удельная храм дмитрия солунского
Церковь Св. Вмч. Димитрия Солунского в Коломягах
Церковь Св. Вмч. Димитрия Солунского была построена в 1906 году. Постройка начата 19 июня 1906 года, окончена 10 октября того же года. Освящена 3 декабря.
Показать полностью. Храм построен на пожертвования местных жителей: крестьян и дачников, земельный участок и значительные пожертвования внёс граф А. Ф. Орлов-Денисов-Никитин. Архитектор А. А. Всеславин. Первый настоятель храма был протоиерей Иоанн Лебедев. После революции на церковь производились разнообразные нападки со стороны власти. Всеми силами пытались подорвать дух верующих и закрыть храм. Производились учёты всех предметов и даже прихожан, но сломить народ не удалось. В 1923 году настоятелем стал о. Петр Пигулевский. Его арестовали в 1935 году прямо в храме. После о Петра настоятели назначались ежегодно, даже чаще (Н.С. Тычинин, С.К. Плюсов, С.А. Архангелов, Н.И. Близнецкий, Н.В. Решеткин, К.В. Владимиров). В 1940 году настоятелем был назначен о. Иоанн Горемыкин (родом из Белозерского уезда /Пермская область/). Всю войну и после войны он утешал жителей Коломяг. Во время войны Церковь активно помогала Русской армии. Приход храма собрал 170 000 рублей патриотических взносов. Отошёл ко Господу о. Иоанн в 1958 году и под алтарём храма обрёл место вечного упокоения. После войны настоятели менялись часто: о. Василий Павлов, о. Филофей Поляков, о. Федор Цибулькин, о. Владимир Молчанов, о. Владимир Каменский о. Василий Молчанов, о. Игорь Мазур, о. Борис Глебов, о. Лев Церпицкий. В 1990 году храм весьма обветшал и требовал капитального ремонта, когда его настоятелем стал протоиерей Ипполит Ковальский. С изменением советского строя изменилось и отношение к Церкви. Храм быстро начал восстанавливаться и на данный момент имеет прекрасный вид. Ныне в храме служат 6 священников (прот. Ипполит [настоятель], прот. Вениамин, прот. Александр Рябков, иер. Роман, иер. Димитрий, иер. Михаил) и 2 диакона (о. Владислав и о. Дионисий). В храме хранится частица мощей св. вмч. Димитрия Солунского.
Рядом с храмом находится часовня св. Александра Невского, построенная ещё в 1883 году. К ней на праздник Благоверного князя проводится крестный ход.
Совсем недавно, на месте церковной сторожки, был возведён храм-крестильня в честь преподномученицы Евгении.
При храме действует воскресная школа (есть взрослая и детская группа).
Телефон для связи.
Церковная лавка (+79110146631 с 11 до 18)
Праздник Крещения Господня группа начала своё существование.
Обязательно и необходимо будущим крестным до участия в Крещении пройти Таинство Святой Исповедь и принять Святое Причастие. Исповедь проходит каждый день 9-30. После Исповеди начинается Литургия на которой прошедшие Исповедь приступят к Святой Чаше и получат Святое Причастие. До Исповеди и Причастия необходимо держать пост три дня (не вкушая пищу животного происхождения). Накануне прихода в храм надо прочитать молитвы перед Причастием дома по молитвослову. На Церковную Службу к Исповеди приходим натощак, ничего есть и пить пред Исповедью и Причастием нельзя. Отец ребенка тоже должен пройти Исповедь и принять Причастие если давно не приступал к этим Святым Таинствам. Мать ребенка приступит к этим таинствам после Крещения ребенка и прочитанных над ней молитв после рождения младенца.
Церковь Св. Вмч. Димитрия Солунского в Коломягах запись закреплена
Дорогие братья и сестры!
Храм открыт каждый день с 9-00 до 19-00. Богослужения совершаются утром и вечером. Литургия в 10-00. Исповедь 9-30. Вечернее богослужение в 17-00. Вход в храм только в маске. Также необходимо соблюдать расстояние друг от друга до полутора метров. Для совершения Таинства Крещения надо записываться заранее в самом храме.
Для желающих поддержать храм в сложный период публикуем реквизиты прихода.
Наименования платежа: ПМРО Приход храма святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви
Банковские реквизиты: ИНН 7814035407, КПП 781401001 ПАО «Банк «Санкт-Петербург», Приморский филиал, расч. сч. 40703810427000000213 кор. сч. 30101810900000000790 БИК 044030790 ОГРН 1027800007608
При оформлении платежного поручения просим в графе «назначение платежа» указывать: Добровольные пожертвования на уставные нужды, НДС не облагается.
Имена для молитвы в храме пишите в комментариях.
Удельная храм дмитрия солунского
Церковь святого великомученика Димитрия возведена в 1906году. Архитектором ее является А.А. Всеславин, создатель часовни св. Ксении блаженной на Смоленском кладбище.
История строительства храма началась задолго до 1906 года.
На рубеже 19-20 вв. в деревне Коломяги постоянно проживало около тысячи человек, а летом население возрастало впятеро. Ближайшая Благовещенская церковь находилась в Старой Деревне. Ее возвел в 1765году для своих крестьян, переселенных из глубины России, канцлер А.П. Бестужев-Рюмин, видный государственный деятель елизаветинской эпохи.
В праздник Преображения Господня из Благовещенской церкви шел крестный ход в деревню Коломяги. Эта традиция существовала примерно со средины 19 века.
На сходе в 1883 году коломяжские крестьяне постановили выстроить на горе при въезде в деревню каменную часовню в память Императора-Освободителя. Она возводилась на средства извозопромышленника Шумарина по проекту Ф.К.Пирвица и была освящена 30 августа 1885 года во имя св. благоверного князя Александра Невского.
В 1896 году к часовне добавили небольшую стеклянную пристройку, после чего в ней было дозволено служить литургии. Места прихожанам все равно не хватало, к тому же в часовне осенью и зимой становилось так холодно, что богослужения проходили только в воскресные и праздничные дни. Спустя три года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского крестьяне начали собирать деньги, чтобы из часовни сделать теплую церковь. Когда в 1906 году средства были собраны, местный помещик граф А. Орлов-Денисов-Никитин выделил, кроме 5 тыс. рублей, землю для нового деревянного храма, проект которого и разработал А.А. Всеславин. Однопрестольный храм с приземистым куполом, посвященный освобождению крестьян и открытию Государственной Думы строился быстро: заложен в июле 1906 года, пятого декабря освящен в честь почитаемого святого Димитрия Солунского, память которого на Руси издавна связывается с воинским подвигом, защитой Отечества.
Восьмерик главного объема здания увенчан кокошником с маленькими главками. Над входом возвышается одноярусная колокольня со шпилем.
На освящение храма, которое состоялось 9-го июня (праздник Тихвинской иконы Божией Матери) 1906 года, много икон пожертвовали купцы-огородники, снабжавшие город овощами. Несколько образов было преподнесено от лица пожарной команды. Имелись частные пожертвования, поэтому возникла традиция прикреплять к иконам таблички с именами дарителей. Эта традиция возобновляется.
В настоящее время в церкви святого великомученика Димитрия хранятся частицы мощей преп. Серафима Саровского, святого великомученика и целителя Пантелеимона, патриарха Тихона, святителя Питирима Тамбовского и покровителя Коломяг Димитрия Солунского. Почитается прихожанами и привлекает внимание паломников икона Матери Божией Холмская – в районе Удельной до 1917 года существовала женская община, которая готовилась стать монастырем. Сестры имели этот образ, который считали своим покровителем. Нынче Холмская икона находится в храме.
Перед революцией в пределах Коломяг действовало несколько церквей: храм во имя целителя Пантелеимона, домовая церковь Земледельческого училища на ул. Аккуратова (Мариинской), церковь во имя иконы Матери Божией «Утоли моя печали» при приюте для умственно отсталых детей (в советское время детдом №55). В начале 20-го века здесь работала Екатерина Грачева, руководительница приюта для калек и идиотов, основанного по благословению архимандрита Игнатия (Малышева).
С момента постройки храм святого великомученика. Димитрия Солунского не закрывался ни разу, кроме нескольких месяцев, когда здесь устроили клуб. Но в такое «место увеселения» не пришел ни один человек.
Церковь была одной из нескольких, которые оставались действующими во время блокады Ленинграда. У северной стены храма находится могила протоиерея Иоанна Горемыкина. Он служил здесь в тяжелое военное время. Когда отец Иоанн совсем ослаб от голода, прихожане привозили его на санках на службу с Петроградской стороны. Имеются точные данные, что генерал Говоров приезжал благодарить о. Иоанна за сына, который, имея «бронь» как инженер оборонного завода по благословению отца священника ушёл добровольцем на фронт. С другой стороны от церкви погребен герой-летчик Фёдор Беляков он, умирая от ран в госпитале, завещал похоронить его внутри церковной ограды.
Маленький храм с большой историей
Спустя двадцать лет в сельце возвели деревянную церковь во имя христианского великомученика IV века Дмитрия Солунского, и Гузеево стали именовать селом Дмитровским.
Святой Димитрия Солунский, живший в IV веке, назначен был указом римского императора Максимилиана проконсулом в Салониках (славянское название – Солунь), получив приказ защищать город и истреблять христиан. Однако Дмитрий, вопреки императорскому указу, принял святое крещение и стал открыто учить горожан христианской вере. Разгневанный император повелел бросить проконсула в темницу, где 26 октября 306 года его казнили копьями. Верный слуга святой Лупп собрал кровь казненного на полотенце, омочил его перстень в крови и ими исцелял недужных. Тело Дмитрия было тайно предано земле христианами, а затем уже при императоре Константине на этом месте возвели церковь. С той поры имя Дмитрий (Димитрий) сделалось широко распространенным на Руси, и многие храмы построены в память святого Дмитрия Солунского. День его памяти отмечается 26 октября (8 ноября).
Известные люди, родившиеся вблизи этой даты, носили имя Дмитрий. Можно назвать великого князя Московского Дмитрия Донского, героя Великой Отечественной войны генерала Дмитрия Михайловича Карбышева, русского поэта Александра Блока, которого также хотели назвать Дмитрием. Блок словно видит храм Дмитрия Солунского в селе Дмитровском, когда пишет вот эти строки:
Видно, дни золотые пришли,
Все деревья стоят, как в сиянье.
Ночью холодом веет с земли,
Утром – белая церковь вдали,
И близка, и ясна очертаньем.
Первое упоминание о Дмитровском приходится на начало XVI века. За выигранную Петром Михайловичем Плещеевым, владевшим на то время окрестными землями вокруг деревни Гузеевво, битву при реке Ведроше в 1500 году, близ Дорогобужа, вместе с главными начальниками войск, в знак благоволения, «спрошен был государем чрез посланца о здоровье». Вместе с Дмитровским, П. М. Плещеев владел вотчинами еще в пяти уездах. Но в 1534 году его сын продал свою богатую вотчину на Истре Троице-Сергиевому монастырю. Село Дмитровское было выгодно расположено на кратчайшей дороге из Звенигорода в Москву.
По этой причине село, сгоревшее в Смутное время в начале XVII столетия, было вскоре восстановлено, но потом вновь уничтожено в 1618 году шедшим на Москву польским королевичем Владиславом. В 20-х годах XVII столетия с окончанием Польско-Литовской интервенции в разоренном Гузеево возобновляется жизнь: были поселены новые крестьянские семьи, и в 1627 году построена новая деревянная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского. В 1630 году царь Михаил Романов изымает Дмитровское из пользования монастыря и дарит село своему отцу патриарху Филарету. С этого момента начинается новый этап истории села Дмитровское и церкви святого великомученика Димитрия Солунского — они становятся Патриаршими.
Дмитровское становится центром домового владения Святейших Патриархов в Звенигородском уезде, утрачивает первоначальное название село Гузеево.
В 1640-е годы хозяйственная жизнь села Дмитровское с деревнями оживляется. К этому времени относится устройство на домовом Патриаршем дворе конного и скотного дворов, а также появились пруды с саженой рыбой.
В 1644 году Святейший Патриарх Иосиф строит новую деревянную церковь на средства Патриаршего казенного Приказа.
Здесь часто бывал по пути в свой любимый Саввино-Сторожевский монастырь царь Алексей Михайлович. Предание рассказывает, что, посещая по дороге село Дмитровское, он «беседовал там иногда с патриархом Никоном, ласково разговаривал с крестьянами и любовался прелестнейшими видами местного положения».
He раз посещал Дмитровское и Святейший Патриарх Никон. После низложения Святейшего Патриарха Никона соборным постановлением 1666 года Дмитровская домовая вотчина была отписана в Царские Дворцовые земли села Степановское.
Царь-богомолец был еще и царем-охотником, а окрестности Дмитровского представляли собой прекрасные места для соколиной охоты.
В Дмитровском приезда царя ожидал скромный «государев двор, на дворе хоромы поземные, избушка с комнатою, а к ним сени дощатые с двух сторон. Да у ворот по обе стороны две избушки боярские, печи во всех. Кругом двора забора 18 прясел».
Следующий царь Федор Алексеевич в 1677 году пожалует село князю Юрию Алексеевичу Долгорукому.
Князь Ю. А. Долгорукий погиб вместе с сыном во время Стрелецкого бунта. А. С. Пушкин рассказывает об этом в своем труде «История Петра»: «Петр избран был 10 мая 1682 года, а 15 стрельцы, отпев в Знаменском монастыре молебен с водосвятием, берут чашу святой воды и образ Божией Матери, предшествуемые попами, при колокольном звоне и барабанном бое вторгаются в Кремль. Деда Петра Кирилла Полуехтовича принудили постричься. Убиты в сей день братья Натальи Кирилловны Иван и Афанасий, князья Михайло Алегукович Черкасский, Долгорукие Юрий Алексеевич и сын его Михайло…» После этих трагических событий 25 июня 1682 года молодой царь Петр Алексеевич отдал село Дмитровское на Истре с деревнями в вотчину Святейшему Патриарху Иоакиму на помин душ усопших родственников.
Получив от молодого царя село, Святейший Патриарх Иоаким задумывает построить вместо деревянного обветшалого — каменный храм.
Церковь святого Дмитрия Солунского была построена в 1683–1689 годах. Этот каменный одноглавый храм с небольшим южным Никольским приделом и с надстроенной шатровой колокольней воздвигнут на средства Патриарха Иоакима. 24 октября 1689 г. храм был торжественно освящен.
В 1690 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Иоаким скончался. После смерти святейшего Патриарха хозяйственная жизнь села пришла в упадок. Это отразилось и на состоянии церкви.
Во время Отечественной войны 1812 года село Дмитровское наполовину сгорело от войск Наполеона. Церковь тогда не пострадала, но в начале XIX века положение храма было настолько тяжелым, что стоял вопрос о его закрытии.
В 1836-1841 гг. были проведены значительные ремонтные работы старостой храма Николаем Егоровичем Зельиным — московским купцом I гильдии. В этот период была построена трехъярусная колокольня со стороны западного крыльца древнего храма.
В 1870 году была построена кирпичная ограда, разрушенная в 30-е годы XX века. В 1912 сделан мозаичный пол. В последующие годы лихолетья храм не получал подлежащего ухода и сильно обветшал.
После событий 1917 года храм закрыт не был. Во время Великой Отечественной войны в храме около двух лет не совершались Богослужения за неимением священников, но церковь неизменно оставалась доступна верующим.
Таким образом даже во время труднейшего для Церкви советского периода храм был открыт. В это время он был очагом духовной жизни во всей округе, лишенной пастырского окормления и церковного богослужения.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла №У-02/47 от 13 марта 2014 года настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского — Патриаршего подворья в с. Дмитровское Красногорского района Московской области назначен наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы игумен Петр (Еремеев).
Храм святого великомученика Димитрия Солунского
Церковь св. Димитрия Солунского в Москве находилась на Тверской улице на углу с Тверским бульваром, там, где сейчас стоит серый дом с магазинами «Армения» и «Дары моря». Стояла церковь так: сама церковь на месте магазина «Армения» и музея-квартиры Коненкова на Тверском бульваре, а шатровая колокольня – на месте кондитерской на Тверской улице.
На Руси св. великомученик Димитрий Солунский почитался как покровитель патриотизма и всех ратующих за Отечество. Верный христианин, он был назначен римским императором Галерием проконсулом в Фессалоникийской области в период гонений на христианство на рубеже III– IV вв. Однако вопреки римской политике он не стал преследовать христиан, а принялся искоренять язычество. За это двадцатилетний юноша был посажен в тюрьму и там убит копьями в 306 году.
Почитание мученика, «древнего страдальца за Отечество», началось на Руси сразу после принятия ею христианства. В 70-х гг. XI века в Киеве был основан Димитриевский монастырь, а в 1197 году во Владимир из Солуни была перенесена чудотворная икона св. Димитрия, написанная на доске от гроба святого (ныне она находится в Третьяковской галерее). Святой изображен в воинских доспехах с птичьими перьями, с копьем и мечом в руках. В Москве он был почитаем еще как защитник в битве против иноземцев. Так, день Ангела Дмитрия Донского и славу его победы на Куликовом поле относили к солунскому святому. Родительская или «дедова» Суббота перед его праздником 26 октября (9 ноября по новому стилю) по преданию и была установлена самим Дмитрием Донским.
Придел во имя св. Димитрия Солунского был основан еще в кремлевском Успенском соборе при Иване Калите. В 1326 году в только-только заложенном храме был похоронен великий князь Юрий Данилович, брат Калиты, убитый в Орде тверским князем в борьбе за ханский ярлык на великое княжение. Тогда его получила Москва, и убиенный за Отечество князь был погребен в Димитриевском приделе Успенского храма. Есть версия, что сам Димитриевский придел был сооружен над погребением московского князя. А собора Михаила Архангела, ставшего великокняжеской и царской усыпальницей, в те годы еще не было.
Каменный барельеф с изображением св. Димитрия Солунского в 1462 году появился и на главных кремлевских воротах – на внутренней стороне Спасской башни со стороны Кремля. А на внешней, со стороны Красной площади поместили изображение св. Георгия Победоносца работы того же мастера – Василия Ермолина. Так город предавался под защиту воинов-мучеников. Оба барельефа были сняты при перестройки башни в 1491 году архитектором Пьетро Солари: Георгиевский передали в кремлевский Вознесенский монастырь, а Димитриевский, вероятно, погиб, как считали еще дореволюционные краеведы.
Появилась она еще до Романовых, а в первой половине XVII века была уже была двух– или трехшатровая, по типу соседней церкви Рождества Богородицы в Путинках на М. Дмитровке. Следовательно, Димитриевский храм точно был построен до 1648 года, потому что однотипная Рождественская церковь, появившаяся в тот год – последняя в Москве, возведенная в шатровом стиле до указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых церквей и повсеместного перехода к крестово-купольным (этот указ отменят уже во второй половине XVII века после изгнания Никона.)
С того времени до самой революции дожила шатровая колокольня. Сам храм в 1791 году был перестроен заново.
Дело было в следующем. Церковь по реконструкции должна была стать определенным архитектурным решением композиции Страстной площади, и Тверского бульвара – первого в кольце, устроенного на месте сломанной в то время крепостной стены Белого города.
К середине XVIII эта стена уже потеряла свое фортификационное значение. Ворота Белого города больше не запирались на ночь, как в старину, и не охранялись. А кирпичи из обветшавшей стены москвичи растаскивали на свои нужды. С 1760-х годов камни и кирпичи Белого города с разрешения городских властей и вовсе пошли на постройку казенных зданий: Воспитательного дома и дома генерал-губернатора на Тверской. В результате часть стены Белого города однажды обрушилась и задавила несколько прохожих. После этого происшествия было окончательно решено снести средневековое сооружение.
Созданный специально для этого в июне 1774 года Каменный приказ под главенством князя М.Н. Волконского получил предписание: разрушить крепостные стены, а на их месте посадить деревья. Так и было создано бульварное кольцо. История не сохранила автора идеи, но приписывают ее Баженову, Растрелли или Старову.
Сначала на участке от Никитских до Петровских ворот снесли стену, засыпали ров, посадили маленькие деревца, которые вскоре засохли, и тем дело кончилось. Только при Павле I, в 1796 году, под руководством архитектора С.Карина разбили первый московский бульвар – Тверской.
Вместе с ним появилось в русском языке и заграничное слово «бульвар»: заимствовано оно было из французского «boulevard», а во французский пришло из немецкого «Bolwerk», что означает «крепостная стена». Обычай устраивать на месте упраздняемых крепостных стен аллеи, окаймленные газонами, деревьями и кустами, давно был известен во Франции. Участок территории, где проходила городская стена, становился зеленой полосой. То же самое произошло и в Москве. До середины XIX века москвичи называли нововведение то «бульваром», то «булеваром», то «булевардом», а в простонародье и вовсе «гульваром», поясняя: «Коли люди на нем гуляют, стало быть, гульвар». Действительно, сразу же после своего рождения Тверской бульвар стал излюбленным местом прогулок московского высшего света. На всем протяжении он был украшен множеством фонариков и изящных мостиков.
В николаевскую эпоху на бульваре посадили шелковичные деревья, поздно дающие листву. Весной в Москву приехал сам император и ранним утром пошел прогуляться на бульвар. Он обратил внимание на непонятные «палки» и немедленно генерал-губернатор А. Закревский приказал пожарным Тверской части в ту же ночь убрать эти деревья. Наутро следующего дня он доложил императору: «Ваше величество, бульвар очищен от палок!»
После ухода армии Наполеона из Москвы у Тверского бульвара появились соперники – новые разбитые бульвары. Тем не менее, он был настолько популярнее их, что часто говорили просто «Бульвар», и было понятно, что речь идет именно о Тверском.
Так, применительно к новому виду города и стали перестраивать Димитриевскую церковь, стоявшую рядом с бульваром в том месте, где начинался парадный выезд к Кремлю. Главный ее престол был освящен во имя св. Троицы, и придел – в честь св. Димитрия Солунского.
Две большие редкости выделяли эту церковь среди остальных московских храмов. Одна из них – старинная шатровая колокольня, которая была намного старше самого здания церкви. Она сохранилась до самой революции, несмотря на многопудовые колокола и их ежедневное раскачивание на протяжении сотен веков. Другая редкость – образ Спасителя на апсиде, который прежде находился на Тверских воротах Белого города – по русскому обычаю помещать на крепостных воротах образа для защиты города от врагов и бедствий. При разборке стены этот образ был перенесен именно сюда, в Димитриевский храм.
И еще в начале XIX века церковь славилась своим хором. Москвичи со всего города собирались здесь, чтобы его послушать, особенно в праздничные службы. Прибывали сюда и знатные особы. Нередко их было так много, что кареты стояли вдоль всего бульвара.
А когда купец Елисеев прямо напротив церкви построил свой знаменитый магазин с винным отделом, к нему вскорости нагрянул акцизный чиновник – вот, торговля незаконна, потому что винный погреб может находиться от входа в храм на расстоянии не ближе 42 сажен, а здесь это правило не соблюдено. Вход в гастроном был тогда один, с Тверской улицы. Елисеев уговорил чиновника подождать до утра. Всю ночь кипела работа, и несколько метров было выиграно: на следующий день винный магазин с отдельным входом появился в Козицком переулке, где и находится по нынешнее время.
Церковь св. Димитрия Солунского была разрушена при реконструкции Тверской улицы в 1934 году. История ее сноса – отдельная глава в печальной летописи старинного московского храма. Сначала предполагалось снести только колокольню. Затем В 1932 году храм включили в список церквей, подлежащих сносу, но за него вступилась авторитетная общественность. Среди защитников был П.Д. Барановский. Поначалу упросили сохранить шатровую колокольню – Барановский подготовил план ее переноса – но в итоге все было разрушено.
Взамен храма построили громадный жилой дом №17 по проекту архитектора А.Мордвинова. На угловой башенке дома – новой архитектурной «доминанте» площади – раньше стояла огромная статуя балерины с высоко поднятой ногой и воздетой к солнцу рукой. По ее поводу в Москве весьма подшучивали. В 1958 году скульптуру убрали – обветшавшая «Балерина» грозила в любой момент обрушиться на головы прохожим.