учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов

Ответы на шесть острых вопросов директора о повышении квалификации учителей в 2019 году

учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Смотреть фото учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Смотреть картинку учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Картинка про учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Фото учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов

Чтобы повысить квалификацию педагогов вашей школы, вам придется в марте выбрать, на какие курсы их отправить. Для этого определите форму, длительность и место обучения. Также проверьте программу развития школы и лицензию организации, которая будет учить педагогов.

Вопрос 1. Об отказе педагога от курсов

Вправе ли педагог отказаться от курсов повышения квалификации?

Нет, не вправе. Закон об образовании обязывает педагогов систематически повышать свой профессиональный уровень (п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Также он указывает, что учителя вправе получать дополнительное профессиональное образование не реже чем один раз в три года (п. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Чтобы избежать споров с педагогами, пропишите, например, в трудовом или коллективном договоре, должностной инструкции не только их обязанность учиться на курсах, но и как часто они должны это делать. Если учитель откажется посещать курсы, вы сможете привлечь его к дисциплинарной ответственности (ст. 192, 193 ТК).

Вопрос 2. Об ограничении выбора курсов

Вправе ли региональный институт обязать повышать квалификацию только очно на своей базе?

Нет, не вправе. Учителя могут повышать квалификацию в любой организации, которая имеет лицензию на реализацию дополнительных профессиональных программ. А учиться на курсах повышения квалификации можно очно, очно-заочно и дистанционно (п. 14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утв. приказом Минобрнауки от 01.07.2013 № 499).

Помните, что направить на курсы вы можете не только учителей, но и работников, которые только получают среднее или высшее профессиональное образование. Например, тех, кто учится в педколледже или пединституте (ч. 3 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Когда педагог пройдет обучение, ему выдадут удостоверение или свидетельство о повышении квалификации. Форму документа о повышении квалификации на федеральном уровне не установили. Его оформляют на бланке, образец которого организация разрабатывает сама (п. 19 приказа Минобрнауки от 01.07.2013 № 499).

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой приглашает на обучение по программам среднего профессионального образования по 13 специальностям. Подробная информация здесь.

Для педагогов есть уникальная возможность воспользоваться электронными уроками школы (колледжа) Анны Муратовой по всем школьным предметам с 1 по 11 классы. Подробная информация здесь.

Вопрос 3. О курсе для учителя по двум предметам

Обязательно ли направлять учителя – физика и математика – на курсы по двум предметам?

Нет, не обязательно. Достаточно курсов повышения квалификации по одному из предметов. Учитель обязан систематически повышать свой профессиональный уровень (п. 7 ч. 1 ст. 48 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Но закон не устанавливает, что нужно проходить обучение по всем предметам, которые педагог ведет в школе.

Директор вправе самостоятельно разработать график прохождения работниками курсов дополнительного профессионального образования. Также он может сам определить, какого работника и на какие курсы направить.

Важно, чтобы педагог освоил программу в объеме не менее 16 часов и прошел итоговую аттестацию (ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 12 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 01.07.2013 № 499).

Вопрос 4. О количестве часов обучения

Какое количество часов педагогам нужно прослушать в рамках повышения квалификации за три года?

Педагог должен освоить программу курсов повышения квалификации в объеме не менее 16 часов (п. 12 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 01.07.2013 № 499). Поэтому суммировать часы курсов не нужно.

Директор обязан раз в три года направлять каждого педагога на курсы повышения квалификации или профпереподготовки. Но он может направлять учителя на курсы и чаще. Например, два раза в три года. Чтобы педагоги вовремя повышали квалификацию, вы можете составить перспективный план. Скачать пример плана.

Обратите внимание, что если педагог пройдет профессиональный тренинг или семинар и получит сертификат, это не будет значить, что он повысил квалификацию. Он обязательно должен освоить дополнительную профессиональную программу.

Вопрос 5. Об оформлении документов

Что школе оформить в первую очередь: договор на обучение или приказ о направлении на него?

Закон не регламентирует, что оформлять в первую очередь. На практике сначала заключают договор на обучение с организацией ДПО. Затем оформляют приказ о направлении работников на обучение. Так поступают, потому что перед тем, как направить работников на курсы, нужно выбрать организацию, согласовать даты, определить подходящий по содержанию курс и составить график посещения курсов в текущем учебном году. Затем ознакомить с ним педагогов.

Вопрос 6. О поездке на курсы как командировке

Вправе ли директор оформить поездку педагога на курсы повышения квалификации как командировку?

Да, вправе, если педагог учится в другом городе. При этом нужно сохранить за ним место работы и среднюю зарплату. Также придется оплатить и командировочные расходы (ст. 187 ТК). Не предоставляйте учителю, который повышает квалификацию, учебный отпуск. В такой отпуск отправляйте только тех работников, которые получают высшее или среднее профессиональное образование (гл. 26 ТК).

Для руководителей предприятий действует уникальное предложение. Чем больше число обучающихся из одной организации, тем выше скидка на коллективную заявку.

Источник

Кто должен платить за профессиональное обучение учителей?

учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Смотреть фото учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Смотреть картинку учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Картинка про учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Фото учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов

Периодическое обучение учителей регулируется Приказом Минобрнауки РФ от 23.03.2015 г №08-415. В документе прописаны основные гарантии, которые по закону образовательные организации должны предоставлять педагогам. Только права учителей часто нарушаются, например, учебное заведение требует оплату за курсы профпереподготовки или повышения квалификации с учителей. Ее могут удержать из зарплаты или попросить оплатить еще до обучения. В статье разберемся, законно ли это, как поступают деньги в школу на обучение учителей и что делать, если директор школы выступает с такими предложениями.

Источники финансирования школы

По пункту 3 части 1 статьи 8 ФЗ №273 «Об образовании» образовательные учреждения финансируются за счет регионального бюджета. Это значит, что деньги на обучение детей, зарплату учителей, а также нужды школы выделяет город и область. В некоторых случаях школы получают дополнительные деньги из федерального бюджета.

Образовательные организации также могут оказывать платные услуги и таким образом пополнять свой бюджет. Это возможно благодаря пункту 1 статьи 101 ФЗ №273 «Об образовании». При этом нельзя оказывать платные услуги вместо бесплатных, например, брать оплату за уроки по основной программе.

Другими источниками финансирования школ для обучения учителей и обеспечения других нужд могут быть:

деньги благотворительных фондов;

добровольные пожертвования в фонд школы.

Что нужно учителю, чтобы пройти курсы

По закону «Об образовании» педагоги должны повышать квалификацию не реже 1 раза через каждые 3 года и проходить периодическую аттестацию. Это обязательное условие для работы в школе. Необходимость обучения определяет работодатель — по статье 196 ТК РФ. Он же подбирает курсы профпереподготовки или повышения квалификации. Педагоги также могут предложить курсы сами, но только директор школы принимает решение, отправлять персонал учиться или нет.

учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Смотреть фото учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Смотреть картинку учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Картинка про учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Фото учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов

Designed by Freepik

Чтобы пройти периодическое обучение, педагогу нужно заполнить заявление с указанием даты последнего обучения и обоснованием необходимости в подготовке. Чаще всего обоснование служит статья 196 ТК РФ и закон «Об образовании».

Получив заявление от педагога, руководство образовательного учреждения подыскивает курсы и выделяет средства на обучение учителей за счет школы.

Гарантии и компенсации для учителей, которых отправляют на обучение

Профпереподготовка и повышение квалификации учителей может происходить:

с отрывом от работы;

без отрыва от работы;

с частичным отрывом от работы.

Если педагог учится с отрывом от преподавательской деятельности, ему предоставляются гарантии — по статье 187 ТК РФ. К этим гарантиям относится:

сохранение места работы и заработной платы;

компенсация расходов на командировку — если обучение проводится в другом городе.

В командировке педагогу должны возмещать расходы на жилье, проезд и суточные. Если у работника в трудовом договоре прописано право на обучение, но пройти его нельзя, потому что работодатель отказался возмещать расходы, это незаконно.

Кроме того, периодическое обучение не должно выпадать на ежегодный оплачиваемый отпуск. Это возможно лишь с согласия педагога. Другие варианты незаконны.

Кто должен оплачивать курсы учителей

Оплачивать курсы для учителей должна школа. Деньги на обучение учителей в школу поступают из регионального бюджета. Работодатель должен оплатить курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации в аккредитованных организациях с лицензией на ведение образовательной деятельности.

Обучение учителей за счет работодателя происходит не всегда. Например, педагог может выбрать курс самостоятельно и пройти его за свой счет — законом это не запрещено. Однако обучение никто не оплатит.

Законно ли требовать оплату курсов с учителей

Иногда возникает вопрос, кто должен оплачивать курсы учителей, когда директор школы говорит, что денег на это нет. На самом деле, региональный бюджет регулярно выделяет деньги на эти нужды, поэтому раз в три года поступить на курсы за счет школы может каждый педагог. Если учителя просят оплатить собственное обучение — это нарушение закона.

учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Смотреть фото учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Смотреть картинку учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Картинка про учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Фото учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов

Designed by stockking/Freepik

Что делать, если работодатель требует оплату курсов

Когда руководитель требует возместить затраты на профобучение, нужно выяснить, имеет ли он на это право.

Работодатель вправе требовать возмещения затрат, если с педагогом заключали дополнительные соглашения к трудовому договору. В таких соглашениях обычно прописывают минимальный срок, который учитель должен отработать после обучения. Если учитель увольняется раньше срока, он выплачивает компенсацию организации за затраты на свое обучение — регулируется статьей 249 ТК РФ.

Работодатель не вправе требовать возмещения затрат, если он сам выбрал и оплатил периодические курсы из бюджета школы.

Если работодатель незаконно требует оплатить обучение, педагог имеет право обратиться в инспекцию по труду, суд и профсоюз. Для этого напишите заявление в каждую инстанцию не позднее, чем через год после обучения.

Источник

Может ли учитель отказаться от курсов, которые выбрала и оплатила школа?

учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Смотреть фото учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Смотреть картинку учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Картинка про учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Фото учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов

Регулярное профессиональное обучение — обязательное условие допуска педагогов к работе в образовательном учреждении. Без периодического прохождения курсов повышения квалификации учителя не имеют права заниматься преподавательской деятельностью. Условие прописано в статье 48 ФЗ-273, профстандартах и внутренних регламентах организаций. Однако нередко возникают случаи, когда учитель отказался проходить обучение за счет средств школы по выбранной директором программе. По этой причине у многих возникает вопрос: «Имеет ли право педагог самостоятельно выбирать курсы и обязан ли он следовать указаниям руководителя?»

Что говорит законодательство?

учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Смотреть фото учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Смотреть картинку учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Картинка про учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Фото учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов

Designed by tirachardz/Freepik

Если работодатель отправляет сотрудника на курсы дополнительного профобразования и оплачивает обучение из средств организации, специалист обязан пройти подготовку. Это относится ко всем специалистам вне зависимости от сферы деятельности или формы собственности организации.

Отказ учителя проходить повышение квалификации по выбранной руководителем программы станет нарушением условий трудоустройства по статье 169 ТК РФ. Однако это относится только к следующим ситуациям:

Наступил срок очередной проверки знаний. Каждый педагог должен раз в 3–5 лет проходить обучение и сдавать аттестацию по новым правилам (требования к срокам подготовки и необходимости проверки знаний зависят от профиля деятельности учителя). Регулярное обучение является обязанностью сотрудников школ, поэтому избежать подготовки нельзя.

Специалист вернулся к работе после длительного перерыва. Если учитель находился в декрете, отсутствовал по болезни или другим причинам, до возвращения к трудовой деятельности нужно пройти аттестацию. Однако до аттестации не допустят без обучения. В зависимости от изменения условий работы и требований учреждения работодатель выбирает, какие курсы должен пройти специалист.

Специалист уже прошел курсы за свой счет и сдал аттестацию. Когда учитель до истечения очередного срока обучения прошел подготовку за собственные средства, руководителю не обязательно отправлять педагога на курсы повторно. Однако это не станет уважительной причиной, если пройденная программа обучения не соответствует требованиям регламентов к квалификации специалиста.

Появились новые регламенты к дополнительному образованию педагогов. Сегодня регулярно выпускаются новые законодательные акты и приказы департаментов, которые должны быть соблюдены учителями. Если учитель отказывается от курсов, которые нужно пройти для допуска к работе по регламентам, это равноценно отказу следовать требованиям законодательства.

Есть исключения! Педагоги могут отказаться от обучения, если имеется уважительная причина. Например:

по состоянию здоровья;

учитель находится в декретном отпуске;

возникли личные проблемы, требующие перерыва в работе.

Однако указанные причине не освобождают от обучения. Сразу после решения проблем педагогу необходимо пройти подготовку.

Что будет, если учитель отказался проходить курсы?

По трудовому кодексу и федеральному закону об образовании учителя обязаны проходить регулярные курсы повышения квалификации. Если специалист и работодатель не могут прийти к единому решению проблемы, педагога уволят с должности. Причиной для увольнения станет «невыполнение служебных обязанностей» — требование к обучению по оплаченным курсам обычно прописано в трудовом договоре.

Однако учителя не могут уволить сразу. Предварительно сотруднику школы сделают замечание в личное дело. Если это не поможет в решении проблемы, специалист получит выговор. Только после этого педагога могут уволить.

Ситуация со стороны сотрудников МАОУ

В муниципальных учреждениях вопросы с обучением не всегда решают руководители (директоры). Здесь наказание учителя при отказе от повышения квалификации по выбранной программе точно приведет к увольнению. Причиной становится ограничения государственных учреждений.

Работодатели в МАОУ получают средства на обучение сотрудников из государственных фондов и муниципальных бюджетов, поэтому они сами ограничены в выборе. Часто даже для себя директоры не могут выбирать курсы, а обязаны следовать указаниям департаментов образования. В регионах обычно ведется сотрудничество между муниципальными образовательным учреждениями, поэтому министры нередко подписывают приказы с требованием проводить подготовку педагогов в конкретных учебных заведениях.

Может ли учитель отказаться от курсов в частных школах?

учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Смотреть фото учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Смотреть картинку учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Картинка про учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Фото учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов

Designed by master1305/Freepik

В коммерческих образовательных учреждениях решение о подготовке учителей полностью возлагается на руководителя школы. Здесь директоры используют для подготовки сотрудников бюджет организации, поэтому самостоятельно выбирают учебные центры и программы подготовки. Однако выбранные курсы не должны противоречить регламентам, устанавливающим требования к квалификации сотрудников.

Учитель может отказаться проходить курсы повышения квалификации, если предварительно договориться с директором о самостоятельном обучении за собственный счет. Если же подготовка проводится за счет школы, решение все равно остается за работодателем.

При желании решить вопрос с руководителем, можно сделать акцент на выгодных для него условиях. Предложите курсы, которые:

помогут сэкономить бюджет школы;

позволят специалисту пройти обучение без перерыва в работе;

обеспечат скидку на подготовку сразу нескольких сотрудников и так далее.

Если директор увидит явную выгоду, он сможет организовать обучение в другой организации.

Источник

Учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов

учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Смотреть фото учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Смотреть картинку учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Картинка про учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Фото учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Смотреть фото учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Смотреть картинку учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Картинка про учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Фото учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Смотреть фото учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Смотреть картинку учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Картинка про учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагогов. Фото учитель отказался проходить обучение за счет средств школы на повышение квалификации педагоговОбзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2015 г. № АК-2453/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО»

В целях разъяснения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части дополнительного профессионального образования и в связи с многочисленными запросами, поступающими от образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, которые реализуют дополнительные профессиональные программы, Минобрнауки России направляет разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования.

Приложение: на 16 л. в 1 экз.

Разъяснения
об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования

Вопрос 1. Имеет ли право образовательная организация зачислить на обучение по программе профессиональной переподготовки лицо, предоставившее при зачислении на обучение диплом о начальном профессиональном образовании, выданный ранее 1 сентября 2013 года?

Согласно части 1 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Федерального закона № 273-ФЗ, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом 273-ФЗ, в том числе начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Согласно части 3 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Исходя из изложенного лицо, имеющее начальное профессиональное образование имеет право пройти обучение по дополнительным профессиональным программам, в том числе по программе профессиональной переподготовки.

Вопрос 2. Можно ли после успешного освоения программы профессиональной переподготовки в области например «Юриспруденция», имея высшее образование в другой области, претендовать на должность «Юрисконсульт»?*

Частью 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

юрисконсульт I категории: высшее (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта II категории не менее 3 лет.

юрисконсульт II категории: высшее (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта или других должностях, замещаемых специалистами с высшим образованием, не менее 3 лет.

юрисконсульт: высшее (юридическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

Исходя из изложенного, в данной ситуации наличие ДПО не дает права занимать должность «юрисконсульт» в связи с требованиями Квалификационного справочника.

Вопрос 3. Можно ли занимать должность «учитель» или «преподаватель» имея высшее образование или среднее профессиональное образование не относящееся к области образование и педагогика или к области, не соответствующей преподаваемому предмету?**

Можно. При следующих условиях.

Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Таким образом, для занятия должности «преподаватель» либо «учитель» необходимо пройти обучение по дополнительной профессиональной программе в области образование и педагогика.

Вопрос 4. Педагогические работники имеют право на ДПО по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. За чей счет должно проводиться обучение и кто должен его организовывать?

Пунктом 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что создание условий и организация ДПО работников относится к компетенции образовательной организации.

Кроме того, в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и ДПО для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и ДПО работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Согласно пункту 3 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов.

Таким образом, организация и оплата обучения по дополнительным профессиональным программам работников входит в компетенцию работодателя.

Вопрос 5. Федеральным законом № 273-ФЗ предусмотрено требование к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, о наличии должностей научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. В случае если образовательная организация ДПО не реализует образовательные программы высшего образования и не испытывает необходимости в найме научных работников в силу специфики своей деятельности. Распространяется ли в данном случае нормативно закрепленное требование о наличии должностей научных работников на образовательную организацию осуществляющую образовательную деятельность исключительно в сфере ДПО?

Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ организации ДПО вправе осуществлять образовательную деятельность по программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, дополнительным общеобразовательным программам, программ профессионального обучения.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона № 273-ФЗ закреплено, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам.

При этом научные работники образовательной организации наряду с обязанностями, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике, обязаны формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки, а также развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности (часть 3 статьи 50 Федерального закона № 273-ФЗ).

Установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации относится к компетенции образовательной организации (часть 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Таким образом, решение о наличии в штатном расписании должности научного работника, либо ее отсутствии входит в компетенцию образовательной организации.

Вопрос 6. Имеют ли право лица, окончившие одногодичные педагогические классы при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений с присвоением квалификации «Воспитатель детского сада» на ДПО?

В соответствии с пунктом 9 Временного положения слушателям педагогических классов, успешно выполнившим учебный план и сдавшим выпускные экзамены, присваивалась квалификация «Воспитатель детского сада» и выдавалось удостоверение установленного образца.

Согласно статье 5 Закона СССР система народного образования в СССР включала: дошкольное воспитание; общее среднее образование; профессионально- техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; внешкольное воспитание.

Среднее специальное образование осуществлялось в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным учебным заведениям (статья 39 Закона СССР).

Образование, получаемое в результате окончания одногодичных педагогических классов при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, не приравнивалось ни к одному из вышеуказанных уровней образования.

Кроме того, в соответствии с пунктами 7, 13 Временного положения слушателей годичных педагогических классов приравнивали к учащимся педагогических училищ только в отношении стипендиального обеспечения, а лиц, окончивших указанные классы, приравнивали к лицам, окончившим педагогические училища, только по оплате труда.

Учитывая изложенное, а также то, что образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона 273-ФЗ, приравниваются к уровням образования, установленным вышеуказанным Законом об образовании, в порядке, определенном частью 1 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ, обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не может быть приравнено к начальному профессиональному образованию, а соответственно и к среднему профессиональному образованию по действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования.

Согласно части 3 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Таким образом, лица прошедшие обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не могут быть допущены к освоению дополнительных профессиональных программ.

Вопрос 7. Кто разрабатывает примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования?

Согласно части 3 статьи 82 Федерального закона № 273-ФЗ примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также отвечает за организацию среднего профессионального, высшего образования и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования.

Вопрос 8. Является сертификат специалиста медицинского и фармацевтического работника документом о ДПО?

Условия и порядок выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам утверждены приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2013 г., регистрационный № 27918).

Согласно части 10 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Вопрос 9. Обязана ли образовательная организация ДПО иметь помещение для осуществления медицинской деятельности?

Частью 3 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ закреплено, что образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Кроме того, согласно подпункту «в» пункта 4 и подпункта «в» пункта 6 Положения одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также лицензионное требование к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона № 273-ФЗ.

Согласно пункту 9 Положения несоблюдение лицензиатом, установленных подпунктом «в» пункта 6 Положения требований, является грубым нарушением лицензионных требований и условий.

Обращаем Ваше внимание, что Положением не установлены требования к образовательной организации в части наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Требования к помещению для осуществления медицинской деятельности установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

При заключении между образовательной организацией и медицинской организацией договора на медицинское обслуживание работников и обучающихся медицинская организация обязана получить лицензию на медицинскую деятельность по адресам помещений, предоставленных образовательной организацией.

Исходя из изложенного организация ДПО, обязана иметь помещение для осуществления медицинской деятельности, в соответствии с установленными требованиями.

На организации, осуществляющие обучение и реализующие дополнительные профессиональные программы данные требование не распространяются.

Кроме того, вопрос об организации оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся должен разрешаться соответствующим органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Вопрос 10. Каким нормативным правовым актом регулируется учебная нагрузка педагогических работников образовательных организаций ДПО?

Определение учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и основания ее изменения закреплено за разделом VI Приложения № 2 приказа № 1601, в том числе для педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. Кроме того, согласно пункту 6.5. раздела VI Приложения № 2 приказа № 1601 соотношение учебной нагрузки педагогических работников, установленной на учебный год, и другой деятельности, предусмотренной должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом (научной, творческой, исследовательской, методической, подготовительной, организационной, диагностической, лечебной, экспертной, иной, в том числе связанной с повышением своего профессионального уровня), в пределах установленной продолжительности рабочего времени, определяется локальным нормативным актом организации в зависимости от занимаемой должности работника.

Вопрос 11. Какова продолжительность отпуска педагогического работника организации ДПО?

В соответствии с приложением к Постановлению отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставляется следующим педагогическим работникам, занимающим должности в образовательной организации дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов: ректоры (директора); первые проректоры; проректоры (заместители директора), директора (заведующие) филиалов образовательных учреждений; профессорско- преподавательский состав; воспитатели; методисты; концертмейстеры; педагоги-психологи; заведующие докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными подразделениями; руководители (заведующие) производственной практикой; ученые секретари; педагоги дополнительного образования.

При этом для заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями; для руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней при условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов.

Таким образом, педагогический работник имеет право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней при выполнении вышеперечисленных условий.

Если данные условия не соблюдены, то в соответствии со статьей 115 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Вопрос 12. Как правильно переименовывать организации ДПО? Необходимо ли в наименовании образовательной организации менять слово «учреждение» на «организация»?

Частью 5 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ определены образовательные учреждения, наименования которых подлежат приведению в соответствие с указанным Федеральным законом 273-ФЗ.

Так, например, с учетом подпункта 5 части 5 статьи 108 Федерального закона 273-ФЗ образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования.

Вместе с тем сообщаем, что понятие «образовательная организация» используется в Федеральном законе № 273-ФЗ, в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждений.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное).

Разъяснения, относительно наименований образовательных учреждений более подробно изложены в письме Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. № ДЛ-151/17, которое было направлено в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, имеющим в своем ведении образовательные учреждения были направлены

Указанное письмо размещено на официальном сайте Минобрнауки России www.минобрнауки.рф в разделе «Документы».

Вопрос 13. Является ли обучение мерам пожарной безопасности работников организации дополнительным профессиональным образованием?

В соответствии с абзацем вторым статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Согласно статье 2 Федерального закона № 273-ФЗ указанная деятельность не является образовательной и соответствующему лицензированию не подлежит.

Вместе с тем, деятельность по реализации дополнительных образовательных программ (дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные программы), в рамках которых изучаются, в том числе вопросы пожарной безопасности, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Вопрос 14. Входит ли итоговая аттестация в срок освоения дополнительной профессиональной программы?

В соответствии с пунктом 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444) структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты. Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.

Вопрос 15. Какие требования установлены к помещениям, предназначенным для проведения занятий по дополнительным профессиональным программам?

Законодательством об образовании не установлены определенные требования к помещениям, предназначенным для проведения учебных занятий в сфере ДПО.

Таким образом, требования к помещениям могут быть заложены в дополнительной профессиональной программе, а именно в разделе «Организационно-педагогические условия реализации программы».

Вопрос 16. Необходимо ли учитывать требования Единых квалификационных справочников, к обязательному наличию высшего образования в определенной области, при зачислении на обучение по дополнительным профессиональным программам?

В настоящее время в Единых квалификационных справочниках, заложены определенные требования к образованию специалистов.

Например. Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н установлены следующие требования к квалификации учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед): высшее образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

В соответствии с изложенным, образовательные организации должны руководствоваться требованиями Единых квалификационных справочников, при зачислении на обучение по дополнительным профессиональным программам, в связи с тем, что в некоторых областях для осуществления трудовой деятельности необходимо высшее образование в определенной области и наличие дополнительного профессионального образования недостаточно.

Заместитель директора
Департамента государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Т.В. Рябко

* Следует обратить внимание, что согласно требованиям Квалификационных справочников, иногда ДПО не достаточно для занятия определенной должности. Прием на работу работников, относится к компетенции работодателя. Таким образом, если одним из требований при приеме за работу, является наличие высшего образования в определенной области например по одной из специальностей укрупненных групп специальностей и направлений подготовки «Гуманитарные и социальные науки», то работодатель вправе отказать специалисту с высшим (техническим) образованием с ДПО в области гуманитарных и социальных наук.

** Следует обратить внимание, что согласно требованиям Квалификационных справочников, иногда ДПО не достаточно для занятия определенной должности. Прием на работу работников, относится к компетенции работодателя. Таким образом, если одним из требований при приеме на работу, является наличие высшего образования в определенной области например по одной из специальностей укрупненных групп специальностей и направлений подготовки «Гуманитарные и социальные науки», то работодатель вправе отказать специалисту с высшим (техническим) образованием с ДПО в области гуманитарных и социальных наук.

Обзор документа

Рассмотрен ряд вопросов по реализации программ дополнительного профобразования.

Например, разъяснено, вправе ли организация зачислить на обучение по программе профессиональной переподготовки лицо, предоставившее диплом о начальном профобразовании, выданный ранее 1 сентября 2013 г. (до вступления в силу нового Закона об образовании). Указано, что такое лицо может пройти обучение по дополнительным программам, в т. ч. по программе профессиональной переподготовки.

Возник вопрос о том, можно ли занимать должность «учитель» или «преподаватель», имея высшее или среднее профессиональное образование, не относящееся к области образование и педагогика или к области, не соответствующей преподаваемому предмету. В этом случае следует пройти необходимое обучение по дополнительной профессиональной программе.

Педагогические работники имеют право на дополнительное профобразование по профилю педагогической деятельности не реже чем один 1 раз в 3 года. Отмечено, что организация мероприятий и их оплата входят в компетенцию работодателя.

Действующим законодательством предусмотрена выдача сертификатов специалистов медицинским и фармацевтическим работникам. Разъяснено, что они не относятся к документам о дополнительном профобразовании. Повышение или присвоение квалификации подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *