в философских учениях тейяра де шардена и в и вернадского область сознательной деятельности человека
Тесты / Ответы на тесты по философии_ Общество и история
Общество и история
1. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование:
2. Наиболее закрытой социальной группой является:
3. Понятие класса является ключевым в философии:
4. Концепция, утверждающая, что государство возникает в результате разделения труда в обществе,
5. Теория единой глобальной цивилизации была сформулирована:
6. Ф. Фукуяма в своей философии провозгласил:
г) конец государства;
7. По мнению А. Тойнби, всякая историческая общность людей развивается по принципу:
а) причины и следствия;
8. Составлением глобальных прогнозов занимается:
9. В философских учениях Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского область сознательной деятельности человека («мыслящий пласт земли») носит название:
10. В современности господствующим типом культуры является:
б) элитарная культура;
д) маргинальная культура.
11. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:
*б) социальная философия;
12. Философским учением о сущности и развитии человеческого общества является:
*в) социальная философия;
13. Целостность и устойчивость общественного организма основывается на:
а) эстетических ценностях;
б) логических принципах;
в) творческой деятельности;
*г) системе традиций;
д) экономических отношениях.
14. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда:
а) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;
*б) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе;
в) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов;
г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.
15. Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется:
Переход от биосферы к ноосфере. Идеи П.Тейяр де Шардена и В.И.Вернадского
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 06:36, реферат
Краткое описание
В буквальном переводе термин “биосфера” обозначает сферу жизни, и в таком смысле он впервые был введен в науку в 1875 г. австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом (1831 – 1914). Однако задолго до этого под другими названиями, в частности «пространство жизни», «картина природы», «живая оболочка Земли» и т.п., его содержание рассматривалось многими другими естествоиспытателями.
Реферат по биологии.doc
В буквальном переводе термин “биосфера” обозначает сферу жизни, и в таком смысле он впервые был введен в науку в 1875 г. австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом (1831 – 1914). Однако задолго до этого под другими названиями, в частности «пространство жизни», «картина природы», «живая оболочка Земли» и т.п., его содержание рассматривалось многими другими естествоиспытателями.
Факты и положения о биосфере накапливались постепенно в связи с развитием ботаники, почвоведения, географии растений и других преимущественно биологических наук, а также геологических дисциплин.
Под биосферой (в современном понимании) необходимо понимать специфическую оболочку небесного тела, в пределах которой существует жизнь, т.е. обитают и размножаются живые существа.
Само понятие “ноосферы” было предложено французским ученым Эдуардом Леруа, а развито двумя его современниками и коллегами – Пьером Тейяр де Шарденом и В.И.Вернадским. Их взгляды на ноосферу оцениваются, обычно, как противоположные, хотя для этого нет достаточных оснований.
П.Тейяр де Шарден (1987) рассматривает ноосферу в контексте единой философской доктрины, как этап цикла развития материи от начальной точки до конечной. Его взгляды в России критиковались как идеалистические. Тейяр де Шарден был крупным биологом, палеонтологом, взгляды которого пронизаны эволюционизмом. Он считал, что эволюция – «…основное условие, которому должны отныне подчиняться и удовлетворять все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными. Свет, озаряющий все факты, кривая, в которой должны сомкнуться все линии – вот что такое эволюция». Такой подход стал реальностью в 70-80-х годах XX века, когда представления о возникновении материи в результате «большого взрыва» стали научной теорией. Физики пытаются проследить возникновение и эволюцию частиц и атомов, астрономы – космических тел, химики – молекулярную эволюцию, вплоть до возникновения жизни, биологи – развитие не только органического мира, но и психики, социологи – глобальные тенденции развития человека.
Учение о ноосфере Тейяр де Шардена можно свести к следующим основным положениям.
1. Возникновение разума – закономерный результат развития материи, подготовленный всем ходом развития мира.
2. Возникновение человеческого разума– качественно новый этап эволюции живой материи, переход эволюции от биологической фазы к социальной, духовной; превалирование духовного начала над материальным в организации и функционировании биосферы.
3. Человек, как носитель разума, не приспосабливается к среде, как другие животные, а изменяет и подчиняет ее себе, «…устраняет и покоряет всякую форму жизни, не являющуюся человеческой».
4. По мере развития «планетаризации» человека, деятельность его принимает глобальный характер, «…затрагивает саму жизнь в ее органической целостности».
5. Социальная эволюция объективно направлена на единение человечества, социальную и духовную конвергенцию рас, народов, разных слоев общества, на формирование «единомыслящего» в мировоззренческом плане человека.
6. Ноосфера представляет собой результат деятельности всего человечества, начиная с момента появления человека.
8. Формирование ноосферы – естественный процесс, независящий от воли человека, но он может быть ускорен деятельностью человека. «От нас зависит сделать стихийный процесс сознательным, превратить область жизни – биосферу, в царство разума – в ноосферу» (Э.Леруа).
Учение Тейяр де Шардена было отвергнуто не только нашей «официальной наукой», но и западным миром как антихристианское. Ему была запрещена преподавательская деятельность в университете в Сорбонне и он был вынужден покинуть Францию, прожив большую часть жизни в Китае, а затем в США. Основные его произведения были опубликованы после смерти, последовавшей в 1951 г.
Практически все перечисленные выше положения разделялись В.И.Вернадским, который, несомненно, был знаком с ними в результате личного общения с Леруа и Тейяр де Шарденом. Воззрения Вернадского на ноосферу отличались тем, что он решающее значение придавал научному познанию законов организации биосферы, трансформации ее под влиянием деятельности человека, а так же сознательной деятельности по ускорению становления ноосферы. Однако последнее обстоятельство относилось в большей степени к будущему, нежели к настоящему, которое он воспринимал достаточно критично.
В.И.Вернадский обратился к идее ноосферы в конце своей жизни – основная его работа по этой проблеме была опубликована в 1944 г. (Вернадский, 1989). Его представления трудно назвать «учением о ноосфере». Это скорее общая концепция о закономерности развития биосферы в состояние, контролируемое человеческим разумом.
В трудах В.И.Вернадского указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Перечислим эти условия, разбросанные по страницам книги «Научная мысль как планетное явление» и отчасти в других публикациях В.И.Вернадского:
Проследим, насколько выполняются эти условия в современном мире, и остановимся более подробно на некоторых из них.
1.Заселение человеком всей планеты.
Это условие выполнено. На Земле не осталось мест, где не ступала бы нога человека. Он обосновался даже в Антарктиде.
2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.
3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.
Это условие можно считать если не выполненным, то выполняющимся. Возникшая после второй мировой войны Организация Объединённых наций (ООН) оказалась гораздо более устойчивой и действенной, чем Лига наций, существовавшая в Женеве с 1919 г. по 1946 г.
4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
Это условие также можно считать выполненным, хотя именно преобладание геологической роли человека в ряде случаев привело к тяжёлым экологическим последствиям. Объём горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, сейчас почти в два раза превышает средний объём лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли.
5. Расширение границ биосферы и выход в космос.
В работах последнего десятилетия В.И.Вернадский не считал границы биосферы постоянными. Он подчёркивал расширение их в прошлом как итог выхода живого вещества на сушу, появления высокоствольной растительности, летающих насекомых, а позднее летающих ящеров и птиц. В процессе перехода в ноосферу границы биосферы должны расширяться, а человек должен выйти в космос. Эти предсказания сбылись.
6. Открытие новых источников энергии.
7. Равенство людей всех рас и религий.
Это условие если не достигнуто, то, во всяком случае, достигается. Решительным шагом для установления равенства людей различных рас и вероисповеданий было разрушение в конце прошлого века колониальных империй.
8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.
Это условие соблюдается во всех странах с парламентской формой правления.
9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.
Сейчас наука свободна от давлений, однако в российской науке многие учёные вынуждены зарабатывать себе на жизнь ненаучным трудом, другие уезжают за границу. Для поддержания российской науки созданы международные фонды. В развитых и даже развивающихся странах, что мы видим на примере Индии, государственный и общественный строй создают режим максимального благоприятствования для свободной научной мысли.
10. Продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.
О выполнении этого условия трудно судить объективно, находясь в большой стране, стоящей на пороге голода и нищеты, как об этом пишут все газеты. Однако В.И.Вернадский предупреждал, что процесс перехода биосферы в ноосферу не может происходить постепенно и однонаправлено, что на этом пути временные отступления неизбежны. И обстановку, сложившуюся сейчас в нашей стране, можно рассматривать как явление временное и преходящее.
11.Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
Это условие, особенно в нашей стране, не может считаться выполненным, однако первые шаги в направлении разумного преобразования природы во второй половине XX века несомненно начали осуществляться. В современный период происходит интеграция наук на базе экологических идей. Вся система научного знания даёт фундамент для экологических задач. Об этом также говорил Вернадский, стремясь создать единую науку о биосфере.
Ответы на тесты по философии: Общество и история.
Просмотр:
Общество и история.
1. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование:
2. Наиболее закрытой социальной группой является:
3. Понятие класса является ключевым в философии:
4. Концепция, утверждающая, что государство возникает в результате разделения труда в обществе,
5. Теория единой глобальной цивилизации была сформулирована:
6. Ф. Фукуяма в своей философии провозгласил:
г) конец государства;
7. По мнению А. Тойнби, всякая историческая общность людей развивается по принципу:
а) причины и следствия;
8. Составлением глобальных прогнозов занимается:
9. В философских учениях Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского область сознательной деятельности человека («мыслящий пласт земли») носит название:
10. В современности господствующим типом культуры является:
б) элитарная культура;
д) маргинальная культура.
11. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:
*б) социальная философия;
12. Философским учением о сущности и развитии человеческого общества является:
*в) социальная философия;
13. Целостность и устойчивость общественного организма основывается на:
а) эстетических ценностях;
б) логических принципах;
в) творческой деятельности;
*г) системе традиций;
д) экономических отношениях.
14. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда:
а) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;
*б) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе;
в) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов;
г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.
15. Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется:
16. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:
17. Сторонниками цивилизационной трактовки истории человечества являются (укажите все варианты):
18. Что понимали под цивилизацией в XVIII в.
а) теократическое государственное образование;
*б) идеальное общество, основанное на принципах разумности и справедливости;
в) определнный уровень научно-технического развития;
г) бесклассовое общество.
19. С точки зрения Хантингтона, отношения между цивилизациями в будущем приведут к:
в) самоизоляции цивилизаций;
г) единой цивилизации;
д) бесклассовому обществу.
20. Формами государственного правления являются (укажите все варианты ответов):
21. По вопросу возникновения государства современная философия считает, что:
а) государство есть божественное образование;
б) государство основывается героической личностью;
в) государство существовало всегда;
*г) государство существовало не всегда, а возникло на определенной стадии усложнения общественного развития.
22. Гражданское общество – это:
а) ветвь государственной власти;
*б) система внегосударственных общественных образований, помогающая государству и оппонирующая государству в случае неэффективного выполнения им своих функций;
г) партийная политическая система;
д) конституционная форма правления.
23. «Формация» является ключевой категорией в учении:
24. Установите соответствие понимания общества той или иной исторической эпохе:
а) Античность 3 1. Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором;
б) Средние века 4 2. Система социальных действий людей, смысл которых определяется
выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.);
в) Новое время 1 3. Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости.
г) XX в. 2 4. «Град земной», стремящийся к «Граду небесному».
25. Установите соответствие трактовки общества тому или иному философу:
Учение о ноосфере в философии Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского
Исследование значения науки и техники как образований ноосферы. Роль человека в жизни и преобразовании планеты. Теория ноосферного развития. Изучение концепций учения В.И. Вернадского. Вклад Пьера Тейяра де Шардена в разработку философской антропологии.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.12.2014 |
Размер файла | 24,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ГБОУ ВПО «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Учение о ноосфере в философии Тейяра де Шардена и В.И.Вернадского
Выполнила: Коробейникова Оксана
Проверила: Мохова Альбина Павловна
1. Возникновение учения о ноосфере
2. Сущность учения В.И.Вернадского о ноосфере
3. Учение о ноосфере Пьера Тейяра де Шардена
4. Современные подходы к учению о ноосфере
Список использованной литературы
Интерес к концепции Вернадского, значительно возросший в последние 15-20 лет, обусловлен тем, что в конце ХХ века, современная цивилизация столкнулась с серьезными экологическими, демографическими, сырьевыми, духовными, нравственными проблемами. Они показали реальную угрозу биосфере планеты и человеческому обществу. Впервые в истории человечества эти проблемы стали не следствием стихии, а логическим результатом неумения или нежелания человечества решать острые противоречия между современным обществом и окружающей природой, которая по определению является средой его обитания.
В нашей работе мы рассмотрим общее понятие ноосферы, значение науки и техники, как образований ноосферы, а также вопросы, связанные с условиями становления и существования ноосферы в части касающейся развития научной и технической мысли человечества.
Теория ноосферного развития заложена в трудах М.М. Бахтина, НА. Бердяева, В.И. Вернадского, Э. Леруа, Н.Н. Моисеева, Н.Ф. Федорова, П. Тейяр Де Шардена, Э.К. Циолковского и др.
1. Возникновение учения о ноосфере
Термин ноосфера впервые появился в 1926-1927 гг. в статьях французского математика и философа Э. Jlepya, который ввел это понятие для характеристики современной геологической стадии развития биосферы. Его позицию разделял крупнейший французский геолог Я. Тейяр де Шарден. Однако следует отметить, что термин ноосфера появился в трудах французских ученых лишь после того, как они в начале 1920-х годов прослушали в Сорбоне курс лекций В.И. Вернадского по проблемам геохимии и биогеохимии.
2. Сущность учения В.И. Вернадского о ноосфере
Заслуга В.И. Вернадского заключается в том, что он дал этому термину новое, материалистическое содержание.
И сегодня под ноосферой мы понимаем высшую стадию биосферы, связанную с возникновением и развитием человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов на Земле и в околоземном пространстве, изменяя их своей деятельностью.
Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты, русский ученый употреблял понятие «ноосфера» в разных смыслах:
1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;
2) как область активного проявления научной мысли как главного фактора перестройки и изменения биосферы.
Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:
1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.
Итак, Вернадский исходит из того, что исходным пунктом в познании Вселенной является человек, поскольку возникновение человека связано с главным процессом эволюции космического вещества. Описывая наступающую эпоху разума на энергетическом уровне, Вернадский указывает на эволюционный переход от геохимических процессов к биохимическим, и, наконец, к энергии мысли. Деятельность человека сравнима с действием геологической силы.
На определенном этапе своего развития биосфера, перерабатываемая научной мыслью человека, превращается в ноосферу.
Вернадский воспринимает ноосферу как неэнтропийный фактор. Снижение скорости процесса энтропии происходит за счет создания системы биосферы и перехода ее во все более самоорганизующуюся систему ноосферы. Именно ноосфера придает космосу идею, смысл и цель.
Таким образом, прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни.
1. Заселение и обживание людьми целой планеты.
2. Усиление связей между всеми государствами Земли.
3. Резкое преобразование средств связи и облика между странами.
4. Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
5. Расширение пределов биосферы, изучение космического пространства и выход в космос.
6. Открытие новейших источников энергии.
7. Равноправие людей всех рас и религий.
8. Усиление значения народа и его мнения в решении политических проблем.
9. Свобода научной мысли от давления религиозных и политических настроений. В большинстве развитых стран наука свободна от такого давления.
10. Подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания, голода, нищеты и ослабление влияния болезней. Это условия еще не достигнуто.
11. Разумное преобразованиеи использование первичной природы нашей планеты. Это условие нельзя считать выполненным.
12. Недопущение войн и насилия ( Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере)
По В.И.Вернадскому эпоха ноосферы будет царством разума, организующего на принципах демократии развитие науки, техники, научно обоснованной системы природопользования и экономики, обеспечивающих счастливую жизнь людей. Обобщая с позиции натуралиста человеческую историю, Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.
Значение учения В.И. Вернадского о ноосфере состоит, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. Ноосфера, по мнению ученого, есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.
3. Учение о ноосфере Пьера Тейяра де Шардена
ноосфера философский антропология вернадский
Тейяр де Шарден предпринял попытку синтеза научного и религиозного опыта с целью раскрытия эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека с присущими ему разумом и чувствами. Он полагал, что этот результат эволюции является заранее запланированным свыше итогом космического процесса как едино-цельной системы. Стремление уяснить диалектику «всеединства», охватывающего явления сущего, сопряжены у него с пантеистической установкой, со стремлением найти Бога, как бы растворенного в мире и проникающего во все «поры» сущего мощью своего абсолютного смысла: духовное начало, пронизывая мир, направляет его развитие. Для своего анализа Тейяр де Шарден использовал термин «энергия», которую мыслил как неотъемлемое свойство материи, задающее импульс эволюции Космоса.
Французский ученый признавал теорию возникновения жизни из неживого, постоянного усложнения организации организмов и естественного закономерного появления человека разумного.
О ноосфере Тейяр де Шарден писал так: «Гармоничная общность сознаний эквивалентна своего рода сверхсознанию. Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей. одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальных мышлений группируется и усиливается в акте одного единодушного мышления».
«Ноосфера стремится стать одной замкнутой системой, где каждый элемент в отдельности видит, чувствует, желает, страдает так же, как все другие, и одновременно с ними».
Тейяр де Шарден основном началом в мире считает жизненеуловимые силы синтеза, обозначенные им как «плазматическая роль живой психеи». Такой акцент в трактовке жизни сближает его с иррационалистическими представлениями.
Вернадский же имел в виду в первую очередь геологическую деятельность человечества, активную перестройку биосферы Земли и космическое расширение ноосферы. Для Вернадского в ноосфере соединялись, взаимодействуя, мысль и работа человечества.
«. С биогеохимической точки зрения важны, конечно, не научная мысль, не научный аппарат, не орудия науки, но тот реальный результат, который сказывается в геохимических явлениях, вызванных мыслью и работой человека, в новом состоянии биосферы, которое им создается. в ноосфере».
4. Современные подходы к учению о ноосфере
В современной науке сложилось два методологически близких подхода к ноосферогенезу: коэволюционный и устойчивого развития.
Обобщим основные выводы по работе.
Используя понятие ноосферы, Тейяр де Шарден и Вернадский стремились показать глубину воздействия человека на природу. По мере научного прогресса человечество создает ноосферу как особую среду, в которую включены и другие организмы, и значительная часть неорганического мира. Тейяр де Шарден, будучи христианским теологом, описывает ноосферу в рамках эсхатологической перспективы: она есть последний этап творения, непосредственно предшествующий “точке Омега”, моменту единения мира (преобразившегося в ноосферу) с Богом. Ноосфера важна не сама по себе, но как ступень к достижению предусмотренной замыслом творения цели. Вернадский же стремится исключить из своих рассуждений телеологию. Он видит в формировании ноосферы лишь доступное наблюдению событие, не могущее иметь никакой цели, помимо нее самой. Различие подходов Тейяра де Шардена и Вернадского предопределило дальнейшее использование понятия ноосферы. С одной стороны, к нему обращаются некоторые теологи, стремящиеся вслед за Тейяром де Шарденом найти эволюционную интерпретацию догматов Церкви. С другой стороны, это понятие весьма популярно среди ученых, занимающихся проблемами взаимодействия человека со средой, в частности проблемами экологии.
Список использованной литературы
1. Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера.
2. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере.
3. Моисеев Н. Человек и ноосфера.
6. Мотылева Л.. Концепция современного естествознания.