валуйский успенский николаевский мужской монастырь
Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь
19 декабря – день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. Святитель Николай прославился как великий угодник Божий. Его именем освещены храмы и соборы во многих христианских странах. Он особо любим православными, и в особенности – русскими людьми. В различных житейских бедствиях и в опасностях пути – он скорый помощник. Николаевским был монастырь в нашем городе.
Старожилы и современники, все жители Валуек знают, что купола над монастырским лесом – это монастырь. Но не все представляют, что «монастырь», который совсем недавно после реставрации предстал перед нами величественным Собором, имеет свою историю, насчитывающую более 400 лет. И что к монастырским постройкам относится и большая часть зданий бывшей детской трудовой колонии. Всмотримся в историю Валуйского монастыря.
Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь в разные времена имел следующие названия: Валуйскаго города Успенья Пресвятыя Богородицы и Чудотворца Николы Пристанский монастырь, Валуйский Пристанский в честь Успения Божией Матери монастырь, Николы Чудотворца Пристанский монастырь, Пристанский монастырь на Валуйке, Валуйский Успенский монастырь.
Название «Успенский» связано с главным храмом монастыря, а «Николаевский» – с известной чудотворной иконой. Название «Пристанский» историки связывают с тем, что около монастыря при слиянии рек Оскол и Валуй была пристань.
В «Описании Воронежской губернии», собранном Болховитиновыми и опубликованном в Воронеже 1800-м году говорится: «… Основание сего монастыря, как значится по монастырским запискам, положил Государь Великий Князь Михаил Феодорович в 1613 году, во время выезда своего противу крымских татар. Но до того еще времени на месте нынешнего монастыря была часовня с иконою Св. Николая Чудотворца. При сей часовне жил монах Корнилий, происхождением из отставных служивых и при нем еще три монаха. Во время похода Государева сему монаху от роду было уже более 100 лет. Монастырь сей известен по Украине более иконою Св. Николая Чудотворца, о коей в записках монастырских значится, что она вскоре по заведении монастыря найдена нечаянно одним валуйским жителем при кошении им травы близ реки Оскола и Валуя у самого стечения.
Икона сия отнесена была в градскую церковь, но после опять обрелась на прежнем месте в лугу. Тоже случилось и по втором принесении ее в город. После чего она поставлена была в Валуйском Успенском монастыре с обещанием от граждан, чтобы оную ежегодно с церемониею носить в город Валуйки. С тех пор записаны в монастыре многие чудотворения, происходившие от сей иконы.»
История
В начале XVII века, в смутные времена, крепость Валуйка была разрушена, церковь в крепости осквернена, постройки находящиеся на месте нынешнего монастыря разорены полностью. Первым сохранившимся письменным упоминанием о монастыре, является указ о начале его восстановления, царя Михаила Феодоровича, датированный 1613 годом. Утрата царских грамот, как исторических первоисточников, привела к тому, что в дальнейшем утвердилось мнение об основании монастыря в 1613 году.
В 1624 году по царскому указу монастырь получает земли под пашню и другие надобности. Основной же доход монастыря составляли пожертвования паломников, которых привлекала в обитель чудотворная икона Святителя Николая. Постепенно граница русских владений продвигалась далее на юг, а окружающая монастырь местность из дикой и пустынной постепенно превращалась в мирный край. Монастырь обустраивает свою территорию и развивает хозяйство. Были построены водяные и ветряные мельницы, сукновальни, кирпичный завод, солодовня.
В 1766 году, после реформ Екатерины II, монастырь теряет все свои земли и почти все имущество, становится заштатным, братии остается всего несколько человек, пополнение ее идет в основном за счет переведенных в обитель провинившихся монахов из других монастырей. От закрытия Валуйский монастырь опять спасет чудотворная икона Святителя Николая, ставшая известной многочисленными исцелениями и знамениями.
Архиепископ Саратовской епархии Сергий (Спасский)
Православное учение о почитании икон
Исцеление от иконы Святителя Николая в Валуйском монастыре
Валуйского уезда, Воронежской губернии, слободы Федоровки крестьянина Саввы Куликова и жены его Марфы дочь девица Матрона 17 лет, по сказанию родителей, была слаба здоровьем во весь великий пост 1885 года и праздник Пасхи; в воскресный же день недели Фоминой Матрона, по мирскому пагубному обычаю, отлучившись из дому вечером, возвратилась домой поздно ночью, жалуясь на сильную боль головную и к утру подверглась такой тяжкой болезни, что рвала на себе одежду и кричала странным голосом, – что продолжалось в течении семи недель, больная не принимала никакой пищи и не имела сна, а если давали ей воды, то она исходила обратно носом и ртом; с больною родители обращались к земским врачам, от которых она никакого облегчения не получила. Тогда родители пожелали привести ее в Валуйский монастырь для служения молебна Чудотворной иконе Святителя Николая. Во время дороги в монастырь больная тоже кричала и была беспокойна; когда же ввели ее в церковь и отслужили молебен пред иконою Святителя, то больной в то же время стало легче, что было 19 мая 1885 года. На обратном пути в тот же день больная заснула и по прибытии домой попросила у родителей пищи; затем стала более и более поправляться здоровьем, в июле и августе во время полевых работ помогала своим родителям; в месяце же октябре мать с Матроною пешие приходили в монастырь для служения благодарственного молебна и со слезами радости рассказывали о получении исцеления от иконы Святителя Николая. Истинность того, что девица Матрона тяжко и долго была больна, и по возвращении из монастыря здоровье ее постепенно восстановилось, подтверждают местный священник слободы Федоровки Стефан Кошелев, а также жители той слободы.
(«Воскресное чтение» 1886 г. №15)
С конца XVIII века, на пожертвования и при содействии городских властей монастырь обновляется и обустраивается. С 1794 года строится трапезная церковь, ведется реконструкция Успенского храма во имя Успения Божией Матери, давшего монастырю одно из его названий. В 1808 году заканчивается строительство настоятельских келий. В 1810-1820 годах возводится первое в монастыре каменное сооружение – двухэтажный Успенский собор. В 1839 году освещена колокольня, начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица». В начале XIX века вокруг монастыря возводится каменная ограда. В 1906 году закладывается Свято-Николаевский собор в память трехсотлетия основания монастыря и царствующей династии Романовых, обретения иконы Николая Чудотворца. Открытие Собора состоялось в 1913 году, он был освящён архиепископом Воронежским и Задонским Тихоном в присутствии губернатора С. И. Голикова.
Величественный Собор был построен в псевдо-византийском стиле из кирпича монастырского завода. В изданной в то время брошюре описаны подробности возведения этой грандиозной постройки. «Храм пятиглавый, снаружи украшен гипсовыми украшениями Спасителя, Богоматери, Ангелов: внизу между окнами размещены 12 изображений Св. Апостолов. Снаружи храм покрыт клеевою коричневою краской, а кровля железная… Вызлащены также кресты и главы под ними. Вместимость 3000 (три) тысячи человек, иконостас фаянсовый, московского фабриканта Кузнецова… Иконы хорошей Московской художественной живописи
Окончательная стоимость свыше 200 т. рублей, на освящении собора 1 сентября 1913 года присутствовало более 50 тыс. паломников, на берегу Оскола накрыли стол на 3 тыс. человек, вечером был даже организован праздничный фейерверк» («Воронежская старина» 1914 год, вып. 13)
К 1916 году в монастыре действовали Свято-Николаевский Собор, Успенский и Преображенский храмы, трапезная церковь, сапожная, портняжная, столярная, кузнечная, слесарная мастерские, паровая мельница, живописная мастерская, свечной завод. Около монастыря разбиты два сада, имеется огороды и своя пасека. Проживало около 100 насельников. Валуйский Успенский монастырь привлекал не только городское население из Валуек, но и множество богомольцев из других уездов своими прекрасными службами и святыми иконами. Он являлся религиозным центром и святым местом, хранящим высокие нравственные традиции христианства в нашем крае. В таком процветающем состоянии Валуйский Успенский монастырь находился вплоть до революции 1917 г.
Во время Первой мировой войны, когда многие мужчины из окружавших монастырь селений ушли на фронт, монастырь взял на обеспечение их семьи. Монастырь регулярно снабжал их одеждой, обувью, продуктами и деньгами во все время войны, и эти семьи имели от монастыря Божие благословение, нравственную поддержку и материальную помощь. Когда после первых боев раненые воины заполнили госпитали, монастырь предложил принять их после оказания необходимой врачебной помощи в госпитале к себе, расположив в монастырских гостиницах и обеспечив бесплатной трапезой.
После февральской и октябрьской революции на монастырь и братию начинаются гонения. В 1917 году, при Временном правительстве, в Валуйском монастыре проводятся обыски, арестовывают настоятеля. В 1918 году на основании мандата Валуйского исполкома монастырь передает властям все имеющиеся в наличии денежные средства. В 1926 г. по постановлению советской власти монастырь закрывают. C 1935 территория монастыря занята детской воспитательной колонией МВД. В Свято-Николаевском соборе организован литейный цех. Чудотворная икона Святителя Николая считается утерянной, ее местонахождение неизвестно.
Восстановление Собора
4 сентября 2011 года в православной жизни города Валуйки произошло поистине знаменательное событие – состоялось освящение и торжественное открытие после реконструкции Свято-Николаевского собора бывшего Успенского Николаевского мужского монастыря. После долгих лет забвения святыня обрела свое второе рождение и стала поистине одним из знаковых мест для всех жителей валуйской земли и святого Белогорья. И это, вызывает большую надежду на возрождение русской духовности, на духовное возрождение нашей Родины – России.
Свято-Николаевский собор (Валуйки)
Свя́то-Никола́евский собо́р (Свя́то-Нико́льский собор) — православный собор на территории Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря в городе Валуйки Белгородской области. Является самым большим действующим православным храмом в Белгородской области.
Содержание
История [ править ]
В XVII веке монахом Корнилием на берегу реки Валуй был основан Успенский мужской монастырь, который получил официальный статус в 1613 году при царе Михаиле Фёдоровиче Романове.
Свято-Николаевский собор был заложен на территории монастыря 22 мая (4 июня) 1906 года как его главный храм при архимандрите Игнатии (Алексеевском) и освящён архиепископом Воронежским и Задонским Тихоном при стечении более 50 тысяч паломников 1 (14) сентября 1913 года — к 300-летию царствующей династии Романовых и 300-летию со дня основания монастыря. Храм был возведён из кирпича монастырского завода и первоначально был украшен снаружи гипсовыми изваяниями святых, покрыт коричневой клеевой краской, имел железную кровлю и позолоченные кресты и купола. Храм вмещал во время богослужений 3 тысячи человек, имел фаянсовый иконостас и иконы, изготовленные в Москве.
Изначально храм был трёхпрестольным: первый престол был освящён в честь Святителя Николая Чудотворца (Мирликийского) и святой мученицы царицы Александры (по аналогии с именами правившего императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны; второй престол — во имя преподобного Михаила Малеина (в связи с именем царя — основателя монастыря Михаила Романова), священномученика Игнатия Богоносца (в связи с именем настоятеля обители архимандрита Игнатия) и в честь преподобного Серафима Саровского; а третий престол — в честь Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и святителя Дмитрия Ростовского.
В 1926 году храм был закрыт. В 1935 году на территории монастыря была размещена колония для несовершеннолетних. С собора были сорваны кресты, в здании собора размещался литейный цех, а в его цокольных помещениях — овощехранилище. Впоследствии Свято-Николаевский собор много лет оставался наполовину разрушенным.
В 2002 году было принято решение об осушении и очистке подвальной части здания, а также проведении обследования технического состояния несущих конструкций.
В 2007 году началось восстановление самого собора, которое наиболее активно стало проводиться с 2009 года по инициативе архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна при поддержке губернатора Е. С. Савченко и правительства области. Работы по воостановлению проводились ООО «Валуйкистройсервис», куратор работ Стрыжаков Д.В. 13 августа 2009 года состоялось торжественное освящение и поднятие крестов и куполов храма.
4 сентября 2011 г. архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил торжественное освящение четырехпрестольного возрождённого из руин Свято-Никольского собора.
Описание [ править ]
Большой четырёхстолпный пятикупольный кирпичный собор в русско-византийском стиле. Высота храма около 55 м, длина — 37,6 м, ширина — 32 м, глубина фундамента — до 4,5 м. В настоящее время храм четырёхпрестольный: центральный престол освящён в честь святителя Николая Чудотворца; правый придел освящён в честь мученика Евгения; левый — в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского, а в нижнем храме находится престол во имя Всех святых, в земле Российской просиявших.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 309990, Россия, Белгородская обл., г. Валуйки, ул. Никольская
Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь
Валуйский Успенский Николаевский монастырь – старинный мужской монастырь, расположенный на берегу реки Валуй (Белгородская область).
Он был основан на месте чудесного обретения иконы святителя Николая. По преданию, образ святителя нашли на берегу реки и пытались перенести в храм города Валуйки, однако он несколько раз сам возвращался на прежнее место.
В Смутное время монастырь был полностью разорен. В 1613 году по указу царя Михаила Федоровича началось его восстановление. По царскому указу от 1624 года монастырь наделялся землей. В 1766 году во время церковной реформы он лишился земельных владений и не закрылся лишь потому, что чудотворная икона святителя Николая привлекала паломников. В 1820 году завершилось строительство первого каменного храма — двухэтажного Успенского собора. В 1897 году в меловых пещерах, находившихся в километре от монастыря, возник приписанный к монастырю скит с пещерным храмом священномученика Игнатия Богоносца. В 1913 году был освящен Свято-Николаевский собор — величественное здание в неовизантийском стиле.
В 1924 году монастырь был закрыт. На его территории находилась колония для несовершеннолетних. Главная святыня монастыря — чудотворная икона святителя Николая — была утеряна.
Монастырь был передан Церкви в 2001 году. К настоящему времени в нем восстановлены два храма — во имя Игнатия Богоносца и Никольский.
Интересные факты о Валуйском Успенском Николаевском монастыре
Во время Гражданской войны в пещерах монастыря скрывались махновцы, а в начале Великой Отечественной — дезертиры и беглые заключенные. После войны пещеры служили полигоном для уничтожения боеприпасов.
По легенде, пещеры были вырыты по благословению Андрея Первозванного для того, чтобы местные жители могли укрыться от набегов кочевников. Однако согласно исследованиям ученых, они естественного происхождения.
Пещерный монастырь. Валуйки.
В продолжении темы «Пещерные монастыри».
Традиция создания пещерных монастырей уходит своими корнями в историю раннего христианства во времена Римской империи. В связи с гонениями на христиан в Империи, они вынуждены были уходить из городов и селений, создавать храмы вдали от чужих глаз.
Основание пещерных монастырей в Придонье и Приосколье можно объяснить влиянием византийского отшельничества, развивавшегося в XIV в. Хотя по некоторым источникам пещеростроительство в этом регионе началось намного ранее указанного периода.
Меловые холмы. Валуйский район Белгородской области.
Как известно Белгородская засечная черта была образована в XVI-XVII вв, а пещерные монастыри были созданы или ранее её строительства, или уже после её строительства, но вне её защиты!
Что могло заставить основателей монастыря построить его рядом с оборонительной линией, а не под защитой крепостных стен, тем самым навлекая на себя многочисленные опасности? Возможно, иноками руководило желание возобновить пещерные святыни существовавшие в этих местах ранее.
Вид с реконструированной крепостной стены на территорию монастыря. Кружочком отмечено место подземного скита.
Пещерный скит Валуйского Успенского Николаевского монастыря тоже находился за пределами крепости Валуйки. Монастырь расположен в красивом месте: у слияния рек Оскола и Валуя и окружен рощами с одной стороны и лесистыми холмами с другой.
О времени и обстоятельствах основания святой обители сохранились только скудные сведения. Первое упоминание о монастыре относится к Смутному времени, а по данным «монастырских записок» годом основания принято считать 1613 год.
Точное время основание пещерного скита не установлено. Однако, по местному преданию первые пещеры появились ещё в VI-VII в.в. На территории нынешних Валуек славянские поселения существовали ещё с домонгольских времен, это подтверждают многочисленные археологические находки. Есть сведения, что при нападении половцев и печенегов жители укрывались в каких-то пещерах.
На фото Преображенская церковь, расположенная у входа в подземный комплекс.
После революции, в пещерах скита прятались махновцы, в начале Великой Отечественной войны — дезертиры и беглые заключенные. За это время пещеры скита несколько раз взрывали, а после войны в них уничтожали боеприпасы. Храм Преображения Господня был сожжён в 1917 году.
В начале 2000-х начинаются работы по восстановлению монастыря и пещерного комплекса.
К сожалению, до нашего времени скит сохранился не полностью. Вход в пещеры начитается надземном храме Игнатия Богоносца на вершине холма, а сам монастырь расположен в глубине мелового холма.
Нужно преодолеть более 100 ступеней вниз по довольно крутой и узкой лестнице, чтобы попасть в подземный скит.
Центральным местом монастыря является храм во имя Игнатия Богоносца, в котором совершались богослужения. Вокруг пещерного комплекса существует система ходов для совершения крестного хода. Во многих местах сохранились специальные ниши для установки икон. В ските было 2 кельи: ближняя и дальняя. Дальняя келья сейчас недоступна для посещения.
В отличие от пещер Холковского монастыря, монахи здесь не жили постоянно. Говорят, что монахи сюда спускались и молились в одиночестве по нескольку недель в трудные для Отечества времена.
Общая протяженность пещер составляет более 650 метров на высоте свыше 100 метров над уровнем реки Оскол. По данным источников, существовал подземный ход под рекой с выходом на другом берегу. К сожалению, до наших дней он не сохранился, после Великой Отечественной Войны его взорвали.
В 90-х гг. 20 века пещеры, в то время разрушенные, были обследованы спелеологами. Ими были отмечены некоторые особенности: конфигурация ходов арочная, ходы достаточно извилисты, а в некоторых местах сохранились остатки грубой штукатурки, которой затирали трещины в камне. Судя по всему, хода разрабатывались по природным трещинам.
В настоящее время большая часть подземного скита восстановлена. Пещеры доступны для посещения в выходные дни после утренней службы. За экскурсию денег не берут, но лучше сделать пожертвование.
Успенский Валуйский мужской монастырь
Успенский Пристанический (или Валуйский Успенско-Никольский) Мужской монастырь
Успенский Пристанический (или Валуйский Успенско-Никольский) Мужской монастырь — был расположен в трех верстах к югу от Валуек. «Пристаннчсский» от слова «пристань» — линия обрывистого берега реки. В XVII в на месте явления иконы св. Николая Чудотворца на реке Валуи, в живописном месте, соорудив часовню поселился монах Корнилии с тремя иноками На том месте в 1613 г и был основан Успснско-Пристанический мужской монастырь.
Открытие монастыря поддержал царь Михаил Федорович пожаловавший значительные средства на его строительство. По городу Валуйки ежегодно совершался крестный ход в седьмую неделю по Пасхе. При монастыре была открыта школа и странноприимным дом принимавший бездомных странников, обездоленных людей. В 1913 г. было завершено строительство Никольского храма в честь 300-летия династи и Романовых. Начал его строить настоятель монастыря о. Игнатий, который находился в должности 55 лет. За время его настоятельства монастырь преобразился. О. Игнатий умер в 1911 г., два года не дожив до окончания строительства Никольского храма. В монастыре до его закрытия жил иеромонах Филипп, известный своей святой жизнью, прозорливостью и заботой о людях. После революции монастырь был закрыт (на его месте находится колония для несовершеннолетних преступников). Из всех строений сохранился только один храм — Никольский (в полуразрушенном состоянии). Верующие предпринимают усилия для восстановления храма и верят, что чудотворная икона святителя Николая будет найдена.
Такое положение ограждало обитель от вмешательства со стороны местных представителей светской власти. Кроме того, монастырю были пожалованы земли, покосы и крестьяне. Несмотря на благосклонное отношение московских властей, наличие земель и рабочей силы, монастырь в первые свои десятилетия влачил жалкое существование. По описным книгам 1641 г. в нем была всего одна икона в серебряной ризе, оловянная утварь, холщовые и миткалевые священные облачения. «А монастырския денежные казны въ томъ Пристанском монастыре нет в сборе ничего». Очень мало было и скота: «. конь гнедой да конь саврасъ, одна корова дадвое телятъ».
Такое плачевное состояние объяснялось положением Валуек как «украинного» города на южной границе Руси. Постепенно граница русских владений продвигалась далее на юг, а окружающая монастырь местность превращалась в мирный край. Монастырь обустраивает территорию и развивает хозяйство в своих вотчинах. Были построены водяные и ветряные мельницы, сукновальни, кирпичный завод, солодовня. Такие сведения сохранились в описи вотчин Валуйского Успенского монастыря, составленной в 1762 г. К этому году монастырь владел землей, угодья ми и крестьянами в пяти вотчинах: слободе Казначеевке, слободе Казинке, слободе Ореховой, деревне Яблоновой,деревне Симоновке.
Особо почитаемая за исцеление душевных и физических ран, икона привлекала в монастырь множество паломников. В начале XVII в. на месте ее чудесного обретения была построена часовня с колодцем внутри, где осуществлялись водосвятия в дни православных праздников. Кроме того, среди святынь монастыря особо почиталась икона Божией Матери Троеручицы,также исцелявшая людей.
Благополучие храма подверглось серьезным испытаниям в 1764 году,когда вышла известная секуляризационная реформа Екатерины II, предписывающая изъятие церковных владений, упразднение части монастырей и определение содержания для епархий и некоторыхобителей.
Выделенное штатами содержание для монастырей было настолько мизерно, что его едва хватало на братию, поэтому монастырские строения из года в год ветшали и разрушались, а настоятели остерегались доносить об этом Синоду из-за боязни упразднения монастыря. Чтобы улучшить финансовое положение обителей, настоятели зачастую стремились сократить предусмотренное штатами число монашествующих. Многие монастыри обеднели и обезлюдели. Однако в новых условиях появился и стимул для переустройства монашеской жизни на аскетических основах.
Валуйскому Успенскому Николаевскому монастырю были оставлены земли и покосы вокруг него в размере 162 десятин 1450 кв. саженей. С 1767 по 1868 год монастырь содержался трехсотрублевым годовым государственным окладом, и братия его составляла четыре человека: три иеромонаха, включая настоятеля, и один иеродьякон. Лишенный своих прежних вотчин, монастырь был в упадническом состоянии, не имея средств даже на покрытие самых необходимых. Вплоть до начала XIX в. монастырь существовал во многом благодаря чудотворной иконе Святителя Николая. Слава о чудесных исцелениях от нее привлекала не только богомольцев из самых отдаленных мест, но и крупные пожертвования богатых людей, которые поддерживали полуразрушенное хозяйство обители.Так, благодаря пожертвованиям, к 1826 году вместо ветхого деревянного было отстроено новое каменное здание церкви Успения Пресвятой Богородицы
Другим источником доходов в то время оставалась выстроенная по указу Петра I мельница. Только благодаря особому высочайшему указу эта единственная мельница была сохранена для монастыря при передаче в 1764 году монастырских угодий в казну. После перестройки в 1854 году при хороших урожаях мельница приносилазначительный доход (как хлебный, так и денежный), который шел на содержание монашествующей братии и возведение необходимых хозяйственных построек.( см. также Храмы и монастыри Белгородской области)