установите формы обучения для категорий работников повышение квалификации и курсовое обучение
Что такое повышение квалификации
Это актуализация знаний в рамках вашей специальности (квалификации). Сегодня мало просто получить высшее образование — чтобы оставаться востребованным сотрудником, нужно регулярно совершенствовать навыки. Для некоторых специальностей повышение квалификации и вовсе обязательно по закону. Рассказываем, что это за форма образования, зачем она нужна и как проходит обучение
Что за форма образования — повышение квалификации, чем регламентируется
Сам термин «квалификация» появился в Трудовом кодексе меньше 10 лет назад. В Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ добавили статью 195.1, где было определено, что квалификация работника — это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта.
Цель повышения квалификации — дать актуальные сведения о нововведениях и достижениях отрасли. Курсы должны привести практико-теоретические знания специалистов в соответствие с нормами профстандартов и ЕКСД (единого классификатора должностей).
Повышение квалификации регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации», в частности, статьей 76 “Дополнительное профессиональное образование”.
После курсов человек получает документ, подтверждающий повышение его квалификации.
Какие формы повышения квалификации бывают
Повышают квалификацию люди, которые уже где-то трудоустроены, поэтому учатся они параллельно с работой. Иногда руководитель может принять решение о направлении сотрудника на обучение в рабочее время. В этом случае ему придется сохранить за ним зарплату и передать часть обязанностей другому персоналу. Но чаще все-таки программы проводят по вечерам, выходным или дистанционно в любое удобное для специалиста время.
Есть три основные формы курсов повышения квалификации:
Очные. Самый дорогостоящий вариант. Для реализации нужно найти время, педагогов, помещение, технику — при этом не рекомендуется сочетать эти курсы с работой. Однако такие курсы позволяют общаться с профессионалами, заводить новые полезные знакомства и отрабатывать сложные ситуации на практике.
Очно-заочные. Этот вариант немного выгоднее для компании, поскольку эксперта привлекают не так часто, да и сами занятия проходят реже. Такие курсы предполагают сочетание самостоятельной работы и контроль профи.
Дистанционные. Такой формат выгоден для руководства, но требует максимум вовлеченности, ответственности и самодисциплины от сотрудника. При таком формате составляется индивидуальный учебный план, доступный слушателю в любое время.
Работодатель может выбирать курсы в зависимости от возможностей компании, целей, пожеланий персонала. Так, сегодня набирают популярность и другие методы внешнего повышения квалификации: конференции, тренинги, лекции, деловые игры. Для руководителей зачастую проводят обучение в формате «кейс-стади» — когда решаются реальные проблемы компании, а также с применением «баскет-метода», предполагающего имитацию реальных событий.
Для чего нужно повышение квалификации
Повышение квалификации увеличивает значимость специалиста на рынке, помогает освоить современные методы решения различных задач, ускорить процессы на производстве. От этого выигрывает и работник, и руководство компании — ведь сотрудник начинает по-новому смотреть на свои обязанности и понимает, как улучшить работу, принося тем самым прибыль.
После курсов повышения квалификации сотрудник может получить новую должность или прибавку к зарплате.
Помимо обновления знаний, повышение квалификации проводится для мотивации — когда сотрудник обучается за счет работодателя, он чувствует свою значимость и важность для компании, поэтому долгое время не меняет место работы и готов работать более эффективно.
Отличие переподготовки от повышения квалификации
И переподготовка, и повышение квалификации — это формы получения дополнительного профессионального образования.
Профессиональная переподготовка — вид дополнительного образования, цель которого — глубокое комплексное изучение материала для новой работы. Человек уже может иметь большой опыт в какой-то сфере, но после переподготовки он может начать работать по смежному или совершенно новому для себя направлению. После курсов человек получает диплом о профессиональной переподготовке и может с ним устраиваться на работу.
Повышение квалификации — это обновление и актуализация уже полученных ранее теоретических и практических знаний. Сотрудник остается в рамках профессии и своей квалификации, но проходит обучение, необходимое для соответствия требованиям работодателя или профстандарта. После курсов, которые длятся не менее 16 часов, слушатель получает удостоверение о повышении квалификации. То есть он получает новые профессиональные компетенции и свидетельство, подтверждающее это.
Кто обязательно должен проходить повышение квалификации и с какой периодичностью
По Трудовому кодексу, работодатель сам вправе решать необходимость повышения квалификации сотрудников. Но некоторые работники обязаны регулярно проходить повышение квалификации — это зафиксировано в Федеральных законах отраслей — например, в Федеральном закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» или Федеральном законе от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Так, регулярно учиться обязаны:
медицинские работники и фармацевты;
сотрудники органов внутренних дел;
водители городского и железнодорожного транспорта;
Эти специалисты должны проходить курсы с установленной законодательством периодичностью: один раз в три года или раз в пять лет.
Рекомендуется пройти курсы после долгого перерыва в работе (например, после декретного отпуска), при поставке нового оборудования или обновлении программ, значительных изменениях в сфере профессиональной деятельности, изменениях в регулирующих законах и нормативных актах.
Где можно пройти повышение квалификации и как это происходит, какой документ выдается
Пройти курсы можно в аккредитованных образовательных организациях ДПО. Главный документ такой организации — лицензия на право ведения образовательной деятельности. Без нее выдаваемые документы не имеют юридической силы.
Сначала необходимо определиться с формой обучения, а после — с видом курсов. Есть три основных вида программ курсов повышения квалификации:
После обучения сотрудник сдает письменный или устный экзамен или как в АБиУС проходит итоговый тест. Во время учебы может быть дополнительное тестирование после каждого тематического раздела. По итогам слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации.
Как пройти повышение квалификации дистанционно и получить образование в Академии
Вкладываясь в повышение квалификации, вы инвестируете в свою карьеру и помогаете компании развиваться. Однако главное — правильно выбрать тех, кто будет проводить обучение.
Академия бизнеса и управления системами уже 23 года специализируется на повышении квалификации и переподготовке по государственной лицензии. Все программы соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», а также всем актуальным профстандартам.
Вы подаете заявку на сайте, после чего с вами свяжется менеджер и поможет заключить договор и начать дистанционное обучение. Дальше вас сопровождает персональный куратор, который отвечает на любые вопросы.
В АБиУС проходят повышение квалификации педагоги и воспитатели, специалисты в сфере закупок, кадровые делопроизводители, государственные служащие, риелторы.
В Академии можно учиться очно или дистанционно с понятной и удобной системой работы с материалом в интерактивном формате. Помимо актуальной информации по интересующей теме, слушателю доступна библиотека курса. После обучения слушатель в любом регионе России получает удостоверение о повышении квалификации.
Профессиональная подготовка и переподготовка персонала
Обучение сотрудников силами компании регламентируется большим числом нормативных документов, включающих в том числе и относящиеся к области налогового права. В рамках объема данной статьи мы осветим все основные аспекты договорного и налогового регулирования профессиональной подготовки и переподготовки персонала.
На языке закона предоставление работнику возможности повышения его профессионального уровня называется профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работника. Это обширный и сложный правовой институт, регулируемый Трудовым кодексом, Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании), Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее – ФЗ № 125), а также нормами Налогового кодекса.
Статьей 196 ТК РФ установлено, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки работников определяется работодателем. Это значит, что именно ему решать – отправить ли сотрудника для повышения его квалификации на специализированный международный семинар в Лондон или же достаточно будет просто пройти стажировку у опытного наставника, причем без отрыва от производства. Если говорить серьезно, то профессиональная подготовка и переподготовка действительно может осуществляться не только в специализированных учебных заведениях (кстати, не забудьте ознакомиться с их аккредитацией или лицензией на ведение образовательной деятельности), но и в самой организации. Условия и порядок обучения должны содержаться либо в локальном нормативном акте компании, либо в договоре с работником (трудовой или специально заключенный для регулирования отношений по обучению).
Профессиональная подготовка и переподготовка, проводимые в специализированном учебном заведении, бывают двух видов: целевое обучение студентов и обучение аспирантов. Целевое обучение студентов – это направление штатных работников компании на переподготовку в соответствующее учебное заведение. Такое обучение означает переподготовку по той специальности, которой уже обладает сотрудник. По окончании обучения слушатель обязан сдать квалификационный экзамен или пройти аттестацию и получить диплом (сертификат, аттестат). Во время обучения он может получать стипендию от организации. Обучение аспирантов осуществляется с целью разработки нужных организации научных тем, которые впоследствии будут использованы в производственных или коммерческих целях. В обоих случаях процесс обучения оформляется договором об оказании услуг в пользу третьего лица (им является работник) между образовательным учреждением и работодателем.
Если целью научных изысканий аспиранта является создание некоего ноу-хау, или, другими словами, продукта интеллектуальной собственности (программа, алгоритм и т.п.), то в договоре на обучение нужно заранее предусмотреть, кто будет являться правообладателем результата научных исследований.
Оплату обучения в аспирантуре образовательного учреждения осуществляет работодатель. В договоре нужно полностью указать название образовательного учреждения, где будет обучаться работник, реквизиты лицензии или аккредитации (номер, когда и кем получена/выдана), срок обучения, получаемая специальность, обязательство о выдаче диплома установленного образца в случае успешной сдачи экзаменов.
Профессиональная подготовка и переподготовка, проводимая в самой организации для своих сотрудников, носит название ученичества и оформляется ученическим договором. Согласно статье 198 ТК РФ, ученичество осуществляется без отрыва от производства. Суть его состоит в переобучении работника новой специальности или повышении уже имеющейся у него квалификации. И «ученик», и «учитель» являются штатными работниками компании. То есть, фактически, более квалифицированный и опытный сотрудник обучает менее опытного и квалифицированного.
Ученический договор является дополнительным к трудовому. Он заключается на срок, необходимый для обучения требуемой специальности или получения необходимой квалификации. Договор должен содержать наименования сторон, вид приобретаемой учеником профессии или квалификации, срок обучения, размер оплаты труда на время ученичества, обязанность ученика отработать определенное время в организации по приобретенной специальности. При прохождении обучения работники могут работать по основной специальности на условиях неполного рабочего дня или полностью освобождаться от трудовых обязанностей. Срок действия ученического договора продлевается в случае болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, когда по независящим от воли сторон обстоятельствам обучение фактически не проводилось. Условия данного договора в течение срока его действия могут изменяться только по соглашению сторон.
Гарантии и компенсации
Работникам, впервые получающим высшее образование и совмещающим обучение в вузе с работой, закон предоставляет ряд гарантий и льгот (ст. 173 ТК РФ и ст. 17 ФЗ № 125). Прежде всего, это дополнительные оплачиваемые отпуска для сдачи экзаменов в период сессии, продолжительностью от 40 до 50 календарных дней в год; оплата проезда к месту учебы и обратно для заочников один раз в год; сокращенная рабочая неделя в период подготовки диплома; неоплачиваемый 15-дневный отпуск для сдачи вступительных экзаменов. Все эти льготы должны быть предоставлены работнику, если вуз, где он обучается, имеет государственную аккредитацию. В противном случае вопрос решается в соответствии с условиями трудового договора или в соответствии с нормами коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка или иного локального нормативного акта, если таковой имеется и регулирует данные правоотношения. Если нужных гарантий в этих документах нет или они сами отсутствуют, вопрос решается по усмотрению руководителя организации.
Поскольку закон связывает предоставление вышеперечисленных гарантий с получением высшего образования впервые, то на практике может возникнуть комичная и одновременно затруднительная ситуация: работник поступил в вуз, использовал оплаченный учебный отпуск, а затем, недоучившись, оставил учебу в этом вузе и поступил в другой. Обязан ли в таком случае работодатель предоставить работнику оплачиваемый отпуск еще раз? Ответ – да, потому что в первом вузе высшее образование работником получено не было, а значит, и во втором вузе он будет получать высшее образование впервые (ст. 77 ТК РФ).
Особенности налогообложения затрат на профессиональную подготовку
Все расходы организаций по предоставлению вышеперечисленных гарантий и компенсаций уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, так как они входят в состав расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ). При этом не забудьте при предоставлении дополнительного отпуска студенту получить у него справку-вызов и справку-подтверждение из вуза. Суммы, выплачиваемые в период учебных отпусков, и оплата проезда к месту учебы и обратно включаются в налоговую базу по ЕСН. Соответственно, организации придется начислять страховые пенсионные взносы и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве. Налогообложение расходов на обучение будет разным, в зависимости от того, какой уровень – образовательный или профессиональный – повышается работником. Разобраться в этом поможет статья 21 Закона об образовании. Относительно НДФЛ можно сказать следующее: согласно п. 3 ст. 217 НК РФ расходы на повышение профессионального уровня работников НДФЛ не облагаются. Напротив, оплата обучения, связанного с повышением образовательного уровня работника, включается в совокупный доход работника и НДФЛ облагается (Письмо МНС России от 24.04.2002 № 04-4-08/1-64-П758). Возмещение расходов на профессиональное обучение не облагается ЕСН (пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Расходы на получение высшего и среднего специального образования ЕСН также не облагаются, так как не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (п. 3 ст. 236 НК РФ). Если на стоимость обучения не начисляется ЕСН, то страховые взносы в ПФР тоже не начисляются.
Для налога на прибыль тоже важна цель обучения. Оплата обучения в высших и средних специальных учебных заведениях не уменьшает налогооблагаемую прибыль (п. 3 ст. 254 НК РФ).
В расходы можно включить только профессиональную подготовку работников (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Сделать это можно при соблюдении следующих условий: обучение должно осуществляться в российском или иностранном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию или лицензию; профессиональная подготовка должна проводиться в интересах деятельности компании (например, нельзя направить бухгалтера на курсы парикмахеров). Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, нужно обратить внимание на следующее.
Закрытый перечень расходов, которые такая компания может принять к вычету по единому налогу, установлен в статье 346.16 НК РФ, и расходов в виде оплаты обучения сотрудников в ней не упоминается. Однако если оплата обучения предусмотрена трудовым или коллективным договором, компания вправе учесть указанные затраты в составе расходов на оплату труда, предусмотренную пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Состав оплаты труда организация, работающая по упрощенной системе налогообложения, определяет в соответствии со ст. 255 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В статье 255 НК РФ перечень расходов на оплату труда открыт, и если оплата обучения предусмотрена в трудовом или коллективном договоре, препятствий для ее признания в расходах нет.
Работники часто повышают свой профессиональный уровень с помощью участия в различных семинарах. Для целей налогообложения семинары делятся на учебные и консультационные, причем учебные семинары имеют право проводить только организации, имеющие лицензию. Расходы на участие в учебном семинаре учитываются по пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ. Расходы на участие в консультационном семинаре уменьшают налогооблагаемую прибыль как затраты на консультационные услуги в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).
До сих пор мы говорили о том, как учитывать расходы на обучение в различных образовательных учреждениях. А как быть организациям, имеющим собственную учебнопроизводственную базу, на которой могут обучаться как собственные сотрудники, так и сотрудники других организаций? При подготовке и переподготовке штатных сотрудников на собственной учебно-производственной базе затраты, связанные с этой деятельностью, не могут быть отнесены к расходам, предусмотренным п. 3 ст. 264 НК РФ, поскольку в данном случае отсутствуют договорные отношения с образовательным учреждением, как это указано в приведенной норме. Данные расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли согласно статье 275.1 НК РФ, так как в ней установлено, что для применения главы 25 НК РФ к обслуживающим производствам относятся и учебно-курсовые комбинаты. Чтобы учесть затраты учебно-курсовых комбинатов, нужно соблюдение следующих условий:
Стипендию, которую получает обучающийся работник на основании статьи 204 ТК РФ, можно рассматривать как компенсационную выплату. Согласно п. 3 ст. 217 ТК РФ, все компенсационные выплаты НДФЛ не облагаются.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Подготовка населения в области ГО
Подготовка населения в области гражданской обороны
Подготовка населения является одной из важнейших задач гражданской обороны.
Правовой основой подготовки населения в области гражданской обороны в настоящее время являются Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны».
В постановлении Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.04.2017 N 470) определено, что основными задачами подготовки населения в области гражданской обороны являются:
а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, освоение практического применения полученных знаний;
б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;
в) выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
г) овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и спасательных служб (далее – формирования и службы) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Лица, подлежащие подготовке, подразделяются на следующие группы:
а) руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций (далее –руководители);
б) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, включенные в состав структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, эвакуационных и эвакоприемных комиссий, а также комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики (далее – работники гражданской обороны), руководители, педагогические работники и инструкторы гражданской обороны учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и курсов гражданской обороны муниципальных образований (далее – работники учебно-методических центров и курсов гражданской обороны), а также преподаватели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования;
в) личный состав формирований и служб;
г) работающее население;
д) обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) (далее – обучающиеся);
е) неработающее население.
Подготовка населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Подготовка является обязательной и проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее – учебно-методические центры) и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее – курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.
Обучение в области гражданской обороны лиц, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки), осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
В целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны:
а) федеральные органы исполнительной власти:
планируют и осуществляют мероприятия по подготовке работников гражданской обороны, а также других сотрудников центральных аппаратов этих органов;
осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой руководителей, работников и личного состава формирований и служб организаций, находящихся в ведении этих органов;
участвуют в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
организуют обучение по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» студентов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования и находящихся в ведении этих органов;
организуют и осуществляют информирование населения и пропаганду знаний в области гражданской обороны;
организуют курсовое обучение руководителей организаций, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти или которые находятся в сфере их ведения и отнесены в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время;
б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
планируют подготовку населения в области гражданской обороны;
создают и оснащают учебно-методические центры или другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, а также организуют их деятельность;
организуют и проводят учебно-методические сборы, учения, тренировки и другие плановые мероприятия по гражданской обороне;
организуют и осуществляют информирование населения и пропаганду знаний в области гражданской обороны;
организуют издание (в том числе и на языках народов Российской Федерации) учебной литературы и наглядных пособий по гражданской обороне и обеспечение ими населения;
осуществляют контроль за ходом и качеством подготовки населения в области гражданской обороны;
организуют не менее 2 раз в год тематические и проблемные обучающие семинары (вебинары) по гражданской обороне с руководителями (работниками) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, муниципальных образований, организаций, деятельность которых связана с деятельностью муниципальных образований или которые находятся в сфере их ведения и отнесены в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время;
организуют курсовое обучение руководителей организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или которые находятся в сфере их ведения и отнесены в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время;
в) органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований:
организуют и проводят подготовку населения муниципальных образований к защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
осуществляют подготовку личного состава формирований и служб муниципальных образований;
проводят учения и тренировки по гражданской обороне;
осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований;
создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность либо обеспечивают курсовое обучение соответствующих групп населения и оказание населению консультационных услуг в области гражданской обороны в других организациях;
разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;
осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации;
создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;
разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;
организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;
планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне;
д) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
осуществляет организационно-методическое руководство функционированием и развитием единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организует дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны работников гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
осуществляет методическое руководство и контроль при решении вопросов подготовки населения к защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
разрабатывает и утверждает примерные дополнительные профессиональные программы и примерные программы курсового обучения в области гражданской обороны для обучения лиц, указанных в подпунктах «а» – «г», а также определяет перечень работников гражданской обороны, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны;
определяет периодичность и продолжительность проведения учений и тренировок по гражданской обороне;
организует и проводит не менее 2 раз в год тематические и проблемные обучающие семинары (вебинары) по гражданской обороне с руководителями (работниками) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти.
Обязанностью граждан Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» является прохождение подготовки в области гражданской обороны.
ФОРМЫ
ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
(ПО ГРУППАМ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПОДГОТОВКЕ)
1. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, исполняющие полномочия председателей представительных органов муниципальных образований:
а) самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;
б) изучение своих функциональных обязанностей по гражданской обороне;
в) личное участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне.
2. Работники гражданской обороны, работники учебно-методических центров и курсов гражданской обороны, руководители организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время:
а) самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;
б) дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны;
в) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне;
г) участие руководителей (работников) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и организаций в тематических и проблемных обучающих семинарах (вебинарах) по гражданской обороне, проводимых под руководством вышестоящих органов, осуществляющих управление гражданской обороной.
3. Личный состав формирований и служб:
а) курсовое обучение руководителей формирований и служб на курсах гражданской обороны, в учебно-методических центрах или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
б) курсовое обучение личного состава формирований и служб по месту работы;
в) участие в учениях и тренировках по гражданской обороне.
4. Работающее население:
а) курсовое обучение в области гражданской обороны по месту работы;
а(1) прохождение вводного инструктажа по гражданской обороне по месту работы;
б) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне;
в) индивидуальное изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
а) обучение (в учебное время) по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;
б) участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;
в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.
6. Неработающее население (по месту жительства):
а) посещение мероприятий, проводимых по тематике гражданской обороны (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов и др.);
б) участие в учениях по гражданской обороне;
в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.