в процессе организации семейного досуга в приоритете рациональность занятий с точки зрения обучения
«Организация досуга в семье:практические рекомендации»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Консультация социального педагога для родителей на тему:
«Организация досуга в семье: практические рекомендации»
Уважаемые родители! Практические рекомендации будут посвящены теме организации досуга в семье.
Функции организации досуга мы уделяем большое внимание. Ведь через досуг можно проследить, как в семье реализуются другие функции, в частности, эмоциональная и функция духовного общения, функция социализации детей, с прекрасной возможностью привлечь детей к труду, развитие их познавательных способностей и творческого потенциала.
Родители играют важную роль в организации досуговой деятельности своих детей. Они организуют место и время проведения досуга (просмотр развлекательных передач по телевизору, проведение обучающих занятий и игр и т. д.), исходя из своего свободного времени. С помощью родителей ребенок познает окружающий мир, моральные, этические, социальные нормы и правила, осваивает культура общения, культуры игры со сверстниками. Кто-то из родителей должен брать на себя инициативу организации совместного досуга.
Кроме игры, в досуг ребенка включаются различные виды изобразительной деятельности, развивающей интересы ребенка. Например, рисование, лепка, аппликации, раскрашивание и др. Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций.
Задачей родителей становится грамотная организация досуговой деятельности детей, включающая в себя выбор формы проведения досуга, исходя из возрастных, психологических, физических особенностей ребенка. Лучшей формой контроля является принятие непосредственного участия в деятельности. Это не только позволяет лучше понять ребенка, но и сплачивает всю семью.
Таким образом, роль семьи является ведущей в организации досуговой деятельности наших детей. Знание особенностей организации, форм и видов досуга, а так же возрастных особенностей ребенка, определяющих всю досуговую деятельность, поможет родителям правильно организовывать семейный досуг, тем самым избежав проблемы, связанные с семейным воспитанием.
Организация семейного досуга
Кривогина Виктория
Организация семейного досуга
Становление и развитие человека начинается в семье. Семья-это то первое социальное окружение, в котором ребенок усваивает главные нравственные ценности, получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и вовсе не восполняется в дальнейшей жизни. И потери эти в значительной степени являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность. Правильно организованный семейный досуг, выполняет восстанавительную функцию семьи, т. е. имеет своей целью восстанавление и поддержание здоровье его членов, удволетворение различных духовных потребностей.
Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Эти интересы,как правило, бывают различны, однако часто даже внешне разные интересы можно объединить одной идеей. Все будет зависит от того, с каким настроением семья будет подходить к организации того или иного дела, на сколько все ее члены будут увлечены процессом подготовки и проведения выходных, праздников или просто тихого семейного вечера. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.
Важное место в организации досуга семьи занимают традиции и связанные с ними совместные дела. Как известно традиция – это обычай, установившийся порядок в поведении людей, в их быту. Семейными называют такие традиции,которые переходят из поколения в поколения, передаются как талисман по роду из семьи в семью. Семейные традиции заполняя свободное время семьи, являются залогом ее счастья и взаимопонимания. В такой семье не создается предпосылок для появления вредных привычек, возникновения непонимания, отчужденности, озлобленности между ее членами, не остается место скуке. У ребенка, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется образ семьи, который он проносит через всю свою жизнь, и это залог того, что став взрослым человеком, он создаст свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах.
Формы организации семенного досуга
1. Семейные праздники
Задача родителей –суметь методически правильно использовать ту или иную форму организации семейного досуга.
Наиболее традиционным семейным праздником,является день рождения одного из его членов. Дети как правило. с нетерпением ждут свой день рождения. Очень важно, чтобы он запомнился не только количеством подарков, но интересной его организацией. Родителям следует помнить, что день рождения ребенка – это его праздник. Следовательно, все, что будет происходить в этот день, должно доставлять удовольствие именно ему.
Организация семейного досуга, несомненно, зависит от культуры родителей, от того, как и чем они сами заполняют свое свободное время. Если у родителей есть какие либо увлечения, то дети охотно разделяют их. Но это происходит только в том случае, если они оказываются активными участниками увлечения родителей,а не его пассивными наблюдателями.
Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят время в кругу своей компании. Если это просто вечеринки с застольем, разговорами и анекдотами, то они особого интереса у детей не вызывают. Тем более что дети в таких случаях чаще всего предоставлены сами себе. Но если такая компания устраивает игры, конкурсы, театральные представления совместно с детьми, то все это может быть в последующем использовано и детьми в их праздниках и утренниках.
У детей в семьях которых не уделяется должного внимания организации детского досуга, формируются такие шаблоны поведения, которые ведут к эгоизму, замыканию в кругу их собственных интересов. Поэтому родителям необходимо помнить, что человек формируется не только и не столько под влиянием услышанного или прочитанного, но в большей мере в процессе собственной деятельности. Досуговая деятельность в этом процессе занимает одно из ведущих мест.
Однако если родители не владеют методикой досуговой деятельности, то на ДОУ лежит задача ее восполнения как в роботе с родителями, так и с воспитанниками.
Консультация для родителей «Социальное развитие дошкольников» Семья начинается с детей /Александр Герцен/ Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в.
Социальное развитие ребенка Культура общения людей основана на соблюдении правил, которые выработались человечеством на протяжении тысячелетий. Со времён позднего средневековья.
Роль семейного досуга в формировании семейных традиций
Дарья Гончарова
Роль семейного досуга в формировании семейных традиций
Роль семейного досуга в формировании семейных традиций.
«Семейная жизнь, может быть, и никогда не бывает сплошным праздником.
Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье».
Семья – это то первое социальное окружение, в котором ребенок усваивает главные ценности, получает самые первые знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что ребёнок не получит в детстве, восполняется с очень большим трудом, а бывает и вообще не восполняется в дальнейшей жизни. И это всё указывает на то, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность.
Что такое семейный досуг?
Досуг – это когда мы свободны от всех домашних и рабочих дел.
Семейный досуг – время, проведенное всем вместе за любимыми занятиями – просмотром разных интересных передач, совместной прогулкой, чтением, настольными играми, беседами и т. д.
Приятное проведение досуга – очень важный момент в жизни семьи, который не только укрепляет отношения, но и указывает на семейные ценности и создает общие приятные воспоминания.
Настоящая дружба между взрослыми и детьми начинается именно тогда, когда все вместе проводят время.
Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Эти интересы бывают разными…. Досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.
Со временем планирование досуга может стать полезной привычкой, укрепляющей ваш «семейный корабль» и позволяющий хорошо отдохнуть в кругу семьи.
ПРАВИЛА СЕМЕЙНОГО ДОСУГА:
• Родителям и детям должно быть одинаково интересно вместе;
• Досуг должен быть полезен всей семье.
• Досуг должен способствовать отвлечению от насущных проблем и получению позитивных эмоций.
Примеры семейного досуга:
— катание на велосипедах, роликах, самокатах;
— игры («Фанты», «Крокодил», «Веселая чепуха» и т. д.);
— совместные спортивные занятия (тренажеры, бокс, плавание в бассейне, бег, лыжи, и т. д.);
— настольные игры («гусёк» (ходилки,бродилки, шахматы, лото, шашки, домино);
— собирание пазлов или мозаики;
— рисование картины по номерам;
— поход в кинотеатр/театр, музей;
— посещение зоопарка, планетария;
— пикник на свежем воздухе;
— поездка на природу;
— совместный просмотр старых фотографий;
— просмотр семейного фильма;
— поездка в гости всей семьей;
— фантазийная семейная фотосессия (дома или в фотостудии);
— совместное приготовление вкусного, интересного блюда;
— тематический ужин или тематическая вечеринка с детьми.
Задача родителей – суметь правильно использовать ту или иную форму организации семейного досуга. Культура организации досуга, конечно же, зависит от взрослых. В их обязанности входит научить своих любимых чад отдыхать с пользой для здоровья.
Семейный досуг – это уникальный шанс для родителей узнать своего ребенка, услышать, а главное понять его.
Организация семейного досуга, несомненно, зависит от культуры родителей, от того, как и чем они сами заполняют свое свободное время. Если у родителей есть какие-либо увлечения, то дети охотно разделяют их.
Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят время в кругу своей компании. Если это просто вечеринки с застольем, разговорами и анекдотами, то они особого интереса у детей не вызывают. Тем более что дети в таких случаях чаще всего предоставлены сами себе. Но если такая компания устраивает игры, конкурсы, театральные представления совместно с детьми, то все это может быть в последующем использовано и детьми в их праздниках и утренниках.
Идеи для семейных праздников.
Наиболее распространенная организация семейного досуга – это семейные праздники. Семейный праздник – организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события. Традиционно к ним относятся дни рождения, крестины и т. д. В каждой семье должны быть свои традиции празднования семейных праздников. Семейные праздники — это замечательная традиция. Ребёнок должен жить в счастливой семье и чувствовать любовь родных. А это возможно сделать и с помощью семейных праздников, благодаря которым в семье будет всегда «хорошая погода».
Праздник можно устроить по любому поводу. Наиболее традиционным семейным праздником, является день рождения одного из его членов. Дети, как правило, с нетерпением ждут свой день рождения. Очень важно, чтобы он запомнился не только количеством подарков, но интересной его организацией. Родителям следует помнить, что день рождения ребенка – это его праздник. Следовательно, все, что будет происходить в этот день, должно доставлять удовольствие именно ему.
Любое событие можно превратить в маленький семейный праздник.
С давних времен семейные праздники,несли в себе более глубокий смысл: показать каждому члену семьи, что он не одинок, что он является частью чего-то большого и надежного.
ПРИМЕРЫ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ
• празднование дней рождения членов семьи, памятных дат и прочих торжеств.
• домашние обязанности, к примеру, уборка или приготовление пищи.
• совместные игры. В них принимают участие и взрослые, и дети. Совместные игры укрепляют отношения между членами семьи.
• семейный обед. Эта традиция считается одной из самых древних. Сотни лет назад семьи собиралась полным составом за одним столом, принимали пищу и обсуждали события дня.
Специальные традиции – это уникальные обычаи, которые встречаются в каждой конкретной семье.Вот некоторые из них:
• Вечер в кругу семьи. Выделите день или время суток, которые станут традиционно семейными и освобождены от большинства других дел. Отличная традиция – хотя бы раз в неделю забывать про свои дела и устраивать веселые посиделки на диване всей семьей.
• Отец и сын могут хорошо провести время на совместной рыбалке, посетить спортивные состязания или принять в них совместное участие, придумать секретное рукопожатие.
• Мама и дочка отлично проведут время на совместном воскресном шопинге.
• Баночка достижений. Можно записывать и складывать в баночку свои достижения. Это очень мотивирует и помогает справиться с трудностями. А в конце года можно легко подвести итоги. Такую баночку можно завести как для каждого, так и для достижений семьи в целом.
• Цитата недели. Каждую неделю вы с семьей можете выбирать мотивирующие слова, которые будут задавать тон и настроение на следующие 7 дней. Цитату можно записывать на листочке и магнитить на холодильник.
• Заводим традицию – быть здоровыми. Основа основ – здоровый образ жизни. Это могут быть семейные «пятиминутки» с зарядкой под музыку, совместные велосипедные прогулки, волейбол и даже вылазки в горы с палатками (иногда). Лишь бы, как говорится, на здоровье.
Счастье ведь просто так обычно не валится на голову, а складывается из каждодневных секунд хорошего настроения, которое по силам дарить друг другу каждый день.
Всегда, где поддерживаются семейные традиции будет крепкая и дружная семья, которой не страшны никакие трудности. Дети в таких семьях вырастают порядочными и успешными людьми. А если счастливы дети и родители тоже счастливы!
Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.
Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» В декабре в нашей группе №6 «Колобок» было проведено родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» в нетрадиционной.
Конспект мастер-класса по изучению и сохранению семейных традиций кубанского казачества «Открываем бабушкин сундук» «Открываем бабушкин сундук…» Цель: создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к истории, быту и культурному наследию.
Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.
Специфика ценностных приоритетов семьи в сфере досуга
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Статья просмотрена: 4301 раз
Библиографическое описание:
Кудренко, Т. В. Специфика ценностных приоритетов семьи в сфере досуга / Т. В. Кудренко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 149-150. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4092/ (дата обращения: 12.11.2021).
В современных условиях возник ряд социальных проблем, связанных с распадом семей, увеличением роста количества неблагополучных семей, снижением рождаемости, падением нравственности. Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи стали малочисленные, неполные, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака.
В настоящее время, когда меняется методологический подход к формированию личности, ведется интенсивный поиск новых путей в работе с семьей, направленный на повышение системы ценностных ориентаций семейного досуга. Этот поиск осуществляется в различных сферах социально-культурной деятельности. Именно в этот момент организация семейного досуга играет большую роль. Семья выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами.
Ученые-исследователи проводят тесную взаимосвязь между семейным досугом и семейным благополучием. Семья, ее культура и ценности в какой-то мере зависят от уровня культурного развития общества, от общественных отношений. Следовательно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Семья — это место, где человек учится, как правильно жить и вести себя в обществе. Семья является мощным фактором воздействия на человека. Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование личности ребенка чрезвычайно велика. Первые «кирпичики» в фундамент культуры будущей личности закладываются именно в семье. Родители знакомят ребенка с миром, учат общению с людьми. «Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в области подсознательной. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки».(1) Семья дает ребенку первые ценностные ориентиры. «Ценности, — писал В. П. Тугаринов, — это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала».(2. с 271) Отклонения в поведении современной молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности.
Семья — это многофункциональная система, которая выполняет ряд взаимосвязанных между собой функций. Наиболее значимой функцией является воспитательная, однако здесь особое влияние на воспитание оказывают государство и общество: дети воспитываются в яслях, детских садах, школе, немалое воздействие оказывают и средства массовой информации. Основной акцент носит и рекреационная функция, которая предполагает взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха и досуга. В современном мире с его высоким социальным темпом семья для человека является тем местом, где он восстанавливает свои психические и физические силы.
Важнейшую роль в создании дружной семьинесет семейный досуг. Семейный досуг — это свободное времяпрепровождение, которое предполагает совместное участие всех членов семьи в различных видах активной и пассивной деятельности, которое способствует сплочению семьи, помогает подружиться и лучше узнать друг друга, является мощным средством для восстановления физических и духовных сил человека, формирование его личности. Во время семейного досуга семья становится одной командой, и в такой семье никто не чувствует себя одиноким или обделенным вниманием.
Семейный досуг является важным компонентом жизни семьи, который обеспечивает совместную деятельность всех членов семьи. Взаимообогащение и взаиморазвитие взрослых и детей осуществляется непосредственно в такой деятельности.
Сегодня большинство семей проводят досуг у телевизора, компьютера. Такие слова как семейный досуг становятся не популярны. В прошлое уходят семейные ценности. Исследователи ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже ее исчезновение в будущем. Но брак по-прежнему имеет высокий рейтинг, люди не хотят жить в одиночестве.
В последнее время проблеме семейного досуга стало уделяться очень много внимания. Это находит отражение в современных социально-культурных, психолого-педагогических исследованиях. Существенный вклад в разработку проблем социально-культурной деятельности и ее роли в формировании культуры семейного досуга внесли М. А. Ариарский, Г. М. Бирженюк, А. Ф. Воловик, А. Д. Жарков, А. С. Запесоцкий, Т. Г. Киселева, Ю. Н. Кротова, В.Н.Орлов, В. Е. Новаторов, И. А. Новикова, Э. В. Соколов, Ю. А. Стрельцов, В. Е. Триодин, Н. Н. Ярошенко и другие российские ученые.
Одной из функций семейного досуга является формирование родительских и супружеских отношений, а так же сохранение и развитие нравственности и культурных ценностей семьи. Социальная роль семейного досуга включает в себя различные средства поддержания физических и духовных сил человека, так же готовит человека к общественной и трудовой деятельности. Семья составляет единый коллектив, хотя интересы у каждого члена семьи могут различаться. Если это проигнорировать, то в дальнейшем в семье могут возникнуть конфликты. Поэтому в организации семейного досуга необходимо учитывать интересы членов семьи как частные, так и общие.
Организация семейного досуга поддается внешнему воздействию и зависит от взаимодействия образовательного учреждения с семьей. Семейный досуг может осуществляться в условиях культурно-досугового учреждения, социального учреждения, школы, спортивного комплекса, научно-технического центра и т. п.
Организация совместного семейного досуга осуществляется при проведении массовых общегородских мероприятий, таких как День города, фестивали и конкурсы.
Один из вариантов проведения семейного досуга — это совместное занятие спортом, настольный теннис, ледовый каток, катание на велосипедах, игра в футбол. Прогулки в парке, по лесу не только разнообразят семейный досуг, но и помогут повысить иммунитет и обогатить организм кислородом.
В работах А. В. Мудрика, И. В. Бестужева-Лады, А. Б. Орлова, Д. С. Лихачева отмечено глубокое влияние семейных традиций на формирование основы семейного воспитания. Семья, как социальный институт, воспроизводит культурные традиции, которые складываются веками. И. В. Бестужев-Лада отмечал, что семейное воспитание является для ребенка своего рода «домашней академией».(3) Таким образом, семьи строятся по определенным образцам, которые основаны на связи поколений, памяти о предках и передаче накопленного бесценного опыта от отца к сыну, от матери к дочери. Этот опыт дает установку на создание новой семьи, проведение досуга, ведение домашнего хозяйства и т. д. Исходя из того, что семья и семейные ценности являются порождением культуры, то и любой образец материальной и духовной деятельности может стать основой для возникновения традиций в семье. Д. С. Лихачев считал доброй семейной традицией существование «семейных» слов, шуток, поговорок.(4) Известно о таких семейных традициях, как посадка дерева в честь рождения ребенка или празднования дня рождения и т. д. Традиции, передаваясь из поколения в поколение укрепляют семейные отношения, где любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку являются главными. (5)
Указанные особенности послужили основой для осуществления комплексных исследований, направленных на выявление наиболее актуальных ценностей современного досуга, а так же обоснование технологий семейного досуга, отражающие наиболее значимые ценностные приоритеты в данной среде.
С целью выявления качественных характеристик досуга современных семей требуется проведение специальных исследований. В этой связи нами осуществляется комплексный социально-педагогический эксперимент, направленный на конкретизацию ценностей и потребностей современной семьи в организации семейного досуга, опирающиеся на развитые формы совместной досуговой деятельности детей и родителей. Осуществление констатирующего и формирующего экспериментов, позволит конкретизировать технологические подходы к формированию ценностных приоритетов семейного досуга.
1. Крупская Н. К. Пед. Соч. в 10 — ти т. М. Изд — во АПН РСФСР, 1959.
2. Тугаринов В. П. Избранные философские труды. Л.,1998.
3. Бестужев-Лада И. В. Семья вчера, сегодня, завтра. М.: Знание, 1979.
4. Лихачев Д. С. Воспоминание. М., 2007.
5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999.