учение николаитов в библии что это такое простыми словами
Николаиты
Николаиты, группа лжеучителей, приверженцы которой были в Эфесской ( Откр. 2:6 ) и Пергамской ( Откр. 2:14–17 ) церквах. Господь ненавидит Н. ( Откр. 2:6.15 ), потому что те объявили дозволенными жертвы идолам (⇒ Идоложертвенное) и любодейство ( Откр. 2:14 ) (⇒ Блуд, блудница, блудник); их учение приравнивается к учению ⇒ Валаама ( Числ. 25:11–18 ; Числ. 31:16 ; ср. также 2Петр. 2:15 ; Иуд. 1:11 ). Те же упреки адресованы некоей Иезавели из Фиатирской церкви ( Откр. 2:20 ), известной тем, что она познала т. наз. «сатанинские глубины» ( Откр. 2:24 ). Это обстоятельство указывает на влияние гностицизма. Среди различных групп гностиков, существовавших в III в. по Р.Х., также появляются Н., о связи которых с новозаветными Н. ничего не известно.
Гностицизм понимал спасение исключит. как духовное познание, для которого внешнее поведение человека, его поступки не имеют никакого значения; истинное познание, по мнению гностиков, само по себе делает человека совершенным. В этой связи излишними становятся послушание (⇒ Послушание, повиновение), хождение (пред Богом) (⇒ Ходить) и ⇒ освящение; т.е. в обыденной жизни позволялось практиковать языч. обряды и обычаи, чтобы не выделяться и не ставить под угрозу свое положение в обществе. Н., очевидно, получили свое название по имени некоего Николая, которого отцы Церкви отождествляли с ⇒ Николаем, прозелитом из Антиохии, одним из семи служителей Иерусалимской церкви ( Деян. 6:5 ), но до конца этот вопрос не изучен. Другие понимают это имя символич., как перевод на греч. язык (Николай «победитель народа») евр. имени Валаам ( «развратитель народа»).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Учение николаитов в библии что это такое простыми словами
НИКОЛАИТЫ — ЕРЕТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ В ХРИСТИАНСТВЕ.
В Новом Завете, в книге Откровение, Иисус Христос, обращаясь к церквям (Откр. 1:1), расположенным в Асии (на территории современной Турции), обличает Пергамскую церковь, указывая на учение Николаитов, которого придерживаются некоторые из её членов:
Откр. 2:15 — «Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу». Второе прямое упоминание о Николаитах находится в этой же главе, обращённое к Ефесской церкви:
Откр. 2:6 — «Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу».
Учение происходит от Николая Антиохийца, который был один из семи человек, выбранных двенадцатью апостолами для служения в Иерусалимской церкви, чтобы они были ответственными за раздачу пищи (Деян. 6:3-6). Он был «обращён из язычников», то есть был неевреем. Ириней Лионский указывает на него как на родоначальника учения николаитов, что предполагает его падение и отхождение от Бога. Он называют это учение ересью и сектой.
«Николаиты суть ученики Николая, одного из семи диаконов, поставленных апостолами. Они живут развратно. Свойства их вполне обозначены в апокалипсисе Иоанна, где сказано, что они учат, что ничего нет законопреступного в нецеломудрии и в еде
идоложертвенного. Поэтому сказано о них (Отк. 2:6) «в тебе хорошо то, что ты ненавидишь дело николаитов, которые и я ненавижу».
Википедия — https://ru.wikipedia.org/wiki/Николаиты
Итак, дьявольский совет лжепророка сработал на сто процентов. «Миссионерки» царя моавитского с блеском справились с заданием своего господина. А сам этот случай стал классикой мировой политики. Различные правительства и спецслужбы до сих пор учатся у лжепророка Валаама лукавству и коварству.
«Хорошо ли тебе, красивый», — томно спрашивает очаровательная туземка. «О-о!»,- стонет от счастья пристукнутый похотью Израильтянин. «А это все тебе дали наши боги. Вино дал бог вина, мясо – бог плодородия. А меня тебе подарил наш добрый бог Ваал-Фегор. Нужно бы им поклониться…», — ласкаясь, продолжает верещать красотка. И шел Израильтянин к жертвеннику и к статуе Ваала, как вол на убой и как олень на выстрел…
О том, что пророк Валаам польстился на деньги Моавитского царя, и превратился в лжепророка, пишет Апостол Петр (2Петр 2:15). А также Апостол Иуда (11). А о том, что Валаам научил Валака ввести в грех Израильтян, и как именно, говорит Сам Господь в Откровении. (Откр. 2:14).
Сегодня некоторые люди, не зная Библии, читая историю с Валаамом и рассматривая поступок Финееса, крутят носами: «Да как же он мог так поступить. Женщину – копьем, в чрево… Как нехорошо он поступил… И за это Бог его благословил. Не могу верить такому Богу…». А иные, демонстрируя, ну, полное непонимание смысла, изобрели даже специальный уничижительный термин «Финеесомания». Что можно сказать по этому поводу? Одно: «Финеесомания» этих людей – от их недопонимания. Они не поняли того, что прочитали. Но зато – осудили. Остается надеяться, что в этих людях благоразумие все-таки возьмет верх.
—- И ОТДЕЛИЛ БОГ ДОБРО ОТ ЗЛА… —-
«И сказал Господь Моисею: «Враждуйте с Мадианитянами, и поражайте их, ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своем…» (Числ.25:17,18).
Как понимать эти слова? От Бога – вражда? Не вражда от Бога, но спасение.
Бог тогда положил вражду между Израилем и Мадиамом, чтобы сохранить Израиль. Любое другое отношение Израиля к Мадиаму, кроме враждебного, неизбежно привело бы к повторению трагедии. Вспомним, как в Эдеме Бог сказал змею-сатане: «И вражду положу между тобою и между женою…». Этими словами Бог отделил добро от зла, положил четкую границу между ними.
Добро и зло не будут вместе, поскольку они враждебные, взаимоисключающие друг друга.
И это – от Бога. И в этом – спасение людей. Отрава не может примешиваться в здоровую пищу. Отношение Божьего человека к греховным делам должно быть резко отрицательным, воинственно враждебным.
Статьи
Кем являлись николаиты и почему Бог ненавидел их деяния?
Николаиты являлись группой, которая развращала Божьих людей, представляя им компромисс с культурой их времени.
Раннюю идентификацию николаитов мы находим у ранних отцов церкви. Но в своем описании и их мнение разделилось.
Одни описывали николаитов как последователей Николая Антиохийца, прозелита, выбранного в числе семи для дьяконского служения (Дн. 6:5). По этой теории Николай отпал от истинной веры и увлек за собой многих верующих.
По мнению других, хотя николаиты и получили свое имя от Николая, сам Николай не был еретиком, он просто был неправильно понят, и его учение извращено. Хотя и возможно, что отцы церкви были правы, связывая николаитов с Николаем Антиохийцем (истории известны случаи, когда церковные лидеры впадали в ересь), это больше похоже на попытку найти какое-нибудь имя в Писании для идентификации секты. С другой стороны, имя Николай было достаточно распространено и, может быть, вина Антиохийца была лишь в том, что его имя было такое же, как и у презренного еретика. Но в целом в своем описании доктрин и действий николаитов отцы церкви единодушны.
Иреней (140-202 гг.) говорит о николаитах, что они жили, «потакая необузданным похотям». Ипполит говорит, что Николай был один из семи, что он «отошел от истинного учения и у него были привитые привычки безразличия к пище и жизни». В «Апостольских постановлениях» (6,8) николаиты охарактеризованы как «бесстыдные в нечистоте». Климент Александрийский говорит, что они «предавались наслаждениям, подобно козлам… и вели жизнь, потворствуя своим слабостям и порокам…, душа их впадает в трясину порока, ибо следуют они собственным учениям о пользе наслаждений». Но он защищает Николая Антиохийского от всех обвинений, заявляя, что его слова о том, что «тело должно быть поругано», были извращены. Под этим Николай, якобы, имел в виду, что тело нужно подавлять; еретики же извратили его смысл, истолковав их так, что человек может «бесстыдно, по своему желанию, распоряжаться своим телом». Они извращали слова Николая «плоть не надо щадить»…и его словам стали следовать прямо и без рассуждения: последователи его ереси предавались бесстыдному разврату.
Совершенно очевидно, что николаиты проповедовали безнравственность. Игнатий замечает в своем длинном послании следующее: «Избегай также николаитов (ложно так названных), сластолюбцев и клеветников».
После осуждения эвионитов Иреней направил перо критики против николаитов. Николаиты учили, что благодать от Бога может получить только согрешающий, следовательно, чтобы получить большую благодать, следует больше грешить. В подтверждение своей истинной святости николаиты указывали на то, что они «чудотворно» исцеляли много активней, чем апостолы.
Тертуллиан писал: «Христос говорит, что Валаам научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых. Прочитайте историю Валаама, и вы увидите, что, по совету Валаама, народ Израильский был введен в грех: «Вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем», т.е. они были пойманы в западню и хитрым образом попали в сети. Так народ Божий смешался с языческими дочерями, что закончилось для него трагедией. Николаиты учили, что можно есть что угодно, лишь бы тебе нравилось. А Христос говорит: «Я ненавижу это учение. Покайся». Вернись к основам Слова Божия! Бог в Своем Слове ясно сказал, что можно употреблять в пищу, а что нельзя! Нам к этому добавлять ничего не надо».
Мы читаем некоторые очерки об истории николаитов в работах Евсевия: «В это же время существовала – очень недолго – так называемая ересь николаитов; она упомянута и в Откровении Иоанна. Ее последователи хвалились, что Николай был одним из диаконов, товарищей Стефана, поставленных апостолами для служения бедным».
Викториний описывал николаитов следующим образом: «Николаитяне, действующие под именем Николая, придумали ересь, согласно которой идоложертвенное можно было принимать в пишу, и всякий прелюбодействующий получал очищение и покой на восьмой день».
Другая попытка идентифицировать николаитов достаточно популярна в некоторых богословских кругах. В этом случае внимание уделяется значению имени «николаиты» (νικᾷ и λαόν означают соответственно «побеждать, завоевывать» и «люди»), и выдвигается мнение, что эта группа угнетала рядовых членов церкви, развивая сложную систему церковной иерархии. Однако, это объяснение больше определено современными понятиями, и нет никакого доказательства, что это было вопросом в первом столетии. Нужно отметить, что этимология очень часто опасна для определения истинного значения термина. Более того, в самом тексте нет ничего, что поддерживало бы такое понимание.
Решение мы находим в отождествлении николаитов с «учением Валаама» (Откр 2:14-15). С одной стороны, у нас есть все основания полагать, что Николай был реальной личностью, с другой стороны, как учили многие раввины, – имя Николай является греческим эквивалентом еврейского Валаам (Νικολαΐτης составлено из νικᾷ + λαόν, точно так же как и Βαλαάυ, т.е. בִּלְעָם, составлено из בְּלַם + אָם, «уничтожил, поглотил, победил» + «люди»).
Вполне возможно, здесь игра слов: последователи некого Николая учили тому же, что и Валаам Ветхого Завета. И мы видим, как эта интерпретация более всего соответствует тексту и ситуации первого века.
Иоанн отождествляет учение Валаама с двумя проблемами: «они ели идоложертвенное» и «любодействовали». Ранняя церковь постоянно боролась с проблемой компромисса с язычеством (1Кор. 8-10; Деян. 15:20, 29; 1Кор. 5:1; 6:12-20; Евр. 13:4, Числ 25:1-18).
Николаиты являлись группой, которая развращала Божьих людей, представляя им компромисс с культурой их времени. Вместо того, чтобы поклоняться Богу и Ему одному, они предполагали, что для христианина допустимо участвовать в патриотических церемониях (праздники, ассоциирующиеся с поклонением императору). Возможно, что как часть этих церемоний или же как отдельную сферу компромисса они дозволяли прелюбодеяние и проституцию.
Николаиты поощряли христиан идти на компромисс с миром. Это была попытка установить разумный компромисс между установившимися обычаями греко-римского общества и сохранением как можно больше христианских норм жизни. Это новое учение николаитов больше всего затрагивало верхние слои общества, ибо именно им пришлось бы поступиться очень многим, если бы им пришлось соблюдать все христианские нормы.
В то время как сами проблемы могут отличаться, подобные компромиссы угрожают современной церкви. Каждое общество имеет своих «идолов», и очень часто от членов общества ожидается поклонение этим «идолам» или подражание традициям общества. «Николаиты» встречаются и сегодня среди нас. И хотя они под разными именами, но суть их одна: компромисс с миром.
Сергей ДЕНИСЮК (Кливленд, Огайо)
Николаиты
Содержание
Упоминание в Новом Завете
В Новом Завете, в книге Откровение, Иисус Христос, обращаясь к церквям (Откровение.1:1), расположенным в Асии (на территории современной Турции), обличает Пергамскую церковь, указывая на учение Николаитов, которого придерживаются некоторые из её членов:
Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Второе прямое упоминание о Николаитах находится в этой же главе, обращённое к Ефесской церкви:
|