учение о цвете и форме и иттена кратко
Основы дизайна: Теория цвета
В рамках серии статей “По стопам школы дизайна Баухауз”, мы знакомимся с основами дизайна. В данной заметке рассматриваем теорию цвета.
Физика цвета
Иоханнес Иттен – преподаватель Баухауза в начале прошлого века – очень много времени посвятил изучению цвета. Результатом многолетних исследований стала книга “Искусство цвета”, в которой он детально рассматривает все аспекты теории цвета. О некоторых из них мы и поговорим в этом разделе.
В 1676 году Исаак Ньютон провёл эксперимент с расщеплением светового луча при помощи призмы, в результате которого он смог получить 7 чётко выраженных цветов: красный (длина волны 800-650 н/м), оранжевый (640-590 н/м), желтый (580-550 н/м), зелёный (530-490 н/м), голубой (480-460 н/м), синий (450-440 н/м), фиолетовый (430-390 н/м).
После этого учёный пропустил полученный спектр через собирательную линзу и получил белый цвет.
Своим экспериментом сер Ньютон смог доказать, что белый цвет состоит из всех цветов, отсутствие света ведёт к отсутствию цвета, а чёрный цвет – это полное отсутствие цвета.
Также он выяснил, что у предметов нет цвета. Когда предмет освещается светом, он поглощает часть световых волн, а остальные отражает (в зависимости от своих физических свойств). Отраженные световые волны являются цветом предмета.
На этом базовый курс физики света окончен. Подробнее о формировании цвета можно почитать на Википедии.
Теория цвета Иоханнеса Иттена
Если равномерно смешать первичные цвета между собой, то мы можем получить зелёный, фиолетовый и оранжевый. Эти цвета называются вторичными. Они размещаются во второй ряд цветового круга.
Далее, смешивая основные цвета с вторичными, мы получаем третичные цвета: желто-зелёный, желто-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зелёный, красно-оранжевый.
Первичные и вторичные цвета соприкасаются с внешним цветовым кольцом, в который включаются промежуточные третичные цвета. В результате получаем завершенный цветовой круг.
Как использовать цветовой круг
Есть несколько основных схем подбора цветов при помощи цветового круга:
Иногда использование несочетаемых цветов даёт очень неожиданные результаты. Поэтому полагайтесь на правила, но не забывайте экспериментировать!
Из серии основы дизайна
Рекомендуем ознакомиться с другими статьями из серии “Основы дизайна. По стопам школы дизайна Баухауз”:
На вкус и цвет: Иоханнес Иттен
11 ноября родился швейцарский художник и теоретик искусства Иоханнес Иттен (1888 —1967). Искусствовед Ксения Бандорина рассуждает о том, почему теория цвета эксцентричного преподавателя Баухауса определила развитие моды и дизайна на столетие вперед
Неоспоримая внутренняя связь цвета и формы — красного с квадратом, синего с кругом, а желтого с треугольником — кажется, существовала вечно. И даже модная в наше время тенденция в плоскостной раскраске стен, которую демонстрируют сегодня в своих работах самые актуальные дизайнеры, основана именно на этих постулатах. В том же, что они приобрели такое значение к 100-летию Баухауса, есть своя закономерность.
Именно Иоханнес Иттен (Johannes Itten), педагог, автор цветового форкурса в знаменитой школе, сформулировал логичный и структурированный подход к использованию цвета в дизайне.
Он писал: «Если вы, не зная законов цвета, способны создавать шедевры, то ваш путь заключается в этом незнании. Но если вы, не зная этих законов, не способны создавать шедевры, то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний».
Созданный в Баухаусе цветовой конструктор служил не только функциональным нуждам производства, но и в духе времени обращался к внутренней энергетике потребителя — в 1920–1930-е годы различные виды оккультизма, эксперименты с гипнозом и спиритизм были на пике моды. Собственно, учебник Иттена «Искусство цвета» открывается и завершается ссылками на индийские Веды, а сами занятия студентов по цветоведению в Баухаусе начинались сеансом медитации для созерцания гармонии мира.
Согласно теории Иттена, все цвета делятся на две базовые группы: хроматические (локальные цвета солнечного спектра) и ахроматические (белый и черный, а также все расположенные между ними оттенки серого).
Особенности этих цветовых отношений помогают понять 7 типов контрастов, которые и сформулировал Иттен: по цвету, по светлоте, по цветовой температуре, по насыщенности, по контрасту дополнительных цветов, по занимаемой площади и по симультанному контрасту.
Сейчас это кажется таким очевидным, что мы не задумываемся о том, что учению Иттена чуть меньше ста лет. Смелость современного дизайнера, использующего эти правила, будь то Доротея Мейлихзон (Dorothée Meilichzon), Татьяна фон Штейн (Tatiana von Stein) или Гейл Нунан (Gayle Noonan), конечно же, подпитана успешными экспериментами таких легенд дизайна и искусства, как Пит Мондриан (Piet Mondriaan), Ив Сен-Лоран (Yves Saint-Laurent), Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass).
Так почему же сегодня снова на слуху эта система? Прошло 60 лет — и это определенный культурологический цикл, новый виток переосмысления моды середины прошлого века. Проверим: Иттена от Лорана отделяет столько же лет, сколько легендарную цветовую коллекцию кутюрье от сегодняшнего дня.
Бренды-трендсеттеры, такие как Vitra, Cassina, cc-tapis и др., в дизайне своих стендов на ведущих международных выставках и в своих коллекциях активно используют прием колор-блокинга — ярких и контрастных цветовых сочетаний. Сильные, вызывающие, активные, как манифест группы Memphis в 1980-х, монохромные цветовые выкрасы стен можно встретить сегодня и в дизайне интерьеров, в первую очередь, бутиков, кафе, салонов. Работы Индии Мадави (India Mahdavi), студии Sella Concept и Хайме Айона (Jaime Hayon) — красочное тому подтверждение.
Прием, казалось бы, прост, но позволяет решать множество задач, помимо создания wow-эффекта. Во-первых, это быстро, что важно для любого интерьерного обновления. Во-вторых, это универсальный способ зонирования пространства — он понятен для всех посетителей на интуитивном уровне: каждая зона имеет свой цвет.
А 100% простые несмешанные цвета (именно их применяют в колор-блоке) идеально формируют настроение — массовое увлечение психологией цвета в интерьере последние несколько сезонов стало главным инструментом дизайнеров и декораторов. Многие пошли дальше и экспериментируют со сложными оттенками цветов, что радикально отличается от теории цвета Баухауса, а вместо модернистской ясности пространства приобретают современную эмоциональность, а порой — драматизм.
«Искусство цвета»: оптические эффекты, которые работают в дизайне
Подробный гайд по теории цвета Иоханнеса Иттена.
Иоханнес Иттен — швейцарский художник, теоретик искусства и педагог, который получил всемирную известность благодаря своему курсу в школе Баухаус. В 1961 году он впервые опубликовал книгу «Искусство цвета», до сих пор не потерявшую своей актуальности.
Самое популярное изобретение Иттена — цветовой круг, с помощью которого можно находить хорошие сочетания. Но это лишь часть его теории — дизайнеру важно уметь не только правильно подбирать цвета, но и учитывать в своей работе оптическое воздействие цвета.
Публикуем основы теории из книги «Искусство цвета». Из материала вы узнаете:
Редактор. Пишет про дизайн, редактирует книги, шутит шутки, смотрит аниме.
Цветовое воздействие
Цвет всегда используется в контексте. Иттен считает, что мозг может по-настоящему воспринимать цвета только с помощью сравнений и контрастов. Например, светло-серый квадрат на белом фоне кажется тёмным, а на чёрном — светлым. Этот эффект Иттен и называет цветовым воздействием:
Цвета не будут искажаться, если они обладают сильной контрастностью. Во всех остальных случаях они будут казаться ярче или тусклее.
Когда цвет и впечатление от него (его воздействие) не совпадают, цвет производит диссонирующее, подвижное, нереальное и мимолётное впечатление. Факт превращения материальной данности формы и цвета в виртуальную вибрацию даёт художнику возможность выразить то, чего нельзя передать словами.
Субъективное отношение к цвету
Хотя Иттен и придумал системную теорию цвета, он считал очень важными и субъективные цвета — те цвета, которые кажутся гармоничными конкретному человеку.
Субъективные цвета показывают, как художник чувствует, какой у него характер и образ мысли. Например, с помощью них Винсент ван Гог и Жорж де ла Тур выражали свои эмоции и то, как они смотрят на окружающий мир. Но найти эти цвета не так просто:
Многие люди не желают никому показывать, каковы они на самом деле. Люди, профессионально работающие с цветом, часто с большими мучениями находят свой «субъективный вариант». Иногда упражняющиеся в этой работе реализуют только свои пожелания — они пишут дополнительными цветами или цветами, интересными с точки зрения моды, вместо того чтобы отразить в них себя.
Субъективные цвета не отменяют объективные законы цвета. Если дизайнер решит сделать для лапши пакет с синими горошинами, с большой вероятностью продукт никто покупать не станет — хотя дизайнеру и нравятся синие горошины, они не подходят для оформления упаковки лапши.
Также субъективные цвета помогают дизайнерам понять, смогут ли они справиться с задачей клиента или нет. Особенно если речь идёт о модной одежде, в которой цвет всегда был очень важен:
Если модные цвета не совпадают с субъективными предпочтениями того или иного дизайнера, то потребуются колоссальные усилия, чтобы создать то, что требует мода.
Контраст
Контраст — чётко выраженные различия двух цветов. Органы чувств людей обрабатывают информацию через сравнение: чтобы понять, что линия длинная, рядом с ней должна быть короткая. Так же работает и контраст цветов.
Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единствен в своём роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.
Иттен выделяет семь типов цветовых контрастов:
Контраст по цвету
Иттен называет этот тип контраста самым простым — художник использует достаточно удалённые по спектру цвета, чтобы добиться контраста между ними. С помощью этого приёма можно выразить любое чувство: от радости до горя.
На этом примере между собой контрастируют базовые цвета Иттена: красный, синий и жёлтый. Такой контраст создаёт впечатление пестроты, силы, решительности:
Но как только художник начинает отходить от базовых цветов, их контраст становится слабее. Хотя даже из дополнительных цветов можно составить выразительную цветовую композицию:
Хорошим примером здесь может служить женский портрет «Янтарное ожерелье», написанный Анри Матиссом чистыми цветами — красным, жёлтым, зелёным, синим, красно-фиолетовым, белым и чёрным. Эти сочетания служили ему выразительной характеристикой молодого, живого и умного существа.
Контраст светлого и тёмного
Противоположности светлых и тёмных цветов имеют основополагающее значение в природе. Использование белого и чёрного — базовое и наиболее выразительное средство обозначения тени и света. Оттенки серого могут казаться как светлыми, так и тёмными, в зависимости от окружения.
Создать контраст светлого и тёмного можно и остальными цветами. Согласно теории Иттена, самый светлый из них — жёлтый, а самый тёмный — фиолетовый:
Чистый, насыщенный жёлтый цвет весьма светел. Насыщенный, сугубо синий цвет очень тёмен, а светлые синие — блёклые и ослабленные. Только достаточно тёмный красный цвет может излучать свою силу, а осветлённый до уровня чистого жёлтого теряет её.
Когда художник работает с контрастом светлого и тёмного, он старается выдержать его в двух, трёх или четырёх основных тональностях. У разных частей картины могут быть тональные различия, но в главных группах их важно сделать согласованными и понятными, чтобы композиция не потеряла организованность, ясность и силу.
Как пример демонстрации принципа контраста светлого и тёмного Иттен рекомендует среди прочих работу Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом»:
Контраст холодного и тёплого
Согласно теории Иттена, самый тёплый цвет — красно-оранжевый, а самый холодный — сине-зелёный. Эти цвета Иттен называет полюсами контраста холода и тепла:
Остальные цвета спектра в контрасте тёплого и холодного работают так же, как оттенки серого в контрасте светлого и тёмного. В зависимости от окружения они могут восприниматься как теплее, так и холоднее:
Такой контраст часто использовали при работе над религиозными сюжетами и оформлением храмов. Например — витражи Шартрского собора основаны на символическом контрасте красного и синего, а благодаря солнечному свету их цвета постоянно разные:
Контраст холода и тепла применялся не только в религиозных работах:
Импрессионисты открыли, что холодный синий цвет неба и воздуха постоянно контрастирует с тёплыми оттенками солнечного света, выполняя роль теневых цветов. Очарование картин Моне, Писсарро и Ренуара заключается зачастую именно в необыкновенной игре модуляций холодных и тёплых цветов.
Ещё один пример использования контраста холодного и тёплого — картина Моне «Лондон, парламент, эффект солнца в тумане»:
Контраст дополнительных цветов
Дополнительные цвета — те, которые при смешивании дают оттенок серого. Например, жёлтый и фиолетовый, жёлто-оранжевый и сине-зелёный, красно-фиолетовый и жёлто-зелёный:
Дополнительные цвета на картинах не теряют интенсивность рядом друг с другом, а их композиция получается статически стойкой.
С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета. Старые мастера добивались столь цветного серого, например, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали противоположный ему или же покрывали первый цветовой слой тончайшим слоем дополнительного к нему цвета.
Пример использования контраста дополнительных цветов — картина Ян ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена»:
Симультанный контраст
Симультанный цвет — тот, который мы видим на стыке двух цветов. В книге Иттен приводит пример упражнения: внутри цветного пространства есть серый квадрат, в котором наш глаз начинает видеть оттенки дополнительного цвета к основному:
Такой эффект помогает художнику вызвать у зрителя чувство возбуждения и интереса, так как один и тот же цвет будет казаться разным каждую секунду. Один из способов избежать симультанного контраста — подмешать цвет фона в дополнительный объект:
Существует множество цветовых задач, при которых симультанные контрасты нежелательны. Несколько лет тому назад мой посетитель — директор одной ткацкой фабрики, выпускающей текстиль для галстуков, в отчаянии обратил моё внимание на несколько сот метров дорогого галстучного шёлка, которые не продавались потому, что чёрная полоса на красном фоне казалась не чёрной, а зелёной, а это вызвало ощущение беспокойной вибрации.
Пример использования симультанного контраста — картина Ван Гога «Ночное кафе»:
Контраст по насыщенности
Помогает художникам выделять главный объект композиции. Изображения ниже дают представление о том, как насыщенные цвета выделяются на фоне блёклых:
Блёклые цвета — главным образом серые — кажутся живыми благодаря окружающим их чистым цветам. Это можно наблюдать, если на одной части «шахматной доски» в каждом втором квадрате разместить нейтральный серый цвет, а в промежуточных квадратах разместить чистые, насыщенные цвета той же светлоты, что и серый. Тогда мы увидим, что серый цвет приобретёт некоторую живость, в то время как находящиеся рядом с ним хроматические цвета покажутся менее насыщенными и относительно ослабленными.
Пример использования симультанного контраста — картина Жоржа де Латура «Новорождённый»:
Контраст по площади цветовых пятен
Контраст можно выразить не только оттенком цвета, но и его количеством в композиции. Для гармонии Иттен предлагает пользоваться шкалой цветовой светлоты Гёте, но учтите, что они приблизительны, поэтому в работе ориентируйтесь на глаз.
Уровень светлоты цветов по шкале Гёте: фиолетовый — 3, синий — 4, зелёный — 6, красный — 6, оранжевый — 8, жёлтый — 9.
Соотношения светлоты некоторых пар дополнительных цветов:
На эти данные можно опираться при создании композиции на основе цветовых пятен. Следует учитывать, что чем светлее цвет, тем меньше места он должен занимать. Например, жёлтому можно уделить лишь одну четвёртую всего пространства композиции с фиолетовым:
Красный и зелёный обладают равной светлотой и в одинаковых пропорциях создают устойчивое сочетание. Но если красный представить в минимальном количестве, по закону симультанного контраста он будет больше привлекать к себе внимание:
Благодаря применению двух усиливающих друг друга контрастов можно придать картине необыкновенную живость и редчайшую цветовую экспрессию. Здесь проявляется исключительная особенность контраста по площади цветовых пятен — его способность изменять и усиливать проявление всех других контрастов. В разделе, посвящённом контрасту светлого и тёмного, уже немного говорилось о цветовом пропорционировании. Но в сущности именно только контраст по площади в полном смысле является контрастом пропорций.
Пример использования контраста по площади — картина Питера Брейгеля Старшего «Падение Икара»:
Форма и цвет
Как и цвет, форма обладает своей выразительностью. Поэтому Иттен соотнёс базовые цвета с основными геометрическими фигурами, у которых совпадают их выразительные характеристики.
Квадрат — неподвижная материя, красный цвет.
Треугольник — символ мысли, жёлтый цвет.
Круг — вечное движение духа, синий цвет.
Правила образования вторичных цветов можно применить и к форме. Например, форма оранжевого цвета — трапеция, а форма фиолетового цвета — овал. То же и с субъективностью — Иттен считал, что каждому человеку нравится какая-то своя форма.
Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздействие которой определяется главным образом цветом, должна строиться на подчинении формы цвету, а картина, в которой художник придаёт главное значение форме, в своём цветовом решении должна идти от формы.
В качестве примера работы с формой Иттен советует посмотреть на разных художников. Например — европейские:
Маттиас Грюневальд стремился к объективности в цвете и форме.
Конрад Витц объективен в цветах, но субъективен в форме.
Винсент ван Гог субъективно работал и с цветами, и с формой.
Выразительность цвета
Иттен считал, что каждым цветом можно выразить эмоцию: ярость, очарование, восхищение, страсть. При этом одни и те же цвета в зависимости от контекста воспринимаются по-разному: голубая синева моря очаровывает нас, но если в этот цвет выкрасить помещение, оно будет казаться жутким.
В качестве примера Иттен приводит времена года. У художников каждое из них соотносится с определённым цветом:
Весна — жёлтый, светло-розовый, светло-голубой.
Лето — зелёный, синий, красный.
Осень — коричневый и фиолетовый.
Зима — холодные, глубокие и прозрачные цвета.
Суждение «приятный — неприятный» не может быть основой правильного и правдивого колористического решения. Более приемлемыми будут критерии, которые возникают в том случае, когда наши суждения относительно каждого отдельного цвета исходят из оценки общей цветовой гаммы. С позиции четырёх времён года это означает, что для каждого из них нам следует находить те цвета в цветовом шаре, которые в целом ясно выражают его характер.
Также Иттен даёт эмоциональные определения основным цветам своего спектра:
Жёлтый — самый светлый из всех цветов, символизирует разум и познание. Если жёлтый начинает терять свою яркость, он начинает ассоциироваться с завистью, предательством, двуличием, безумием.
Красный — обладает мощной яркостью, символизирует духовную любовь. В зависимости от оттенка и окружения легко меняет свой характер. Например, красно-оранжевый — войны и демонический мир, пурпурно-красный — светская и духовная власть.
Синий — пассивный и всегда холодный, символизирует веру. Если он заметен, то вызывает ощущение страха и печали, но вместе с тем указывает путь к чему-то духовному. Синий на лиловом фоне кажется отчуждённым и слабым, а на красно-оранжевом — сохраняет свою чистоту.
Впечатления и душевные переживания художника могут быть очень интенсивны и велики, но если с самого начала работы над произведением он не выберет из всей цветовой гаммы основной, нужной для него группы, то конечный результат может оказаться сомнительным. Поэтому подсознательное восприятие, интуитивное мышление и позитивные знания должны составлять одно целое, чтобы из многообразия доступных нам возможностей выбрать истинные и правильные.
Обложка: Paula Stockmar / Wikimedia / Polina Vari для Skillbox Media