венчание ивана iv в успенском соборе
ЦЕРЕМОНИИ И ОБРЯДЫ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ
Успенский собор был не только общерусским соборным храмом, но и важнейшим общественным зданием, где проводились парадные церемонии и обряды, имевшие общегосударственное значение.
Четвертого февраля 1498 года в Успенском соборе впервые был совершен чин венчания на великокняжеский престол, во время которого Иван III торжественно возложил древние регалии – бармы и Шапку Мономаха – на своего внука Дмитрия. До этого на Руси не существовало подобного чина: великокняжеский титул передавался по наследству вместе с вотчиной, а в период монголо-татарского ига ярлык на великое княжение вручался князьям в Орде.
Ключевым событием русской истории стало венчание на царство юного Ивана IV, совершившееся в Успенском соборе 16 января 1547 года. В чине венчания Ивана IV были впервые торжественно и официально приняты титулы царя и самодержца, а в число регалий включены наперсный крест, что свидетельствовало о святости царской власти, а также скипетр и цепь. Позже, при венчании на царство сына Ивана IV Федора, было введено таинство миропомазания – символ богоизбранности царской власти. Во время венчания Бориса Годунова 1 сентября 1598 году ему, вместе со скипетром, была вручена держава или, как ее именовали тогда, «яблоко державное» – древняя инсигния власти византийских императоров. Последним венчанием было совместное возведение на престол малолетних правителей Ивана и Петра Алексеевичей в 1682 году.
В 1721 году царь Петр I принимает титул императора, объявляет Россию империей и вводит обряд коронации. Впервые этот обряд был проведен при коронации Екатерины I, жены Петра I, который сам возложил на нее корону. Последним в Успенском соборе 14 мая 1896 года короновали императора Николая II.
В кафедральном Успенском соборе поставляли глав Русской церкви – митрополитов и патриархов. До середины XV столетия русские митрополиты должны были ездить к патриарху константинопольскому на поставление в сан. В 1448 году митрополит Иона впервые был избран здесь собором русских епископов, что фактически положило начало независимости русской митрополии от Константинополя. Двадцать шестого января 1589 года в Успенском соборе совершилось поставление в первые русские патриархи Иова Иеремией II, патриархом Константинопольским, в присутствии царя Федора Ивановича.
В XIV – XVII веках собор служил усыпальницей глав Русской Православной церкви. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.
В Успенском соборе проводились и другие действа. Издавна повелось, что у гроба митрополита и чудотворца Петра, а также перед главной русской святыней – иконой Владимирской Богоматери – удельные князья и «все чины» присягали на верность великому московскому князю, а впоследствии царю; воеводы и князья получали благословение перед важнейшими военными походами и отмечали свои триумфы торжественными молебнами.
В Успенском соборе происходило освящение елея и мира – благовонных масел, использовавшихся в священных таинствах при соборовании умирающих, крещении, рукоположении священников, а также миропомазании царя при его венчании на царство.
Ежегодно 17 декабря в Успенском соборе совершалось театрализованное представление «Чина пещного действа» в память о трех вавилонских отроках Анании, Азарии и Мисаиле. Как повествует библейское сказание, они были брошены в огненную печь по приказу царя Навуходоносора за отказ поклониться языческим идолам и спасены посланным Господом ангелом, усмирившим огонь, который «попалил» их мучителей – «халдеев». Для этого чина в центре собора устанавливалась деревянная печь, а из-за иконостаса спускался изображенный на пергаменте ангел. По окончании действа невредимые отроки и «халдеи» приглашались в покои патриарха, где их ждали угощение и дары.
Здесь же проводились другие чины и священнодействия, например «чин православия», то есть возглашение анафемы отступникам, еретикам и государственным изменникам и поминание «ревнителей христианского благочестия». А в четверг на Страстной неделе совершался чин омовения ног, когда патриарх по образу Христа, омывшего в знак смирения и братской любви ноги апостолам, возливал воду из особой лохани на правую ногу двенадцати архимандритам – главам монастырей. Водой из лохани кропили и прихожан.
Бракосочетания совершались, как правило, в домовой великокняжеской церкви Благовещения; лишь те из них, которым придавалось государственное значение, проводились в Успенском соборе. Так, в 1391 году митрополит Киприан обвенчал здесь великого князя Василия Дмитриевича с литовской княжной Софьей Витовтовной. В 1472 году, как уже упоминалось, состоялось торжественное бракосочетание Ивана III и Софьи Палеолог, в 1505 году Василий III обвенчался с Соломонией Сабуровой, а в 1526 году, вторично, с Еленой Глинской, матерью Ивана Грозного. Восьмого марта 1606 года, в период Смуты и польско-литовской интервенции, в Успенском соборе были обвенчаны Лжедмитрий с Мариной Мнишек. В 1721 году здесь происходило венчание Петра I с Екатериной I и одновременно ее коронация.
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси
25 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля впервые состоялась торжественная церемония венчания на царство. Великий князь Московский Иван Васильевич стал первым официальным русским царем Иваном IV.
Идея венчания на царство принадлежит не самому Ивану, а митрополиту московскому Макарию, которую он высказал в декабре 1546 года. Правда предложение духовного пастыря Великому князю не могло не понравится. Дело в том, что все его предки (начиная с Василия I) уже мнили себя царями, несмотря на то, что формально находились под властью Орды.
А после падения Константинополя и женитьбы Ивана III (деда Грозного) на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, Москва и вовсе объявила себя Третьим Римом. И соответственно Великие князья московские становились преемниками византийских базилевсов.
Так что сама мысль о том, чтобы закрепить всё это официально в Москве зрела уже давно, поэтому предложение митрополита 16-летний Иван Васильевич встретил благосклонно. В итоге, венчание на царство состоялось уже через месяц после того, как митрополит завел об этом разговор.
Весь ритуал также был разработан Макарием. 25 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха. Иван Васильевич был помазан миром, благославлен митрополитом и торжественно «венчан бысть на Царство Русское», что означало официальное принятие юным государем царского титула.
Это венчание для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.
В историю первый русский царь Иван IV (прозванный Грозным) вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы. В его правление началась торговля с Англией.
Но также Иван IV ввел опричнину, которая сопровождалась разорением земель, массовыми репрессиями и террором против собственного населения, что пагубно сказалось на экономике государства. Поэтому спор об исторических итогах правления первого русского царя Ивана Васильевича идёт уже не одно столетие.
470 лет назад на царство венчался Иоанн IV
25 января 1547 года (470 лет назад) состоялось венчание на царство Иоанна IV (Грозного) – де-юре предпоследнего представителя московской ветви династии Рюриковичей. Факт в том, что на Руси это было ещё и первым венчанием на царство. Само же царство Иоанна продлилось до 1584 года с перерывом на весьма странный период правления Русью Симеоном Бекбулатовичем (1575-1576), необходимость которого для царя Всея Руси историки никак не могут однозначно объяснить даже при ссылках на исторические источники.
На момент венчания на царство Иоанну IV не исполнилось и 17-ти. При этом он уже в течение 13 лет являлся, как бы сейчас сказали, легитимным правителем Руси при наличии института регентства. Великим князем Московским.
Историография, особенно та, которая стала публиковаться в годы перестройки, была по-настоящему беспощадна к личности царя Иоанна. Складывается впечатление, что лица, взявшиеся за жизнеописание русского монарха, решили выпячивать наружу исключительно негативные стороны, причём, ещё и стараясь раздуть негатив настолько, насколько это вообще возможно. Добавляли таким «историкам» энтузиазма и отдельные западные «специалисты». Так, в одном из британских фильмов об истории России автор всерьёз заявляет, что Иоанн Грозный за время своего правления «с помощью опричников» казнил и замучил в застенках (внимание!) 10 миллионов человек. 10 миллионов! Это при учёте того, что историки оценивают общее население государства на тот момент не более чем в 12 миллионов человек. Видимо, у западной публики вопросов по поводу адекватности фильма «Би-Би-Си» не возникает.
Иоанн IV провёл ряд важнейших для государства реформ, включая реформу военной службы и судебной системы. При нём начали созываться Земские соборы. Были присоединены огромные территории: Казанское и Астраханское ханства, область Войска Донского, часть Сибири, земли ногайцев и территория Урала и Приуралья. Общая площадь государства выросла почти вдвое.
Церемониал венчания Иоанна IV на царство в последующие годы во многом заимствовали и другие русские самодержцы.
Хочу все знать
Альманах для любознательных
Страницы
Иван Грозный. Венчание на царство
2016/01/16
Иван IV Васильевич стал первым в истории Русским царем.
К концу XV века, во времена татаро-монгольского ига, московские князья являясь наместниками Золотой орды, часто именовали себя царями. Однако официальный титул царя на Руси появился 16 января 1547 года, после венчания на царство Ивана IV прозванного Грозным.
В этом выпуске альманах для любознательных «Хочу все знать» подготовил краткий обзор интересных фактов биографии Ивана Грозного и истории появления царей на Руси.
Родился будущий царь 25 августа 1530 года. Он был очень желанным ребенком, его рождения ожидала вся страна.
Отец Ивана, великий князь Московский Василий Ш, прожив двадцать лет в браке с Саломонией детей не имел. При помощи митрополита Даниила и части духовенства он отправил законную супругу, против её воли в монастырь. И в 1526 году женился на литовской княжне Елене Глинской. Через четыре года, когда Василию Ш было уже за пятьдесят, родился наконец-то наследник Иван IV, прозванный в последствии Грозным.
Когда мальчику было три года умер его отец, через пять лет умерла и мать. Иван рос в обстановке вражды и обмана, борьбы за власть между его опекунами – боярами.
Историк В. О. Ключевский в своём курсе «Русская история» пишет:
«. от природы получил он ум бойкий, гибкий и немного насмешливый, настоящий московский, великорусский ум. Но обстоятельства, среди которых прошло его детство, испортили его, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рос среди явлений боярского самоуправства. Придворные интриги, сцены произвола, какими ознаменовалась борьба боярских партий, были первыми впечатлениями Ивана».
Венчание на царство Ивана IV и его значение
На семнадцатом году жизни Иван объявил митрополиту Макарию, что хочет жениться, но прежде «исполнить древний обряд предков его и венчаться на Царство».
Надо отметить, что тут мнения историков расходятся. Ряд историков полагают, что инициатива принять царский титул не могла исходить от 16 летнего юноши. По их мнению, важную роль в этом сыграл митрополит — дав своё согласие на брак, он предложил Ивану Васильевичу прежде принять титул царя.
Но, есть и противоположная точка зрения, подчеркивающая идею, что у государя очень рано сформировалось стремление к власти. Надо отметить, что идея царского титула московских государей была для Ивана IV не нова. Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Грозного.
Однако ни Иван III, ни Василий III не смели дерзнуть называться царями перед иноземными государями. Их царский титул предназначался только для внутреннего, домашнего обихода: его упоминали в правительственных актах, имевших хождение исключительно внутри Московского государства.
Иван IV первый из московских государей почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле – «помазанника Божия» и желал принять титул, который до него не был официально признан.
14 января 1547 года, после молебна в Успенском соборе, духовенство и все бояре были приглашены к великому князю, который заявил им о своем намерении
«поискать прародительских чинов, как наши прародители, цари и великие князья, на царство и великое княжение садились, — и я также этот чин хочу исполнить и на царство и великое княжение сесть».
Венчание на царство состоялось спустя два дня, в воскресенье 16 января 1547 года.
Обряд венчания
Венчание на царство Ивана Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. Москва становилась царствующим городом, а русская земля – Русским царством. Молодой московский князь был помазан миррой, что по религиозному понятию означало «избранный Богом».
