в чем заключается основной недостаток урока как формы организации обучения

5. В чем заключается основной недостаток урока как формы организации обучения:

урок утомляет учеников;

урок порождает формализм;

на уроке существует непреодолимое противоречие между фронтальной формой организации работы учащихся и индивидуальным характером их познавательной деятельности;

все учащиеся должны в основном подчиняться на уроке общему плану и общему темпу работы;

урок толкает учителя на штамп и догматизм в обучении.

6. Дайте характеристику уроку как основной форме организации обучения. Для этого заполните таблицу.

Законченность во времени

имеет строго обозначенные рамки учебного времени

— каждый урок отводится на изучение одного предмета;

посещение строго обязательное

Гибкость и экономичность

экономичен, т.к. позволяет обучать одновременно несколько человек, не гибок, т.к. не учитывает личностные и психологические качества обучаемых

урок в своей основе направлен на обучение, развитие и воспитание.

7.Чем экскурсия отличается от урока?

Урок — форма обучения, а экскурсия — метод учебной работы.

Экскурсия не строго ограничена во времени.

Учебные экскурсии, в отличие от урока, применяются только в старших классах.

(Ваш вариант ответа)

Определите элементы структуры урока, соответствующие этапам деятельности ученика:

Элементы структуры урока

Этапы деятельности ученика

Изучение нового материала

Возникновение интереса к учению

Формирование умений и навыков

Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем

Повторение и закрепление

применение на практике

1. Познакомьтесь с планом проведения урока иностранного языка или литературы, предложенными методическими журналами.

2. Познакомьтесь с алгоритмом подготовки учителя к уроку , предложенным в книге Ю.Л. Львовой «Творческая лаборатория учителя».-М.-: Просвещение, 1990.- С. 44-47)**

Основываясь на прочитанном, попробуйте составить алгоритм подготовки к уроку по вашему предмету. Представьте его в виде соответствующей схемы.

3.Проведите самостоятельное исследование и выявите отношение учителей, учеников, родителей к нетрадиционным формам урока. Какие из них наиболее часто применяются в современной школе? В какой степени они активизируют познавательный интерес учащихся? С чем это связано?***

Форма отчета: текст с результатами исследования (с приложением таблиц, диаграмм).

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Достоинства и недостатки урока

Классно-урочная система обучения со дня ее обоснования и по настоящее время занимает умы ученых всего мира. Она подвергнута обстоятельному анализу и описанию со всеми своими достоинствами и недостатками в многочисленных фундаментальных трудах по дидактике и методикам преподавания отдельных учебных предметов, а также в трудах по педагогической психологии.

· четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса;

· простое управление им;

· возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач;

· постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения;

· экономичность обучения, поскольку учитель работает с достаточно большой группой учащихся, создает условия для привнесения соревновательного духа в учебную деятельность школьников и в тоже время обеспечивает систематичность и последовательность в их движении от незнания к знанию.

Между тем, в современных условиях классно-урочная система стала все явственнее обнаруживать свои принципиальные недостатки и приходить в противоречие с новыми условиями и задачами обучения в профессиональной школе.

Во-первых, при такой организации обучения усвоение учебной дисциплины растягивается на длительное время. Есть факты, когда предметы, рассчитанные на 10—20 часов, изучаются в течение целого полугодия — уроки по ним включаются в расписание не более одного раза в неделю. Следует подчеркнуть, что в последние годы тенденция увеличения в учебном плане профессиональных училищ и лицеев так называемых «карликовых» курсов стала усиливаться. И связано это с введением в учебные планы все новых и новых предметов за счет сокращения объема часов на другие дисциплины. Подобная организация обучения приводит к забыванию материала, поскольку противоречит психологическим закономерностям запоминания информации. Немецкий психолог Г. Эббингауз установил, что воспринятый новый материал наиболее интенсивно забывается в первое время. Им был сформулирован психологический закон, в соответствии с которым заученный материал быстрее забывается в первые часы после восприятия. Это психологическое явление имеет свою физиологическую основу. Исследованиями И.П. Павлова и его научной школы установлено, что вновь образовавшиеся нервные связи непрочны и легко тормозятся. Сильнее всего это торможение проявляется сразу после образования временной связи. Следовательно, и забывание происходит наиболее интенсивно сразу после восприятия. Поэтому, чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, необходимо провести работу по закреплению в первые же часы после его восприятия.

Во-вторых, при традиционной организационной структуре обучения учащиеся в течение дня изучают от 5 до 8 разнородных, разнохарактерных предметов. Кроме того, во второй половине дня они вынуждены готовиться к урокам на следующий день — а это еще столько же дисциплин. Постоянный калейдоскоп предметов не позволяет учащимся ни в один из них погрузиться полностью, не дает возможности остановиться на чем-то, задуматься поглубже над заинтересовавшим вопросом, предметом. Каждый урок — это новая доминанта для них, а значит, и необходимость соответствующим образом настраиваться. Частая смена доминант, их неустойчивость, невозможность сосредоточиться на чем-то одном, постоянная смена кабинетов, педагогов приводит в итоге к тому, что училище, вслед за школой, несколько лет подряд неустанно и насильственно, по определенному алгоритму, заложенному в расписании, рассеивает внимание учащихся, служит одной из главных причин их повышенной нервозности, быстрой утомляемости, низкой эффективности учебного труда.

В-третьих, существенный недостаток сложившейся организации учебного процесса состоит в том, что она не в состоянии учитывать закономерности динамики работоспособности педагогов и учащихся в течение дня, недели — мешает многообразие одновременно изучаемых дисциплин, стремление каждого преподавателя, независимо от места урока в расписании дня, недели, максимально активизировать учебную деятельность и т.д.

Источник

Урок как форма организации обучения в школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МАКЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 21

как форма организации

Чистякова Ирина Сергеевна,

заместитель директора по

Урок как форма организации обучения в школе

Урок — это форма организации учебно-воспитательного процесса в школе. Таково самое распространенное его определение. Оно устраивает многих, потому что оно достаточно просто и понятно показывает место урока в системе образования. Рассмотрим, что именно урок организует в системе образования?

Сфера образования — это в основном школа. В школе осуществляется обучение и воспитание детей, подростков и раннего юношества. Учебно-воспитательный процесс включает в себя обучение и внеклассную воспитательную работу. Речь идет только о процессе обучения. Этот процесс растянут во времени и пространстве, в нем большое количество участников, сложное, емкое и периодически меняющееся содержание, методы и средства воспитания и обучения. Управлять этим процессом, без структуризации, практически невозможно. Поэтому весь процесс подразделяется на годы обучения детей, по количеству участников, по учебным предметам. Так, мы делим детей по классам согласно возрасту и подготовке. Количество обучающихся в каждом классе — 25-30 человек. Все содержание образования делится на учебные дисциплины, которые, в свою очередь, разделяются по годам обучения на, так называемые предметы, каждый такой предмет — на темы. Так же точно определяется время, отводимое для изучения учебных предметов и тем — это отрезки по 45 минут (стандартный). В результате мы получаем определенный отрезок времени, на протяжении которого изучается один предмет по одной теме с одним и тем же составом обучающихся — классом. Таким образом, урок дает основание для деления всей массы обучающихся детей на классы, содержания образования на учебные предметы и темы внутри них, времени, отводимого для освоения предмета и темы.

В этом состоит главная организационная функция урока, его основное назначение.Поэтому он и относится к формам организации процесса обучения как составная часть всего учебно-воспитательного процесса школы.Из-за такого структурирования учебно-воспитательного процесса наше школьное образование определяется как предметно-классно-урочная система. Попробуйте представить себе, что завтра урок будет «снят с производства», и учителю предложат в свободном режиме обучать детей. Трудно даже вообразить себе, что будет, если его не заменят другой, не менее эффективной формой организации обучения. А ведь такие эксперименты проводились, и такое предлагали особо речевые реформаторы нашего образования в конце восьмидесятых — начале девяностых годов. Но, безуспешно. Все возвращалось на круги своя.

Урок есть форма организации педагогического процесса на самом уроке. Дело в том, что педагогический процесс имеет свою четкую, выверенную временем структуру. В него входят такие компоненты, как педагогические цель, принципы, содержание, методы, средства и формы его организации. В этом перечне компонентов последний из них — завершающий. Он объединяет все предыдущее в единое непротиворечивое целое. У урока есть свои специфические цели, опорные принципы, свое содержание, методы и средства работы с ним, отличающие его от других форм организации педагогического процесса, скажем, на экзамене, консультации или практике. Педагогический процесс по педагогической насыщенности и своеобразию всегда зависит от формы протекания.

Какими бы ни были цели, форма просто обязывает учителя подобрать такие принципы, содержание, методы и средства, чтобы их достичь. Учитель это отбирает, исходя из своих возможностей. Урок логически все «расставляет» на свои места, «соотносит» между собой компоненты, «дозирует», «корректирует» их и т.д. Делается все это с помощью методической структуры урока. Благодаря особой внутренней организации педагогического процесса урок отличается от других организационных форм обучения.

Таким образом, урок является организующим средством для всего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой, в том числе и на уроке.

Сущность урока кроется в том, что с помощью него организуется процесс познания детьми окружающего мира. В этом его самое высокое назначение. В разных источниках, начиная от учебников педагогики и заканчивая частными исследованиями по уроку, можно встретить такие его определения: урок есть форма организации процесса познания учащимися действительности; форма организации процесса познания учителем действительности; процесс целенаправленного взаимодействия этих двух познавательных процессов. Кратко остановимся на каждом из них.

Урок как форма организации процесса познания учащимися действительности. Главное здесь — процесс познания действительности учащимися через освоение определенных учебных дисциплин (предметов). Этот процесс тоже структурирован. В него входят те действия, с помощью которых учащийся воспринимает материал урока, осознает его, запоминает, использует. В свою очередь, эти действия опираются на активную психическую деятельность — ощущения, восприятия, мышление, память, внимание, воображение — и одновременно направлены на их развитие. Без квалифицированной помощи учителя эти процессы у ученика по отношению к предмету познания протекали бы стихийно и были бы неполными, фрагментарными, неточными, случайными. Они не обеспечили бы действительно глубокого, объективного и полного усвоения темы, проблемы или вопроса. Учитель организует этот процесс посредством специального объяснения, показа, повторения, уточнения, использования и контроля.

В первобытном обществе не было уроков, познание действительности человеком шло стихийно. Знания и умения передавались из уст в уста, из рук в руки, т.е. путем прямого показа, личного примера, упражнения и усвоения по принципу «делай, как я». Накопление знаний шло медленно, зачастую оно было неточным и даже ошибочным.

Более четкая и управляемая организация познавательного процесса была потребностью людей. С ее помощью уплотнялось знание, ускорялось его освоение, к этому процессу подключалось все больше и больше детей и специально подготовленных педагогов.

Этот краткий экскурс в историю нужен для того, чтобы напомнить учителю: начальное и главное назначение урока — организовывать познавательный процесс ребенка, стимулировать его, направлять и развивать. И если на уроке дети не задают вопросов, учат материал ради отметок или похвалы, значит, у них познавательный процесс приглушен, не востребован или направлен совсем на другой предмет познания, а не на изучаемый в классе. Это также значит, что для такого ребенка урок проходит впустую, а может и хуже того — воспитывает в нем человека, не способного адекватно и творчески жить в этом мире.

Урок есть форма организации познания действительности самим учителем. Это очень важный момент в обучении. Действительно, обращаясь каждый раз к одному и тому же материалу, учитель его перестраивает, находит новое содержание, новую логику изложения, накапливает опыт более доходчивого и прямого способа его освоения учащимися. Так что у нормального учителя утомительных повторов просто не бывает. Учитель углубляет познание предмета, вскрывает новые связи и отношения, вырабатывает новые оценки. Не зря родилась школьная шутка об учителе, уставшем повторять непонятливому ученику одно и то же: «Я уже понял, а ты еще нет». В этой шутке есть доля истины — многократное повторение позволяет «проникать» в материал, видеть его по-разному, отвлекает от установки, приближая к истине. Но главное здесь состоит в перестройке учителем содержания материала, методов подачи, отношений сучащимся. К тому же из года в год учитель начитывает новый материал по своему предмету, накапливает его, включает в процесс преподавания. Новый материал могут давать и любознательные читающие ученики. Все это делается на уроке и ради урока.

К тому же учитель по отношению к своим воспитанникам всегда исследователь. Он непрерывно изучает учащихся их характеры, интересы, учебные возможности и многое другое Ученик для учителя — постоянно присутствующий и всегда новый объект познания. Наконец учитель рефлектирует свою деятельность, оценивая ее успешность. Познание самого себя и своей деятельности — залог роста и развития мастерства и путь к успеху.

Так что у учителя на уроке процесс познания не менее сложен и важен, чем у ученика. И его тоже надо организовывать, находить ему место и время, дозировать, включать и соотносить с процессом познания учащихся.

Школе нужен познающий учитель. Субъективация позиции самого учителя на уроке происходит именно благодаря развитому и развивающемуся познавательному процессу.

Урок есть процесс организации взаимодействия и взаимосвязи двух познавательных процессов учителя и ученика. Мы бы сказали, такого взаимодействия, при котором один процесс переходит в другой при смене ведущего. Если учитель умеет организовать такое взаимодействие к полному познанию предмета изучения, это учитель высшего пилотажа. Вся красота и правда урока кроется именно в этом. Внешне этот процесс взаимного перехода познавательных процессов от учителя к ученикам и обратно выглядит как движение от незнания к знанию, от малого и неточного знания к большему и белее точному знанию. Наблюдения уроков дают обильный материал для выявления этих ситуаций.

Подведем итог сказанному. Урок в школе выполняет массу организационных функций и потому является формой организации образовательной деятельности по многим направлениям. Во-первых, с помощью урока упорядочивается весь учебно-воспитательный процесс, в него вносится структурно обоснованное число участников, содержание образования и время его освоения. Во-вторых, урок способствует особой организации педагогического процесса внутри него самого, помогая учителю целенаправленно сводить в целостное единство все его компоненты. В-третьих, урок организует познавательные процессы учителя и ученика их взаимодействие. С помощью последовательной смены познавательных актов, совершаемых участниками урока, организуется движение от незнания к знанию и от знания к незнанию, движение, составляющее суть процесса познания в обучении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *