учение об ангелах в православии

Ангел-Хранитель

А́нгел-Хранитель – Ангел, при­став­ля­е­мый Богом к чело­веку при кре­ще­нии для охраны от зла и помощи в добрых делах.

учение об ангелах в православии. Смотреть фото учение об ангелах в православии. Смотреть картинку учение об ангелах в православии. Картинка про учение об ангелах в православии. Фото учение об ангелах в православии

Кому и когда даёт Бог Ангела-Хра­ни­теля?

Ангел-Хра­ни­тель даётся Богом чело­веку в Таин­стве Кре­ще­ния: «Тем, кото­рые спо­до­би­лись кре­ще­ния и воз­но­сятся на высоту доб­ро­де­те­лей, даны от Бога Ангелы, забо­тя­щи­еся о них и содей­ству­ю­щие им. В этом уве­ряет нас Гос­подь, когда гово­рит, что есть Ангелы-Хра­ни­тели у вся­кого, кто верует в Него» (преп. Ана­ста­сий Синаит).

Некре­ще­ный чело­век нахо­дится под вла­стью падших духов – демо­нов. Ангел-Хра­ни­тель пре­бы­вает рядом с веру­ю­щим хри­сти­а­ни­ном, если только мы не про­го­ним его гре­хов­ными делами, поскольку «как дым раз­го­няет пчел, так и грех про­го­няет от нас Ангела-Хра­ни­теля» (свт. Васи­лий Вели­кий).

Что значит День Ангела?

Бытует мнение, что Ангел Хра­ни­тель есть святой, имя кото­рого мы носим. Отсюда, мол, име­нины и назы­ва­ются днем Ангела. Это явное заблуж­де­ние. Оно легко опро­вер­га­ется утрен­ним пра­ви­лом: одна молитва обра­щена к Ангелу-Хра­ни­телю – совер­шенно другая – свя­тому, во имя кото­рого крещен хри­сти­а­нин».

Уча­стие Ангела Хра­ни­теля в жизни хри­сти­а­нина

Если бы не было Анге­лов-Хра­ни­те­лей и настав­ни­ков у людей добрых, бла­го­че­сти­вых, тогда демоны истре­били бы весь род чело­ве­че­ский, – если бы, то есть, Гос­подь попу­стил им делать что им угодно с людьми: ибо злоба бесов к людям без­мерна и зависть их к чело­веку не имеет пре­де­лов, ибо чело­век сотво­рен по образу Божию и пред­на­зна­чен к насле­дию вечной жизни на место падших анге­лов» (святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский).

Близ­кие и род­ствен­ные людям по духов­ной своей при­роде и по мило­стиво пре­муд­рому назна­че­нию Божию, Ангелы вообще и Ангелы-Xра­ни­тели в осо­бен­но­сти при­ни­мают живое и дея­тель­ное уча­стие в нашей судьбе. Ангелы-Xра­ни­тели делают для нас все, что служит к истин­ному нашему благу и спа­се­нию. Неви­димо пре­бы­вая при нас посто­янно, они, руко­вод­ствуя нас ко спа­се­нию, не только по нашему жела­нию таин­ственно настав­ляют нас на все доброе и полез­ное, не только воз­но­сят наши молитвы к Богу, но еще и сами от себя охра­няют и защи­щают нас от врагов види­мых и неви­ди­мых и хода­тай­ствуют за нас пред Богом. Поэтому-то Пра­во­слав­ная Цер­ковь и учит нас почи­тать и при­зы­вать в молит­вах наших Анге­лов-Xра­ни­те­лей, как бли­жай­ших духов­ных наших настав­ни­ков и покро­ви­те­лей. Но, как назна­ча­е­мого к чело­веку в неви­ди­мые настав­ники, охра­ни­тели и защит­ники Самим Богом, част­ного имени каж­дого Ангела-Xра­ни­теля в отдель­но­сти мы не знаем, и так как Ангел-Xра­ни­тель есть добрый дух, не живший чело­ве­че­ской земной жизнью, то Пра­во­слав­ная Цер­ковь не может назна­чать каж­дому Ангелу-Xра­ни­телю отдель­ного дня обще­ствен­ного вос­по­ми­на­ния его святой бла­го­тво­ри­тель­ной, духов­ной жизни, а обя­зы­вает нас обра­щаться к его покро­ви­тель­ству и защите частно, в домаш­них еже­днев­ных наших молит­вах.

Молитвы Ангелу-Хра­ни­телю

Тро­парь, глас 6:
Ангеле Божий, / хра­ни­телю мой святый, / живот мой соблюди во страсе Христа Бога, / ум мой утверди во истин­нем пути, / и к любви горней уязви душу мою / да тобою направ­ля­ема / получу от Христа Бога велию милость.

Кондак, глас 4:
Явися мне мило­серд, / святый Ангеле Гос­по­день, хра­ни­телю мой, / и не отлу­чайся мене сквер­наго, / но про­свети мя светом непри­кос­но­вен­ным / и сотвори мя достойна Цар­ствия Небес­наго.

Из утрен­него молит­вен­ного пра­вила:
«Святый Ангеле, пред­стояй ока­ян­ной моей души и страст­ной моей жизни, не остави мене, греш­наго, ниже отступи от мене за невоз­дер­жа­ние мое. Не даждь места лука­вому демону обла­дати мною насиль­ством смерт­наго сего телесе; укрепи бед­ству­ю­щую и худую мою руку и настави мя на путь спа­се­ния. Ей, святый Ангеле Божий, хра­ни­телю и покро­ви­телю ока­ян­ныя моея души и тела, вся мне прости, ели­кими тя оскор­бих во вся дни живота моего, и аще что согре­ших в пре­шед­шую нощь сию, покрый мя в насто­я­щий день, и сохрани мя от вся­кого иску­ше­ния про­тив­наго, да ни в коем гресе про­гне­ваю Бога, и молися за мя ко Гос­поду, да утвер­дит мя в страсе Своем, и достойна пока­жет мя раба Своея бла­го­сти. Аминь».

Из вечер­него молит­вен­ного пра­вила:
«Ангеле Хри­стов, хра­ни­телю мой святый и покро­ви­телю души и тела моего, вся ми прости, елика согре­ших во днеш­ний день: и от вся­каго лукав­ствия про­тив­наго ми врага избави мя. да ни в коемже гресе про­гне­ваю Бога моего: но моли за мя греш­наго и недо­стой­наго раба, яко да достойна мя пока­жеши бла­го­сти и мило­сти Все­свя­тыя Троицы и Матере Гос­пода моего Иисуса Христа, и всех святых, аминь».

Канон Ангелу-Хра­ни­телю
Канон Ангелу-Хра­ни­телю обычно про­чи­ты­ва­ется нака­нуне При­ча­ще­ния.

АНГЕЛ-ХРА­НИ­ТЕЛЬ

Ангелы-Хра­ни­тели – это слу­жи­тели нашего спа­се­ния, так что мы не оди­ноки в нашей земной жизни, в наших трудах ради спа­се­ния своей бес­смерт­ной души. Мы твёрдо знаем, что с нами наши помощ­ники, охра­ня­ю­щие нас от все­воз­мож­ных бед, встре­ча­ю­щихся на жиз­нен­ном пути, и от заслу­жен­ного каждым из нас гнева Божия. Наш Ангел-Хра­ни­тель – это бес­ко­нечно любя­щее нас суще­ство. Он любит нас всей пол­но­той своей любви. А любовь его велика, и дей­ствие её сильно, так как, созер­цая Бога, он видит вечную Любовь, кото­рая желает нашего спа­се­ния.

Наш Ангел-Хра­ни­тель – это как бы вторая наша мать. Он имеет о нас такое же попе­че­ние, и даже боль­шее. Мать про­яв­ляет о нас особую заботу, пока мы в мла­ден­че­ском и дет­ском воз­расте. Ангел же наш Хра­ни­тель с момента нашего кре­ще­ния и до послед­них дней жизни явля­ется забот­ли­вым нашим дето­во­ди­те­лем. И, если мы сами не оттолк­нём его от себя во время нашей земной жизни, он пове­дёт нашу душу и на покло­не­ние Богу, когда насту­пит время раз­лу­читься душе с телом.

Наши Ангелы-Хра­ни­тели могу­ще­ственны и своими лич­ными доб­ле­стями, могу­ще­ственны и силою, полу­чен­ною ими от Бога, могу­ще­ственны и молит­вами, кото­рые они вос­сы­лают за нас к Все­выш­нему Богу.

Всё, что есть в нас доб­рого, чистого, свет­лого: всякая хоро­шая мысль, всякое доброе дви­же­ние сердца, наша молитва, пока­я­ние, добрые дела – всё это в нас рож­да­ется и совер­ша­ется по вну­ше­нию незри­мого нашего Ангела-Хра­ни­теля. Дей­ствуя через нашу совесть и наше сердце, это он, наш Ангел, удер­жи­вает нас от греха и соблазна, это он помо­гает нам бороться с иску­ше­ни­ями, это он вну­шает нам страх пред тяжким гре­хо­па­де­нием.

Данный нам Ангел-Хра­ни­тель – это как бы рас­ши­рен­ная и рас­кры­тая наша совесть. Он всеми силами стре­мится спасти нас, и мы не имеем права мешать ему в этом. Мы должны помо­гать ему в его уси­лиях спасти нас. Мы должны про­сить его, чтобы он обо­га­тил наш ум оби­лием святых мыслей, укре­пил в нас навык к бла­го­че­сти­вым раз­мыш­ле­ниям. Мы обя­заны любить его как стар­шего и силь­ного нашего брата. А на самом деле мы так часто забы­ваем о нём, не молимся ему, гре­хами своими оскорб­ляем его свя­тыню, а он вновь и вновь про­яв­ляет свою заботу о нас. Он хода­тай­ствует за нас пред мило­сер­дием Божиим, он умо­ляет Бога о наших нуждах, и Отец Небес­ный нико­гда не отка­жет ему в его прось­бах.

Но почему Ангелы Божии про­яв­ляют такое попе­че­ние о людях?

Во-первых, потому что они слу­жи­тели Божии и полу­чили от Бога пове­ле­ние охра­нять и спа­сать людей. Во-вторых, они сами явля­ются тво­ре­ни­ями Божи­ими, и к ним так же, как и к людям, отно­сятся слова: Будьте мило­серды, как и Отец ваш мило­серд ( Лк.6:36 ). Они пони­мают это и ста­ра­ются, под­ра­жая своему Творцу и Богу, про­яв­лять и своё мило­сер­дие, и своё дол­го­тер­пе­ние к людям..

Какую радость достав­ляет им спа­сать души, кото­рые Хри­стос иску­пил Своею Кровию и кото­рые (с их помо­щью) будут вместе с ними раз­де­лять их славу и их бла­жен­ство!

Если бы мы были хоть немного более чут­кими, мы заме­тили бы, как забот­ливо наш Ангел-Хра­ни­тель помо­гает нам вер­нуться через пока­я­ние на путь спа­се­ния. Он не только побуж­дает нас к рас­ка­я­нию, но он и обе­щает напом­нить нам все наши грехи, все жиз­нен­ные ошибки и оплош­но­сти.

Наши Ангелы-Хра­ни­тели, послан­ники к нам от Бога, бес­пре­пят­ственно и быстро совер­шают путь от Бога к нам и от нас к Богу (лишь бы дела наши не мешали этому). Они исхо­дят от Бога к нам, чтобы при­не­сти нам Его бла­го­дать; они же и вос­хо­дят от нас к Богу, чтобы пере­дать Ему наши молитвы и бла­го­да­ре­ния.

