вечное сияние чистого разума аннотация
Снимаясь в фильме «Вечное сияние чистого разума», Джим Керри был в депрессии
Страна: США
Жанр: фантастика, мелодрама
Год производства: 2004
Режиссёр: Мишель Гондри
Актёры: Джим Керри, Кейт Уинслет, Элайджа Вуд и другие
Вряд ли смысл фильма «Вечное сияние чистого разума» («Eternal Sunshine of the Spotless Mind»), пронзительной фантастической драмы Мишеля Гондри с Джимом Керри и Кейт Уинслет в главных ролях, остался совсем непонятен тем, кто его посмотрел. Ведь о нём говорит даже официальный слоган: «Можно стереть любовь из памяти, другое дело — выкинуть её из сердца». И всё же есть детали, которые могут дополнить и, возможно, в чём-то переосмыслить идею картины.
О чём фильм
Джоэл Бериш, замкнутый меланхолик, просыпается и собирается ехать на работу, но уже на вокзале резко меняет маршрут и отправляется на холодный пляж. На обратном пути в поезде он знакомится с экспрессивной и жизнерадостной Клементиной Кручински.
Далее нас возвращают в прошлое главного героя. Оказывается, Джоэл и Клементина не просто уже были знакомы, а находились в отношениях. Их жизнь была наполнена яркими эмоциями, но всё чаще происходили скандалы. В итоге Клементина бросила Джоэла. Тот пришёл к девушке в магазин, где она работала кассиром, чтобы извиниться. Однако Клементина не узнала его. Выяснилось, что она стёрла воспоминания о Джоэле в компании «Лакуна». Герой решает ответить ей тем же.
Сотрудники «Лакуны» приезжают домой к Джоэлу, чтобы по его заказу стереть все воспоминания о Клементине и приступают к процедуре. Мы видим главного героя в мире сновидений-воспоминаний, наблюдаем за эпизодами его взаимоотношений с Клементиной — среди них есть и тяжёлые, и счастливые моменты.
В конце концов Джоэл осознаёт, что, несмотря на всё плохое, что было между ним и девушкой, он не хочет забывать её. Он пытается спрятать воображаемую Клементину в воспоминаниях о событиях своего детства, к которым та не имеет отношения, в результате чего техникам «Лакуны» приходится стереть и их.
Также нам показывают истории других несчастных влюблённых — второстепенных персонажей. Мы видим, что техник «Лакуны» Патрик пытается очаровать Клементину, используя вещи и информацию, предоставленную компании Джоэлом, но та ближе к финалу раскрывает обман.
Сотрудники «Лакуны» Мэри и Стэн кажутся влюблёнными друг в друга людьми, но выясняется, что Мэри любит своего начальника — доктора Мерзвияка. Она пытается сблизиться с ним, свидетелем чего становится жена доктора. Под давлением супруги Мерзвияк признаётся, что у них уже был роман, но он стёр воспоминания Мэри об этом. Девушка понимает, что технология «Лакуны» уничтожает память о любви, но не в состоянии убрать саму любовь.
Мэри отправляет Джоэлу и Клементине посылки с информацией о деле по стиранию памяти и аудиокассетами с записями, на которых они подробно рассказывают, чем именно не устраивают друг друга и почему хотят уничтожить воспоминания о своей любви. Герои понимают, что, испытывая сильное притяжение поначалу, к концу своих забытых отношений они уже испытывали злость, расставание было неизбежным. Несмотря на это, Джоэл и Клементина решают начать всё с чистого листа.
Смысл фильма
Режиссёр и сценаристы не пытались сделать тайны из сюжета «Вечного сияния чистого разума». Никакого особенного скрытого смысла здесь искать не стоит.
Суть, состоящая в том, что настоящую любовь невозможно стереть, читается почти сразу, даже если зритель не понял слоган фильма.
Объяснение игры со временем (эпизоды из будущего персонажей, постепенное возвращение в прошлое, затем в память о прошлом и снова в будущее) тоже быстро становится понятным. Специального разбора тут, пожалуй, не требуется.
Глубины фильму придаёт не сюжет, а уникальный режиссёрский подход Мишеля Гондри и великолепная актёрская игра Джима Керри и Кейт Уинслет. Именно благодаря этому сочетанию фильм ни на йоту не скатывается в пошлую, хоть и поучительную, мелодраму.
Мишель Гондри известен своим видением, который можно охарактеризовать как реализм сюрреализма. Смысл его в том, чтобы изобразить что-то фантастическое или даже бредовое, но так, чтобы зритель почувствовал себя наблюдателем за событиями с очень близкого расстояния.
«Вечное сияние чистого разума» снято на ручную камеру, которую часто используют в документальных и псевдодокументальных фильмах. Играет свою роль и особое освещение в сценах в воспоминаниях Джоэла. Во время работы над монтажом Гондри бросила девушка, что уже на этой стадии добавило ещё больше реализма картине.
Один из главных сценаристов «Вечного сияния чистого разума» Чарли Кауфман также известен своим весьма оригинальным подходом к кинокартинам. Критики в рецензиях на его фильмы часто говорят, что он снимает всё исключительно про себя и про нерадостные события и переживания в своей собственной жизни, заставляя и зрителя сливаться с личностью режиссёра. Некий реалистичный и бытовой сюр в его фильмах тоже присутствует в большом количестве.
Джим Керри, приступая к съёмкам, был опустошён и близок к депрессии. Гондри, видя это его состояние, попросил актёра оставаться в нём до конца работы над фильмом. Так что можно сказать, что мы увидели не просто Джима Керри без его обычных ужимок и кривляний (почти), а в принципе настоящего Керри, играющего самого себя в тяжёлый период жизни.
Все эти элементы, добавляющие реализма в фантастический фильм, заставляют его воспринимать как драму, которая имела место быть на самом деле. Даже название «Вечного сияние чистого разума» – это отсылка к реальным событиям. Точнее, это цитата из поэмы английского поэта восемнадцатого века Александра Поупа. В фильме эти строки звучат из уст Мэри, благодаря поступку которой Джоэл и Клементина в конце, по сути, вновь обрели друг друга.
Поэма повествует о несчастной любви французского философа и богослова двенадцатого века Петра Абеляра и его ученицы Элоизы. Абеляр известен тем, что провозгласил разум единственным инструментом познания божественного, что, разумеется, в те времена было немыслимо, и его учение было предано суду. Влюблённые были разлучены, но могли переписываться друг с другом. Эта переписка наполнена болью и тоской двух несчастных людей.
Элоиза, которую принудили стать монахиней, в поэме Поупа скорбит и говорит о том, что подлинную любовь невозможно забыть, даже будучи полностью отрешённым от всего мирского. Строка «Вечное сияние чистого разума» («Eternal Sunshine of the Spotless Mind»), которую исходя из контекста следует перевести как «Молитвы приняты — усмирены желания» — как раз об отрешённости.
Концовка
В концовке фильма зрителя ждёт катарсис — герои остаются вместе, несмотря на то что знают неприглядную правду и даже на то, что, возможно, их отношения снова обречены на провал. И здесь есть интересный перевёртыш.
Режиссёр и сценаристы «Вечного сияния чистого разума» ходили по тонкому льду: если бы они хотели подсунуть нам банальное объяснение «просто любовь оказалась сильнее», то финал бы получился предельно слащавым и совсем не жизненным. Однако герои решаются быть вместе не под влиянием необъяснимой силы. Это поступок в духе «была не была», но осознанный поступок, что заставляет нас уважать и ещё больше любить этих персонажей.
Здесь мы в первую очередь понимаем, как изменился Джоэл — в отличие от открытой и свободной Клементины он всё время был замкнутым и погружённым в свои переживания. Для своей возлюбленной, часто ведущей себя как ребёнок, которому интересно всё яркое и новое, он пытался быть здравомыслящим родителем. Но наступил момент, когда Джоэл понял, что иногда нужно просто отдаться любви и нырнуть в объятия тёплого солнечного света, в противовес «вечному сиянию чистого разума» подразумевающему открытость жизни и миру.
О чем на самом деле фильм «Вечное сияние чистого разума»?
Все, кто посмотрел «Вечное сияние чистого разума», делятся на две части. Первая и большая часть отзывается о фильме восторженно, вторая — намного меньшая — пожимает плечами. Меж тем есть основания утверждать, что обе категории зрителей не поняли фильм Мишеля Гондри до конца, потому что если одни видят в нем восхитительную романтическую историю, то другие — скучную и в чем-то вторичную романтичную историю. Но действительно ли «Вечное сияние…» — несколько запутанный рассказ о любви двух противоположностей?
О чем фильм?
В сюжете «Вечного сияния…» тесно переплетаются два темы: любви и памяти. Заставляя Джоэла и Клементину сперва влюбиться, потом разругаться, потом решиться стереть друга друга из своей памяти, а потом снова встретиться и влюбиться, создатели фильма доказывают: если люди созданы друг для друга, они все равно будут вместе. Оригинальность этой, в общем-то, простой истории придает обращение героев в «Лакуну» — небольшую компанию, занимающуюся стиранием памяти. Если с Клементиной у сотрудников компании все прошло гладко, то Джоэл оказывается сложным клиентом, и только вмешательство доктора Мерзвияка позволяет довести процедуру стирания памяти до конца. Налаженная технология дает сбои, когда человек внутренне сопротивляется манипуляциям с его сознанием, а любовь все равно остается жить где-то глубоко в подсознании.
Но что тогда любовь, и, шире — наша жизнь, если, с одной стороны, память можно откорректировать, а с другой — происходящее в сознании может восприниматься как реальность? Как не запутаться в хаосе эмоций, конфликте сознательного и подсознательного, как понять, что тебе нужно? После просмотра фильма ответ напрашивается сам собой: оставить в покое прошлое и жить здесь и сейчас. Среди цитат, приводимых Мэри, явно не хватает мысли Льва Толстого: ничто не важно, кроме того, что ты делаешь в настоящую минуту. И именно это есть жизнь и любовь.
Таким образом, «Вечное сияние чистого разума» — фильм не только о природе любви, но и о природе жизни. Любые рефлексии, копания в себе, — даже без всяких фантастических технологий — несовместимы с этой природой, и наоборот: тот, кто умеет воспринимать жизнь как чудо, которое каждый день творишь заново, получит шанс стать счастливым.
В чем смысл названия?
Объясняя название фильма, обычно указывают, что это цитата из поэмы известного английского поэта А.Поупа «Элоиза Абеляру» (1717), и что на языке оригинала оно звучит как «Eternal Sunshine of the Spotless Mind». В фильме Мэри вспоминает четверостишие, в котором содержится эта строка «Как счастливы невест Христовых свиты…», но чтобы понять до конца, что стоит за названием, нужно вспомнить сюжет поэмы.
Герои Поупа — реальные исторические персонажи, пылкие влюбленные с трагической судьбой. По мнению критиков, поэт в этой поэме превзошел себя, передавая скорбь Элоизы, насильно разлученной с мужем и тоскующей по нему в монастыре. Смысл поэмы в том и состоит, что подлинную любовь невозможно забыть, даже если ты отрекся от мирской жизни.
Что же делает Мэри, знающая мировую культуру по сборникам афоризмов? Она берет цитату из поэмы, посвященной силе любви, чтобы доказать, что без любви (и с промытыми мозгами) намного лучше. Что называется: слышала звон, да не знает, где он. Таким образом, в названии фильма заложена ирония, его нельзя воспринимать буквально: чистый разум не сияет, и с промытыми мозгами не очень радостно жить.
Почему титры появляются лишь на 18-й минуте фильма?
Фильм начинается необычно: сценой якобы первого знакомства главных героев, и лишь через 17 минут зрителю напоминают, что он смотрит фильм. Подобный прием связан и с главной идеей фильма (важно то, что происходит сейчас, титры подождут), и с его хронотопом: чтобы лучше показать чувства героев и происходящее с ними, действие постоянно переносится в разные временные пласты вплоть до далекого детства Джоэла.
Почему Джоэла и Клементину так тянуло друг к другу?
Создатели фильма приложили немало усилий, чтобы подчеркнуть несходство персонажей: Джоэл — вялый, Клементина — активна; Джоэл придерживается правил, Клементина любит их нарушать; Джоэл — серый, невзрачный, Клементина — яркая, запоминающаяся, и т.д. Можно сказать, что герои являются полными противоположностями друг другу, и именно потому они никак не могут расстаться: даже «забыв» все, они обречены на встречу и новый виток отношений.
Но в то же время противоположности всегда имеют больше общего, чем им кажется. Не только Джоэл, но и Клементина живет вполне обычной жизнью без грандиозных событий, она такой же винтик в огромном мире, как и он. Они принадлежат к одному социальному слою и поколению, не говоря о том, что все люди: яркие, и серые, конформисты, и неформалы — одинаково нуждаются в любви.
В чем смысл линии Мэри?
Мэри — живое доказательство того, что никакие манипуляции с человеческим сознанием не остаются безнаказанными: они одинаково печально заканчиваются и для тех, кем манипулируют, и для тех, кто манипулирует. В то же время ее повторная, так сказать, влюбленность в доктора Мерзвияка еще раз подтверждает: противоположности притягиваются, и пока эти противоположности находятся рядом, они будут притягиваться снова и снова.
Почему у Клементины разноцветные волосы?
Многие поклонники (а еще сильнее) поклонницы Кейт Уинслет были разочарованы экзотическими цветами ее волос в фильме — зеленым, красным и синим. Мало того, что такие оттенки не идут актрисе: в кадрах с синими волосами бросаются в глаза еще и отросшие корни. И хотя лицо Кейт Уинслет — вопреки кошмару на голове — все равно сохраняет привлекательность, напрашивается логичный вопрос: зачем этот кошмар понадобился?
Самый простой и логичный ответ: необычный цвет шевелюры подчеркивает необычность личности Клементины, ее бунтарский дух и пренебрежение правилами. Но возможно еще одно объяснение, согласно которому каждый цвет волос имеет свое значение: зеленый — надежда, красный — эмоции, агрессия, синий — стабильность, переходящая в рутину.
Что было дальше с Джоэлом и Клементиной?
Финал фильма можно назвать открытым: мы знаем, что герои остались вместе, но надолго ли? Сумели ли они извлечь уроки из всего, что произошло, или опять разругались? Как ни странно, это не имеет значения. Они были счастливы, пока были вместе — и это главное.
Рецензия к фильму «Вечное сияние чистого разума» от ///Jake///
Ты можешь стереть что-то из памяти,но не из сердца
Что чувствует мужчина к женщине? Что такое чистый разум,одиночество и истинная любовь? Ответы на эти вопросы может дать фильм Мишеля Гондри «Вечное сияние чистого разума». Кому-то картина покажется обычной,кому-то скучной,а кому-то запомнится на всю жизнь и станет одной из любимых. Естественно, последний вариант приемлим для людей,любящих драматический жанр кино и которым хочется иногда в своей жизни просто порассуждать.
Сюжет строится вокруг простого и скромного парня Джоэля,который почти постоянно находится в депрессии. Мы видим,как он ведёт свой дневник,куда записывает каждый день своей(как он сам её называет) никчёмной жизни. В его дневнике-мрак,отчаяние,безысходность,потерянность. Всё это ощущает конечно же любой одинокий человек. Но,как видно дальше,судьба улыбается застенчивому Джоэлю,и он случайно знакомится в поезде с девушкой по имени Клементина. Она-абсолютная противоположность Джоэля,шумная,интересная,необычная девушка,не похожая на всех. Но всё же есть одно сходство между ними-всё то же одиночество.Они влюбляются друг в друга,что неудивительно. Казалось бы всё,как нельзя становится лучше. Но с этого как раз и начинатеся главная завязка фильма. Вскоре Джоэл узнает,что Клементина стёрла все воспоминания о нём с помощью технологий,доступных в настоящее время. Джоэл обижается на этот шаг своей подруги и решает сделать такую же операцию. Думается,что дело с концом,пусть и не далеко успешным,но проблема на сей раз связывается уже с самим Джоэлем. По мере стирания памяти,он понимает,что Клементина-единственный свет в конце тунеля его жизни,единственное,чем можно дорожить, понимает,что сильно любит её. И чем меньше становится воспоминаний,тем больше становится любовь.
Теперь отодвинемся от сюжетной линии и познакомимся с актёрским составом,который,как выясняется,обещает быть качественным. Джим Керри(Джоэл) сыграл своего героя идеально и передал его застенчивый и спокойный темперамент как нельзя лучше. Стоит отметить,что это одна из немногих драматических ролей Джима,и в этом фильме он раскрывает данный потенциал отлично,за что стоит безусловно порадоваться. Кейт Уинслет(Клементина) давно всем запомнилась своим талантом играть совершенно разные типы своих героинь. И тут ей досталась непростая роль немного отчаявшиейся активистки и «белой вороны». Да,в дуэте с Керри она спелась шикарно,они смотрелись,как одно целое и доставили немало улыбок зрителям. Также стоит сказать пару слов о второстепенных актёрах. Из известных имён отметим героев Элайджи Вуд и Кирстен Данст. Пускай и не слишком талантливо,но вполне хорошо сыграно для второго плана.
Вечное сияние чистого разума | ||
---|---|---|
108 минут | ||
Страна | Соединенные Штаты | |
Язык | английский | |
Бюджет | 20 миллионов долларов | |
Театральная касса | 74 миллиона долларов |
СОДЕРЖАНИЕ
участок
Блаженны забывчивые: они «берут верх» даже в своих промахах.
После драки Джоэл Бариш обнаруживает, что его подруга Клементина Кручински стерла воспоминания о нем нью-йоркской фирмой Lacuna. Убитый горем, он решает пройти ту же процедуру. В процессе подготовки он записывает кассету для Lacuna, излагая свои воспоминания об их изменчивых отношениях.
Сотрудники Lacuna работают над мозгом Джоэла, когда он спит в своей квартире, так что он просыпается, не помня о процедуре. Один сотрудник, Патрик, уезжает к Клементине; после ее процедуры он использовал воспоминания Джоэла и Клементины в качестве ориентира для соблазнения ее. Пока процедура запускается в мозгу Джоэла, технический специалист Стэн и секретарь Мэри занимаются сексом.
В квартире Джоэла, пока Стэн на улице, Мэри говорит Говарду, что любит его, и они целуются. Приходит жена Ховарда и видит их через окно. В ярости она говорит Говарду сказать Мэри правду: что у Мэри и Ховарда ранее был роман, и что Мэри стерла свои воспоминания. С отвращением Мэри крадет записи Лакуны и отправляет их пациентам, включая Джоэла и Клементину.
Джоэл просыпается, его воспоминания о Клементине стираются. Он отправляется в Монток импульсивно и снова встречает Клементину в поезде домой. Они тянутся друг к другу и отправляются на свидание на замерзшую реку Чарльз в Бостоне. Джоэл отвозит Клементину домой, и Патрик видит их, понимая, что они снова нашли друг друга. Джоэл и Клементина получают свои записи Lacuna и слушают их записи. Они шокированы горькими воспоминаниями друг о друге, но соглашаются попробовать еще раз.
Бросать
Производство
Разработка
Кауфман не хотел превращать фильм в триллер и хотел преуменьшить научно-фантастические аспекты стирания памяти, сосредоточившись на отношениях. У него была «огромная борьба» при написании сценария, в частности, он столкнулся с двумя проблемами: отображением «воспоминаний, реакцией Джоэла на воспоминания и взаимодействием Джоэла с Клементиной вне воспоминаний в воспоминаниях» и тем фактом, что персонажи могли ссылаться в более поздние сцены к уже стертым воспоминаниям.
Съемки и пост-продакшн
Исландский редактор Валдис Оскарсдоттир отредактированный фильм, и она по сообщениям противоречили Гондри во время редактирования. Кауфман также принимал активное участие в монтаже фильма. Редактирование было долгим процессом, так как не было необходимости торопиться. Было проведено несколько тестовых просмотров фильма, которые вызвали положительные отзывы.
Музыка
Саундтрек Eternal Sunshine of the Spotless Mind получил в целом положительные отзывы. AllMusic охарактеризовал его как «почти такой же ловкий» и охарактеризовал музыку Брайона как «интимную» и «вызывающую воспоминания о любви и воспоминаниях». В других положительных рецензиях отмечался эмбиентный характер музыки и хвалили кавер Бека на «Everybody’s Got to Learn Sometime». Недоброжелатели саундтрека раскритиковали альбом за отсутствие идентичности и его депрессивную атмосферу. Даже недоброжелатели хвалили способность оценки вписаться в сюжет, что является общей оценкой для многих обзоров.
Анализ
Философ Кристофер Грау в «Журнале эстетики и художественной критики» обсудил, как он воспринимал фильм как имеющий свою собственную определенную философию, помимо рассмотрения идей философского характера.
Выпускать
Театральная касса
Продюсированный с бюджетом в 20 миллионов долларов, фильм « Вечное сияние чистого разума» открылся 19 марта 2004 года в США, заработав 8 175 198 долларов за первые выходные в 1353 кинотеатрах. Фильм занял седьмое место в прокате уик-энда и оставался в кинотеатрах в течение 19 недель, заработав 34 400 301 доллар в США и 39 636 414 долларов на международных рынках, в общей сложности 74 036 715 долларов по всему миру. «Вечное сияние чистого разума» по состоянию на июнь 2018 года является самым прибыльным фильмом Кауфмана и вторым по прибыльности фильмом Гондри.
Критический ответ
Роджер Эберт из Chicago Sun-Times в своем первоначальном обзоре 2004 года дал фильму 3½ из возможных 4. Он пересмотрел фильм в 2010 году, когда назвал Кауфмана «самым одаренным сценаристом 2000-х годов» и пересмотрел рейтинг до полной. четыре звезды, добавив его в свой список « Великих фильмов ». А.О. Скотт из The New York Times похвалил фильм за то, что он «интеллектуален, формально и концептуально сложен, полон литературных намеков и столь же беззастенчиво романтичен, как любой другой фильм, который вы когда-либо видели». Time Out подвел итог их обзора, сказав: «Громадная ось Гондри / Кауфман / Керри работает чудо за чудом, выражая ошеломляющую красоту и экзистенциальный ужас оказаться в ловушке в собственном запутанном уме, и в аллегориях самосохраняющей амнезии сломленного человека. но обнадеживающее сердце «.
Энн Хорнадей в обзоре для The Washington Post сказала: «Даже когда она вынуждена носить костюмы и парики, которые делают ее похожей на Пеппи Длинныйчулок после подпитываемой кислотой поездки на комиссионный рынок, Уинслет сохраняет обнадеживающее равновесие. Это требует от актера ее устойчивости. разыграть кого-то такого безумного «.
Похвалы
Домашние СМИ
Универсальный Home Entertainment выпустила Вечное сияние чистого разума на DVD 28 сентября 2004. Blu-Ray издание релиза произошел в США 25 января 2011 года.
Наследие
Сериал
В октябре 2016 года Anonymous Content объявили, что будут работать с Universal Cable Productions над созданием телесериала по фильму. Кауфман не участвует в написании шоу. Проект все еще находится на стадии планирования. По состоянию на 2021 год он так и не вышел, несмотря на пять лет работы над сценарием.