в православной церкви место на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы
Клирос
Клиросом называется церковный хор, также этим словом называют место, где стоит хор в церкви. Те люди, которые часто посещают православный храм, знают, что основу службы составляет церковное пение. Без него вряд ли можно представить себе любую церковную службу. От пения в церкви зависит многое, плохое пение расстраивает молитву, заставляет отвлекаться. Слишком вычурное «оперное» пение тоже отвлекает от молитвы. Правильно пение в церкви должно смирять человека, настраивать на нужный молитвенный лад. Именно поэтому священники такое значение уделяют подбору певчих.
Немного истории
Пение в церкви появилось в первые века христианства. Сначала в храмах не было разделения на молящихся и поющих, пели во время службы все присутствующие. Это подчеркивало соборность молитвы, единый дух. Постепенно произошло разделение, несколько верующих составили церковный хор, который стал называться клиросом. Переводится это слово с греческого как «часть земли». Т.е. первоначально этим словом называлось только место, где стояли певчие. Обычно это было некоторое возвышение возле алтаря. Позже это место стало называться солеей.
Потом словом «клирос» стали называть церковный хор. После разделения на православие и католицизм стала заметна существенная разница в манере церковного пения. В православии возобладало знаменное, крюковое пение. А в католичестве – хоралы, которые исполнялись под аккомпанемент музыкального инструмента, чаще органа.
В России во время царствования Петра Первого знаменный распев, при котором хор пел мелодию в унисон, сменился партесным. Произошло разделение музыкальной темы на партии, отсюда и название.
Обычно было четыре партии:
Это было новшеством и не сразу принялось в церковной среде. Постепенно знаменное пение сошло на нет.
Постепенно появилось антифонное пение: два хора пели по очереди. Затем появились канонархи – чтецы, которые возглашали строчку, а хор повторял ее. Так пели стихиры. Руководитель клироса стал называться «регентом» или «пасломщиком».
Современное пение
В настоящее время церковный хор стоит либо на солее (возвышение возле амвона), либо наверху, специальном построении, которое находится на втором этаже. Сверху звучание становится лучше, звук объемнее, особенно в каменных высоких храмах, где хорошая акустика.
Знаменное пение, как ни странно, все чаще можно услышать в современных храмах. Священники считают, что подобное пение – строже, молитвеннее. Хотя оно и сложнее и требует абсолютного слуха и хороших певческих навыков.
Антифоны тоже можно встретить в наших храмах. Два клироса по очереди поют стихиры или заповеди блаженства, или псалмы. Канонаршество тоже распространенно, таким образом сейчас исполняют прокимны.
Кто может петь на клиросе
На клирос пускают певчих только после благословения настоятеля. Самостоятельно туда заходить запрещено. Также нежелательно подпевать церковному хору.
Конечно, на клирос идут только люди с музыкальным слухом и хорошим голосом. Музыкальное образование тоже приветствуется.
В настоящее время можно встретить такое явление: «бабушкин хор», состоящий из малообразованных бабулек абсолютно без слуха и голоса, и «профессиональный хор», состоящий из настоящих певцов. Бабушкин хор слушать обычно трудно, под такое пение молиться весьма проблематично, но аннулировать такой хор бывает не легче. Приходской священник порой ничего не может поделать с такими горе-певчими, дело иногда доходит до жалоб архиерею на «злого» священника. Поэтому во избежание скандала вводится еще один, профессиональный хор, который поет по праздникам.
Руководит профессиональным хором регент, а народным хором – псаломщик.
Существует мнение, что певчие имеют пропускной билет в Царствие Небесное. На самом деле это не так. На клиросе можно легко погибнуть, особенно имея тщеславие, гнев, гордость. Поэтому надо быть очень осторожным, попав на клирос. Певчие обязаны молиться, а не просто исполнять песнопения. Иначе прихожанам будет весьма проблематично настроиться на молитву.
На клиросе нельзя празднословить, это мешает священнику, который все слышит, и прихожанам. Также нельзя ни в коем случае смеяться, хихикать, отвлекаться, решать какие-то проблемы. Даже выяснение последующего песнопения и громкая настройка регента мешает сосредоточиться на молитве.
Поэтому надо много раз подумать тем, кто желает попасть на клирос. Сможет ли его пение помочь настроиться присутствующим на молитвенный лад и поможет ли это спасению многих.
А.И. Осипов о пении на клиросе
Клирос
КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОВЕДЕНИЕ НА КЛИРОСЕ
Вообще, существуют две крайности в оценке клироса у людей, с клиросом не связанных. Крайность первая, когда прихожане искренне уверены, что на клиросе поют святые люди, на клиросе царит любовь, взаимопонимание и некая совершенно особая форма духовного взаимопонимания.
ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД К КЛИРОСУ
Важна даже походка. Вы удивитесь, как много бабушек следят за тем, как вы ходите, креститесь ли вы при входе в храм и на храмовую территорию, прикладываетесь ли к центральной праздничной иконе на аналое.
Итак, с подходом к клиросу вроде разобрались. Переходим непосредственно к поведению на самом клиросе. И для этого знакомимся с тонкостями психологии певчего.
ЗАНЯТИЕ МУЗЫКОЙ ТРАВМАТИЧНО
Когда вы занимаетесь каким-либо видом деятельности (например, отвечаете на звонки в call-центре), или занимаетесь соц. опросами, вы не ассоциируете это занятие со своей личностью. Вы работаете. Повезло, если работу любите.
Русский язык вообще очень богатый. Вполне можно сделать замечание, объяснить как надо спеть тот или иной участок в более тактичной форме. Я вовсе не призываю к попустительству. Я призываю отнестись с пониманием с озвученной мной психологической специфике.
Это кажется вроде бы неважным, но я видел клиросы, на которых к хорошему басу может быть плохое отношение только потому, что от него пахнет потом и у него мокрые подмышки. Я лично видел, как человека выжили только на этом основании. Притом что он был на голову выше других кандидатов, прекрасно пел с листа и был аккуратен в посещениях.
Одежда должна быть опрятной и не вызывающей. Женщинам желательно закрывать руки длинными рукавами, чтобы не вызывать у мужской части клироса ненужных мыслей, когда вы все встанете петь стихиры по одной книге. Все мы люди, и ничто человеческое нам не чуждо, поэтому приветствуются глухие, строгие виды одежды.
Эта рекомендация больше относится к мужчинам, которые вечно лезут с комплиментами, всякими шутками на шестопсалмии, воспринимая клирос как сочный такой «цветник», где они ощущают себя персидскими падишахами.
МОЛИТВА НА КЛИРОСЕ
В этой теме сломано много копий. Мое мнение, что певчий может молиться во время пения, за счет хорошей дикции и активной артикуляции певческих текстов. Природа дикции такова, что трудно произнести слова отчетливо и в это время не впечатать их себе в мозг. Вы как будто истово произносите некие значимые слова, исповедуете их перед всем храмом. Просто попробуйте утрированно, очень четко произносить слова на стихирах/псалмах и вы заметите разницу.
Мое мнение, что поклоны с крестным знамением можно совершать на каноне, пока чтец его читает. На ектиньях не рекомендуется, потому что поклон слегка сбивает дыхание + постоянно двигающийся в зоне внимания певчего объект неминуемо отвлечет остальных певцов от руки регента. Что последнего будет очень раздражать.
Поэтому певчим вообще рекомендуется поставить во главу угла на клиросе мягкое, молитвенное пение, через которое клирос поможет молиться другим. Это форма молитвы делом.
ПЕВЧИЕ НЕ ДОЛЖНЫ РУГАТЬСЯ
Регент должен быть контролером и миротворцем, следить за нормой отношений на клиросе и не допускать, чтобы у него были любимчики и аутсайдеры, ровно относясь ко всем и помогая каждому находиться в нормальном, спокойном, деловом состоянии. Собственно, ругаются ли певчие, зависит ТОЛЬКО от регента. Потому что у регента должно хватить власти это прекратить.
Вообще, дисциплина и субординация на клиросе должны быть как в армии. И не потому, что нам так хочется. А просто потому, что так хор лучше работает. Во время службы (как и во время боя) нет времени рассуждать. Процесс должен идти непрерывно, гладко, благолепно.
Вот и вся нехитрая премудрость.
Клирос
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ХОЧЕТСЯ УЙТИ С КЛИРОСА?
Сначала давайте разберем, почему собственно, певчие вообще уходят с клироса. Я уже писал статью, в которой щедро разбрызгивал свой «богатый внутренний мир» на окружающих, делясь собственными мыслями, почему на клиросе в принципе трудно остаться (в смысле прийти с улицы и вообще удержаться). Эту статью, если интересно, можно найти в секции «проблемы клироса».
Ну а в данном разделе и данной статье я стараюсь писать о том, как проблемы можно таки решить. Вот и начнем с ключевой проблемы, когда с клироса хочется свалить. Навсегда. И «пусть они все пожалеют». Сам я уходит несколько раз, опыт вполне себе жирный и сочный, которым и спешу поделиться. Глядишь, и польза нарисуется.
Итак, вот работаете вы на клиросе, работаете. И уже ощущаете, что вам это нравится. Возможно, вам это нравится сильно. И даже стало образом жизни. И вдруг вы ловите себя на мысли, что с клироса хочется уйти. Причем сильно хочется. Мысли неотвязно лезут в голову, а аргументация всегда вполне себе убедительная. Ну в самом деле, «достало». Или некая ситуация, или некое происшествие, или нечто толкают вас к тому, чтобы либо уйти, хлопнув дверьми, либо просто по тихому серой мышкой вышмыгнуть из мира радости в мир серой пустоты (коим и является наш привычный мир за пределами ворот храма).
А ВАМ КОГДА-НИБУДЬ ХОТЕЛОСЬ УЙТИ С КЛИРОСА?
Да. Постоянно. И сейчас хочется. Достало все.
Временами хочется. Потом это чувство проходит.
Очень редко, когда сильно обидят.
Ни разу такой мысли не было.
Причины ухода обычно классифицируются по двум глобальным признакам.
1. МЕНЯ НЕ ДОСТАТОЧНО ЦЕНЯТ.
Скажу так. Я видел настоятелей, которые эксплуатируют своих певчих просто в хвост и гриву, платя копейки и относясь плохо. Но я видел и другие, совершенно абсурдные ситуации.
Что объединяет обе эти ситуации. Одно замечание. А именно. Вы на клиросе не со вчерашнего дня. Настоятель и ваши коллеги и вчера были такими же. А уйти хочется именно сейчас. Что изменилось?
Но почему? Будь это самое обычное место, вы бы вполне могли себе задуматься «рынок работы вполне себе позволяет найти себе новое место, так почему я страдаю и держусь именно за это место».
Да, это лечится. Прежде всего, разговорами. Не стесняйтесь поговорить с тем человеком, на которого обиделись или который (как вам, возможно, показалось), обидел вас. Просто мягко доброжелательно поговорите. Иногда в разговоре выяснится, что вы просто неправильно поняли (либо вам неправильно передачи, что тоже бывает и бывает часто).
Польза горького шоколада (показать)
Не помешает доброжелательный разговор с клирошанами других храмов, если у вас добрососедские отношения. Узнать, что «у других тоже не лучше» весьма отрезвляет. Ибо намекает, что не вы такой плохой человек, и ваш обидчик не такая уж и сволочь. Просто. ну, схема работы такая. Вы долго работаете с одними и теми же людьми, изучаете недостатки друг друга, делаете общее и ценное дело. Врагу совсем не сложно накручивать вас в нужном направлении и друг против друга. Если даже вы прекрасно знаете недостатки соседа, то уж враг их знает куда лучше вас, как и ваши недостатки и слабости.
Конечно же, очень сильно работает чтение акафистов Ангелу-Хранителю или Архистратигу Михаилу. Не так давно был на клиросе в одном монастыре и видел, что прямо над аналоем висит большая такая икона Архистратига Михаила. Причем висит явно не «для галочки» и не ради красоты. Вот поработал на клиросе и понял «почему эта икона там висит».
А еще вас должна остановить одна мысль. В принципе, любой певчий возвращается на клирос. Не мытьем, так катанием. Потому что без этого просто не может. Я видел парочку ушедших с клироса певчих навсегда. Судьба их была печальна. Кстати, небезызвестный Александр Невзоров пел на клиросе и ушел с него. Вот и задумайтесь «а смысл уходить, если возвращаться все равно придется, но уже на куда худших условиях».
Совет настоятелям. Никогда не препятствуйте ценному работнику отдохнуть или выпустить пар. Это окупится в будущем. Человек отдохнет и вернется. И принесет пользу приходу. А вы как руководитель проявите глубину стратегического мышления и все благородство вашей христианской души (к чему вы, я уверен, стремитесь).
И поверьте, дорогие клирошане. Вы себе будете потом (когда ситуация разрешиться и вы все-таки останетесь на клиросе) говорить «спасибо». За то, что не ушли. Ибо будете победителями. В своем маленьком, но столь важном сражении. А благодарность самому себе дорогого стоит, уж поверьте.
Это довольно серьезно, поэтому я рекомендую довольно простой метод решения проблемы. Вы просто должны знать, как поют в каждом приходе вашего города. Ходите по храмам, слушайте. Прежде чем устроиться на конкретный клирос, послушайте хор на воскресной службе. Как минимум, не должно быть отторжения от манеры звукоизвлечения. И если текущий клирос вас не устраивает, всегда можно начать осторожно прощупывать почву на предмет устройства в храм с более высокими (и устраивающими вас) профессиональными стандартами.
Лично я выбирал всегда храм не по качеству пения, а по тому, сколько я могу принести пользы. Вот что толку еще в одном басе в большом архиерейском хоре? Ну, плюс 15% пользы. Надо быть амбициознее и искать приходы, где именно твой голос существенно улучшит хор. И пользы будет процентов на 70.
О молитве на клиросе
«Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает её поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем, как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти: то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых её тщеславием и самолюбием».
Святитель Игнатий Брянчанинов
В статье пойдет речь об отношении клиросных певчих к молитве. Адресована статья всем прихожанам и церковнослужителям православных храмов, а также, дерзаем предположить, обратят внимание к нашим доводам и священники.
Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время многие регенты и певчие считают, что молитва – это само их пение, при этом индивидуальное молитвенное участие певчих на клиросе, в ряде случаев, исключается.
Основная мысль, которую хотелось бы вынести на обсуждение: если человек не молится дома, в спокойной обстановке, то можно предположить, что он не будет молиться и на клиросе, где много искушений. Общий вывод, который авторы желают сделать из данной статьи, состоит в том, что на клиросе целесообразно пение лишь тех певчих, кто знает полностью, или близко к тому, вечернее и утреннее правило, или же, по крайней мере, некоторый минимум молитв, входящих в домашнее правило.
Первый вопрос, который следует рассмотреть в рамках поставленной темы, заключается в том, существуют ли какие-либо установления Русской Православной Церкви, определяющие необходимость домашнего молитвенного правила для православного христианина?
Среди множества книг, адресованных мирянам, следует остановиться на «Христианском катехизисе», составленном митрополитом Филаретом (Вознесенским). В главе XXVIII этого катехизиса говорится о важности и необходимости молитвы для православного христианина.
«Кто не молится Богу – тот не христианин… Молитва есть первый и необходимейший элемент нашей духовной жизни. Она есть дыхание нашего духа, и без неё он умирает, как умирает без воздуха тело человека… Точно также – в духовной жизни всё зависит от молитвы, и человек, не молящийся Богу, в духовном отношении – мертвец… Молитва есть беседа человека с Богом. Кто помнит, знает, любит Бога, тот непременно будет обращаться к Нему, а это обращение и есть молитва. Но глубоко ошибочен тот взгляд на молитву, который так распространён теперь (особенно среди молодежи). Люди часто говорят: «Захочется молиться – буду молиться; нет охоты – не нужно принуждать к ней, в молитве не должно быть насилия»… Полное непонимание дела! Что вышло бы из земной деятельности человека, если бы он ни к чему себя не принуждал, а только делал то, что ему хочется?! Тем более так – в жизни духовной. В ней всё ценное, устойчиво прочное приобретается усилием, подвигом работы над собой. Ещё раз припомним: «Царствие Божие (и всё, относящееся к нему) силою нудится» (усилием достигается). Нет, христианину необходимо раз навсегда заложить в сердце своём то, что он должен молиться во что бы то ни стало – не взирая ни на какие свои хотения или нехотения. Если есть доброе желание молиться – благодари Бога, от Которого исходит всё доброе, и не теряй случая помолиться от души. Если нет этого желания, а настало время молитвы (утром, вечером, в храме), нужно принуждать себя, ободряя свой унылый и ленивый дух тем, что молитва (как всякое доброе дело) тем ценнее в очах Божиих, чем труднее она дается».
Таким образом, мы видим, как велико значение молитвы в духовной жизни православного христианина: «Молитва есть первый и необходимейший элемент нашей духовной жизни… Человек, не молящийся Богу, в духовном отношении – мертвец». Вот каково значение молитвы!
Однако, в «Христианском катехизисе» ничего не говорится о содержании домашнего молитвенного правила.
Ответ на этот вопрос содержится в «Настольной книге священнослужителя», том 4, с. 736.
«Существует три основных молитвенных правила:
1) полное молитвенное правило, рассчитанное на монахов и духовно опытных мирян, которое напечатано в «Православном молитвослове»;
2) краткое молитвенное правило, рассчитанное на всех верующих; утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших; вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»; эти молитвы содержатся в любом молитвослове;
3) краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Верую» – для тех дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени. Совсем опускать молитвенное правило нельзя. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие». (Конец цитаты).
Должны ли клиросные певчие следовать данным установлениям?
Вопрос этот совсем не праздный. Молитва есть общение человека с Богом. Отношение к молитве, по сути, отражает духовное состояние человека.
Не секрет, что сейчас к певчим не предъявляется почти никаких требований духовного плана. «Лишь бы пел» – так рассуждают регенты церковных хоров. Нередко в церковных хорах можно встретить даже некрещёных людей.
Об этом уже говорилось в нашей предыдущей статье «Некоторые особенности клиросного послушания» (http://www.rusk.ru/st.php?idar=113842).
Ещё в IV веке святитель Василий Великий в одном из своих посланий, признанных Церковью каноническими, писал: «По обычаю, издревле водворившемуся в церквах Божиих, служители Церкви приемлемы были по испытании со всякой строгостию, и всё поведение их прилежно исследуемо было: не злоречивы ли, не пьяницы ли, не склонны ли к ссорам, наставляют ли юность свою».
Неужели все приведённые установления Церкви – пустые слова? Разве не нужно певчим воспитывать в себе потребность к молитве и понуждать себя к ней? Разве это пережиток прошлого, не актуальный в наше время? Разве возможно заменить дар общения с Богом, который даётся каждому из нас, одним лишь пением слова молитвы, без понимания и принятия их?
Возможно ли пение на клиросе не молящихся певчих?
Вот что говорится на сайте межепархиальной Спасо-Преображенской общины (http://www.spo.orthodoxy.ru/library/05_Kutuzov_01.html):
«В древности в Церкви пели все молящиеся, и идеал православного Богослужения заключается именно в соборности молитвенного делания. И если со временем церковное пение, усложнившись и обогатившись, стало уделом профессионалов, когда поёт только клирос, то ещё более возрастает нужда в том, чтобы каждый певчий прилежно молился во время пения. Но если певчие на клиросе не молятся во время пения, то это уже профанация Богослужения. И принципиально неверна та установка, что хор, мол, поёт для прихожан, а молятся певчие или нет, это их личное дело. Только при молитвенной атмосфере на клиросе возможно истинно церковное пение, способное создать молитвенное настроение у прихожан.
Церковный правый клирос всё более превращается в подобие светского хора с наёмными певцами, приходящими «на работу», – молиться здесь они не научатся, если и была у них малая молитва, здесь они потеряют и её.
Многие современные христиане подтверждают эти слова делом – они не хотят слушать правый хор с его «профессиональным» пением и предпочитают в праздник сходить на раннюю литургию, когда поёт левый (обиходный) хор».
Клирос перестал быть местом служения и, для многих, постепенно превратился в работу. В наше время люди, много лет поющие в церковных хорах, иногда не представляют себе элементарного хода церковной службы. Те, кто видит всю остроту вставшей проблемы, понимают, что и регент, и церковный певчий должны быть, в первую очередь, носителями подлинной православной культуры, должны быть реально включены в литургическое служение, «общее дело». А «для того, чтобы осуществился церковный замысел об этом служении, оно должно быть осознанно, воспринято, выстрадано и реализовано именно как соучастие в Богослужении, – то есть, оно требует подлинной веры, молитвы, нравственной, духовной жизни. Иначе вместо подлинного церковного искусства получится, всего лишь, подделка-стилизация», указывает Е. Резниченко в книге «Высшее регентское образование в России» (М.: «Композитор», 2000).
Таким образом, каждый певчий должен прилежно молиться во время пения. Не зависимо от того, считает ли он сам себя обязанным к этому.
На известной картине В. Маковского «Придворные певчие» (1870), которая находится в Государственной Третьяковской галерее, изображены пять придворных певчих в красивых кафтанах (так называемых стихарях). Выражение лиц тружеников клироса одухотворённое, певчие всем телом и душой проникаются Богослужением, исполняя своё послушание. Уже даже сама одежда обязывала их к благочестивой жизни.
В те времена певчие носили домашнюю одежду той же формы, что и диаконы, – рясы и подрясники, а для Богослужений облачались в стихари: «золотые», «серебряные» или чёрные парчовые.
Певец и чтец были низшими степенями церковного клира, которые, как приготовительные, должен был пройти всякий, готовящийся к принятию священного сана. Посвящение в певца (чтеца) называлось хиротесией и, по сути, являлось выделением наиболее достойных по благочестию из среды мирян для прислуживания при храмовом Богослужении.
По мнению авторов статьи, в связи с вышеописанным, было бы целесообразно попытаться воплотить в жизнь древнюю, проверенную временем практику, когда певчими становились прихожане, а пение в церкви не воцерковлённых людей не допускалось.
Прихожанин, желающий стать певчим, должен участвовать в Богослужении, в жизни общины, до тех пор, пока не обретёт НАВЫК к молитве. И лишь после этого он может быть допущен на клирос, при наличии музыкальных способностей. Именно так: сначала молитва, и только потом музыкальный талант и прочие способности.
Оценить наличие навыка к молитве у певчего, достаточно легко, можно на основании знания им утренних и вечерних молитв, или, по крайней мере, минимума их, определённого в «Настольной книге священнослужителя» (правило Серафима Саровского, как указано там, читается в случае крайнего утомления или нехватки времени, поэтому весьма странно, если при отсутствии времени на молитву мирянин будет посвящать это время пению на клиросе). Если придерживаться этих правил, как положено, то они останутся в памяти, без особых усилий, уже через год или два. Это совсем не большое время. И ни один хор не обеднеет от этого. И ни один певчий, также, ничего не потеряет, если попадёт на клирос только спустя этот небольшой промежуток времени, в течение которого он будет участвовать в жизни общины, наравне с остальными прихожанами.
Основное возражение, которое здесь возможно: «Петь будет некому».
В данном случае, количество не заменяет качество. Зачем на клиросе нужны певцы, если они не считают нужным молиться? Апостол Павел в Послании к Коринфянам пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая». Это же сравнение представляется возможным употребить по отношению к таким певцам. Ведь такое пение, по сути, ничем не отличается от механического воспроизведения. Место не воцерковлённых певчих не на клиросе, а в храме с прихожанами. До тех пор, пока не станут воцерковлёнными. Пока не обретут навык к молитве, пока не научатся понимать предназначение и смысл Богослужения.
Дело в том, что и два человека могут красиво спеть службу. Ещё более красиво звучит, когда на два голоса поют много людей (верующих), даже любителей. Именно с одноголосного и двухголосного пения начиналось Богослужение в нашей Церкви. Именно при таком пении были понятными слова и смысл молитв, даже если пели любители, а не профессионалы. Поэтому, хочется осторожно высказать предположение, что в небольших храмах, четырёхголосное пение, ради которого приходы часто несут существенную финансовую нагрузку, с успехом и даже пользой могло бы быть заменено двухголосным.
Другое возражение, которое может прозвучать в ответ на тезис о нецелесообразности пения на клиросе только что пришедших в Церковь людей, может быть таким: «Человек может в процессе приобщения к церковному пению становиться верующим».
Действительно, теоретически это возможно, но, к сожалению, очень часто всё бывает наоборот. Если человек, недавно пришедший в церковь, начинает петь на клиросе, (авторы полагают, что так происходит в большинстве случаев), то видит он не молящихся прихожан, а видит обычных певчих, которые, как уже упоминалось, иногда даже не считают нужным молиться. Молитва на клиросе слишком часто выглядит, как тягостное сидение в паузах между пением, заполненное посторонними делами.
Почему на клиросе принято считать, что во время шестопсалмия, 1-го часа, паремий, кафисм и т.д., то есть, в то время, когда хор не поёт, возможно заполнять эти «паузы» каким-то делами? Ведь Храм Божий – это дом молитвы. Если певчие воспринимают перерывы между пением, как «паузы», то это есть пустота духовная. Разве Богослужебные чтения читаются просто так, ради сотрясания воздуха, разве мы не должны их слушать с великим тщанием и внимать тому, о чём там повествуется?
Некоторые певчие скажут, что они молятся во время пения. Но будет ли молитва во время пения лучше, чем сидя, во время «пауз»? Увы, навыкнуть молитве при подобном отношении сможет далеко не каждый из нас. Чтобы всего этого не происходило, нужно учиться молитве и понуждать себя к ней.
Неисповедимы пути Господни, – бывает и так, что певчие, пришедшие в храм изначально ради подработки или простого интереса, по прошествии времени становятся достойными православными христианами. Помимо того, что эти люди навыкают молитве, послушанию, Таинствам Церкви и т.д., они ещё научаются жить со всеми в мире, меньше раздражаться, меньше осуждать и обижать своих ближних, сожалеют о своём прошлом, о своих былых делах, плачут о своих грехах, искренне раскаиваются в них, и сожалеют о том, что не смогли придти к Богу раньше… Но, к сожалению, – это исключения. Не стоит идти по такому пути, успокаивая себя тем, что когда-нибудь всё это придёт само.
Первое и главное, что требуется от певчих (будущих певчих), – наличие навыка к молитве. Пока прихожанин не приучил себя вычитывать домашние молитвы, хотя бы некоторые из них, пока у него не выработался навык к этому, ему рано (!) петь на клиросе.
Совсем странным и неуместным выглядит участие в выполнении клиросного послушания тех певцов, кто вообще не был прихожанином.
Избежать равнодушия и духовного охлаждения на клиросе можно, изначально воспитав в себе устойчивые отношения к святыни, к молитве, и оградив себя от искушений определёнными правилами духовной жизни. Для человека, который хочет нести клиросное послушание, на наш взгляд, крайне желательна приходская подготовка, или, проще говоря, срок, в течение которого воцерковляющийся человек, посещая храм Божий, приобщаясь к таинствам Церкви, навыкая молитве (как церковной, так и келейной) и прочим добродетелям, получает благодать Божию, которая даёт человеку возможность и силы для духовного роста. Этот срок индивидуален для каждого из нас и может длиться от нескольких месяцев до десятилетий, поэтому довольно сложно однозначно сказать, сколько лет приходской практики для подготовки к исполнению клиросного послушания будет достаточно тому или иному человеку. Но, на наш взгляд, этот период должен быть никак не меньше 1-2 лет регулярной и полноценной приходской практики.