Как же близок должен быть каж­дому из нас наш Ангел-Хра­ни­тель! Какое дове­рие мы должны питать к нему! Ему мы при жизни можем пове­дать самые сокро­вен­ные тайны своей души. Те тайны, кото­рые мы не дове­рили бы самым близ­ким людям. И это потому, что в Ангеле-Хра­ни­теле мы видим самого муд­рого в сове­тах, самого бес­ко­рыст­ного в любви и помощи, неж­ного в при­вя­зан­но­сти к нам, попе­чи­тель­ного в наших нуждах.

Из книги «Ангел молитвы»

Ангела-Хра­ни­теля у Гос­пода просим

aрхи­епи­скоп Воло­ко­лам­ский Пити­рим

Во имя Отца и Сына и Свя­того Духа!

Сего­дня, братия и сестры, мы совер­шаем празд­но­ва­ние в честь Архи­стра­тига Божия Миха­ила и прочих Небес­ных Сил бес­плот­ных. В вели­ча­нии празд­ника, именуя Архан­ге­лов и Анге­лов, Херу­ви­мов и Сера­фи­мов, сла­вя­щих Гос­пода, мы вспо­ми­наем среди прочих Небес­ных Сил бес­плот­ных и нашего Ангела-Хра­ни­теля. Заду­ма­емся о том, как легко нам раз­мыш­лять над при­ме­рами святых, при­ме­рами из Свя­того Еван­ге­лия и полу­чать нази­да­ние и как трудно посто­янно обра­щаться с молит­вой к тому, кто ближе всех к нам, кто посто­янно бдит о нашем спа­се­нии, раз­мыш­лять и бесе­до­вать о святых Анге­лах.

Много лет я совер­шаю службу Божию в храме. Сколько за эти годы совер­шено молеб­нов святым угод­ни­кам Божиим, к кото­рым наши при­хо­жане обра­ща­ются и с молит­вен­ной бла­го­дар­но­стью, и с прось­бой о бла­го­дат­ной помощи, сколько про­чи­тано запи­сок о здра­вии, о спа­се­нии, о боля­щих… И бук­вально еди­ничны просьбы совер­шить моле­бен Ангелу-Хра­ни­телю. А ведь святой Ангел-Хра­ни­тель неот­ступно пре­бы­вает с нами. Как и все Ангелы, слуги Божии, он постав­лен слу­жи­те­лем нашего спа­се­ния. Заду­ма­емся над этим, братия и сестры, вспом­ним пример из Свя­того Еван­ге­лия.

Одна­жды уче­ники про­сили Гос­пода: Научи нас молиться ( Лк.11:1 ), и Гос­подь в Своей про­по­веди оста­вил всем нам свя­щен­ную молитву, кото­рую каждый из нас знает на память. В ней есть слова: Отче наш, Сущий на Небе­сах… да будет воля Твоя и на земле, как на Небе ( Лк.11:2 ). Мы просим Бога, чтобы Его святая воля, испол­ня­е­мая бес­пре­ко­словно и в пол­ноте свя­тыми Анге­лами на Небе­сах, так же испол­ня­лась нами здесь, на земле.

