в каком городе был построен дмитриевский собор
Дмитриевский собор во Владимире
Дмитриевский собор во Владимире
Сэкономь на путешествии!
Общая информация
Дмитриевский собор во Владимире представляет собой небольшую одноглавую, четырехстолпную церковь с золоченой шлемовидной главой и обращенным на восток трехчастным алтарем. Гладкая стена от подошвы до пояса объясняется тем, что нижний ярус был закрыт галереей и соединявшими церковь с княжеским дворцом резными лестничными башнями. Эти постройки, принятые за поздние, разобрали в 1838 году.
Барельеф на стене собора Дмитриевский собор
Посредине храм оцеплен нарядным поясом-колоннадой. Верхний ярус украшен белокаменной резьбой, представляющей около 600 рельефов. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, однако некоторая их часть была заменена в XIX веке при реставрации.
В XV веке Дмитриевский собор стал бесприходной церковью. Однако после ремонта 1838-1847 годов он приобретает статус приходского храма. В 1883 году в Дмитриевском соборе проводят пневматическое отопление, а с южной стороны возводят небольшую звонницу, к сожалению, не дошедшую до настоящего времени.
После Великой Октябрьской социалистической революции Дмитриевский собор сохранил свое значение как памятник древнерусского искусства. В 1918 году в соборе работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря. В 1919 году храм был закрыт для богослужений. В последние пятьдесят лет собор неоднократно реставрировался. После завершающего этапа работ, произведенных в 1999-2004 годах, в церкви поставили водосточные трубы, заменили крест на куполе, создали микроклимат, а также покрыли рельефы и белый камень защитной пластической смесью.
В 1992 году Дмитриевский собор во Владимире вошел в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Фрески в Дмитриевском соборе
В 1834 г., посетив Владимир, император Николай I обратил внимание на крайнюю ветхость и бедность Дмитриевского собора и повелел привести храм в первоначальное состояние и убрать галереи. В 1843 г. при новой росписи стен церкви были обнаружены древние фрески под хорами, принадлежащие композиции «Страшный суд». В центральном своде под хорами сохранились фигуры 12 апостолов-судей, сидящих на престолах, с ангелами позади них. В малом своде под хорами написаны сцены райской жизни: трубящие ангелы, ведущий в рай святых жен апостол Петр, благоразумный разбойник, «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, Богоматерь на престоле.
В первоначальном замысле скульптуры фасада собора ведущей является тема власти, которую раскрывают композиции с рельефом святого Давида в трех центральных закомарах. Образ псалмопевца, пастыря, царя, пророка Давида является прообразом Христа. Такие композиции, как «Полет Александра Македонского» на южном фасаде, «Подвиги Давида» и «Подвиги Геракла» на западном фасаде, портрет князя Всеволода с сыновьями на северном фасаде, относятся к теме идеального правителя, а геральдические фигуры львов, барсов и орлов служат символами власти и покровительства.
Дмитровский собор
Д митровский собор во Владимире был построен в 1190-е годы по заказу князя Всеволода Большое Гнездо. Дмитровский собор отличается богатым фасадным убранством и является храмом, наиболее украшенным рельефами среди белокаменных сооружений Владимиро-суздальского княжества второй половины XII века. Это четырехстолпный крестово-купольный храм с позакомарным завершением, увенчанный одной главой. Восточный фасад образуют три высокие апсиды. Первоначально к западным пряслам боковых фасадов примыкали лестничные башни, через которые можно было попасть на хоры, располагающиеся в западной части сооружения. Древние лестничные башни были разобраны в XIX веке вместе с галереей XIII века как поздние наслоения древнего памятника, так как в XIX веке не знали об особенном методе местных мастеров украшать все фасады зданий рельефным декором, даже если они будут скрыты примыкающими сооружениями.
Принцип фасадного декора Дмитровского собора опирался на традицию, сложившуюся в период правления Андрея Боголюбского. На лопатки, разделяющие фасады на прясла, наложены колонки с резными растительными капителями. Угловые лопатки также осложнены угловой колонкой. В уровне расположения хор фасады украшает традиционный аратурно-колончатый фриз, над которым находится плетенка. Орнаментированные колонки аркатурно-колончатого фриза опираются на резные консоли со сценами терзания и другими изображениями. В его арках помещены изображения святых, а также растительные мотивы.
Стены храма над аркатурно-колончатым фризом покрыты резными рельефными изображениями, располагающимися ярусами. Над окнами помещены заглавные композиции, среди которых доминирует несколько раз повторенная сцена с изображением ветхозаветного царя Давида, восседающего на троне, держащего в левой руке музыкальный инструмент псалтырь. Среди рельефов находятся ветхозаветные и новозаветные сцены, изображения святых. Стены украшают многочисленные изображения животных, птиц, растительные мотивы.
Дмитриевский собор (Владимир)
Дми́триевский собо́р города Владимира (иногда в литературе можно встретить наименование «Дмитровский») — придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. Канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. Точная дата сооружения Дмитриевского собора до сих пор неизвестна, но многие исследователи указывают на период между 1194 и 1197 годами. В 1992 году включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Содержание
История [ править ]
Построен в эпоху наивысшего могущества и расцвета великого Владимирского княжества великим князем владимирским Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского (князь Всеволод в крещении носил имя Димитрий). По Николаю Воронину, построен в 1194—1197 годах; по летописным данным, обнаруженным в 1990-х годах Татьяной Тимофеевой, — в 1191 году. Возводился храм из белого камня-известняка. Строили храм русские мастера.
В 1197 году постройка храма была завершена князем Всеволодом Юрьевичем постановкой иконы Дмитрия Солунского и серебряного чеканного ковчежца, где находилась «сорочка» — частица одежды, пропитанная кровью мученика:
В 1237 году собору суждено было разделить судьбу столицы Владимирского княжества. Повреждённый и разграбленный монголо-татарами, храм впоследствии ещё не раз горел (в 1536, 1719 и 1760 годах) и подвергался разграблениям.
В результате «реставрации» 1837—1839 годов, когда по распоряжению Николая I собору был придан «первобытный вид», храм лишился интереснейших частей — лестничных башен и галерей.
В советское время Дмитриевский собор сохранился лишь как памятник древнерусского искусства. В 1918 году в соборе работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством Игоря Грабаря. В 1919 году храм был закрыт для богослужений. Собор неоднократно реставрировали. После завершающего этапа работ, произведённых в 1999—2004 годах, в церкви поставили водосточные трубы, заменили крест на куполе, создали микроклимат, а также покрыли рельефы и белый камень защитной пластической смесью.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция. Богослужения в храме не проходят.
Архитектура [ править ]
Собор одноглавый, четырёхстолпный, трёхапсидный. Первоначально собор окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX веке), по которым князь и его семья ходили в храм на богослужение.
Фасадная часть собора состоит из трёх ярусов, нижний лишён убранства, и на его фоне видны только резные порталы. Второй ярус – это аркатурный колончатый пояс с белокаменными фигурами и орнаментом. Третий ярус прорезан узкими окнами и полностью покрыт резьбой, которая заметна и на купольном барабане. Венчает собор золочёный пологий купол в форме богатырского шлема. На куполе водружён широкий крест из золочёной меди.
На южном фасаде храма расположена масштабная композиция «Вознесение Александра Македонского на небеса». Сюжет композиции не традиционен для православного храма, однако в XII веке был очень популярен. На руках у Александра Македонского сидят маленькие львята, которые так манят грифонов — ужасных чудовищ.
Псалмопевец царь Давид, поющий и сидящий с гуслями в руках, является главной фигурой в убранстве и занимает центральное место на всех фасадах.
Дмитриевский собор небольшой по размерам, поскольку строился только для семьи князя и был его домовой церковью.
Рельефы [ править ]
Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранились в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями).
Прославление княжеской власти было главной идеей фасадной скульптуры собора, поэтому на ней изображено множество геральдических символов — львов, орлов, грифонов, кентавров, сцен охоты, борьбы зверей и т. п
Внутреннее убранство [ править ]
От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII века, в частности, фрагменты композиции «Страшный суд».
В состав экспозиции входит четырёхметровый купольный крест с просечным орнаментом, снятый с главы собора и заменённый в 2002 году новоделом, а также икона Дмитрия Солунского и ковчежец-мощевик, принесённые в храм в 1197 году, впоследствии попавшие в Москву и вернувшиеся обратно в собор из столичных музеев в копиях. В числе экспонатов представлено также надгробие первого Владимирского губернатора графа Романа Воронцова.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: ул. Большая Московская ул., 60, Владимир, Владимирская обл., Россия, 600000
Паломнику [ править ]
В настоящее время собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция. Богослужения в храме не проходят.
Фото [ править ]
Дмитриевский собор. Владимир. Монета Банка России в серии «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2008 год
Домонгольские храмы Руси: Дмитриевский собор во Владимире
На Владимирской земле немало древних храмов, поражающих путешественника своей красотой и, одновременно, лаконичностью. И сегодня мой рассказ будет об одном из них — Дмитриевском соборе во Владимире.
Дмитриевский собор
История строительства Дмитриевского собора
Дмитриевский собор, в том виде, как мы его видим сегодня — результат «реставрации» 1837-1839 годов и последующих работ, призванных хоть отчасти исправить то, что было разрушено николаевскими «знатоками русского стиля». Первоначально собор на уровне первого яруса с трех сторон был окружен галереями, а со стороны западного фасада по углам стояли две лестничные башни.
Когда точно был построен Дмитриевский собор, неизвестно. Историки полагают, что это было между 1194 и 1197 годами. Заказчиком выступал князь Всеволод Большое Гнездо (1154-1212), который на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя мученика Дмитрия Солунского — своего небесного покровителя. Строили собор преимущественно русские мастера, хотя к работам также были привлечены и выходцы с Балканского полуострова. В качестве строительного материала использовался белый камень — известняк, ставший «визитной карточкой» Владимиро-Суздальского княжества.
♦ О том, почему во Владимиро-Суздальской Руси применялся белый камень — известняк, читайте в статье «Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси».
В 1197 году в Дмитриевский собор из базилики святого Дмитрия в Солуни (совр. Фессалоники) были привезены реликвии — «доска гробная» (большая икона) с изображением святого в полный рост и серебряный чеканный ковчежец, в котором находилась «сорочка» (частица одежды, пропитанная кровью мученика).
В 1237 году собор был разграблен и поврежден татарами, затем горел в 1536, 1719, 1760-е годы. До начала XVI века Дмитриевский собор числился великокняжеским, но затем потерял этот статус. В XVI-XVII веках он «подновлялся», в результате чего были частично утрачены древние декоративные и конструктивные элементы. Если реставрация 1837-1839 годов исказила внешний облик собора, то работы 1840—1847 годов внутри здания уничтожили древние фрески и не не только: был опущен пол, устроен новый иконостас.
После революции собор был закрыт и передан Владимирскому музею. В 1918 году Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря под хорами обнаружила фресковые росписи XII века со сценами «Страшного суда». В 1937 году начались реставрационные работы, которые были продолжены и в годы Великой отечественной войны. Одной из основных задач для реставраторов была проблема сохранности белого камня. В ходе работ 1999—2004 годов белый камень был покрыт защитной пластической смесью, устроены водосточные трубы, заменен крест на куполе и создан специальный микроклимат внутри собора, позволяющий сохранить этот выдающийся памятник.
В настоящее время Дмитриевский собор во Владимире включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, внутри располагается музей.
Дмитриевский собор, западный фасад
Внешний облик Дмитриевского собора
Дмитриевский собор отличает ясность композиции. По своему типу он близок храму Покрова на Нерли. Представляет собой классический крестово-купольный трехапсидный храм, одноглавый и четырехстолпный. Будучи центром великокняжеского дворца, он воплощал собой идею могущества великокняжеской власти.
Дмитриевский собор, южный фасад
Собор построен из белого камня — известняка. Фасады четко делятся на три яруса. Нижний лишен убранства, так как в прошлом был закрыт галереями. Аркатурно-колончатый пояс второго яруса богато орнаментирован. Он как бы отделяет «земную», нижнюю часть храма от верхней, «небесной», материальное и духовное. Верхний пояс и цилиндрический барабан богато украшены резьбой. Резьбой также украшен и барабан, который венчает шлемовидный золотой купол. Неслучайно собор называли «каменной поэмой», «драгоценным ларцом».
Дмитриевский собор, деталь западного фасада
566 резных камней украшают стены собора. Их можно рассматривать бесконечно: фантастические растения и животные, люди. Не все из них дошли до нашего времени в своем подлинном виде — многие рельефы были восстановлены в XIX веке или собраны из разобранных башен. Знаток искусства углядит здесь немало иноземных мотивов — распространенных некогда на Балканах, Византии, Западной Европе.
Южный фасад украшен композицией «Вознесение Александра Македонского на небо», сюжета, чрезвычайно популярного в Средние века в христианском мире. Северный фасад украшает рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Западная стена иллюстрирует подвиги Геракла. В декоре всех трех фасадов храма присутствует фигура царя Давида, который, по мнению ряда исследователей, предвосхищает образ Христа. По мнению других исследователей, это царь Соломон.
Когда рассматриваешь резные скульптуры, то не всегда можешь найти аналогии из реального мира. Скорее, это фантастический горний мир, населенный неведомыми существами. В то же время встречаются и вполне узнаваемые земные персонажи.
Весь собор пронизан символизмом. Так, например, птицы символизируют семью, львы — государство, львиные маски по верху барабана символизируют княжескую принадлежность собора.
Дмитриевский собор, деталь западного фасада
Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса
Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса
Внутреннее убранство Дмитриевского собора
Внутри собора сейчас функционирует музей. Благодаря этому обеспечиваются идеальные температура и влажность, чтобы сохранить уникальный белый камень. Кроме того, отсутствие традиционных элементов внутреннего убранства позволяют увидеть всю величественную структуру храма.
Своды и барабан Дмитриевского собора
Капители внутренних столпов украшают львы.
Львы
Уникальными являются сохранившиеся фрагменты фрески «Страшного суда» XII века под хорами в западной части храма. На ней изображены сидящие на тронах апостолы, за спинами которых стоят ангелы. Возможно, автором был греческий мастер. Некоторые исследователи считают, что авторов было два: греческого и русского происхождения.
«Страшный суд»
В алтаре Дмитриевского собора сейчас находится старый крест. Полумесяц под крестом часто трактуют как древний символ священства власти.
Старый крест в алтаре Дмитриевского собора
Старый крест в алтаре Дмитриевского собора
Убранство Дмитриевского собора
Дмитревский собор изнутри
Деталь ворот Дмитриевского собора
Напоминание молодоженам
Адрес и режим работы
Адрес: Владимирская область, город Владимир, ул.Большая Московская, 60. Телефон: (4922) 32-42-63.
Режим работы: ежедневно, с апреля по октябрь с 10.00 до 17.00, с ноября по март с 10.00 до 16.00, кроме вторника и последней среды месяца.
Официальный сайт: www.vladmuseum.ru
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Поэма в камне! Очень похож на шедевр мировой архитектуры — Храм Покрова на Нерли!
Да, храмы очень похожи. Но храму Покрова на Нерли, на мой взгляд, повезло больше в том, что он стоит в очень живописном месте и виден издалека. А Дмитриевский собор несколько зажат в городе.
Маша, спасибо тебе за Дмитриевский собор. Так мечтаю приехать во Владимир самой, безо всяких туриков и постоять у храма, рассмотреть все композиции, обойти кругом…. Немного у нас таких храмов, как Дмитриевский. В Юрьеве Польском интересная Георгиевская церковь. В Новгороде есть домонгольские храмы. Но Дмитриевский — один!
Я тоже обожаю этот собор. Помню, еще когда была подростком, у меня была книга. Называлась что-то типа «Рассказы об архитектуре». И там была фотография Дмитриевского собора. И как-то сразу он лег на сердце. Своими пропорциями, соразмерностью. И каждый раз, бывая во Владимире, старалась побывать и в нём.
Спасибо, Мария, за статью. Разделяю твое восхищение красотой Димитриевского собора, настоящий шедевр белокаменного зодчества домонгольской Руси. Здесь меня всегда завораживала резьба по камню — восхищают и техника резьбы и сюжетная линия. К сожалению в границах Золотого кольца сохранилось мало архитектурных шедевров домонгольского каменного зодчества. Согласен с Татьяной, которая упомянула о Георгиевском соборе в Юрьев-Польском. К сожалению он в 15 веке разрушался и в нынешнем виде представлен восстановленным не без потерь. Здесь резьба по камню, несмотря на частичные утраты, просто восхитительна и поражает своей красотой и загадочностью представленных сюжетных линий.
Увы — многое было разрушено монголами. На Севере много храмов домонгольского периода…
Теперь вот тоже мечтаю увидеть Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Интересно будет сравнить впечатления.
Обязательно посети Юрьев-Польский. Внимательно изучи белокаменную резьбу Георгиевского собора. По сюжету это были целые повествования, равноценные росписям интерьеров. Однако после разрушения при восстановлении не все камни были поставлены на свое место, т.е. своеобразный «пазл» был нарушен, но и то что осталось также весьма интересно.
Уф, вроде только был во Владимире, а уже два года прошло…
Спасибо за освежение воспоминаний!
Сама поражаюсь, как быстро летит время. Вчера вернулась из поездки в Нижний Новгород, снова по пути туда и обратно останавливались во Владимире.
В юности была во Владимире, а этот собор помню до сих пор. Он, как и тот, что на Нерли оставили неизгладимое впечатление. Правда, не помню, был ли тогда собор открыт для осмотра внутри. Зато белокаменное «кружево» стен стоит перед глазами…
Да, собор поражает воображение. Пожалуй, единственное, что ему мешает — это окружение, он несколько зажат. И оттого не разглядеть всей его красоты, как у Храма Покрова на Нерли.
Дмитровский собор возведен Христом в честь своего Воскресения.За 5-6 лет до этого он же, возвел Покрова на Нерли. И там и там Он написал СТВЪ_ДВДЪ. Сотворил ДавыдЪ. Звали его Андрей Глебович. Хотя ученые думают, что Юрьевич.