ум и знания разные вещи
Ум и разум – в чем разница простыми словами
Наверняка вы слышали выражение «Ум за разум зашел» – что означает: «утратить способность рационально мыслить и логически рассуждать». У некоторых людей это случается от самой этой пословицы, ведь непонятно в чем разница между умом и разумом.
Об этом сегодня и поговорим: разберем коротко, что это такое в психологии, и чем первое отличается от второго.
Что такое ум?
Ум – это способность думать, понимать и усваивать информацию. Согласно определению из психологического словаря, это «обобщенная характеристика познавательных возможностей человека».
Функция
Функция ума – определять и сообщать человеку, что нравится, а что не нравится. Например, нам не нравится принимать горькое лекарство или терпеть укол, но разум говорит, что это полезно, важно, нужно. И теперь давайте разберем последнее понятие подробнее.
Что такое разум?
Homo sapiens, то есть «человек разумный» – так называется наш вид. Разумный – это тот, который умеет рассуждать, разумно мыслить.
Разум – это высший тип мыслительной активности, способность мыслить рационально и творчески. А также это способность мыслить широкими, абстрактными и духовными категориями.
Дословно термин можно перевести как «просветленный ум». А слышали ли вы выражение «игры разума»? Как думаете, что оно означает? Оно означает, что ваш ум захватил контроль над вами, обманывает вас.
Чтобы противостоять играм, нужно выключить автопилот и вернуть себе осознанность, контроль. То есть ваш разум дал сбой и уступил место уму.
Иногда разумность отождествляют с мудростью. А также психологи отмечают, что разум связан с волей человека.
Функция
Функция – определять, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и неполезно. Проще говоря, он помогает человеку быть человеком, то есть быть гуманным, социальным.
Чем отличаются?
В чем отличие ума от разума? Это две психические структуры, но первая подчиняется второй. Говоря простыми словами, разум – это совесть, внутренняя мораль человека.
Ум – это знания человека, его опыт. Обе структуры тесно связаны друг с другом и со сферой чувств, но понятие разума все-таки шире. Он контролирует ум.
Разберем на примерах, какая разница между умом и разумом:
К тому же раньше они встречались, но расстались из-за того, что не видели совместного будущего (при этом влечение никуда не исчезало).
Еще и чувства нашептывают: «А вдруг врачи ошибаются, вдруг надежда еще есть». Но разум говорит, что единственное разумное, то есть правильное решение – усыпить животное, как и советуют медики.
В оригинальном выражении «ум за разум зашел» под умом понимали духовное, чувственное начало, а под разумом – способность рационально мыслить. То есть в оригинале это означает, что духовность уступает рациональному познанию мира. Сейчас же эта пословица понимается совершенно наоборот.
Ум, разум, сознание, рассудок, интеллект – в чем разница?
Вместе с понятиями «ум» и «разум» часто используются еще несколько терминов: интеллект, сознание, рассудок. Чем они отличаются, в чем между всем этим разница?
Давайте обозначим коротко отличия:
Таким образом, самое широкое понятие из всех этих – сознание.
Видео по теме статьи
Что такое ум и разум, подскажет видео:
Заключение
Теперь вы знаете, в чем разница между умом и разумом. Думаю, вы слышали подобное высказывание (надеюсь, не в свой адрес): «Вот ты, вроде, умный человек, а поступаешь как-то неразумно».
Это означает, что человек при всем своем опыте и знаниях принимает опрометчивые решения, часто поддается эмоциям, много ошибается, возможно, противоречит на деле своим же словам.
Если умный человек просто что-то знает, то разумный еще и знает, как разумно использовать свои знания. От природы все люди умные, то есть имеют способность к обучению (мы сейчас говорим о здоровом и нормативном развитии индивида). Однако не все люди становятся разумными, то есть мудрыми, нравственными, моральными.
Ум и разум — в чем разница, в чем отличие от интеллекта. Что такое мудрость
Две отдельные составляющие нашего я, это ум и разум — в чем разница, вопрос на миллион. Ведь зная, как работает ум и разум по отдельности и в совокупности, можно в жизни добиться гораздо большего. И это не громкие слова. Мы пойдем чуть дальше. Обо всем по порядку.
Притча об уме
Без лишних прелюдий сразу начнем, но для затравки темы, — короткая притча.
Как-то шах отправил учиться одного из своих сыновей способностям провидца. Видеть то, что скрыто от глаз. По прошествии многих лет его сын вернулся, и шах тут же решил его проэкзаменовать, на сколько сын стал прозорлив.
-Что у меня в кулаке? — спросил шах, спрятав там перстень с рубином.
Сын немного поразмыслил и ответил:
-Я вижу у тебя камень.
Шах обрадовался приобретенным способностям своего сына, но продолжил:
-Хорошо, действительно за счет этого камня можно вдоволь насытиться, еще и останется. А какого рода этот камень? — продолжил шах
— Это жернова, которыми перетирают зерно в муку, заявил молодой человек.
-Глупец! — ответил шах. Как можно жернова спрятать в кулаке?
Ум и разум — в чем разница. Функции ума
Что такое ум в стандартном определении? Вот ссылка из Википедии :
Ум — это совокупность способностей к мышлению, познанию, пониманию, восприятию, запоминанию, обобщению, оценке и принятию решения кем-либо. Ум определяется ощущениями, эмоциями, пониманием, памятью, желаниями, индивидуальными особенностями и мотивами, а также бессознательным.
И чтобы лучше понять разницу между умом и разумом, мы чуть подробнее разберем функции нашего ума, за что он отвечает.
Первая функция — это память. Все, что мы получаем с помощью наших чувств, нашего восприятия, откладывается в уме. Ум запоминает полученную информацию и при необходимости черпает ее из кладовых памяти.
Вторая функция нашего ума — просчет, расчет, выведение алгоритмов, цепкость восприятия и усвояемость полученной информации в связке с памятью. У каждого эта функция по своей силе разная. Если объем своей памяти можем увеличить в разы, то вторую функцию нашего ума только в некоторой степени.
Очень тонкое и сложное сплетение ума и разума
Ум воспринимает окружающее через пять своих проводников, через пять чувств. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Хочу здесь, хочу сейчас, хочу много, надо еще и так далее. Ум постоянно что-то запрашивает. Именно уму частенько наплевать на этикет поведения в обществе, на моральные и нравственные принципы. Здесь и сейчас получить желаемое — его кредо.
Отличие ума от разума простыми словами
У разума всего одна функция, но какая! Разум, в хорошем смысле этого слова, пользуется всей информацией и данными ума. Разум имеет прямой доступ ко всему, что получил и обработал ум, но теперь обрабатывает полученные данные на более высоком уровне.
А именно, разум, понимает, что такое хорошо, а что такое плохо, но уже комплексно для человека в целом, с учетом перспективы.
Подходящий пример с детьми.
Ребенок, кричит — хочу, хочу, хочу! Мы понимаем, что ребенок почти не имеет разума. Он естественно не понимает «что такое хорошо и что такое плохо», так и что вред и благо для него. А это так раз функция разума.
Дай-дай. Хочу-хочу!
Много мороженого и сладкого! Да, кричит ум! Нет — отвечает разум, но пока разум не ребенка, а взрослого.
Когда мы становимся взрослыми, нам неугомонный ум продолжает выставлять счета на потенциальное удовольствие или отнекиваться от обязанностей и выполнения долга. Дорогой автомобиль в кредит!? Класс! Ум произвел первичный расчет, сколько стоит автомобиль, сколько будет кредит в рублях. Расчет ума — 50% от дохода.
Тут вступает в роль разум и говорит, автомобиль — супер, а кредит дорогой. Все твои минимальные расходы уже 80% от твоего дохода. Разум говорит — нет. Второй вариант — найти машину подешевле, чтобы уложиться в оставшихся 20%.
Вообще, если ум далек от нравственных ценностей и норм поведения в обществе, то разум стремится его одергивать.
На сколько у человека сильнее разум, на столько человек адекватен для себя и окружения. =) ) То самое горе от ума!
Слабый разум, значит много бед.
Человек идет на поводу своего ума. А ум, всегда идет на поводу своих чувств, что близко к катастрофе. Как мы понимаем, руководствуясь чувствами, которые не совершенны в своем восприятии, терпим фиаско.
Правда, есть исключение, есть нечто иное, чем разум. Об этом пойдет речь дальше.
Отличие интеллекта от ума и разума
Но что бы логично идти дальше, давайте уточним любопытную и важную деталь. Ум и разум мы разобрали. Есть еще такое понятие, как эрудиция.
Эрудиция — это свойство ума.
Начитанность и образованность в связке с хорошей памятью. Человек может быть очень эрудированным, но не разумным. Много знать, но поступать не верно. Это мы видим не редко.
Интеллект, это уже гармоничная связка эрудированного ума и разума.
Наш ум может быть очень силен. Крепкая память, великолепные способности к восприятию информации, эрудиция и так далее. Наш разум может быть еще круче, он четко справляется с сильным умом, более того, они дружат друг с другом. Совершенство! Про таких говорят — человек с сильным интеллектом.
Наш любимый Шерлок Холмс
Вместе с тем, мы наверняка замечали, что не все интеллектуальные люди, приятные, или попросту — хорошие люди. Человек с легкостью решает сложные математические задачи, раскладывает по полочкам запутанные клубки причино-следственных связей, гений бизнеса и тому подобное. Однако, такой человек может быть скрягой, не чувствовать, когда обижает людей, или просто с дрянным характером.
Что это? Он же чертовски умен! Его интеллект завораживает! Все его планы аргументированы и безупречны. Как можно такому умному человеку дурно поступать? Значит есть что-то еще кроме ума и разума?
Что не хватает для полноценного интеллекта
У интеллекта есть две ступени, две стороны. Первую сторону только, что изучили. Вторая — это эмоциональный интеллект. Здесь имеется ввиду следующее:
Человек наделен развитыми эмоциями. Грубо говоря, кроме светлой головы имеет еще и сердце. Человек открыто умеет выражать свои эмоции, он не бесчувственный “сухарь”.
Человек наделенный эмоциональным интеллектом, умеет в зависимости от обстоятельств проявлять свои эмоции или их уровень, амплитуду. То есть реагировать адекватно происходящему.
Такого человека отличает от того, кто идет на поводу своих чувств, сильный разум. Такой человек знает как и где уместно применять свои эмоции. Человек наделенный развитым эмоциональным интеллектом конструктивен, позитивен, умет слушать и сочувствовать. При этом не дает слабины аргументировано и корректно отстаивает свои позиции.
Чаще сильнее тот, кто владеет своим умом и эмоциями
Понимать, что такое эмоциональный интеллект — весьма важно, но этим знанием обладают не многие. Правда, сейчас, все чаще проявляется тенденция при наборе на работу брать людей именно с развитым эмоциональным интеллектом.
Все потому, что знания и опыт относятся к наработанным компетенциям. Можно человека достаточно быстро всему научить. Главное, что бы он имел определенный уровень развития своего ума. А вот эмоциональный интеллект больше относится к заложенной природе человека. Это качество развивается, но куда сложнее и больше по времени.
Конечно может быть и по-иному. Человек наделенный эмоциональным интеллектом, может не иметь тот «классический» интеллект, что описан в предыдущей главе.
Если мы говорим о полноценном интеллекте, то следует брать к учету две стороны интеллекта.
Тогда все становится на свои места.
Если вы видите перед собой образованного, умного человека, но не с адекватным стилем общения — у него развита одна часть интеллекта.
Если же видите «хорошего парня», но не имеющего эрудиции и высокого ума, то это вторая часть интеллекта. Подчеркну — эмоциональный интеллект снабжен сильным разумом и развитыми морально-нравственными качествами. Это ценно.
Ум и разум — в чем разница и отличие от мудрости
В заключении, я не могу пропустить изюминку этой темы. Чем отличается разум от мудрости?
Все, что мы с вами прошли, относится к одной весомой нашей стороне. А знаете, что является венцом всего этого? Да, мудрость! Если мы думаем, что мудрость, это развитый интеллект, теперь пусть с учетом эмоционального интеллекта, то мы будем не совсем правы.
Мудрость отличается от интеллекта тем, что мудрый умеет всегда поступать в соответствие с местом, временем и обстоятельствами.
Каждый раз, при новых вводных, разум часто действует близко к шаблону.
Мудрость — с учетом места, времени и обстоятельств.
И мудрый человек, конечно должен иметь развитый эмоциональный интеллект, потому что решения принимаются не только на основании сухих данных, но и сердца. Ведь наилучший алгоритм действий нам может рассчитать и компьютер. Но компьютер никогда не учтет то, что дает развитие нашей души и сердца.
Баланс нашего разума и сердца
Мудрость, это отдельная и большая тема. Этой тему я постараюсь разобрать подробно в одной из следующих моих статей.
Ниже, может быть немного рекламы =)). Я сделал максимум, чтобы реклама не мешала вашему чтению.
taoyoga
Цигун в большом городе
www.chi2b.ru
Интеллект связан со способностью человека анализировать, накапливать и быстро обрабатывать информацию.
Ум — это проекция нашего эго, он зависит от духовного уровня человека.
Интеллект — это знание, состояние ума — это способность применять знание. Например, все курильщики знают, что никотин вреден для здоровья, но привязанность ума к результатам курения не позволяет им воспользоваться этим знанием. «Мне нравится курить» — это самообман, не верьте ему, человек даже не способен признаться в своей зависимости.
Развивать нужно и то, и другое. Отсутствие знания — это невежество, отсутствие способности применить знание — это уровень страсти, более высокая ступень с точки зрения ведической традиции.
Знание на интеллектуальном уровне задает нам маяки, куда и как нужно двигаться. Читайте хорошие книги, общайтесь с интересными людьми, решайте сложные задачи, играйте в шахматы, учите иностранные языки — в зависимости от своих личных целей постоянно обогащайте и развивайте свой интеллект. Но не загоняйтесь — не интеллект определяет счастье.
Знание на духовном уровне — это возможность действовать, исходя из разума, несмотря на все ловушки ума. Развивать и очищать ум можно разными способами, суть заключается в том, что вы тренируете себя делать то, что нужно, и не делать то, что не нужно.
Делать полезное и избегать вредного — это очень сложно. С едой и сигаретами все более-менее просто, а попробуйте оставаться честным, когда вам это невыгодно, или не проявлять гнев, когда ум цепляется за внутренний крючок.
Существует большая каста людей, которая не способна действовать и достигать результатов из-за загрязнений ума (страхов, зависти, злости, жадности, желания быть великим), очень часто они подменяют реальные достижения интеллектуальными — этакий теоретический клуб знатоков. Такие люди любят посещать в неограниченных количествах тренинги из серии «Энергия денег», «Как стать счастливым за 5 минут», но неспособность преодолеть негативные проявления ума, взять ответственность за определенный процесс, следование желанию наслаждаться и не прикладывать усилий, не позволяет им воплотить свои намерения. Они гонятся за сильной эмоциональной накачкой, но это никак не связано с личной силой человека.
Знание без способности его реализовать не имеет никакой ценности, оно указывает путь, знать дорогу и пройти по ней — не одно и то же.
Опасайтесь следующих ловушек ума, когда он выдает желаемое за действительное:
— Не гордитесь своими «знаниями» как заработать миллион и жениться на королеве, если это не соответствует действительности — это интеллектуальная накачка мозгов, с помощью которой человек тешит свое эго. Такое мнимое удовлетворение блокирует импульс к действию, вы так и останетесь «ботаником». В жизни берите советы только у тех людей, которые реально достигли того, о чем они говорят. Самые толстые женщины знают больше всего диет, но это им не помогает.
— Не присоединяйся к чужим результатам, к тебе они не имеют никакого отношения. Я знаю Бреда Питта (его знают миллионы; мне нравится, как одевается Софи Лорен (еще хуже, когда человек осуждает тех, кто явно лучше него в данном аспекте), я видел в резиденции Директора мира самую дорогую машину (это не твоя машина и тебе никогда не светит). Иногда мы говорим это так, как будто это наши собственные достижения — опять же это жажда быть великим и ничего для этого не делать.
Будь честным с собой
Для этого нужна огромная внутренняя сила — ведь для этого придется признаться, что ты — не самый великий.
— Честно анализируй свои желания. Если я кого-то ненавижу и хочу подло отомстить, хочу быть самой красивой, самой великой, владеть всеми богатствами мира, делаю что-то на зло кому-то, вышла замуж из-за денег, дала себя унизить из страха — не позволяй уму прикрывать правду, иначе ты и дальше будешь отдавать ему бразды правления своей жизнью. Ум сильнее тебя, с ним можно справиться только честностью. Пусть она неприятна, но избавит тебя от иллюзий и даст возможность составить твой реальный план для развития и роста.
— Возьми лист бумаги и реально опиши, кто ты есть сейчас и что ты можешь — я студент, средний в группе по успеваемости, у меня доход 30 тыс. рублей в месяц, моя девушка, моя квартира, моя скорость развития, состояние здоровья, друзья, отношения с родителями, мои успехи за последние годы — посмотри на свою жизнь со стороны, такую, какая она есть. Не нужно ее ни приукрашивать, ни приглушать. Все ли тебя устраивает? Если нет, безо всякой жалости к себе (это тоже эго, что я не велик) запланируй, как постепенно улучшать важные стороны жизни.
— Не бойся признаваться в своих слабостях и ошибках — ты обычный человек, который развивается и не может все время быть правильным. Некоторые вещи нужно хранить в себе (людям не нужно знать все твои мысли и поступки, иногда они бывают жестокими), если ты кого-то обидел или подвел — имей силу попросить прощение и компенсировать ситуацию. Если ты всегда прав, а другие — всегда не правы, у тебя нет шанса стать счастливым.
Учись нести аскезы
Аскеза — это не трехлетняя медитация в лесу без воды и еды. Аскеза — это отказ от одного во имя другого. Если ты хочешь состояться профессионально, выбрось телевизор, сократи пребывание в соцсетях, больше учись и трудись. Если ты хочешь наладить отношения с родственниками, начни для них делать то, что им приятно — даже если ты не испытываешь от этого удовольствия. Если ты хочешь здоровое тело — отводи время на тренировки, брось курить и т. д.
Ум — очень хитрый и ленивый, постоянно приучай его к чему-нибудь новому. Отказывайся иногда от того, без чего не можешь жить, делай иногда то, что делать не хочется. Дрессируй его!
Заботься о других людях
Ты не сможешь быть счастливым, если тебе не с кем разделить все свои даже самые великие достижения. Ищи баланс между материальным и духовным, истинное счастье постигается через любовь.
Разница между умом, образованностью и начитанностью
Этой статьёй я хотел бы отметить, что есть разница между умом, образованностью и начитанностью. В настоящее время чаще всего это всё сводится к одному — к уму. Но я считаю что это разные понятия и поэтому пишу эту статью.
Ум человека, образованность человека и начитанность человека это разные понятия. Сейчас я дам краткие определения, а ниже уже будут более развёрнутые. Ум — умение думать. Образованность — знания. Начитанность — прочтение книг, рассказов и т.д.
Под умом человека я понимаю его умение мыслить. Мыслить «правильно», логично. Умение отличать правду от лжи, принимать какие-либо решения и иметь своё собственное мнение, а не слепо следовать чужому. Так же умному человеку свойственна адекватность. Все мы посещали такие места, как школа, но при этом лишь очень немногие действительно могут считаться умными.
Под образованностью человека я понимаю наличие различных знаний. Научных и не только фактов, знаний в различных сферах: географии, истории, математики, информатики, биологии и так далее.
Под начитанностью человека я понимаю количество прочитанных книг (художественных), рассказов, всякие истории и прочее.
Ум, образованность и начитанность не всегда вместе присутствуют у человека. Например, человек может быть умным, но не начитанным. Умным и образованным, но не начитанным. Начитанным, но не умным и не образованным. Когда же все три характеристики присущи человеку, то это хорошо. Когда ни одна из них — очень плохо.
Ещё хотел бы выделить словарный запас. Словарный запас тоже вряд-ли может считаться показателем ума. Словарный запас вполне можно считать четвёртой характеристикой, но я не придаю ему большое значение, потому выписал его отдельно.
Разница между умом, образованностью и начитанностью достаточно проста, я думаю, что вам будет легко запомнить её.
Что такое: Интеллект, ум, разум, мудрость?
Их определение и различие друг от друга.
Вот так, ни больше ни меньше! Согласно «Википедии», интеллект, это самое высшее, чем только может обладать мозг, ибо он объединяет все мыслительные способности.
А вот определение понятия «ум», взятое из Современного энциклопедического словаря:
То есть, получается, что между умом и интеллектом нет никакой разницы, интеллект – тот же ум, только на латинском языке. Но ведь не может быть так, чтобы два разных слова означали абсолютно одно и тоже, иначе такие слова становятся лишь мусором.
Вот ещё одно определение (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова):
Что ж, это уже что-то, выходит, что ум только подготавливает рассудок к интеллекту. Из всего сказанного ясно, что ум – это работа мозга в одной плоскости – мышление. В то время, как интеллект включает в себя большое разнообразие подобных качеств: мышление, память, воображение, внимание и т.д.
Выходит, что интеллект отличается от ума тем, что способен работать в нескольких плоскостях. Он более обширен, его возможности выгодно разнятся именно в горизонтальной проекции. Другими словами, говоря, человек с высоким интеллектом мыслит не лучше, или не глубже, чем умный человек, но его познания более обширны.
Хорошо, пусть будет так. Но вот вопрос: когда в цирке или других местах, обучают различным номерам и трюкам животных, что у них задействовано в первую очередь?
Восприятие? – безусловно!
Память? – прежде всего, иначе вся работа насмарку!
Воображение? – очень может быть…
Мышление? А вот здесь вспоминается один показательный случай:
Когда-то давно, в одном из институтов был поставлен эксперимент – дрессировать волков также как и собак, чтобы выявить их способности. Но волки почему-то не обучались. Собаки, ради куска мяса, без проблем обучались командам «сидеть», «лежать», исполнять несложные задания и т.д. А волки просто нападали на дрессировщика и силой отбирали этот кусок. Так продолжалось до тех пор, пока кто-то не додумался посадить волка в обыкновенную клетку. И, о чудо – недавний «тупой» волк стал исполнять все команды с точностью, без ошибки, дабы заполучить награду. Но как только он оказывался вне клетки, то снова принимался силой отбирать мясо. Выходит, что волк лучше анализировал ситуацию, нежели собака, он прекрасно понимал: зачем ему лишний раз напрягаться, когда можно просто припугнуть слабого человека и отобрать у него заветный кусок. Но всё показанное он запомнил не хуже собаки. Собака же этого не осознавала и безропотно исполняла то, что ей зададут.
Выходит, что волк занимался именно мышлением. Он правильно оценивал ситуацию и исходил из внешних обстоятельств, собака же только использовала свои познавательные способности и каждый раз, когда встречалась с подобной проблемой, искала её решение в своём опыте, так сказать «оперировала своими знаниями», и даже не попробовала создать свой новый способ решения проблемы.
«Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач»… Интеллект — это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом совпадения истины и блага. (Мигашкин Н. В.)
Но волк решил свою задачу несмотря на предоставленный ему «процесс познания», он правильно оценил обстановку и выбрал куда более оптимальный способ решения!
Поэтому, катание медведей на велосипедах, прыжки диких кошек через круги, прыжки в высоту дельфинов, игра тюленей в мяч или ходьба собак на задних лапах и лай в нужный момент – всё это ещё не мышление, не ум, хотя использование познавательных способностей идёт здесь полным ходом. Поэтому можно заключить, что такое качество, как «ум», гораздо выше по своей значимости, чем «интеллект»
Хотелось бы также не обойти стороной и такое явление, как «искусственный интеллект». Наиболее яркий пример – сложнейшие электронные машины, способные в доли секунды просчитывать миллионы вариантов и находить оптимальный. Но снова загвоздка: они способны лишь воспроизводить, а не создавать.
Например: когда Гарри Каспаров проиграл в шахматном поединке ЭВМ, все заговорили о том, что машины уже превзошли людей по своим умственным способностям, что скоро они достигнут такого уровня, что полностью смогут заменить собой людей. Этакий «Закат Европы» в стиле XXI века.
Хотелось бы спросить: а что, эта ЭВМ проявила ум, проницательность, нестандартность? Она решила прибегнуть к каким-нибудь «нешахматным» методам – отвлечь внимание противника, заговорить его? – Нет! Она просто просчитывала варианты, то есть, воспроизводила свою программу. То есть, действовать так, как человек, она не способна. С каких пор прототип зомби стал считаться эталоном ума?!
Представим недалёкое будущее: вот появятся роботы, следящие за чистотой на улице, за безопасностью на дорогах, обслуживающих людей в магазинах и иных массовых скоплениях народа. Допустим, произошло стихийное бедствие, или ЧП, или военные действия (не приведи Господь). Ведь все эти роботы будут продолжать выполнять свою, заложенную в них программу. Да, идеально, совершенно. Но у кого тогда повернётся язык назвать такое создание умной? Когда, спасающегося от приближения катастрофы, человека, будет догонять и останавливать за превышение скорости робот-полицейский?
Не будет техника обладать умом, никогда, потому что для этого необходима душа (дыхание жизни). Другое дело люди и животные, это присуще только им, потому как Господь наделил их таким качеством. Кстати, именно поэтому я считаю создание киборгов аморальным (киборг – соединение кибернетики и органики).
Приведу ещё один пример: мой дед был охотником – медвежатником. Однажды он не успел вовремя вернуться в охотницкую избу, пришлось заночевать в тайге. Дед расположился на берегу, будучи готовым в любой момент отплыть на середину реки. Отправился за валежником, а когда вернулся, заметил, что у его лодки орудует медведь – тот возился с дедовыми припасами в рюкзаках и снастях. Дед оставил валежник и поспешил к высокому, толстому дереву. Медведь, заметив человека, предпринял следующее: для начала он, чтобы человек не смог ускользнуть, оттолкнул лодку от берега. После этого ринулся за дедом. Как потом вспоминал сам дед, он просто поразил его своей сообразительностью. Медведь почти догнал и не дал возможности человеку влезть на дерево. Он стал гоняться за ним вокруг дерева. Но, поскольку человек более вёрткий, он всё время ускользал от медведя, который, из-за своей габаритной туши никак не мог его поймать. Тогда этот «мишка» стал собирать поленья и раскидывать их вокруг дерева, чтобы человек споткнулся о них и упал. Когда он заметил, что человек откатывает коряги, пока медведь ищет новые, то зверь попытался даже вкапывать их! Он рыл землю лапой и вонзал в ямы эти пни. За человека он не опасался, поскольку понимал, что человек, ночью в тайге, ни за что не отойдёт от дерева на берегу, которое хоть как-то освещалось луной. Спас деда случай: уже под утро мимо проплывала «моторка», охотники увидели медведя на берегу и пальнули с ружья. Медведи – существа очень пугливые, одного выстрела оказалось достаточно, чтобы он в страхе удрал.
Я слышал от отца немало рассказов о медведях и поражался их уму. Они находили смелые решения, как освободиться от капканов, или задрать охотников. Их много гибло в тайге. Были случаи, что убитого охотника медведь притаскивал к его собственной избе. Чтобы дать родственники понять, что его не просто задрали, а отомстили, понятно за кого.
Месть – это особое чувство, оно невозможно ни при каком интеллекте, и это не просто эмоция. Это настолько изощрённый способ воздаяния, чтобы даже представители другого вида догадались, что это не просто убийство. Это слишком сложно, это качество доступно только уму, поскольку здесь необходимо настоящее мышление.
Но, увы, в нашем современном образовании мышлению отводят какую-то второстепенную роль. Упор делается на загрузку новыми знаниями, развитие памяти и механическое заучивание: схем, формул, определений, событий, дат и т.д.
Разум и мудрость
Что ж, мы разобрались, что интеллект и ум имеют между собой отличие. Но что такое, тогда разум, разве обязательно ему иметь свои уникальные черты?
Обязательно! Особенно, когда вспоминаются слова А.В. Суворова: «Ум без разума – беда».
Просмотрев достаточное количество определений понятию «разум», мы обнаружили, что оно ничем не отличается от определений ума или интеллекта:
«РАЗУМ, или сознание. В обыденном представлении разумное существо – это существо воспринимающее, мыслящее, обучающееся, обладающее желаниями и эмоциями, делающее свободный выбор и демонстрирующее целесообразное поведение»
И, наконец, мудрость. Здесь вы можете быть со мной согласны или нет. Но, по моему, мудрость это:
Состояние, когда человек готов не только впитывать новую информацию, не только на её основе находить новые решения неизведанных задач, не только создавать прекрасные творения, и не только осознавать ответственность за последствия своих действий.
Мудрость – это когда человек не занят поиском смысла жизни, а нашёл его! И смысл этот заключается в том, чтобы делать мир вокруг себя добрее и радостней. Чтобы преображать окружающих тебя людей, дарить им любовь и освещать радостью, чтобы они становились такими же мудрыми. Чтобы простые люди повышали свой интеллект, интеллектуалы набирались ума, умные обретали разум, а разумные открывали глаза и видели, что наш мир – прекрасен. И только от нас зависит: погубить его окончательно или сделать по настоящему прекрасным, добрым и светлым.
Спасибо Вам всем!
Градация:
-1 (минус первый уровень)
Быдло – человек, сознательно противящийся приобретению знаний и живущий только потребительскими интересами: дорогая и модная одежда, изысканное питание, неограниченность в финансах, времяпрепровождение в сплошных удовольствиях и полное потакание своим желаниям – вот предел их исканий. По своему качественному состоянию такой тип людей ничем не отличается от амёбы или паразитов, поскольку ведёт паразитарный образ жизни – сплошное потребление при нулевом уровне производства. Их жизнь лишена смысла, по их собственному признанию «Смысл жизни – в самой жизни». Говоря другими словами, они едят, чтобы есть, а не чтобы дать энергию своему организму, копят деньги ради накопления, а не для реализации их на полезное дело и т.д. В их образе жизни отсутствует главный фактор – цель. Бесцельное существование, приходят в этот мир ни для чего и ни с чем уходят.
Доля среди населения примерно 20-25%
0 (нулевой уровень)
Обыватель – человек, который стремится, главным образом, к достижению земных благ, умственные и моральные качества развивает только в том случае, если это помогает ему достичь своих меркантильных интересов. В отличие от быдла, способен, и, как правило, с интересом приобретает знания, если встретится с более знающим человеком. То есть, сам к знанию не стремится, но противиться ему не станет. Способен меняться в зависимости от окружения, пересматривать свои интересы, увлечения, смысл существования, что роднит его с конформизмом. Именно такой тип людей попадает в различные псевдорелигиозные культы и секты, поскольку очень подвержены внушению и контролированию сознания. Любая экстремистская организация или агрессивная политическая организация, делает ставку на этот слой людей.
Доля среди населения примерно 35-40%
1 (первый уровень)
Интеллектуал – человек, обладающий обширным багажом знаний, очень развитый. Он постоянно ищет и усваивает новую информацию. Обладает хорошей памятью. Способен применять свои знания на практике для успешного выполнения задач, быстро прорабатывать множество вариантов развития ситуации. Эти люди, в большинстве своём, успешны, ответственны к своей работе. Но часто они превозносятся своими качествами перед другими, хотя ни за что это не признают. Для таких людей опасен срыв, неудача на своём поприще, поскольку редко кто из них находит силы пережить поражение. Причина этого кроется, опять же, в их завышенной самооценке и слишком явного самолюбования.
Знания для таких людей – это всё, они видят смысл жизни только в нём. Повторимся: с менее одарённым или нижестоящими по служебной лестнице они нередко бывают грубы и жестоки.
Доля среди населения примерно 15-20%
2 (второй уровень)
Умный – прежде всего, это мыслящий человек, способный не только понять и усвоить, но совершить открытие, способный создать как научный труд, так и шедевр творчества в поэзии, музыке, скульптуре, архитектуре и т.д. Представители этого типа становятся учёными с мировым именем, новаторами, первооткрывателями. Творческая и научная интеллигенция – классический пример. Однако, зачастую человек умный может и не обладать моральными качествами, в таком случае уместно говорить о «злом гении». Увы, таковых также не мало. Короче говоря, умный – совершенство ума, при возможном нравственном уродстве (ассиметрия духовного и умственного начал). Как бы кому ни нравилось, но прогресс человечества (вернее, его техническая часть) идёт именно благодаря людям этого типа.
Доля среди населения примерно 3-5%
3 (третий уровень)
Разум. Человек разумный – не просто homo sapiens sapiens. А обладающий мышлением, способный создавать и творить, но при этом и сознающий свою ответственность за то, что он создаёт. Данный тип людей никогда не будут делать того, что, по их мнению, может негативно сказаться на других людях. Их моральные качества на высоте, они руководствуются не просто созиданием, но преследуют благородную цель: с помощью своих изобретений или творений сделать людям добро. Благая цель для них стоит выше личного творчества. Нередко такие люди уничтожали свои творения (вспоминаем А. Пушкина, А. Чехова, М. Булгакова и других). Подобное поведение и благородство – большая редкость в наши дни.
Доля среди населения в процентном соотношении трудно уловима, однако такие люди, бесспорно, есть, иначе мир давно прекратил бы своё существование.