учение о двух субстанциях принадлежит
Лейбниц: учение о множественности субстанций
Учению Спинозы о единой субстанции, модусами которой являются все единичные вещи и существа, немецкий философ Г. Лейбниц (1648—1716) противопоставил учение о множественности субстанций. Тем самым Лейбниц попытался провести в рационалистической метафизике XVII века восходящее к Аристотелю номиналистическое представление о реальности единичного.
Плюрализм субстанций Лейбниц сознательно противопоставил пантеистическому монизму Спинозы. Самостоятельно существующие субстанции получили у Лейбница название монад. (Напомним, что «монада» в переводе с греческого означает «единое», или «единица».) Мы уже знаем, что сущность (субстанция) еще начиная с античности мыслилась как нечто единое, неделимое.
Согласно Лейбницу, монада проста, то есть не состоит из частей, а потому неделима. Но это значит, что монада не может быть чем-то материально-вещественным, не может быть протяженным, ибо все материальное, будучи протяженным, делимо до бесконечности. Не протяжение, а деятельность составляет сущность каждой монады. Но в чем же состоит эта деятельность? Как поясняет Лейбниц, она представляет собой именно то, что невозможно объяснить с помощью механических причин: во-первых, представление, или восприятие, и, во-вторых, стремление. Представление идеально, а потому его нельзя вывести ни из анализа протяжения, ни путем комбинации физических атомов, ибо оно не есть продукт взаимодействия механических элементов. Остается допустить его как исходную, первичную, простую реальность, как главное свойство простых субстанций.
Деятельность монад, по Лейбницу, выражается в непрерывной смене внутренних состояний, которое мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души. И в самом деле, наделяя монады влечением и восприятием, Лейбниц мыслит их по аналогии с человеческой душой. Монады, говорит Лейбниц, называются душами, когда у них есть чувство, и духами, когда они обладают разумом. В неорганическом же мире они чаще именовались субстанциальными формами — средневековый термин, в который Лейбниц вкладывает новое содержание. Таким образом, все в мире оказывается живым и одушевленным, и там, где мы видим просто кусок вещества, в действительности существует целый мир живых существ — монад.
Такое представление, кстати, сегодня вряд ли вызовет удивление, поскольку мы знаем, что в каждой капле воды и в самом небольшом клочке почвы кишат невидимые нам мириады микроорганизмов. Нужно сказать, что монадология Лейбница своим возникновением в немалой степени обязана именно открытию микроскопа. Один из конструкторов микроскопа А. Левенгук изучал микроскопическую анатомию глаза, нервов, зубов; ему принадлежит открытие красных кровяных телец, он же обнаружил инфузории и бактерии, которых назвал латинским словом «анималькули» — зверьки. Все это вызывало потребность в новом воззрении на природу, и ответом на эту потребность была монадология Лейбница.
Р. Декарт. Учение о субстанции. Дуализм. Проблема метода.
В своем подходе к субстанциям Декарт выступал с позиций дуализма, т.е. признания двух независимых субстанций (духовная и материальная). Декарт был вынужден допустить наряду с материальной субстанцией, понимаемой им как протяженность, существование Бога и производной от него духовной, мыслящей субстанции.
Содержание рационального метода (дедукция) состоит у Р. Декарта в анализе, разложении полученных знаний на отдельные компоненты, доведенные до уровня очевидного. Образцом научного знания, которому должна подражать философия, является математика (математическая дедукция).
В границах декартовской физики не только внешний мир, но и психические процессы не имеют другой основы, кроме материи, обладающей самостоятельной творческой силой. Согласно его взглядам, материя заполняет пространство сплошь, не оставляя место пустоте. Она находится в непрерывном движении, количество которого сохраняется.
Образование звезд и планетных систем осуществлялось, по Декарту, благодари вихревому движению материи. Здесь Декарт одним из первых вплотную подошел к идее о материальном единстве универсума. Материя находится в непрерывном количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчиняется и органический мир: животные это сложные машины. Человек же, и отличие от животных, обладает разумом и речью, что выходит зa пределы действия законен механики. Для объяснения этих явлений Декарт вынужден был допустить наряду с материальной субстанцией, понимаемой им как протяженность, существование бога и производной от него духовной, мыслящей субстанции – души. Характерной чертой философии Декарта является, таким образом, дуализм.
24. Б. Спиноза. Учение о субстанции. Монизм.
Данью времени было лишь то, что природу Спиноза называл богом, а бога – природой.
Дуализм в философии: понятие и основные идеи, представители
В философской науке выделяют два противоположных друг к другу течения — идеализм и материализм. Их принципиальные отличия заключаются в различном понимании первопричины мира (материалисты считают таковой материю, идеалисты — сознание). А потому в философии не могло не возникнуть ответвления, пытающегося примирить два этих течения и привести их к компромиссу. Именно этим, компромиссным учением и стал дуализм.
Что такое дуализм?
Дуализмом (от лат. «dualis», т.е. двойственность) — это философское учение, главным постулатом которого является признание равноправия сознания и материи, души и тела, материального и духовного. Основой дуализма выступает теория о двойственности всякого элемента нашей реальности. И здесь дуализм не входит в противоречие с законами физики, утверждающими, что у всего на этой планете есть противоположность. Главной предпосылкой появления дуализма стало учение Платона о двух мирах — мире реальном и мире идей.
Впоследствии сторонники Платона нашли собственные противоположности, к примеру:
Основоположником описываемого учения признается именно Рене Декарт, но автором данного термина стал немецкий мыслитель Х. Вольф, введший в научную сферу теорию о существовании двух разных субстанций — духовной и телесной.
Основополагающие идеи дуализма
В концепции дуализма выделяется ряд ключевых тезов, раскрывающих суть дуализма. К ним относят:
Следовательно, согласно учению сторонников дуализма, наш мир представляет собой место непрерывной борьбы различных начал, которая никогда не заканчивается. Результатом этой борьбы является стабильное развитие каждой из противоположностей, ведущее к стабильному развитию всей Вселенной.
Главные направления
В дуализме выделяют три следующих направления:
В этих, имеющих существенные различия направлениях есть и общее: все они полагают, что познание достижимо лишь посредством рационального понимания бытия.
Появление и развитие дуалистического учения
Корни учения можно отыскать еще в Древней Греции, но впервые слово «дуализм» употребил в своих трудах немецкий философ Х. Вольф, отнесший к дуалистам всех, кто признавал существование духовного и телесного начал. Ведущими и наиболее известными представителями данного направления считаются французский ученый Р. Декарт и немецкий философ И. Кант. Декарт выдвинул идею о наличии души и тела человека как отдельных субстанций. А Кант разделил эти понятия на сознание индивидуума и объективную основу всякого явления, причем познание основ, по его убеждению, невозможно. Однако, как уже упоминалось чуть выше, рождение дуализма произошло задолго до Канта и Декарта, это направление ведет свое начало с древних времен, приобретя близкое к окончательному оформление в Средневековье, когда появилась концепция о непрерывной борьбе добра со злом.
Таким образом, дуализм базируется на философском законе о единстве и борьбе противоположностей, согласно которому без противоположностей невозможно единство, хотя и противоположности не способны существовать без него. Соответственно, все объекты во Вселенной имеют противоположности, что приводит к неизбежным противоречиям и столкновениям между ними. В итоге столкновение заканчивается тем, что какой-либо из существующих объектов навсегда исчезает, а вместо него появляется новый. Этот процесс бесконечен, на нем основано всякое развитие и движение вперед.
Воззрения Платона и Аристотеля
Платон относил к истинным живым субстанциям вечно живые идеи и физические тела, выступающие в роли незавершенных копий таких идей. В своих работах мыслитель прямо говорит о бессмертии души и о сохранении разумом нематериальных идей, делая вывод о том, что души желают как можно быстрее покинуть свои физические оболочки, дабы жить исключительно идеями. Главной проблемой воззрений Платона было заключение души в физическое тело, при этом, он не мог доступно и обоснованно объяснить связи между душой и телом. Этот аспект покрывал связь духовного с телесным покровом тайны, что было явным минусом учения философа.
Отличием взглядов Аристотеля от тезисов Платона было его суждение о существовании свойств предметов и природы в физических телах. Такой вывод помог мыслителю объяснить единство духовного и телесного, назвав душу формой тела. Душу человека Аристотель относил к сфере человеческой природы, считая ее органичной частью тела. Интеллект он называл частью души, относя интеллектуальную деятельность к области нематериального. В целом, воззрения Аристотеля более близки дуализму в его современном понимании, нежели учение Платона.
Концепция Рене Декарта
В своем сравнении тесной и духовной составляющих, Декарт приходит к их взаимному противопоставлению. Его учение содержит два основополагающих тезиса:
Разновидности дуализма
Основополагающими разновидностями дуализма являются:
1. Субстанциальный (или картезианский) дуализм, последователи которого считают разум субстанцией, живущей независимо и не распространяемой в пространстве. Именно эту разновидность дуализма относил к наиболее верным и всегда защищал Р. Декарт, она же встречается в большинстве известных религиозных доктрин, четко различающих физическое тело человека и его бессмертную душу.
2. Пропетивный дуализм базируется на утверждении о том, что разум нельзя отнести к отдельной субстанции, он представляет собой совокупность независящих друг от друга свойств, появляющихся в мозгу человека. При этом свойства человеческого мышления проявляются лишь при должном формировании материи. В данном направлении выделяют:
3. Предикатный дуализм предполагает, что процесс осмысления индивидуумом окружающей реальности требует наличия одного и более предметов суждения (предикатов).
4. Гносеологический (называют еще эпистемологическим) дуализм основан на идее о том, что видимая человеком благодаря его сознанию реальность представляет собой лишь маленькую виртуальную копию реальности, но никак не ее саму.
Появление субстанции в философии
Понимание субстанции – ключевой вопрос философии. Субстанция в философии рассматривается как материя, из которой создано все во Вселенной. Она неизменна, и существует сама по себе. Она определяет себя, и не нуждается в воздействии внешней силы. Это – объективная реальность, принимающая конкретные формы и олицетворяющая ее единство.
Проблемы определения
Четкое определение субстанции – неразрешенная проблема в философии. Найти одно определение для этого понятия невозможно. Поскольку она – единое первичное начало всего мироздания, то ее невозможно разделить на отдельные элементы. Из нее состоят все предметы, включающие материальные (физические тела) и нематериальные (душа, чувства, мысли).
Чтобы определить субстанцию, необходимо выделить общие черты предметов и прийти к атрибуту – принципу работы субстанции. Один из философских подходов предлагает рассматривать атрибуты, как иерархичную систему, каждый из элементов которой влияет на субстанцию независимо друг от друга.
История возникновения понятия
Субстанция – одно из первых определений, возникших в философии. Оно обозначает сущность – то, что лежит в основе мироздания.
В современной философии субстанция – универсальное определение.
Разные периоды развития философской мысли
В переводе с латинского термин «субстанция» буквально обозначает: основа, сущность. В философии она – ключевая категория мышления. Ее используют как обозначение всего сущего, единого начала. Субстрат в философии – близкое к субстанции понятие. Оно обозначает материал – то, из чего все сделано. Оно одновременно означает первооснову всего, единство и однообразие всех предметов, явлений и процессов.
Согласно конкретной концепции, уже в античной философии выделяли несколько классификаций первоосновы. Фалес, Гераклит и Демокрит под первоосновой понимают материю, как стихию: огонь, воду, землю и воздух, а также атомы. Пифагор и Платон в качестве субстанции называют нематериальные определения: дух, мысли. По Декарту, в основе всего лежит дуализм: мыслящая и материальная. Лейбниц и Поппер допускают плюрализм – множественность.
Представители милетской школы, Анаксимандр и Анаксимен, были основоположниками становления философского подхода к поиску ответов на вопросы бытия. Анаксимандру принадлежит идея о бесконечности миров. Вещество, из которого состоит Вселенная, он называл айпероном. Согласно Анаксимандру, целое изменяться не может, но его отдельные части изменяются. Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух – бесконечная легкая материя, влияющая на процессы, происходящие с вещами.
Аристотель, создатель научного подхода в философии, называл субстанцию основой, неотделимой от каждой вещи. Он разработал концепцию строения мира, в которой были отдельные категории, подчиняющиеся иерархии.
В упрощенном виде в концепции было три категории:
По Аристотелю, форма предмета определяет его сущность. Впоследствии из этой идеи развилась потребность разделить первоначало на телесное и духовное.
Фома Аквинский разделял все сущее на субстанцию и акциденцию. Под акциденцией он понимал физические признаки: вес, размер, форму. Они определяют субстанцию – внутреннюю сущность предмета.
В философии понятие субстанции рассматривали с двух точек зрения. Бэкон считал, что субстанция связана с формой конкретный вещей, она – основа бытия. Декарт трактовал ее как исключительно метафизическое явление. Отдельный вид– душа, ей наделен только человек, и он, в отличие от животных, приближен к Богу. Бог – основная субстанция (духовная), а все остальное – материальное, созданное им.
Спиноза объяснял взаимоотношение частей вещества на основе пантеистического монизма. Мышление и протяженность в его представлении являются не отдельными видами субстанции, а двумя атрибутами единой субстанции. Лейбниц продолжил его идею, но он рассматривал Бога не как часть телесного мира, а как отдельную, возвышающуюся над ним, категорию.
Кант рассматривал субстанцию через гносеологический анализ. Он полагал, что она – нечто, способное внутренне изменятся. Философии необходимо понятие субстанции для объяснения явлений, поэтому ее нельзя удалить из научно-теоретического подхода. Западная философия относится к этому понятию в философии негативно: оно рассматривается как лишний элемент, который проник в науку как ненужный способ удвоения мира.
Материя в философии
Наблюдая за окружающим миром, философы с удивлением отмечали некоторые закономерности во всех без исключения процессах. Они обнаружили, что некоторые свойства вещей не изменяются, а процессы постоянно повторяются. Возможность вещей сохранять свою основу философы назвали первоматерией. У представителей разных школ были свои взгляды на природу, но они сходились во мнении, что все вещества состоят из неоднородной материи. Уже в V веке до н. э. появилась теория, предполагающая существование атомов.
В XIX веке теория об атомах находила все больше подтверждений. Благодаря развитию физики стало возможным наглядное доказательство существования микрочастиц. Было выяснено, что атом имеет свое собственной строение: электроны. Изучение атомов подтолкнуло философию к поиску новых путей познания структуры материи.
Мнения философов разделились. Одни считали, что к материальному можно отнести то, что осязаемо. Но некоторые явления невозможно воспринимать через органы чувств. Появилось новое определение материи, как вещества без физических свойств. Кто-то представлял ее как совокупность электронов, кто-то — как комплекс ощущений или энергию.
Неуничтожаемость – главный атрибут материи. Материя изменяется, но она не исчезает бесследно и не уменьшается. Когда она приходит в движение, энергия накапливается, и переходит в другое состояние. Любой объект существует только во взаимосвязи с другими объектами. Каждый элемент материи оказывает влияние на другие. Он имеет свои причины действия и приводит к следствию.
Разные взгляды на материю послужили разделению философов на идеалистов и материалистов. Первые полагают, что мир происходит из духовного начала, вторые опираются на материальное, как единственное проявление окружающего мира.
Структура материи
Строение материи прерывистое и неоднородное. Ее частицы имеют разную величину и структуру. В состав материи входят:
В строении материи есть противостояние. Все ее частицы обладают волновыми свойствами. Каждое волновое поле – совокупность частиц.
Структурные уровни материи:
Помимо материи, из которой состоят космические тела, существует диффузная материя. Она состоит из разобщенных атомов и облаков газа. Космические тела, обладающие большей плотностью, свободно перемещаются в диффузной материи.
Зарождение жизни в Космосе произошло в результате усложнения материи. Постепенно вещества, находящиеся на молекулярном уровне развития, привели к образованию простейших органических соединений. Они усложнялись, пока не перешли на биологический уровень – доклеточную форму существования белка. Из белка сформировались клетки, которые распространились по всей поверхности Земли. Одноклеточные организмы эволюционировали, преобразовывались в многоклеточных животных. Вершиной эволюции является человек – высший примат.
Ученые допускают существование еще одного уровня развития материи – космической цивилизации. Интеллектуально, она равна человеческой или превосходит ее. Поиск возможности для контактов с внеземными цивилизациями – задача современной науки.
Учение о субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц) — Субстанция как философская категория
Исходной проблемой философского мировоззрения является учение о бытии. В средние века было общепризнано, что истинное бытие духовно. Все земное тленно и преходяще. В Новое время поиск единства и стабильности мира трансформировался в решение проблемы субстанции (сущности). Различные мыслители признавали в качестве таковой либо одну субстанцию (материю или сознание), либо две (сознание и материю), либо множество (когда каждая вещь содержит в себе бесконечность мира). Соответственно, в философии такие взгляды получили название «монизм», «дуализм» и «плюрализм».
Рационалистическая традиция после Декарта нашла своих наиболее ярких представителей в лице Бенедикта Спинозы (1631 — 1677) [голландский философ, пантеист. Мир, согласно Спинозе, представляет собой регулярную систему, которая может быть полностью познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с Богом, является единой, вечной и бесконечной субстанцией, причиной самой себя; мысль и протяженность являются атрибутами (неотъемлемыми свойствами) субстанции; отдельные вещи и идеи являются ее модусами (единичными проявлениями). Человек — часть природы; его душа — это способ мышления, а тело — способ продолжения. Воля совпадает с разумом; все действия человека включены в цепь всеобщего определения мира. Произведения: «Богословско-политический трактат» (1670), «Этика» (1677)].
И Готфрид Лейбниц (1646-1716) [немецкий философ, математик, физик и лингвист. Основатель и президент (с 1700 г.) Бранденбургского научного общества (позднее — Берлинской академии наук). По просьбе Петра I он разработал проекты развития образования и государственного управления в России. Согласно Лейбницу, реальный мир состоит из бесчисленных психически активных субстанций — монад, находящихся в данной гармонии друг с другом («Монадология», 1714); существующий мир создан Богом как «лучший из всех возможных миров» («Теодицея», 1710).
Слабость доктрины Декарта заключалась в неопределенном статусе субстанций: Только бесконечная субстанция, Бог, обладает истинным существованием, а конечные, сотворенные субстанции зависят от бесконечной. Спиноза, находившийся под влиянием Декарта, не принял дуализм последнего и создал монистическое учение о единой субстанции, которую он назвал Богом или природой.
Подобно Декарту и Спинозе, Лейбниц основывал свою философию на понятии «субстанции», но радикально отличался от них в рассмотрении соотношения разума и материи и в рассмотрении количества субстанций. Декарт допускал существование трех субстанций: Бог, разум и материя; Спиноза допускал единого Бога. Для Декарта расширение — это сущность материи; для Спинозы и расширение, и мышление являются атрибутами Бога. Лейбниц, напротив, считал, что брошь не может быть атрибутом материи, поскольку брошь содержит множественность и поэтому может принадлежать только множеству субстанций; каждая отдельная субстанция должна быть нерасчленимой. Поэтому он верил в бесконечное число субстанций, которые он называл «монадами».
Джон Локк, вслед за Р. Бойлем, разрабатывает теорию первичных и вторичных качеств. Под «качеством» он подразумевает силу (или способность) объекта вызывать в сознании представление о нем. Первичные качества — плотность, протяженность, форма, движение, покой, объем, число — являются «реальными сущностями», свойствами, объективно присущими вещам; их изучают точные науки. Вторичные качества — цвета, вкусы, запахи, звуки, температурные качества — являются «номинальными сущностями»; идеи, которые они вызывают, не имеют прямого сходства с телами. С помощью ассоциаций «простые идеи» внутреннего и внешнего опыта объединяются в сложные. Таким образом, возникают три вида сложных идей: Идеи субстанций, способов и отношений (временных, причинных, тождества и различия).
Субстанция как философская категория
Субстанция (лат. substantia — предмет, основа) — это то, что существует само по себе, в отличие от принадлежности, т.е. свойства, которое существует только в другом объекте. Субстанция стабильна и постоянна; это сущность, лежащая в основе явлений, постигаемых разумом.
В истории философии существует три основных подхода к трактовке субстанции: монистический (от греческого «один»), дуалистический (от латинского «два») и плюралистический (от латинского «много»). Философы-монисты признают единую субстанцию, которая мыслится как причина самой себя.
Иное понимание субстанции связано с учением о сотворении мира Богом. Дуалисты признают относительный характер независимости сотворенной субстанции. Только высшая, божественная, субстанция обладает абсолютной независимостью. Аристотель был первым философом-дуалистом, который провел различие между двумя началами — божественной формой и материей. Субстанция — это самостоятельное бытие, единичная сущность, которая в языке может быть выражена только субъектом. Например, «этот человек» является субстанцией — конкретным индивидуумом. А «ученый» или «военный» — это случайности, которыми могут обладать или не обладать разные люди. Христианское понимание Бога как личности обусловило развитие доктрины о двух субстанциях — Творце и сотворенной вещи. Эта доктрина позволила разделить науку и религию в наше время: Каждая форма духовной культуры имеет дело только со своей собственной субстанцией.
Плюралистические доктрины также восходят к Аристотелю, который представлял реальность как множественность отдельных вещей, состоящих из формы и материи, которые являются центрами самостоятельного движения. На протяжении всей истории европейской философии идея субстанции-субъекта, личности, индивидуальной души играет роль главного инструмента теоретического познания человека.
Первоначально субстанция понималась примерно в физических терминах, как «материал», как тот идентичный материал, из которого сделаны различные индивидуальные вещи; средневековая мысль поэтому предполагала множественность различных субстанций, которые неизменны и не могут изменять друг друга («свойства субстанции», «формы субстанции»). В этом смысле понятие «субстанция» широко использовалось, например, в алхимии. Схоластическая философия, приписывающая «форме» активную роль, в конечном итоге превращает понятие субстанции в один из титулов Бога, трактуемого как форма всех форм, тем самым одухотворяя это понятие. Отсюда различие двух субстанций — духовной и телесной, чреватое массой рационально неразрешимых противоречий, безнадежный дуализм «души» и «тела». Определенные попытки отказаться от дуализма, то есть допущения двух субстанций, предпринимались на протяжении всего средневековья, начиная с Фомы Аквинского, который интерпретировал «телесную субстанцию» как имеющую несамостоятельное происхождение, тем самым по существу отрицая свое определение субстанции, и заканчивая Дунсом Скотусом, который склонялся к интерпретации материи как универсальной субстанции всех вещей и даже к гипотезе о способности этой материи мыслить.
Однако эти попытки не имели заметного эффекта, и к началу современного периода противопоставление материи и разума как двух субстанциональных начал действительно стало центральной проблемой философии; понятие субстанции использовалось для поиска определения «конечных основ всех вещей».
Моноизм Спинозы
Голландский философ Б. Спиноза критиковал дуализм Декарта за неопределенный статус
вещество. С одной стороны, только бесконечная субстанция, Бог, обладает истинным бытием, а с другой стороны, сотворенные и конечные субстанции зависят от первой. Поэтому существуют вещества высшего и низшего рода. Из этого следует, что в мире, помимо божественного, есть и низшее начало. Эту дихотомию Спиноза стремился преодолеть. Он создал монистическую доктрину о единой субстанции.
Учение Спинозы о единой субстанции содержится в первой части «Этики» под названием «О Боге». По мнению философа, истинной является только одна субстанция, атрибутами которой являются мышление и существование или природа. Кроме Бога, нет никакой другой субстанции. «Под субстанцией я понимаю то, что существует само по себе и представляется само по себе, то есть, чье представление не требует представления другой вещи, из которой оно должно быть образовано». Бог и субстанция слиты у него в одно понятие, Бог не выше природы, не является творцом вне природы, он находится непосредственно в природе.
Сама субстанция обладает рядом определенных существенных свойств. Во-первых, она существует полностью, о чем свидетельствует ясность и уникальность идеи. Во-вторых, субстанция обладает свойством самостоятельности и не зависит ни от какого другого бытия. В-третьих, субстанция имеет свою собственную причину, которая состоит из нее самой. За пределами субстанции ничего нет. Он содержит в себе все, что существует вокруг. В-четвертых, субстанции также присуще свойство быть бесконечной в пространственном и временном отношениях. Он не находится в потоке времени, а парит над ним. В-пятых, субстанция вечна. Вечность не движется, а находится в неподвижном состоянии, то есть не изменяется во времени. Он вечен в смысле несотворенного и неразрушимого. Спиноза начал с древнего пантеистического отождествления Бога с совокупностью природы; его формула — «Бог или субстанция или природа», которая является причиной самой себя (causa sui).
Таким образом, Спиноза преодолел дуализм Декарта в своем учении о субстанции. Протяженность и мышление, которые у Декарта были субстанциями сами по себе, у Спинозы объединены в единое целое. Согласно пантеистической доктрине Спинозы (по-гречески «все божественное»), существует слияние Бога и материи, наполнение материи божественным смыслом и воплощение Бога в космосе. Субстанция у Спинозы — это не бытие вообще, а объективное бытие, т.е. материя.
Субстанция обладает существенными и неотъемлемыми свойствами, которые Спиноза назвал атрибутами. Любая субстанция может иметь бесконечное число атрибутов. Но только два из них известны человеку: Расширение и мышление. В отличие от Декарта, который говорил, что протяжение — это одна субстанция, а мысль — другая, Спиноза называл эти два свойства одной субстанцией. Таким образом, Бог был расширен, а материя — мыслима.
Для описания единичных конечных вещей Спиноза использует термин «модус». Единичную вещь можно проиллюстрировать на примере волны или пузырька на поверхности океана. Таким образом, единичный дом или камень является способом субстанции, то есть материя в этом месте в это время принимает форму дома или камня. Единичные вещи, называемые модусами, имеют внешнюю причину своего возникновения и существования. Это существование характеризуется конечностью, изменением, движением в пространстве и времени.
Плюрализм Г. Лейбница
Немецкий философ и математик Г. Лейбниц критически проанализировал и развил идеи своих предшественников, включая теории субстанции Декарта и Спинозы. Согласно Лейбницу, число субстанций не ограничивается одним или двумя основаниями, а может быть бесконечным Плюрализм означает множественность отдельных оснований.
Центральное место в метафизике Лейбница занимает понятие субстанции. Субстанция — это нечто единое, неделимое. Лейбниц противопоставил учению Спинозы об одной субстанции учение о множественности субстанций, которые он назвал монадами. Термин «монада» на греческом языке означает «один» или «единство».
Согласно Лейбницу, монада проста и неделима, то есть нематериальна. Сущностью каждой монады является активность, которая выражается в непрерывном чередовании состояний. Самая известная монада, которую мы можем наблюдать, — это жизнь нашей собственной души.
Лейбниц наделяет монады восприятием, представлением, стремлением и влечением. Как таковые, он сравнивает их с человеческой душой. Монады, настаивает Лейбниц, называются душами, когда у них есть чувство, и духами, когда у них есть понимание. Монадам чужда пассивность. Некоторые из них потенциально активны, как невидимые частицы; другие реально активны, как живые существа. Монада Лейбница — это, по выражению Л. Фейербаха, «не только многоцветный кристалл, но и многоформенный кристалл, не знающий покоя». Каждая монада — это замкнутый мир, по словам Лейбница, «монады не имеют окон, через которые что-либо может войти или выйти». Благодаря своей неделимости, монада проста, не имеет частей. А это значит, что монада нематериальна, потому что все материальные вещи сложны и делимы на части, всегда делимые в свою очередь. Лейбниц различает духовный мир, мир истинно реального, который является предметом метафизики, и эмпирический, или феноменальный, мир, который изучается естественными науками.
Сущность монады — не протяженность, а активность: каждая монада наделена восприятием или познанием и стремлением. Активность монад выражается в непрерывной смене внутренних состояний. Этот процесс является разворачиванием, реализацией содержания, изначально присущего монадам и потенциально содержащегося в них. Лейбниц подчеркивает самодостаточность каждой монады, в силу которой они являются источником собственных внутренних действий, «нематериальными автоматами». Бесконечное число независимых и самодействующих монадических субстанций, понимаемых Лейбницем как центры целенаправленных движений, составляют физическую субстанцию, подобно солдатам армии. Лейбниц писал: «Я… признаю жизненные начала, распространенные по всей природе, бессмертными, поскольку они являются неделимыми субстанциями….. Эти жизненные начала, или души, обладают восприятием и притяжением». Лейбниц называет монады душами, когда они обладают чувством, и духами, когда они обладают пониманием. Однако в неорганическом мире они называются субстанциональными формами, как объясняет философ. Все в мире оказывается живым и одушевленным.
Учение Лейбница о множественности индивидуальных субстанций опрокидывает представления о порядке познания и объективной организации природы. Не физический уровень материи служит основой для биологического, а наоборот. За точку отсчета принимается живое, движущееся начало; сообщества таких начал составляют неживую механическую природу. Поскольку субстанция, согласно ее понятию, определяется только собой, как у Спинозы, монады, по Лейбницу, не могут общаться друг с другом и влиять друг на друга: у них «нет окон». Но это означает, что деятельность монад находится в гармонии благодаря заранее установленной гармонии. Например, у каждого в городе есть часы, и они показывают одно и то же время, а не потому, что одни часы сигнализируют другим. На самом деле часы заводятся так, чтобы показывать одно и то же время. Синхронный ход восприятий в замкнутых монадах обусловлен вмешательством Бога, который установил и поддерживает гармонию внутреннего мира бесконечного множества монад.
Джон Локк как представитель материалистического эмпиризма
Понятие субстанции в определении Локка аналогично схоластическому субъекту, предполагаемому, но неизвестному носителю тех свойств, которые мы считаем существующими. Локк является представителем материалистического эмпиризма. Его процесс познания представляет собой комбинацию простых идей. В формировании сложных идей проявляется активность сознания, в то время как простые идеи, пассивно воспринимаемые, «принимаются» разумом. Сложные идеи делятся Локком на классы в зависимости от сочетания содержащихся в них идей по способу, сущности и отношению. Сложные идеи называются модусами, когда они образуют формы, не имеющие самостоятельности в существовании, то есть зависящие от других идей (субстанций и свойств). Идея субстанции также связывает идеи более простого порядка. Таким образом, сложные идеи состоят из простых, но в то же время они представляют собой не накопление последних, а новое качество.
Локк не одинаково оценивает реально существующую субстанцию и ее понятие. Он считает, что абстрактная идея субстанции неясна. Что касается механизма возникновения этого понятия, Локк пишет, что философы добавляют к комбинации чувственных качеств как гипотезе понятие лежащего в основе «субстрата». Философское понятие «субстанции вообще» (в отличие от эмпирически воспринимаемой субстанции), согласно Локку, не включает в себя чувственные понятия. Такое объяснение субстанции противоречит его представлению об эмпирическом происхождении идей и предполагает, что понятие «subpore» является врожденной идеей, несуществование которой Локк постоянно подчеркивает. Локк пишет: «…согласованность частиц в теле так же трудно понять, как мысль в душе», и заключает: «…мы не знаем ничего, кроме наших простых идей, которые мы получаем посредством ощущений или размышлений. Основой наших знаний являются простые представления о свойствах или качествах. Зная только простые качества, мы объединяем их в единый объект, но не знаем, как эти качества объединяются, и тогда мы предполагаем их носителя, общую основу, хотя у нас нет ясного и четкого представления о том, что мы предполагаем в качестве носителя. Реальная сущность, реальная структура, принцип связи, лежащий в основе всех свойств, объединенных в номинальную сущность, лишь предполагается нами, но остается неизвестным. Так же обстоит дело со всеми нашими представлениями о субстанциях, даже с представлением о Боге».
«Хотя я знаю, видя и слыша, что вне меня есть физический объект, объект конкретного ощущения, я могу знать с большей уверенностью, что внутри меня есть духовное существо, которое видит и слышит. Таким образом, если объективная действительность существующего объекта имеет для Локка чисто прикладное значение и функциональное название в идее субстанции, то онтологическая действительность мыслящего субъекта представляется ему более очевидной.
Онтологический статус материального и ментального субъекта в метафизике Локка не имеет принципиального значения в его концепции. Отдельные высказывания о первичности существования психической субстанции носят эпизодический характер, и только признание реальностей, доступных нам в восприятии простых качеств, следует рассматривать как последовательное развитие идеи Локка. Об онтологической интерпретации понятия субстанции в учении Локка можно говорить только в связи с трансцендентным Богом, не выходя за рамки средневекового понимания понятия субстанции и Бога. Локк не отдает первенства человеку как «мере всех вещей» (в субъективистском смысле) или абсолютно реальному существованию чего-либо, кроме Бога. В четвертой книге «Эксперименты…» Локк заключает, что существование материальной субстанции реально, а существование духовной субстанции сомнительно, и здесь этот вывод отвергается как маловероятный. Существование двух субстанций предполагается опытом, и Локк не находит возможным решить этот вопрос с необходимостью не только в отношении мысли, но и в отношении тела.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института