учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому

Ноосфера от философии до научных исследований

Термин “ноосфера” не имеет однозначного толкования. Впервые его предложил в 1927 году французский философ и математик Эдуард Леруа. Вместе со своим другом и единомышленником геологом, палеонтологом и философом Пьером Тейяром де Шарденом он выдвинул теорию, согласно которой с появлением человека начала образовываться специфическая “мыслящая” оболочка Земли – ноосфера (в переводе с греческого “сфера разума”), формирующаяся человеческим сознанием. Она представляет собой нечто вроде опоясывающего всю планету информационного потока сведений, знаний и несёт в себе проявления психического, духовного порядка. Эта оболочка как бы наложена на биосферу (область распространения жизни на Земле), но не слита с ней и оказывает на неё преобразующее воздействие. Идея такой ноосферы возникла у Леруа и Шардена после лекций В.И.Вернадского о биосфере и живом веществе, которые он читал в Сорбонне в 1922-1923 годах [4]. Сам же Вернадский стал употреблять термин “ноосфера” позже и в другой трактовке. В его толковании ноосфера – это состояние биосферы, находящееся пока в стадии формирования, при котором её развитие происходит целенаправленно под влиянием научной мысли и труда в интересах Человечества, его будущего. Основной геологической силой, создающей ноосферу, он считал рост научного знания.

Известно, что П.А.Флоренский в 1929 году в одном из своих писем к В.И.Вернадскому высказал эвристическую мысль о существовании в биосфере или на биосфере пневматосферы, состоящей из «особой части вещества, вовлечённой в круговорот духа», – понятия почти идентичного тому понятию ноосферы, которое предлагал Э. Леруа. Но трактовка термина “ноосфера” Вернадским была, возможно, обусловлена следующим. Учёный, введя в 1925 году понятие биогеохимической энергии, охватывающей всю биосферу, носителями и породителями которой являются все живые существа, а в большей степени люди, признавал её связь с психической и умственной деятельностью, но не располагал научно установленными фактами, позволяющими считать мысль и все духовные проявления формой энергии. В работе «Несколько слов о ноосфере» Вернадский, говоря о возможности человека перестраивать трудом и мыслью область своей жизни, задаётся вопросом о том, как же может мысль, не являясь формой энергии, изменять материальные процессы. Он высказал пожелание усилить научное внимание к феномену человеческого разума и изучению сущности таких духовных проявлений как интуиция и вдохновение, которые признавал основами величайших научных открытий [1].

Во второй половине XX века много исследований было посвящено биоэнергетике, человеческому сознанию и психике. Результаты ряда научных опытов свидетельствовали о том, что мысль материальна, но невидима для обычного человека по причине тонкости своей материальной структуры и ограниченных возможностей восприятия человеческого глаза. Была установлена также физическая сила мысли. Достоянием широкой общественности стали фотоснимки на сверхчувствительную плёнку (до появления цифровых фотокамер) светящихся плазменных образований различной формы в пространстве над головами думающих людей, фиксация фотокамерой создающегося мыслеобраза, опыты с Ниной Кулагиной по перемещению силой мысли лёгких предметов. Информация об этом публиковалась в конце XX века в известных в то время журналах «Наука и жизнь», «Наука и религия», а также в отдельных изданиях (например, [2]) и была доступна всем интересующимся.

В этом фильме приведены результаты научных экспериментов информационного воздействия на воду. Установлено, что молекулярная структура воды перестраивается, по-новому реагируя на каждую мысленную установку, словесную фразу, музыку и даже эмоцию. Капельки воды после такого воздействия замораживались, а затем рассматривались под сильным микроскопом, имеющим встроенную фотокамеру. Полученные фотографии демонстрируют поразительные изменения воды. После воздействия слов и мыслей с негативным смыслом, тяжелого рока кристаллы воды складываются в бесформенное месиво, а после слов любви, благодарности, молитвы, музыки Бетховена, Баха – в красивые снежинки. Также установлено, что поливание растений водой, предварительно подвергнутой негативному или позитивному информационному воздействию, отражается на качестве их роста и состояния. Эти экспериментально полученные результаты пока не имеют строгого теоретического обоснования, но заставляют задуматься о последствиях воздействия сознания и эмоционального состояния людей на окружающее пространство, а также на самих себя. Учитывая, сколько воды в организме человека, можно представить, какой вред он наносит, прежде всего, себе негативными мыслями, сквернословием, отрицательными эмоциями.

Упомянутый фильм – один из лучших документальных научно-популярных фильмов российских кинематографистов, о котором идут непримиримые споры. В первом десятилетии этого века его иногда показывали по телевизору, потом, к сожалению, перестали. Я очень благодарна создателям этого замечательного фильма! Официальная наука ещё многое не может объяснить, но ей есть над чем работать.

Итак, экспериментально доказано, что вода способна как бы впитывать в себя информацию, хранить её и обмениваться ею с окружающей средой. Современная наука начала исследовать и анализировать факты взаимосвязи стихийных бедствий и техногенных катастроф с ростом слепой, неуправляемой энергии взбудораженных человеческих масс. По-новому оцениваются возможности мысли как планетарного явления.
Таким образом, результаты научных экспериментов последних десятилетий подтверждают, что в процессе мыслительной и вообще психической деятельности человека в пространство, действительно, выделяется тонкоматериальное вещество, которое можно считать разновидностью энергии. Всё это свидетельствует об удивительной прозорливости первых толкователей понятия “ноосфера”. Кстати, вместе с ним сейчас некоторые учёные используют и понятие “единое энергоинформационное поле Земли”.

Богатейший материал, раскрывающий суть, значение мысли, объясняющий её воздействие на человека, планету, Космос, содержится в книгах Учения Живой Этики. Эти книги, воплотившие в себе синтез научного, философского, нравственного и поэтического осмысления мира, стали достоянием человечества в XX веке благодаря Елене Ивановне Рерих. Если обобщить основные положения Учения Живой Этики о мысли, то имеем следующие выводы.

Из всех энергий, существующих в Космосе, тончайшая есть мысль. Человек всё время излучает мысленную энергию, наполняющую собой пространство, которая может обладать как созидательной, так и разрушительной силой. Мысли имеют вес, плотность, форму. Изречение “идеи витают в пространстве” имеет научное обоснование. Незримая на физическом плане мысль зрима и действует в Тонком Мире, принося в мир плотный совершенно реальные следствия. Подобные по содержанию и качеству мысли притягиваются, образуя в пространстве порой громадные скопления. Если такие образования содержат избыток энергии отрицательного характера, то эта энергия обрушивается на человечество в виде всевозможных стихийных бедствий.
Состав надземных слоёв насыщается эманациями, исходящими от всех видов деятельности человека, включая мыслительную, духовную. Мысли порождают чувства, чувства порождают мысли. Каждая мысль в зависимости от качества может затемнить или очистить пространство. Слои мыслей, которые творит человечество, окружая ими планету, становятся всё более и более уплотнёнными. К сожалению, атмосфера Земли заражена, причём не только продуктами промышленной деятельности людей, но и продуктами психического происхождения. Надо осознать необходимость очищения пространства, ибо равновесие мира нарушено до предела. Невозможно ожидать улучшения жизни и процветания на планете без улучшения качества мышления, поднятия уровня сознания [3].

В начале XXI века в России учение о ноосфере послужило основой для формирования перспективного комплексного научного и образовательного направления, названного “ноосферология”, развитие которого важно для будущего цивилизации. Под ноосферологией понимается интегрированная система научного знания при его философском осмыслении, обоснованная трудами русских космистов, к идеям которых обращено внимание научного и философского сообщества, передовой общественности.

Космизмом называют мировоззренческое течение, основанное на представлении о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о гражданине этого мира. Согласно философии космизма Человек, Земля, Космос находятся в неразрывном единстве, космические и земные процессы взаимосвязаны и человек несет большую ответственность за состояние своей планеты обитания и космического пространства. В идеях космизма заложено понимание целостности мира в его сложности, гармонии и красоте. Среди учёных яркими представителями русского космизма являются Вернадский, Циолковский, Чижевский, среди философов – Соловьёв, Бердяев, Флоренский. Очень значимым носителем космического мировоззрения является Николай Константинович Рерих – учёный, философ, публицист, художник мирового масштаба.

Русские космисты сумели соединить заботу о планете Земля, её биосфере, Космосе с интересами человека, обосновать нравственную и практическую необходимость активной эволюции ноосферы. Их научные и философские труды помогают понять, почему отношение к природе не должно быть потребительским, почему деятельность человека должна быть направлена не на преобразование природы, а на нахождение гармонии с ней. Свойственный космистам гуманизм обусловлен не только добродушием, он основан на глубоком понимании задач космической эволюции [4]. Некоторые учёные находят созвучие главных принципов философии космизма со многими фундаментальными идеями современной научной картины мира, видят их потенциал для разработки теоретико-методологического основания развития науки на новом этапе.

Реализация идеи формирования ноосферного мышления необходима для разрешения наболевших проблем современности (поиска нравственных ориентиров, преодоления экологического кризиса). Важно понимать, что космическое мировоззрение может послужить основой устойчивого развития общества.

Стоит также заметить, что упомянутыми выше исследованиями человеческого сознания и психической энергии стали заниматься относительно недавно в историческом плане, и среди учёных, конечно, есть как прогрессивно, так и консервативно настроенные субъекты. (Впрочем, так бывало во все времена, когда в науке появлялись новые тенденции.)

Имеющейся на сегодняшний день опубликованной информации достаточно, чтобы каждый мог составить своё представление о ноосфере как порождении человеческой деятельности и мышления, а также найти обоснование необходимости нравственного очищения и духовной работы над собой, проповедуемыми всеми мировыми религиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ПРИМЕЧАНИЯ

Источник

Наука, бессмертие, разум: о чем мечтали русские космисты

Sergei Zotov

Русский космизм — это уникальное явление, находящееся между религиозной философией и естественными науками. Его мистические представления открыли человечеству дорогу в космос: именно благодаря космисту Циолковскому стали возможны полеты за пределы Земли. Впрочем, практические исследования не были для космистов самоцелью, гораздо более важными они считали свои таинственные умозрительные теории. T&P решили рассказать о трех главных мыслителях, чьи утопические учения о покорении смерти и космоса питались христианской верой в равенство людей и бессмертие человеческой души.

учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Смотреть фото учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Смотреть картинку учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Картинка про учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Фото учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому

Всеобщая любовь Николая Федорова

«Философия общего дела»

Николай Федоров — родоначальник русского космизма, своей жизнью и образом мыслей походивший на настоящего древнегреческого философа: он вел уединенную и аскетическую жизнь, ходил пешком между городами, не носил теплой одежды, запрещал себя фотографировать или рисовать и раздавал свои средства способным молодым людям. Не ища материальных благ, «московский Сократ», как прозывали Федорова, всю жизнь проработал библиотекарем, но при этом успел создать монументальную философскую концепцию, на которой позднее будут основываться Вернадский и Циолковский.

Учение Федорова, названное философией общего дела, сочетает в себе религиозную философию и футурологический утопизм. Главной целью единенного человечества должно стать противоборство смерти. Эта христианская идея должна была реализоваться, однако, при помощи новейших научных достижений. Изобретение средства воскрешения людей, причем не только недавно умерших, но «всех отцов», — вот финал развития науки и своеобразное переосмысление Федоровым Страшного суда. Воскреснуть должны были все до единого, поэтапно — иначе бы всеобщее единение целокупного человечества не произошло. Рай, согласно Федорову, не будет дан человечеству Богом — люди в силах его создать своим трудом.

учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Смотреть фото учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Смотреть картинку учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Картинка про учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Фото учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому

«Вопрос об участи Земли приводит нас к убеждению, что человеческая деятельность не должна ограничиваться пределами земной планеты. Человечество должно быть не праздным пассажиром, а прислугою, экипажем нашего земного — неизвестно еще какою силою приводимого в движение, — корабля, — есть ли он фото-, термо- или электроход»

учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Смотреть фото учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Смотреть картинку учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Картинка про учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Фото учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому

Естественно, воскрешение такого огромного количества людей повлекло бы за собой проблему с расселением, и Федоров полагал, что человечество должно осваивать космос и искать новые планеты, пригодные для жизни. Земля в таком случае станет чем-то вроде космического корабля, «земноходом», исследующим космическое пространство, регулярная армия — борцами с природными стихиями, а между людьми установится всеобщая любовь, подобная гармонии Троицы. По Федорову, человечество должно было перейти из теллурической, земной стадии сначала в солярную, а затем в сидеральную, постепенно осваивая Солнечную систему и межзвездное пространство.

учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Смотреть фото учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Смотреть картинку учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Картинка про учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Фото учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому

Космические животные Константина Циолковского

«Научная мысль как планетное явление»

Константин Циолковский известен своей теорией ракетостроения, однако именно он стал продолжателем космических идей Федорова. Помимо того, что Циолковскому удалось добиться материального воплощения идеи полетов в космос, он также разрабатывал свою концепцию космизма. Сам Циолковский иронически замечал, что работы по ракетостроению являются лишь приложением к его умозрительным теориям.

Несмотря на то, что ученый называл себя чистейшим материалистом, в его философии странным образом преломились физика, космонавтика и эзотерические учения — например, пифагореизм и теософия. «Земля — колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!» Согласно Циолковскому, современные люди должны прекратить войны, объединиться и совместно развивать науку и технику, чтобы затем эволюционировать в высшие формы жизни или найти их на других планетах. Целью открытия околосолнечного пространства для Циолковского была в конечном итоге эволюция самого человека: только с помощью контроля над стихиями, усовершенствования среды обитания, создания искусственных жилищ за пределами земной атмосферы люди могут перейти в «лучистое», то есть совершенное, божественное состояние.

учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Смотреть фото учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Смотреть картинку учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Картинка про учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Фото учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому

«Наконец, на высшем витке этой спирали развития разум (или материя) узнает все, само существование отдельных индивидов и материального или корпускулярного мира он сочтет ненужным и перейдет в лучевое состояние высокого порядка, которое будет все знать и ничего не желать»

учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Смотреть фото учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Смотреть картинку учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Картинка про учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Фото учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому

Корни философской теории Циолковского лежат не только в концепте «общего дела» Федорова, но и в пифагорейской мистической традиции. Ученый придерживался учения панпсихизма — теории о переселении душ и способности любой материи, будь то человек, растение или камень, ощущать приятное или неприятное, а также переходить в различные состояния. В случае физической смерти атомы, из которых состоит человек, не исчезают, а только утрачивают связь между собой, а бессмертные атомы мозга человека и вовсе попадают в мозг более развитых инопланетных сущностей. По Циолковскому, человек должен стать «космическим животным», эволюционировать не только биологически, но и физически, превращаясь из материального существа в потоки чистой энергии.

учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Смотреть фото учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Смотреть картинку учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Картинка про учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Фото учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому

Ноосфера Владимира Вернадского

Концепт биосферы вырос из размышлений Вернадского о понятии живого вещества, которое он противопоставляет косному. По словам философа, человек, как всякое живое природное тело, неразрывно связан с определенной геологической оболочкой нашей планеты. При этом Вернадский задается вопросом: почему столь небольшая часть биомассы, человек, оказывает такое сильное геологическое влияние на все происходящее на нашей планете? Так возникает знаменитая теория Вернадского о ноосфере — сфере разума, которую до сих пор проходят на уроках биологии в школе.

Продолжая размышления американского ученого Джеймса Дана о последовательном и непрекращающемся совершенствовании нервной системы и головного мозга, Вернадский утверждает, что человек станет вершиной эволюции, ее последним звеном, на котором прогресс завершится. Соответственно, биосфера как совокупность живого вещества Земли когда-нибудь должна преобразиться благодаря человеку и стать ноосферой — областью, где властвует человеческий рассудок.

учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Смотреть фото учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Смотреть картинку учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Картинка про учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Фото учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому

«Брентано подсчитал, что, если бы каждому человеку дать один квадратный метр и поставить всех людей рядом, они не заняли бы даже всей площади маленького Боденского озера на границе Баварии и Швейцарии. Таким образом, все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом»

учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Смотреть фото учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Смотреть картинку учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Картинка про учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Фото учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому

Признаки появления ноосферы — это усовершенствование способов связи и контроля над информацией, формирование единого информационного поля, равенство всех людей и всеобщее занятие науками. Вернадский считал, что в его время ноосфера уже сформировалась, а в будущем она лишь расширилась бы и вышла за пределы Земли: «В будущем нам рисуются, как возможные, сказочные мечтания: человек стремится выйти за пределы своей планеты в космическое пространство. И, вероятно, выйдет». Благодаря превращению биосферы в ноосферу человечество стало бы борцом с энтропией, концентрируя и накапливая энергию для ее преодоления.

Владимиру Вернадскому и теории биосферы также был посвящен короткий фильм «Биосфера. Время осознания», снятый режиссером-документалистом Феликсом Соболевым в 1974 году. Съемки бушующей стихии, абстрактные кадры микроскопической и космической жизни выводят фильм из разряда стандартного жанра биографического очерка — это скорее поэтическое киноэссе, попытка ухватить мистический, «наднаучный» смысл русского космизма.

Источник

Новое в блогах

Учение о НООСФЕРЕ В.И. Вернадского.

учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Смотреть фото учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Смотреть картинку учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Картинка про учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому. Фото учение о ноосфере как сфере разума принадлежит к э циолковскому

Наряду с термином “ноосфера” для обозначения всей совокупности процессов, связанных с разумной деятельностью человека на планете, предлагались также термины “Интеллектосфера” (А. Гумбольдт), “Техносфера” (А. И. Ферсман), “Пневматосфера” (П. В. Флоренский), “Семиосфера” (Ю. М. Лотман). Однако именно термин “ноосфера” оказался наиболее содержательным и перспективным.

Существует ли ноосфера, как объективное явление, или же это некая абстрактная игра ума? Отвечая на этот вопрос, сразу же надо разъяснить часто встречающееся недоразумение, связанное с тем, что в термин “ноосфера” разные авторы вкладывают различный смысл.

Ф. Т. Яншина, глубокий исследователь трудов В. И. Вернадского, выявила в его трудах ряд положений, характеризующих условия ноосферной организации процессов на Земле :

Заселение человеком всей планеты.
Резкое преобразование средств связи и обмена информацией.
Усиление связей, в том числе политических, между странами Земли.
Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
Расширение границ биосферы и выход в космос.
Открытие новых источников энергии.
Равенство людей всех рас и религий.
Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.
Свобода научной мысли и научного поиска от давления религиозных, философских и политических построений.
Эффективная система народного образования и жизнеобеспечения. Ликвидация возможности недоедания, голода и нищеты, сведение к минимуму болезней.
Разумное преобразование природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
Исключение войн из жизни общества.

Строение ноосферы
Ноосфера имеет трёхчастное строение:

Идеосфера
ИДЕОСФЕРА – совокупность всех типов мысли, созданных человечеством на протяжении нескольких тысячелетий его существования.

Ноосферное мировоззрение исходит из представлений об особой роли человека во Вселенной, как единственного (в плане современного научного видения) носителя разума, и стремится выработать формы диалога между людьми разных культурных традиций, национальностей, религиозных конфессий и гендерных отличий.

Оно опирается на

Источник

Учение о ноосфере для широкого круга читателей (1/3)

В ХХ столетии появилось и получило распространение учение о ноосфере – оболочке Земли, формируемой разумом человека.

Его всё ещё нельзя считать окончательно сформировавшимся и получившим статус общепринятой концепции, но интерес к этому учению растёт*.

Существуют различные понимания смысла термина «ноосфера». На обывательском уровне с этим понятием часто связывают представления о некоем мистическом «поле мыслей», «информационном континууме», из которого черпают свои знания экстрасенсы, с которым общаются шаманы и гадалки.

С научной точки зрения Ноосфера (сфера Разума) – это самая молодая (по меркам геологического времени) географическая оболочка, возникающая в процессе эволюции биосферы.

Понятие «географическая оболочка» было введено в науку русскими учёными. Пётр Иванович Броунов (18531927), физик и географ, ввёл понятие о «наружной оболочке Земли».

Андрей Александрович Григорьев (1883-1968) развил учение о «географической оболочке Земли», в которую входят литосфера (твёрдая оболочка), атмосфера (газовая оболочка), гидросфера (водная оболочка) и биосфера.

Представление о Биосфере, как географической оболочке Земли, связанной с деятельностью «живого вещества», было выдвинуто В.И. Вернадским в 1920-е годы, но получило общее признание лишь 50 лет спустя.

Биосфера является гораздо более сложной системой, чем неживые составляющие географической оболочки, и нужно было обладать гением Вернадского, чтобы осознать Биосферу не как множество живых организмов, а именно как целостную развивающуюся систему.

Идея о ноосфере – «сфере Разума», закономерно возникающей, как высшая стадия эволюции биосферы, также связана в первую очередь, с именем В.И.Вернадского. Ноосфера возникает на основе Биосферы с появлением Человека Разумного и становлением цивилизованного человечества, деятельность которого становится главным определяющим фактором развития планетарных процессов.

Ноосфера представляет собой эволюционирующую систему, она находится в становлении, и в наши дни вступает в новую фазу, связанную с объективно идущим процессом объединения всех народов в единое Человечество.

Мы будем говорить о ноосфере в первую очередь именно как о естественнонаучной концепции.

Наряду с термином «ноосфера» для обозначения всей совокупности процессов, связанных с разумной деятельностью человека на планете, предлагались также термины «интеллектосфера» (А. Гумбольдт), «антропосфера» (Д.Н. Анучин), «техносфера» (А.И. Ферсман), «пневматосфера» (П.В. Флоренский), «семиосфера» (Ю.М. Лотман).

Термин «ноосфера» оказался наиболее содержательным и перспективным.

Разум – Нус или Ноос (др.-греч. νοῦς – мысль, разум, ум) – одна из основных категорий античной философии; обобщение всех смысловых явлений и закономерностей в космосе и в человеке. В богословии Разум – одно из Имён Божиих, способность делать выбор в пользу Добра, а не Зла, и только следуя ему человек может оправдать горделивое, хотя и не вполне законное, имя «Homo sapiens». Именно дефицит разума в первую очередь является причиной «глобальных кризисов», а не проблемы, связанные с дефицитом ресурсов и энергии планеты Земля.

Существует ли ноосфера, как объективное явление, или же это некая абстракция? Отвечая на этот вопрос, нужно иметь в виду, что в термин «ноосфера» разные авторы вкладывают различный смысл.

В.И.Вернадский считал существование ноосферы «эмпирическим обобщением» и представлял её, как географическую оболочку земного шара, в которой основную роль играют превращения вещества, энергии и информации, связанные с деятельностью человека. Ноосфера связана с появлением на планете Homo sapiens faber («человек разумный созидающий», по определению А.Бергсона) и является предметом изучения, в первую очередь, естественных наук.

С эпохи промышленной революции XVIII века, наступил этап развития ноосферы, когда энергия деятельности человека стала сравнима с энергией таких стихий, как солнце, ветер, вода и горообразовательные процессы.

В связи с этим В.И.Вернадский писал: «Эволюционный процесс получает при этом особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу – научную мысль социального человечества. Мы как раз переживаем её яркое вхождение в геологическую историю планеты… Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу» (4, с.10). Вернадский был убеждён в том, что «создание ноосферы в её полном объёме будет осуществлено; рано ли, поздно ли, оно станет целью государственной политики и социального строя» (ibid., c.83).

Потребность в целостном мировоззрении особенно велика сегодня в связи с необходимостью объединения человечества для преодоления глобальных кризисов, связанных с деятельностью людей – экологического, энергетического, экономического и политического, а также угроз космического порядка, таких, как изменения климата и астероидная угроза.

В целостном ноосферном мировоззрении должны найти себе место как естественно-научный подход, дающий объективное представление о том, как устроен мир, так и религиозное отношение к миру, говорящее о смысле и цели человеческого существования во Вселенной, соединённое со свободным философским обсуждением всех проблем.

Люди, населяющие планету, мыслят по-разному, ве- рят в разное, в крайних случаях доводя свою веру до фанатизма, склонного решать мировоззренческие проблемы самым простым способом – уничтожая инакомыслящих.

Но все они являются людьми, носителями Разума, и объединение их в единое Человечество – это главная ноосферная проблема.

Конфликт Науки и Религии в Новое Время

В течении тысячелетий главным источником представлений о Вселенной, смысле человеческого существования и нравственных правилах поведения, освященных авторитетом священных книг, была религия. В Средние века в Европе к авторитету Библии был добавлен авторитет Аристотеля, языческую мудрость которого оказалось вполне возможным согласовать с Библией.

Однако, в XV веке между библейскими представлениями о строении Вселенной и открытиями науки, в первую очередь, географии, возникли очевидные противоречия. Хотя отцы Церкви, (напр. Василий Великий) опираясь на Аристотеля и Птолемея, имели представление о шарообразности Земли, в массах была более популярна картина, нарисованная в трактате монаха Косьмы Индикоплова: плоская тарелка, накрытая хрустальным куполом, по которому движутся Солнце, Луна и планеты, а звёзды прибиты к нему золотыми гвоздиками.

В России с XI до XVI века главным источником представлений о строении мира был «Шестоднев» Иоанна Болгарского.

В нём было восходящее к Аристотелю представление о шарообразности земли, а учение о плоской или какой-нибудь иной форме земли названо «языческой ложью».

Но, конечно, реальных представлений о размерах Вселенной и её иерархическом устройстве здесь не было.

Начало Нового Времени («Модерна») ознаменовано мощным изменением массового мировоззрения. В 1492 году Колумб открыл Америку*. Кругосветное плавание Магеллана (1519–1522) заставило окончательно отказаться от представлений о плоской земле. Однако, понимание того, что все мы обитаем на шаре вошло в массовое сознание далеко не сразу.

«Проблема антиподов» (как это они там ходят верх ногами и не падают?) тревожила умы обывателей в те времена не меньше, чем сегодня – парадоксы теории относительности, например «проблема близнецов». Следующий шаг – понимание того, что Земной шар не является центром Вселенной был ещё более трудным. В астрономии и географии властвовала геоцентрическая концепция Птолемея, согласно которой Солнце движется вокруг Земли.

Папа Климент VII вначале благожелательно отнёсся к учению Коперника, поскольку для предстоящей реформы календаря были нужны наблюдения Солнца и Луны, содержавшиеся в его книге, хотя некоторые епископы и выступили с критикой гелиоцентризма, как опасной богопротивной ереси.

Враждебно отнеслись к этой теории и протестанты. Мартин Лютер, обличавший Папство во множестве злоупотреблений, в отношении к научному мировоззрению был ярым ретроградом, а Жан Кальвин «отличился» сожжением Мигеля Сервета.

Интерес к учению Коперника в обществе пробудил философ и поэт, монах-доминиканец Джордано Бруно, увлекавшийся магией и высказывавший ряд еретических мыслей о Св. Троице. Он писал и говорил о множественности обитаемых миров в связи с учением Коперника и идеями кардинала-философа Николая Кузанского (1401-1464). который задолго до него писал о бесконечности Вселенной и даже о возможности разумной жизни на небесных телах.

Но представления Бруно о том, что звёзды – суть такие же солнца, как наше светило, что во Вселенной есть иные миры, населённые разумными существами, а также его пламенные еретические речи привели к тому, что один из его учеников написал на него донос в инквизицию. После семи лет пыток и тюрьмы Бруно был сожжен, как еретик, в 1600 году в Венеции на площади Цветов.

В этом же году в Прагу к знаменитому астроному Тихо де Браге прибыл Иоганн Кеплер, ставший его учеником.

В 1604 году мир потрясло появление яркой новой звезды (сегодня её называют «сверхновой Кеплера»).

Заинтересовавшись этим феноменом, Галилео Галилей (1564 – 1642) в 1609 году создал свой телескоп и направил его в небо. Он увидел горы на Луне, пятна на Солнце, доказал, что Млечный путь состоит из отдельных звёзд. Ярчайшим свидетельством в пользу идей Коперника были открытые им спутники Юпитера. Свои открытия Галилей описал в сочинении «Звёздный вестник», изданном во Флоренции в 1610 году. Книга вызвала сенсацию во всей Европе. В 1611 году он отправился в Рим, где познакомился с Папой Павлом V и кардиналами, показал им свой телескоп и встретил в целом благожелательный приём.

Однако, опубликованная им фраза из письма к аббату Кастелли: «ни одно изречение Писания не имеет такой принудительной силы, какую имеет любое явление природы» и книга «Письма о солнечных пятнах» (1613) в защиту системы Коперника вызвала ожесточение его врагов и доносы в инквизицию. В 1616 году католическая церковь запретила защищать гелиоцентрическую систему мира, «поскольку такое истолкование противоречит Писанию» (но этой моделью всё-же было разрешено пользоваться для расчётов движения планет).

Несмотря на запрет, в 1632 году Галилей опубликовал книгу «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой», после чего был вызван в Рим и в 1633 осуждён святейшей инквизицией «под сильным подозрением у сего Святого судилища в ереси, как одержимого ложною и противною Священному и Божественному Писанию мыслью, будто Солнце есть центр земной орбиты и не движется от востока к западу, Земля же подвижна и не есть центр Вселенной».

Лишь через три с лишним века Галилей был оправдан Римом. С 1979 по 1981 годы по инициативе Римского Папы Иоанна Павла II работала комиссия по реабилитации Галилея. 31октября 1992 года Папа Иоанн Павел II официально признал, что инквизиция в 1633 году совершила ошибку, силой вынудив учёного отречься от теории Коперника. 8

Несмотря на осуждение Галилея движение научной мысли продолжалось. Иоганн Кеплер, опираясь на многолетние наблюдения Тихо де Браге, показал, что планеты вращаются вокруг Солнца не по окружностям («сферам»), а по эллипсам (первый закон Кеплера). При этом Тихо де Браге и вслед за ним Кеплер опирались на «геогелиоцентрическую» систему, в которой Солнце вращалось вокруг Земли, а прочие планеты – вокруг Солнца. Это не вызывало возражений у Святейшей Инквизиции.

В 1686 году Ньютон сделал следующий шаг: он отверг представления об абсолютном «верхе» и «низе», связав эти понятия с силой тяготения, направленной в каждой точке земного шара к его центру, который в механике Ньютона не являлся уже центром Вселенной, как думал Аристотель, и развил представления о пространстве, в котором Солнце является одной из множества звёзд.

Так в Новое Время разошлись пути науки и тех, кто требовал буквального понимания текстов Библии. Рецидивы такого отношения к науке существуют и в наши дни, как в религиозных сектах, так и в Христианстве и Исламе. В ХХ веке в США возникло учение «научного креационизма», отвергающее представления об эволюции.

Способ, как творил создатель,

Что считал он боле кстати –

Знать не может председатель

Ограничивать так смело

Ведь такое, Миша, дело

Пахнет ересью отчасти!

Научная картина мира в XIX – начале XX века

Первым крупным мыслителем, писавшим об эволюции Вселенной, был Иммануил Кант. Он был уже не философом-схоластом, но имел глубокие знания в области естественных наук своего времени. Его труд «Естественная история земли и неба», изданный анонимно в 1755 году, ввёл в область научного изучения идею о становлении солнечной системы во времени.

Вклад Канта в научное мировоззрение высоко ценил В.И.Вернадский. Развитие астрономии убеждало в том, что наша планета – всего лишь ничтожная пылинка в невероятно огромной Вселенной. Казалось совершено невозможным поверить в то, что Космос как-то связан с существованием человека, а библейское утверждение об особой роли человека представлялось не более, чем фантазией древнего пастушеского племени.

Эти идеи оказали большое влияние на культуру Европы, получили широкое распространение в ХХ веке, гипнотизируют многих и сегодня, являясь основой мировоззренческого пессимизма. Заметим, что первое издание книги А.Шопенгауэра вышло в свет в 1818 году, но практически не привлекло внимания, и только третье издание в 1859 году вызвало интерес у европейских читателей. В науке в это время происходили важные и интересные события.

В 1852 в Англии Уильям Томсон (лорд Кельвин) высказал идею о возможности «тепловой смерти» Вселенной, а в 1865 в Германии Рудольф Клаузиус ввёл понятие об энтропии и сформулировал Второе Начало термодинамики, как утверждение о росте энтропии в замкнутых системах, из чего был сделан вывод о неизбежности «тепловой смерти Вселенной». Понимание этого тоже, конечно, немало способствовало мировоззренческому пессимизму.

Но история парадоксальна. Примерно в это же время в общественное сознание вошли представления о процессе эволюции жизни на Земле, идущей от простого к сложному, кричащим образом противоречащие идее о повсеместном росте энтропии, ведущем к разрушению материальных форм и деградации энергии. Этот парадокс долгое время тревожил умы естествоиспытателей и получил разрешение только во второй половине XX века.

В Германии после Канта появились философские системы Шеллинга и Гегеля, а вслед за ними – учения Фейербаха, Маркса и Энгельса.

Эти мыслители породили представление о человеке и человечестве, как случайных явлениях, смысл и цели которых определяются не их космическим значением, а в первую очередь социальными отношениями.

Эволюционные представления, несмотря на идеи Канта и Ламарка, оставались на периферии общественного сознания, пока не появился знаменитый труд Чарльза Дарвина (1809-1882) 12 «Происхождение видов» (1859). В нём была высказана выглядевшая весьма правдоподобно гипотеза о том, что движущей силой эволюции является случайная изменчивость и отбор наиболее приспособленных особей, выживших в борьбе за существование, но в целом эволюция не имеет ни цели, ни смысла…

Николай Фёдорович Фёдоров (1828– 1903) – уникальное явление на фоне мировоззренческого кризиса конца XIX века. Им восхищались многие, знавшие его, хотя он был скромным служителем Румянцевского музея. В.С.Соловьёв называл Фёдорова «дорогим учителем», признавая его учение «первым движением вперёд человеческого духа по пути Христову» 18

В отличие от тех христиан, которые забыли о космическом предназначении человека, полагая, что после грехопадения человек, подпав под власть первородного греха, утратил способность быть проводником божественных энергий в тварный мир, Фёдоров думал о том, как вернуть человека к исполнению его главной задачи – победе над смертью и воскрешению умерших отцов, видя в этом главный долг всех живущих. Только выполнив эту задачу человек сможет стать истинным хозяином Вселенной, садовником «ноосферного сада».

Здесь был изложен главный проект приближения к Царствию Божию, основанный на идее о преодолении «ненавистной розни мира сего». Мысль о регуляции природных процессов человеком центрирует всё направление «русского космизма», а проект Николая Фёдорова представляет первое представление о ноосферной организации общества.

Беспрецедентная работа по поиску, собиранию разрозненных сочинений Н.Ф. Фёдорова, анализу его трудов и составлению академических комментариев к четырёхтомному собранию сочинений проделана Светланой Григорьевной Семёновой (1941 – 2014) и её дочерью Анастасией Георгиевной Гачевой.

Благодаря их подвижническому труду имя Н.Ф. Фёдорова и его идеи стали известны многим культурным людям России. Светлана Семёнова выдвинула замечательную мысль о необходимости формирования «активно-эволюционного христианства», которое является сегодня важнейшей составляющей в ноосферном мировоззрении. Их усилиями создано Научно – Философское Общество им. Н.Ф.Фёдорова, в работе которого принимают участие как гуманитарии – философы, литературоведы, историки – так и представители естественных наук – физики, биологи, медики.

Развивая эти идеи, инженер-системолог Игорь Михайлович Борзенко (1933-2003) создал концепцию «Ноосферного гуманизма». 20 Её суть – противостояние Разума деструктивным стихиям мира. Разума, осознавшего свою роль в Космосе в качестве проводника Божественных Энергий, вплоть до соработничества с Богом в исполнении главного обетования христианства – в деле воскрешения мёртвых. Регуляция охватывает как внешний мир, тело человека, планету, Космос, так и его внутренний мир, сознание человека, а также общество, которое должно стать устроенным «по типу Троицы», а не на биологических звериных началах конкуренции.

С Н.Ф. Фёдоровым и идейно, и исторически связан другой яркий русский мыслитель, основоположник русской космонавтики Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935). Из его воспоминаний известно, что Н.Ф.Фёдоров руководил самообразованием Циолковского во время их встреч в Чертковской библиотеке в Москве в 1876-1867 годы.

«Он давал мне запрещённые книги. Потом оказалось, что это известный аскет, друг Толстого и изумительный философ и скромник» – писал Циолковский о Фёдорове в автобиографии. По его признанию, Фёдоров заменил ему университетских профессоров.

Если В.И.Вернадский говорил о человеке и человечестве как о мощной геологической силе, то «калужский мечтатель» видел его уже космической силой. Он писал о том, что мысль может оказаться фактором эволюции космоса, и объединенные в союзы разумные существа окажутся в состоянии влиять на развитие и устройство Вселенной и удовлетворять все разумные потребности развития человека и человечества.

Очень полезно понимать и помнить, что благодаря идеям Фёдорова и Циолковского Россия первой вышла в космос, открыв новую эру в эволюции ноосферы.

Их работы хорошо знал и ценил Сергей Павлович Королёв (1906 – 1966), главный конструктор ракетно-космической техники СССР, создатель первого Спутника и инициатор полёта Юрия Гагарина.

Всеобщее счастье и устранение всяких страданий – вот «категорический императив» космической этики К.Э.Циолковского, который должен действовать во Вселенной. Цель совершенствования разума во Вселенной – бессмертие и счастье носителей этого разума. Ноосферные идеи К.Э. Циолковского отличались от учения Вернадского ярко выраженной космической направленностью. Циолковский постоянно подчёркивал зависимость человеческого организма от космоса:

«Трудно предположить, чтобы какая-нибудь его часть не имела рано или поздно на нас влияние».

Идеи о влияния Космоса на психику и здоровье человека на основании изучения исторических и астрономических материалов развивал в своих работах Александр Леонидович Чижевский (18971964), биофизик, избранный почётным президентом I-го международного конгресса по биофизике в США в 1939 году, основатель ряда новых научных направлений гелиобиологии, аэроионификации, электрогемодинамики, изобретатель, философ, поэт, художник.

Он доказывал, что Солнце существенно влияет не только на биологические процессы на Земле, но и на социальные – войны, революции, кризисы. Был близко знаком с К.Э. Циолковским, и переиздал в 1924 году его работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (под новым названием «Ракета в космическом пространстве») разослав её зарубежным учёным и научным обществам. Чижевского вместе с Вернадским, Циолковским и Фёдоровым относят к естественнонаучному крылу «русского космизма»

В. И. Вернадский думал о ноосфере, как о планетной оболочке, а К.Э.Циолковский развивал представления о «космоноосфере» и «астроноосфере». Если космоноосфера – это развивающаяся в космосе сфера земного по своему происхождению разума, то астроноосфера – это уже объединение космоноосфер различного происхождения.

По Циолковскому, такое объединение должно возникнуть, «ибо этого требуют выгоды существ, если они зрелы, то разумны, а если разумны, то не станут сами себе делать зла». К.Э.Циолковский считал, что степень гуманности разума неразрывно связана с объединением, ведущим к достижению цели существования и развития разумных существ – всеобщему благу и счастью. Он верил в то, что, совершенствуя живые структуры и организмы, мы обеспечиваем и возрастающее счастье во Вселенной.

Объединения разумных существ во Вселенной оказываются, с этой точки зрения, космической силой эволюции материи. Эта идея вдохновила палеонтолога и писателя-фантаста И.А. Ефремова на описание «Великого Кольца» звёздных цивилизаций в романе «Туманность Андромеды». Выход в свет этого романа совпал по времени с первым полётом в Космос Юрия Гагарина…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *