ушинский о роли психологических знаний для педагогической теории и практики
Роль психологических знаний в педагогической теории и практике К.Д. Ушинского
Жизнь великого русского педагога К.Д. Ушинского от рождения до смерти. Идея народности воспитания как центральная идея педагогической теории. Родной язык как средство воспитания и построение начальной школы на принципах народности. Семейное воспитание.
Подобные документы
Проблема свободного воспитания, этапы его развития в педагогической теории и образовательной практике. История возникновения идеи свободного воспитания в недрах античной философии. Становление традиций свободного воспитания, зародившихся в Древней Греции.
статья, добавлен 28.09.2018
Изучение истории разработки и проявления гуманистических идей в теории воспитания в отечественной педагогике периода 1960-х годов. Анализ соотношения общепринятого взгляда на понимание воспитания. Обзор основных факторов развития педагогической мысли.
статья, добавлен 18.03.2018
Определение места педагогики в системе философских знаний и её историческое выделение в особую общественную функцию. Описание этапов развития педагогической теории и направлений систем воспитания. Формирование методов и предмета педагогической науки.
тест, добавлен 05.11.2012
Изучение педагогических трудов К.Д. Ушинского. Характеристика деятельности К.Д. Ушинского как личности и педагога. Анализ идеи народного воспитания – основы для создания оригинальной русской педагогики, взглядов на личность учителя и его подготовку.
курсовая работа, добавлен 26.06.2014
Понятие метода воспитания. Теоретическое обоснование педагогических условий эффективности, оптимизации воспитательного процесса. Оптимизация педагогической эффективности словесных методов воспитания при их использовании в учебном процессе начальной школы.
курсовая работа, добавлен 20.11.2010
Философские основы дидактической системы К.Д. Ушинского. Сущность учебного процесса, его психолого-педагогические закономерности. Единство обучения, воспитания и развития личности ребенка. Роль Ушинского в теоретическом обосновании процесса обучения.
реферат, добавлен 16.07.2010
доклад, добавлен 26.09.2012
Отражение педагогической системы А.С. Макаренко в «Педагогической поэме». Важнейшие принципы педагогической теории и практики А.С. Макаренко. Возможности воспитания в коллективе и через коллектив. Значение трудового воспитания в концепции Макаренко.
курсовая работа, добавлен 31.10.2017
Жизнь и деятельность русского педагога-демократа Константина Дмитриевича Ушинского. Его научные взгляды на развитие педагогики и системы общего образования, разработка цельной дидактической системы, основанной на принципе единства обучения и воспитания.
реферат, добавлен 27.11.2009
Формирование «нового человека» в 1920-е годы как модернизационный проект. Идеи трудового воспитания советских школьников по педагогической системе К.Д. Ушинского и их развитие в деятельности М.Н. Скаткина. Научно-педагогическое наследие Н.К. Крупской.
статья, добавлен 08.07.2021
Психология обучения в трудах Ушинского
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:29, контрольная работа
Краткое описание
Научно-технический прогресс, являясь фактором развития психологической науки и способствуя освобождению ее от умозрительных представлений, в настоящее время со всей определенностью выявил теснейшие взаимосвязи психологии с педагогикой. Эта связь, разумеется, существовала всегда, что и осознавалось передовыми психологами и педагогами.
Вложенные файлы: 1 файл
ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В ТРУДАХ К.docx
Научно-технический прогресс, являясь фактором развития психологической науки и способствуя освобождению ее от умозрительных представлений, в настоящее время со всей определенностью выявил теснейшие взаимосвязи психологии с педагогикой. Эта связь, разумеется, существовала всегда, что и осознавалось передовыми психологами и педагогами. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский (1824-1870) подчеркивал, что по своему значению для педагогики психология занимает первое место среди всех наук. Чтобы всесторонне воспитать человека, отмечал К.Д. Ушинский, его надо всесторонне изучить.
Деятельность К.Д. Ушинского протекала в период кризиса крепостнического строя, подъёма общественно-демократического движения и формирования в нём революционно-демократического направления. Именно поэтому стержнем его педагогической системы стали требования демократизации системы образования и обучения. В общественных взглядах К.Д. Ушинского, в целом идеалистических, нашли отражение прогрессивно демократическая идея поступательного развития общества, протест против деспотизма, признание деятельной сущности человека, труда как важнейшего фактора жизни.
Однако К.Д. Ушинский известен ещё и как талантливый дидакт, явившийся одним из идеологов и разработчиков теории развивающего обучения, поставивший дидактику на психологическую основу.
1.К.Д.Ушинский о роли психологических знаний для педагогической теории и практики
1.1.Психология обучения в трудах К.Д.Ушинского
К. Д. Ушинский — признанный выдающийся деятель русской педагогической науки. Отличное знание состояния теории воспитания и практической работы школы, глубокий анализ истории развития взглядов на цели и задачи воспитания, широкая ориентация в достижениях современной ему научной мысли (в различных областях знания) позволили ему создать многочисленные труды, отвечающие самым насущным потребностям русской школы, и выдвинуть ряд научных положений, имеющих непреходящую ценность. Его труды, в особенности его учебные книги «Детский мир» и «Родное слово», пользовались огромной популярностью. Теоретические воззрения К. Д. Ушинского, сконцентрированные в его книге «Человек как предмет воспитания», оказали большое влияние не только на современное ему состояние педагогической мысли в России, но и на все ее последующее развитие. Он поднял общие, широкие задачи комплексного изучения ребенка и руководства его развитием, рассматривая три основных источника педагогики (психологию, физиологию, логику) в единстве и взаимозависимости.
Истинная педагогика, избегая обеих крайностей, дает ученикам прежде всего материал и по мере накопления этого материала приводит его в систему. Чем более и разнообразнее накопляется материал, тем выше становится система и, наконец, достигает до отвлеченности логических и философских положений» [6; 355].
Серьезное внимание привлек К. Д. Ушинский к проблеме психологически правильной организации процесса обучения. Обучение, по его мнению, только тогда достигнет цели, т. е. окажет существенное влияние на духовное формирование личности, когда оно будет осуществляться по единому продуманному плану, в котором различные учебные предметы тесно скоординированы друг с другом. «До тех пор,— подчеркивал К. Д. Ушинский, — пока различные предметы учебного курса будут у нас преподаваться, как бы совершенно не зная о существовании друг друга, учение не будет оказывать никакого существенного влияния на духовное развитие детей, предоставляя его только влиянию времени и жизни; — до тех пор учение будет не увлекательным органическим процессом психического развития, а невыносимо скучным трудом для наставника и ученика» [4; 278].
Основы всего духовного достояния человека, считал К. Д. Ушинский, закладываются в раннем детстве. Поэтому к первоначальным этапам детского развития должно быть проявлено особое внимание. В процессе обучения также наибольшую важность, сложность и трудность представляет именно первоначальное обучение. И чем меньше возраст ученика, тем больше от учителя требуется педагогических знаний и мастерства. «У педагогики,— писал он, — очень широкое основание и очень узенькая верхушка: дидактика первоначального преподавания может наполнить томы; дидактика чтения лекций в университете может быть выражена в двух словах: «знай хорошо свой предмет и излагай его ясно». Вот почему по большей части профессорам, не занимающимся специально психологией и педагогикой, всегда кажутся даже странными и лишенными дельного содержания педагогические толки и споры. Но пусть эти люди сами устроят первоначальную школу и станут преподавать в ней» [7; 306].
Очень важной задачей первоначального обучения, с которой обязательно должна начинаться работа педагога, К. Д. Ушинский считал психологическую подготовку ребенка к учению. Такая постановка вопроса в то время была новшеством и резко расходилась с реальным состоянием дела. Как показывала практика, дети, даже приступая к изучению отдельных учебных предметов, оказывались не готовыми к серьезному учебному труду. «Внимание их, — отмечал К. Д. Ушинский, — не развито; память привыкла, по большей части, работать бессознательно, а, главное, книга и действительность кажутся им предметами совершенно противоположными, не имеющими между собой Никакого отношения. Такое первое впечатление науки ложится глубоко в восприимчивую душу дитяти и остается в ней надолго, иногда на всю жизнь. Имея превосходные природные способности, дитя часто совершенно не привыкло пользоваться ими и приступает к учению, как к скучному и тяжелому труду» [2; 11 — 12].
Исходя из этого, К. Д. Ушинский поставил вопрос о необходимости подбора учебного материала, соответствующего психологическим особенностям ребенка, пробуждающего у него интерес к учению, прививающего вкус к приобретению знаний. Однако, подчеркивал он, стремление сделать учение интересным вовсе не означает, что его надо превращать в игру, забаву. С самого начала учение надо отделить от игры. Ребенок школьного возраста может и должен приучаться к серьезному труду, конечно, в пределах его возрастных возможностей и уровня развития. «Шутливая, потешающая педагогика,— указывал К. Д. Ушинский,— разрушает характер человека в самом зародыше. Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли, так, чтобы самый интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас» [3; 27].
Существенное значение придавал К. Д. Ушинский вопросу о времени начала обучения, связывая его с наступлением психологической готовности к учебному труду. Вредно, подчеркивал он, как опоздать с началом учения, так и начать его слишком рано. Преждевременное учение, ставя перед ребенком непосильные задачи, может подорвать его веру в себя, в свои силы и возможности, возбудить отвращение к учению. «Не одно талантливое, нервное и впечатлительное дитя, — писал он, — сделалось тупым и ленивым именно потому, что в нем преждевременными попытками подорвана уверенность в своих силах, столь необходимая для человека при всяком деле» [7; 245].
Если ребенку, несмотря на искренние усилия, что-то не дается, лучше прекратить неудачную попытку и отложить ее до времени. Но и опоздание с учением вредно. Встречается много детей, которые плохо учатся именно оттого, что начали учиться слишком поздно. В качестве критерия для начала систематического учения К. Д. Ушинский выдвигал степень психического развития ребенка (его способность сосредоточивать внимание на одном предмете, слушать то, что ему говорят, связно выражать свои мысли и т. п.). Если умственное развитие ребенка недостаточно, то надо, не начиная методического учения, провести подготовительную работу — беседы об окружающих предметах или по картинке, заучивание детских песенок и стихов, подготовка руки с помощью рисования и т. п., — одним словом, сделать все, чтобы обеспечить психологическую возможность учения, как сознательной умственной деятельности.
Психологические принципы были положены К. Д. Ушинским в основу решения вопроса о содержании школьного образования, о построении учебных планов и программ. «Желал бы от души, — писал он, — чтобы в основу распределения предметов и в, программу наших общеобразовательных заведений вошел психологический закон развития души человеческой, а не схоластическая система разделения знаний» [5; 178]. Познание законов умственной деятельности и построенное на нем содержание учебного материала позволяет «дать человеку с обыкновенными способностями и дать прочно, в десять раз более сведений, чем получает теперь самый талантливый, тратя драгоценную силу памяти на приобретение тысячи знаний, которые потом позабудет без следа» [8; 37].
В формировании мировоззрения ребенка участвуют, конечно, все учебные предметы, но наибольшую роль, по мнению К. Д. Ушинского, бесспорно играет родной язык, так как «родное слово есть именно та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания» [6; 356].
Свою точку зрения на психологическую роль усвоения грамматических законов К. Д. Ушинский развивал в тот период, когда шла ожесточенная борьба между логико-грамматическим и формально-грамматическим направлением в изучении языка. Положение современной, ему грамматики К. Д. Ушинский оценивал как «шаткое», находящееся «в хаотическом состоянии». Старые грамматики, составленные по греческим и латинским образцам, были отвергнуты, а новые не созданы. Грамматика в школах почти не изучалась. Царила опасная «бузурядица». Работы К. Д. Ушинского, основанные на глубоком научном анализе истории развития языка и его роли в индивидуальном психическом развитии давали возможность выйти из кризисной ситуации, определить пути и средства изучения в целях всестороннего развития ребенка.
Большое место в творчестве К. Д. Ушинского занимал вопрос о методах преподавания, поскольку от них в очень значительной мере зависит осуществление задач обучения, действительное овладение содержанием учебных предметов. Правильной организацией процесса обучения он считал ту, которая обеспечивается методами и приемами, вытекающими из психологических особенностей развития познавательной сферы ребенка и отвечающими существу учебных задач.
Наглядный метод обучения, по его мнению, развивает не только наблюдательность, но и самостоятельность мышления, так как при этом «предмет сам задает вопросы ребенку, поправляет его ответы, приводит их в систему, и ребенок мыслит, говорит и пишет самостоятельно, а не ловит фразы из уст учителя или со страниц книги» [6; 336].
Наряду с наглядностью важнейшим психологическим и методическим принципом начального обучения К. Д. Ушинский считал принцип постепенности. Не следует идти вперед, если ребенок не овладел в нужной мере пройденным материалом. Систему усвоения нужного материала надо организовать так, чтобы предупреждать его забывание. «Пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового. — указывал К. Д. Ушинский. — Таков психологический закон и таково основанное на нем педагогическое правило» [6; 339]. Принцип постепенности должен соблюдаться не только при выборе материала для изучения, но и способа его изложения. Система упражнений и вопросов должна строго соответствовать степени развития ребенка.
К. Д. Ушинский дал не только общее психологическое обоснование методических принципов обучения, но и показал пути их применения при изучении отдельных учебных предметов. Считая язык основой овладения любым видом знания, он уделил ему наибольшее внимание. Распространенный в то время буквослагательный метод обучения грамоте он подверг резкой критике, потому что считал его противоречащим законам психического развития ребенка.
В противовес буквослагательньму методу К. Д. Ушинский разработал звуковой метод обучения грамоте и показал пути совместного овладения чтением и письмом. Его способ изучения языка основывался на том, чтобы приучить глаз и руку ребенка к письму, слух — к отысканию отдельного звука, язык — к отчетливому произношению звуков, внимание приучить останавливаться на словах и звуках, их составляющих.
Принцип психологического обоснования содержания образования и методов обучения К. Д. Ушинский распространил также на способы построения учебных книг для детей и реализовал его в своих книгах «Детский мир и хрестоматия» и «Родное слово».
Создавая «Детский мир», К. Д. Ушинский проделал огромную новаторскую работу, поскольку не было аналогов таких книг ни в русской, ни в зарубежной литературе для детского чтения. Сочетание задач умственного развития и сообщения необходимых знаний К. Д. Ушинский положил в основу подбора материала для своей книги и системы его расположения. При этом он стремился на деле реализовать принципы наглядности и постепенности, как наиболее отвечающие особенностям развития познавательной сферы детской психики.
При построении книги К. Д. Ушинский учитывал, что успех учения основывается на внимании ребенка. Особенности детской психики требуют материала, возбуждающего непроизвольное внимание, возникающего в результате непосредственного интереса к учебному материалу. Но как учебные задачи, так и вообще подготовка ребенка к жизни требуют тренировки не только непроизвольного, но и произвольного внимания, усвоения не только интересного, но и неинтересного, но необходимого материала. Поэтому он включил в содержание книги материал, дающий обильную пищу пассивному вниманию, но в то же время постепенно укрепляющий и активное внимание. «Воля наша, — считал К. Д. Ушинский, — как и наши мускулы, крепнет только от постепенно усиливающейся деятельности: чрезмерными требованиями можно надорвать и волю и мускулы и остановить их развитие; но, не давая им упражнения, вы непременно будете иметь и слабые мускулы и слабую волю. Вот на каком психологическом основании, я и в первой части моего учебниками в последующих везде привожу рядом с интересными для детей сказками неинтересные, но полезные упражнения, начиная с самых легких и усложняя их потом все больше и больше» [7; 294].
В ходе подготовки учебных книг для детей К. Д. Ушинский разработал систему психолого- педагогических требований, которым должны отвечать помещаемые в них рассказы: они должны легко запечатлеваться; не быть слишком длинными, чтобы дети, дослушав рассказ до конца, помнили его начало и середину; подробности не должны затемнять главного; главное, лишенное подробностей, не должно оказаться слишком сухим. А в целом рассказы должны подготовить почву для будущей системы знаний.
Педагогическая теория К.Д.Ушинского
ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ
ЧОУ «Санкт-Петербургская Школа «Тет-а-Тет»
Учитель Математики Высшей категории
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ К.Д.УШИНСКОГО.
Качественно новый этап педагогической мысли в России, современного образования, имеющий направление на формирование разносторонне образованной, гуманной и нравственной личности, начавшийся в 90-е годы XX века, обусловил необходимость обращения к истокам отечественной педагогики с целью осмысление ее идеалов, духовных и культурных ценностей, их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах с поправками на время, уточнения, углубления и пересмотра вклада в ее развитие прогрессивных деятелей второй половины XIX века, в том числе основателя русской национальной педагогики и реформатора народной школы К.Д. Ушинского (1824-1871). Следует иметь в виду тот факт, что в большинстве исследований, выполненных в годы советской власти, анализ педагогической системы Ушинского дан односторонне, тенденциозно, с позиций партийности науки и установок коммунистической идеологии. При этом игнорировались гуманные общечеловеческие ценности. Принижалась духовно-воспитательная значимость разработанных Ушинским основ воспитания личности. При раскрытии содержания образования и методов обучения, воспитания учащихся предпринимались попытки сопоставлять его положения с теорией и практикой коммунистического воспитания. Не признавалась ведущая тенденция развития мировой педагогической мысли – тенденция движения к гуманной педагогике. В свете сказанного актуальным становится новое прочтение трудов Ушинского с точки зрения гуманистических ценностей, народной культуры и активное внедрения его идей в практику духовного, нравственного, патриотического воспитания.
Значительный педагогический опыт К.Д. Ушинского по вопросам воспитания ребенка на основе традиций народной культуры, удачное обоснование системы образования в соответствии с культурно-историческими национальными ценностями создали условия для объективного и всестороннего изучения наследия К.Д. Ушинского.
Всестороннему анализу педагогической системы К.Д. Ушинского посвящены многочисленные работы дореволюционных и советских исследователей. В изучение и внедрение в практику наследия Ушинского большой вклад внесли такие видные педагогики дооктябрьского периода, как Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, М.И. Демков, К.В. Ельпицкий, В.Е. Ермилов, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Модзалевский, В.П. Острогорский, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.И. Чернышев, а также советские исследователи Г.П. Белозерцев, Н.К. Гончаров, М.А. Данилов, Н.К. Крупская, Д.О. Лордкипанидзе, Е.Н. Медынский, В.Я. Струминский, Н.А. Константинов. Возросший интерес к педагогическому наследию прошлого обусловил возрождение и целенаправленное изучение идей К.Д. Ушинского в конце XX века. Изучению различных аспектов наследия великого педагога, в частности идеи народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики, учения о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, посвящены труды Е.П. Белозерцева, С.Б. Каменецкой, Н.И. Лифинцевой, В.М. Меньшикова, Л.И. Мищенко, Л.С. Подымовой, Л.В. Черновой, Ю.И. Юдина и других.
С учетом вышеизложенного цель реферата следующая: раскрыть, обосновать актуальность основных положений учения К.Д. Ушинского об идеи народности воспитания, ее элементах, о единстве общечеловеческого и национального воспитания.
В соответствии с целью реферата поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть идею народности воспитания как центральной идеи педагогической теории К. Д. Ушинского.
2.Рассмотреть проблему единства общечеловеческого и национального воспитания в учении К. Д. Ушинского.
3. Проанализировать элементы принципа народности воспитания по учению К.Д. Ушинского (труд, родной язык, народная школа, женское образование).
Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания.
В педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского ведущее место занимает его учение о цели, принципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном нравственного совершенствования личности является, как утверждал К.Д. Ушинский, идея народности, которую он обосновал во многих произведениях в таких, как «О нравственном элементе в русском воспитании», «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О пользе педагогической литера туры», «Вопросы о народных школах», «Общий взгляд на возникновение наших народных школ», «Воскресные школы», особенно в работе «О народности в общественном воспитании [2, стр. 54].Он отмечал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [7, с.252-253].
Воспитание он рассматривал как «создание истории», как общественное, социальное явление и считал, что оно имеет свои объективные законы, познание которых необходимо для того, чтобы педагог рационально осуществлял свою деятельность. Но, чтобы знать эти законы и сообразовываться с ними, надо прежде всего изучать самый «предмет воспитания». «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»,- писал Ушинский [8, стр. 23].
Важными задачами нравственного воспитания являются:
— формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшей дорогой человеческого поведения;
— развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самым высоким, пламенным чувством в человеке, «его общественным цементом» Ушинский считал патриотическое чувство, которое «последним гибнет даже в злодее». Чувство переведет сознание, убеждение в поведение человека;
— воспитание навыков и привычек поведения. По убеждению Ушинского, человек, благодаря хорошей привычке, «воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше». Процесс их формирования длительный, требующий настойчивости и терпения. Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания, утомительных «словесных назиданий». Методы и средства воспитания зависят от его содержания и цели. Что касается метода убеждений, то им надо пользоваться в меру, не навязывать своих убеждений, а, по словам Ушинского, пробуждать жажду этих убеждений. При этом он предостерегал от назойливых наставлений и уговариваний, которые часто не доходят до сознания детей. Особую роль в системе средств нравственного воспитания К.Д. Ушинский отводил умственному и физическому труду учащихся, их разнообразной деятельности. [4, стр.14-15]
Самое воспитание, считал он, если оно желает счастья человеку, должно способствовать тому, чтобы дети были умственно развиты, морально (нравственно) совершенны, эстетически развиты, физически здоровы. Все эти качества, по его мнению, необходимо воспитывать и развивать на основе принципа народности.
Воспитание должно быть самобытным, национальным, дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой, народ определяет содержание и характер воспитания, все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием, подлинная народность выражается, прежде всего, в родном языке. Принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа, принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), при-роды России.
Считая народность источником деятельности и развития, выражением стремлений народа сохранить свои национальные черты, К. Д. Ушинский утверждал, что народность соединяет отжившие и грядущие поколения, давая народу историческое существование.
Ушинский критиковал всех, кто недооценивал богатый многовековый опыт великого русского народа в области воспитания и, не учитывая интересов народа, механически насаждал европейскую, больше всего немецкую педагогическую теорию и практику. Только народное воспитание, сложившееся веками, сохраняет самобытность и неповторимость. «Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ — с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества. Это почва, из которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другим. Её можно удобрить, улучшить, приноровившись к ней же самой, к её требованиям, силам, недостаткам, но пересоздать её невозможно», — писал Ушинский [9, стр. 205].
И он не только в форме критики повёл беспощадную борьбу против насаждения на русской почве чуждой русскому народу системы воспитания, но и построил свою оригинальную педагогическую систему на основе идеи народности, на основе требований жизни русского народа. Определяя задачу самобытного развития русской жизни, Ушинский писал: «Теперь уже нельзя только продолжать дело, начатое Петром Великим, только усваивать то, что появляется за границей. Теперь следует самим отыскивать путь, отбросивши иноземные указы, а для того, чтобы найти истинный путь, более чем когда-нибудь необходимо обратиться к самому народу; узнать его не только материальные, но и духовные потребности. Но мало узнать, надобно сродниться с ними, сделать их потребностями своей собственной душа и, удовлетворяя этим потребностям, прокладывать народу историческую дорогу вперёд»[10, стр. 44].
К.Д. Ушинский предупреждал, что внешнее сходство в организации воспитания не может служить причиной того, чтобы считать воспитание единым для всех народов и по своему направлению, и по содержанию. Он указывал, что воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальным духом до того, что невозможно перенести их на чужую почву. Отмечая вредность заимствования одним народом у другого педагогических идей или опыта, без учёта характерной специфики жизни и общего духа каждого народа, Ушинский заключает: «Удивительно ли после этого, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [11, стр. 37].
Но мы допустили бы ошибку, если бы считали Ушинского сторонником отгораживания, изоляции России, её культуры от других государств мира. По мнению Ушинского, в области развития педагогических идей на практике имеются такие достижения, которые не составляют принадлежность одного народа, как, например, идеи общественного воспитания, система школьного обучения, разные методические правила обучения и т. д., но эти достижения должны быть переработаны духе требований каждого народа в отдельности.
Можно пользоваться и педагогическим опытом другого народа, опытностью другого государства. «Но это пользование оказывается безвредным только тогда, когда основания общественного образования твердо положены самим народом. Можно и должно заимствовать орудия, средства изобретения, но нельзя заимствовать чужого характера и той системы, в которой выражается характер. С другой стороны, чем больше характера в человеке, тем безопаснее для него всякое общество; и чем больше характера в общественном образовании народа, тем свободнее может он заимствовать все, что ему угодно, у других народов» [11, стр. 38].
В развитии человечества существуют общие закономерности, и они повторяются любым народом, утверждал К.Д. Ушинский, но если бы эти закономерности точно воспроизводились всеми народами независимо от места и времени, тогда бы не было ни народов, ни нации, ни национальностей, ни племен. Исторические условия жизни народов весьма различны на земном шаре и не могут не определять различий в системах народного образования разных народов.
Эти различия определяются, следовательно, не случайными обстоятельствами, а особенностями исторического развития. Каждый народ в силу обстоятельств играет в истории свою особую роль. В каждой системе воспитания проявляется народность как основная идея воспитания. «Народ без народности — тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность» [11, стр. 37].
Народность должна быть положена у любого народа в основу воспитания как общая его закономерность, как исходное начало любой педагогической идеи и цели воспитания.
В основе идеи народного воспитания лежат понятия о человеке, каким он должен быть по понятиям того или другого народа в известный период его развития. «Каждый народ имеет свои особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы» [11, стр. 37-38].
К. Д. Ушинский был глубоко прав, отмечая динамичность воспитательного идеала народа, его развитие, связанное с ходом истории народа. Идеал нельзя искать только в прошлом, он включает настоящее и устремления народа в будущее. Народный идеал всегда выражает степень самосознания народа, его совесть, взгляды на добро и зло пороки и добродетели. В этом идеале отражаются характер народа и изменения, происходящие в обществе. С изменением идеала во времени происходит и его переоценка. Он не статичен, в нем что-то остается от старого и всегда появляется новое, отражающее лучшие стороны нового времени. То, что казалось безукоризненным в прошлом, имеет в глазах современного человечества совершенно другую цену. К. Д. Ушинский указывал, например, что идеалы во Франции и Германии меняются быстрее, чем в Англии. Что же касается североамериканцев, то они «вырабатывают» свой особенный идеал человека, который почти совсем отвык от английских манер и является существом необыкновенно оригинальным» [7, стр.124].
К. Д. Ушинский, конечно, был далек от раскрытия классового понимания сущности идеала. Но он далеко ушел в понимании его в сравнении со многими своими современниками, утверждая, что идеал, в том числе и воспитательный, исторически обусловлен, что в нем присутствуют элементы национальные, что «народный идеал человека видоизменяется еще в каждом народе по сословиям» [7, стр. 124]. Народ вырабатывает свой идеал человека стремится осуществить его в своем потомстве, для чего используется прежде всего воспитание. При этом он отмечал, что «школьное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа. Религия, природа, семейство, предания, поэзия, законы, промышленность, литература, — все, из чего слагается историческая жизнь народа, — составляют его действительную школу. » [7, стр. 148].
По утверждению К. Д. Ушинского, школьное воспитание, как ни старайся, невозможно отгородить от жизни. Она влияет на убеждения и учителей, и учеников, на формирование их устремлений, определяет выбор учебного материала. Общественное воспитание, подчеркивал он, не ведет за собой истории, но следует за ней. Нравственный идеал общества является и воспитательным идеалом. Он обусловлен конкретными, общественно-историческими условиями. Воспитательный идеал является одной из форм осмысления жизни, а его осуществление — одной из форм изменения ее. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даст воспитателю верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказаний. Вот основание того убеждения. что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» [1, стр. 118-119]
Ушинский считал, что идеал человека развивается на основе развития всей жизни народа. В связи с этим развивается и изменяется и сами сущность народности, изменяется принцип народности в воспитании. Однако этот принцип, по Ушинскому, всегда будет сопутствовать всему ходу развития народа. Идеал человека, созданный народом, исторически развивается и более или менее олицетворяется в каждом сыне народа.
Воспитание будет подлинно народным и по своей направленности, и по своему содержанию в целом, если им руководит сам народ, если сама система народного образования зависит от самого же народа, от его мнений и практического руководства.
Таким образом, общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории, и германская педагогика не более как теория немецкого воспитания, у каждого народа своя особенная национальная система воспитании, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным. Опыт других народен и деле воспитания есть драгоценное наследие дни всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные свои силы.
Таков общий дух учения Ушинского о принципе народности воспитании.
Из всего сказанного нетрудно заключить, что принцип народности Ушинского содержит следующие элементы:
1. Воспитание должно быть народным. Это прежде всего значит, что оно через широко развернутую школьную сеть должно охватывать всё подрастающее поколение народа в порядке обязательного обучения и формировать эти поколения в духе экономических, общественно-политических и культурно-просветительных интересов народа; делом воспитания должен ведать, руководить сам народ.
2. Воспитание должно давать детям реальное образование и вместе с тем развивать их умственные способности с тем, чтобы эти знания были связаны с жизнью и направлены на общенародное благо. Отсюда важнейшее значение и труда как фактора и как одного из основных принципов воспитания.
3. Центральное место в формировании человека должен занимать родной язык как язык обучения и как источник знаний, как сокровищница народа, как «лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет всей духовной жизни».
4.Воспитание должно быть проникнуто целью формирования высокоморального человека, человека, для которого труд является делом чести и счастья, человека-патриота, с твёрдой волей и характером, борца за дело родины, народа, за его счастье, за его прогресс.
Эти требования Ушинского, пронизывающие всё его педагогическое учение, являются прогрессивными не только для того времени, когда жил Ушинский, но они во многом сохраняют свою жизненность и актуальность и для наших дней. Правда, у Ушинского в результате идеалистического понимания им законов развития общества встречаются, как это увидим ниже при рассмотрении отдельных частей его педагогической системы, отсталые и отжившие свой век мысли, как, например, признание им в своих ранних работах религии как основного фактора воспитания, в некоторых случаях идеалистическое объяснение самой народности и т. д., за что Ушинского справедливо критиковали на страницах «Современника», но это не заслоняет то лучшее, что придаёт прогрессивно-демократический характер принципу народности воспитания, выдвинутому Ушинским.
Для осуществления принципа народности в деле воспитания Ушинский считал необходимым, чтобы: 1) в основу воспитания был положен труд, 2) воспитание и обучение проводились на родном языке, 3)школа представляла центр воспитания и обучения детей в системе других факторов воспитания, 4) система образования обеспечивала женщине получение образования наравне с мужчиной, 5) система среднего и высшего профтехнического образования строилась в соответствии с интересами народа [3, стр. 138-139].
Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского.
Труд — основа воспитания
Наиболее полно и фундаментально идея трудового воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX в социальном и педагогическом аспектах была рассмотрена К.Д. Ушинским в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении». Кроме того, Ушинский в «Родном слове» и в «Детском мире» ярко отражает принцип составления учебников начальной школы на основе соединения трудового воспитания с умственным, физическим и нравственным развитием детей.
Как мы уже знаем, Ушинский считал, что человек формируется и развивается в трудовой деятельности. Для него труд, во-первых, является основой и средством человеческого существования, и, во-вторых, он представляет собой источник физического, умственного и морального совершенствования человека. Отсюда — труд основной фактор и средство воспитания человека в умственном, физическом, социальном (гражданском) и нравственном аспектах.
К.Д.Ушинский определял труд как «свободную и согласную с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее для достижения той или другой истинно человеческой цели в жизни» [5, стр. 58].
Указывая на большое значение труда для подготовки учащихся к практической деятельности. Ушинский выдвинул совершенно правильное положение: «Воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно ещё дать ему и привычку к труду» [5, стр. 60].
Чтобы воспитать эти качества в детях, необходимо всё воспитание и обучение связать с жизнью народа, с его трудовой деятельностью. Эта связь должна взаимно совершенствовать как самую жизнь, так и самого воспитанника.
Придавая большое значение для теории и практики воспитания вопросу о том, можно ли считать учение за труд, Ушинский признавал неизбежность резкого разделения труда на физический и умственный. И, заглядывая в будущее, он рассматривал одну из самых важных проблем в организации трудовой деятельности — соотносимости и взаимосвязи физического и умственного труда. Он отмечал, что одинаково вреден для взрослого и ребенка чрезмерный физический и умственный труд, разрушительно действующий на молодой организм. Трудовая школа должна органично сочетать в себе ум- |ственный и физический труд. Умственная деятельность активизирует нервную систему, способствуя тем самым кровотоку н пищеварению, но она значительно уменьшает необходимость и возможность движения; в свою очередь, физический труд, лишенный умственного напряжения, усилия мысли, превращает человека к робота, придаток машины. Всего полезнее для человека, замечал педагог, было бы соединение умственного и физического труда.
Создавая материальные блага, труд должен способствовать развитию нравственности, возвышению души, тогда он оказывает живительное и освежающее влияние на чувства человека.
Но, чтобы воспитание и обучение представляли подготовку к жизни, дети не только со слов учителя и из книг должны получать знания, — они должны непосредственно наблюдать окружающую действительность и принимать посильное участие в трудовой деятельности людей и этим путём получить определённый навык к труду. Исходя из этого, Ушинский требовал, чтобы дети не только учились, но в связи с этим и трудились, не только должны нести труд умственный, но и физический.
Само по себе учение, как и всякий труд, по Ушинскому, серьёзен и тяжёл. Его сопровождают как страдания, так и удовлетворения. Но именно преодоление трудностей и связанных с ними страданий придаёт труду исключительную силу красочности и удовлетворения. Ушинский считает неизменным психологическим законом, имеющим решающее значение в совершенствовании человека, следующие положения: «Наслаждения, если они не сопровождаются трудом, не только быстро теряют свою цену, но также быстро опустошают сердце человека и отнимают у него одно за одним все его лучшие достоинства» [12, стр. 142-143].
Кроме того, ученик должен уяснить, что достижение чувства удовлетворения и радости в результате труда связано с напряжением физических, умственных, нравственных, психических и иных сил и возможностей. Труда без трудностей не бывает, наличие препятствий «есть необходимое условие существования деятельности». Отсутствие трудностей и проблем в деятельности человека лишает эту деятельность ее воспитательного и психического значения: в процессе преодоления этих препятствий, требующего напряжения и мобилизации ресурсов человеческой психики, формируется и закаливается характер и воля, рождается логика и сила ума, обретается нравственность и гуманизм. Таким образом, педагогом была определена генеральная педагогическая линия в организации и проведении в жизнь идеи трудового воспитания: труд воспитанника без преодоления им трудностей антипедагогичен. Он рождает лень и скуку, слабоволие и апатию, воспитывает безнравственное отношение к самому себе и другим людям. Нельзя ребенка постоянно вести «на помочах». Погружая его в посильные трудности, создавая условия для проявления активности и самостоятельности, педагог тем самым способствует его воспитанию, обучению и развитию.
На основе вышеизложенных рассуждений К.Д.Ушинский сделал главный вывод о взаимосвязи воспитания и труда: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни» [12, с. 135]. Здесь квинтэссенция его педагогики: воспитывая в единстве умственного и физического труда, школа тем самым создает условия для развития творческого потенциала ребенка и обретения им в будущем своего места в обществе; трудовая школа должна закладывать фундамент достойного социального бытия.
Другое, не менее важное следствие, вытекающее из воспитательного и психического значения труда, по мнению Константина Дмитриевича, состоит «в том правиле, что воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Потребность в труде — врожденное свойство человека, но она удивительным образом «способна разгораться или тухнуть, смотря по обстоятельствам, и в особенности сообразно тем влияниям, которые окружают человека в детстве и в юности» [12, с. 139].
Ушинский подчёркивает весьма положительное влияние физического труда на физическое развитие ребенка.
Одним из главных условий для умственного и физического развития ребёнка Ушинский считал правильное чередование умственного и физического труда. Смена деятельности и составляет суть отдыха: отдых после умственного труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, «а в том, чтобы переменить дело; труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного». Используя разнообразную деятельность ребенка, можно успешно приучать его к полезной деятельности, требующей большого напряжения и внимания [12, с. 142].
Родной язык как средство воспитания
В слове, в языке народа сокрыты все думы и чаяния народа, его характер, его стремления, всё его историческое прошлое, на котором строится настоящее и путь к будущему. В языке передается вся мудрость народа, обогащающая и воспитывающая последующие поколения. Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, пословицы, прибаутки и загадки.
Ушинский придерживается принципа, что язык является сокровищем, накопившимся в процессе трудовой деятельности народа на протяжении всей его истории, а потому родному языку он не только придаёт исключительное значение для жизни народа и его развития как «величайшему наставнику», но вместе с тем считает его неиссякаемым источником умственного и нравственного воспитания, развития детей в духе народности. Основным положением Ушинского является: «Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него приходит и к нему возвращается» [3, стр. 147].
Ушинский учит, что, во-первых, путь всего процесса воспитания и обучения лежит в построении его на родном языке, на родном слове, и, во-вторых, изучение языка и его богатств должно являться одной из основных целей всякого воспитания и обучения, если это воспитание служит интересам народа.
Большое значение Ушинский придавал родному языку также и в деле изучения явлений природы родной страны и воспитания в детях любви к родной земле. Он считал, что без помощи родного слова нельзя не только понять природу, но, что главное, питать в себя ту воспитательную силу, которой обладает природа родной страны. Язык, который облекает чуждую детям природу, чуждую жизнь, не только не может принести пользу делу воспитания, а, наоборот, задержит развитие ребёнка.
Подчёркивая роль родного языка в общем развитии ребёнка, Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ» [3, стр. 148].
По мнению Ушинского, родной язык «является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ», и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация. Исходя из того, что родной язык «есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их», К.Д.Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение родным языком. Родной язык в народной школе, по мнению Ушинского, должен составлять «предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты».
Построения начальной школы на принципах народности
В духе идеи народности ставил и разрешал Ушинский и вопрос о школе, о её роли и её задачах. Поэтому его учение о школе в известном смысле можно было бы назвать учением о народной школе.
К.Д. Ушинский отмечал, что для организации народного образования и воспитания необходимо обратиться к самому народу. Решая вопрос о школах для народа, необходимо тщательно изучить его жизнь научиться понимать народ, сродниться с ним, сделать его потребности своими, помогать ему прокладывать исторические пути. Необходимость создания народной школы К. Д. Ушинский рассматривал как обязательное условие, продиктованное развитием жизни страны и народным мнением. Общественное воспитание, углубляющее в человеке народность, способствует развитию народного самосознания, оказывает сильное влияние на развитие общества, его экономики и культуры.
Считая необходимым, устранить опеку министерства просвещения над народными школами, педагог, требовавший, чтобы открытие и содержание их было предоставлено самому населению, имел при этом в виду не только органы земского самоуправления, но и городского, а также сельские общества, различные демократические общественные организации и частную инициативу отдельных представителей демократической интеллигенции.
Ушинский был уверен, что школа, построенная на основе идеи народности, может способствовать изменению условий жизни народа, а хорошо поставленное народное образование будет влиять на поднятие уровня экономической жизни.
Исходя из такого значении народной школы, Ушинский требовал введения обязательного всеобщего начального обучения, начиная с семилетнего возраста. «Странно, писал он, — что идея обязательного обучения возбудила такое сильное противодействие со стороны некоторых из наших прогрессивных журналов. Кажется, что им не понравилось самое слово: «обязательный и принудительный», и они не разобрали, что под этим словом скрывается одна из либеральнейших идей. Обязательное учение стесняет не дитя, которое учится, но родителей, которые, в силу этой обязанности, должны дать образование своим детям. Обязанность учения детей есть самое справедливое ограничение отцовского деспотизма и самое справедливое требование общества относительно отдельного лица. Кто имеет детей, тот обязан приготовить из них хороших, полезных членов обществу, среди которого он живет» [14, стр. 86]. Родители должны быть ответственны перед обществом за воспитание детей, правильно поставленное обязательное обучение даст возможность найти «разумные формы общественной жизни».
Создание народных школ он считал «самым государственным вопросом» и рассматривал народную школу как первую ступень дальнейшего развития народного образования. Он был сторонником единой системы общего образования, для него народная школа была школой не тупиковой, а первой ступенью общего образования, существеннейшим звеном во всей системе образования. К народной школе, утверждал К. Д. Ушинский, нельзя подходить с позиций изоляции ее от других звеньев школьной системы, от «полной системы народного образования», постепенно вырабатываемой самим обществом.
Обязательному обучению Ушинский придавал большое значение не только с точки зрения узко педагогической, но в нём он прежде всего видел и могучий фактор прогресса народа и страны. Он особо подчёркивал огромное значение народной школы в деле приобщения деревни к культуре. Народная школа, по Ушинскому, призвана дать народу здоровое первоначальное воспитание, открыть ему глаза на действительность. В свете этих соображений Ушинский горячо поддерживал развитие сети земских школ. Отдавая этим школам большие преимущества перед официально-государственной системой образования, Ушинский выражал уверенность, что земская школа поможет народу выйти на широкую дорогу, будет способствовать пробуждению дремлющих талантов, хранящихся в нём.
Народность подлинная, положенная в основу воспитания, прежде всего выражается в родном языке и словесности. Язык родной является лучшим средством развития, познания и самопознания. Родной язык К. Д. Ушинский делает основой обучения. «За изучением родного слова мы ставим изучение других предметов, непосредственно раскрывающих человека и природу, а именно историю, географию, математику, естественные науки; за этим помещаем изучение новейших иностранных языков, а в изучении древних видим специальность, необходимую лишь для известной отрасли ученых занятий» [1, стр. 129-130]. Во всей педагогической системе К. Д. Ушинского родному слову отводится особая роль. Изучение родного языка служит средством развития мышления учащихся, через родной язык прежде всего познается вся окружающая жизнь, роль народа в историческом развитии России, родное слово связывает ребенка со своим народом и всем его духовным богатством.
Идея народности у К. Д. Ушинского, являясь идеей демократической, определяла новый, творческий подход к развитию педагогики и воспитания. Вся система народного образования должна прежде всего отражать жизнь своего народа, быть связана с его жизнью и максимально способствовать улучшению жизни народа. Школа должна готовить для жизни творческой и полнокровной, образование и воспитание в школе призваны вводить человека в жизнь родной страны. Для этого необходимо знать жизнь родины в том виде, как она существует, как исторически складывалась и как эту жизнь следует улучшать, исходя из потребностей и интересов своего народа.
Составной частью идеи народности в воспитании у К. Д. Ушинского стал вопрос о женском образовании, без чего он не представлял общественной системы просвещения.
Вопрос о положении женщины был одним из центральных в прогрессивном общественном движении 50-60-х гг. Крепостнические отношения резко отрицательно сказались на ее положении в обществе. Для К. Д. Ушинского как демократа-просветителя женское образование стало частью его общей борьбы за просвещение народа.
В первой главе книги мы уже говорили о преобразовательной деятельности К. Д. Ушинского в Смольном институте, но там решался вопрос об образовании девушек-аристократок, которых он хотел вывести на трудовой путь жизни. Для него было ясно, что общее решение вопроса о женском образовании, в том числе женщин трудовых слоев населения, возможно только с изменением положения женщины в самом обществе. Сами общественные условия жизни ставят женщину в неравное положение с мужчиной: «В самом деле, если можно найти твердый, основной принцип женского общественного воспитания и образования, то скорее всего в общественном положении женщины. Это новейшая идея, которую в отличие от прежних. мы назовем народной идеей, потому что она проистекает именно из положения и роли женщины в историческом развитии народа. Идея эта нигде не высказана вполне, но начинает уже более или менее проглядывать во всех рассуждениях о женском образовании, хотя еще в смеси с прежними воззрениями» [1, стр. 131-132].
К.Д. Ушинский резко возражал против системы женского образования имущих классов, в которой он видел мало своего, народного. Пансионы и институты, а также гувернантки оказывали отрицательное, антинациональное влияние на женскую половину имущих классов. Между образованным классом и народом проложена непроходимая бездна, по мнению Ушинского, преимущественно благодаря неправильно, антинационально поставленному женскому образованию. «Жена — мать семейства, хозяйка дома, плохо выражающаяся по-русски и отлично, с любовью, говорящая по-французски, усвоившая все изящество французских манер и видящая во всех русских национальных особенностях нечто грубое и необразованное. Понятно, что такая женщина вносила в свою семью, а через нее и в народный быт гораздо больше чуждого элемента, чем двадцать мужчин, получивших свое воспитание за границей. То если были даже высоко поставлены, волновали и грязнили только поверхность реки. Она отравляла самый источник» [1, стр. 461-462].
Образование женщины должно быть таким же, как и образование мужчины. Оно должно стать в отношении ее образованием общечеловеческим, что очень важно, так как наряду с общественными функциями женщина в значительной мере занята воспитанием детей. К. Д. Ушинский считал дикими мерами, когда в огромном большинстве европейских государств женщины были лишены возможности получения высшего образования, а среднее давалось им в каком-то упрощенном и извращенном виде. Это он не считал приемлемым и для народного образования в России. Анализируя североамериканскую систему образования как наиболее демократическую для того периода времени, К. Д. Ушинский особенно отметил такие ее положительные черты, как совместное обучение детей обоего пола во всех типах школ и право женщин на получение высшего образования наравне с мужчинами. Этого хотел он и для России.
Велико значение К. Д. Ушинского в развитии отечественной школы и педагогики. С его именем связано создание русской народной школы и оформление в России педагогики как науки. Его классические труды «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» и многие другие произведения получили широчайшую известность и вошли в золотой фонд русской и мировой педагогической литературы.
Он внес ценнейший вклад развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов.
Он обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, и на последующие поколения педагогов многонациональной России.
Многие педагогические высказывания Ушинского были откликами на острые вопросы современности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательно-образовательной работы в школе, в семье и практическими предложениями по их улучшению. Творчество Ушинского всецело отвечало назревшим потребностям преобразования системы просвещения в России, было подчинено решению главнейших социально-педагогических задач эпохи.
Его идеи до сих пор остаются актуальными.
3.Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. – Тбил., 1974г.
4. Рычагов А.Х. К.Д. Ушинский о содержании и методах нравственного воспитания школьников/ Великий русский педагог К.Д. Ушинский. Тезисы докладов прочитанных на конференции, посвященной 150-летию со дня рождения К.Д. Ушинского 26 февраля 1974 г. – Минск, 1974 г.
5.Салтанов Е.Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского//Педагогика. № 4. 2004 г.
8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. Т.8.- М.,1950 г.
9.Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании/ Ушинский К.Д. Ушинский /Сост. П.А. Лебедев.- М., 1998
14. Ушинский К.Д.: наука и искусство воспитания/Сост. С. Ф. Егоров.- М., 1994 г.