тутаев большая икона спасителя
Икона Спас Всемилостивый
Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост. Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.
Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.
Икона Спаса в Тутаеве
Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы. Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.
Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения. В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход. Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.
Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.
Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.
Значение чудотворной иконы Спаса Всемилостивого
К иконе часто приходят просить о здоровье для тела и духа. Чудесным образом отступают болезни костей и суставов, но не только с этими проблемами обращаются к Богу через эту икону. Самое главное, что молятся не иконе, а Господу, его и нужно просить. Икона не раз проявляла чудотворные свойства. Интересным проявлением божественных сил иконы является то, что жена, даже единожды предавшая мужа, не различит на иконе Господа.
Икона, под которой пролезают
«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.
В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.
Верующие пролезают под иконой Спасителя, делать это нужно на коленях, читая молитву
Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.
Молитва, читаемая перед образом Спаса:
Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.
vse_horosho
«Родился сам, помоги другому»
Вчера искала в сети «куда поехать» прогуляться и встретила вот такую вот икону.
Источник фото.
Это Спас в городе Тутаев (Ярославской области) в Воскресенском соборе.
Собор тоже необычный из-за яркой росписи на наружных стенах.
Источник фото.
Источник фото.
По преданию, икона написана в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким. Первоначально она располагалась в куполе, была как бы «небом» храма. Затем её сняли.
Источник фото.
Источник фото.
Каждое 10 воскресенье после Пасхи есть обычай совершать крестный ход по городу с этой иконой. Икону несут на руках.
Источник фото.
Источник фото.
Раньше крестный ход шел лишь по одной стороне реки. Затем стали переправлять икону на пароме через реку и совершать крестный ход и по второй стороне реки.
Источник фото.
А вот здесь даже орбочки летают
Источник фото.
Там же, в Тутаеве есть и вот такой интересный храм. Названия не нашла, но архитектура заинтересовала.
Источник фото.
Судя по тому, что видела – город интересный. На берегу Волги. Хочу туда прокатиться.
Drunky Horse
Автопутешествия и приключения Копытного или пение бороды в скитании праздника
Тутаевский крестный ход. Одна из самых больших икон Православия — Спас Всемилостивый
Тутаевский крестный ход. Икона Спас Всемилостивый
Тутаевский крестный ход проходит дважды в год в старинном русском городе Тутаев
Спас Всемилостивый. Воскресенский собор. Тутаев
Одна из самых больших икон Православия – огромный поясной образ Спаса Всемилостивого находится в старинном русском городе Тутаев. Размеры иконы впечатляют. 3,2 метра в высоту и 2,8 м в ширину. Но самое удивительное, что Всемилостивый Спас дважды в год «выходит» из Воскресенского собора – храма, где он находится и «обходит» Спас с крестным ходом весь город.
Сам Тутаев, где находится эта икона, расположен в Ярославской области, на берегах реки Волги. Имеет древнюю историю и до 1918-го года носил название Романов-Борисоглебск. Город расположен на обоих берегах Волги и возник в результате слияния двух самостоятельных городов. Романова (левобережная часть реки) и Борисоглебска (правобережная сторона).
Между частями города, разрозненно расположенных на обоих волжских берегах, сообщение осуществляется с помощью паромной переправы. Так как моста нет. Паром ходит весь день, дважды в час, за исключением ночного времени. Ночью из одной части города в другую можно попасть только частным образом, на своём или арендованном катере или лодке.
Тутаев. Ярославская область
Крестный ход в Тутаеве
Тутаевский крестный ход с иконой Спаса Всемилостивого проходит дважды в год. Первый раз икону несут по правому берегу, по Борисоглебской стороне, во второй — в последнее воскресенье перед праздником Илии-пророка, по левому берегу, по бывшему Романову.
Для того, чтобы икона «прошла» крестным ходом по Романовской стороне Тутаева, её на пароме перевозят на другой берег Волги, где и расположена эта часть города.
Тутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый на пароме
Тутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый на паромной переправе
Тутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый
При большом стечении народа, на специальных носилках, на которых устанавливают Спас, около двадцати крепких мужчин, несут весь крестный ход эту удивительную икону.
Всемилостивый Спас, как и полагается иконе — с окладом, и празднично украшен цветами и лентами.
Крестный ход в Тутаеве. Спас Всемилостивый
Тутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый
Тутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый
За мужчинами, несущими Всемилостивый спас, женщины несут табуретки. Берега волжские круты, икона тяжела, во время процессии мужчины, несущие икону устраивают остановки, и ставят носилки не на землю, а на табуретки. Заботливо приготовленные для такого случая участницами крестного хода.
Тутаевский крестный ход
Крестный ход проходит в течение всего дня, процессия со Спасом медленно и величественно обходит город, а к вечеру, к ночи, икону обратно паромом переправляют в Воскресенский собор. Где она будет находиться до следующего крестного хода и доступна для поклонения верующих.
Тутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый
Вот здесь можно прочитать про один из традиционных фестивалей. Который проводится в Тутаеве:
В Дранкипенаты (в Рубрику о путешествиях по России): Перейти
В Рубрику всех записей блога «Пение бороды» Перейти….
На Главную страницу Дранкисайта: Перейти…
Оставить комментарий можно в самом низу страницы
В Тутаеве на Крестный ход вышел весь город. Фотоистория Владимира Ештокина
Приблизительное время чтения: 2 мин.
В минувшее воскресенье в Тутаеве прошел крестный ход с иконой Спаса Всемилостивого. Это самая большая икона в России.
Спас Всемилостивый, или как ее еще называют, Спас Борисоглебский, — уникальная икона, известная с середины XV века. Размеры иконы — 2.8 метра в ширину и 3.2 метра в высоту. Большой размер иконы обычно связывают с её первоначальным назначением. Считается, что она располагалась в куполе деревянного Борисоглебского храма и была частью его «небес».
Обычно икона находится в Воскресенском соборе города, но иногда она покидает свое место и «обходит» город — с иконой совершают крестный ход.
Тутаев до 1918 года носил название Романов-Борисоглебск и возник из слияния двух самостоятельных городков — Романова на левом берегу Волги и Борисоглебска на правом берегу. Сообщение между частями города, расположенными на разных берегах, осуществляется с помощью паромной переправы, так как моста в городе нет.
Тутаевский крестный ход совершается дважды за лето. Первый крестный ход проходит в десятое воскресенье после Пасхи. С иконой проходят по правой, Борисоглебской стороне. Второй, или как его еще называют большой, крестный ход был учрежден в 1888 г. в ознаменование 900-летия Крещения Руси. Он проходит в конце июля, в последнее воскресенье перед праздником Ильи Пророка. Тогда икону на пароме перевозят на левую, Романовскую сторону и обходят все храмы. Вместе с иконой обычно плывут и многочисленные паломники.
В этом году случилось так, что паром не смог вместить всех желающих, которых становится с каждым годом все больше, так что многочисленным паломникам пришлось самостоятельно перебираться на лодках — своеобразное водное такси работает в городе практически всю навигацию. Лодочники исправно трудились весь день, перевозя всех желающих с одного берега на другой.
При большом стечении народа образ устанавливается на носилках, которые, сменяя друг друга, несут мужчины, обычно 30–40 человек. Берега Волги в этих местах довольно круты, и требуется немало усилий, чтобы нести чудотворный образ.
С иконой обходят все храмы, расположенные на романовской стороне — Крестовоздвиженский собор, Вознесенскую церковь, другие храмы. В Вознесенском храме до своего ареста подвизался в качестве певчего и пономаря архимандрит Павел (Груздев). Его могила на Леонтьевском кладбище — так же одна из остановок на пути крестного хода. Традиция крестных ходов с образом «Всемилостивого Спаса» прервалась в советское время и была возобновлена в 1989 году.
На улицы города в этот день высыпают все жители. Многие совершают путешествие с иконой от самого Воскресенского собора, плывут на пароме или на лодках, идут от храма к храму.
Другие присоединяются к процессии по дороге. Крестный ход продолжается практически весь день. Уже поздно вечером чудотворный образ возвращается на свое постоянное место в Воскресенском соборе, где он и будет находиться до следующего лета.
Войдите в ОК
Изображение огрудное; правая рука Иисуса Христа поднята для благословения, в левой — раскрытое Евангелие. От времени икона сильно потемнела.
По преданию, икона написана в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким для деревянной церкви князей Бориса и Глеба. Первоначально она располагалась в куполе, была как бы «небом» храма. Позднее её переместили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами, а в XVIII веке, после поновления, разместили в основном помещении храма.
За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.
В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках.
По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу — в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.