успенский собор кирилло белозерского монастыря
Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря
Новый Успенский собор летописи именовали «церковью великой». И действительно, для своего времени он был очень значительным, превышая по размерам многие постройки тех лет в Москве и других городах. Даже сегодня, несмотря на все последующие переделки, здание не утратило своего величественного и торжественного облика. Его компактный кубический объем с тремя широкими и несколько уплощенными полукруглыми апсидами увенчан мощной, крепко посаженной главой. Подобный тип храма принадлежит к наиболее распространенным в Северо-Восточной Руси во второй половине XV века, в эпоху формирования под главенством Москвы общерусского зодчества. Однако трактован он очень индивидуально, отличаясь массивностью и простотой. Лишенный подклета и сначала свободный от тесно окружающих его сейчас пристроек, собор как бы вырастает прямо из земли, производя внушительное впечатление монументальностью и собранностью своих форм.
Из композиционных особенностей собора отметим сильный сдвиг главы к восточной стороне куба. Барабан возведен не над серединой основного объема, а над центром всего здания, включая апсиды. Этот прием обусловлен стремлением к гармоничности и уравновешенности объемно-композиционного построения; он ведет свое происхождение также от раннемосковских храмов. Восточная пара столбов поставлена близко к межапсидным стенкам, почти сливается с ними, подготавливая во многом позднейший переход к двухстолпию. В результате внешние деления пилястрами северного и южного фасадов не совпадают с внутренними пространственными членениями интерьера столбами, что ведет к декоративности фасадных форм. Успенский собор оказал большое влияние на сложение и развитие местной каменной культовой архитектуры, во многом предопределив разработку ее планировочных и объемно-композиционных форм, а также характер убранства. Одноэтажная сводчатая паперть собора с западной и северной сторон относится к 1595-1596 годам. На наружных стенах паперти хорошо заметны первоначальные широкие арочные проемы, в XVII веке заложенные и превращенные в небольшие окна. Высокий притвор с главой и низким полукруглым тамбуром входа, возведенный в 1791 году, значительно искажает внешний облик собора.
О внутреннем убранстве первых двух деревянных храмов Кирилловской обители почти ничего не известно. Скудные летописные источники лишь упоминают о том, что вторая деревянная церковь Успения украшена была «благолепными» иконами. Существует предположение, что из этого храма происходит икона «Богоматерь Одигитрия» московской школы второй четверти XV века. Фигура богоматери трактована в обобщенно-монументальных формах. Строгое, спокойное лицо ее слегка повернуто к младенцу. В верхних углах иконы изображены склонившиеся к Марии ангелы. Внутреннее убранство каменного Успенского собора, известное по различным источникам, было довольно нарядным и богатым. Идеи нестяжателей, очевидно, не оказали существенного влияния на его оформление.
Главную «красоту» храма составляли иконы и стенопись. Собор был расписан в 1641 году на вклад царского дьяка Никифора Шипулина. Сохранившаяся на северной стене летопись-надпись донесла имя основного автора фресок: «Подписывали иконное стенное письмо иконописцы Любим Агеев со товарищи». Любим Агеев хорошо известен по росписям Николо-Надеинской церкви в Ярославле и московского Успенского собора. Однако судить о его почерке весьма трудно, так как эти фрески в XVIII-XIX веках были записаны и обновлены, а стенопись собора Кирилло-Белозерского монастыря покрыта в 1838 году грубой масляной живописью. Расчищенные отдельные незначительные фрагменты говорят о том, что в творчестве Любима Агеева были еще необычайно сильны старые монументальные черты.
В XVII веке были расписаны также своды и стены западной паперти Успенского собора. От этих фресок сохранились лишь две композиции внутри двух маленьких помещений по сторонам входной пристройки. Точно определить дату росписи и мастера весьма сложно, однако есть основания отнести ее к 50-м годам XVII века и по аналогии с живописью московской церкви Троицы в Никитниках и костромской церкви Воскресения «на Дебре» приписать ее стенописцу, старшему знаменщику артели костромичей Василию Ильину Запокровскому. Для фресок Запокровского характерна удивительная любовь к реальной жизни, чувство меры в композициях. Ему свойственна необычайная лиричность, изящество в изображении человеческих фигур, свободно расположенных в пространстве, необыкновенная легкость, уверенность и точность рисунка. Среди художников костромской школы стенописцев XVII века Василий Запокровский с его ярко выраженным стремлением к реализму, светскости, поэтичности и лиричности занимает одно из первых мест.
Обилие небольших икон в храме, особенно пядниц, объясняется необходимостью определенного гармоничного «комплектования» местного ряда иконостаса. Обычно иконы нижнего яруса различались по размерам: наряду с огромными были и небольшие; над последними и помещали пядницы, чтобы придать всему ярусу более или менее одинаковую высоту. Наиболее чтимой иконой местного ряда было «Успение» (первая четверть XV века). Во всех описях монастыря она приписывалась кисти Андрея Рублева. По совершенству композиции, по легкой просветленности ликов, по изысканности гармоничных цветовых соотношений эту икону можно отнести к работе Рублева. Однако некоторая архаичность форм и почти новгородская грузность образов противоречат такой атрибуции. Скорее всего, это произведение ближайшего ученика Рублева. Возможно, что сам мастер написал лишь одну-две основные фигуры. В местном ряду иконостаса Успенского собора находилась и икона «Кирилл Белозерский», выполненная известным художником Дионисием Глушицким в 1424 году.
Дионисий Глушицкий как личность весьма характерен для русского средневековья. Он родился в 1362 году близ Вологды, а умер в 1437 году, уже будучи игуменом основанного им же Сосновецкого монастыря на берегу реки Глушицы (отсюда и его прозвище). Круг интересов Дионисия был чрезвычайно обширен. Еще пребывая в иноках Кирилло-Белозерского монастыря, он не только писал иконы, но был и резчиком по дереву, и книгописцем, и плотником, и кузнецом, и плел корзины, Этому «мастеру на все руки» приписывалось множество икон. Однако после их расчистки в 1919-1920 годах выяснилось, что все они стилистически различны. Единственно достоверным произведением Дионисия Глушицкого в настоящее время является икона «Кирилл Белоэерский». На ней изображен кряжистый, вросший в землю, сутуловатый старик с окладистой бородой, с добрым, приветливым и умным лицом. В образе Кирилла воплощен идеал нравственно сильного и деятельного человека.
С противоположной, южной стороны Успенского собора над гробницей Кирилла возвышается еще один, но более обширный придельный храм. Он был сооружен в 1785 году вместо прежней церкви 1585-1587 годов, разобранной «за ветхостью». Архитектурные формы его с высоким двухъярусным алтарем, увенчанным куполом, выдержаны в стиле провинциального, запоздалого барокко.
Храм перестраивался: позакомарное покрытие храма было заменено четырехскатной кровлей, строгую шлемовидную главу сменила вычурная барочная. Сегодня составить целостное впечатление об этом храме практически невозможно: с годами он оброс более поздними постройками, вплотную обступившими его. В оформлении его фасадов проявились в полной мере приемы раннемосковского зодчества: членение стен на прясла, пояса узорной кладки с применением изразцов, перспективные порталы с килевидными завершениями.
Литература: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979. Кириллов. Историко-краеведческий альманах, вып. 1–2. Вологда, 1994–1997. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625), т. 1, вып. 1–2. СПб, 1897–1910
Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря формировался в течение нескольких столетий. Первые деревянные постройки, возведение которых началось ещё при основателе обители прп. Кирилле, не сохранились до наших дней. Начало каменного строительства относится к 1496 году, когда «почали ставити церковь каменную Успения Богородицы, а поставили в 5 месяцев, а стало в 250 рублёв, а мастеров белостенщиков 20, а большой мастер Прохор Ростовский». Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря стал третьим каменным храмом на территории Белозерского края. Лишь незадолго до этого были возведены два каменных храма в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере и в близком к Кириллову Ферапонтове монастыре. Местный летописец назвал его «великой церковью» не случайно: главный храм Кирилловой обители превзошёл по своим размерам соборы главных московских монастырей.
Архитектура храма впитала черты московского и новгородского зодчества. Весь облик храма был проникнут простотой и монументальностью. Массивное приземистое строение поражало изяществом и тонкостью внешней отделки. Стены расчленены узкими лопатками, а вверху, у основания закомар, украшены широкими поясами узорчатой кирпичной кладки, включавшими также керамические плиты с орнаментом и «балясник». Такие же пояса проходят по верху апсид и барабана. Если растительный орнамент керамических плит близок к белокаменной резьбе московских храмов, то кирпичное «узорочье» напоминает излюбленный мотив украшения стен памятников Пскова. Закомары собора имели острое килевидное завершение. Над закомарами поднимались ещё два яруса кокошников, которые создавали переход к массивному барабану, увенчанному шлемовидной главой. Такая композиция придавала довольно крупному зданию лёгкость и устремлённость ввысь. Входы в собор были оформлены характерными для московского зодчества прекрасно вытесанными из камня перспективными порталами с килевидным завершением, которые имеют характерные для московских построек бусины и сноповидные капители. Из трёх порталов сейчас сохранился только северный, выходящий на паперть.
В 1641 году Успенский собор был расписан костромским мастером Любимом Агеевым «с товарищи» на вклад царского дьяка Никифора Шипулина. Впоследствии облик собора был сильно изменён различными пристройками и переделками. Особенно заметны перестройки XVIII века, придавшие ему некоторые черты господствовавшего тогда стиля барокко: исчезли кокошники, вместо низкого шлемовидного завершения на барабане сооружена высокая глава сложной, несколько вычурной формы, растёсаны окна.
Сохранился иконостас, созданный около 1497 года. Он является уникальным памятником древнерусской иконописи. Это самый крупный комплекс одновременных икон, дошедший до нашего времени.
В 2010 году музей приступил к реставрации Успенского собора. В настоящее время завершены работы по реставрации барабана и главы, выполнено устройство наружного дренажа, реставрация столярных заполнений и фасадов храма. Для спасения уникальных фресок в соборе сделаны электроподогреваемые полы, что дало возможность регулирования температурно-влажностного режима. Реставраторами было проведено раскрытие живописи, укрепление и тонировка утрат живописи внутри собора.
Ядром архитектурного ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря является Успенский собор. Это четырехстолпный, крестово-купольный храм, с одним световым барабаном и тремя алтарными апсидами. В архитектурном облике отличается приземистостью и массивностью. Архитектурный декор фасадов богат и изящен.
С Северной папертью (конец ХVI в.) и Западной пристройкой(1791 г.) собор составляет единый объём.
В 2013-2014 г.г в Успенском соборе проведены масштабные реставрационные работы.
Успенский собор
|
Успенский собор (1497 г.) является выдающимся памятником художественной культуры Древней Руси, вернее, целым комплексом памятников, сложившимся в течение веков. В истории архитектуры Успенский собор занимает видное место, входя вместе с соборами Спасо-Каменного и Ферапонтова монастырей в группу первых каменных построек Белозерского края, положивших начало монументальному строительству на русском Севере.
Успенский собор был построен артелью ростовских мастеров и есть достаточные основания считать, что и два его предшественника также создавались ростовскими зодчими. Учитывая, что в самих ростовских землях сохранился лишь один архитектурный памятник XV в. (да и тот претерпел «реставрацию» XIX в.), то Успенский собор становится важнейшим звеном для реконструкции ростовской школы зодчества, которая в известной мере отражала черты Московского княжества. Последнее очень существенно, так как в зодчестве Москвы после длительного перерыва в строительстве с 1470 гг. начинаются новые процессы, вызванные в немалой степени воздействием работ итальянских мастеров, которое, по-видимому, фактически не коснулось ростовских артелей, строивших в конце XV в. на Белоозере.
В сравнении с предшествующими ему соборами Ферапонтова и Спасо-Каменного монастыря Успенский собор наделен целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в масштабе, пропорциях, объемно-пространственной композиции и деталях. Большинство из них остались индивидуально-присущими Успенскому собору, другие оказали некоторое воздействие на последующие памятники кирилловского зодчества.
С момента построения Успенский собор стал символом духовной жизни монастыря и неизменным центром его менявшегося архитектурного ансамбля. Последнее качество сохранилось за Успенским собором и его комплексом по сей день. За века существования Кирилло-Белозерского монастыря Успенский собор превратился в настоящую сокровищницу древнерусского искусства: памятников станковой и монументальной иконописи XV-XVII вв. и произведений декоративно-прикладного искусства. Здесь, прежде всего, следует назвать уникальный комплекс икон из иконостаса Успенского собора и цикл монументальных росписей, украшающих интерьер собора и северной паперти, первый из которых помимо высокого художественного качества отличается редкостной сохранностью первоначального ансамбля.
Северная и западная паперти Успенского собора в полной мере и в достаточной степени являются не только своеобразными произведениями искусства своих эпох, но и ценными в историко-художественном отношении “напластованиями”, наглядно свидетельствующими о многообразии архитектурных решений. После реставрационных работ Успенского собора и его паперти, единственный в своем роде интерьер памятника предстал обновленным и, в тоже время, сохранившим все, сколько либо значительные элементы комплексного памятника-музея.
Придельные церкви: равноап. вел. кн. Владимира (1554 г.), свт. Епифания Кипрского (1645 г.) и прп. Кирилла Белозерского (1780-е гг.).
В 2015 году богослужения в Успенском соборе будут регулярно совершаться по великим и двунадесятым праздникам в летний период и завершатся в день Воздвижения Животворящего Креста Господня 27 сентября.
Кириллов, часть 2. Успенский собор, архитектура
Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря был построен в 1497 году приглашенной ростовской артелью. Это был уже третий построенный ими каменный храм в Белозерском краю. Первым был уничтоженный в 20 веке Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере, построенный в 1481 году. Вторым стал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря 1490 года.
Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря. Реконструкция.
Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Реконструкция.
(Автор реконструкций С. С. Подъяпольский.)
Успенский собор изначально был больше своих предшественников. Со временем же он оброс таким количеством всевозможных пристроек, что превратился в подобие сказочного города со множеством башенок и куполов.
Тем не менее здание древнего собора все еще видно между наслоениями последующих столетий. Позднюю кровлю и высокую грушевидную главу здесь также не стали удалять при реставрации, хотя они и не вяжутся с самим зданием. Однако без них старый купол потерялся бы между высоких барочных зданий, окружающих собор.
Белозерские храмы выстроены из кирпича, а не из белого камня. Белокаменными остались только перспективные порталы, сохранившие раннемосковскую килевидную форму завершения и дыньки на колонках.
Южный портал Успенского собора Кириллова.
Южный портал Воскресенского собора в Волоколамске, 1480-е годы.
Северный портал Успенского собора в Звенигороде, около 1399 года.
Интересно появление зооморфных мотивов, таких как украшенный фигурами коней цоколь собора Ферапонтова монастыря. Зооморфный орнамент отсутствовал на раннемосковских храмах. С другой стороны бросается в глаза обилие поясков бегунца и поребрика, не то чтобы являющихся исключительной прерогативой Новгорода и Пскова, но придающих местной архитектуре особый немосковский оттенок. В соборе Кириллова и других белозерских храмах иначе решены окна, имеющие ступенчатые перекрытия, созданные выступающими рядами кирпича.
Орнаментальный пояс Успенского собора на Городке в Звенигороде, около 1399 года.
Орнаментальный пояс Воскресенского собора в Волоколамске, 1480-е годы.
Орнаментальный пояс Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры, 1476 год.
Орнаментальный пояс в нижней части фасадов собора Ферапонтова монастыря.
Западный фасад собора Ферапонтова монастыря.
Восстановленные при реставрации оконные проемы собора Ферапонтова монастыря.
Окна в барабане Успенского собора Кириллова.
Общая объемно-пространственная композиция Успенского собора также выдает преемственность с раннемосковскими храмами. Заметен сильный сдвиг купола к востоку, позволяющий расширить западную часть храма. Внешние членения стен и расположение закомар никак не соответствуют истинной конструкции здания.
Северный фасад Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, 1422-1223 годы.
Вместе с тем, храм имеет просторный, производящий сильное впечатление интерьер. У него, как и у собора Ферапонтова, повышенные подпружные арки, создающие вместе со сводами ступенчатую композицию, поднимающуюся к основанию купола.
И своды и арки имеют значительную ширину, опираясь на достаточно аморфные квадратные в сечении столбы без какой-либо профилировки. Пространство Успенского собора оказывается больше и значительнее интерьеров некоторых более поздних соборов 16 века, в частности виденного нами в этом году собора Успенского монастыря в Старице 1530-х годов, где своды и арки узкие, и над пространством превалирует каменная масса стен и карнизов.
Северо-западный столб Успенского собора с прикладками 18 века (выделяются швами и более поздней живописью).
У собора в Кириллове подклета как и в архитектуре начала 15 века нет, не было и второй малой главы. Успенский собор прервал типологический ряд местного строительства скорее всего именно из-за желания повторить конкретный чтимый образец.
Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, 1422-23 годы.
Макет-реконструкция Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
Собор Саввино-Сторожеского монастыря в Звенигороде. Система оформления кровли храма кокошниками в московской архитектуре начала 15 века.
Лишь на реконструкции С. С. Подъяпольского можно увидеть особый принцип устройства кровли Успенского собора, который затем был повторен во всех остальных церквях монастыря. Повышенная система подпружных арок требовала устройства ступенчатой кровли с дополнительными ярусами кокошников. В раннемосковской архитектуре дело ограничивалось венцом кокошников в основании барабана и дополнительными диагональными кокошниками среднего яруса. Здесь же была создана законченная регулярная система из трех рядов кокошников (закомар в собственном смысле слова тут нет, так как они не соответствуют сводам).
Совершенно замечательной чертой является загиб боковых закомар восточного фасада, благодаря которому восточная часть храма приобретает обтекаемую форму, лишенную геометрической четкости. Эта черта, вкупе с прихотливым изгибом поздней кровли, придает собору то особое модерновое звучание, которое было конечно чуждо настоящей древнерусской архитектуре.
Эх, вернуть бы ему все-таки позакомарное покрытие!
Успенский собор ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря
Аудиогид по уникальному памятнику церковной архитектуры
Автор проекта — Смирнов Алексей Ильич, заместитель генерального директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Аудиогид по собору Успения Пресвятой Богородицы архитектурного ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря стал продолжением проекта, поддержанного «Северсталью» в 2016 году, в результате выполнения которого был создан мобильный гид по музейному комплексу. Обеспечив посетителей аудиогидом по территории, музей задумался об информационном сопровождении внутри экспозиций и памятников, первым делом обратив внимание на самый древний и интересный из них — Успенский собор.
В настоящее время завершены работы по реставрации собора, что позволило открыть его для круглогодичного посещения. Успенский собор является не только памятником архитектуры, но и действующим храмом, по этой причине внутри нет ни выставочных стендов, ни этикеток. Ежегодно собор посещает до 10 тыс. человек, причем примерно 80% из них — индивидуальные посетители.
В ходе работы над проектом были написаны, собраны, обработаны и оцифрованы материалы по Успенскому собору и его внутреннему убранству, включая информацию о фресковой живописи и иконостасу 1497 года. Материалы структурированы и размещены в двух мобильных приложениях — «Артефакт» и izi.TRAVEL. В первом сделан акцент на детали и изображения с голосовым сопровождением, во втором — на собственно аудиогид, таким образом, удастся задействовать немалую аудиторию обеих популярных платформ. Практически вся информация доступна на русском и английском языках.
Для удобства ориентирования в храме были напечатаны информационные листки, где цифрами помечены сюжеты фресок и иконы, набрав которые, посетитель может прочитать или прослушать информацию об интересующем его объекте, узнать об истории, строительстве и реставрации собора.
Возможности «Артефакт» позволяют параллельно запустить полноценную web-версию проекта, которая уже доступна в сети Интернет на сайте «Культура.РФ», а со временем появится и на официальном сайте Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
Проект осуществлен на средства специального гранта компании «TUI Россия» в рамках Благотворительной программы «Музеи Русского Севера» компании «Северсталь».