Гос­подь также сказал окру­жав­шим Его людям: Смот­рите, не пре­зи­райте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небе­сах всегда видят Лице Отца Моего Небес­ного ( Мф.18:10 ). Значит, мень­шие, сми­рен­ные имеют наи­боль­шее дерз­но­ве­ние пред Богом, потому что их Ангелы-Хра­ни­тели непре­станно хода­тай­ствуют пред Лицом Божиим о них. Если не будете как дети, то есть не будете «мень­шими», не вой­дете в Цар­ствие Небес­ное. Еще Нико­дим, мудрый старец, учи­тель народа иудей­ского, спро­сил Гос­пода Иисуса Христа: неужели второй раз родиться нужно для того, чтобы войти в Цар­ство Небес­ное? Хри­стос отве­тил ему с упре­ком: ты – учи­тель Изра­и­лев и не можешь понять, что нужно воз­ро­диться духом, чтобы войти в Цар­ство Небес­ное ( Ин.3:3-11 ). И вот теперь, братия и сестры, соеди­ним в одно эти три при­мера. Итак, мы молимся, мы хотим, чтобы здесь, на земле, было так, как в Цар­ствии Небес­ном. Но Гос­подь гово­рит, что в Цар­ство Небес­ное войдут только те, кто упо­до­бятся «мень­шим», а это значит, нужно воз­ро­диться, как бы родиться вновь, стать столь же чистыми, столь же искрен­ними, как дети. Тот, кто придет в это состо­я­ние, полу­чит вели­кое дерз­но­ве­ние пред Богом хода­тай­ствами своего Ангела-Хра­ни­теля.

Наши цер­ков­ные обычаи предо­став­ляют одно очень нази­да­тель­ное сви­де­тель­ство. В древ­но­сти, когда постри­гали в мона­ше­ство, давали скруг­лен­ную, обле­га­ю­щую голову инока шапочку, напо­до­бие такой, какую носят дети. Ныне только в оде­я­нии Пат­ри­арха Мос­ков­ского, так назы­ва­е­мом куколе, сохра­нена эта древ­няя тра­ди­ция. Именно мона­ше­ское пока­я­ние ста­но­вится сви­де­тель­ством вто­рого рож­де­ния, именно такое оде­я­ние, кото­рое при­выч­нее видеть на детях, явля­ется внеш­ним выра­же­нием того, что прежде всего необ­хо­димо стя­жать чистый и мирный дух. И пусть никто из нас не может ска­зать, что достиг такого состо­я­ния, но каждый должен пом­нить, что мы при­званы обре­сти его. И потому мы молимся: Ангела мирна, верна, настав­ника, хра­ни­теля душ и телес наших, у Гос­пода просим.

Дважды во время Литур­гии, когда совер­ша­ется вели­кое свя­щен­ное Таин­ство Евха­ри­стии, мы просим об этом. За вечер­ней и утре­ней, во время домаш­ней утрен­ней и вечер­ней молитвы мы просим, чтобы Гос­подь дал нам Ангела-Хра­ни­теля. Для чего? Для того, чтобы нам вто­рично родиться, чтобы в душе нашей были мир и незло­бие, чистота и радость и чтобы эти чув­ства про­яв­ля­лись искренно, непо­сред­ственно от сердца. И вот тогда, братия и сестры, молитва наша: да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли, – будет сильна, Гос­подь услы­шит ее. Помо­лимся же сейчас рев­ни­телю и гроз­ному хра­ни­телю Пре­стола Божия Архи­стра­тигу Миха­илу, всем незри­мым Силам бес­плот­ным и прежде всего нашему Ангелу-Хра­ни­телю, чтобы даны были нам чистое сердце, мирный дух, пла­мен­ная креп­кая вера. Аминь.

Журнал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии. 1986. № 1. С. 41–42.

Если про­бу­дишься раньше поло­жен­ного часа, то, не обле­няся, востани и немного помо­лись Богу твоему и свя­тому, воз­бу­див­шему тя, Хра­ни­телю. Веруй же точно, что Хра­ни­тель твой воз­буж­дает тебя на это, посему ты и не должен лениться. Помо­лись, дабы ты не ото­гнал его от себя, а, помо­лясь, снова воз­ляжи, творя молитву до при­кос­но­ве­ния сна.
прп. Вар­со­но­фий Оптин­ский

Источник

Беседа об ангельском мире

8 апреля (26 марта по ст. стилю), в отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Церковь празднует собор Архангела Гавриила. Для нас это повод задуматься об ангельских силах и их значении в нашей жизни. Мы ведем беседу с кандидатом богословия, доцентом Сретенской духовной семинарии, доцентом СПбГУ диаконом Владимиром Василиком.

учение об ангелах в православии. Смотреть фото учение об ангелах в православии. Смотреть картинку учение об ангелах в православии. Картинка про учение об ангелах в православии. Фото учение об ангелах в православии
Белый ангел. Фреска монастыря в Милешево, Сербия. XIII в. Фрагмент

— Дорогой отец Владимир, поздравляем вас с праздником архангела Гавриила. В этот день хотелось бы услышать ответы на некоторые вопросы, связанные с ангельским миром. Когда, по мнению Церкви, были сотворены ангелы Божии?

— Благодарю за поздравление и, в свою очередь, поздравляю читателей портала Православие.Ru с этим праздником. Большинство святых Отцов считали, что ангельские силы сотворены до создания вещественного мира. Эту мысль они выводили из слов «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).

Несомненно лишь одно: весь ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,— все Им и для Него создано» (Кол.1:16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства, власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Одноименный трактат, известный под именем Дионисия Ареопагита, говорит о том, что небесная иерархия состоит из девяти чинов — серафимов, херувимов, престолов, господств, сил, властей, начал, архангелов и ангелов. Высшие чины, по словам автора трактата, передают божественный свет низшим чинам, а те — людям. Иерархия создана для того, чтобы небесные силы заботились друг о друге и о людях. В завершение отметим, что весомым аргументом в пользу того, что ангелы сотворены до появления людей, является рассказ об искушении сатаной под видом змия первых людей.

— Тут как раз возникает вопрос: а кто такой сатана и откуда взялись бесы?

— Естественно, зло не имеет самостоятельного источника бытия. Собственно говоря, зла как самостоятельной сущности нет, а есть лишь искажение добра. Замечательно сказал один старец: «И бесы по существу своему не злы, а злы лишь в той мере, в какой они не суть». Соответственно, бесы это — «беглые» ангелы, точнее — ангелы-предатели, изменившие своему Творцу и Благодетелю Богу, своеобразные коллективные иуды.

«Коноводом» в их предательстве явился сатана. Слово «сатана» означает противник, супостат, противник на суде. Достаточно странными являются попытки некоторых ученых назвать его «противоречащим», так сказать, оппонентом Бога.

Кем был сатана до своего грехопадения? — Лучше всего об этом сказал святой пророк Иезекииль: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все,, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез.28:13-15).

В чем же состояло беззаконие этого «помазанного херувима», который носил имя Люцифер (Светоносец), или Денница? — В зависти к Богу и властолюбии, желании поставить себя выше Его. Вот как об этом говорит святой пророк Исаия: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: “Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”». (Ис.14:12-13). Сатана смог увлечь за собой треть ангелов Божиих, именно так толкуются слова Откровения о том, что Дракон своим хвостом смел с неба третью часть звезд. И в этот решающий момент против Люцифера выступил верный Архангел, который воскликнул: Кто как Бог (Кто подобен Богу)? Поэтому он и получил имя «Михаил» (по еврейски Ми ка Эль — кто как Бог?). Он смог повести за собой верных ангелов на духовную войну против сатаны и его споспешников. Об этой битве повествует Откровение: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9). И об этом же говорит святой пророк Исаия: «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: “Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой”» (Ис.14:15-16).

— В связи с низвержением демонов встает вопрос, могут ли они покаяться.

— Не могут. И не с точки зрения Божественной благости, а с точки зрения собственной развращенности. По учению святых Отцов, демоны настолько закоренели во грехе, что назад им возврата нет. В связи с этим можно напомнить один случай, происшедший до революции. Одного священника вызвали отчитывать бесноватого, и ему удалось вызвать беса на прямой разговор. Злой дух с похвалой рассказывал о битве между сатаной и архангелом Михаилом: «Сам господин дрался». Священник ему заметил: «Что пользы? Вы связаны в аду и будете мучимы на Суде». Бес ответил: «Это еще нескоро будет». Священник ему посоветовал: «Ты обратись ко Господу, покайся». Бес ответил: «Он меня не примет». Священник стал его убеждать, что Бог может простить всех. В ответ бес гордо ответил: «Ни за что. Мы еще поборемся с Ним».

— а можно ли молиться за бесов?

— Лучше всего об этом говорит преподобный Варсонофий Оптинский: «Исаак Сирин — единственный святой, который молился о бесах. Но как молится? Можно молиться, чтобы Господь уменьшил их муки, ослабил по неизреченной Своей милости. Затем, что можно святому великому, того нельзя нам. Все птицы высоко летают, но выше всех орел; подобно орлу святой Исаак парит между святыми. Нам же молиться за бесов опасно.

Знаю одну начальницу общины. Она молилась за бесов. Я предостерегал ее. Она не послушалась и продолжала. Вскоре бесы стали являться ей и благодарить за молитвы о них. Последствием всего этого было то, что она пала с одной сестрой своей общины однополым грехом, стали заниматься спиритизмом с этой же сестрой. Конечно, обе они ушли из общины. Смотрите, как же плохо она кончила».

Иными словами, нельзя поддаваться ложной жалости к бесам и молиться за них, не имя для этого духовных сил. Добавим, что и за людей не всех можно молиться. Можно привести пример из сравнительно недавнего прошлого. В 1920-х годах один монах Новоафонского монастыря вздумал было молиться за В.И. Ленина. Он едва остался в живых и в здравом уме: ночью к нему явился Ленин (или бес в его обличье) и стал душить, приговаривая: «Я просил тебя за меня молиться? Ты зачем мучаешь меня?»

— А есть ли у бесов, как считают многие, власть над миром?

— Нет у них никакой власти над миром. В заклинательных молитвах при Святом Крещении говорится дьяволу: «Убойся. Изыди и познай свою силу, ниже на свиниях власть имущую».

— А почему тогда дьявол именуется князем мира сего?

— А что такое «мир» в евангельском и святоотеческом понимании? Преподобный Исаак Сирин говорит: «Миром называю я страсти, рождающиеся от развлечения ума». Соответственно, дьявол есть князь над страстями. И над теми, кто рабствует этим страстям. Но опять-таки — лишь до поры до времени — сколько ему отпущено Господом для исправления и вразумления тех, кто еще способен исправиться и вразумиться. От противного.

— Вернемся к благим ангелам. Почему они не могут упасть?

— Естественно, он не рождается с нами. Искони ангелам вверено служение охранять человека и помогать в борьбе со злом. Классический пример: ангел — спутник Товии, о котором рассказано в книге Товита.

Фактом ветхозаветного и новозаветного откровения является то, что ангела-хранителя может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Господа и избавляет их» (Пс.33:8) В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая нас быть «как дети» (Мф.18:3), указывал, что благодаря чистоте и непорочности детей их ангелы пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца Небесного» (Мф.18:10).

И естественно, что ангел-хранитель переходит от человека к человеку после окончания первым его жизненного пути.

В силу нашей тесной связи с ангелом-хранителем мы должны постоянно молиться ему и призывать его помощь и содействие на нашем жизненном пути. И да поможет нам Бог быть чутким к его тихому увещающему гласу, наставляющему нас ко спасению.

Источник

Ангелы: девять чинов. Инфографика

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Согласно православному вероучению, Бог сотворил не только видимый мир, но и мир невидимый, духовный. Что мы знаем о мире «Сил небесных»?

Ангел (греч. вестник, посланник) — духовное, невидимое существо, которое, как и человек, сотворено Богом и обладает личным бытием. В отношениях между человеком и Богом ангелы выполняют служебную роль: они возвещают людям волю Божию.

По учению Православной Церкви все ангелы (Небесные Силы) делятся на три лика. В свою очередь, каждый лик подразделяется еще на три. Такое деление основано на двух принципах: степени приближенности к Богу и типу служения.

Первый лик

Серафимы

Перевод: Ивр., гр. — горящие, огненные, пламенеющие;

Упоминание: Ис 6:2

учение об ангелах в православии. Смотреть фото учение об ангелах в православии. Смотреть картинку учение об ангелах в православии. Картинка про учение об ангелах в православии. Фото учение об ангелах в православии

Шестикрылые ангелы, наиболее приближенные к Богу. Свое название получили от той пламенной любви, которую имеют к Своему Создателю.

Херувимы

Перевод: Ивр. керубим — умы, распространители познания и мудрости;

учение об ангелах в православии. Смотреть фото учение об ангелах в православии. Смотреть картинку учение об ангелах в православии. Картинка про учение об ангелах в православии. Фото учение об ангелах в православии

Четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их главное служение — просвещение.

Престолы

учение об ангелах в православии. Смотреть фото учение об ангелах в православии. Смотреть картинку учение об ангелах в православии. Картинка про учение об ангелах в православии. Фото учение об ангелах в православии

Образно, на них восседает Господь Бог, как на престоле, и вершит Свой суд.

Как учит Церковь, степень святости и приближенности этих чинов к Богу настолько высока, что достичь ее больше не может никто. Лишь только Божия Матерь (будучи человеком) сподобилась этой славы, как воспевает об этом Церковь: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».

Второй лик

Господства

учение об ангелах в православии. Смотреть фото учение об ангелах в православии. Смотреть картинку учение об ангелах в православии. Картинка про учение об ангелах в православии. Фото учение об ангелах в православии

Являются незримыми наставниками поставленных от Бога земных властей, правителей. Также помогают человеку укрощать свои страсти, владеть ими.

учение об ангелах в православии. Смотреть фото учение об ангелах в православии. Смотреть картинку учение об ангелах в православии. Картинка про учение об ангелах в православии. Фото учение об ангелах в православии

Наделены особой властью совершать чудеса, ниспосылают эту благодать праведникам и угодникам Божиим.

Власти

учение об ангелах в православии. Смотреть фото учение об ангелах в православии. Смотреть картинку учение об ангелах в православии. Картинка про учение об ангелах в православии. Фото учение об ангелах в православии

Обладают властью укрощать силу падших ангелов, а также повелевают стихиями.

Третий лик

Начальства (Начала)

учение об ангелах в православии. Смотреть фото учение об ангелах в православии. Смотреть картинку учение об ангелах в православии. Картинка про учение об ангелах в православии. Фото учение об ангелах в православии

Наделены правом повелевать законами вселенной, природы, а также оберегают народы и страны.

Архангелы

Упоминание: Откр 12:7 и др.

учение об ангелах в православии. Смотреть фото учение об ангелах в православии. Смотреть картинку учение об ангелах в православии. Картинка про учение об ангелах в православии. Фото учение об ангелах в православии

Начальники ангелов. Учителя и провозвестники воли Божией для человека, передатчики Откровения.

Особое место в ангельской иерархии занимают архангелы архистратиги Небесных воинств. К ним относятся архангелы Михаил и Гавриил и еще пять архангелов — Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным архангелом, покровителем всего небесного воинства.

Ангелы

Упоминание: Откр 1:7 и др.

учение об ангелах в православии. Смотреть фото учение об ангелах в православии. Смотреть картинку учение об ангелах в православии. Картинка про учение об ангелах в православии. Фото учение об ангелах в православии

Наиболее близки к человеку, являются проводниками воли Божией, а также хранителями, защитниками. В данном случае словом ангел обозначается именно чин Небесных Сил.

В более широком смысле этим словом называется представитель любого чина вообще, без конкретики.

Ангел-хранитель

Ангел, который незримо приставляется при крещении к конкретному человеку, чтобы молиться за него перед Богом и оберегать от зла.

Господь Бог всегда слышит мольбу матери или бабушки о исцелении ребенка?

Хотелось-бы узнать об отпавших ангелах, кем они были до падения, что делали и так далее?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *