у кого мозгов больше у мальчиков или у девочек
Как зависит успеваемость в учёбе от пола ребёнка?
С юных лет ребёнок начинает познавать мир и учиться жить в нем. В этом плане смело можно утверждать, что любопытство – главный двигатель прогресса. Родители привыкли к вечной любознательности маленьких почемучек: почему небо синее, почему идет дождь, почему люди видят сны? Все это нормально и свидетельствует о закономерном развитии ребёнка. Мальчики и девочки задаются тысячей вопросов и непременно хотят получить исчерпывающие ответы. Но как только ребёнок начинает учиться в школе, родители отмечают новую тенденцию. Девочки не теряют интереса к знаниям, прилежно учатся и высоко ценят собственную успеваемость. В то же время мальчики вдруг оказываются увлечены куда более животрепещущими вопросами: что это за птица села на забор или что будет, если бросить камень в окно? О чем свидетельствует такая закономерность?
Отличия в развитии девочек и мальчиков в дошкольном возрасте
Одно из объяснений высокой успешности девочек – у них более развито левое полушарие мозга, которое отвечает именно за логику и рациональное мышление. Неожиданные новости, не правда ли? У мальчиков доминирует правое полушарие, поэтому в целом они более творческие, но зато менее усидчивые.
Сама по себе разница в развитии полушарий не столь принципиальна. Гораздо большее значение имеет тот факт, что у девочек лучше сформировано мозолистое тело – оно на 20 % больше, чем у мальчиков. А это тело, представляющее собой ветвистый пучок нервов, соединяет полушария головного мозга.
Проще говоря, женский мозг с ранних лет работает в более слаженном режиме – полушария активно «контактируют» между собой. Кстати, именно этим объясняется то, что маленькие девочки способны удерживать в голове несколько идей одновременно и, что самое важное, это практически не сказывается на их концентрации внимания. А вот мальчики способны полноценно сосредоточиться только на одной идее или предмете. Если они отвлекутся от темы, вернуться к ней будет гораздо сложнее.
Отличия в развитии девочек и мальчиков в младшей школе
Учёные уже давно доказали, что в среднем девочки действительно учатся лучше мальчиков. Причина – в мозге, причем в буквальном смысле. Согласно исследованиям, женский мозг достигает зрелости гораздо раньше, чем мужской. Для девочек вообще характерно более быстрое созревание – как умственное, так и физическое. В 12-13 лет многие девочки уже выглядят вполне сформировавшимися девушками и довольно серьёзно смотрят на мир, в то время как их сверстники-мальчики все еще остаются детьми. Они игривые, гиперактивные и не настроены на решение взрослых вопросов.
Кроме того, учёные установили, что при решении определенной задачи у девочек активизируются различные участки головного мозга. У мальчишек же, как правило, максимально задействованным оказывается один.
Выводы очевидны: девочкам гораздо легче схватывать новую информацию и сразу приступать к ее обработке и использованию. Добавьте к этому большую усидчивость, любовь к чтению и прилежность – и вы поймёте, почему в основном девочки лучше учатся и получают более высокие оценки.
Отличия в развитии девочек и мальчиков в старшей школе
В старшей школе парни обычно вырываются вперед, стараются учиться лучше. Всё потому, что теперь их развитые качества (скорость реакции, развитое пространственное мышление) становятся востребованными в алгебре, физике, геометрии.
В целом, существующие условия школьного обучения более удобны именно для девочек. Их не стесняют стены, они не отвлекаются на баталии, разворачивающиеся прямо за школьным окном, им гораздо проще запоминать учебный материал. Тем не менее, в старшей школе парни полностью догоняют, а то и перегоняют девушек в развитии.
Невозможно точно сказать, кто умнее: мальчики или девочки. Конечно же, уровень успеваемости много в чем зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Есть мальчики, которым настолько интересно учиться, что никакие птицы за окном не заставят их оторваться от учебника, и девочки, которым не очень нравится зубрить школьную программу.
Многие родители и педагоги понимают эту закономерность на интуитивном уровне. Тем не менее, в нашем обществе распространены всевозможные мифы, согласно которым одни предметы легче даются девочкам, а другие – мальчикам. Некоторые из них соответствуют реальному положению вещей, другие же очень далеки от правды. Ниже приведен разбор самых распространенных мнений о гендерных различиях в склонности к обучению и успеваемости. Проверьте себя, может, вы до сих пор верите в давно разоблаченные факты и думаете, почему девочки умнее мальчиков.
Девочки vs мальчики: мифы и реальность
Совсем нет. Согласно исследованиям, мужчины тяготеют к дедукции, а женщины – к индукции. Проще говоря, мальчик усваивает некий общий принцип и на его основании анализирует частные случаи, а девочка лучше понимает конкретные примеры, которые потом применяет к общим случаям. Тесты и задачи с ограниченным временем для решения относятся как раз к дедуктивному методу познания. Видя множество вариантов, мальчик быстро делает выбор, исходя из усвоенного общего принципа. Девочка же немного теряется, ведь ей недостает тех самых конкретных примеров.
Поначалу в это сложно поверить, но нет. Как мы помним, именно у девочек лучше развито левое полушарие. Но это еще не всё – женщинам нужны не только конкретные, но и наглядные примеры. Другими словами, чтобы оперировать тем или иным предметом, им нужно его увидеть, потрогать и изучить. А мужчины отлично справляются с умозрительными задачами – им легче представить предмет, его характеристики и реакции на определённые воздействия.
Опять мимо. В большинстве случаев девочки используют простую обиходную речь. А вот мальчики придумывают собственные словесные шифры или даже секретные языки.
Далеко не всегда. Мы же помним: левое полушарие – логика, рациональное мышление. К слову, согласно недавнему исследованию американских ученых, девочки знают математику на 70 % лучше, чем мальчики. Впрочем, как и большинство других школьных предметов.
К сожалению, нет. Девочки более внимательно слушают учителя и запоминают то, что он рассказал на уроке. Никто не винит мальчиков в глупости – просто они чаще отвлекаются и большинство информации вылетает из левого уха, не успев задержаться в правом.
Тут не поспоришь. Мужчины лучше воспринимают символы, да и графический материал вообще. Может, поэтому среди инженеров и программистов больше представителей сильного пола?
И снова да. Девочки вполне хорошо чувствуют себя в замкнутом пространстве – недостаток свободной площади практически не сказывается на их внимании и концентрации. Мальчики же вскоре ощущают скуку и уныние – им гораздо меньше нравится сидеть в школьном классе.
Так почему же среди учёных женщин меньше, чем мужчин? Здесь нужно принимать в расчет гендерные стереотипы и шаблоны поведения, активно поддерживающиеся в нашем обществе. Большинство женщин выбирают семью вместо карьеры и поддержание домашнего уюта вместо научной деятельности. Тем не менее, особенности женского мозга дают массу преимуществ в плане социального продвижения. И счастливы те женщины, которые сумели гармонично соединить свои умственные способности, личные интересы и привычные установки.
Мальчик или девочка: кто умнее?
Отличия в развитии мальчиков и девочек
Ну конечно, умны те и другие. Но почему мальчики дольше учатся читать и писать, а девочки лучше учатся в младших классах, а потом сдают позиции?
С чего начинается разница
Они разные с самого начала и развиваются по-разному. Мальчики при рождении обычно крупнее девочек, у них больше голова и больше вес. Ходить мальчики начинают примерно на месяца позже, на месяцев позже начинают говорить. Но все это видно родителям и невооруженным глазом.
Два полезных совета
Когда мама учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт. Сравнивать себя в детстве с ним, приводить себя маленькую в пример сыну — неверно и бесполезно.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны. Он не может долго выдерживать эмоциональное напряжение. Его мозг отключает слуховой канал, и ребенок просто перестает вас слышать.
А вот санкт-петербургские нейропсихологи, записывая биотоки мозга новорожденных детей, обнаружили, что мозг мальчиков и девочек с самого начала работает неодинаково, так что, проанализировав взаимодействие электрических потенциалов разных областей коры мозга, можно с большой вероятностью сказать, какого пола этот младенец.
До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. У девочек выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновения, поглаживания.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство.
Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется больше пространства, чем девочкам.
Если горизонтальной плоскости шалунам мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Не ругайте их — это совершенно нормально.
Отличия в развитии мальчиков и девочек
Зачем нужны природе различия в психике мальчиков и девочек? В эволюции всегда борются две противоположные тенденции: с одной стороны, природе надо закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать по наследству именно их и сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. А с другой стороны, прогресс предполагает дальнейшие изменения, разнообразие правнуков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям, расширить среду обитания.
Эти две тенденции воплощают в себе мужской и женский пол. Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое.
Женский пол ориентирован на выживаемость, мужской — на прогресс.
Для продолжения вида нужно много женщин. Поэтому женский пол природа бережет, а мужского ей «не жалко». На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. Женщины как бы более одинаковы; у мужчин больше и полезных и вредных мутаций. Потому-то среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией больше мальчиков. И логопедические группы детских садов состоят большей частью из них.
Мозг мужчины крупнее, более развит, но менее надежен и очень раним. При всех изменениях, и природных, и социальных, мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением: чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Поэтому мужчины, и мальчики в том числе, склонны к освоению новых пространств, рискованным поступкам, они сообразительны в сложных ситуациях и умеют принимать нетрадиционные решения.
Кто в чем сильней
Как эти особенности мужского устройства сказываются на учебе наши детей? В дошкольном и младшем школьном возрасте у девочек лучше развита речь, но мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, это не сразу заметно.
Конечно, это не значит, что ни одна девочка не выдвинет новой идеи, но все-таки принципиально новые задачи лучше решают мальчики и мужчины. При этом они не придают значения тщательности решения и аккуратности оформления. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и в результате получить двойку.
Девочки и женщины вообще лучше выполняют типовые, шаблонные задания, тщательно прорабатывают детали.
У девочек речь беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов лучше удаются мальчикам. Исследования обнаружили, что уже у мальчиков есть специализация мозга для пространственного восприятия и мышления, а у девочек ее нет и в 13 лет. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одна на другую. А девочки, в том числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.
Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь: это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К 7 годам мальчики, как правило, по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год.
У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличии от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Влияет ли пол ребенка на его успеваемость в школе?
Дети любознательны и до определенного возраста развиваются очень похоже. В детском саду и мальчики, и девочки задают одинаковые вопросы, играют в похожие игры и получают стандартные навыки. Что меняется в школе? Почему девочки учатся лучше мальчиков и так ли это?
В первом классе родители мальчиков вдруг замечают, что их ребенок с удовольствием познает окружающий мир, но оценки приносит не самые лучшие и к учебе явного интереса не проявляет. А соседская девочка стала прилежной ученицей и не бросает книгу даже на игровой площадке. Что происходит? Кто умнее: мальчики или девочки?
Отличия в развитии мальчиков и девочек
Социологи предоставили результаты множества исследований, которые подтверждают, что в школе девочки учатся лучше мальчиков. Дело в более быстром развитии мозга, которое провоцирует интенсивное физиологическое и психологическое взросление. Именно поэтому в 6–7 классе школы происходит расслоение: девочки – уже почти оформившиеся и серьезные; а мальчишки – дети, стремящиеся к играм и веселью.
Интересно, что у девочек больше развито левое полушарие мозга. Вопреки гендерным стереотипам, они более логичны и рациональны. Мозолистое тело головного мозга у школьниц развивается заметно быстрее, чем у сверстников другого пола. У мальчиков в этом возрасте больше работает правое полушарие, отсюда и отсутствие усидчивости, и рассеянность, и творческие способности. Неожиданно, да?
Итак, девочки в школьном возрасте более развиты, что позволяет им не только концентрироваться на выбранном деле, но и обрабатывать 2–3 идеи одновременно. Для мальчика – это фантастика, тут бы одну задачу удержать в уме.
Поэтому и возникает гендерный стереотип о большей успеваемости девочек, который подтверждается не только социологически, но и физиологически. Впрочем, если вы задумаетесь, то вспомните и отличников-мальчиков, которые его опровергают. Все зависит от особенностей развития конкретного ребенка.
Какие способности преобладают у мальчиков?
Мальчики более успешны в социуме. Прекрасно учась в школе и имея более интенсивное развитие, девочки часто остаются за бортом настоящей успешной жизни. Известные ученые, предприниматели, крупные специалисты в разных областях в большинстве случаев – мужчины, да и зарплаты у них выше, даже если работа выполняется одинаковая. Почему так?
Всему виной стереотипы. Работодатели и преподаватели в высших учебных заведениях обычно отдают предпочтение мужчинам. Они не уйдут в декретный отпуск, не будут то и дело бегать на больничный с ребенком, менее эмоциональны. Приказы и инструкции мужчины также выполняют лучше представительниц прекрасного пола. К тому же некоторые женщины не стремятся развиваться в выбранных областях и посвящают себя семье, воспитанию детей, быту. Прибавьте сюда общественное мнение, давление родственников и непонимание со стороны близких и получите гендерный стереотип, который стал реальностью.
Какие способности преобладают у девочек?
Девочки лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой информации и изображений. Они лучше запоминают локализацию предметов в пространстве, их взаиморасположение.
Как правило, они превосходят мальчиков в тестах на быстроту перечисления объектов одной категории (например, цвета, начинающиеся на одну букву).
У девочек лучше развита тонкая моторика. Они превосходят мальчиков в скорости арифметических операций.
Дошкольный возраст
Женский мозг с ранних лет работает в более слаженном режиме – полушария активно «контактируют» между собой. Кстати, именно этим объясняется то, что маленькие девочки способны удерживать в голове несколько идей одновременно и, что самое важное, это практически не сказывается на их концентрации внимания. А вот мальчики способны полноценно сосредоточиться только на одной идее или предмете. Если они отвлекутся от темы, вернуться к ней будет гораздо сложнее.
В младшей школе
Ученые уже давно доказали, что в среднем девочки действительно учатся лучше мальчиков. А сила их сокрыта в мозге, причем в буквальном смысле. Согласно исследованиям, женский мозг достигает зрелости гораздо раньше, чем мужской. Для девочек вообще характерно более быстрое созревание – как умственное, так и физическое. В 12–13 лет многие девочки уже выглядят вполне сформировавшимися девушками и довольно серьезно смотрят на мир, в то время как их сверстники-мальчики все еще остаются детьми. Они игривые, гиперактивные и не настроены на решение взрослых вопросов.
Кроме того, ученые установили, что при решении определенной задачи у девочек активизируются различные участки головного мозга. У мальчишек же, как правило, максимально задействованным оказывается один.
В старшей школе
В старшей школе парни обычно вырываются вперед, стараются учиться лучше. Всё потому, что теперь их развитые качества (скорость реакции, развитое пространственное мышление) становятся востребованными в алгебре, физике, геометрии.
В целом, существующие условия школьного обучения более удобны именно для девочек. Их не стесняют стены, они не отвлекаются на баталии, разворачивающиеся прямо за школьным окном, им гораздо проще запоминать учебный материал. Тем не менее, в старшей школе парни полностью догоняют, а то и перегоняют девушек в развитии.
Мифы о школьном обучении мальчиков и девочек: проверьте себя
1) Девочки быстрее решают задачки на время. Это неправда. Да, школьницам проще решить пример, который уже был показан или разобран на уроке, но, если материал новый и нужно применить какие-то общие принципы, мальчишки победят с хорошим отрывом.
2) Девочки склонны к абстракции, мальчики – к рациональности. И снова нет. Мальчикам проще представить предмет, задачу или состояние, поэтому абстрактные рассуждения и решения им даются легко. Девочкам нужно потрогать, увидеть, разобраться.
3) Девочки лучше умеют рассказывать. Не совсем правда. Девочки, конечно, болтушки еще те, но они говорят простым и понятным языком. А вот мальчики могут придумать собственный язык, научиться иностранному или использовать сложные слова в обиходе.
4) Мальчики больше понимают в математике. Это неправда. Просто мальчики быстрее понимают, что и как решается, а девочкам приходится заучивать каждый пример или процесс решения, чтоб применять в дальнейшем.
5) Мальчики любят систематизировать. Это правда. Мальчишкам проще воспринимать информацию в графическом виде и таблицах.
6) Мальчики лучше понимают новую информацию. Нет. Девочки держат тут пальму первенства, благодаря большей концентрации и внимательности. Мальчиков опять подвело более развитое правое полушарие. Вот как слушать учителя, если вокруг столько всего интересного?
7) Для мальчиков важнее физическая культура, игры. Да, это не миф. Девочкам комфортно в закрытом пространстве, они лучше концентрируются, не испытывают скуки или психологического напряжения. Слаженная работа двух полушарий позволяет им «проживать» прочитанные книги и увиденные фильмы. Мальчикам достаточно быстро начинает не хватать свободы, их тянет на открытое пространство – проявляется любознательность. Они должны сами все пробовать, переживать, трогать.
Учёные: изначально девочки умнее мальчиков
Учёные из Университета Миссури провели исследование умственных способностей мальчиков и девочек из разных стран. Результаты, конечно, не ошеломили учёных, а лишь подтвердили ранее выдвигавшиеся версии. В ходе исследований работы мозга мальчиков и девочек, выяснилось, что уровень интеллекта у девочек гораздо выше, чем у мальчиков.
Исследования проводились между одногодками. Выяснилось, что у девочек в среднем в умственной работе задействованы 7% клеток головного мозга, тогда как у мальчиков всего 4-5%. Более высокая активность клеток мозга позволяет девочкам превосходить мальчиков в учёбе. Благодаря более активным клеткам, девочкам удаётся гораздо легче, быстрее и эффективнее запоминать преподаваемый материал. Также учёные отметили тот факт, что с возрастом этот процент меняться не должен, поэтому девочки и в дальнейшем должны превосходить мальчиков по умственному развитию, однако, как отмечают те же учёные, удивительный факт заключается в том, что в современном обществе превалирующее большинство должностей, связанных с умственной и интеллектуальной работой, заняты именно мужчинами. Это исследователи объясняют особенностью современного общества.
Исследование интеллекта мальчиков и девочек в разных странах показало интересный, а точнее — удручающий результат. В младших классах школы, девочки в 70% странах, участвующих в эксперименте, превосходят мальчиков по своему развитию, однако впоследствии больший процент успеваемости начинает перемещаться в сторону мальчиков. Чем старше становятся дети, тем мальчики становятся более «умными» по сравнению со своими одногодками-девочками. При этом, девушки начинают отставать от мальчиков в огромной мере в тех странах, где присутствует половая дискриминация. В тех странах, где женщине отводится роль домохозяйки, зачастую которая имеет довольно незначительные права, девочки, которые в детстве проявляют свои высокие способности, вскоре очень резко начинают сдавать «позиции» под давлением мужского пола, общественных устоев и воспитания в семье, которые сразу указывают девочке на то, что та не должна превосходить представителей мужского пола. В странах, где равноправие полов в настоящее время находится на более-менее приемлемом уровне, девочки сохраняют свои лидирующие интеллектуальные способности до старших классов, однако с возрастом также начинают уступать мужчинам. Данный эффект современного общества исследователи объясняют тем, что даже в современном цивилизованном обществе, патриархат является всё таким же сильным и довлеющим над женщинами.
Развиваясь в обществе, где царит патриархат, где женщина зачастую целиком и полностью зависит от мужчины, от его силы, способностей, от того, что мужчины занимают самые выгодные и высокооплачиваемые профессии, где к интеллекту мужчины существует большее доверие, девочка ещё в школьном возрасте начинает подсознательно приспосабливаться к условиям общества. Бессознательно мозг девочки начинает перестраиваться, интеллектуальные способности начинают блокироваться, так как реалии жизни указывают на их неспособность сделать девушку счастливее и успешнее. В современном обществе более «востребованы» девушки, которые интересуются где дизайнерские коллекции платьев купить, где сделать хорошую причёску и как бороться с кутикулами, как наилучшим образом себя преподать, как поразить мужчину своей красотой и наивностью. Таким образом, в старших классах школы девочки перестают использовать свои способности и переключаются на более эффективную модель поведения для современной девушки.