учение о первоначале архе в философии досократиков
Проблема первоначала в философии досократиков
Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей Учения досократиков о первоначале обычно рассматривают как «наивный материализм»: подразумевается, что под водой, огнем и воздухом понимаются вещества, из которых происходит все существующее – т.е. являются первоосновой (первоначалом) из которой состоит мир, или архэ. Но, в то же время, досократики говорят о всеохватывающей душе, о том, что весь мир полон богов, что не согласуется с их «материалистическими» взглядами. Эту двойственность взглядов объясняют наивностью, тем, что досократики не смогли полностью отказаться от идеалистических взглядов на мир. Еще один подход связан с тем, что учения досократиков рассматриваются как «следы мысли», т.е. для того чтобы понять, что имеется в виду, нам нужно восстановить сам процесс мышления, продумать все заново, чтобы эти мысли стали частью нас самих. Иначе все, что было написано, является просто историческими фактами. Точно такой же подход использовал Гераклит, который специально облачал свои высказывания в форму афоризмов, чтобы изучающий их невольно восстанавливал ход мысли Гераклита.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Реферат по теме Проблема первоначала в философии досократиков. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
Кафедра «Гуманитарных дисциплин»
по теме: Проблема первоначала в философии досократиков. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
Выполнил: студент группы ЭУП-181
Проверил: Ст.пр. Шевчик О.В.
Могилев 2019
Содержание
1.Проблема первоначала в философии досократиков. 3
2.Концепция атомизма Левкиппа и Демокрита. 7
Список использованных источников 11
1.Проблема первоначала в философии досократиков.
Учения досократиков о первоначале обычно рассматривают как «наивный материализм»: подразумевается, что под водой, огнем и воздухом понимаются вещества, из которых происходит все существующее – т.е. являются первоосновой (первоначалом) из которой состоит мир, или архэ. Но, в то же время, досократики говорят о всеохватывающей душе, о том, что весь мир полон богов, что не согласуется с их «материалистическими» взглядами. Эту двойственность взглядов объясняют наивностью, тем, что досократики не смогли полностью отказаться от идеалистических взглядов на мир.
Еще один подход связан с тем, что учения досократиков рассматриваются как «следы мысли», т.е. для того чтобы понять, что имеется в виду, нам нужно восстановить сам процесс мышления, продумать все заново, чтобы эти мысли стали частью нас самих. Иначе все, что было написано, является просто историческими фактами. Точно такой же подход использовал Гераклит, который специально облачал свои высказывания в форму афоризмов, чтобы изучающий их невольно восстанавливал ход мысли Гераклита.
Что же является первоначалом всего (архэ)?
Фалес говорит о том, что все есть вода. Анаксимандр называет первоначалом Апейрон. Апейрон — понятие древнегреческой философии, означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. Апейрон у Анаксимандра является основой мира и существует в вечном движении. Это бескачественная материя; всё возникло путём выделения из апейрона противоположностей. Анаксимен избирает первоначалом воздух, Гераклит – огонь, Ксенофан – землю. Насколько противоречат друг другу эти учения? Конечно, в качестве первоначала каждый раз выступают разные элементы, однако, если отвлечься от их «вещественности», окажется, что они не слишком спорят между собой. Последовательно изучив эти учения, мы получим цельную картину того, чем же является бытие, какими характеристиками оно обладает.
Под водой, огнем, воздухом и землей здесь понимаются не вещества, а стихии, первоэлементы. Этот взгляд вполне обоснован, так как досократики появляются в конце периода, когда преобладающим видом мышления было мифологическое мышление, более того, они открывают период, когда появляется рациональное мышление. Для людей этого времени вполне естественным был язык символов.
В мифологии вода тесно связана с моментом сотворения мира. Это и первоначальный хаос, и «влажное небо» Уран, который, вступая в брак с землей, Герой, порождает все сущее. Кроме того, вода передает идею «разлитости» первоначала во всем, что существует.
Воздух в греческой традиции связан с душой, так как именно присутствие воздуха в живых существах делает их живыми. В момент смерти воздух, как и душа, покидает тела животных и людей. Воздух безграничен, он заполняет все пространство. Все сущее находится в воздухе. Огонь передает идею постоянного движения, постоянных количественных и качественных изменений.
Единственным первоначалом, которое выходит из ряда элементов, является Апейрон как исключительно умопостигаемое; как нечто, лишенное качеств вещества (такая связь, тем не менее, присутствует в остальных первоэлементах). Интересно то, что исторически Апейрон появляется не как финал развития представлений о первоначале, а сразу после того как Фалес рассматривал в качестве первоначала воду, т.е. Апейрон как бы подчеркивает невещественность воды Фалеса.
Таким образом, последовательно изучая учения досократиков о первоначале, мы встречаемся со всеми стихиями, которые существовали у древних греков, и, кроме того, с Апейроном, означающим неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество.
Досократики традиционно подразделяются на представителей ионийской философии (Милетская школа), италийской философии (пифагорейцы, элеаты) и атомистов.
Милетская школа – первая наивно-материалистическая школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом (6 в. до н. э.). Название получила по имени г. Милет в Ионии (западное побережье Малой Азии). Милетская школа знаменовала начало древнегреческой философии: милетские философы поднялись выше видимости и за многообразием явлений усмотрели некую отличную от них сущность вещей («первоначало»). Рассматривая мир как живое целое, Милетская школа не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим и признавала за неодушевлёнными предметами лишь меньшую степень одушевлённости (жизни); сама же одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.
Милетская школа оказала большое влияние на дальнейшее развитие материалистической мысли Древней Греции.
Одним из течений философии досократиков была Пифогорейский саюз италийской философии
Выходцем с греческого Востока был Пифагор с острова Самос, который Пифагор вынужден был покинуть из-за тирании Поликрата. По совету, якобы Фалеса Пифагор отправляется в Египет, где учится у жрецов, затем в качестве пленного (в 525 г. до н.э. Египет был захвачен персами) оказался в Вавилонии, где также учился у жрецов; есть свидетельство, что Пифагор обучался и у индийских мудрецов. После 34 лет обучения Пифагор возвращается в «Великую Элладу», в город Кротон, где и основывает Пифагорейский союз как научно-философское и этико-политическое общество единомышленников.
2.Концепция атомизма Левкиппа и Демокрита.
Согласно учению Демокрита, бытие состоит из атомов, а небытие из пустоты. Атомы — это мельчайшие тела, не имеющие качеств. Атомы неделимы и различаются по форме, порядку и положению. Они находятся в непрестанном движении в пустоте. В концепции Демокрита атом рассматривался одновременно и как материальная причинасуществования вещей (архе), и как их сущность, эйдос, т.е. вещь, не видимая зрением, но постигаемая умом.
Из атомов состоит как всё материальное, так и нематериальное, например, душа.
Анализируя первоисточник также можно сказать, то одновременно Демокрит признает вечность Вселенной во времени и бесконечность её в пространстве. Также можно сказать о бесчисленной количестве миров во Вселенной и что они не вечны: «…и они имеют начало и конец во времени».
Также можно отметить, что Демокрит горит о том, что «…ничего не возникает из небытия…», т.е. он подразумевает что всё истинно, даже пустота истинна, хоть как и не парадоксально Демокрит считал пустоту небытиём. Атомы и пустота представляется единственной реальностью, началом Вселенной.
Пустота является неотъемлимой частью Вселенной, так как её существование даёт возможность атомам двигаться. Атомы же находятся постоянно в движении. Движение позволяет атомам создавать более сложные составляющие Вселенной, как то: воздух, земля, вода, огонь.
Демокрит видел природу разнородной, находящейся в непрерывном движении. Признавая пустоту он говорит о прерывности материи, о том что материя не является чем-то однородным. Это противоречило воззрениям элеатов, для которых природа была однородна, неподвижна и непрерывна.
Концепция атомизма, основы которой были заложены Левкиппом, и которая в дальнейшем была развита Демокритом в целую систему атомистического материализма – явилась величайшим достижением научной мысли древнего мира и одним из показателей мощи теоретического мышления. Разумеется, что представления древних философов об атоме как неделимой и простой материальной частице носили наивный характер, но для того времени это была гениальная догадка о строении материи, которая была экспериментально подтверждена лишь через два с лишним тысячелетия.
Демокрит создал целостную теорию природы благодаря тому, что все без исключения явления трактовал как материальные, именно поэтому он был назван «отцом материализма». Ранняя философия всю без исключения реальность трактовала как материальную, но, однако, материю понимала одухотворенной. Ранняя философия не умела объяснить мир как исключительно материальное творение, это смог сделать только Демокрит. Этим и определяется его место в истории материализма.
Роль атомистов в философии, прежде всего, состояла в том, что:
1) была создана рационально-эмпирическая программа исключительно в рамках теории причинности;
2) создана теория атомов, простая, объясняющая огромное количество явлений и имеющая неоспоримые преимущества перед другими теориями материи;
3) сформулирована теория субъективности чувственных качеств;
4) создана наиболее полная во всей античности система материалистической философии.
Продолжая традицию поисков первоначала всего сущего, Демокрит ввел представление о том, что мир состоит из бытия и небытия. Даже боги согласно Демокриту, не являются исключением: они также состоят из атомов, но из особо прочных, однако не настолько, чтобы делать богов бессмертными.
Своеобразное учение Демокрита об умопостигаемых атомах как основе мира привело его к идее о существований, форм человеческого познания – чувственного и рассудочного. Причем предпочтение он отдавал истинному, рассудочному познанию.
Таким образом Демокрит впервые в истории античной философии разработал учение о познании, двух его основных формах.
Вместе с тем в философии Демокрита проявились и некоторые слабые стороны представляемого им материалистического направления. Наиболее серьезным недостатком был упрощенный, чисто количественный, механический подход к пониманию устройства мира.
Философское учение об атомообразном строении мира и атоме, как предельной, далее неделимой элементарной частице продержалось вплоть до конца 19 века атом считался дискретной и неизменной сущности материи, «первичных кирпичиков» мировоздания.
Философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которой объясняют лишь отдельные фрагменты реальности. По сути, философия созидается вопросом, обращенным к реальности в целом: что есть начало всех вещей? Предмет философии – бытие, реальность как целое. Бытие, в свою очередь, может открыться только через уяснение первоначала всех вещей
Список использованных источников
1.Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 3-е изд. – М.: Культура и спорт, Юнити-ДАНА, 2004. – 584 с.
2.Проблема первоначала в философии досократиков.
Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей [1].
Учения досократиков о первоначале обычно рассматривают как «наивный материализм»: подразумевается, что под водой, огнем и воздухом понимаются вещества, из которых происходит все существующее – т.е. являются первоосновой (первоначалом) из которой состоит мир, или архэ. Но, в то же время, досократики говорят о всеохватывающей душе, о том, что весь мир полон богов, что не согласуется с их «материалистическими» взглядами. Эту двойственность взглядов объясняют наивностью, тем, что досократики не смогли полностью отказаться от идеалистических взглядов на мир.
Еще один подход связан с тем, что учения досократиков рассматриваются как «следы мысли», т.е. для того чтобы понять, что имеется в виду, нам нужно восстановить сам процесс мышления, продумать все заново, чтобы эти мысли стали частью нас самих. Иначе все, что было написано, является просто историческими фактами. Точно такой же подход использовал Гераклит, который специально облачал свои высказывания в форму афоризмов, чтобы изучающий их невольно восстанавливал ход мысли Гераклита.
Что же является первоначалом всего (архэ)?
Фалес говорит о том, что все есть вода. Анаксимандр называет первоначалом Апейрон, Анаксимен избирает первоначалом воздух, Гераклит – огонь, Ксенофан – землю. Насколько противоречат друг другу эти учения? Конечно, в качестве первоначала каждый раз выступают разные элементы, однако, если отвлечься от их «вещественности», окажется, что они не слишком спорят между собой. Последовательно изучив эти учения, мы получим цельную картину того, чем же является бытие, какими характеристиками оно обладает.
Под водой, огнем, воздухом и землей здесь понимаются не вещества, а стихии, первоэлементы. Этот взгляд вполне обоснован, так как досократики появляются в конце периода, когда преобладающим видом мышления было мифологическое мышление, более того, они открывают период, когда появляется рациональное мышление. Для людей этого времени вполне естественным был язык символов.
В мифологии вода тесно связана с моментом сотворения мира. Это и первоначальный хаос, и «влажное небо» Уран, который, вступая в брак с землей, Герой, порождает все сущее. Кроме того, вода передает идею «разлитости» первоначала во всем, что существует.
Воздух в греческой традиции связан с душой, так как именно присутствие воздуха в живых существах делает их живыми. В момент смерти воздух, как и душа, покидает тела животных и людей. Воздух безграничен, он заполняет все пространство. Все сущее находится в воздухе. Огонь передает идею постоянного движения, постоянных количественных и качественных изменений.
Единственным первоначалом, которое выходит из ряда элементов, является Апейрон как исключительно умопостигаемое; как нечто, лишенное качеств вещества (такая связь, тем не менее, присутствует в остальных первоэлементах). Интересно то, что исторически Апейрон появляется не как финал развития представлений о первоначале, а сразу после того как Фалес рассматривал в качестве первоначала воду, т.е. Апейрон как бы подчеркивает невещественность воды Фалеса.
Таким образом, последовательно изучая учения досократиков о первоначале, мы встречаемся со всеми стихиями, которые существовали у древних греков, и, кроме того, с Апейроном, означающим неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество.
Досократики традиционно подразделяются на представителей ионийской философии (Милетская школа), италийской философии (пифагорейцы, элеаты) и атомистов.
Милетская школа оказала большое влияние на дальнейшее развитие материалистической мысли Древней Греции.
Одним из течений философии досократиков была Пифогорейский саюз италийской философии
Выходцем с греческого Востока был Пифагор с острова Самос, который Пифагор вынужден был покинуть из-за тирании Поликрата. По совету, якобы Фалеса Пифагор отправляется в Египет, где учится у жрецов, затем в качестве пленного (в 525 г. до н.э. Египет был захвачен персами) оказался в Вавилонии, где также учился у жрецов; есть свидетельство, что Пифагор обучался и у индийских мудрецов. После 34 лет обучения Пифагор возвращается в «Великую Элладу», в город Кротон, где и основывает Пифагорейский союз как научно-философское и этико-политическое общество единомышленников.
Мелисс Самосский, младший современник Зенона, также отстаивал учение Парменида и пытался примирить элейскую и ионийскую школу, однако на нем элейская школа пресеклась. Элеаты первыми сформулировали метафизическую проблему бытия и становления, а через софистов и атомистов их влияние продолжалось вплоть до Платона и Аристотеля.
Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления [1].
Проблема первоначала в философии досократиков. Атомизм Демокрита
Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей.
Учения досократиков о первоначале обычно рассматривают как «наивный материализм»: подразумевается, что под водой, огнем и воздухом понимаются вещества, из которых происходит все существующее – т.е. являются первоосновой (первоначалом) из которой состоит мир, или архэ. Но, в то же время, досократики говорят о всеохватывающей душе, о том, что весь мир полон богов, что не согласуется с их «материалистическими» взглядами.
Что же является первоначалом всего (архэ)?
Фалес говорит о том, что все есть вода. Анаксимен избирает первоначалом воздух, Гераклит – огонь, Ксенофан – землю. Насколько противоречат друг другу эти учения? Конечно, в качестве первоначала каждый раз выступают разные элементы, однако, если отвлечься от их «вещественности», окажется, что они не слишком спорят между собой. Под водой, огнем, воздухом и землей здесь понимаются не вещества, а стихии, первоэлементы. Этот взгляд вполне обоснован, так как досократики появляются в конце периода, когда преобладающим видом мышления было мифологическое мышление, более того, они открывают период, когда появляется рациональное мышление. Для людей этого времени вполне естественным был язык символов.
В мифологии вода тесно связана с моментом сотворения мира. Это и первоначальный хаос, и «влажное небо» Уран, который, вступая в брак с землей, Герой, порождает все сущее. Воздух в греческой традиции связан с душой, так как именно присутствие воздуха в живых существах делает их живыми. В момент смерти воздух, как и душа, покидает тела животных и людей. Огонь передает идею постоянного движения, постоянных количественных и качественных изменений.
Концепция атомизма Левкиппа и Демокрита.
Первоосновой всего сущего в концепции атомизма Левкиппа и Демокрита считается атом. Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых и разнообразных частичек — атомов, движущихся в пустоте.
Атомы неделимы и не поддаются никакому воздействию вследствие своей абсолютной твёрдости. Из атомов состоит как всё материальное, так и нематериальное, например, душа.
Демокрит признает вечность Вселенной во времени и бесконечность её в пространстве. Также можно сказать о бесчисленной количестве миров во Вселенной и что они не вечны: «…и они имеют начало и конец во времени».
Демокрит видел природу разнородной, находящейся в непрерывном движении. Признавая пустоту он говорит о прерывности материи, о том что материя не является чем-то однородным.
Демокрит создал целостную теорию природы благодаря тому, что все без исключения явления трактовал как материальные, именно поэтому он был назван «отцом материализма».
Роль атомистов в философии, прежде всего, состояла в том, что:
1) была создана рационально-эмпирическая программа исключительно в рамках теории причинности;
2) создана теория атомов, простая, объясняющая огромное количество явлений и имеющая неоспоримые преимущества перед другими теориями материи;
3) сформулирована теория субъективности чувственных качеств;
4) создана наиболее полная во всей античности система материалистической философии.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.)
Проблемы первоначала в античной философии досократическго периода
милетская школа философии (Фалес, Анаксимен, Анакси-мандр);
пифагорейская школа (Пифагор, Филолай);
элейская школа (Парменид, Зенон Элейский);
философия Гераклита из г. Эфеса;
философия Демокрита из г. Абдеры.
Идея первоначала, идея всеобщего Философия начиналась с поиска! рационального ответа на вопрос, поставленный еще в мифологии, — о происхождении мира. Найденное философами решение заключалось в идее первоначала.
Новизна идеи состояла в том, что первоначало как первооснову (то, из чего все состоит) и как первопричину всего сущего искали не вне природы, а в ней самой. Первые философы стремились выделить всеобщее в самих вещах, что указывало на переход к рациональному, теоретическому постижению мира.
Борьба противоположностей: Гераклит Своими диалектическими идеями прославился философ Гераклит (535—470 до н.э.) из Эфеса. Для выражения изменчивости, подвижности и силы первоначала Гераклит использует образ огня:
Этот космос, один, и тот же для всего сущего, не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим.
При этом изменения в мире вовсе не хаотичны, а подчинены определенному порядку — логосу. Логос — необычайно многозначное понятие греческой философии. Оно означает закон, разум, идею, порядок, судьбу. Гераклит использует понятие «логос» для выражения упорядоченности, закономерности хода вещей в мире, направляемого внутренним источником — борьбой противоположностей.