учение лейбница о монадах кратко

Монады Лейбница

Тут, однако, возникает вопрос: если Лейбниц мыслит монаду по аналогии с человеческой душой, то чем же его концепция отличается от учения Декарта, тоже рассматривавшего разумную душу как неделимое начало в отличие от бесконечно делимого протяжения, или материи?

Различие весьма существенное. Если Декарт жестко противопоставил ум как неделимое всей остальной природе, то Лейбниц, напротив, считает, что неделимые монады составляют сущность всей природы. Такое утверждение было бы заведомо абсурдным (поскольку оно вынуждало допустить разумную, наделенную сознанием душу не только у животных, но и у растений, и даже у минералов), если бы не одно обстоятельство. В отличие от своих предшественников, Лейбниц вводит понятие так называемых бессознательных представлений. Между сознательно переживаемыми и бессознательными состояниями нет резкого перехода: Лейбниц считает, что переходы в состояниях монад постепенные. Бессознательные «малые восприятия» он уподобляет дифференциалу: лишь бесконечно большое их число, будучи суммированным, дает доступную сознанию «величину», подобно тому, как слышимый нами шум морского прибоя складывается из бесчисленного множества «шумов», производимых каждой отдельной каплей, звук движения которой недоступен нашему слуху.

Монады по своему рангу различаются, согласно Лейбницу, в зависимости от того, в какой мере их деятельность становится ясной и отчетливой, то есть переходит на уровень осознанной. В этом смысле монады составляют как бы единую лестницу живых существ, низшие ступеньки которых образуют минералы, затем — растения, животные, наконец, человек; на вершине лестницы Лейбниц помещает высшую монаду — бога. Возрастание степени сознательности или разумности — вот Лейбницев критерий для определения степени развитости монады.

Наиболее поразительным в лейбницевом учении является тезис о замкнутости каждой из монад. Монады, пишет Лейбниц, «не имеют окон», поэтому совершенно исключено воздействие монад друг на друга; каждая из них подобна самостоятельной, обособленной вселенной. В этом смысле каждая из монад Лейбница подобна субстанции Спинозы: она есть то, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого, кроме, разумеется, бога, сотворившего весь мир монад. И в то же время любая монада воспринимает, как бы переживает в самой себе весь космос во всем его богатстве и многообразии, только далеко не все монады обладают светом разума, чтобы отчетливо это сознавать. Даже разумные монады — человеческие души — имеют в себе больше бессознательных, чем сознательных представлений, и только божественная субстанция видит все сущее при ярком свете сознания.

Синхронизируется ли как-нибудь поток состояний, сменяющих друг друга в каждой монаде, а если да, то как это возможно? Здесь Лейбниц вводит понятие так называемой предустановленной гармонии, которая сходна, в сущности, с учением Декарта о параллелизме процессов, протекающих в протяженной и мыслящей субстанции, и учением Спинозы о параллелизме атрибутов. Синхронность протекания восприятий в замкнутых монадах происходит благодаря посредству бога, установившего и поддерживающего гармонию внутренней жизни всего бесконечного множества монад. Как и у Спинозы, у Лейбница поэтому степень разумности, сознательности монады тождественна со степенью ее свободы; прогресс в познании определяет прогресс нравственности и служит главным источником развития человеческого общества. В этом пункте учение Лейбница — один из источников философии Просвещения, господствовавшей в Европе на протяжении XVIII века.

Источник

57. Монадология Г. В. Лейбница

57. Монадология Г. В. Лейбница

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) – чрезвычайно многосторонний ученый, творивший во всех отраслях человеческого знания. Однако наибольшее значение имеют его труды по философии. Он развивал идеи, заложенные в платоновском наследии.

Учение Лейбница – монадология. Монада (одно, единое) – это наименьшая, далее неделимая, часть мира, обладающая психическими свойствами. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов, или монад, – духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его «виновником и господином». Единство и согласованность монад есть результат Богом «предустановленной гармонии». Так, «низшим» монадам присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находятся неорганический мир и растительное царство); у животных представления достигают ступени ощущений, а у человека – ясного понимания, осмысления. Каждая монада отражает мир, все они одинаковы и отражают переживания мира. Но нужна еще одна монада, которая творит изменения в мире. Это – Бог. Он творит свои переживания и отражает сам себя. Ближе всего к Богу монада человеческой души.

Признавая, с одной стороны, основным свойством монад деятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другой – защищая идею Бога-творца, Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики.

Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, Лейбниц рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время – как порядок сменяющих друг друга явлений, или состояний, тел. Одной из вершин философского наследия Лейбница является его учение об индивидуальной монаде как о концентрированном мире, зеркале единой и бесконечной Вселенной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

3. СПОР ЛЕЙБНИЦА И АРНОЛЬДА ЭКГАРДА О ПОНЯТИИ ЦЕННОСТИ

3. СПОР ЛЕЙБНИЦА И АРНОЛЬДА ЭКГАРДА О ПОНЯТИИ ЦЕННОСТИ Обмен мнений между Лейбницем и Экгардом начался 5 апреля 1677 г. беседою о понятии совершенства, причем обнаружилось разногласие их по этому вопросу. Далее завязалась переписка, которая закончилась признанием Лейбница,

Монадология Лейбница – завершающая форма идеализма и рационализма XVII века

Монадология Лейбница – завершающая форма идеализма и рационализма XVII века Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) вошел в историю философской мысли как автор «монадологии» и теоретик «теодицеи» – религиозно-философской теории, призванной как-то оправдать наличие зла в мире

§ 3. Философия в Германии в XVII в. Объективный идеализм Лейбница

§ 3. Философия в Германии в XVII в. Объективный идеализм Лейбница В сравнении с Нидерландами и Англией Германия второй половины XVII в. была страной отсталой. Вслед за потерпевшей неудачу Крестьянской войной (1525 г.) в XVII в. разразилась Тридцатилетняя война, которая

Жизнь и труды Лейбница

Жизнь и труды Лейбница Лейбниц родился 1 июля 1646 года в Лейпциге.Через три года закончилась Тридцатилетняя война, оставившая Германию в состоянии полного разорения. В течение последующих нескольких десятилетий политическая жизнь Европы продолжала ощущать на себе

Из произведений Лейбница

Из произведений Лейбница Монадология, положения 1–71. Монада, о которой мы будем здесь говорить, есть не что иное, как простая субстанция, которая входит в состав сложных; простая — значит не имеющая частей.2. И необходимо должны существовать простые субстанции, потому что

Хронология жизни Лейбница

§2. Расцвет востоковедных изысканий: от Лейбница до Фр. Шлегеля

§2. Расцвет востоковедных изысканий: от Лейбница до Фр. Шлегеля Мы не будем здесь касаться того, как схожий процесс совершался во Франции, Англии, Италии, Дании и в ряде других европейских стран, хотя теоретически это было бы полезно сделать, ибо немецкие мыслители

X. НАТУРФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ СПИНОЗЫ И ЛЕЙБНИЦА

X. НАТУРФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ СПИНОЗЫ И ЛЕЙБНИЦА В то самое время, когда Кант начинает воздействовать на умы, поиски мировоззрения подпадают под влияние мыслей совершенно иного склада: распространение получают также идеи скончавшегося более чем столетием раньше

§ 5. Монадология Канта и Лейбница, их различие и сходство, их ошибочность

§ 5. Монадология Канта и Лейбница, их различие и сходство, их ошибочность Существуют два воззрения на монады, которые с перво-н> взгляда представляются абсолютно противоположными, но в действительности имеют и нечто общее, и при том, по самому существу. Согласно одному

Глава седьмая УЧЕНИЕ ЛЕЙБНИЦА О ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ

Глава седьмая УЧЕНИЕ ЛЕЙБНИЦА О ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ Мир, по Лейбницу, состоит из субстанций, которые он называет монадами. Всякая монада есть непротяженный, индивидуальный, т. е. неповторимо своеобразный деятель, живущий целестремительною сменою представлений. Всякая монада

«Живая сила» Лейбница

«Живая сила» Лейбница Исаак Ньютон показал, что если бросить объект в воздух, то можно видеть путь, который он проходит, падая на землю. Ньютон утверждал, что причиной падения тела является сила тяготения. Хотя он не знал, что такое тяготение, он говорил, что это сила,

Источник

Философия Лейбница кратко: Монадология


Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении

Монадология Г. В. Лейбница

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) – чрезвычайно многосторонний ученый, творивший во всех отраслях человеческого знания. Однако наибольшее значение имеют его труды по философии. Он развивал идеи, заложенные в платоновском наследии.

Учение Лейбница – монадология. Монада (одно, единое) – это наименьшая, далее неделимая, часть мира, обладающая психическими свойствами. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов, или монад, – духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его «виновником и господином». Единство и согласованность монад есть результат Богом «предустановленной гармонии». Так, «низшим» монадам присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находятся неорганический мир и растительное царство); у животных представления достигают ступени ощущений, а у человека – ясного понимания, осмысления. Каждая монада отражает мир, все они одинаковы и отражают переживания мира. Но нужна еще одна монада, которая творит изменения в мире. Это – Бог. Он творит свои переживания и отражает сам себя. Ближе всего к Богу монада человеческой души.

Признавая, с одной стороны, основным свойством монад деятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другой – защищая идею Бога-творца, Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики.

Источник

учение лейбница о монадах кратко. Смотреть фото учение лейбница о монадах кратко. Смотреть картинку учение лейбница о монадах кратко. Картинка про учение лейбница о монадах кратко. Фото учение лейбница о монадах кратко учение лейбница о монадах кратко. Смотреть фото учение лейбница о монадах кратко. Смотреть картинку учение лейбница о монадах кратко. Картинка про учение лейбница о монадах кратко. Фото учение лейбница о монадах кратко учение лейбница о монадах кратко. Смотреть фото учение лейбница о монадах кратко. Смотреть картинку учение лейбница о монадах кратко. Картинка про учение лейбница о монадах кратко. Фото учение лейбница о монадах кратко учение лейбница о монадах кратко. Смотреть фото учение лейбница о монадах кратко. Смотреть картинку учение лейбница о монадах кратко. Картинка про учение лейбница о монадах кратко. Фото учение лейбница о монадах кратко

учение лейбница о монадах кратко. Смотреть фото учение лейбница о монадах кратко. Смотреть картинку учение лейбница о монадах кратко. Картинка про учение лейбница о монадах кратко. Фото учение лейбница о монадах кратко

учение лейбница о монадах кратко. Смотреть фото учение лейбница о монадах кратко. Смотреть картинку учение лейбница о монадах кратко. Картинка про учение лейбница о монадах кратко. Фото учение лейбница о монадах кратко

Философия Лейбница включает в себя множество понятий. Прежде чем создать свое «детище», Лейбниц изучил досконально теории Спинозы и Декарта. Немецкий философ пришел к выводу, что они несовершенны и рациональны полностью. Так родилась идея создания собственной философии Лейбница.

1. Монады «нижней ступени» с пассивной способностью восприятия образуют «неясные представления». Тела, состоящие из монад первого вида, относятся к неживой природе. Это минералы.

2. Монады «средней ступени» способны иметь ощущения и отчасти относительно ясные представления. Тела, состоящие из монад второго вида, относятся к живой природе. Это растения и животные.

Философия Лейбница кратко гласит, что мы живем лучшей из возможных жизней в лучшем мире. Теория монад позволяет считать, что мы избранные.


46. «Я»-концепция Иоганна Готлиба Фихте

Первый принцип: «Я» первоначально полагает свое собственное бытие». Это означает, что «Я», человек, является исходным пунктом всех последующих актов.
Второй принцип: «Я» безусловно противополагается «не-Я». Это означает, что бытие «Я» потенциально содержит в себе нечто, что, будучи актуализированным, противостоит ему и называется «не-Я».
Третий принцип: «Я» по своей структуре противоречиво, внутри него противополагаются друг другу частичное «Я» и «не-Я».

Если «Я» определяется через «не-Я», то «Я» выступает в качестве практического. Теоретическое «Я» необходимо для того, чтобы существовало практическое «Я», ставящее цели и реализующее их. Деятельность «Я» абсолютна: оно само обеспечивает себя задачами, причем делает это бессознательно. В результате деятельности «Я» получается мир, лишенный самостоятельности и являющийся только объектом изменений. Изменяя и переделывая мир, практическое «Я» приближается к тождеству с самим собой. Идеал развития общества, по Фихте, есть совпадение индивидуального и абсолютного «Я» и осознание того, что вся предметная сфера, окружающая человека, есть результат его деятельности.

Объективный идеализм Шеллинга, его практическая философия.

è Всякое знание основано на совпадении объективного и субъективного. Ибо знают только истинное; истина же состоит в совпадении представлений с соответствующими им предметами»[4]. Но это же утверждает и Кант. Однако понимание Шеллингом субъективного и объективного совершенно иное, чем у Канта и Фихте. Объективное – Шеллинг называет его природой – одухотворено: «Наивысшей степенью совершенства было бы полное одухотворение всех законов природы, которое превратило бы их в законы созерцания и мышления». Следовательно, познание природы состоит в познании духа, в ней объективированного. Познание духа – это познание творческого начала природы. То есть в системе трансцендентального идеализма явно просматривается тождество мышления и бытия, с одной стороны, и, с другой стороны, видна идея диалектики природы, развития природы. И Шеллинг действительно показывает, как природа, пройдя различные стадии развития, доходит до самосознания в лице человека. Исходное, первичное, абсолютное как тождество субъективного и объективного должно в представлении Шеллинга чувствоваться, созерцаться в форме непосредственного знания, т.е. в форме интеллектуальной интуиции: «в трансцендентальном знании. объект как таковой исчезает». Очень важной идеей философии Шеллинга является мысль о восхождении сознания ко все более сложным формам, более совершенным. Благодаря этой идее философия в системе трансцендентального идеализма предстает как развивающаяся система категорий. «Итак, философия, – пишет Шеллинг, – является историей самосознания, проходящего различные эпохи; последовательность их создает упомянутый единый синтез».

Источник

История математики. Лекция 11. Лейбниц. Монадология

Александр Савельевич Штерн учение лейбница о монадах кратко. Смотреть фото учение лейбница о монадах кратко. Смотреть картинку учение лейбница о монадах кратко. Картинка про учение лейбница о монадах кратко. Фото учение лейбница о монадах краткоdreameranalyst выложил в интернет еще одну лекцию по курсу «История математики». Читаем, наслаждаемся.
Оригинал взят тут.

Лекция № 11.
Монадология.

учение лейбница о монадах кратко. Смотреть фото учение лейбница о монадах кратко. Смотреть картинку учение лейбница о монадах кратко. Картинка про учение лейбница о монадах кратко. Фото учение лейбница о монадах кратко
(Памятниц Лейбницу в Лейпциге)

Нельзя, конечно, утверждать, что Лебйниц создавал именно такую математику, потому что у него была именно такая философия. Нельзя утверждать и противного. Но, поскольку это делал один человек, желание ощутить связь естественно.

О философии Лейбница написано очень много. Например, в высшей степени основательная книга Куно Фишера, содержащая и подробную биографию. Из современных авторов очень интересен взгляд В.Н. Катасонова, автора работы «Наука и теология у Г.- В. Лейбница». Есть и много-много другого. Я написал то, что понимаю и так, как понимаю. Получилось коротко. Наверное потому, что понимаю мало. Во всяком случае свои представления привести в порядок мне удалось.

учение лейбница о монадах кратко. Смотреть фото учение лейбница о монадах кратко. Смотреть картинку учение лейбница о монадах кратко. Картинка про учение лейбница о монадах кратко. Фото учение лейбница о монадах кратко
(Памятник Лейбницу в Гёттингене)

Здесь самое время перейти к основной философской теории Лейбница, которая носит название «теории предустановленной гармонии». У Лейбница, как и у Декарта, существовала глубокая связь между математической и философской деятельностью. Как аналитическая геометрия была математическим выражением концепции интеллектуальной ясности, так и символьная версия дифференциального исчисления выражала философскую теорию предустановленной гармонии. В чём же заключалась эта теория?

учение лейбница о монадах кратко. Смотреть фото учение лейбница о монадах кратко. Смотреть картинку учение лейбница о монадах кратко. Картинка про учение лейбница о монадах кратко. Фото учение лейбница о монадах кратко
(Памятник Лейбницу в Лондоне)

Существует материальный мир, и существует мир духовный, состоящий из мириад монад. Монады не могут общаться друг с другом, они непроницаемы (дома без окон и дверей), но находятся под непрерывным наблюдением и воздействием Бога, который их сотворил. Бог не только сам действует на монады, но и непрерывно воспринимает всё, что идёт от них. Всё существование монады есть непрерывный разговор с Богом и только с Ним. Эта мысль очень близка логике Паскаля, утверждавшего, что человек, который по-настоящему глубоко вслушивается в себя, обречён на одиночество среди людей, но становится ближе Богу.

Именно поэтому монада знает о мире всё. Бог закладывает в неё Своё бесконечное знание и поддерживает его. Но это знание запрятано слишком глубоко. Обычный человек не может заглянуть в себя так, чтобы увидеть то, что известно его монаде.

…всякий чувствует все, что совершается в мире, так что тот, кто видит, мог бы в каждом теле прочесть, что совершается повсюду, и даже то, что совершилось или еще совершится, замечая в настоящем то, что удалено по времени и месту; все дышит взаимным согласием … Но душа может в себе самой читать лишь то, что в ней представлено отчетливо; она не может с одного раза раскрыть в себе все свои тайны, ибо они идут в бесконечность.
… мысля о себе, мы мыслим также и о бытии, о субстанции, о простом и сложном, о невещественном и о самом Боге… И эти-то рефлексивные акты доставляют нам главные предметы для наших рассуждений.

учение лейбница о монадах кратко. Смотреть фото учение лейбница о монадах кратко. Смотреть картинку учение лейбница о монадах кратко. Картинка про учение лейбница о монадах кратко. Фото учение лейбница о монадах кратко
(Памятник Лейбницу в Музее естественной истории Оксфордского университета)

Итак, глубоко заглядывая в себя, мы получаем единственную возможность глубоко понять реальность. Это – одна из важнейших идей для мыслителей 17-го столетия, которая вновь оказалась популярной по-настоящему только в веке двадцатом (например, в аналитической психологии Юнга).

Про связь между учением о монадах и концепции бесконечно малых написано очень много. Аналогия очевидна: как огромный мир заполнен телами маленьких монад, так конечные величины составлены из бесконечно малых. Мне эта аналогия не кажется глубокой: идею бесконечно малой предчувствовали ещё Архимед и Евдокс, не думавшие ни о каких монадах. Источником дифференциального исчисления в версии Лейбница была не столько идея бесконечно малой, сколько его склонность мыслить ясными картинами (вспомните рассуждения о растениях в саду и рыбах в пруду), которая привела к появлению новых символов и определений.

Все лекции курса «История математики в контексте истории культуры» по метке «ИМ в контексте ИК»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *