учение фомы аквинского и целое религиозно философское направление им созданное называется
История философии. Тест 7
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Иоанн Скот Эриугена признавал
только положительную (позитивную) теологию
негативную теологию
и позитивную и негативную одновременно
необходимость отказаться от их различения
2. Девиз Ансельма Кентерберийского
вера не требует разума
вера и разум неразлучны
разум ищет веру
вера ищет разум
3. Бернар Клервосский (1091-1153), главный представитель цистерцианской школы, считал основным средством философии
рациональное мышление
постижение религиозных догматов
мистическое общение с Богом
постижение законов природы
4. К произведениям Сигера Брабантского не относится
О вечности мира
О единстве разума против аверроистов
О необходимости и взаимной зависимости причин
О разумности души
5. Александр из Гэльса (1170-1245) в своей обширной «Summa universae theologiae», опираясь на теорию Аристотеля, ввел новое понятие о
форме материи
первичности формы
формальности духа
духовной материи
6. По Бонавентуре, «зародыш» вещи находится
в материи
в причине появления вещи
в самой вещи
в божественном разуме
7. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется
атомизмом
томизмом
августинизмом
папизмом
8. Иоанн Дунс Скот считал, что
теология равнозначна философии
теология и философия несоединимы
теология вытекает из философии
философия вытекает из теологии
9. В теории познания Дунс Скот подчеркивал
мистическое постижение
пассивное понимание
активность мышления
эмпирический опыт
10. В своих рассуждениях о боге Аквинат
безоговорочно защищал идею личного бога
признавал бога полностью трансцендентным, непознаваемым
считал, что познание бога опосредовано его влиянием в природе
полагал, что бог — это и есть природа
11. Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым
укрепил христианскую теологию
подготовил почву для отделения теологии от философии
поставил на новую основу авторитарное положение церкви
затормозил формирование позитивизма Нового времени
12. Аверроэс — это западное прочтение арабского имени
аль-Кинди
аль-Фараби
ибн Рушд
ибн Сина
13. В согласии с другими арабскими философами Ибн Сина учил об универсалиях, которые существуют
до единичных вещей
в реальных вещах
как единичные вещи
после вещей
14. Аверроэс, развивая учения о человеке и нравственности
признавал бессмертие индивидуальной души
отрицал бессмертие души
считал неизбежным посмертное вознаграждение или наказание на том свете
поддерживал идею об отсутствии различий между добром и злом
15. «Каббала» в переводе означает
вера, доверие
знание, метод
традиция, предание
книга, письмо
Ответы на тесты по философии: Средневековая философия
1. К фундаментальным идеям Библии относят (укажите все правильные варианты):
*а) сотворение мира из ничего;
б) мир состоит из мельчайших неделимых частиц;
в) богов много, но верховным является Зевс;
г) концепция реинкарнации (переселения душ);
*д) человек создан по образу и подобию божьему.
2. Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит:
а) нет Бога кроме Аллаха;
*в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;
г) Бог есть Все и все есть Бог;
д) Бог есть безличная духовная реальность.
3. Основной догмат христианства:
4. Религиозно-христианское понимание человека утверждает, что:
а) человек — одно из существ равное другим существам, созданных Богом;
б) человек — худшее из творений, созданных Богом;
в) человек — случайность, ничего не стоящая;
*г) человек – «венец творения» и повелитель всего созданного для него Богом;
д) человек – «думающая машина».
5. В центре размышлений философов средних веков стоит:
д) процесс познания.
6. Наиболее важный раздел знания в Средневековье:
7. В основе средневековой гносеологии лежит идея:
8. Теория оправдания Бога в отношении допускаемого им зла в мире получила название:
9. Средневековая философская мысль:
а) отвергала полностью античную философию;
б) продолжала традиции античных философов;
*в) использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соответствии с собственными запросами;
г) использовала мотивы античной мифологии;
д) не знала античной философии.
10. Христианско-религиозное понимание истории означает:
*а) история есть прямолинейное движение от грехопадения до судного дня;
б) история — это движение от первобытности к идеальному, совершенному обществу;
в) история есть прогресс науки и техники;
г) история циклична: она есть рождение из хаоса и возвращение в него;
д) история есть развертывание классовой борьбы.
11. Апологеты во II в. н. э.:
а) являлись сторонниками Юлиана Отступника;
*б) защищали, оправдывали христианское вероучение;
в) впервые раскрыли стремление души к первоединству;
г) рассматривали противоположность духа и материи;
д) являлись сторонниками атомизма.
12. Новое качество человека, открытое средневековой патристикой:
13. Центральным объектом философского осмысления Августин делает:
14. Основой духовной жизни в концепции Августина является:
15. Высший критерий истины в концепции Августина:
д) нет такого критерия.
16. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:
а) исследовать социальную действительность;
б) исследовать природу;
*в) найти рациональные доказательства веры;
г) сформулировать теорию познания;
д) обосновать научный метод.
17. В схоластике провозглашалось различие между:
б) чувством и мыслью;
в) сознательным и бессознательным;
г) разумом и интуицией.
18. Предметом спора об универсалиях было:
а) триединство Бога;
*в) реальное существование общих понятий;
г) место Бога в мире;
д) первооснова бытия.
19. В споре об универсалиях реалисты:
*а) приписывали существование общему;
б) не допускали реального существования универсалий;
в) отрицали реальность общего в вещах, но признавали его как мысль, понятие, имя;
г) считали, что универсалии есть априорные конструкты познания;
д) считали, что универсалии есть психическая иллюзия.
20. Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым:
а) укрепил христианскую теологию;
*б) подготовил почву для отделения теологии от философии;
в) поставил на новую основу авторитарное положение церкви;
г) затормозил формирование науки Нового времени;
д) дал толчок развитию мистики.
21. По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что:
а) религия и философия несовместимы;
б) все догматы религии должны быть доказаны разумом;
*в) религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна;
г) философия должна быть упразднена;
д) религия должна быть упразднена.
22. Фома Аквинский придерживался концепции:
а) о несовместимости веры и знания;
б) о превосходстве знания над верой;
в) о гармонии веры и знания;
*г) о превосходстве веры над знанием.
23. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:
24. В своих рассуждениях о Боге Фома Аквинский:
а) безоговорочно защищал идею личного Бога;
*б) признавал Бога полностью трансцендентным, непознаваемым;
в) считал, что познание Бога опосредовано его влиянием в природе;
г) полагал, что Бог — это и есть природа;
д) считал, что Бог – это перводвигатель.
25. Исследуя проблемы человеческой души, Фома Аквинский исходил из того, что:
*а) душа есть чистая форма без материи, она бестелесна;
б) душа является частью тела, выступая его формирующим принципом;
в) душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не уничтожается вместе с телом;
г) душа есть проявление надындивидуального духа, потому она неуничтожима.
26. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога:
а) Августин Блаженный;
в) Ансельм Кентерберийский;
27. Установите соответствие философа философскому направлению:
б г1. реализм; а) Уильям Оккам;
в а2. номинализм; б) Ансельм Кентерберийский;
28. Установите последовательность философов Средневековья:
1в) Филон Александрийский;
29. Установите последовательность возникновения философских трудов:
2а) «О граде Божьем» Бл. Августин;
4б) «Сумма теологии» Фома Аквинский;
3в) «О божественных именах» Дионисий Ареопагит;
1г) «О началах» Ориген.
30. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:
б1. «О граде Божьем»; а) Дионисий Ареопагит;
Тест по предмету «Философия» с ответами
Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.
Тест по философии онлайн
Вопрос 1. Определяющее значение для философии Нового времени имело:
Вопрос 2. Представление о «духе законов» Ш. Монтескье положило начало направлению:
Вопрос 5. В экономической сфере жизни общества материальное производство решает следующие задачи:
Вопрос 6. Социал-дарвинизм признает, что:
Вопрос 9. Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлению И.Канта?:
Вопрос 10. Историческим период развития схоластики:
Вопрос 11. В христианском учении Петрарку привлекала в первую очередь:
Вопрос 12. Мишель Монтень в античной философии более всего ценил:
Вопрос 13. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:
Вопрос 14. Утончённые философские теории, науки и книги совершенно не нужны, считали:
Вопрос 15. Квинт Тертуллиан провозгласил:
Вопрос 16. Основателем этики в западноевропейской философии считаеться:
Вопрос 17. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:
Вопрос 18. В своей знаменитой книге «Похвала глупости» Эразм Роттердамский (1469-1563.) высмеял:
Вопрос 19. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:
Вопрос 20. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:
Вопрос 21. Все тела в мире имеют цель своего движения и развития, которая заданна Богом как причиной всех причин, считал:
Вопрос 22. «Первым итальянским гуманистом» или «отцом гуманизма» в Италии традиционно считается:
Вопрос 24. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление:
Вопрос 25. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности:
Вопрос 26. Согласно психоаналитическому учению 3.Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:
Вопрос 28. Наиболее известна и исторически значима в системе Эпикура:
Вопрос 29. Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит:
Вопрос 30. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как:
Философия | Вопросы с ответами
Вопросы с ответами по дисциплине «Философия». |
Древний Восток.
[q] 31:Основателем даосизма в Китае был:
[a][+] Лао Цзы;
[q]3:1:Недеяние в даосизме — это:
[a][+]внутреннее освобождение от всякой эгоистической деятельности;
[q][+]Согласно китайской философии, духовным центром человека является:
[a][+] сердце;
[q]3:1: Кому принадлежит изречение: «Обучить нельзя только самого умного и самого глупого».
[a][+]Конфуций;
[q]Автор произведения «Лунь – Юй»:
[a][+]Конфуций;
[q]3:1: Понятие «Жень» в китайской философии означает:
[a][+] человеколюбие;
[q]3:1:Невидимый, вездесущий закон природы, общества, поведения и мышления человека:
[a][+]дао;
[q]3:1:Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего:
[a][+]формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления;
[q]3:1: Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями:
[a][+] отца и сына;
[q]3:1: Кому из нижеследующих китайских мыслителей принадлежат слова: «Я подражаю старине, но не создаю; я верю в древность и люблю ее»?
[a][+]Конфуций;
[q]3:1: Среди постулатов легизма отсутствует следующий:
[a][+] человек от природы добр;
[q]3:1: Школа “Фа-Цзя” исходит из признания:
[a][+]Эгоистической природы человека;
[q]3:1: Школа “Фа-Цзя” считает законопослушность следствием:
[a][+] Насаждения страха в души людей;
[q]3:1:Автором изречения «Не делай людям того, чего не желаешь себе» является:
[a][+]Конфуций;
[q]3:1:Древнекитайская школа, воспевающая всеобщую любовь и отрицающая предопределенность судьбы:
[a][+]моизм;
[q]3:1: Древнекитайская школа утверждавшая, что природа человека изначальна зла.
[a][+]легизм;
[q]3:1:Образ «благородного мужа», обладающего «человеколюбием» встречаем в учении:
[a][+]Конфуция;
[q]3:1:Центральной проблемой конфуцианства является:
[a][+] проблема человека и общества;
[q]3:1:Ведущие принципы в конфуцианстве: этикет, человеколюбие,…
[a][+]долг
[q]3:1:Определите философскую традицию, к которой относится принцип «у-вэй»:
[a][+]даосизм.
[q]3:1:Карма в древнеиндийской философии— это:
[a][+]закон воздаяния;
[q]3:1: Дхарма в древнеиндийской философии—это:
[a][+] понятие долга и предназначения;
[q]3:1: Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию:
[a][+] страдание;
[q]3:1: Два вечных начала сущего— пракрити и пуруша — рассматриваются в классической системе индийской философии:
[a][+] санкхья;
[q]3:1: Письменный источник философии буддизма:
[a][+]Трипитака;
[q]3:1:Кто из перечисленных представителей философии Индии является автором учения о четырех истинах?
