учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем

Технология управления учебно-тренировочным процессом

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технология управления учебно-тренировочным процессом

При подготовке спортсменов базовым является учебно-тренировочный процесс, поскольку именно от него зависит эффективность деятельности всей системы – качество подготовки спортсмена. В связи с этим, разработка модели управления учебно-тренировочным процессом является наиболее актуальным. Актуальность данной проблемы обуславливается тем что процесс управления отождествляется с контрольной функций или сводится к ней, что не вполне корректно и не соответствует действительности.

Рассмотрим универсальную модель управления учебно-тренировочным процессом. Схематически модель управления учебно-тренировочным процессом выглядит следующим образом.

Схема поясняет механизм управления учебно-тренировочным процессом, по которому можно проследить его особенности, обусловленные технологическим подходом – направленность на достижение поставленной цели и, на основе оперативной обратной связи – коррекция учебно-тренировочного процесса. Модель управления представлена четырьмя основными блоками: блок целей; блок технологии спортивной подготовки; блок текущего и этапного контроля; блок инновации и контур обратной связи.

Блок целевой установки является ключевым в организации всего учебно-тренировочного процесса. На данном этапе определяется стратегические цели (общие или генеральные), определяются тактические цели, формируются группы регулируемых параметров (контрольные нормативы). Также в данный блог предполагает планирование учебно-тренировочного процесса, проработку организационных моментов и мотивацию субъектов тренировочного процесса. На этом этапе закладываются и прогнозируются результаты деятельность.

Цели тренировочной деятельности реализуются через систему целенаправленных как общепедагогических воздействий, так и специальных, направленных на развитие физических качеств – технологий спортивной подготовки. Второй блок – технологии спортивной подготовки предполагает на выходе, в качестве конечного результата, достижение определенных показателей уровня обученности двигательным навыкам и физической подготовленности, соответствующего целевым установкам развития физических качеств учащегося.

Рассматривая управление инновационной деятельностью, которое предназначено для качественного изменения в целом или качественного изменения элементов её составляющих, не стоит задавать, что в управлении инновация играет роль “возмущающего фактора, последствия которого не всегда можно предсказать. С целью минимизации риска непредсказуемости, эффективней всего осуществлять механизм управления инновационной деятельностью поэтапно: инновация (обозначение стратегической идеи и стратегическое планирование), адаптация (идентификация проблем, систематизированное решение проблем, анализ возможного риска), селекция (применение предполагаемых процедур, мониторинг нового состояния системы, анализ информации), оптимизация (неукоснительно следование процедуре, диагностика и анализ результатов). Последовательное осуществление представленного механизма позволяет в процессе внедрения инновации корректировать её, вносить изменения, что позволяет инновационное воздействие сделать управляемым и прогнозируемый.

Источник

19.1. Понятие о технологии управления тренировочным процессом

Спортивная тренировка – важнейшая составная часть подготовки спортсмена. Согласно общепринятому определению, она представляет собой специализированный управляемый педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных сторон подготовленности, обеспечивающих спортсмену достижение наивысших результатов в конкретной спортивной дисциплине.

Слово «управляемый» в приведенном определении – одно из ключевых, за ним стоит, по сути дела, вся технология принятия решений в процессе осуществления тренировки в реальных условиях.

Прежде чем говорить о технологии управления, необходимо определиться – чем мы должны управлять и каковы основные принципы управления.

Человеческий организм представляет собой сложное динамическое образование, деятельность которого обеспечивается активностью множества взаимосвязанных функциональных систем, работа которых самоорганизуется в соответствии с воздействиями внешней среды. Поскольку система организма спортсмена сложная, динамичная и саморегулирующаяся, а воздействия внешней среды отличаются многофакторностью, то мы вправе ожидать только определенные вероятностные изменения в ее функционировании в ответ на внешние воздействия.

Поэтому есть смысл выделить несколько основных постулатов кибернетики – науки об оптимальном управлении сложными системами, которые позволят упорядочить систему действий, обеспечивающих эффективность управления.

1. Под управлением понимается перевод системы из одного состояния в другое путем воздействия на отдельные ее параметры. При этом изменятся параметры и других взаимосвязанных подсистем. Следовательно, для практической реализации управления в первую очередь необходимо конкретное представление о состоянии подсистем управляемого объекта и целесообразности воздействия на них для перевода системы в новое заданное состояние.

2. Управление всегда должно быть целенаправленным, то есть изменения должны быть такими, которые необходимы. Если нет цели, то нет и управления.

3. Следует стремиться к оптимальности управления, то есть осуществлять его выгоднейшим образом. Упорядочение внешних воздействий и увеличение в них доли тех сил, которые непосредственно способствуют успешному решению задачи вывода системы на новое заданное состояние – важнейшее условие эффективности управления.

4. В любом управлении есть два звена: управляющее и управляемое (объект управления).

5. Характерной особенностью сложной управляемой системы является функционально замкнутый характер ее построения (рис. 19.1). При этом управление всеми сложными системами осуществляется по универсальному трехтактному принципу: прямая связь – команды от управляющей подсистемы к управляемой; обратная связь – информация о функционировании управляемой подсистемы; коррекция параметров прямой связи на основе сравнения целевых параметров и показателей, полученных на основе обратной связи.

Технология управления совершенствованием подготовленности спортсмена тоже должна строиться по этому принципу. Вместе с тем в данном случае система управления предусматривает и ряд специфических операций. Прямая связь характеризуется следующими операциями: прогнозированием спортивных достижений и постановкой цели, моделированием имеющегося и желательного уровня подготовленности, моделированием предстоящих тренирующих воздействий, планированием и программированием системы тренировки, соревнований и факторов, повышающих их эффективность, реализацией намеченной программы.

учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть картинку учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Картинка про учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем

Рис. 19.1. Универсальная схема управления

Выполнение дозированной физической нагрузки приводит к изменению активности функционирования систем организма спортсмена и их адаптации к условиям деятельности. Однако поскольку в ходе реализации тренировочных программ активизация функциональных систем осуществляется на основе самоорганизации, мы можем ожидать только вероятностные изменения. Для организации эффективного управления подготовкой спортсмена необходима объективная информация о состоянии подготовленности (характере срочной и долгосрочной адаптации) и осуществляемых тренирующих воздействиях, а также сопоставление их с заданными модельными характеристиками (обратная связь). При этом прежде всего необходима оценка различных сторон подготовленности, осуществляемая на основе комплексного контроля, а также анализ тренировочных и соревновательных нагрузок (используемых средств и методов, особенностей построения тренировки и соревновательной деятельности), изучение мотивации, показателей здоровья, возраста, спортивного стажа, условий быта спортсмена, особенностей питания и других факторов.

На основе сравнения показателей прямой и обратной связи и выявления их несоответствия происходит принятие решений в виде коррекции тренировочных программ, регламентирующих содержание и направленность тренировочного процесса на различных этапах подготовки. Основное внимание обращают на проявившиеся зависимости между освоенными нагрузками, с одной стороны, и имевшими место изменениями в параметрах соревновательной деятельности и уровне разносторонней подготовленности – с другой.

Простейшая схема управления тренировкой спортсмена представлена на рисунке 19.2.

учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть картинку учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Картинка про учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем

Рис. 19.2. Простейшая схема управления совершенствованием спортивного мастерства

Источник

Управление учебно-тренировочным процессом студентов-спортсменов

учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть картинку учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Картинка про учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть картинку учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Картинка про учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть картинку учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Картинка про учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть картинку учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Картинка про учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем

учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть картинку учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Картинка про учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем

учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть картинку учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Картинка про учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем

Оптимизация современного учебно-тренировочного процесса (определение рационального объема и интенсивности нагрузок, подбор методов и средств под­готовки и т.п.) не может строиться интуитивно. Вот почему особое место должно отводиться рациональному планированию учебно-тренировочного процесса, кото­рое рассматривается как фактор управления тренированностью организма спорт­смена. Успешное управление любым процессом, в том числе тренировочным, предполагает, прежде всего, разработку плана, согласно которому оно должно осуществляться.

Попытка форсирования тренировочного процесса, сужение средств и методов тренировки ради высоких результатов в короткий промежуток времени приводят к напряжению спортсмена. Особенно серьезной методической ошибкой является перенос средств и методов тренировки высококвалифицированных спортсме­нов на спортивную подготовку новичков и спортсменов низкой квалификации. Как показали научные исследования, в процессе многолетней тренировки организм спортсмена сравнительно быстро адаптируется к часто повторяющимся упражне­ниям, причем тем быстрее, чем уже круг применяемых средств общей и специаль­ной физической подготовки. Это тормозит развитие функциональных и физичес­ких возможностей организма спортсмена. Вот почему необходимо знать научно обоснованную методику тренировки на всех этапах многолетнего процесса подго­товки.

Рассмотрим некоторые научно-методические положения, на которые необхо­димо опираться в тренировках.

Основные направления общефизической подготовки:

1.Скоростная подготовка. Главная задача-дальнейшее развитие скорост­ных качеств, в том числе способности к ускорению.

путем совершенствования дыхательного механизма, а также специальной выносливости в плане будущей специализации.

учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть картинку учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Картинка про учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем

Техника избранного вида:

1)углубленное совершенствование техники избранного вида спорта;

2)показ стабильной техники в условиях соревнований.

Основные направления общей и специальной физической подготовки.

Для реализации на практике вышеизложенного научно-методического мате­риала необходимо выполнить следующие условия:

1) перед разработкой планов тренировки оценить исходный уровень подго­товленности спортсмена (состояние здоровья, биологическое развитие, оценка физической, технической и морально-волевой подготовки, коорди­национные способности);

2) определить конечную цель спортивной подготовки спортсмена и спортивные результаты по годам;

4)разработать структуру периодизации, распределить тренировочные нагруз­ки, определить главные средства и методы тренировки;

5) определить количество соревнований по годам;

6) определить сроки медицинских обследований и педагогического тестиро­вания.

По окончании каждого этапа тренировочного процесса следует производить оценку эффективности выполненной работы (с помощью специальных тестов) по результатам контрольных прикидок и соревнований. Такой контроль дает воз­можность проверить, насколько правильно были подобраны средства и методы тренировки, а главное- осуществлять коррекцию планов работы на следующий этап тренировки. Все контрольные тесты должны быть тщательно подобраны с учетом специфики вида спорта и внесены уже в первоначальные план подготовки.

Управление тренировочным процессом в спорте (как и в любом другом виде деятельности) состоит из трех стадий: 1) сбора информации; 2) ее анализа; 3) при­нятия решений (планирования). Сбор информации осуществляется обычно в про­цессе комплексного контроля, объектом которого является, прежде всего, сам спортсмен и выполняемая им работа. Контроль спортсмена предполагает оценку его состояний (В.М.Зациорский, В.А.Запорожанов, 1971), или тренировочных эф­фектов (Н.И.Волков, 1968). Общая схема соотношений между различными вида­ми состояний тренировочных эффектов, контроля и планирования представлена в табл. 8.3.

Зарегистрированные в процесс контроля параметры состояний и тренировоч­ных эффектов сопоставляются с количественными и качественными характерис­тиками нагрузки: результаты такого сопоставления обычно становятся основой для решений, которые в окончательном виде выглядят как тренировочный план, программы и т.п.

Содержание общей физической подготовки изменяется с возрастом. На начальном этапе необходимо постепенно развивать координацию движений безотносительно к выбору специализации в будущем. Спортсменам следует предоста­вить широкую возможность для выявления склонностей и способностей к любо­му виду физических упражнений. Раннее сужение круга упражнений ОФП, выполняемых спортсменами, мешает выявлению их способностей.

Физические упражнения из различных видов спорта должны с самого начали разучиваться технически грамотно.

системность применения средств ОФП и СФП, нагромождение большого числа упражнений. При этом крайне важно в учебно-тренировочном процессе учиты­вать следующее:

а) физическое развитие и физическая подготовленность должны соответство­вать не только паспортному, но и биологическому возрасту;

б) повышение уровня физических нагрузок всегда следует начинать с расши­рения специальных и имитационных упражнений, совершенствующих тех­нику движений и координацию;

в) постоянного внимания заслуживает изменение дозировки, которая должна быть связана с повышением требований к вегетативным процессам и, в первую очередь, к системе кровообращения;

г) объем тренировочной нагрузки всегда должен превышать интенсивность тренировочной и соревновательной нагрузки.

Каждое соревнование следует оценивать как предельное напряжение всех функций организма спортсмена, которое не ограничивается одним днем или несколькими днями соревнований, а начинается обычно задолго до выступления (так называемые предсоревновательные сдвиги, достигающие ко дню выступле­ния иногда своего предела). Особенно это относится к функциям центральной нервной системы (ЦНС). Чем ответственнее соревнования, тем больше уровень напряжения функций организма спортсмена.

5. Методические рекомендации по планированию,

организации и контролю занятий системой

Основной задачей процесса оздоровительной тренировки является развитие физических качеств до уровня, обеспечивающего хорошее состояние здоровья человека. Поэтому попытаемся ответить на вопрос: сколько специализированных занятий на развитие отдельного физического качества в недельных микроциклах должно быть на протяжении всей жизни человека?

Обратимся к имеющимся данным и накопленному опыту. Установлено, что при воспитании силы для начинающих три занятия в неделю дают больший эф­фект, чем одно, два или пять занятий. Сила крупных мышц также лучше нараста­ет при тренировке через день, а развитие гибкости, общей выносливости и силы Мелких мышечных групп эффективнее протекает при ежедневной тренировке. В Дальнейшем, по мере роста тренированности и повышения уровня здоровья, вос­питанию общей выносливости рекомендуется отводить три-четыре занятия в неделю при большем объеме разовой нагрузки. При этом развивающий тре­нировочный эффект достигается, если очередная нагрузка задается в фазу сверх166

восстановления, наступающую после предыдущей нагрузки. При кратковремен­ных интервалах между нагрузками одинаковой направленности, как и при слиш­ком длительных, когда биохимические показатели успевают возвратиться в нор­му, способность к адаптации не развивается.

Для поддержания уровня развития физических качеств число занятий в неделю может быть уменьшено. Так, для поддержания гибкости достаточно двух-трех за­нятий в неделю с дозировкой, уменьшенной в три-четыре раза. При этом перерыв в занятиях может быть не более одной недели. Однако чем старше организм занима­ющегося, тем больше должно выполняться упражнений на гибкость, так как с воз­растом увеличивается тоническое сопротивление мышц растяжению и уменьшает­ся их эластичность. Для поддержания уровня развития других физических качеств достаточно двух специализированных или комплексных занятии в неделю.

Таким образом, чтобы достигнуть и поддерживать высокий и очень высокий уровень здоровья, необходимо посвящать комплексной оздоровительной физичес­кой тренировке ежедневно от 30 до 60 мин. (у лиц с уровнем здоровья 4,5 балла и выше (см. лекцию 3) время занятий один раз в неделю может достигать двух и более часов). При этом волнообразность тренировочного процесса должна обеспе­чиваться за счет изменения упражнений, числа подходов и повторений, дистанции, режимов нагрузки и ее направленности, продолжительности пауз для отдыха.

Волнообразность применения оздоровительных тренировочных средств, осо­бенно направленных на развитие выносливости, необходима и потому, что при достаточно высоких физических нагрузках организм с потом теряет калий, кото­рый участвует в регуляции температуры тела, функционировании мышечной сиетемы и передаче нервных импульсов, и организму необходимы сутки, а иногда и двое, для восстановления калиевого баланса.

При конструировании недельного микроцикла следует учитывать то, что восстановление большинства физиологических функций после всех видов физичес­ких нагрузок полностью заканчивается к утру следующего дня (за исключением частоты сердечных сокращений после занятий на общую выносливость). Процесс восстановления соединительной ткани опорно-двигательного аппарата пос­ле интенсивной высокой нагрузки продолжается дольше, чем процесс восстанов­ления сердечно-сосудистой системы и функций, связанных с обменом веществ. 1

При воспитании физических качеств наиболее эффективна, как уже отмечалось выше, повторная нагрузка в фазе сверхвосстановления физиологических функций, которая наступает в период от 48 до 72 ч в зависимости от направленности средства тренировки. Фаза сверхвосстановления после объемных околопредельных нагрузок (например, длительный бег) может продолжаться от 5-7 сут. до 2-х недель. Повторные большие нагрузки раньше этого срока ведут к переутомлению я даже к возникновению заболеваний. Поэтому если в спортивной тренировке повышенные нагрузки могут применяться 2-3 раза в неделю, то в оздоровительной физической тренировке их следует использовать один раз за 7-14 дней.

Угнетение возможностей организма в результате напряженной работы опре­деленной направленности вовсе не означает, что он не в состоянии проявить вы­сокую работоспособность в работе иной направленности. Например, после вы­сокой нагрузки скоростного характера процесс восстановления продолжается не менее 2 сут. Однако уже после отдыха в течение 6 ч наступает длительный период повышенной работоспособности при выполнении физической нагрузки аэробно­го характера.

При планировании направленности и режима физической нагрузки в недель­ном микроцикле необходимо принять во внимание то, что игровые виды спорта и единоборства с высоким психическим напряжением, а также циклические физи­ческие нагрузки большой интенсивности (с ЧСС свыше 160 уд./мин.) на 4-5 ч. снижают умственную работоспособность, поэтому выполнять их перед напря­женной умственной деятельностью нецелесообразно. Наибольший эффект в по­вышении умственной работоспособности оказывают недлительные циклические нагрузки с умеренной интенсивностью (ЧСС 120-150 уд./мин.) и силовые упраж­нения. Занимающимся следует учитывать эти положения для повышения эффек­тивности оздоровительных тренировок.

А теперь попытаемся найти ответ на вопрос: как с учетом приведенных реко­мендаций наиболее эффективно самому подобрать «начинку» для отдельных за­нятий индивидуального недельного цикла на развитие и поддержание таких ка­честв, как сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость?

Для этого, прежде всего, по таблице для экспресс-оценки уровня здоровья (см. табл. 3.4 в лекции 3) определите свои функциональные возможности, а затем найдите ответы на следующие вопросы:

-сколько всего занятий должно быть в неделю при различном уровне здоро­вья и какова их общая продолжительность?

-какие средства и виды спорта предпочесть?

-сколько раз в неделю необходимо заниматься развитием или поддержанием отдельных физических качеств?

-сколько упражнений и в каком темпе следует выполнять на отдельном занятии?

Ответы на вопросы, как распределить средства тренировки в течение недели

и какие средства комплексируются в одном занятии (пять качеств тренировать в одном занятии нереально, так как на это не хватит ни времени, ни сил), вы найде­те в таблице 8.4. Дни недели в первой колонке таблицы можно изменить по вашему усмотрению в зависимости от графика работы, но сочетание средств в одном занятии и их распределение в течение недели менять не рекомендуется.

Теперь об интенсивности нагрузки. Она определяется по частоте сердечных сокращений в 1 мин. Например, мужчина 20-ти лет при тренировке скоростной выносливости в пятницу выполняет бег в переменном темпе. Его ЧСС сразу после ускорения может достигать 200 ± 10 уд./мин. (220 минус возраст), затем, после медленного бега-150 ± 10 уд./мин. (170 минус возраст). Напомним, что ЧСС заме­ряется сразу после выполнения упражнения в течение б или 10 с, а затем получен­ный результат умножается на 10 или 6 соответственно. Измерение ЧСС за более длительный промежуток времени может привести к искажению результатов.

Лицам, имеющим уровень здоровья 2,9 балла и ниже средства тренировки на развитие силы, быстроты, скоростно-силовых и некоторых других качеств не при­меняются, а средства тренировки гибкости и выносливости прекрасно сочетают­ся в одном занятии.

Рекомендации, приведенные в таблицах, предназначены для мужчин молодо­го и среднего возраста с умеренной бытовой и профессиональной двигательной активностью. Женщинам, а также лицам, связанным с тяжелой физической рабо­той, рекомендуется снизить нагрузку на 10-20%. Более точно параметры физи­ческой нагрузки (длительность, интенсивность, частота занятий в неделю) для остальных категорий занимающихся легко скорректировать, используя формулу для расчета адекватности нагрузки.

А теперь приведем несколько методических рекомендаций по организации занятий по комплексной оздоровительной программе.

1. Перед каждым занятием в течение 5-7 мин. обязательно выполняются общеразвивающие упражнения для рук, ног и туловища.

2. Первые несколько недель лица с уровнем здоровья менее 3 баллов занима­ются только циклическими видами спорта.

При отсутствии адаптации к нагрузке в течение этого времени переходить на другие средства тренировки (направленные на развитие силы и быстро­ты) запрещается.

В перерывах между подходами (1-3 мин.) выполняются упражнения на гиб­кость, расслабление.

Лицам с избыточной массой рекомендуется сократить перерывы между под­ходами до 40-50 с, а максимальное количество повторений в подходе уве­личить за счет снижения веса отягощения.

4. Быстрота развивается и поддерживается за счет выполнения упражнений в максимально быстром темпе; например, ускорения в беге на коротких от­резках от 30 до 100 м.

Если занятия проводятся в помещении, то выполняется бег на месте с мак­симальной частотой. Во время отдыха между ускорениями выполняется медленный бег до восстановления ЧСС (менее 120 уд./мин.).

5. При необходимости ускоренного развития одного-двух качеств в недельном микроцикле следует сконцентрировать нагрузки одинаковой направленнос­ти на 3-4 занятиях. Затем должен следовать недельный микроцикл, направ­ленный на развитие ли поддержание других физических качеств, и т. д.

При таком режиме занятий прирост в развитии длительных качеств происхо­дит быстрее, а организм легче переносит физическую нагрузку.

Источник

Текст книги «Теоретико-методические аспекты практики спорта. Учебное пособие»

учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть картинку учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Картинка про учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем

Автор книги: В. Фискалов

Жанр: Учебная литература, Детские книги

Текущая страница: 33 (всего у книги 37 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

Эффективное управление спортивным совершенствованием невозможно без осуществления объективного, разностороннего контроля. Очевидно, что чем больше разнообразных полезных сведений поступит к лицу, принимающему решение, тем, в принципе, точнее и правильнее это решение должно оказаться. Поэтому ставится вопрос о комплексном подходе к контролю и об участии в нем педагогов, врачей, психологов, биохимиков и специалистов иного профиля.

При разработке мероприятий по осуществлению комплексного контроля прежде всего необходимо продумать систему оценочных показателей, характеризующих как реализуемую систему подготовки, так и уровень подготовленности спортсмена. Л. П. Матвеев отмечает, что эти две стороны, обеспечивающие спортивное совершенствование, выражают причину и следствие.

Следует учитывать, что подготовка и подготовленность связаны между собой определенной зависимостью, однако она в значительной мере является вероятностной. Это обусловлено тем, что динамика подготовленности спортсмена зависит не только от структуры и содержания средств и методов подготовки, но и от текущего состояния систем организма, на которые оказывается воздействие нагрузкой, адаптационных и генетических факторов, условий внешней среды и т. п.

Человеческий организм – это очень сложная динамическая система. На его работоспособность влияет очень много факторов, которые следует учитывать и контролировать. Однако практика настойчиво выдвигает свои собственные требования для организации системы контроля, главными из которых являются:

– доступность рекомендованных методов сбора информации для лица, ответственного за принятие решения, то есть тренера;

– возможно бо́льшая необременительность их для спортсмена;

– минимизация количества измерений при сохранении максимума информации.

Методологическую основу комплексного контроля составляют:

– правильный выбор тестов и их соответствие статистическим критериям надежности, объективности и информативности;

– определение оптимального объема показателей для оценки функционального состояния и уровня подготовленности спортсменов, его достаточность, стандартизация условий и источников получения информации;

– соответствие методов контроля задачам тестирования.

В системе комплексного контроля должны регистрироваться, как минимум, три группы показателей:

– показатели уровня подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

– показатели величин тренировочных и соревновательных нагрузок;

– показатели состояния внешней среды.

Эти три направления контроля осуществляются с помощью педагогических, биологических, биомеханических, психологических, социологических и иных методик.

Медико-биологический контроль предусматривает совокупность параметров, средств, методов и мероприятий, направленных на оценку здоровья, функциональных возможностей и состояния организма спортсмена с учетом реакции его систем на различные, в том числе экстремальные, тренировочные и соревновательные воздействия (нагрузки). Биомеханический контроль включает совокупность средств, методов, алгоритмов по оценке техники выполнения спортивных упражнений и формирования технического мастерства спортсмена. Психологический контроль включает совокупность показателей, средств, методов, мероприятий по оценке индивидуально-типологических особенностей личности спортсмена, общих и специальных психомоторных способностей, психических состояний в экстремальных (стрессовых) условиях соревнований, социально-психологических характеристик спортивных коллективов и т. п.

Педагогический контроль включает совокупность параметров, средств, методов, алгоритмов и организационно-методических мероприятий по оценке самих физических упражнений и особенностей их выполнения: тренировочных и соревновательных нагрузок, технико-тактических действий, спортивных результатов. Основными методами педагогического контроля состояния подготовленности спортсмена являются педагогические наблюдения и контрольные упражнения (тесты). Кроме того, педагог обобщает в единую (интегральную) оценку данные обследований, получаемые другими видами контроля.

Отсюда понятна та главенствующая роль, которая отводится педагогическому направлению в контроле по сравнению с другими. Особенно велико значение педагогического контроля на начальных ступенях спортивного совершенствования.

Одной из основных задач педагогического контроля является рациональный подбор тестов, которые должны:

– объективно отражать оцениваемые качества и способности (обладать надежностью, логической и эмпирической информативностью, быть стандартизированными по условиям проведения всех измерительных процедур);

– быть понятными и для испытуемого, и для тренера (достаточно простыми в информационном отношении);

– естественно вписываться в тренировочный процесс, не нарушая его организации и не ставя перед спортсменом непривычных задач, вызывающих неблагоприятные реакции со стороны психики и функциональных систем;

– в сумме всесторонне оценивать реакцию на тренирующие воздействия, полно характеризовать подготовленность спортсмена в соответствии с моделью ее структуры (напомним, что модель – это упрощенная копия оригинала, лишенная второстепенных признаков, но воспроизводящая главные, которые и составляют в совокупности основу моделируемого объекта).

О состоянии и динамике подготовленности спортсмена судят по ряду показателей:

– интегративно – по уровню спортивно-технических результатов, демонстрируемых в спортивных соревнованиях и целостных контрольных упражнениях в ходе специального тестирования;

– дифференцированно – по отдельным показателям тренированности, по состоянию сформированных умений, навыков, знаний, по сдвигам в уровне развития тех или иных физических и психических способностей, по преобразованиям функциональных и морфологических свойств различных систем организма и т. п.

Контроль за соревновательной деятельностью имеет ряд направлений:

– оцениваются результаты в соревнованиях;

– оценивается эффективность соревновательных действий;

– отслеживается количество стартов и определяется динамика ее эффективности.

Наряду с этим необходимо оценивать рациональность и устойчивость технико-тактического мастерства, умение организовать свои действия в зависимости от складывающейся соревновательной ситуации, мобилизацию психических, физических и функциональных резервов в ответственные моменты соревновательной борьбы, а также другие показатели.

При проведении контрольных испытаний подготовленности выделяют три группы измерений.

– измерения, проводимые в покое, – позволяют оценить исходное физическое состояние испытуемых (результаты используются как базовые для сравнения с данными, полученными после выполнения нагрузки);

стандартные измерительные процедуры, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковые двигательные задания, при этом оценивается их реакция на фиксированную нагрузку (специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна);

максимальные тесты, в которых необходимо показать максимально возможный двигательный результат, при этом регистрируются биомеханические, физиологические, биохимические и другие показатели, позволяющие оценить факторы, лимитирующие уровень работоспособности (особенность таких процедур – в необходимости высокого психологического настроя испытуемых, мотивации на достижение предельных результатов).

В настоящее время концепция системы комплексного контроля, ориентированная на оценку подготовленности спортсменов, предполагает широкое использование тренажерных стендов (на основе тредбанов, велоэргометров и др.), оборудованных разнообразными инструментальными методиками. Переход на использование тренажерных стендов позволяет резко увеличить комплексность и объективность оценки двигательных возможностей, так как выполнение спортсменом четко дозированных или максимально интенсивных двигательных заданий в условиях тренажера позволяет специалистам различного научного профиля одновременно получать информацию о деятельности различных функциональных систем.

Контроль за тренирующими воздействиями заключается в систематической регистрации количественных значений параметров тренировочных заданий (величины нагрузки). При этом необходима некоторая систематизация характеристик нагрузки. Наиболее часто используются следующие характеристики:

– специализированность – мера сходства тренировочного упражнения с упражнением соревновательным;

– направленность – проявляется в воздействии тренировочных упражнений на развитие тех или иных двигательных качеств;

– объем и интенсивность – определяют степень воздействия нагрузки на организм спортсмена при выполнении двигательных заданий;

– сложность (координационная и психологическая) – характеризует трудности, которые необходимо преодолевать при выполнении упражнений.

Тренировочная и соревновательная деятельность проходит в разных условиях внешней среды. При этом степень воздействия выполняемых тренировочных программ и реализация двигательного потенциала в соревнованиях зачастую напрямую зависят от средовых (внешних) влияний. Для принятия решений по итогам полученных параметров комплексного контроля необходимо учитывать внешние условия, в которых проходила соревновательная деятельность, а также выполнялись контрольные нормативы.

К таким средовым влияниям (факторам внешней среды), в частности, относят:

– климатогеографические условия конкретной местности (температура, влажность, высота над уровнем моря, интенсивность солнечной радиации, атмосферное давление и др.);

– состояние спортивных сооружений (характеристики покрытия, освещенность, размеры, условия скольжения на льду и снегу и др.);

– качество спортивного инвентаря и оборудования;

– поведение и реакцию зрителей;

– продолжительность переездов, условия размещения, питания и отдыха спортсменов.

Решение задач управления формированием тренированности требует учета определенных изменений в состоянии организма спортсменов под воздействием использования однонаправленных или разных по величине и направленности тренировочных нагрузок сразу после их завершения (оперативное), в результате их суммирования после одного или нескольких занятий (текущее) и после длительного времени их использования (этапное). В связи с этим различают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль используется тренером и другими специалистами, участвующими в подготовке спортсменов, для оценки изменения в функционировании систем организма под воздействием динамики нагрузки в рамках отдельного занятия или соревнования. Он направлен на выявление ближайшего и следовых тренировочных эффектов от выполнения одного или нескольких тренировочных (соревновательных) упражнений. При этом оценивается качество исполнения технических приемов и комбинаций в целом, настрой и поведение спортсменов в сложных условиях соревновательной и тренировочной деятельности.

Текущий контроль направлен на изучение следовых процессов после проведения тренировочных или соревновательных микроциклов различной направленности, оценку степени успешности процесса освоения или совершенствования технико-тактических навыков.

Этапный контроль связан с продолжительными циклами тренировки (периодами, этапами) и направлен на выявление кумулятивного эффекта от достаточно длительного использования определенных тренировочных средств, на комплексное подведение итогов этапа подготовки, выраженных в спортивных результатах и устойчивых (перманентных) показателях подготовленности.

19.6. Корректировка и принятие решений

По ходу реализации тренировочных программ нередко возникают некоторые несоответствия между ожидаемыми и достигнутыми показателями подготовленности спортсменов, требующие внесения более или менее значительных поправок. Принятие решений в этом случае требует, в первую очередь, обработки и анализа информации, полученной в результате комплексного контроля, сравнения зарегистрированных показателей с параметрами используемых моделей подготовленности спортсменов и тренировочных программ, а также анализа выявленных несоответствий.

При установлении причин отдельных несоответствий можно подготовить ряд альтернативных команд управления, способствующих усилению действенности тренирующих воздействий, а затем выбрать из них наиболее оптимальную. Задача эта весьма сложная из-за бесчисленного множества возможных значений и сочетаний в составе, объеме, продолжительности и организации нагрузок различной направленности и интенсивности. Как справедливо отмечает Ю. В. Верхошанский (1985), практически принятие решений в такой ситуации осуществляется путем перебора и оценки многих из приемлемых вариантов построения тренировки. Решающим в этом случае является опора на комплексные научно-исследовательские и эмпирические данные, отображающие закономерные связи между динамикой направленно воздействующих факторов спортивной подготовки и вероятностным откликом на них определенных двигательных систем. При этом одно из наиболее существенных требований к любой коррекции – ее обязательное попадание в диапазон допустимого, посильного для спортсмена изменения нагрузки.

Принятие решений по корректировке является ведущей фазой в процессе управления, поскольку несет организующий характер многократно повторяющегося цикла (выполнение запланированной нагрузки, осуществление контроля, сравнения модели и реального состояния, анализ несоответствий, коррекция плана-программы), выполняется в реальном масштабе времени, предусматривает определенную степень риска и в значительной степени определяет и уточняет стратегию подготовки спортсмена.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте смысловое содержание термина «управление» с позиции кибернетики.

2. Какие операции характеризуют прямую связь в системе управления подготовкой спортсмена?

3. Какие операции входят в систему обратной связи при управлении тренировочным процессом?

4. Какова заключительная стадия в управлении?

5. Что такое прогнозирование, и какие основные направления прогнозирования существуют в спорте?

6. Какие требования предъявляются к постановке целей и задач спортивного совершенствования?

7. Какие методы прогнозирования используются в спорте?

8. Раскройте смысловое содержание терминов «модель», «моделирование».

9. Какие две группы моделей нашли широкое применение в теории и практике спортивной тренировки?

10. Какие компоненты модели и в какой логической иерархии лежат в основе оценки подготовленности спортсменов разной квалификации?

11. Что понимается под терминами «планирование» и «программирование» тренировочного процесса?

12. Какие противоречия возникают при планировании и программировании тренировочного процесса и как они преодолеваются на практике?

13. Какие основные группы показателей должны регистрироваться при организации контроля в спортивной тренировке?

14. Какие группы тестов используются для оценки уровня подготовленности спортсмена, и каковы требования к ним?

15. Какие требования предъявляются к организации контроля за тренирующими и соревновательными воздействиями?

16. Какие параметры внешней среды сказываются на эффективности тренировочной и соревновательной деятельности?

17. Сформулируйте задачи трех основных видов контроля подготовленности спортсмена?

18. Что следует учитывать при принятии решений по корректировке тренировочной программы?

19. Какие операции целесообразны при принятии решений по корректировке тренировочного процесса?

Глава 20. Проектирование и использование технологий индивидуально ориентированного построения тренировочного процесса

Индивидуализация любой деятельности – универсальный способ повышения ее эффективности. Поэтому в настоящее время все больше специалистов склоняются к тому, что для обеспечения качественного управления спортивным совершенствованием нужны всесторонне обоснованные технологии построения индивидуально ориентированных тренировочных программ, учитывающие, в первую очередь, исходный уровень состояния и прогнозируемый потенциал спортсмена.

Положение о приоритетной важности индивидуализированного подхода в организации подготовки атлетов разделяется многими ведущими специалистами (А. В. Алабин, 1994; В. П. Губа, В. Г. Никитушкин, П. В. Квашук, 1997; В. Н. Платонов, 1997; В. А. Запорожанов, 2002; Л. П. Матвеев, 2005; А. П. Бондарчук, 2007). Данное направление в теории и методике спортивной тренировки является не только приоритетным, но и одним из немногих, которые могут дать спортивной практике новый импульс.

Следует исходить из того, что индивидуально ориентированное построение тренировки окажется педагогически целесообразным, если в его основу положить четко регламентированные и удобные для тренера схемы последовательного осуществления операций по взаимосвязанному моделированию для каждого отдельно взятого спортсмена предпочтительных вариантов изменения целевых ориентиров тренировки и организации тренирующих воздействий на различных этапах многолетних занятий.

К настоящему времени специалистами выделено более сотни признаков, учет которых желателен в тренировочной деятельности, однако реальные условия работы не позволяют тренерам учитывать их все. Очевидно, что принятие решений должно основываться на системном учете ограниченного числа показателей, характеризующих наиболее существенные особенности занимающихся и внешние условия лимитирующего порядка.

В качестве примера рассмотрим одну из возможных концепций индивидуализации многолетней тренировки применительно к видам спорта атлетического характера. Безусловно, данная концепция подразумевает предварительную разработку соответствующего педагогического инструментария, пример которого представлен в последующих разделах главы.

Основные положения предлагаемого подхода отражены на рис. 20.1. Данный материал и пояснения к нему ориентированы прежде всего именно на потенциальных разработчиков педагогического инструментария.

Согласно принятой концепции, в процессе многолетней тренировки индивидуально ориентированной адаптации подлежит прежде всего программа каждого очередного годичного тренировочного цикла. Микроструктура тренировки целиком подчинена решению задач соответствующего макроцикла занятий и планируется только после его построения.

учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть картинку учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Картинка про учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем

Рис. 20.1. Блок-схема учета переменных и использования педагогического инструментария при индивидуализированном моделировании тренировочного процесса юных спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых видах легкой атлетики (В. П. Черкашин, 2001)

При формировании индивидуально ориентированной модели круглогодичной тренировки в основу берутся достигнутые показатели по спортивной результативности и ведущим сторонам подготовленности в основном соревновательном периоде предыдущего тренировочного макроцикла, а также целевые ориентиры по результативности и ведущим сторонам подготовленности для основного соревновательного периода моделируемого макроцикла занятий, непосредственным образом связанные с целевыми ориентирами многолетнего спортивного совершенствования.

При этом целевые ориентиры на предстоящий годичный тренировочный цикл должны быть своевременно скорректированы с учетом наступления сенситивных периодов в развитии тех или иных физических качеств (двигательных способностей) и выбранной стратегической линии в акцентировании тренирующих воздействий на ведущие и отстающие от очередной индивидуальной модели компоненты спортивного мастерства.

Очередная индивидуальная модель подготовленности (мастерства) обязательно должна быть типоспецифичной, то есть ориентированной на тот тип структуры специальной подготовленности, который характерен для конкретного занимающегося и, в свою очередь, определяется комплексом его личностно-психологических, морфофункциональных и координационных особенностей, а также индивидуальных особенностей биологического созревания. Кроме того, разрабатывая очередную индивидуальную модель подготовленности, нельзя не учитывать адаптационные возможности организма спортсмена (в данном случае, в основном, текущие, тогда как при определении долговременных целевых ориентиров многолетнего совершенствования более важны, естественно, резервные адаптационные возможности).

Текущие адаптационные возможности оцениваются на основе сопоставления ранее достигнутых показателей по результативности и ведущим сторонам подготовленности с содержанием предшествовавшей тренировки. Безусловными верхними ограничителями здесь становятся имевшие место отклонения в состоянии здоровья, вызванные передозировкой тренировочной нагрузки. Подобные явления при моделировании предстоящей тренировки должны предотвращаться снижением соответствующих нагрузок «с запасом», то есть по возможности гарантированно.

Моделируя круглогодичную тренировку спортсмена, особенно достаточно квалифицированного и ориентированного на успешное выступление в соревнованиях предстоящего сезона, тренер обязан учитывать календарь стартов, к которым необходима специальная «подводка».

Важная роль принадлежит анализу социальных условий, которые могут серьезно повлиять на реализацию тренировочной программы (условия обучения в образовательном учреждении, бытовые условия, материально-техническое обеспечение тренировочного процесса и т. д.). Изучение и учет совокупности социальных переменных позволяют своевременно и в нужном направлении скорректировать модель предстоящих тренирующих воздействий.

Построение индивидуально ориентированной модели предстоящего годичного тренировочного макроцикла осуществляется с использованием своего рода «заготовок», «шаблонов» из фонда научно обоснованных формализованных моделей круглогодичной тренировки, которые определенным образом видоизменяются и уточняются под воздействием индивидуальных «вводных».

Таким же, в принципе, должен быть и порядок использования фондов формализованных моделей тренировочных микроциклов при детализации индивидуальной программы круглогодичного совершенствования.

Ключевым компонентом в предлагаемой схеме индивидуально ориентированного построения тренировочного процесса является наличие фондов адресно эффективных тренировочных средств и нагрузок (для достаточно опытных и квалифицированных спортсменов), а также фондов стандартизированных тренировочных заданий (для начинающих и малоподготовленных). При комплектовании таких фондов должны учитываться специфические приоритеты в составе тренировочных средств и структуре нагрузок, определяемые половыми, возрастными и квалификационными особенностями занимающихся, а также особенностями соревновательной деятельности в избранной соревновательной дисциплине.

Внешний (прогнозный) контур в принципиальной блок-схеме учета переменных и использования педагогического инструментария определяет порядок выработки целевых ориентиров многолетнего совершенствования, которые в данном случае являются системообразующим фактором.

При формировании индивидуально ориентированной модели круглогодичной тренировки в основу берутся достигнутые показатели по спортивной результативности и ведущим сторонам подготовленности в основном соревновательном периоде предыдущего тренировочного макроцикла, а также целевые ориентиры по результативности и ведущим сторонам подготовленности для основного соревновательного периода моделируемого макроцикла занятий, непосредственным образом связанные с целевыми ориентирами многолетнего спортивного совершенствования.

Категории факторов, на адекватном учете которых основан прогноз спортивного потенциала, многочисленны: специфика вида спорта, пол, возраст, текущая спортивная квалификация, состояние здоровья, перспективность содержания предшествующей тренировки, текущие показатели подготовленности, личностно-психологические, морфофункциональные, координационные особенности занимающегося, особенности созревания его организма.

Имеется в виду, что тренер способен достаточно надежно спрогнозировать потенциал своего ученика и определить целевые ориентиры многолетнего совершенствования. Конечно, на практике такой прогноз не всегда может оказаться абсолютно точным, но даже в этом случае хорошо, если тренер в своих решениях будет опираться на его результаты. Хуже, если он основывается только на информации о текущем состоянии ученика, не видя четкой перспективы совместной работы со спортсменом. В таком случае тренировочный процесс по своей сути перестает быть управляемым, и его эффективность существенно снижается. Подмена взвешенных стратегических решений сериями не всегда связанных между собой (а порой – и противоречивых) решений тактических уводит тренировочный процесс с его магистрального направления, превращает подлинную индивидуализацию тренировки в псевдоиндивидуализацию.

Индивидуально адаптировать тренировку – это прежде всего так построить долговременную последовательность тренирующих воздействий для конкретного юного спортсмена, чтобы обеспечить максимальную реализацию его прогнозируемого потенциала в возрастной зоне оптимальных возможностей (наиболее перспективные атлеты) или в намеченные тренером и спортсменом сроки (менее перспективные атлеты). Поскольку у каждого занимающегося имеется свой собственный потенциал, то, следовательно, должна быть и собственная многолетняя динамика тренирующих воздействий, свои темпы перехода к повышающимся нагрузкам. Отсюда вытекает необходимость обеспечения планомерного, без «перекосов» и «подхлёстывания» односторонним акцентированием наиболее эффективными в плане текущего прироста результативности тренировочными средствами и нагрузками, продвижения юного спортсмена по ступеням квалификационно-возрастной «лестницы», необходимость безусловного подчинения текущих задач подготовки долговременной цели.

Увязывание промежуточных ориентиров в планируемой динамике основных слагаемых мастерства с долговременной целью спортивного совершенствования, объективизированной на основе прогнозирования индивидуального потенциала юного спортсмена, становится, таким образом, главной составной частью методики индивидуализации тренировочного процесса. При этом, как уже отмечалось, должна производиться своевременная коррекция целевых ориентиров на каждый предстоящий тренировочный макроцикл.

Другой составной частью методики индивидуализации тренировочного процесса, призванной придать ей завершенность и комплексный характер, должен стать «механизм» подбора адекватных для каждого занимающегося тренирующих воздействий, причем адекватных именно достижению промежуточных и, в конечном счете, долговременных ориентиров в спортивном совершенствовании.

Материал рис. 20.2, являясь продолжением материала рис. 20.1, дает более четкие ориентиры для разработки технологической базы индивидуализации тренировочного процесса. Появляется предметная основа для формулировки технологических заданий по разработке инструментария для учета переменных при определении очередных индивидуальных контрольных нормативов разносторонней подготовленности, а также созданию алгоритмов последовательного введения индивидуально оптимизированных тренирующих воздействий в занятия. Наглядно определяются области, где необходимо принципиальное решение вопросов, связанных с технологической реализацией предлагаемого подхода.

К таким проблемным областям следует отнести:

– определение диапазонов варьирования долговременных целевых ориентиров спортивной результативности и специальной подготовленности;

– объективизацию подхода к типологической классификации структуры подготовленности спортсменов, специализирующихся в конкретной соревновательной дисциплине, и к типоспецифичному нормированию контрольных показателей;

– выбор стратегии воздействия на ведущие и отстающие компоненты мастерства (или «сильные» и «слабые» стороны подготовленности);

– определение порядка установления приоритетов в квалификационно-возрастном акцентировании тренирующих воздействий по отношению к спортсменам обоего пола, занимающимся теми или иными видами спорта;

– стандартизацию и классификацию тренировочных средств и нагрузок, а также унифицированных тренировочных заданий для включения в индивидуализированные программы подготовки спортсменов;

– выделение эффективных формализованных вариантов распределения нагрузок в круглогодичной тренировке.

Первые три позиции должны отрабатываться с ориентацией на последующее создание технологии индивидуализированного моделирования промежуточных ориентиров в многолетней динамике подготовленности занимающихся, а три заключительные – в связи с созданием технологии индивидуализированного моделирования системы тренирующих воздействий в очередном годичном тренировочном цикле.

В наименьшей степени предполагает какую-либо регламентацию в связи с разработкой схем индивидуализации тренировочного процесса спортсменов учет таких категорий факторов, как состояние здоровья и комплекс социальных условий. Многоплановость влияния этих категорий факторов не позволяет заранее предусмотреть даже примерные направления обусловливаемых ими коррекций в создаваемых на практике индивидуально ориентированных моделях тренировки. Такие коррекции может внести только тренер, занимающийся с конкретным учеником. К сожалению, эта область практически закрыта для формализации.

учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Смотреть картинку учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Картинка про учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем. Фото учение которое осуществляется в условиях управления учебно тренировочным процессом с контролем

Рис. 20.2. Основные технологические направления учета и использования компонентов, задействованных в индивидуализированном моделировании очередного цикла круглогодичной тренировки (В. П. Черкашин, 2001)

Отметим, что в специальной литературе имеются самые разнообразные рекомендации относительно выделения групп тренировочных средств (тренирующих воздействий различной преимущественной направленности) применительно к анализу выполненной, а также применительно к планированию предстоящей тренировочной работы в годичных циклах занятий. Исследования, проведенные в этой области, свидетельствуют, что именно неоднозначность классификации тренировочных средств при отнесении их к тем или иным категориям (группам) приводит к серьезным противоречиям в рекомендациях специалистов по части объемов осваиваемых нагрузок. Данное обстоятельство обязательно должно учитываться при разработке педагогического инструментария, ориентированного на преимущественную специализацию занимающихся в той или иной соревновательной дисциплине.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *