполнении. Танцоров должно быть, как минимум три человека – здесь не важно – будут это мужчины или женщины. Танцующие стоят в шеренге плечом к плечу и соединяют руки мизинцами и постепенно образуют полукруг под такты музыки. Первый и последний танцор в шеренге держит цветные платочки, раскручивая их под музыку. Для танца характерны притопы стопами в определенном музыкальном ритме и мягкий «пружинистый» приставной шаг. Сначала может показаться, что это монотонный танец, но его темп постепенно ускоряется, и танцорам необходимо проявить удивительные навыки, чтобы соответствовать ритму музыки и не допускатьошибок. «Халай» один из наиболее изумительных и красивейших турецких народных танцев.
«Основные положения рук и ходов турецкого народного танца»
Основные положения рук турецкого народного танца
1) Построение плечом к плечу. Руки опущены или подняты наверх на уровне головы и соединены мизинцами. Мизинец левой руки поверх мизинца правой руки стоящего рядом.
2) Руки согнуты в локтях и разведены в стороны на уровне головы.
3) Построение затылком к друг другу. Одна рука вытянута над головой, вторая за спиной на пояснице.
4) Руки согнутые в локтях или прямые лежат ладонями вниз на плечах партнеров.
5) Исполнители держат друг друга сзади накрест за спину или талию.
Во всех положениях (кроме положения 4и 5) руки по ходу танца могут свободно раскачиваться вправо-влево, вверх-вниз. Для турецкого танца также характерны движения плечами вверх-вниз
Для усвоения манеры и характера исполнения танца учащимся предлагается учебная комбинация на основе основных положений рук и корпуса турецкого танца.
Основные ходы турецкого танца
1) Боковой шаг-приставка.
2) Шаг-приставка вперед и назад.
3) Боковой шаг накрест.
4) Ход с подскоком с притопом и без.
6) Притопы в определенном музыкальном ритме.
Все ходы исполняются «пружинистым» пластичным движением.
Описание движений народного турецкого танца «Халай»
Движение 1. Боковой шаг-приставка с выносом на каблук; «раз» шаг правой ногой, «и» приставка левой, «два» шаг правой ногой, «и» вынос левой ноги на каблук.
Движение 2. Шаг-приставка вперед и назад; «раз» шаг с носка правой ногой вперед влево, «и» приставка левой ногой. Движение исполняется провой и левой ноги вперед, в стороны, назад.
Движение 3. Боковой шаг накрест; «раз» шаг левой ногой вправо накрест левой ноги, «и» переступить на левую ногу, «два» переступить на левую. Движение выполняется с правой (влево) и левой(вправо) ноги.
Движение 4. Ход с подскоком; «раз» шаг правой ногой, «и» шаг левой, «два» шаг левой, «и» подскок на левой ноге (правая на пассе у колена левой).
Движение 5. «Качалочка»; «раз» шаг правой ногой (корпус наклоняется вперед), «и» подскочить на провой (левая сгибается в колене, носок натянут), «шаг» левой назад ( корпус отклонить назад, «качнуть»), «и» подскок. Движение выполняется вперед, в стороны
Движение 6. Притопы; «и» приподнять правую ногу, «раз» притоп правой, «и» притоп левой, поставить правую с притопом. Притопы выполняются в определенном музыкальном ритме.
«и » переступить на правую оторвав от пола левую, «два» переступить на левую.
Движение 8. «и» подскочить на левой ноге приподнимая правую вперед с сокращенным подъемом стопы, «раз» подскочить на левой ноге слегка отскакивая назад подводя стопу правой к левой на уровне середины икры. На счет «и» подскочить на левой выводя правую вперед с сокращенным подъемом, «два» отскок на левой отводя правую согнутую в колене в сторону в право. Движение выполняется с правой, затем с левой.
Описание турецкого народного танца «Халай»
Танцующие выходят двумя линиями (движением 1) на две «восьмерки» и выстраиваются в «шахматном» порядке (рис.1). Первая линия выходит из левой кулисы, вторая из правой).
Продвижение вперед (движением 2) с правой, затем с левой ноги на одну «восьмерку». Наследующую «восьмерку» то же движение вправо с притопом на счет «и», затем в лево.
На одну «восьмерку» первая линия (движением 7) двигается, назад занимая место второй линии, вторая линия смещается на место первой. На вторую «восьмерку» линии возвращаются в исходное положение.
На две «восьмерки» (движением 4) танцующие перестраиваются (рис 3) в круг (рис 4). Двигаются но две «восьмерки» по кругу движением 3. На последнюю «четверку» выполняют притопы (движение 6).
Перестроение с полукруга на две колонны(рис. 5) движением 4. Начинают перестроение танцующие по центру сценической площадки. Колонны меняются местами движением 7 на «четыре» счета, затем на «четыре». Перестроение повторяют на «восьмерку». Спереди проходит колонна слева.
Расход колонны на полукруг. В построении танцующие выполняют на «четверку» движение 4, затем на тот же счет движение 5. После того движение 8 на «четверку» и закончить притопами.
Перестроение в линии в «шахматном порядке». Заключительная комбинация; танцующие выполняют движения 8,4,6 каждое на «четверку».