укажите какие проекты представлены в качестве примеров успешных практик волонтерства
Укажите какие проекты представлены в качестве примеров успешных практик волонтерства
На основе обобщения и анализа зарубежного и отечественного опыта можно выделить четыре базовых типа волонтерских проектов:
Следует особо подчеркнуть, что каждый из указанных выше типов, как правило, имеет комплексный характер, то есть интегрирует ряд специализированных направлений, обеспечивающих целостное переосмысление и решение проблемы (например, решение проблемы бездомных детей предполагает: а) их социально-бытовую защиту; б) их правовую защиту; в) психологическую помощь и образовательное содействие). Поэтому основополагающим критерием классификации проектов целесообразно считать их распределение с точки зрения доминирующей функции – характера решаемой социальной задачи.
С точки зрения доминирующей социальной функции:
Гуманитарные проекты
Гуманитарные проекты, как уже выше говорилось, направлены на помощь социально незащищенным группам населения: пожилые люди, инвалиды, дети-сироты и другие.
Одним из таких проектов является Help the Aged (Помощь пожилым). Реализует его некоммерческая, негосударственная, нерелигиозная, благотворительная организация «Help the Aged (Помощь пожилым)», созданная в Канаде в 1975г. Свою миссию участники определяют так: «повышение уровня жизни пожилых людей, обеспечение их независимости и предоставление услуг, разработка программ для облегчения их страданий, излечения болезней и устранение бедности». Проект является межнациональным, реализуется в Канаде и еще 10 странах мира и направлен на повышение уровня жизни пожилых людей, имеющих проблемы со зрением, оказание медицинской помощи, социальную адаптацию, обеспечение едой и одеждой и т.п. Технология реализации включает:
– проведение различных презентаций в организациях, компаниях, фондах, публикации в СМИ с целью фандрайзинга и привлечения волонтеров;
– проект «Дом Святого Кристофера на колёсах», т.е. специальный автобус, с которого волонтёры раздают бесплатно пищу нуждающимся;
– специальная клиника для малоимущих пожилых людей.
Похожий отечественный проект «Старость в радость». Группа волонтеров оказывает помощь инвалидам и пожилым людям, живущим в домах престарелых. По определению самих участников их цель – дать почувствовать людям, живущим в домах инвалидов, ветеранов, домах престарелых, что они не одинокие, не брошенные, не забытые всеми, что они кому-то нужны. Проект является национальным и реализуется в ряде областей Российской Федерации (Московской, Тульской, Тверской, Новгородской, Нижегородской, Псковской, Брянской, Калужской, Свердловской). Технологиями реализации являются: улучшение условий жизни пожилых людей, обеспечение средствами ухода, одеждой, инвалидными колясками и т.п., но спецификой этого проекта является переписка со стариками, живущими в доме престарелых («дистанционные внуки»). На сегодняшний день деятельность участников охватывает 24 дома престарелых.
Эффективность современных гуманитарных проектов определяется рядом следующих факторов.
Во-первых, долгосрочным и адресным характером предоставляемой помощи. Часто фактором работы волонтера является непосредственное содействие конкретному человеку (схема «наставник – опекаемый»). Такая модель взаимодействия позволяет перевести заинтересованность волонтера в персонально-прикладной ракурс (через призму личностного развития и судьбы отдельного опекаемого человека), сформировать устойчивую эмоциональную взаимосвязь волонтера-наставника и опекаемого.
Во-вторых, сбалансированным и стимулирующим характером предлагаемой помощи. В этом случае волонтерская деятельность должна не только учитывать материальные потребности опекаемых (например, место для жилья, продовольствие, медицинская помощь), но и создавать стимулирующий психологический фон (перспективы для нуждающегося в помощи человека преодолеть сложную жизненную ситуацию, самостоятельно решать собственные жизненные проблемы).
В-третьих, акцентом на психологическую реабилитацию потребителей волонтерской помощи. В основе данного направления лежат принципы:
– взаимного доверия волонтера и человека, получающего содействие;
– системной консультационно-психологической деятельности как важного направления – контекста проведения гуманитарных акций. Данный принцип особенно важен в сложных психологических ситуациях (дети-инвалиды, страдающие болезнями пожилые люди);
– адаптационной деятельности, которая направлена на максимальное нивелирование различий между «обычными» людьми и теми, кто в силу ряда причин (инвалидность, возрастные особенности) ограничен в социальной активности. В этих случаях, отдельная важная задача, решаемая волонтерами, – обеспечить социально-психологическую адаптацию таких категорий людей, в полной мере раскрыть их творческие способности и социальные возможности (тематическое общение и расширение горизонтов социального взаимодействия, участие в культурно-массовых мероприятиях, помощь другим с их стороны).
Социально-культурные проекты
Два проекта, выбранных нами для примера, объединяет их направленность на сохранение (или воссоздание) исторических памятников в широком смысле этого слова.
Исторический проект под названием Historical Interpretation Volunteers направлен на привлечение волонтеров с целью воссоздать действительность 18 века на базе Национального Исторического парка «Долина Forge» в штате Пенсильвания. Привлечение волонтеров проводится через взаимодействие с общественными организациями, проектами и сообществами (в первую очередь с молодежными), а также путем взаимодействия со школами, колледжами и университетами (объявления на Интернет-форумах университетов). Волонтеры, работающие в парке, имеют возможность участвовать в реконструкции военных событий Американской революции. Помимо этого, важная роль отводится научно-исследовательской работе – волонтеры могут принимать участие в археологических раскопках. Реализация проекта осуществляется при поддержке Департамента сохранения культурных и природных памятников.
Девиз проекта Historical Interpretation Volunteers звучит так – «прикоснись к живой истории». Это созвучно с идеей другого, отечественного проекта «Доброхоты» – «узнавая памятники – узнаёшь себя».
Доброхотское движение было основано в начале 50-х годов ХХ века в музее-заповеднике «Михайловское». В течение сезона в заповедник приезжают до полусотни отрядов, общей численностью до полутора тысяч человек. Доброхоты оказывают хозяйственную помощь Пушкинскому Заповеднику. Кроме этого, они активно участвуют во всех музейных мероприятиях, ставят спектакли, дают концерты, устраивают фольклорные и усадебные праздники, занимаются научно-исследовательской работой. Привлечение волонтеров идет через взаимодействие с общественными организациями, а также путем взаимодействия со школами, лицеями и университетами.
Таким образом, можно говорить о том, что участие в социально-культурных проектах позволяет:
Эффективность современных социально-культурных (просветительских) проектов определяется рядом следующих факторов.
Во-первых, актуальностью рассматриваемой социокультурной проблемы именно для молодежи. Обращаясь к поиску добровольцев, организация должна четко представлять два момента:
1. Насколько данная проблема является выраженной в референтной молодежной среде (конкретный населенный пункт, школа, ВУЗ и т.д.)? Действительно ли её решение может быть обеспечено через использование волонтерского ресурса? Каким должно быть количество, навыки, интеллектуальный и творческий уровень волонтеров, задействованных в процессе решения данной социальной проблемы?
2. Как сама молодежь оценивает социокультурную проблему. Нередко серьезным препятствием для запуска волонтерского проекта является тот факт, что молодежь слабо осознает проблемный характер сложившейся социальной ситуации.
Во-вторых, эффективностью презентации проблемной ситуации, в том числе, через выстраивание её взаимосвязи с повседневностью «потенциального волонтера». Этот фактор особенно важен для исторического направления. Историко-поисковая деятельность, организация исторических экскурсий, мониторинг состояния памятников национальной культуры – сферы, требующие четкого осознания молодыми волонтерами взаимосвязи истории и современности, понимания ими важности собственной деятельности именно с точки зрения «дня сегодняшнего». В связи с этим необходимо подчеркнуть, что системообразующим элементом рекрутинга и организации эффективно функционирующего социально-культурного проекта является доступность языка изложения проблемной ситуации для молодежи.
В-третьих, существенным диапазоном творческих новаций в рамках проект (возможность волонтеров предлагать и реализовывать собственные механизмы решения проблем: новые формы пропаганды, новые поисковые маршруты, программы проведения конференций и фестивалей и т.д.).
В-четвертых, постоянным ощущением волонтерами собственной социальной полезности. Нередко эффект от реализации социально-культурных проектов не может быть иллюстрирован в «человеческом измерении» (позитивные изменения в жизни конкретной личности) и опосредованно выражается. В связи с этим, одним из фундаментальных оснований успешной реализации социально-культурного проекта является как постоянная наглядная демонстрация позитивной статистической динамики (какому именно числу людей помог проект), так и поддержание престижного характера деятельности молодого добровольца. В этом случае необходимым условием является высокий социальный статус волонтера: признание обществом того факта, что социально-культурная деятельность – важнейшее направление, в рамках которого происходит решение ключевых социокультурных задач через механизм предупреждения антисоциальных девиаций и моделирование позитивного поведения.
В-пятых, активным использованием образовательного пространства для формирования позитивных социокультурных моделей поведения. В данном контексте школы и ВУЗы выступают как площадки волонтерской активности, позволяющие транслировать актуальную социальную информацию подросткам и молодежи, выстраивать процесс диалога по наиболее значимым проблемам конкретного локального сообщества (школа, район, город).
Информационно-консультативные проекты
Одна из целей создания информационных волонтерских проектов – создать условия для координации волонтерских организаций и потребителей их услуг.
Например, проект L`acse – национальное агентство социального единства и равных возможностей во Франции. Его цель – помочь отдельному человеку или группе лиц найти добровольную работу у себя в регионе. Участники привлекаются за счет возможности работать во Франции и предоставление работы студентам. Проект существует за счет государственной поддержки, грантов, частных инвестиций.
В нашей стране существуют аналогичные проекты, например «Доброволецъ – информационный портал о волонтерах и для волонтеров». Его задача информировать опытных добровольцев и новичков, всех заинтересованных в разнообразных добровольческих инициативах. Основная цель портала «Доброволецъ» – создать удобный Интернет-портал, на котором публикуются собранные воедино анонсы благотворительных мероприятий, а также необходимая для потенциального волонтера информация (контакты социальных служб, опыт добровольцев и т.п.); осуществляется рассылка с программой благотворительных мероприятий; привлекается внимание к проекту через дружественные СМИ. Реализуется проект при поддержке Благотворительного совета г. Москвы.
Эффективность современных информационно-консультационных волонтерских проектов определяется рядом следующих факторов.
Во-первых, профессионализмом добровольных консультантов, их ориентированностью на системную работу в рамках конкретного спектра проблем (психологические, правовые, педагогические и т.д.).
Во-вторых, уровнем социальной узнаваемости информационно-консультационной организации.
В-третьих, скоростью обновления информации, используемой волонтерами. Очевидно, что в современных условиях необходимо максимально оперативно реагировать на инновации, связанные с решением вопросов, по которым осуществляется информирование и консультирование (например, регулярное обновление on-line-библиотек, отслеживание изменений в национальном миграционном законодательстве, внедрения новых форматов тренингов, методов коррекционной педагогики и т.д.).
В-четвертых, доступностью информационного поля, в рамках которого происходит преимущественное позиционирование организации. Этот фактор является крайне актуальным для сети Интернет. Нередко, заинтересованные социальные группы (потенциальные «клиенты» организации) ограничены в доступе к Сети и навыках поиска в ней необходимой информации (Например, вынужденные переселенцы, подростки, подвергающиеся насилию в семье).
В-пятых, долгосрочным характером оказываемых консультационных услуг, как профессиональной, так и личностно-эмоциональной заинтересованностью добровольного консультанта в конечном позитивном результате работы.
Экологические проекты
На сегодняшний день в мире существует большое число экологических проектов. Рассмотрим три из них.
Первый проект под названием «Добровольцы в парках» (Freiwillige in Parks), Германия. Организатором проекта является Европарк в Германии (EUROPARC Deutschland). Его цель – привлечь добровольных помощников для работы на особо охраняемых природных территориях, в заповедниках и национальных парках. Проект реализуется через практическую охрану видов и защиту биотопа; естественнонаучное наблюдение, работу с общественностью: экологическое образование, сопровождение экскурсий, обслуживания информационных центров для посетителей заповедника, планирование и проведение программ для детских групп и молодежных групп, техническое обслуживание биостанций и кемпингов, туристских троп.
Участники привлекаются в проект через специальные обучающие семинары в школах, мастер-классы и возможность профессионального самосовершенствования.
Волонтерский центр «Бурундук» (Москва) осуществляет международные и национальные проекты уже на протяжении пяти лет. Практически все их проекты проходят на территории заповедников, заказников, национальных и природных парков. Цель – оказать практическую помощь сотрудникам заповедников в самых разнообразных ее проявлениях: уход за растениями, благоустройство территории и многое другое. Привлечение волонтеров происходит через сеть Интернет, через взаимодействие с эколого-просветительским центром «Заповедники».
Эффективность современных экологических волонтерских проектов определяется рядом следующих факторов.
Во-первых, специальными профессиональными навыками организаторов волонтерского движения в экологической сфере. (Какие именно природоохранные мероприятия проводить? Каким должно быть их ресурсное и технологическое обеспечение?)
Во-вторых, спецификой информационного позиционирования. В данном контексте, стремясь заинтересовать молодежь экологической проблематикой, необходимо подчеркивать, что активность в этой сфере – не социальная мода (в силу того, что об экологии и проблемах окружающей среды говорят многие западные политические и общественные организации), а необходимое условие социального комфорта и стабильного развития общества.
Проекты в сфере добровольчества и волонтёрства
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальный этап XX Всероссийской акции « Я – гражданин России»
Городской округ Серебряные Пруды
Номинация : Проекты в сфере добровольчества и волонтёрства
Наименование ОУ «МОУ « Дмитриевская основная общеобразовательная школа»
Проект «Добрые крышечки»
Курбанова Камилла,7 класс
Учитель начальных классов,
Телефон: +7 903 275-94-95,
В современном мире произошел раскол в обществе – появились богатые и бедные люди, обеспеченные и остро нуждающиеся. Самыми не защищенными слоями населения стали пожилые люди, дети, малоимущие, инвалиды, многодетные. Экономический кризис изменил мировоззрение людей, особенно подростков.
Проект создает условия для проявления лучших человеческих качеств Российского гражданина, показывает, что проявлять заботу о другом человеке можно без материальных средств, а привычный «мусор» является ценным и нужным ресурсом.
В конечном итоге, проявление милосердия может привести к желанию помочь другим людям.
1. Формирование милосердия, толерантности, сострадания.
2. Развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение проблемных ситуаций.
3.Привлечение детей и взрослых к совместному решению экологических и социальных задач.
1. Вовлечение учащихся и родителей в социальный проект, создание условий для реализации творческих инициатив.
2. Оказание моральной и материальной помощи детям-инвалидам
3. Дорого. Стоимость килограмма крышечек выше, чем стоимость других видов сырья. Например, килограмм крышечек переработчик оценивает в 26 рублей, килограмм непрессованных бутылок в 15 рублей, килограмм макулатуры в 6 руб, килограмм стекла в 4 рубля.
4. Ярко. Ёмкость с разноцветными яркими крышечками выглядит привлекательно, вызывает интерес.
5.Компактно. Крышечки не требуют прессовки. Их удобно собирать и перевозить. Например, одна не прессованная бутылка займет место более 50 крышечек! Более десятка крышечек можно разместить в кармане!
6. Увлекательно. Собирать разноцветные крышечки увлекательно детям и взрослым любого возраста
Каждый раз мы с азартом опускаем новые крышечки в бутылку и с нетерпением ждём, когда она полностью заполниться!
7. Познавательно. Начиная собирать крышечки, участники расширяют свои границы сознания и узнают много нового: о видах пластика, о процессе переработки, экологии.
8. Творчески. Самые обычные пластиковые крышечки могут служить универсальным материалом с безграничными возможностями для творчества.
Что с нами произошло за время акции? Каждый из нас поразился тому, сколько в реальности крышечек мы выбрасываем. Если еще и представить, какое количество бутылок от этих крышечек мы относим на мусорку, а оттуда они попадают в землю и не разлагаются там десятками лет… Если честно, то ребята нашей школы стали собирать и крышки, брошенные на улицах, сортировали, мыли их. Развернулось целое соревнование, кто больше принесёт крышечек.
Все хотят, чтобы мир, в котором мы живем, становился лучше. Улучшение состояния окружающей среды, помощь ближним – желание каждого из нас, и каждому по силам принять в этом непосредственное участие.
Стать участником проекта «Добрые крышечки» может любой человек. Для этого нужно всего лишь собрать крышки от пластиковых бутылок и сдать их в ближайший пункт приема. Собранные крышки будут сдаваться на переработку, а средства, полученные от сдачи, поступят в фонд помощи больным детям.
Сбор крышек может стать доброй традицией вашей семьи, ведь так просто собирать небольшие капельки добра всей семьей, а раз в месяц приносить их в пункт приема. Подобные акции проводятся уже во многих городах России. Опыт и первый вдохновляющий пример подала Испания.
Сегодня мы твердо придерживаемся мнения, что человеку с ограниченными возможностями здоровья необходимо оказывать помощь не только в делах обыденной жизни, но также помогать ему преодолевать его чувство одиночества и тоски. От отношения общества к инвалидам в определенной степени будет зависеть способность людей к состраданию, проявлению милосердия, доброты к людям.
Сбор вторсырья и других ненужных человеку вещей на благотворительные цели – простая и привлекательная идея, которая к тому же позволяет расширить круг людей, участвующих в благотворительности:
Простота и минимум усилий – например, просто не выбросить крышку в урну, а кинуть ее в специально отведенное место; продвижение идеи, что «Каждая мелочь может помочь»;
Чудесное преображение мелкого и ненужного в мощный результат на выходе – помощь нуждающимся людям и пр.;
Вовлечение детей – воспитательный эффект, приобщение к благотворительности
Массовость и демократичность – возможность вовлечения широкого круга людей, вне зависимости от их пола, возраста и пр.;
Минимум издержек – обычно мусор ничего не стоит, но важный посыл для продвижения идеи благотворительности – «Помогать можно не только деньгами»;
Выгода и рациональность – избавление от лишнего хлама.
Почему-то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность. Великий французский писатель Антуан Де Сент сказал: «Улыбка объединяет». Поэтому давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Пусть наши мысли и чувства будут едины в обсуждении очень серьезных вопросов, о которых мы сегодня говорим. Доброта. Добро.
Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Добро можно передавать из рук в руки, от человека к человеку, и тогда оно обязательно вернется к тебе вновь, ведь нас на земном шаре не так уж и много, всего каких-то семь миллиардов.
Кукушкина Л. Выбор за тобой // Социальная работа, 20 15г
Федосеева О. А. Волонтерское движение «Школа добра». Уроки доброты // Молодой ученый. — 2018. — №11. — С. 200-202. —
Социально-педагогический проект волонтерской деятельности»Максимум добрых дел»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Киселевского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №28»
«Максимум добрых дел»
«Максимум добрых дел»
обучающиеся 9 «Д» класса:
Кемеровская область, г.Киселевск
Наименование образовательной организации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28», 652715, ул.Весенняя,7, +7 (38464)5-48-28
Название темы социального проекта
«Максимум добрых дел»
Зачем подростки включаются в волонтерское движение? В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение профессиональных навыков, знаний, умений и даже возможность сделать карьеру.
В наше трудное время особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети с ОВЗ. Чтобы помогать им, не обязательно становиться на учет в специальную организацию, в нашей школе одним из направлений в развитии Российского движения РДШ является волонтерское движение «Максимум», где каждый может узнать, где больше всего ждут его помощи, поддержки и важных добрых дел.
Социальная значимость проекта
Социально-педагогический проект направлен на формирование у молодого поколения активной жизненной позиции, гуманизма, нравственности, культуры социального служения обществу как важного фактора развития современного общества.
— Пожилые люди и Труженики тыла;
Сроки реализации проекта
Апробация новых форм организации занятости подростков для развития их самостоятельной познавательной деятельности, формирования личностных и коммуникативных качеств.
Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность в системе «ровесник-ровеснику».
Организация условий, способствующих самореализации личности волонтеров через общественно-полезную деятельность.
1. Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей
2. Содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков
3. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере
4. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
5. Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде. Предоставлять подросткам информацию о здоровом образе жизни
6. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров
7.Организация условий, способствующих оказанию позитивного влияния волонтеров на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
Ресурсы, необходимые для проекта
Объемы и источники финансирования
Проект не требует значительных финансовых вложений. Оказана помощь администрацией школы и родителями волонтеров.
Сайт «Доброволец Кузбасса»
Оценка эффективности проекта
Основной результат работы – формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Вовлечение большого числа детей и подростков класса в активную общественную жизнь.
Рост социальной и общественной активности; формирование зрелой гражданской позиции;
Заинтересованность общественности проблемами экологии, нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи.
Появление людей, готовых быть сопричастными к проблемам окружающей жизни; формирование толерантного отношения к людям старшего поколения, разных взглядов и убеждений, наций, религий.
Навыки сотрудничества друг с другом и другими людьми.
Формирование понятия о ценности совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Приобретения опыта общения.
Осмысление своих реальных возможностей.
Пожилым людям, инвалидам и детям с ОВЗ
Предоставление возможности общения, социализации в обществе и положительных эмоций
Содействие в воспитании личности каждого ребенка
«Максимум добрых дел»
«Добро, которое ты делаешь от сердца
Ты делаешь всегда себе»
Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности.
На сегодняшнее время остро стоит проблема создания волонтерского движения в образовательных учреждениях, как очень мощного общественного движения.
Разработкой научно-педагогических основ жизнедеятельности детских общественных объединений занимались отечественные педагоги: В.А. Караковский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др. В их исследованиях изложены основные подходы к решению проблем построения жизненных стратегий, способов преодоления трудностей. Становление ребенка зависит от его положения в системе социальных связей и отношений. Социальный статус ребенка определяется на основании объективных показателей (пол, возраст), с его помощью регламентируются отношения и поведение групп и их членов.
Основная идея проекта – способствовать воспитанию поколения милосердных высоконравственных людей, способных помочь и оказать поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и не только, а всем тем, кому нужна поддержка и понимание.
Школьники должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными.
Общая информация о проекте
Авторы и участники проекта : Капустин Иван, Касанова Алина, Кубышкина Татьяна, Жданова Полина
Исполнители проекта: волонтерское объединение «Максимум»:
обучающиеся в 9 «Д» МБОУ «СОШ № 28»
Руководитель волонтерского объединения: педагог-психолог Шилкина Раиса Михайловна
Сроки реализации проекта:
16.03.2018г. – 16.03.2019 г.
Кемеровская область, г.Киселёвск.
Краткая аннотация проекта
Социально-педагогический проект « Максимум добрых дел » создан для учащихся 9 «Д» класса общеобразовательной школы. Рассчитан на 1год реализации проекта.
Практические занятия проводится в форме игр, акций, поздравительных концертов, экологических десантов и других занятий со школьниками и взрослым населением города.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Быть социально активным значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.
Как и всякая иная компетенция, социальная базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности.
Одной из самых эффективных форм активизации подростков является волонтёрское движение.
В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.
В последние годы заметно активизировалось волонтерское школьное движение. Программа волонтерского движения в школе предусматривает для ребят выполнение посильной общественно полезной работы. Школьники-добровольцы занимаются сбором вещей или организацией праздничных концертов, раздачей подарков ветеранам войны.
Кроме того, волонтерское движение в современной школе предполагает участие школьников в различных социально-значимых проектах и акциях, например, посвященных здоровому образу жизни, в экологических митингах и других. Волонтерское движение в школе имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что ребята вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Можно выделить такие направления волонтерского движения, которые и определяют следующие задачи:
Мы ставим для себя такие цели:
Апробация новых форм организации занятости подростков для развития их самостоятельной познавательной деятельности, формирования личностных и коммуникативных качеств.
Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность в системе «ровесник-ровеснику».
Организация условий, способствующих самореализации личности волонтеров через общественно-полезную деятельность.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
Формирование сплоченного коллектива волонтеров и возрождение идеи шефства как средства распространения волонтерского движения.
формирование потребности к социально нравственным действиям;
формирование социальных умений, социализация личности детей;
развитие гражданских качеств;
формирование опыта нравственного поведения и общения;
Формирование умения волонтеров принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
Организация механизма взаимодействия школы с окружающим социумом через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Организация условий, способствующих оказанию позитивного влияния волонтеров на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
Для организации деятельности волонтерского отряда необходимо руководствоваться следующими законодательными актами:
Закон РФ «Об образовании»;
Конституция РФ; Конвенция ООН о правах ребенка; Гражданский кодекс РФ;
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 г. №98-ФЗ;
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ;
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
Приказ Министерства образования РФ «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» от 28.02.2000 г. № 619;
Федеральный Закон «Об ограничении курения табака» от 10.07.2003г. 87-ФЗ;
Федеральный закон «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» от07.03.2005 г. № 11-ФЗ;
Семейный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 № 124-ФЗ;
Принципы работы с членами волонтерского отряда:
Парциальность (т.е. педагогическая профилактика, рассматриваемая как часть общего процесса воспитания личности и реализующаяся через формирование у ребенка навыков позитивной социальной адаптации);
Когнитивная и проблемная адекватность;
Учет возрастных особенностей учащихся.
Основные методы работы:
Сотрудничество, наставничество, доверие и понимание;
Вовлечение в деятельность через поиск интересов подростков; стимулирование и создание ситуации успеха;
Педагогическое предостережение, анализ поступков людей и конкретных конфликтных ситуаций, методы переубеждения и переключения на новую общественную деятельность;
Опора на личностный потенциал и индивидуальность каждого ребенка, обращение к самолюбию, самоуважению, чувству прекрасного.
Принципы волонтерского движения.
1. Открытость: участникам отряда может стать любой подросток, независимо от социального статуса, опыта, способностей интересов.
2. Принцип активной позиции участников.
3. Принцип адресности.
4. Принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей участников.
5. Принцип научного обоснования используемых подходов.
6. Принцип прав и ответственности участников.
1. «Милосердие». Организация реальной помощи престарелым и одиноким жителям города, инвалидам, малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям с ОВЗ. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
2. «Экология». Выявление и посильное решение экологических проблем города (благоустройство, озеленение).
4. «Исследование». Привлечение внимания общественности к проблемам экологии, нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи. Проведение лекториев юных исследователей, наглядная агитация, подготовка и проведение бесед по распространению знаний о ЗОЖ.
5. «Здоровье». Участие в различных спортивных мероприятиях, пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом.
Этапы деятельности волонтерского объединения «Максимум»
2. Обучающий: обучение волонтеров навыкам волонтёрской деятельности.
3. Проектирование: планирование мероприятий по пропаганде добровольческого движения (План мероприятий)
4. Деятельность по проекту : реализация деятельности волонтерского отряда.
5. Подведение итогов : анализ работы, определение перспектив.