в храмах древнего египта создавались прообразы следующих фармацевтических организаций
Задания контрольной работы
Тема 1. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
Задание 1. Проработать теоретический материал и составить денотатные карты по разделам:
· Оперативные и консервативные методы лечения в период матриархата;
· Приёмы лечения «устрашающего врачевания»;
Задание 2. Познакомиться с извлечением из статьи Н. А. Криничной «Народные представления русских о свойствах растений» (см информационные материалы по теме в учебном пособии) и письменно ответить на следующие вопросы:
1. Какими литературными источниками пользуются ученые-этнографы для сбора и накопления материала об использовании знахарями «чародейских трав»?
2. Для каких целей используются «чародейские травы»?
3. Какие конкретно лекарственные растения используются в этих целях?
Выявить основные направления использования лекарственных растений в мистических целях и заполнить таблицу согласно примеру.
Сведения о мистическом использовании лекарственных растений в народной медицине
№ п\п | Направления использования | Народное название растения | Научное название растения | Латинское название растения | Магическая цель применения |
1. | Создание человека, воскрешение умерших | перевязка | герань луговая | Geranium pratente | Лечение гинекологических заболеваний |
Задание 3. Выполнить тестовые задания.
Указать правильный ответ:
1. Фамилия французского писателя, яркого приверженца философии «золотой век истории человечества»:
2. При изучении медицины и фармации первобытного общества ученые анализируют культуру, быт современных нам племен, живущих на стадии первобытного общества. Ученые называют такие племена термином:
3. Первыми из целебных растений стали использовать растения, обладающие следующим фармакотерапевтическим эффектом:
Г. биогенные стимуляторы
4. Жреческая медицина появляется в следующий исторический период:
А. зарождения матриархата
Б. разложения матриархата
В. период развития пастушества
5. Впервые понятие «сверхъестественная причина болезни – деятельность злого духа» формируется в следующий исторический период:
А. зарождения матриархата
Б. разложения матриархата
В. период развития пастушества
6. В качестве шовного материала в период матриархата стали использовать следующих насекомых:
Г. гусеницу бабочки шелкопряда
Направление действия растения | Название растения |
7. Наделение сверхъестественными силами | А.Лапчатка прямостоячая |
8. Лечебная сила | Б. Земляника |
В. Подорожник |
9. Назвать группы приемов лечения, появившиеся благодаря учению о том, что болезнь – это кара за непочтительное отношение к памяти предка: 1.___________ 2. ____________
Тема 2. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Задание 1. Проработать теоретический материал и составить денотатные карты по разделам:
· Характеристика источников знаний о медицине и фармации Древнего Египта
· Классификации лекарственных средств
· Характеристика состояния фармацевтической технологии Древнего Египта.
Задание 2. Познакомиться с разделом книги Т.С. Сорокиной «Атлас истории медицины» «Характеристика медицинских папирусов», обобщить изученный материал и заполнить таблицу.
Характеристика медицинских папирусов
№ п\п | Название папируса | Содержание папируса |
1. |
Задание 3. Выполнить тестовые задания.
1. Египтянам были известны следующие лекарственные формы
В. инъекционные растворы
2. Естественно – научные приемы лекарственной терапии в Древнем Египте делились на 2 группы:
3. Магические приемы лекарственной терапии в Древнем Египте делились на 2 группы:
4. Высшее медико-фармацевтическое образование древнеегипетские врачи получали в храмах, носящих название ___________
5. С целью коррекции вкуса в лекарственные препараты для женщин добавляли следующий ингредиент __________________
Указать номер правильного ответа:
6. Лекарственные средства по происхождению подразделялись в Древнем Египте на следующее число групп:
7. По количеству входящих в состав лекарств ингредиентов древнеегипетские препараты можно назвать следующим термином:
8. В храмах Древнего Египта создавались прообразы следующих организаций:
А. производственные аптеки
Б. аптеки готовых лекарственных форм
Г. аналитические лаборатории
Тема 3. История медицины и фармации Месопотамии
Задание 1. Проработать теоретический материал и составить денотатные карты по разделам:
· Характеристика уровня развития медицинских знаний
· Юридические нормы по отношению к врачам и врачеванию
· Лекарственная терапия: классификации лекарственных средств
Задание 2. Изучить раздел книги Т.С. Сорокиной «Атлас истории медицины», посвященный истории медицины Шумера, ответить на следующие вопросы:
1. Назовите число найденных в настоящее время медицинских табличек, характеризующих медицину и фармацию Шумера.
2. Назовите число рецептов, содержащихся в данной табличке.
3. На какие группы по происхождению можно разделить используемые шумерами лекарственные средства?
Ответ на вопрос представьте в виде таблицы.
Контрольная работа по дисциплине «История фармации»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 03:01, контрольная работа
Описание работы
Задание 1. Составить денотатные карты (см образец ниже).
Задание 2. Ответить на вопросы и заполнить таблицы по вопросам общей истории фармации и вопросам частной истории фармации (см информационные материалы по темам в учебном пособии).
Задание 3. Выполнить тестовые задания. При выполнении тестовых заданий необходимо учесть, что в закрытых заданиях необходимо выбрать один ответ, в заданиях на соответствие одной цифре соответствует одна буква.
Файлы: 1 файл
контрошечка.doc
Для выполнения контрольной работы необходимо:
1. Изучить теоретический материал по учебному пособию «История фармации».
2. Выполнить задания по темам, соответствующим номеру варианта, состоящие из 3 частей:
Задание 1. Составить денотатные карты (см образец ниже).
Задание 2. Ответить на вопросы и заполнить таблицы по вопросам общей истории фармации и вопросам частной истории фармации (см информационные материалы по темам в учебном пособии).
Задание 3. Выполнить тестовые задания. При выполнении тестовых заданий необходимо учесть, что в закрытых заданиях необходимо выбрать один ответ, в заданиях на соответствие одной цифре соответствует одна буква.
Образец денотатной карты
Тема 2. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Задание 1. Проработать теоретический материал и составить денотатные карты по разделам:
Задание 2. Познакомиться с разделом книги Т.С. Сорокиной «Атлас истории медицины» «Характеристика медицинских папирусов», обобщить изученный материал и заполнить таблицу.
Характеристика медицинских папирусов
В настоящее время известно более десяти папирусных свитков, которые частично (что не позволяет называть их «медицинскими») или полностью посвящены врачеванию.
Все они относятся к периодам Среднего и Нового царств и записаны во II тысячелетии до н. э. — в периоды расцвета древнеегипетской культуры. Однако это не исключает возможности существования уже в период Древнего царства более ранних списков (т.е. копий) этих папирусов, которые до наших дней не сохранились. Так, Г.Эберс (G.Ebers, 1837-1898) считает, что папирус, названный его именем, первоначально был составлен между 3730 и 3710 гг. до н.э., а ученые-египтологи допускают, что папирус Э.Смита (E.Smith, 1822-1906) мог быть копией более раннего текста, составленного в начале III тысячелетия до н.э. (возможно, Имхотепом — врачевателем и архитектором фараона Джосера, который правил ок. 2780 — ок. 2760 гг. до н.э.). Имхотеп был не единственным известным врачевателем Древнего царства. Так, надпись в гробнице номарха Мечена — сановника фараона IV династии Снофру (XXVIII в. до н.э.) — свидетельствует о том, что Мечен был известным «врачевателем (swnw) людей нома». В этом же веке жил и знаменитый врачеватель зубов Хеси-Ра
Папирус из Кахуна (ок. 1850 г. до н.э. Среднее царство. XII династия)
Разделы о родовспоможении. Определение пола новорожденного. Болезни домашних животных. 34 рецепта
IV и V папирусы из Рамессумы (ок. 1850 г. до н.э. Среднее царство. XII династия)
Рациональные и магические приемы врачевания. VI – уход за новорожденным, прогностика беременности, рецепты контрацепции, простое родовспоможение
Папирус Смита (ок. 1550 г. до н.э. Новое царство. XVIII династия)
48 случаев травматических повреждений, комментарии, лечение (без элементов магии) и прогноз
Папирус Эберса (ок. 1550 г. до н.э. Новое царство. XVIII династия)
Книга приготовления лекарств для всех частей тела. Около 900 рецептов для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, легких, глаз, уха, зубов, суставов. Магические заклинания. Косметические средства
Папирус Хёрста (ок. 1550 г. до н.э. Новое царство. XVIII династия)
Рецепты эмпирического врачевания. Лечение переломов конечностей и ядовитых укусов
Папирус Бругша (ок. 1550 г. до н.э. Новое царство. XVIII династия)
Лечение детских болезней
Лондонский папирус №10059 (ок. 1350 г. до н.э. Новое царство. XVIII династия)
Магические приемы врачевания. 61 рецепт (из них 25 относятся к врачеванию)
Берлинский папирус №3038 (ок. 1300 г. до н.э. Новое царство. XIX династия)
Лечение болезней сердца, сосудов, суставов. Признаки беременности. Болезни уха
Лейденский папирус (правление Рамсеса II)
Рецепты и приемы эмпирического и магического врачевания (из предшествующих папирусов)
Задание 3. Выполнить тестовые задания.
1. Египтянам были известны следующие лекарственные формы
В. инъекционные растворы
2. Естественно – научные приемы лекарственной терапии в Древнем Египте делились на 2 группы:
3. Магические приемы лекарственной терапии в Древнем Египте делились на 2 группы:
4. Высшее медико- фармацевтическое образование древнеегипетские врачи получали в храмах, носящих название «дома жизни»
5. С целью коррекции вкуса в лекарственные препараты для женщин добавляли следующий ингредиент __________________
Указать номер правильного ответа:
6. Лекарственные средства по происхождению подразделялись в Древнем Египте на следующее число групп:
7. По количеству входящих в состав лекарств ингредиентов древнеегипетские препараты можно назвать следующим термином:
8. В храмах Древнего Египта создавались прообразы следующих организаций:
А. производственные аптеки
Б. аптеки готовых лекарственных форм
Г. аналитические лаборатории
Тема 9. История медицины и фармации Средневековой Европы
Задание 1. Проработать теоретический материал и составить денотатные карты по разделам:
Задание 2. Изучить материал, посвященный жизни и деятельности Парацельса, ответить на следующие вопросы:
1. Годы жизни Парацельса,
2. Подлинное имя Парацельса, научное звание Парацельса.
Задание 3. Выполнить тестовые задания.
Указать номер правильного ответа:
1. Имя ученого Древней Греции, на основе учения которого алхимики сформулировали цель своих исследований «Найти таинственное бродило и превращать вещества в золото и серебро»:
3. С 15 века в Европе законодательно закрепляется следующий путь получения фармацевтического образования: __________________
4. Работа в качестве ученика аптекаря
5. Работа в качестве помощника аптекаря
6. Средневековый цирюльник, первый предложивший не заливать раны кипящим маслом, а использовать бальзамы из лекарственных растений, отдаленно напоминающие бальзамическую повязку Вишневского, _________________
Указать номер правильного ответа:
7. В основе учения Парацельса о медицинской этике лежало следующее положение:
А. врач (аптекарь) должен завоевать социальное доверие пациента,
Б. врач (аптекарь) должен создать эмоциональный и духовный контакт с пациентом
8.Учение о сигнатурах было разработано следующим ученым Средневековья
В. Бенедикт Нурсийский
9. На основании разработанного учения о сигнатурах этим ученым предлагалось назначать лекарственные средства растительного происхождения на основании следующих позиций:
А. внешнее сходство растения и больного органа
Б. сходство названия растения и названия болезни
В. сходство названия растения и лабораторного оборудования алхимиков
10. До разработки системы мер и весов ректором Салернской школы вес лекарства измеряли следующими мерами:
1. _________ 2. ______________.
Тема 15.История медицины и фармации Пермской губернии 1864-1916 гг.
Задание 1. Проработать теоретический материал и составить денотатные карты по разделам:
Задание 2. Пользуясь материалами государственного архива Пермской области о результатах проверки Осинской земской аптеки, на основании нормативных документов – Первого и Второго аптечного устава, Уложения о наказаниях, оценить состояние Осинской земской аптеки, оформить акт обследования аптеки, сформулировать предложения по результатам проверки аптеки.
целевой проверки фармацевтического порядка и санитарного режима
проведенной ( должность и ФИО проверяющего____________) в присутствии заведующего аптекой( ФИО, еще раз название и месторасположение аптеки).
Задание 3. Выполнить тестовые задания.
1. Источниками финансирования бесплатной лекарственной помощи в Пермской губернии явились:
В. государственный бюджет
Указать номер правильного ответа:
2. Этапом сокращения затрат земского бюджета на бесплатную лекарственную помощь явилось анализ и изучение потребности в лекарственных средствах на курс лечения больного. Врачам было предложено выписывать лекарственные препараты для больных:
Фармация Древнего Египта
Достижения в области культуры, хозяйственной и политической деятельности в Древнем Египте. Врачебное искусство и лекарствоведение в государстве. Специализация врачей: по внутренним, кожным, зубным, глазным, желудочно-кишечным болезням, хирурги и акушеры.
Рубрика | Медицина |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.03.2012 |
Размер файла | 31,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ГОУ СПО «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»
«Фармация Древнего Египта»
врачебный лекарствоведение египет хирург
Что представляет собой фармация Древнего Египта?
К 4 тысячелетию до н.э. в результате смешения протосемитских племен, населявших долину Нила с 10 тыс. до н.э., образовалась этнополитическая общность (древнеегипетская народность), представители которой считают коренным населением Древнего Египта. К этому времени завершился процесс расслоения общин, выделения родоплеменной знати и превращения вождей племён в царьков; возникли первые примитивные государственные образования. Около середины 4 тыс. до н.э. на территории Древнего Египта образовалось два царства (Нижний и Верхний Египет), с объединением которых в единое государство (около 3000 г до н.э.) страна превратилась в централизованную восточную деспотию.
Додинастический период Древнего Египта (около 4000-3000 гг. до н.э.) и эпохи Раннего (около 3000-2800 гг. до н.э.) и Древнего (около 2800-2250 гг. до н.э.) царств ознаменованы крупными достижениями в области культуры, хозяйственной и политической деятельности. По-видимому, не позднее 4 тыс. до н.э. появилась египетская иероглифическая письменность: наиболее ранние дошедшие до нашего времени памятников древнеегипетской литературы датируют 32 в. до н.э. Причем для сюжетов фольклора и литературы, характерных для многих народов мира, впервые встречаются в египетских текстах, что свидетельствует о древности и оригинальности древнеегипетских фольклорных и литературных традиций и о влиянии культуры Древнего Египта на развитие культуры других народов.
В эпоху Раннего и древнего царств полностью сложились иерархическая система государственного управления, характеризующаяся властью фараона, и обслуживающая ее прослойка чиновников-писцов. К этому же времени относится создание единой ирригационной системы, в результате чего значительно повысилась производительность земледелия и скотоводства, служивших основой экономики страны. Получило широкий размах монументальное строительство.
В эпоху Древнего царства сложилась и египетская система образования. Сначала при дворе фараона были созданы школы для обучения чтению, счёту и письму будущих чиновников, позднее появились школы при храмах, в которых давалось главным образом религиозное образование, а также преподавались астрономия и медицина.
Впервые у египтян появилась и иерархия богов, более жесткая, чем иерархия богов у других народов Древнего Востока, и в целом соответствующая сложившейся системе государственного устройства. Многие из религиозных представлений египтян были заимствованы другими религиями, в частности иудаизмом и христианством. Важное место в мировоззрении древних египтян занимали учение о бессмертии души и связанный с ним культ мертвых.
Источниками знаний о состоянии медицины в Древнем Египте являются дошедшие до нашего времени 9 папирусов с медицинскими текстами, многочисленные иероглифические надписи на саркофагах, пирамидах, колоннах храмов, различные памятники материальной культуры (санитарно-технические сооружения, хирургические инструменты, предметы бытового обихода, произведение искусства). Некоторые сведения медико-гигиенического характера, а также косвенные свидетельства об уровне развития медицины и состояния медпомощи в Древнем Египте имеются в памятниках письменности религиозного содержания, государственных и дипломатических документах, литературных произведениях.
Кроме того, оценка достижений древних египтян в области медицины дана в произведениях античных авторов (Гомера, Геродота, Диодора, Тацита и др.) Историки древности (Геродот и др.) считали египтян исключительно здоровым народом и отмечали, что благодаря умению сохранить здоровье, каждый египтянин выглядел в глазах иноземцев как врач. Судя по имеющимся источникам, высокая оценка достижений древнеегипетской медицины имеет достаточные основания: египтяне обладали обширными для своего времени познания по хирургическим, внутренним и кожным болезням, в акушерстве, стоматологии и других областях медицины, включая рациональные приемы диагностики, консервативного и хирургического лечения. Они создали школы для подготовки врачей. Вместе с тем в текстах медицинских папирусов встречается большое количество магических формул, заклинаний и обрядов, выполнение которых должно было сопровождать каждое рациональное действие врача и больного, обеспечивая успех в диагностике и лечении. Причем исследователи древнеегипетских медицинских папирусов отмечают, что более ранние тексты менее отягощены религиозной мистикой и магическими формулами.
Так, например, папирус Смита (дошедший до нашего времени экземпляр, датируемый 1550 г. до н.э., считают копией более раннего текста), авторство которого приписывается Имхотепу (не позднее 2700 г. до н.э.), в отличие от остальных папирусов, составленных значительно позднее, не содержит каких-либо магических заклинаний. Это дало основание немецкому египтологу Грапову сделать вывод, что медицина в Египте с течением времени все более и более погружалось в колдовство и мистику. Такое положение представляется вполне объяснимым и даже естественным, если принять во внимание характер мировоззрения древних египтян и общую закономерность развития всех религиозных систем, стремящихся придать догматичное истолкование любому рациональному знанию, и, наконец, ту напряженную работу по развитию религиозных представлений и обрядов, которая составляла главное содержание интеллектуальной деятельности образованной части древнеегипетского общества. В то же время во многом справедливое замечание Грапова не следует понимать как прямое противопоставление рациональных традиций древнеегипетской медицинской эпохи Древнего царства теургическим представлением древнеегипетской медицины более позднего времени. Медицина времен Имхотепа базировалась на опыте земледельческой и охотничье общины и не могла быть свободной от магических, тотемистических, анимистических представлений. Они не попали в текст папируса Смита скорее всего потому, что эпоха Древнего царства была периодом радикального пересмотра религиозных представлений, а точнее периодом формирования системы верований первого централизованного государства. В дальнейшем по мере разработки религиозных представлений и обрядов в медицинские папирусы (кроме папируса Смита, текст которого в связи с обожествлением Имхотепа по видимому, был канонизирован) включались многочисленные религиозные и магические тексты. Однако под теургической оболочкой рациональное начало древнеегипетской медицины сохранялась: магические действия и заклинания, как правило, должны были лишь сопровождать рациональные приемы. Более того, судя по содержанию медицинских папирусов, древнеегипетская медицина 2 тыс. до н.э. сделала много рациональных приобретений, разумеется, относящихся к вопросам гигиены, диагностики и лечения болезней, а не к общим биологическим и общепатологическим представлениям.
По некоторым магическим заклинаниям, сопровождавшим лечебные процедуры, можно сделать вывод, что определенная в возникновении болезни приписывалась духом. В этом отношении показательно приводимое Торвалдом заклинание из папируса Хирст (не позднее 14 в. до н.э.): «О дух, мужчины или женщины, ты, который прячется в моем мясе, в этих моих членах. Я принес этот кал! Остерегайся, ты, спрятавшийся, исчезни!» Для лечения авторы папируса Эберса рекомендовали обратиться с заклинанием к богу мудрости Тоту: «Вылейся, насморк, сын насморка, который разламывает кости, который разрушает череп так, что заболевают все 7 отверстий в голове людей свиты Ра, которые с молитвой обращаются к Тоту. Смотри, я принес исцеляющее средство против тебя. Молоко той, которая родила мальчика. Выходи на землю, сгний, сгний четырежды!» Рекомендации «изгонять духов болезни» только заклинаниями в древнеегипетских медицинских папирусах не встречается.
Египтяне полагали также, что многие вредные для организма вещества, изменяющие свойства крови и пневмы, содержатся в пищевых продуктах. Обе приведенные причины служили обоснованием для проведения «очистительных» процедур с целью предупреждения и лечения болезней. Так, древнеегипетские врачи рекомендовали каждые три дня принимать рвотные средства и промывать кишечник, при многих заболеваниях назначались клизмы, рвотные, слабительные, мочегонные и потогонные средства для удаления «испорченной крови» применялись кровопускания. Благоприятной считалось и отрыжка, удаляющая «испорченный воздух». Однако приверженность древнеегипетских врачей к «очистительным» процедурам имела определенные пределы. Геродот указывает на существование строгих правил, согласно которым египетским врачам, в частности, запрещалось назначать рвотные и слабительные средства больным острыми заболеваниями ранее 3-го дня болезни.
Древние египтяне знали многие заболевания и патологические заболевания. В папирусе Эберса, посвященном главным образом вопросам частной патологии, описано 250 заболеваний различных органов и частей тела и 877 способов их лечения. В частности, есть подробное описание симптоматики заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, кровотечений, слоновой болезни, изнурительных лихорадок и др. Описания болезней свидетельствуют о хорошо развитой наблюдательности и умении пользоваться различными диагностическими приемами: осмотров для выявления изменений формы и окраски наружных частей тела, кожных покровов, волос, ногтей; ощупыванием для установления отклонений положения, формы, напряжения и температуры органов брюшной и грудной полости, конечностей и др. Древнеегипетские врачи знали стадию кризиса при острых заболеваниях, считали критическим 10-й день от начала болезни.
В древнеегипетской медицине существовала специализация врачей: были специалисты по внутренним, кожным, глазным, желудочно-кишечным («утробные врачи») болезням, по хирургии, акушерки и др. Большое внимание уделялось глистным инвазиям. «Наука о глистах» рано приобрела в Египте положение особой и весьма важной отрасли врачевания. О развитии зубоврачебного искусства свидетельствуют обнаруженные у мумий (3 тыс. лет до н.э.) зубы, прикрепленные к другим зубам золотой проволокой, челюсти, просверленные при операции. Античные авторы считали Египет родиной учения о кожных болезнях. В древнейших памятниках письменности приводится описание кожных сыпей и других симптомов болезней кожи: экземы, чесотки, карбункулов, рожи проказы.
Древний Египет считают родиной косметики. Дошедшие до нашего времени прописи свидетельствуют, что древнеегипетские косметические средства обладали высокой стойкостью, не раздражали кожу, а в ряде случаев оказывали противовоспалительное и фотозащитные действия.
Высокого развития достигла хирургия. Древнеегипетские врачи применяли для лечения переломов нечто подобное современным шинам, лонгетам и даже гипсовым повязкам (бинтовидные полоски из холста погружались перед наложением в алебастр или затвердевающие смолы). Известно, что в Древнем Египте производили ампутацию конечностей, трепанацию черепа, снятие катаракты (в папирусе Эберса говорится «о открытие зрения в зрачках позади глаз»), операции на позвоночнике, органе слуха и др. Изготавливались близкие по форме к современным металлические хирургические инструменты: ланцеты, пинцеты, ножи, ножницы и т.д. При операциях употреблялись обезболивающие средства. Имеются указания, что в Древнем Египте была впервые применена перевязка кровоточащих сосудов. Не исключено, что врачи Древнего Египта осознавали какой-то мере опасность инфицирования ран и пытались бороться с воспалительными явлениями, прикладывая к ране листья ивы, предупреждать воспалительный процесс рекомендовали прижиганием.
Рациональная в своей основе древнеегипетская медицина оказала большое влияние на развитие медицины других родов. Так, известно, что в древнем Иране большим авторитетом пользовались египетские врачи и медицинская литература. Некоторые общепатологические положения (в частности учение о пневме), приемы диагностики, консервативного лечения были заимствованы и развиты античными врачами (по мнению Э. Литтре, 1861, отдельные древнеегипетские тексты были включены в «Гиппократовы сборники»), откуда были перенесены в труды врачей Византии, стран Арабского халифата. Средней Азии, а также Западной Европы периода раннего средневековья, Н.А.Богоявленский (1960г.) считает, что в памятниках древнерусской письменности оказалось немало египтизмов. Из повести «Аликсандрия» (11 в.) русские узнали о египетских болеутоляющих средствах в родовспоможении.
Согласно историческим документам, Египет считается самой древней цивилизацией Древнего Востока, где благодаря высокому уровню жизни населения были сосредоточены известные в древнем мире знания в области медицины, фармации и химии. Египтяне на основе существующих четырех основных элементов мира (воздух, вода, земля и огонь) разработали учение о четырех основных соках, являющихся носителями этих элементов, составляющих человеческий организм и обуславливающих его здоровье или болезнь. Одновременно возникло учение о пневме, согласно которому в воздухе содержатся невидимые и невесомые вещества, при вдохе проникающие в легкие и сердце и затем разгоняемые по всему телу. Нормальное состояние крови и пневмы предопределяет здоровье человека, а нарушение состояния этих веществ приводит к болезни. С данными воззрениями был связан и характер воздействия на организм: лечение направленное на удаление из организма образовавшихся в нем гнилостных веществ, дурной крови и паразитов. Это достигалось назначением препаратов, которые вызывали рвоту, опорожнение кишечника, мочеотделение, потовыделение. Арсенал применяемых препаратов говорит о высоком развитии эмпирической фармации в Древнем Египте. В папирусе Эберса имеется раздел «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». В этом «лечебнике» приведено около 800 рецептов, в которых описаны способы извлечения из растений различных соков и масел. В Египте были известны процессы настаивания, процеживания, сбраживания, выжимания, перегонки, экстрагирования и возгонки. Широко применялась при различных технологических операциях фильтрация.
На развитие фармации в Древнем Египте значительное влияние оказали изготовители красок, мыловары, красильщики, стеклодувы. В Лейденском и Стокгольмском папирусах обнаружено около 250 рецептов, рассказывающих об изготовления серебряных и позолоченных предметов. В V в до н.э. в Египте была хорошо развита практическая технология дубления, крашения, изготовления моющих средств и парфюмерии. Все эти «химики-технологи» были людьми чистой практики, теория в древности развита не была и мало что значила. Умельцы устно передавали свой богатый опыт. Древнеегипетские мастера умели изготовлять прекрасные облицовочные плитки, для окраски которых использовались оксиды меди, кобальта, железа и свинца.
Из числа препаратов животного происхождения получили распространение жиры, желчь, мозг, печень, кровь животных, мед, молоко женщин и коз. В Древнем Египте приобрели известность средства против кожных болезней, поэтому многие историки считают эту страну родиной дерматологии. Форма рецепта у древних египтян почти современная: часто лекарство состоит из вещества основного, вспомогательного и исправляющего (корригирующего) вкус. Вот пример рецепта, компоненты которого проявляют слабительные свойства:
Пива горького 1 /2 dena
Хлебного теста 1/8 dena
Ослиного молока 1/0 dena
Вскипятить, процедить и принимать в течение четырех дней.
Врачебное искусство и лекарствоведение в Древнем Египте было сосредоточено в руках профессиональных врачей. Однако уже в этот период некоторые жреческие касты в Египте обладали довольно широкими химическими знаниями, которые постепенно стали оказывать довольно существенное, а в последующие века и определяющее влияние на развитие фармации. Даже термин «химия» возник в Египте. Вероятно, в корне его лежит слово «хеми», что означает «Египет», а также «черный» М. Джуа говорит: «История египетской цивилизации и, в частности, привилегии жреческой касты на опекание тех ремесел, которые представляли особенный интерес для сохранения и увеличения богатства, позволяют предположить, что химическое ремесло возникло в Египте». Древним египтянам были известны шесть металлов: железо, свинец, олово, медь, серебро и золото. Они знали процесс получения золота, металлургия которого, не претерпев существенных изменений, перешла от египтян к другим народам, включая римлян. В Египте умели восстанавливать железные руды в плавильных печах, по-видимому, знали и процесс закалки. Олово в чистом виде использовалось египтянами для украшения надгробий. Благодаря существованию естественных запасов соды этот препарат стал применяться в Египте как в фармации, так и при получении стекла. Следует напомнить также о приготовлении хлеба и вина посредством сбраживания виноградного сока; пива, уксуса, растительных и животных жиров, о духах из эфирных масел, о получении керосина.
Что такое фармация?
В фармацию, как систему наук, включают фармакологию, фармакогнозию, фармацевтическую химию, фармакотерапию, технологию фармацевтических препаратов и лекарственных форм, клиническую фармакологию, биофармацию.
Фармация как сфера деятельности относится к медицине. Фармацевт отвечает за жизнь человека также как и врач. Поэтому фармация закономерно регулируется медицинскими этическими нормами.
В настоящее время в мире производится более 300 тысяч лекарственных препаратов. Правда, многие из них являются разновидностями какого-то одного основного соединения; кроме того, довольно часто одно и то же соединение выпускается под разными фирменными названиями (так называемые лекарства-дженерики). Сегодня известно более 5 миллионов различных соединений, из которых в отношении лекарственного, фармакологического действия исследовано лишь сравнительно небольшое количество. А открытие новых свойств давно известных лекарственных препаратов продолжается постоянно.
Чтобы достичь столь впечатляющих, хотя и противоречивых показателей, учёным, врачам, аптекарям и предпринимателям пришлось пройти длинный и сложный путь совместного труда. Происхождение фармации уходит далеко вглубь веков, поскольку человек в любые исторические времена подвергался различного рода заболеваниям и искал средства, способные исцелить его или по меньшей мере облегчить причиняемые ими страдания. Первоначально отбор лекарственных снадобий производился исходя из бытовых наблюдений да бесконечных проб и ошибок. От них и зависел выбор тех или иных целебных веществ, знания о которых в дальнейшем передавались из поколения в поколение.
Так что первый из педагогических и юридических уроков при изучении истории фармации состоит в осознании повышенной ответственности провизора перед обществом, его законом и моралью.
Изучение развития идей и методов, касающихся лекарств, а также эволюции профессии их изготовителей и продавцов, позволяет нынешним фармацевтам более убедительно представить значение своей работы для широкой публики. Полная мировая история того, как сложились и росли знания о лекарствах, какова была их связь с общим прогрессом медицины, производственной технологии, формами быта и промышленности, коммерцией, взятыми вместе, позволяет составить реалистичное представление о месте и роли фармации в мировой цивилизации и составляющих ее отдельных национально-региональных культурах.
В истории фармации можно выделить два взаимосвязанных аспекта:
* как концепция лекарства эволюционировала с течением времени;
* как приготовление и применение лекарств стали самостоятельной профессией.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Особенности цивилизации Древнего Египта. Высокий уровень знаний древних египтян в области медицины. Жреческая храмовая медицина, ее приемы. Лекарственные растения, упоминаемые в папирусах. Достижения предыдущих эпох в основе медицины Древнего Рима.
презентация [1,6 M], добавлен 13.11.2013
Врачебное искусство древних индусов. Взаимосвязь медицины, религии и философии в Древней Греции. Особенности лечения и медицинских средств, используемых в Древнем Риме, Древнем Китае, Руси. Гигиена и профилактика, используемые в Древнем Египте.
презентация [1,3 M], добавлен 12.05.2015
История развития аромологии, медицины и фармации Древнего Египта. Мифология и древнеегипетская медицина. Узкие направления древнеегипетской медицины. Папирус Эберса XVI века до н.э. Значение медицины и фармации Древнего Египта в настоящее время.
курсовая работа [36,3 K], добавлен 21.04.2012
Лекарствоведение в Древнерусском государстве. Развитие отечественной фармации в XVIII-XX веках: устройство и оборудование аптек, лекарственные формы, внеаптечная торговля. Фармацевтическое образование в России. А.П. Нелюбин как видный деятель фармации.
методичка [68,2 K], добавлен 17.12.2011
Царь Менес как основатель первой египетской династии и объединитель Египта. Знакомство с основными источниками врачевания в Древнем Египте: папирусы медицинского содержания, надписи на стенах пирамид. Характеристика этапов развития медицинских знаний.
презентация [2,9 M], добавлен 27.04.2015
Особенности развития древнеегипетской медицины, её влияние на многие последующие медицинские системы Древнего мира. Источники по истории и врачеванию. Врачебная деятельность в Древнем Египте. Описания неинвазивной хирургии, способов лечения переломов.
презентация [1,3 M], добавлен 03.11.2013
Аюрведы как источники изучения древнеиндийской медицины, особенности и предпосылки её формирования. История врачевания в Древнем Китае и этапы его развития. Представления врачей о здоровье, использование метода иглоукалывания и профилактические меры.
презентация [5,5 M], добавлен 10.12.2015