вальдорфская система обучения в москве
Интересные места Москвы
Обучение в вальдорфских школах не похоже на традиционные методы в общеобразовательных учреждениях. Здесь до 8 класса не ставят детям оценки, иначе составлен учебный план.
Кроме обычных предметов, в расписании детей есть рукоделие, наблюдение за природой, игра на инструментах.
В этой статье мы составили полный список школ Москвы, в которых используют вальдорфскую педагогику за основу для начальных и средних классов, с адресами, телефонами и ценами на обучение.
Все школы отмечены на карте:
Школа им. А. Пинского (ЦАО)
В школьном здании 40 учебных кабинетов, оснащенных необходимым учебным оборудованием. В здании есть также 3 мобильных класса, позволяющих проводить занятия с использованием ИКТ в неспециализированных кабинетах. Скомплектованы специализированные кабинеты биологии, физики, химии, информатики, технологии (два), музыки, кабинет музыкально-ритмического движения (эвритмия), а также двенадцать универсальных мультимедийных классов, в которых можно проводить уроки математики, истории, литературы, географии, русского языка.
«Семейный лад» (СЗАО)
Учебная программа в школе строится с учётом закономерностей развития ребёнка, отвечая на его изменяющиеся с возрастом потребности. Это открывает путь к собственной фантазии, росту творческих сил, к созреванию личности ребёнка. Цель – развить природные способности ребёнка, укрепить его веру в собственные силы, воспитать в нём инициативность, эмоциональную зрелость, чувство ответственности за свою работу.
В школе стремятся дать детям широкое образование, поэтому здесь все дети, помимо академических предметов, занимаются живописью, ваянием, ремёслами и музыкой в течение всего обучения. Каждый год дети участвуют в театральных постановках, созданных на основе пройденного литературного или исторического материала. Обязательные экскурсии, походы и практики позволяют пережить и понять, как сосуществуют человеческое общество и природа. Всё это позволяет детям, став взрослыми, найти своё место в жизни.
Школа имеет государственную лицензию и аккредитацию.
Школа святого Георгия Победоносца (ВАО)
Вальдорфская общеобразовательная школа святого Георгия Победоносца работает с 1994 года. Педагоги школы имеют как профессиональное, так и психологическое образование.
Методика обучения соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Это помогает освоить стандарт образования детям, которым по разным причинам трудно обучаться в массовой школе.
Особое внимание уделяется воспитанию, в котором большую роль играет качество человеческих взаимоотношений, так как ребенку необходимо чувствовать понимание и поддержку со стороны родителей и педагогов.
Каждый предмет учебного плана преподаётся с целью развития интереса к окружающему миру и пробуждения заложенных в ребенке способностей. Задач Центра — обучать так, чтобы дети испытывали радость от открытия окружающего мира. Задачей учителя является, в частности, формирование у ребёнка мотивации к учёбе и интереса к школьной жизни.
По окончании школы ученики получают аттестат государственного образца. В настоящее время в школе учатся около 100 учеников.
«Искусство жизни» (ЮЗАО)
Школа «Искусство Жизни» — это частная вальдорфская школа, которая работает по классической вальдорфской системе. Первые восемь лет обучения, все предметы одинаково важны для ребенка. Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, иностранные языки (немецкий, английский с 1-ого класса) и т.д.
Преподавание изобразительного искусства в вальдорфской школе с 1 по 11 класс занимает центральное место. При этом на переднем плане здесь стоит формирование способностей, которые служат гармоничному развитию ребенка, раскрытию его природных задатков, а не художественные результаты.
«Путь зерна» (ЮЗАО)
Прежде чем поступить в школу, ребенок проходит собеседование со специалистами приемной комиссии, в которую входят два педагога, психолог школы и, в случае необходимости, школьный врач. Во время собеседования происходит знакомство с ребенком, определение уровня его готовности к школе, индивидуальных особенностей развития.
Сегодня школа имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации по начальному, основному и среднему уровням образования, входит в Ассоциацию вальдорфских школ. В 2017 году открылся первый класс для детей с ограниченными возможностями. В сентябре 2018 года впервые в истории школы появилось целых два первых класса, где теперь счастливо обучаются более 40 детей.
В Общеобразовательной автономной некоммерческой организации школа «Путь зерна» в одиннадцати классах учатся больше ста семидесяти ребят. Больше шестидесяти малышей утром радостно бегут в детский сад. Работают различные студии для детей и взрослых. Родители по-прежнему играют важную роль в жизни школы. Общими силами родителей и учителей организуются походы и учебные поездки, рыцарские турниры и олимпийские игры, многочисленные праздники, спектакли, ярмарки, мастер-классы.
«Согласие» (Зеленоград)
Школа началась с небольшого домашнего детского сада в 1992 году. Спустя два года в первый раз открылись двери 1 класса. Это стало возможным благодаря энт узиазму и упорному труду родителей, которые и стали первыми учителями. В 2001 году центр «Согласие» официально зарегистрировался как автономная некоммерческая организация.
Школа «Согласие» выдает дипломы государственного образца, выпускники регулярно поступают в лучшие вузы Москвы на бюджетные места. Для того чтобы постоянно поддерживать уровень преподавания, учителя и воспитатели повышают квалификацию: учатся в вузах, обмениваются опытом с российскими и зарубежными коллегами, участвуют во всевозможных тематических семинарах.
Образовательная программа школы составлена с учетом требований федерального базисного Учебного плана, федерального компонента государственного стандарта основного (среднего) и общего образования, а также многолетней традиции вальдорфских школ Западной Европы и 20-летнего опыта работы ряда российских школ.
«Живая школа» (Одинцовский р-н)
Каждый ребёнок в классе – индивидуальность. Задача учителя не просто дать материал, а развить эту индивидуальность. Любой материал, будь то математика или музыка, лишь инструмент для развития личности ребёнка. Учителю нужно услышать, понять каждого ребёнка, найти подход конкретно к этому ребёнку.
Родители включены в образовательный процесс, в жизнь школы. Они тоже чему-то учатся (петь, играть на музыкальных инструментах, рисовать, говорить на иностранном языке и проч.), ходят с детьми в школьные походы, играют в театре, участвуют в праздниках, принимают участие в решении вопросов развития школы.
Изучая математику или русский язык, ребёнок погружается в предмет, сливается с ним, предмет изучения становится частью ребёнка, ребёнок проникает в него целостно — через мышление, через чувства, через деятельность.
Творческие предметы особенно важны для детей начальной школы. Музыка и пение, а также театр позволяют не только раскрыть у детей их способности, но также дать им возможность практиковать социальные навыки слушания и работы в коллективе.
Английский и немецкий с первого класса. Обмен с немецкими и английским школами в старших классах. Спектакли на языке. Школьные выезды заграницу.
«Росток» (Долгопрудный)
Школа много лет работает над тем, чтобы ежедневном обучении реализовывать принципы вальдорфской педагогики. Учителя стараются включать в жизнь школы не только х удожественный процесс — живопись, лепку, музыку и театр, но и практическую часть жизни: приготовление пищи, уборка и мытье посуды, земледелие и ремесло, уход за животными.
Для детей с 1 по 3 класс важным является переход от игры к обучению, возможность дозреть физически и эмоционально. Для этого учебный план построен так, чтобы у детей была ежедневная возможность свободно играть и двигаться на природе.
Ученики 4-6 классов учатся через простроенную деятельность и художественные описания учителя. Много поездок и разнообразных дел круглый год.
6-8 классы узнают мир во многом через собственные усилия: опыты по физике и химии, вслушивание в речь, собственные размышления и выводы.
Ежедневное пение, танцы и игра на музыкальных инструментах.
Обзор вальдорфских школ Москвы
Обзор вальдорфских школ Москвы
Фото: Частная школа «Семейный лад»
В вальдорфских школах все устроено иначе. Здесь нет тех, кто не любит учиться, не ставят оценок, нет второгодников. Ребята с первого класса создают поделки и рисунки своими руками невероятной красоты. Основная цель вальдорфской педагогики – сохранить детям детство.
Вальдорфские школы – характерные черты
Каждый ученик – личность. Учителя внимательно относятся к детям, в процессе обучения учитывают индивидуальные особенности развития. Важная роль отводится классному учителю. В идеальном случае он не меняется на протяжении 8 лет, обучает и опекает детей. Классный учитель ведет главный урок, который длится 2 часа. В 1–2 классах детей знакомят с буквами, преподают в разговорно-игровой форме 2 иностранных языка, но чтению учат только со 2-го класса. Предметы внедряются постепенно из художественной среды. И мальчики, и девочки учатся вязать спицами и крючком, играть на флейте, вышивать, знакомятся с ремеслами.
Ознакомиться со всеми вальдорфскими школами Москвы можно на страницах нашего каталога:
Учебный план
В учебном плане вальдорфских школ присутствуют все предметы из обязательной общеобразовательной программы. При этом естественные науки преподаются особым образом, через наблюдения и эксперименты. Каждый урок содержит элементы, сконцентрированные на укреплении воли и развитии. Так, в начале учебного дня на основном уроке проводится ритмическая часть – знания постигаются через движения: буквы пишутся не на бумаге, а верхними или нижними конечностями в воздухе, считая, ребята прихлопывают и притопывают, таблица умножения учится путем передачи мяча по кругу.
Изложение академических предметов происходит эпохами, это означает, что на протяжении 2–5 недель дети изучают один предмет. Такой подход помогает ученикам глубже погрузиться, лучше понять и усвоить материал. Дети получают сконцентрированные знания по одной изучаемой теме и по одному предмету, у них есть время прочувствовать и осмыслить материал, закрепить его. При этом эпохами не преподаются дисциплины, требующие постоянного упражнения: языки, рукоделие, музыка и т. п. Они изучаются 2–3 раза в неделю после главного урока.
Предметы художественно-эстетического цикла, считающиеся в обычных школах второстепенными, здесь преподаются наравне с академическими, им отводится более трети учебного времени. Помимо этого, здесь учат предметы, которых нет в учебных планах обычных школ: эвритмия и рисование формы.
Отличительные черты вальдорфских школ
Перспективы
Ученики успешно сдают ЕГЭ и поступают в ВУЗы, чаще всего с гуманитарным уклоном. При этом выбранные профессии, которые выбрали ребята, – их любимые. Выпускники таких школ – открытые, творческие и креативные люди. Они очень коммуникабельны и прекрасно работают в коллективе.
Вальдорфская школа «Путь зерна»
Адрес: ул. Миклухо-Маклая, д. 20 А
Путь Зерна – вальдорфская школа и детсад, член Ассоциации Вальдорфских школ РФ. В школе царит особая атмосфера: дети души не чают в учителях, чувствуют уважение и доброту преподавателей. Здесь проводится много необычных празднований: урожая, фонариков, Рождество, рождественская ярмарка, Масленица, театральный фестиваль. В школу принимаются ребята с особенностями развития.
Особенности обучения
В школе используется адаптированная к стандартам образования РФ вальдорфская педагогика, подразумевающая:
Программа обучения существенно отличается от обычной образовательной, однако она утверждена Департаментом образования. В старших классах ученики готовятся к ЕГЭ и благополучно сдают их.
Частная школа «Согласие»
Адрес: Московская обл., Солнечногорский р-н, пос. Голубое, д. 14
Согласие – одна из первых негосударственных школ Зеленограда и вальдорфских школ РФ. Она была учреждена в 1994 году группой родителей для своих детей. Сегодня Согласие состоит из школы (обучение с 1 по 11 класс) и детсада (принимаются с 2 до 6 лет). Существуя на рынке более 20 лет, организация накопила огромный педагогический опыт, сформировала отличную команду. Школа постоянно растет и развивается, принимает активное участие в жизни города и вальдорфской ассоциации (российской и международной), членом которой она является.
Воспитанники школы осваивают обязательную общеобразовательную программу, занимаются искусствами и ремеслом, совершают образовательные поездки за границу, успешно сдают государственные экзамены.
Особенности обучения
Программа образования школы отвечает ФГОС. При ее составлении учитывались многолетние традиции западноевропейских и российских вальдорфских школ, исследования и разработки Давыдова, Выготского, Эльконина, Ушинского.
В «Согласии» существует специальное понятие «тема года». Она соответствует возрастным особенностям ребят и определяет содержание основных предметов. Так, в первом классе дети изучают народные сказки и знакомятся с русским фольклором, во втором – басни и легенды о Святых, в 3-м – Ветхий Завет, в 4-м – Русь до Крещения и скандинавскую мифологию, в 5-м – древние цивилизации, в 6-м – Древний Рим, в 7-м – эпоху Возрождения и Великие географические открытия. С 8 по 11 классы темой года являются спектакли по литературным произведениям. Перед летними каникулами каждый класс показывает спектакль по теме года.
В соответствии с принципами вальдорфской педагогики, ребята получают разностороннее образование, здесь много праздников, экскурсий, практических занятий. В школе изучают кузнечное и гончарное ремесла, вязание и вышивку, ткачество, рисование, послойную живопись, моделирование и конструирование швейных изделий, резьбу по дереву, дают навыки сельского хозяйства (от посева до выпечки хлеба). Воспитанники проходят выездную биологическую практику на биостанции МГУ, с/х и животноводческую практику, участвуют в межшкольных Олимпийских играх, рыцарских турнирах.
Школа святого Георгия Победоносца
Адрес: 3-й Хорошевский проезд, д. 1, корп. 3.
Рассматриваемый Центр непрерывного образования существует с 1994 года и входит в Ассоциацию Вальдорфских школ РФ. При школе работают хоровая, театральная, танцевальная, музыкальная студия, художественная и ремесленная мастерская.
Школа имеет богатую историю и собственные традиции. Ежегодно в декабре проходит Рождественская ярмарка, на которой демонстрируются поделки, созданные учащимися. Ученики показывают представления, посвященные Рождественскому празднику. Не менее масштабно и красочно здесь празднуют Масленицу. Руководство школы регулярно организует экскурсии и поездки в города Германии, на биодинамические фермы, по культурным достопримечательностям РФ.
Особенности обучения
Преподавание в школе базируется на принципах вальдорфской педагогики и предлагает обучение «эпохами» – последовательное изложение материала по одной учебной дисциплине в течение 2–4 недель. Такой подход помогает ребятам глубоко погрузиться в тему, лучше понять и запомнить материал.
Кроме основных общеобразовательных предметов, утвержденных минобразования РФ, дети изучают английский и немецкий язык, игру на различных музыкальных инструментах, живопись, рукоделие, театральное искусство, эвритмию, танцы, лепку из глины и резьбу по дереву.
Оценки в рассматриваемой вальдорфской школе не ставят до 9-го класса. Старшеклассники сдают ГИА и ЕГЭ и получают аттестаты.
Вальдорфская школа «Искусство жизни»
Адрес: ул. Профсоюзная, д.104
«Искусство жизни» – частная школа, образовательный процесс в которой построен на принципах вальдорфской педагогической системы. Здесь школьная жизнь яркая, насыщенная и интересная, проводятся концерты, ярмарки, праздники. Помимо учебы, ребята занимаются театральными постановками, делают своими руками игрушки и картины. Руководство организует культурно-образовательные поездки на каникулах в города РФ и западноевропейские страны. Воспитанники школы уже побывали во Владимире, Суздале, Греции и Италии.
Особенности обучения
Как и во всех вальдорфских школах, преподавание ведется эпохами.
Свободная школа
Адрес: г. Жуковский, ул. Строительная, д. 10
Идея создания Центра непрерывного образования, работающего по принципу вальдорфской педагогики, зародилась еще в 1989 году. В тот год была создана группа вальдорфского детсада. Преподаватели работали не только с малышами, но и с их родителями: рассказывали о принципах штайнеровской педагогики, проводили занятия по музыке, эвритмии, занимались рукоделием и искусствами. Спустя 3 года открылся первый класс «Свободной школы», учениками которой были выходцы из этой группы. В настоящее время «Свободная школа» является активным членом Ассоциации Вальдорфских школ РФ.
Особенности обучения
К концу 10-го класса ученики заканчивают изучение основной программы и весь 11-й класс занимаются подготовкой к ЕГЭ по выбранным дисциплинам. Выпускники школы поступают в гуманитарные, технические, социальные или художественно-эстетические ВУЗы.
Московская Вальдорфская школа им. А. Пинского
Адрес: Москва, Стремянный переулок, 33/35
Вальдорфская школа им. А. Пинского расположена в исторической застройке Замоскворечья. Раньше здесь размещалась мужская школа №554, в которой учились такие известные личности, как А. Тарковский, А. Вознесенский, А. Мень. После этого здание находилось на длительной консервации, а в 1992 году в нем открылась вальдорфская школа. Ее первым директором стал советник министра образования А. А. Пинский.
Школа имеет хорошее материально-техническое оснащение и большую прилегающую территорию. Здесь находится много спортивных секций, кружков, существует несколько внеклассных коллективов.
Особенности обучения
Образовательный процесс в вальдорфской школе им. А. Пинского построен на принципах вальдорфской педагогики. Ученики изучают с первого класса 2 иностранных языка. Огромное внимание здесь уделено совместной и индивидуальной проектной деятельности, практическим занятиям, профориентации. Дети занимаются:
Старшеклассники создают и защищают проекты в любой предметной области, проходят социальную практику в больницах, детсадах и детдомах. В 9-м классе ученики проходят языковую практику в Германии. Она предполагает участие вместе с немецкими школьниками в совместном проекте, его защиту сначала в Германии, потом в РФ. По окончании школы каждый воспитанник точно знает, кем он хочет быть во взрослой жизни.
Частная школа «Семейный лад»
Адрес: г. Москва, ул. Кулакова, д. 3 корп. 2
Учрежденная в 1990 году частная вальдорфская школа «Семейный лад» входит в Ассоциацию вальдорфских школ РФ. Здесь помогают детям раскрыть и развить способности, поверить в собственные силы.
В школе «Семейный лад» дети получают разностороннее образование. Помимо основных предметов, они занимаются музыкой, живописью и ремеслами, постановкой и демонстрацией спектаклей. В учебном плане школы предусмотрены походы, экскурсии и практика.
Особенности обучения
Руководство школы, составляя расписание, учитывает биологические ритмы. Такой подход помогает сохранить силы и здоровье, поддерживает интерес к учебе. На главном уроке дети изучают предметы из академического цикла (преподаются они эпохами: изучение одной дисциплины на протяжении 2–5 недель), после этого – искусства и иностранные языки. Практические занятия и лабораторные работы преподаются во второй половине дня.
Все частные школы в нашем каталоге удобно разделены по стоимости:
Выбирайте подходящий раздел, и вы найдёте лучшую школу под ваш бюджет.
Секта для самых маленьких: почему вальдорфские школы и детские сады опасны
В Перми по решению суда временно остановили работу частного детского садика. Поводом для закрытия стала проверка, проведенная сотрудниками Рособрнадзора, во время которой были выявлены нарушения в работе сада. В частности, в помещении не было кроватей для детского сна, а сами дети спали на полу в тихий час. Детский сад «Апельсин» называет себя пространством с элементами вальдорфской педагогики, а его основатели утверждают, что вдохновлялись скандинавскими детскими садами и школами. Почему в России получили популярность вальдорфские детские сады и какие проблемы создает воспитание в «гармоничной атмосфере» для будущей жизни ребенка — разбирались «Известия».
Сад без кроватей
В платном детском саду «Апельсин», закрытом по решению суда, под одной крышей находилось не только помещение для дошкольников, но и частная школа. Проверку провели после того, как один из малышей попал в больницу с диагнозом «коклюш». Выяснилось, что кровати в здании отсутствовали в принципе, а постельное белье на матрасах менялось реже чем раз в неделю. Кроме того, помещение не проветривалось и не соблюдался температурный режим, а продукты питания на кухне хранились с нарушениями условий. Руководитель детского сада Лидия Михайлова признала ситуацию «высосанной из пальца» и не стала комментировать отсутствие кроватей в детском саду.
Отзывы родителей об «Апельсине» крайне восторженные не только на странице самого сада, но и на независимых площадках. Мамы отмечают теплое отношение к детям со стороны воспитателей, хорошее питание и большое количество праздников. Судя по видеоролику, сделанному создателями сайта, внутри царит творческая атмосфера: в помещении развешаны гирлянды из шишек и крафтовых пакетов, у каждого из детей есть свой мягкий ящик, в классе есть грифельные доски во всю стену и огромное количество поделок. Впрочем, вся эта приятная глазу картинка отражает лишь внешнюю сторону происходящего. В основе воспитания и обучения детей в этом саду лежит вальдорфская система, продуманная австрийцем Рудольфом Штайнером в начале прошлого века. Образовательный процесс построен вокруг учения об антропософии, которое имеет оккультные корни.
По данным Ассоциации педагогов вальдорфских детских садов в России, членами этой организации являются как минимум 53 детских сада по всей стране. Большая часть из них приходится на частные детские сады, но в ряде городов есть вальдорфские группы в муниципальных садах. Пермский детский сад «Апельсин» входит в число членов данной ассоциации.
Давят на сознание
Апологеты штайнеровского учения видят цель образования в «становлении человека как целостного существа» и поиске его призвания в жизни. А цельным человека делает обучение по данной системе на протяжении всего детства — с дошкольного возраста до совершеннолетия. Классическое образование вальдорфская система преподносит как «школьный конвейер» и противопоставляет тому индивидуальный подход, который дает детям школа, «пробуждающая сознание» детей.
Стремление сделать процесс вальдорфского образования столь длительным неслучайно: дети, растущие в тепличных условиях, практически не приспособлены к обучению в условиях обычной школы. Они не привыкли к тому, что учителя нужно слушаться, а их знания будут оцениваться. В вальдорфской школе дети познают мир через творчество: поделки из натуральных материалов, песни и эвристические танцы. Оценить прогресс в развитии ребенка исходя из его умения петь, танцевать и лепить поделки достаточно проблематично, но это и не нужно.
Центр религиоведческих исследований Иринея Лионского причисляет вальдорфские школы Рудольфа Штайнера к числу оккультных сект. Причин этому несколько: эзотерическое учение построено на личных откровениях Штайнера о духовном мире, которые представляют из себя смесь религиозных, научных, исторических и мистических аспектов. В ней смешиваются философия зороастризма, многобожество и индуистские представления о карме и реинкарнации.
Планеты в философии Штайнера соотносятся с историческими эпохами, созвездия зодиака — с двенадцатью частями человеческого тела, а четыре стихии — с четырьмя типами человеческого темперамента. Явным признаком секты, по словам исследователей, является и то, что Штайнер признавал свои откровения единственной истиной, отвергая любые другие типы знания, а после его смерти в его учении не допускаются никакие корректировки или дополнения.
Своей привлекательностью для родителей вальдорфские детские сады обязаны тем, что посетитель видит красивые декорации и приятную атмосферу внутри учреждения, а также участливость и отношение педагогов к своим детям. Дни открытых дверей проходят регулярно, и задача воспитателей, именуемых садовницами, заключается в том, чтобы ничего не навязывать родителям и никак не выносить на обсуждение сектантскую идеологию. А интересоваться трудами Штайнера, на которых построен процесс воспитания детей, станут лишь самые любопытные из пришедших.
Ширма учительского энтузиазма и индивидуального подхода имеет огромные преимущества в сравнении с обычной школой, где учителя ставят знания гораздо выше самопознания и творчества. Именно контраст бесконечных семейных праздников в вальдорфской школе и больших классов с зубрежкой в обычной производит неизгладимое впечатление на родителей. Особенно привлекательна эта система для последователей естественного родительства и других детоцентричных моделей воспитания.
«Учителя выказывают не меньший энтузиазм и любовь к детям, чем католические монахини. Каждое утро они приветствуют каждого школьника рукопожатием и теплой улыбкой с непременным заглядыванием в глаза. Учителя начальных классов остаются со своими учениками до выпускных классов, во многом подменяя собою родителей. Поэтому неудивительно, что физическая красота и заботливая атмосфера школ, так же как и идеализм учителей, делают вальдорфскую педагогику необычайно привлекательной для родителей», — говорится в исследовании Дена Дагана и Джуди Даар.
В программе обучения два языка с первого года, рисование и эуритмика — медленные движения под музыку, несущие особый смысл, согласно учению Штайнера. Перед едой дети поют молитву, славящую солнце. Любопытно и то, что индивидуальность ребенка садовницы развивают через подражание.
Мамы, обсуждающие поступление в вальдорфский детский сад на форумах, практически единодушно отмечают, что отношение, которое они и их дети получают, несравнимо с государственным учреждением. Ради этого они готовы закрывать глаза и на странные молитвы перед едой, и то, что в саду не готовят к поступлению в школу, и даже то, что при продолжении обучения в вальдорфской школе ребенка не будут готовить к поступлению в университет.
«Перед едой они поют: «Каждый плод Землей рожден, силой Солнца напоен, славлю Солнце, славлю Землю, благодарно всё приемлю!» Потом говорят хором: «Приятного аппетита». Ничего плохого в этом не вижу», — написала мама воспитанника вальдорфского детского сада.
Детям запрещено пользоваться пластиковыми игрушками: всё должно быть натуральным и желательно сделанным своими руками. Никаких телевизоров и компьютеров в идеале не должно быть ни в школе, ни дома. Родители должны быть полностью вовлечены в жизнь детского сада: участвовать во всех праздниках, а первые два месяца они должны каждый день проводить с ребенком в детском саду.
Выпускники вальдорфских школ достаточно часто становятся преподавателями всё в тех же «детских садах и школах для свободных людей». Получать классическое образование для работы в вальдорфском детском саду не нужно, гораздо важнее — быть из круга своих и быть близко знакомым с антропософией.
Растить физическое тело
Вальдорфская педагогика — не самостоятельная система, а всего лишь «приложение» оккультного псевдонаучного эзотерического учения антропософии. Антропософы верят, что ребенок — это еще не полноценный человек. Штайнер делит жизнь на семилетние физические циклы. Ребенок в данном контексте — это физическое тело, потом появляется астральное тело, затем эфирное, и так каждые семь лет. Лишь в 21 год человек становится сформированным, пояснил в беседе с «Известиями» зампредседателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ, профессор ПСТГУ Александр Дворкин.
«Ребенок до семи — это физическое тело, к которому и соответствующим образом нужно относиться: интеллектуальное развитие не поощряется, только проявление эмоций. Интеллект, согласно этому учению, формируется к 21 году, поэтому в детском саду их не учат читать и писать, а только устраивают постоянные беспредметные праздники. Это воспитание махрового инфантилизма: детей сознательно воспитывают с отставанием в развитии», — отмечает Александр Дворкин.
По словам Дворкина, родители обманываются навязчивой манипулятивной рекламой: им рассказывают про всемирно признанную элитную систему, исключительные результаты, показывают, как детей окружают любовью и лаской. Взрослые пропускают мимо ушей, что в детском саду и школе нет главного — образования и развития детей.
«Дети окружены бесконечным сюсюканьем и играми, которые не развивают. Он рисует какую-то абстрактную картинку, потому что предметно их рисовать не учат. Все вокруг восторгаются, как это гениально, хотя детей не научили даже простую линию провести. Часть родителей сами приверженцы антропософии, но большинству запихивают это учение с черного хода», — добавил профессор.
Вальдорфцы уверяют, что, дескать никого в школах в антропософию не вовлекают. Но они и не могут вовлекать, так как антропософия позиционирует себя как тайное учение для избранных людей, а дети, по определению, еще не люди. Но антропософское мировоззрение ученикам прививается с самого начала, под видом «философии», «естествознания», «ритмики» и т.д.
Чтобы скрыть религиозную составляющую секты практикуется сознательная подмена понятий: молитвы не называют молитвами, а языческие обряды маскируют под традиции.
«Детей обучают лгать, чтобы скрыть языческие элементы антропософии и не создавать у родителей ощущения, что это религия. Все преподаватели в таких школах должны быть практикующими антропософами или как минимум людьми, глубоко сочувствующими этой системе. Нужно это для того, чтобы создать подмену понятий и выдавать антропософию за светское учение, что даже близко не так. Дети не получат нужного образования, им будут исподтишка запихивать антропософское мировоззрение, и дальше, те из них, кто может показаться полезным, окажутся внутри секты и будут распространять ее идеи», — отметил Дворкин.
Атмосфера невмешательства
Анастасия проучилась в вальдорфской школе три года, а ее младший брат ходил в детский сад по этой системе. За время, проведенное в стенах «особенной» школы, уровень ее знаний сильно упал, и ей пришлось полгода заниматься с репетиторами, чтобы нагнать программу в общеобразовательной. Уйти из школы она решила из-за странной атмосферы, царившей там, а также нескольких инцидентов с учителями.
«До пятого класса воспитание детей максимально щадящее. Дети пишут карандашами, рисуют круги мелками и не используют ручки. Все рисунки абстрактные, воздушные и никакой конкретики. Оценки ставить нельзя, потому что это может подавить психику ребенка. Когда я пришла из обычной школы, то спокойно умела решать уравнения, но в вальдорфской школе никто и не слышал о том, что это такое. За три года я растеряла все знания по точным наукам, а когда вернулась в обычную, то мне было очень сложно нагнать по геометрии, алгебре, потому что знания были очень слабые. По литературе программа была очень ограниченная, поэтому приходилось потом читать много книг. Базовые знания всегда стояли на втором месте, а на первом плане — внутренняя жизнь школы», — рассказала Анастасия.
Понедельник начинался с общего сбора, в каждом классе было по 10–15 человек. Там все собирались и читали благодарственные тексты, которые настраивали детей на успешную учебу. Каждую неделю выбирался главный предмет, и его изучали больше, чем остальные.
«Были такие занятия, как эвритмия, которые мне казались очень странными. Что-то похожее на гимнастику, но там нужно изображать буквы и использовать палки. Это циклично повторяется и оказывает влияние на мозг. Там была такая система, что если ты делаешь что-то по-своему, то тебя сразу наказывают: выгоняют, ругают и принижают. Если ты рисуешь или танцуешь не так, как тебя просили, — ты не прав. Любая инициатива порицается. У меня сложилось впечатление, что это система, которая воспитывает не индивидуальность, а, наоборот, учит быть податливым и удобным для эксплуатации», — добавила бывшая ученица школы.
Анастасия была единственной девочкой в классе, и первое время отношения с одноклассниками не складывались. Учителя предпочитали отстраниться от проблем и советовали ученице терпеть и смириться.
«Постоянно ругали государственные школы, что там всё плохо, всех бьют, подавляют индивидуальность. Хотя когда я училась в обычной школе, то сперва училась в ней выживать, и это было даже полезно. В вальдорфской школе я пришла в класс, где были только мальчики, и первые полгода меня попросту били. Отношения были сложные со всеми. Учителя не принимали никаких мер и просто говорили, чтобы я терпела и смирилась. Психолог запирал меня в кабинете, чтобы доказать, что я не права. Там хорошо тем, кто никогда не проявляет своих качеств и не высказывает своего мнения. Сама эта теория появилась незадолго до гитлеровской эпохи и задумывалась как система воспитания детей рабочего класса», — добавила бывшая ученица вальдорфской школы.
Летом детей вывозили в резиденцию, где они должны были отдыхать, но по факту бесплатно работали. Всё это оплачивали родители. Нужно было мыть посуду, ухаживать за скотом, работать на кухне.
«По сути, на нас там только орали, потому что всё мы делали не так. Я отказалась работать и пригрозила рассказать родителям о том, чем мы занимаемся. Там живет куча семей и есть женщина-наставница. Каждое утро они собираются в зале, читают эти молитвы и тексты Штайнера, а потом распределяют работы. Многие из живущих там продали свои квартиры, чтобы вложиться в эту общину. Они очень убеждены, что живут правильно и всё делают правильно, а на самом деле там много фальшивого. В резиденции меня покусала собака, чуть не оторвала палец. Был скандал, но они решили замять его и не стали говорить родителям», — добавила Анастасия.
По ее словам, «друзья вальдорфской школы» — большая община, в которой абсолютно искренне верят в идеи Штайнера и почитают его как святого. Они часто устраивают съезды и собрания в славянском стиле, но при этом зачитываются трудами немецкого мыслителя и время от времени читают христианские молитвы.
«Все они волшебные, магические и святые, но на самом деле это всё очень пугает. Мамы, которые туда приводят детей, верят в то, что только в такой школе можно развить таланты ребенка, потому что он уникальный. Но когда человек долго жил в такой атмосфере, ему сложно адаптироваться в реальном мире», — резюмировала ученица вальдорфской школы.