[q][+] Гаотама Сидхартха Будда;
[q]3:1:В какой философской системе Индии основной задачей является разработка комплекса приемов, позволяющих достичь освобождения?
[a][+]йога;
[q]3:1: Основателем классической школы джайнизма является:
[a][+] Вардхамана (Махавира, Джина);
[q]3:1:Школа в древнеиндийской философии, признающая существование двух субстанций дживы (живое) и адживы (неживое):
[a][+]джайнизма;
[q]3:1: «Жизнь есть страдание»- леймотив учения:
[a][+]буддизма;
[q]3:1:Концепция переселения душ в древнеиндийской философии именуется:
[a][+] сансара;
[q]3:1: Состояние души в древнеиндийской философии, в котором достигается полное освобождение:
[a][+]нирвана;
[q]3:1: Первый письменный древнеиндийский источник философии:
[a][+] Веды;
[q]3:1: Основной целью «Восьмеричного Пути Освобождения» в буддизме является:
[a][+] нирвана;
[q]3:1:Даосский мудрец предпочитает:
[a][+]Молчать;
[q]3:1:Материалистическая школа в древнеиндийской философии:
[a][+]чарвака.
[q]3:1: Письменный источник древнеиндийской философии, относящийся к эпической стадии ее развития:
[a][+]«Веданта-сутра».
[q]3:1: Как называются ортодоксальные философские системы Индии:
[a][+]астика;
[q]3:1:Как называются неортодоксальные философские системы Индии:
[a][+]настика;
[q]3:1:В переводе с санскрита означает действие, дело, жребий:
[a][+] карма;
[q]3:1: В переводе с санскрита означает вечный закон, долг, которому надлежит следовать:
[a][+]дхарма;
[q]3:1:Какая из нижеследующих ортодоксальных философских систем индии является дуалистической:
[a][+]санкхья;
[a][+]Ведические философские тексты
Античная философия
[q]3:1:»Огонь» в качестве субстанции мира признавал:
[a][+]Гераклит;
[q]3:1:Изречение «Человек есть мера всех вещей» высказал:
[a][+]Протагор;
[q]3:1:.Кто является основоположником материализма:
[a][+]Демокрит;
[q]3:1:Фалес, Анаксимен, Анаксимандр представляют школу:
[a][+]милетскую;
[q]3:1:Изречение «Все течет, все изменяется» принадлежит:
[a][+]Гераклиту;
[q]3:1:Кто считал, что первоначалом мира является воздух:
[a][+]Анаксимен;
[q]3:1:Что лежит в основе бытия, по мнению Демокрита:
[a][+]атомы;
[q]3:1:Древнегреческий философ Пифагор утверждал:
[a][+] «Числу все вещи подобны»;
[q]3:1:Кто дал первичные основания закона единства и борьбы противоположностей:
[a][+]Гераклит;
[q]3:1:Что означает понятие «апатия» в философии стоиков:
[a][+]бесстрастное и бесстрашное восприятие жизни;
[q]Фраза «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит:
д) Аристотелю;
[q]3:1:О рабовладельческой демократии он говорил: «Худшее— это большинство»:
[a][+]Сократ;
[q]3:1:По мнению этого философа, знание — высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ?
[a][+]Сократ;
[a]3:1:Стоики признавали три вида движения: пространственное перемещение, изменение качеств и —
[a][+]напряжение пневмы;
[q]3:1:Философ делает добро, чтобы быть добродетельным, а не добродетелен, чтобы делать добро, — считали:
[a][+]стоики;
[q]3:1: Поскольку нет никакого основания предпочитать один порядок устройства государства другому, следует подчиняться обычаям той страны, в которой живешь, — так считал:
[a][+]Пиррон;
[q]3:1:Для Платона мир нереальный и недействительный — это мир:
[a][+]множества конкретных предметов и вещей;
[q]3:1:Платон создал философскую школу под названием:
[a][+]Академия;
[q]3:1:По Аристотелю, человек— это:
[a][+]политическое животное;
[q]3:1:Кто подразделял мир на «мир идей » и » мир чувственных вещей»:
[a][+]Платон;
[q]3:1: Метод Сократа, способствующий » рождению» истины:
[a][+]майевтика;
[q]3:1: Автор трактата «О природе», утверждавший, что все состоит из геометрий-семян.
[a][+] Анаксагор;
[q]3:1: Автор трактатов «Аналогия Сократа», «Государство», «Законы»:
[a][+]Платон;
[q]3:1: Автор трактатов «Метафизика», «Политика», «Риторика», «Поэтика», «Органон»:
[a][+]Аристотель;
[q]3:1:Сторонник атомизма, автор писем «К Геродоту», «К Пифоклу», «К Манекею»:
[a][+]Эпикур.
[q]3:1: Основная цель философии Сократа:
[a][+] самопознание;
[q]3:1:Добродетель – сдержанность по Сократу:
[a][+] умение укрощать свои страсти;
[q]3:1:Добродетель – мужество по Сократу:
[a][+]способность преодолевать опасность;
[q]3:1:Добродетель – справедливость по Сократу:
[a][+]стремление соблюдать законы;
[q]3:1: Знание по Сократу:
[a][+]высшее благо.
[q]3:1:Учение о логической дедукции, созданное Аристотелем называется:
[a][+] силлогистика;
[q]3:1: Автор Идеального государства – иерархии трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники:
[a][+]Аристотель;
[q]3:1: Платоническая любовь – это:
[a][+]любовь красоты и добра;
[q]3:1: Нет материи без формы, формы без материи. Мысль:
[a][+] Аристотеля;
[q]3:1: Анамнезис – это:
[a][+]теория воспоминаний Платона;
[q]3:1: Основные законы формальной логики открыл:
[a][+]Аристотель;
[q]3:1: Презрев все земные блага, человек должен жить как собака. Мысль:
[a][+]Диогена Синопского
[q]3:1: Наслаждение по Эпикуру означает:
[a][+] отсутствие страданий;
[q]3:1: Круговорот политических форм (3 правильн. и 3 неправ.) открыл:
[a][+]Аристотель;
[q]3:1: Эманация – это понятие в неоплатонизме, означающее:
[a][+] истечение единого;
[q]3:1: « Человек не должен бояться смерти, ибо когда жив, он еще не умер, а когда умер, он уже не жив.» Эта мысль принадлежит:
[a][+] Эпикуру;
[q]3:1: Мир объединяет Любовь, а разъединяет Вражда. Это мысль:
[a][+]Эмпедокла;
[q]3:1: Что такое гомеомерии Анаксагора:
[a]мельчайшие семена веществ;
[a][+] Стоиков;
Средневековая философия
[q]3:1:Что НЕ относится к характерным чертам философии средневековой Европы:
[a][+]иррационализм.
[q]3:1:Одно из основных философских произведений Фомы Аквинского —
[a][+] «Сумма теологии»;
[q]3:1:Креационизм объясняет возникновение жизни:
[a] творением;
[q]3:1:Принцип «бритвы Оккама»:
[a][+] «Не следует умножать сущности сверх необходимого»;
[q]3:1: Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:
[a][+]томизмом;
[q]3:1:Исторический период развития схоластики:
[a] IX—XV вв.;
[q]3:1:Крупный теологический философ, выдвинувший пять доказательств существования Ьога в мире.
[a]Фома Аквинский;
[q]3:1:Термин «патристика» означает:
[a][+]догматизация учений «отцов церкви» утверждавших несовместимость религиозность веры с античной философией;
[q]3:1:Защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму:
[a][+] апологетика;
[q]3:1:Догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией:
[a][+]патристика
[q]3:1:Теоцентризм – это:
[a][+]Учение о Боге, главной причиной всего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог;
[q]3:1:Под «универсалиями» в средневековой философии понималась:
[a][+]природа общих понятий
[q]3:1:философского мировоззрения был распространен в средневековой Европе:
[a][+]теоцентризм;
[q]3:1:Вторым этапом развития западной средневековой философии является:
[a][+]схоластика;
[q]3:1: В западной средневековой философии центральным вопросом религиозно-философского рассмотрения был:
[a]Бог[+];
[q]3:1:Теология – это:
[a][+]Учение о Боге;
[q]3:1:Номинализм– это:
[a][+]правление в теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия- универсалии, воспринимали как имена вещей:
[q]3:1:деизм это:
[a][+]правление в философии, сторонники которого признавали наличие Бога, который по их мнению единый раз сотворив мир, в дальнейшем не участвует в его существовании и не влияет на жизнь и поступки людей.
[q]3:1:Концепция о сотворении мира Богом за один день:
[a][+]Крееационизм;
[q]3:1:Учение о конце света:
[a][+]эсхатология;
[q]3:1 Исследуя проблемы человеческой души, Фома Аквинский исходил из того, что:
[a][+]Душа есть чистая форма без материи, она бестелесна;
[q]3:1:Исторический период, когда философию принято было считать «служанкой богословия»:
[a][+]Средневековье;
[q]3:1:причину зла Августин Блаженный видит:
[a][+]порочности человеческой воли;
[q]3:1: Систематизатор ортодоксальной схоластики, отрабатывающий догматы христианского вероучения в формах здравого смысла:
[a][+]Эразм Роттердамский;
[q]3:1: Этот мир порожден злым Богом. Это точка зрения:
[a][+] гностиков;
[q]3:1:“Фабрикация” в философии А.Августина означает:
[a] сотворение человеком какой-то вещи;
[q]3:1:Как решал вопрос о соотношении истин веры и разума Ф.Аквинский:
[a][+] вера выше разума;
[q]3:1: Учение о граде земном и граде небесном создал:
[a][+] А.Августин;
[q]3:1: Вся полнота бытия в Боге. Мир имеет всего лишь причастность к бытию. Эта мысль принадлежит:
[a][+] Ф. Аквинскому;
[q]3:1:В том виде, в котором она обсуждалась в Средневековье, проблема универсалий впервые была поставлена: [a] Боэцием
Средневековая арабо-язычная философия
[q]3:1: Как решает вопрос о соотношении истин разума и веры Ибн Рушд:
[a][+] разум выше веры;
[q]3:1: В основе арабоязычной средневековой философии лежит:
[a][+] монотеистическая религиозность.
[q]3:1:Средневековое религиозно-мистическое учение в исламе:
[a][+] суфизм;
[q]3:1:Кого на Востоке называли «вторым учителем» после Аристотеля:
[a][+] аль- Фараби;
[q]3:1: Арабо-испанский философ, представитель восточного перипатетизма.
[a][+] ибн-Рушд;
[q]3:1: Автор «Канона врачебной науки»:
[a][+] ибн- Сина;
[q]3:Автор «Книги исцеления» и «Книги знания»:
[a][+] ибн- Сина;
[q]3:1:Автор трактата «Взгляды жителей добродетельного города»:
[a][+] аль- Фараби;
[q]3:1:Автор изречения «Без логики нет науки»
[a][+] аль- Фараби;
[q]3:1:Аверроэс— это западное прочтение арабского имени:
[a][+] ибн Рушд;
[q]3:1: Авиценна понимал мир как произведение:
[a][+] божественного разума;
[q]3:1:По Аверроэсу, материальный мир:
[a][+] вечен и бесконечен, но в пространстве ограничен;
[q]3:1:Крупнейший представитель восточного аристотелизма
[a][+] аль-Фараби.
[q]3:1:Труды какого философа аль-Фараби перевел на арабский язык, сопровождая их комментариями:
[a][+] Аристотеля;
[q]3:1: Средневековый мыслитель, признававший вечность мира и смертность человеческой души:
[a][+] Ибн-Рушд;
[q]3:1: Если люди начинают сажать возле своих домов не фруктовые деревья, а кипарисы – это предвестники кризиса. Ибо они не имеют ни плодов, ни запаха, они всего лишь красивы. Кому принадлежит эта мысль? Некоторые его считают отцом современной социологии и политологии:
[a][+] Ибн-Халдун;
[q]3:1: Автор трактата «Опровержение опровержения»:
[a][+] Ибн-Рушд;
[q]3:1: Автор трактата «Опровержение философов»:
[a][+]Аль-Газали.
[q]3:1:Автор трактата «О достижении счастья», «О значении слова разума», «Большая книга мудрости»:
[a][+]Аль-Фараби;
[q]3:1:Автор трактата «О количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии»:
[a][+]Аль –Кинди ;
[q]3:1:Автор произведения «Дивани Хикмет» (Книга мудрости):
[a][+] Ясави;
[q]3:1:какой путь познания истины характеризует суфизм:
[a][+]Аскетический, мистический;
[q]3:1:порядок ступеней совершенствования суфия:
[a][+]Шариат, тарикат, акикат;
Философия эпохи Возрождения и Реформации.
[q]3:1:«гуманизм» происходит от лат. Нитапиs, что означает:
[a] [a][+]Человеческий (человечный);
[q]3:1:гумманистическое мировоззрение впервые стало складываться в:
[a][+]Италии;
[q]3:1:Франциско Петрарка в полемическом трактате «О собственном незнании и незнании других»:
[a][+]высмеивал надуманность схоластических споров у «глупых аристотеликов»;
[q]3:1:в Христианском учении Петрарку привлекала в первую очередь:
[a][+]этическая проблема человеческой личности;
[q]3:1:В учении М. Фичино проявилась новая гуманистическая идея итальянского Ренессанса в учении о человеке:
[a][+]Человек должен творчески совершенствоваться, возносясь к наивысшему сущему (богу);
[q]3:1: В каком из понятий человек предстает как центр и высшая цель мироздания:
[a][+]антропоцентризм;
[q]3:1:Автор произведения «Утопия»:
[a][+]Томас Мор;
[q]3:1:Пико делла Мирандола (1463—1495) в своих знаменитых 900 тезисах «Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae», в частности, утверждал:
[a][+]Мир возник из высшего бестелесного начала — «хаоса»;
[q]3:1:лла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека»(1486) высказал такую мысль о человеке, как о:
[a][+]особом микрокосме;
.
[q]3:1: Пико делла Мирандола
[a][+]Человек — сам творец своего счастья
[q]3:1: Термин «реформация» имеет отношение к критике:
[a][+]католической церкви;
[q]3:1:Автор произведения «Город Солнца»:
[a][+]Томмазо Кампанелла.
[q]3:1:Наиболее выдающимся представителем немецкого реформационного движения являлся:
[a][+]Мартин Лютер;
[q]3:1 Мартин Лютер выступал против идеи о том, что:
[a][+]церковь — единственный посредник между богом и человеком;
[q]3:1: По Лютеру, спасение человека достигается им:
[a][+]чистой верой, которая является «божьим даром»;
[q]3:1:Языческое учение Аристотеля Лютер:
[a][+]категорически отвергал;
[q]3:1:В учении Кальвина, как и Лютера, значительное место занимает учение о:
[a][+]предопределении как вечном спасении только по воле бога;
[q]3:1: Какое из понятий отождествляются бог и мир:
[a][+]пантеизм;
[q]3:1:религиозно-философские воззрения Томаса Мюнцера были близки к идеям:
[a][+]утоопического коммунизма;
[q]3:1:В своей знаменитой книге «Похвала глупости» Эразм Роттердамский (1469—1563) высмеял:
[a][+]бесплодные псевдонаучные споры поздних схоластов;
[q]3:1:Роттердамский подлинное христианство понимал как:
[a][+]этику;
[q]3:1:Монтень в античной философии более всего ценил:
[a][+]ободомыслие и скептицизм;
[q]3:1: С точки зрения Монтеня, бог — это:
[a][+]познаваемый внеличный принцип, далекий от жизни и дел людей;
[q]3:1:Согласно символике Николая Кузанского, мир представляет собой:
[a][+]сконечный шар с центром везде и нигде;
[q]3:1:Согласно Бернардино Телезио, задачей философии является:
[a][+]исследование природы;
[q]3:1:В философской системе Телезио все вещи:
[a][+]материальны, но сама материя пассивна;
[q]3:1: По Телезио:
[a][+] природа движется после акта творения ее богом, но по собственным принципам самодвижения;
[q]3:1:философия природы Дж. Бруно — это:
[a]+ пантеизм.
[q]3:1:е «Единое» Дж. Бруно неразрывно связано с введенными им понятиями:
[a][+]»мировая душа» и «всеобщий разум»;
[q]3:1:Кто изфилософов был сожжен инквизиторами:
[a] Дж.Бруно;
[q]3:1: дипломат и проницательный государственный деятель, Н. Макиавелли рассматривал политику как:
[a][+]божественную волю, реализуемую через поступки людей;
[q]3:1: Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как:
[a][+]объективизм;
[q]3:1:«утопия» означает буквально:
[a][+]несуществующее место;
[q]3:1:философов эпохи Возрождения считал целью разума проникновение в глубину явлений и закономерностей природы, познание её божественности?
[a][+] Н.Кузанский;
[q]3:1: мыслители- утописты эпохи Возрождения:
[a][+] Т. Мор, Т. Компаннелла;
[q]3:1:Человекк рожден для получения максимального наслаждения от жизни. Эта мысль принадлежит:
[a][+] Лоренцо Валла;
[q]3:1:Кому принадлежит идея “совпадения противоположностей”:
[a][+] Н.Кузанскому;
[q]3:1:Кто разделил познавательные способности человека на чувства, рассудок и разум:
[a][+] Н.Кузанский;
[q]3:1: Кто в истории европейской философии впервые отделил политику от морали?
[a][+] Н.Макиавелли;
[q]3:1: Солнце – центр Вселенной. Мысль:
[a][+] Н.Коперника;
[q]3:1:Званых много, но избранных мало. Кто дал новую интерпретацию этого Библейского положения? [a] [+]Ж.Кальвин
Философия Нового времени
[q]3:1:Наиболее характерная черта философии Нового времени:
[a] [+] наукоцентризм;
[q]3:1:Автор высказывания «Я мыслю, следовательно, существую»
[a] Р. Декарт;
4.Кто является автором учения об «идолах » разума:
с) Ф.Бэкон;
5.Автором «Нового Органона», «О достоинстве и приумножении наук» является:
с) Ф.Бэкон;
6.Трактат «Об общественном договоре » написан:
с) Т.Гоббсом;
7.Укажите, как называется направление в теории познания 17-18 вв., признающее чувственный опыт и эксперимент источником знаний:
с) +эмпиризм;
8. Укажите, как называется направление в теории познания 17-18 вв., признающее разум основой процесса познания:
д) +рационализм;
9.Назовите имя французского философа, математика, представителя классического реализма (17 в.), автора таких произведений, как «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Начало философии»:
е)+ Р.Декарт.
10.Назовите имя немецкого философа – идеалиста (17 в.), автора произведений «Монадология», «Новые опыты о человеческом разуме»
д)+ Г.Ф. Лейбниц;
11.Назовите имя нидерландского философа 17 в., автора произведений «Богословско-политический трактат», «Политический трактат» и «Этика»
с)+ Б.Спиноза;
12.Укажите, кто из нижеследующих представителей философии Нового времени отрицал существование врожденных идей:
а)+ Дж. Локк;
13.Метод разработанный Фр. Бэконом:
а)+ индукция;
14.Метод разработанный Р.Декартом:
в) +дедукция;
15.Представитель Нового времени, признававший две субстанции – материю и сознание:
е)+ Р.Декарт.
16.Представитель Нового времени, признававший одну субстанцию – Бога или природу:
с) +Б.Спиноза;
17.Автор изречения «Свобода есть осознанная необходимость»:
с)+ Б.Спиноза;
19.Какое философское направление считает, что единственным источником познания являются ощущения?
а)+ Сенсуализм;
20. Человеческая душа – tabula raza (чистая доска). Так считал:
а)+ Дж.Локк;
21.«Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Формула:
а) +Сенсуализма;
22.Монада – понятие:
с)+ В.Лейбница;
26. Кто разделил опытное знание на “плодоносные” и “светоносные”?
с) +Ф.Бэкон;
27. Человек индивидуалист по своей природе. Эта мысль принадлежит:
с)+ Т.Гоббсу;
28.Обнаружив в Библии сотни противоречий, он доказал человеческое, а не божественное ее происхождение. Кто он?
а) +Б. Спиноза;
29. Автор работы: «Трактат о началах знания»:
с)+ Дж.Беркли;
30. Автор работы « Трактат о человеческой природе»:
с)+ Д. Юм;
Немецкая философия
1.Автором произведений «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» является:
в)+ И.Кант;
2.Автор произведений «Система трансцендентального идеализма», «Философия искусства», « Философия и религия» является:
е) +Ф.Шеллинг.
3.Автор произведения «Наукоучение»:
д) +И.Фихте;
4.Автор произведений «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства» является:
с)+Л. Фейербах;
5.Автор произведений «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Феноменология духа» является:
а) +Г.Гегель;
6.Термин «Абсолютный дух» ввел в научный оборот:
е)+ Г.Гегель.
7.Кто разработал основные законы диалектики?
а)+ Г.Гегель;
8.Представителем какого философского течения был Г. Гегель?
а) +объективного идеализма;
9.Кто является представителем объективного идеализма?
д) +Г.Гегель;
10. Кто является автором трёх вопросов, которые исчерпывают по его мнению, все духовные интересы человека: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что могу надеяться?»:
а)+ И.Кант;
11. Диалектический метод познания разработан:
а)+ Г.Гегелем;
12. Соотношение религии и философии по Г.Гегелю.
а)+ Философия выше религии;
13.Категорический императив морали сформулировал:
а)+ И.Кант;
14.+ Стадии “абсолютного духа” по Гегелю:
с) наука, искусство, религия;
15. Что лежит в основании философии И.Фихте?
с) +Я;
16. Априорные формы чувственности по И.Канту:
а)+ Пространство и время;
17. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказательств:
в)+ трансцендентных предметов;
18.По Канту, знание нравственного закона:
д)+ дано каждому доопытно;
19.Автор «категорического императива» «Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»:
в)+ И.Кант;
20.Антропологический материализм в философии создал:
д)+ Л.Фейербах;
21.Представитель немецкой классический философии, поставивший задачу критической оценки познавательных возможностей человека:
в)+ И.Кант;
22.Укажите последний элемент триады Гегеля
д)+ синтез;
23.Философское учение Фейербаха есть:
д)+ антропологический материализм;
24.Представитель немецкого классического идеализма, создавший научную гипотезу происхождения Земли:
е) +И.Кант.
25.За что критикует Фейербах представителей вульгарного материализма?
е)+ за материальность сознания. Западная философия XIX-XX вв.
1. Выдающееся открытие К.Маркса:
а) +Материалистическое понимание истории;
2. Источник развития марксизм видит:
а) +Во внутренних противоречиях;
3. К.Марксом разработан подход к анализу общества:
а) +Формационный;
4. Главная проблема философии по С.Кьеркгору:
а) +Существование человека;
5.Философия – не наука, а искусство. Утверждение:
а)+ А.Шопенгауера;
6. Три стадии человеческого существования по С.Кьеркегору:
а)+ эстетическая, этическая, религиозная;
7.“Мировая Воля” А.Шопенгауера:
в)+ бессознательна;
8.Три стадии интеллектуальной эволюции человечества по О.Конту:
А)+ Теологическая, метафизическая, позитивная;
9. Проверка процедуры истинности в логическом позитивизме:
а)+ верификация;
10.Понятие “Парадигмы” в науку внес:
а) +Т.Кун;
11. Основное философское понятие М.Хайдеггера:
а)+ здесь-бытие,
12. Выдающийся представитель герменевтики:
а)+ Г.Гадамер;
13. Основное средство познания в философии А.Бергсона:
с)+ Интуиция;
14.Основное понятие в философии Ф.Ницше:
в)+ Воля к власти;
15. Основоположник психоанализа:
в)+ З. Фрейд;
16.Кто ввел понятие “архетипа” в психоанализ:
в)+ К.Юнг;
17. Фрейдовское “Либидо” означает:
а)+ бессознательное;
18. “Пограничная ситуация” в экзистенциализме означает:
в) ситуацию между жизнью и смертью;
19. Уровни человеческой психики по З.Фрейду:
а) +бессознательное, сознание, сверхсознательное;
20. Ноосфера является сферой:
а)+ разума;
21. Радиальная составляющая мира по Теяру де Шардену:
в)+ психическая энергия;
22. Какой принцип в познание ввел сэр К.Поппер?
а) +фальсификации;
23.Направление философии, главным предметом является человек:
а)+ экзистенциализм;
24.Основатель экзистенциализма, датский философ:
а) +С. Кьеркегор;
25.Основатель позитивизма:
а) +О. Конт;
26.Для какого философа характерно: идеал добра – Сверхчеловек:
а)+ Ф. Ницше;
27. Иррационализм означает признание ведущей роли:
в)+ интуиции;
30.Впервые проблема отчуждения отражена К.Марксом в:
с) +«Экономическо-философских рукописях 1844 года»;
31.»Диалектика природы » написана:
д) +Ф.Энгельсом;
33.Автор работы «Человек в поисках смысла»?
е)+Франкл.
34.Кому из ученых ХХ века принадлежит следующее высказывание: «Мы должны также заботиться о том, чтобы научное абстрактное мышление не распространялось на другие области, в которых оно не приложимо»?
е)+ Бор.
35.Перечислите пограничные ситуации по Ясперсу:
а) +смерть, любовь, вина, страдание;
36.Кто из мыслителей-гуманистов ХХ в. обосновал концепцию «благоговения» перед жизнью?
а)+ Швейцер;
37. Ж.Деррида предлагает в своей философии:
в)+ Деконструкцию европейской культуры;
38.Организации знания общества по типу «дерева» Ж.Делез противопоставляет организацию знания по типу
в)+ корневища;
39.Один из перечисленных физиков начала ХХ в. объявил об исчезновении материи.
с)+ Мах;
40.Автор теории «археписьма» в постмодерне:
а)+ Ж. Деррида;
41.Кто написал книгу “Иметь или быть?”:
с) Э.Фромм;
42.“Творческий порыв” является понятием введеным:
а) +А.Бергсоном;
42. Человек играющий” – определение:
а)+ Хейзинги;
43. Автор произведения «Бытие и время»:
с) +М.Хайдеггер;
44.Произведение К. Ясперса:
в)+ « Духовная ситуация времени»;
45. Произведение Ж.П. Сартра:
с) +«Бытие и ничто»;
46. Произведение А.Камю:
д) +«Бунтующий человек»;
48. Автором произведений «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла».
а)+ Ф. Ницше;
49.Представителем религиозного экзистенцианализма является:
а) +К. Ясперс;
50.Представителем религиозного экзистенцианализма является:
с) +М.Хайдеггер;
51.Кто автор работы “Закат Европы”:
е)+ О.Шпенглер.
52. Персонализм- это учение о :
д)+ Личности как высшей духовной ценности;
53. Архетип-это:
е)+ Исходные составляющие человеческой психики.
54. Марксизм и психоанализ соединил в своих работах:
с)+ Э. Фромм;
55. Эмпириокритицизм:
а) +субъективно-идеалистическое направление в теории познания;
56. Критерий научной рациональности теории по К.Попперу:
в) +принципиальная опровергаемость;
57.Назовите представителей философии позитивизма:
в) +О.Конт, Э.Мах,Р.Авенариус;
58. Понятие парадигмы ввел:
е)+ Т. Кун.
59. Понятие «пограничной ситуации» играет особую роль в….
с) +экзистенциализме
60. Позитивизм- это философское направление:
с) +отрицающее философию как самостоятельную науку;
61.Перечислите основные экзистенциальные категории:
а)+ ответственность, одиночество, выбор, любовь, бытие-в-мире;
62. Какая форма анализа исторического развития общества была разработана К. Марксом:
д)+ формационный;
Отечественная философия
1.Кто из перечисленных мыслителей относится к казахским просветителям
а) +Абай Кунанбаев, Ч. Валиханов, И. Алтынсарин;
2. Автор «Слов назидания»:
а)+ Абай Кунанбаев;
3.Философия этого мыслителя представляет собой спекулятивную теологию
а) +Шакарим;
4.Кто всю жизнь искал “Жеруик” (землю обетованную):
а)+ Асан кайгы;
5. Казахский просветитель, сторонник “географического детерминизма”:
а) Ш.Уалиханов;
6. Представитель религиозной философской антропологии:
с) +Ш.Уалиханов;
7. Назовите основной философский труд Ш. Кудайбердиева.
с) +«Три истины»;
9. Просветитель, призвавший народ к интенсивным методам ведения хозяйства:
в)+ А.Байтурсынов;
10. Видный исследователь проблем диалектической логики:
а) +Ж.Абдильдин;
11.“Три истины” Шакарима:
а) +научное знание, религиозное откровение, совесть;
12. Видный исследователь проблем человека в казахстанской философии:
а)+ К.Абишев;
13. Видный исследователь творчества Аль-Фараби:
а) +А.Касымжанов;
14. Казахстан относится:
с) +Евразийской;
15. Автор произведения «Оян, казах»:
г)+ Мыржакып Дулатов;
Русская философия
1.Представителями какого направления были русские философы Н.Ф.Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л.Чижевский?
е)+ космизм.
2.Кто писал, что цель жизни есть самосовершенствование?
в)+ Толстой;
3.Автор произведения «Русская идея»
а)+ Н. Бердяев;
4. Представитель персонализма в русской философии
с)+ Н. Бердяев;
5. Представитель западников в русской философии:
а)+ П.Я.Чаадаев;
6. Философия всеединства В.С.Соловьева исходит:
а)+ Из единства Бога и Мира;
7. За общинное развитие Российского общества выступали:
а) +славянофилы;
8.Основное понятие в философии А.Н.Бердяева:
в) свобода;
9. Роль солнца в возникновении и развитии жизни на планете показал:
а)+ А.Л. Чижевский;
10. Автор произведения «Путешествие из Петербурга в Москву»:
а)+ А. Радищев;
11. Автор произведения «О воспитании»:
а)+ А. Бестужев;
12. Русские философы – экзистенцианалисты:
е)+ Н.А.Бердяев, Шестов.
13. В терминологии В. Соловьева понятие София-мудрость-это:
а)+ вечная божественная идея, «душа мира», связующее звено между Творцом и творением;
15. В терминологии В. Соловьева понятие правда-это:
с)+ реализация христианского идеала;
16. Современный российский мыслитель в поиске способа ненасильственных действии стал автором строк: «мораль – дополнительный мотив к обязанностям, мотивированных и без морали»:
в) +Гусейнов,
17.В своём богословии О.П. Флоренский использует принцип…
е) +антиномизма.
18. Ключевым моментом философских рассуждений Н.Бердяева является:
а)+ антроподицея;
19.Основной тезис философии западников – это:
в) +неизбежность развития России по западному пути;
21.Назовите представителей религиозной философии России 19 в:
в) +Соловьев;
22. Категория человека в философии Н. Бердяева, ее особенности:
а)+ Человек преобразует мир в соответствии с принципами свободы и творчества;
23.Какая форма анализа исторического развития общества была разработана Н.А. Данилевским, О. Шпенглером, А. Дж. Тойнби:
в) +культурологический;
24. Какое название получила концепция Теяр-де-Шардена и Н.И. Вернадского?
а) +концепция ноосферы;
Теоретическая философия
1. Герменевтика- это:
в) +Искусство и теория толкования текстов;
2.Истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом. Это точка зрения:
а)+ Марксизма;
3. Истина есть внутренне согласованная система знаний. Точка зрения:
а) +когерентной теории;
4. Ценностный аспект истины выражает:
а) +аксиология;
5. “Правда” есть эквивалент истины в аспекте:
а)+ этическом;
6. Сознание – это:
а) +высший уровень психической активности человека;
7. Интуиция – это:
в)+ непосредственное постижение истины без всякого обоснования;
8.Укажите закон диалектики:
д) +закон перехода количественных изменений в качественные различия;
11. Что называют отрицанием в диалектике:
д) +«снятие» старого качества с сохранением количества;
12. Укажите закон диалектики:
д)+ закон отрицания отрицания;
13. Что можно отнести к производительным силам общества:
в)+ люди и средства производства;
14.Сферы материи:
е) +биосфера, ноосфера, космос.
15.Материалистическое осмысление бытия:
в) +объективная реальность, данная нам в ощущениях;
16. Суждение, являющееся правильным с позиции материалистической диалектики:
с) +пространство и время – формы бытия материи;
17. Материя определяется как:
в)+ категория для обозначения объективной реальности;
18.Верное определение бытия:
с)+ абстрактное понятие для обозначения многообразного материального и духовного мира;
19.Диалектическое определение материи:
с) +материя — это существующая независимо от человека и отражаемая его сознанием объективная реальность;
20.Понятие движения отражает:
в)+ изменение вообще;
21. Каково взаимоотношение сознания и языка (речи) с позиций диалектики:
д)+ Сознание и язык(речь)возникают одновременно в процессе эволюции человека;
22.Формами логической ступени познания являются:
д)+ понятие, суждение, умозаключение;
23.Философское определение понятия «цивилизация»:
е) +цивилизация – это ступень развития человечества, следующая за периодом дикости и варварства.
24.Концепция, признающая обязательность причины движения, называется:
е) +детерминизм.
Социальная философия.
1.Укажите суждение в котором верно отражена сущность творческого мышления:
с) +творческое мышление – это процесс при котором осуществляется выход за пределы уже известного знания и создается то, чего не было ранее в опыте;
2. Укажите правильную формулировку закона соответствия производительных сил производственных сил производственным отношениям:
е) +Производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производительных сил общества.
3. Совокупность тех связей и отношений людей, которые самодостаточны для их жизнедеятельности называется:
с)+ обществом;
4.Историческая общность людей, возникшая в период развития капиталистических отношении:
с) +нация;
5. Учение, в котором превозносится достоинство человека:
е)+ гуманизм.
6. Согласно трудовой теории антропосоциогенеза, на формирование человек повлияли:
в)+ Орудийная деятельность, речь и мышление;
7.Фундаментальная характеристика человека в философии экзистенциализма:
а) +Чувственность;
8. Социальное время обозначает:
с)+ Интенсивность исторических событий;
9. Кто впервые в мировой науке заговорил о пагубности роста населения:
а)+ Мальтус;
10. Первая ступень цивилизации:
в) +аграрная цивилизация;
11. Абсолютизация биологических факторов жизнедеятельности человека происходит:
а)+ в социал-дарвинизме;
12. Нацию образуют в геополитическом смысле:
а) +проживающие в той или иной стране граждане;
13.Религия играет главнейшую роль:
а) +в аграрной цивилизации;
14. Личность есть:
а)+ мера социальности человека;
15.Какая из перечисленных не относится к глобальной проблеме человечества:
в)+ продовольственная;
16. Назовите метод социального прогнозирования:
с)+ экспертные оценки;
17. Что изучает футурология?
е) +будущее.
18. Укажите метод социального прогнозирования:
е) +экстраполяция.
19. Субстратом социальной жизни является:
д) +индивид;
20. Человека как «дырку в бытии» определил: