в каком соборе венчались на царство русские цари
ЦЕРЕМОНИИ И ОБРЯДЫ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ
Успенский собор был не только общерусским соборным храмом, но и важнейшим общественным зданием, где проводились парадные церемонии и обряды, имевшие общегосударственное значение.
Четвертого февраля 1498 года в Успенском соборе впервые был совершен чин венчания на великокняжеский престол, во время которого Иван III торжественно возложил древние регалии – бармы и Шапку Мономаха – на своего внука Дмитрия. До этого на Руси не существовало подобного чина: великокняжеский титул передавался по наследству вместе с вотчиной, а в период монголо-татарского ига ярлык на великое княжение вручался князьям в Орде.
Ключевым событием русской истории стало венчание на царство юного Ивана IV, совершившееся в Успенском соборе 16 января 1547 года. В чине венчания Ивана IV были впервые торжественно и официально приняты титулы царя и самодержца, а в число регалий включены наперсный крест, что свидетельствовало о святости царской власти, а также скипетр и цепь. Позже, при венчании на царство сына Ивана IV Федора, было введено таинство миропомазания – символ богоизбранности царской власти. Во время венчания Бориса Годунова 1 сентября 1598 году ему, вместе со скипетром, была вручена держава или, как ее именовали тогда, «яблоко державное» – древняя инсигния власти византийских императоров. Последним венчанием было совместное возведение на престол малолетних правителей Ивана и Петра Алексеевичей в 1682 году.
В 1721 году царь Петр I принимает титул императора, объявляет Россию империей и вводит обряд коронации. Впервые этот обряд был проведен при коронации Екатерины I, жены Петра I, который сам возложил на нее корону. Последним в Успенском соборе 14 мая 1896 года короновали императора Николая II.
В кафедральном Успенском соборе поставляли глав Русской церкви – митрополитов и патриархов. До середины XV столетия русские митрополиты должны были ездить к патриарху константинопольскому на поставление в сан. В 1448 году митрополит Иона впервые был избран здесь собором русских епископов, что фактически положило начало независимости русской митрополии от Константинополя. Двадцать шестого января 1589 года в Успенском соборе совершилось поставление в первые русские патриархи Иова Иеремией II, патриархом Константинопольским, в присутствии царя Федора Ивановича.
В XIV – XVII веках собор служил усыпальницей глав Русской Православной церкви. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.
В Успенском соборе проводились и другие действа. Издавна повелось, что у гроба митрополита и чудотворца Петра, а также перед главной русской святыней – иконой Владимирской Богоматери – удельные князья и «все чины» присягали на верность великому московскому князю, а впоследствии царю; воеводы и князья получали благословение перед важнейшими военными походами и отмечали свои триумфы торжественными молебнами.
В Успенском соборе происходило освящение елея и мира – благовонных масел, использовавшихся в священных таинствах при соборовании умирающих, крещении, рукоположении священников, а также миропомазании царя при его венчании на царство.
Ежегодно 17 декабря в Успенском соборе совершалось театрализованное представление «Чина пещного действа» в память о трех вавилонских отроках Анании, Азарии и Мисаиле. Как повествует библейское сказание, они были брошены в огненную печь по приказу царя Навуходоносора за отказ поклониться языческим идолам и спасены посланным Господом ангелом, усмирившим огонь, который «попалил» их мучителей – «халдеев». Для этого чина в центре собора устанавливалась деревянная печь, а из-за иконостаса спускался изображенный на пергаменте ангел. По окончании действа невредимые отроки и «халдеи» приглашались в покои патриарха, где их ждали угощение и дары.
Здесь же проводились другие чины и священнодействия, например «чин православия», то есть возглашение анафемы отступникам, еретикам и государственным изменникам и поминание «ревнителей христианского благочестия». А в четверг на Страстной неделе совершался чин омовения ног, когда патриарх по образу Христа, омывшего в знак смирения и братской любви ноги апостолам, возливал воду из особой лохани на правую ногу двенадцати архимандритам – главам монастырей. Водой из лохани кропили и прихожан.
Бракосочетания совершались, как правило, в домовой великокняжеской церкви Благовещения; лишь те из них, которым придавалось государственное значение, проводились в Успенском соборе. Так, в 1391 году митрополит Киприан обвенчал здесь великого князя Василия Дмитриевича с литовской княжной Софьей Витовтовной. В 1472 году, как уже упоминалось, состоялось торжественное бракосочетание Ивана III и Софьи Палеолог, в 1505 году Василий III обвенчался с Соломонией Сабуровой, а в 1526 году, вторично, с Еленой Глинской, матерью Ивана Грозного. Восьмого марта 1606 года, в период Смуты и польско-литовской интервенции, в Успенском соборе были обвенчаны Лжедмитрий с Мариной Мнишек. В 1721 году здесь происходило венчание Петра I с Екатериной I и одновременно ее коронация.
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
В каком соборе венчались на царство русские цари
На протяжении XVI века в церемонию вносились некоторые дополнения, связанные с ростом престижа царской власти. Так, царю Федору Иоанновичу кроме креста, золотой цепи, барм и шапки Мономаха был вручен скипетр. После того, как во время венчания царь Борис Годунов получил из рук главы церкви державу, процесс формирования комплекса царских регалий был завершен.
К 1613 году, ко времени венчания на царство первого представителя династии Романовых Михаила, в состав регалий, вручавшихся царю, входили: крест, золотая цепь, бармы и шапка Мономаха, скипетр и держава. Российских самодержцев венчали на царство по установленному обряду до конца XVII столетия. Последним венчанием было совместное возведение на престол малолетних правителей Ивана и Петра Алексеевичей в 1682 году.
Венчания на царство всегда были пышными праздниками. В Успенском соборе собиралось не только духовенство, но и огромное количество самых именитых бояр. За церемонией следовал пир в Грановитой палате. В течение трех дней в Кремле и по всей Москве не смолкали колокольные звоны. Для народа выставлялось угощение. Объявляли амнистии.
При Петре I, когда Россия была провозглашена империей, вместо венчания на царство был введен обряд коронации. Несмотря на то, что столица России официально была перенесена в Петербург, коронации по-прежнему проводились в Успенском соборе Московского Кремля. Первой на российский престол короновалась императрица Екатерина I – жена Петра I. Последней была коронация императора Николая II в 1896 году.
СОДЕРЖАНИЕ
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального некоммерческого использования, а также использования в образовательных целях и для распространения в СМИ. Перепечатка материалов допускается только по согласованию с музеем. При цитировании ссылка на сайт обязательна. Содержание настоящего сайта не может быть воспроизведено целиком или частично в любой форме без предварительного письменного разрешения музея.
Венчание на царство
Венчание на царство как церемония существовало в XVI-XVII веках. Они всегда проходили в Успенском соборе Московского кремля и сопровождались чередой празднеств и торжеств. В статье речь пойдет о символах власти и важнейших элементах этого ритуала.
Первое венчание на царство
Первое венчание на царство состоялось в 1547 году. На престол взошёл Иоанн IV Васильевич.
Царь Иоанн IV
Его венчание на царство организовали в соответствии с канонами, существовавшими в Византийской Империи. Византийская церемония стала главным образцом, на который ориентировались авторы первого чина венчания на царство. Этот чин известен в двух редакциях: краткой, созданной в 1547 году и более пространной, разработанной спустя примерно 10 лет — в 50-е годы XVI столетия.
Первый русский царь венчался на царство в Успенском соборе. Церемония включала в себя торжественное шествие в храм, возложение регалий, миропомазание и причастие.
Венчание на царство Ивана IV в Успенском соборе
Безусловно, в Московии знали о коронациях в Западной Европе. Там существовал иной порядок. Вначале совершалось миропомазание и причастие и только затем интронизация, то есть возложение регалий на правителя. У нас приняли обратный порядок. Миропомазание и причастие следовали за венчанием. Это означает, что власть царя лишь тогда принимает сакральный характер, когда сопровождается важными церковными ритуалами: миропомазанием и причастием венчанного государя.
Регалии русских государей. Шапка Мономаха
Комплекс символов власти русский царей создавался постепенно. Изначально важнейшей регалией стал драгоценный крест с частицей животворящего древа. Крест находится в Оружейной палате. В XVI веке златокузнецы создали для него драгоценный оклад. Крест возлагали на государя. Согласно старинным источникам крест возлагался на выю, то есть на шею царя.
Венчание на царство. Крест с частицей животворящего древа
К символам власти русского государя также принадлежат бармы.
Важнейший знак власти государя — это шапка Мономаха. Древний венец, вероятно, привезли в Москву ещё в XIV веке. В XVI столетии его стали называть «шапкой Мономаха» в соответствии со «Сказанием о князьях Владимирских». Название венца, данное по этой легенде, утверждало царскую родословную правителей России.
В Сказании о князьях Владимирских говорится, что драгоценная золотая шапка, цепь и бармы привезли на Русь из Константинополя в XII веке. Эта легенда утверждала русского государя в качестве наследника императора Византии. В Средние века царская родословная была важнейшим условием авторитета правителя. Благодаря легенде о византийском происхождении шапки Мономаха, Москва осознавалась как третий центр православия. «Москва — Третий Рим, четвёртому не быти.» Соответственно, московские цари являлись наследниками византийских императоров и римских цезарей. Наследственность власти как раз и олицетворяла золотая шапка Мономаха, которая возлагалась на голову всех русских царей на протяжении почти 150 лет до конца XVII столетия. Последним государем, венчанным на царство шапкой Мономаха, стал старший брат Петра I Иван Алексеевич.
К знакам царской власти относятся и золотые цепи. Их также возлагали на государя.
Златая цепь
В начале XVII столетия при венчании на царство Михаила Фёдоровича Романова в число царских регалий уже входили такие символы как держава и скипетр.
Михаил Фёдорович Романов
Венчание на царство Михаила Фёдоровича Романова
Самый древний сохранившийся трон находится в Оружейной палате. Это персидский трон Бориса Годунова. Его доставили в Москву в 1604 году и позже использовали во время венчания на царство Михаила Фёдоровича.
Сохранилась лицевая книга об избрании на царство Михаила Фёдоровича Романова. На одной из гравюр представлено шествие в Успенский собор.
Там же изображена торжественная трапеза по случаю венчания на царство нового государя. Её всегда устраивали в Грановитой палате.
Венчание на царство. Держава и скипетр
Это символы власти, которые постепенно включили в комплекс царских регалий. Известно, что у Ивана Грозного был скипетр. Однако в церемонии венчания на царство его не использовали. Скипетр включили в число регалий в ходе венчания на царство последнего Рюриковича — сына Ивана IV Фёдора Иоанновича.
Держава появилась ещё позже. Её впервые использовали во время венчания на царство Бориса Годунова. В время церемонии глава Русской православной церкви патриарх Иов сказал следующие слова: «Сие яблоко (держава) — знамение царствия твоего. Как яблоко в руке держишь, так держи и всё царствие, данное тебе от Бога.»
Венец времён Михаила Фёдоровича (Стамбул). Скипетр и держава времён Бориса Годунова (мастерские Рудольфа II).
Шапка Мономаха второго наряда
Митрополит, а позднее патриарх играл важнейшую роль в церемонии венчания на царство. Именно он возлагал на голову царя шапку Мономаха.
В коллекции ГОП хранится драгоценный венец, именуемый «шапкой Мономаха второго наряда». Его сделали к церемонии 1682 года. Тогда на престол вступили сразу два юных государя: сыновья царя Алексея Михайловича Иван Алексеевич и Петр Алексеевич. Для младшего из них Петра и создали этот золотой венец.
Шапка Мономаха второго наряда
На золотых пластинах этого венца нет тончайшего сканного узора, украшающего подлинную шапку Мономаха. Этот венец использовали лишь единожды, поскольку в начале XVIII века возникает новый ритуал — коронация российских императоров.
Двойной серебряный золочёный трон, также представленный в ГОП, создали не для венчания на царство Ивана и Петра, а несколько позже. Его использовали во время различных торжественных событий, в том числе на приёмах иноземных послов.
Комплекс символов власти русских царей включал шесть предметов:
В таком порядке их возлагали на государя.
Статья написана на основе лекции методиста Музеев Московского Кремля Юлии Николаевны Уваровой.
Как стать царем: знаковые, необычные и трагические коронации в истории России
Венчание на царство и коронация – самые важные церемонии, проводившиеся в дореволюционной России. Они традиционно проходили в Москве даже после того, как она перестала быть столицей
Акт венчания на царство символизировал сакральность особы государя как наместника Бога на земле. Впервые этот обряд на Руси был введен Иваном III. Правителю, освободившему государство от монгольской зависимости и объединившему земли вокруг Москвы, необходим был новый, более престижный статус. Скромные церемонии, которые ранее проводились русскими князьями, его не устраивали. В 1489 году Иван Третий венчал на царство своего внука Дмитрия, впервые возложив на него бармы и шапку Мономаха.
Амбиции Ивана Грозного
В декабре 1546 года молодой правитель Иван IV объявил митрополиту Макарию и боярам о своем желании торжественно венчаться на царство. 16 января 1547 года государь был приглашен в Успенский собор и прошел такой же обряд, как и его предшественники. Однако число регалий на сей раз было большим: появился крест от животворящего древа, возложенный на Ивана IV прежде барм, и скипетр, врученный ему после шапки Мономаха.
Первую половину венчания Иван Васильевич стоял, а после вручения жезла митрополит торжественно посадил его на царское место. Макарий произнес поучение, провел литургию и возложил на государя золотую цепь. После причащения он пригласил Ивана IV к миропомазанию и с этого момента впервые в истории назвал его царем, а не великим князем.
Кадр из фильма «Иван Грозный» С.М. Эйзенштейна. 1944 год
Источник фото: https://museikino.ru
В 1561 году Константинопольский патриарх прислал Ивану Грозному грамоту. В ней был подробно изложен порядок священного действа во время венчания на царство по примеру византийских императоров, а также официально утвержден титул царя на Руси. Правда, впервые «греческому» порядку следовал уже не Иван Васильевич, а его сын Федор в 1584 году. Тогда же последнему царю из династии Рюриковичей впервые была присвоена держава с крестом – один из символов власти.
Увы, царь, стремившийся укрепить положение Российского государства на международной арене с помощью нового статуса, поверг страну в хаос. Опричная политика Ивана Грозного, поражение в изнурительной Ливонской войне, пресечение династии – все эти события стали предвестниками Смутного времени.
Время Романовых
С приходом новой династии традиции венчания на царство, заложенные еще при Рюриковичах, практически не изменились. В 1613 году, когда Земский собор выбрал правителем юного Михаила Федоровича Романова, о предстоящем торжестве народ в столице извещали заранее. На рассвете в день венчания царь вышел из Постельных хором в Золотую палату. Там он пожаловал в бояре князя Черкасского и знаменитого князя Дмитрия Пожарского, героя народного ополчения 1612 года. После этого Михаил Федорович послал за царскими регалиями, находившимися в Казенном дворе. Приложившись к кресту, государь «отпустил» их на шествие в Успенский собор.
Венчание на царство Михаила Федоровича Романова
Посреди собора был установлен помост – обитая красным сукном возвышенность, получившая название «великое чертожное место», или просто «чертог». По обеим сторонам от нее стояли скамьи для духовенства, а возле царского места находился стул с бархатной подушкой для митрополита. Из-за отсутствия патриарха (отец нового царя Филарет вернется в Москву из плена лишь в 1619 году) обряд венчания на царство совершил митрополит Казанский Ефрем. Во время церемонии Михаил Федорович обратился к нему с речью, упомянув о венчании на царство прежних русских государей. Затем он перешел к обстоятельствам собственного избрания на престол «всем народным множеством» и закончил свою речь просьбой благословить и «венчать его царским венцом».
Так началась история власти новой российской династии. Сын Михаила Федоровича Алексей Михайлович «Тишайший» станет первым наследником среди Романовых, которому, как в былые времена, власть перешла от отца, а не в результате всенародных выборов. Оттого и положение второго правителя династии было прочнее: царь смог принять новый свод законов, расширить границы Российского государства далеко на восток и отвоевать территории, утраченные в годы Смуты.
Короны русских государей. 1 – Мономаховская, 2 – Царства Казанского, 3 – Михаила Федоровича, 4 – Петра Алексеевича, 5 – Ивана Алексеевича, 6 – Елизаветы Петровны, 7 – Екатерины Первой, 8 – Анны Иоанновны, 9 – Большая императорская корона, 10 – корона императрицы
Источник: «Венчание русских государей на царство, начиная с Михаила Федоровича до императора Александра III». СПб., 1883 г.
Два царя и одна царевна
В 1682 году умирает старший сын Алексея Михайловича. К сожалению, Иван Алексеевич, следующий в очереди на престол, был болезненным и слабым ребенком, не готовым в одиночку править страной. Рассматривалась и другая кандидатура – десятилетний Петр, сын от второго брака Алексея Михайловича. Конечно, в силу юного возраста ни Иван, ни Петр не могли бороться за власть – за них это делами многочисленные родственники: Милославские и Нарышкины. Примирительным жестом патриарх Иоаким предложил провозгласить царями сразу обоих, а регентом назначить старшую сестру Софью, девушку властную и честолюбивую.
Иван и Петр венчались на царство в Успенском соборе 25 июня 1682 года. Любопытно, что Ивана венчали уже существовавшими регалиями, а для Петра изготовили копии. Коронационная шапка Петра Алексеевича носила название «Шапка Мономаха второго наряда», или «Таврическая шапка». Для молодых царей соорудили специальный трон с двумя сидениями, который сейчас хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Венчание на царство Ивана и Петра Алексеевичей
Государи в сопровождении бояр и стрельцов вышли из Грановитой палаты через Красное крыльцо на Соборную площадь, уже заполненную народом. После завершения церемонии они отправились в Архангельский собор, чтобы почтить память предков, а в Благовещенском соборе поклонились святым иконам. Во время выхода из каждого собора Ивана и Петра осыпали золотыми монетами.
Это было последнее венчание на царство, совершенное по традиционному обряду. После триумфа в Северной войне Петр I принимает титул императора в Троицком соборе Санкт-Петербурга. Венчание на царство было заменено коронацией. Петр Великий со свойственной ему тягой к переменам идет дальше: впервые в истории России правитель короновал свою супругу Екатерину Первую. Держа в одной руке скипетр, другой он возлагал на государыню императорскую мантию и вручал ей державу. С тех пор на коронациях царственных супругов неизменно присутствовали их жены.
Трон Петра и Ивана Алексеевичей
Источник: «Венчание русских государей на царство, начиная с Михаила Федоровича до императора Александра III». СПб., 1883 г.
Самая ужасающая коронация
Случалось и так, что коронация оказывалась событием трагическим. Петр III, находившийся у власти чуть более шести месяцев, не успел пройти торжественную церемонию. В 1762 году его жена, будущая императрица Екатерина Великая, при поддержке гвардии совершила дворцовый переворот, после которого через несколько дней Петр погиб.
Через тридцать четыре года править Россией начал Павел Первый: он боготворил отца и винил мать в его гибели. Сразу после вступления на престол, эксцентричный император приказал доставить из Александро-Невской лавры в Зимний дворец останки Петра III и провести церемонию венчания на царство. Когда гроб вскрыли, к останкам отца (говорят, что к тому времени уцелели только предметы одежды – шляпа, перчатки и ботфорты) приложился Павел Петрович. Но и этого ему показалось мало: император потребовал, чтобы его примеру последовали дети и таким же образом почтили память царственного деда. После возложения короны на гроб Павел I повелел перезахоронить отца в Петропавловском соборе рядом с Екатериной. Шествие растянулось на несколько верст, и, несмотря на ужасный холод, государь и великие князья неспешно следовали за колесницей с гробом Петра Третьего. Желая унизить предполагаемых участников убийства своего отца, император приказал им нести царские регалии. Графу А.Г. Орлову, гофмаршалу Ф.С. Барятинскому и генералу П.Б. Пассеку оставалось лишь повиноваться. Сам Павел с маршальским жезлом в одной руке и тростью – в другой шел рядом с гробом. Впоследствии император повелел отовсюду изъять страницы манифеста Екатерины II о внезапной гибели мужа и сжечь их. Так, не зная истории, можно было бы предположить, что Петр Федорович и Екатерина Алексеевна не расставались всю жизнь и умерли в один день.
Так была нарушена вековая традиция: венчание на царство не проходило в Санкт-Петербурге ни до, ни после запоздалой коронации Петра III.
Перезахоронение Петра III
Торжества XIX века
Одной из самых пышных и долгожданных церемоний была коронация Александра II. В обществе царила атмосфера надежды на преобразования и перемены, которые проведет новый император.
17 августа 1856 года совершился торжественный въезд государя с супругой в Москву. В полдень от Петровского дворца, в котором Александр II находился на протяжении двух дней по прибытии из Петербурга, до Большого Кремлевского дворца начали строиться войска. Раздался звук пушки, загудели колокола, барабаны и военные трубы. За конвоем Его Величества последовали эскадроны Черноморских и гвардейских казаков, одетых в парадные мундиры. В процессии присутствовали представители дворянства, придворные чины в каретах, а за ними следовал отряд кавалергардов. Император ехал верхом в окружении свиты, а императрица – в парадной карете.
Объявление о дне коронации Александра II на Красной площади. Художник В.Ф. Тимм
В Успенском соборе их уже ожидали два трона, украшенные алмазами, бирюзой и другими драгоценными камнями. По сложившейся традиции Александр II был в генеральском мундире и с цепью ордена св. Андрея Первозванного, а императрица Мария Александровна – в белом парчовом платье с горностаевой опушкой. После пения псалма и чтения Символа веры на императора были возложены цепь и порфира. Затем, дождавшись благословения митрополита, Александр Второй взял в руки скипетр и державу. На голову Марии Александровны он возложил малую корону. Народ узнал о свершившемся обряде по звону колоколов и выстрелу пушек.
По злой иронии судьбы правитель, в годы царствования которого было наконец отменено крепостное право, погиб от рук террористов из революционной организации под названием «Народная воля». Коронация следующего государя, Александра III, несколько раз откладывалась из-за траура и угроз, исходивших от оставшихся народовольцев. Она состоялась спустя два года после гибели царя-освободителя.
Коронация Александра II 26 августа 1856 года
Источник: «Венчание русских государей на царство, начиная с Михаила Федоровича до императора Александра III». СПб., 1883 г.
Последняя коронация
14 мая 1896 года состоялась церемония коронации Николая II и его супруги Александры Федоровны. Подготовка к торжественному событию велась более года. Москву украсили пышные декорации, а иллюминация Кремля, созданная по рисункам художников Н.Н. Каразина, А.Н. Бенуа и А.М. Прокофьева, состояла из пятисот тысяч огней.
Посланцы иностранных дворов в один голос называли коронацию Николая Второго едва ли не самым восхитительным и впечатляющим событием в их жизни. В освещении торжеств принимал участие 131 представитель российских и зарубежных изданий, более 50 художников и фотографов. По своим традициям эта церемония ничем не отличалась от предшествующих (разве что частично была записана на кинопленку французским журналистом и оператором Камиллом Серфом), и никому из очевидцев не дано было знать, что она станет последней.
Эпизод коронации Николая II
В тяжелых мантиях из золотой парчи царская чета вышла из Успенского собора и трижды поклонилась народу. На званом обеде в Грановитой палате Николай II и Александра Федоровна сначала должны были пройти под балдахин. Они находились там до тех пор, пока не приняли поздравления от всех гостей. Кульминацией торжества в тот день стала праздничная иллюминация. Стоя на балконе Кремлевского дворца, император предоставил супруге право нажать на спрятанную в букете цветов кнопку – и перед глазами людей предстало великолепное зрелище: одно за другим осветились здания столицы.
Во время народных гуляний в честь коронации произошла первая катастрофа в правлении Николая II – печально известная давка на Ходынском поле. И хотя в этой трагедии сложно винить императора, тотчас приказавшего провести расследование и наказать виновных, а также оплатившего все расходы на похороны жертв и поддержку их семей, в народе все чаще звучали обвинения в адрес нового царя. Наиболее частые упреки в его адрес были связаны с тем, что Николай Второй в день катастрофы отправился на бал, проходивший в посольстве Франции, и не разделил скорбь со своими подданными. Многие восприняли трагедию на Ходынке как дурное предзнаменование и, несмотря на красоту и пышность церемонии коронации, именно это событие отразилось в народной памяти в связи с восшествием на престол последнего российского императора.
Императорские царские регалии Российской империи
Источник: «Венчание русских государей на царство, начиная с Михаила Федоровича до императора Александра III». СПб., 1883 г.