Церковь во всем этом имела определенный интерес: добиться приоритета в управлении государством и дальнейшего укрепления православия.
Однако процедура возведения к царской власти единовластного государя была проведена на Руси в первые, и в нарушение сложившейся практики, обряд совершил не Константинопольский патриарх, или папа Римский, а русский митрополит. Поэтому понадобились годы, чтобы титул царя за русским самодержцем был признан другими государствами. С 1554 года титул русского царя безоговорочно признавался Англией.
Окончательно преемство русским государем византийской короны было закреплено соборной грамотой духовенства восточной православной церкви, присланной с благословением патриарха Константинопольского царю Ивану IV в 1561 вместе с книгой царского венчания византийских императоров. В соборной («Утвердительной») грамоте 1561 был утверждён сан царя на Руси, а также изложен весь порядок священного действа («чин венчания на царство»). Соборная грамота, подтверждающая титул самодержца всея Руси, подписанная тридцатью шестью греческими митрополитами и епископами была утверждена в 1561 году Константинопольским патриархом Иософом.
Сам Иван Васильевич придавал большое значение признание его царского титула Польско-Литовским государством. Но Польша в течении всего XVI века так и не признала его титул.
Венчание Ивана IV на царство имело огромное значение для укрепления верховной власти, это событие стало началом эпохи становления Российского государства.
Т. Линд в историческом очерке «Иоанн Грозный», издания 1900 года писал:
«Царствование Иоанна IV, Грозного, занимает чрезвычайно важное место в нашей истории. Оно является временем полнейшего переворота в государственном строе России, а именно окончательного превращения раздробленной на мелкие удельные княжества Руси в Московское государство. Это было уже не свободное удельное княжество, а государство крепко сплочённое, в котором общество делилось на классы, обязанные нести различные государственные повинности».
Внутренняя политика государя всея Руси
По утверждениям историков, венчание Ивана Грозного на царство явилось началом периода жестокости и насилия на Руси со стороны Великого князя, получившего титул Императора. Вседозволенность и ее последствия привели к кровавому террору. Для подавления смуты, народных волнений в Москве и других городах применялись жестокие меры: страшные казни, в которых принимал участие сам царь.
Однако венчание Ивана Грозного на царство, как отмечают историки, имело и позитивные стороны для государства Российского.
Приняв в 1547 году в свои руки государственное управление, царь Иван Васильевич занялся его преобразованием. Были проведены реформы военной службы, государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне, состоялся первый Земский собор.
Изменения коснулись и судебной системы – в 1550 году был издан царский судебник, который не только описывал устройство суда в России и порядок его производства, но и включал новые законы касательно гражданских и уголовных дел. По повелению самодержца был составлен церковный судебник, известный также под названием «Стоглав»
В числе преобразований ограничение местничества (уложение о службе), обязывающее служить не только холопов, но и самих помещиков. Реформа местного управления предусматривала замену власти наместников на выборные органы. Это существенно ограничивало злоупотребления.
Большое внимание уделялось строительному делу. Обновлялись старые и появлялись новые каменные строения различного назначения В 1560 году в Москве появился красивейший храм Василия Блаженного, радующий взгляд и сегодня.
Венчание Ивана Грозного на царство привело к значительным изменениям и во внешней политике.
Внешняя политика ИванаIV Грозного
Царский титул позволил русскому царю не только укрепить власть, но и занять несколько другое положение в дипломатических отношениях.
До этих пор существовавший титул — «Великий князь» переводился как «принц» или «герцог». Титул же — «царь» переводили как «император», тем самым русский самодержиц приравнивался к единственному в Европе императору — императору Священной Римской Империи.
В результате укрепления военизированных сил расширены границы русского государства. В 1556 году была окончательно покорена и присоединена к Московскому государству Казань. В том же году покорено и Астраханское ханство.
Во время правления Ивана Грозного были присоединены Западная Сибирь, Башкирия и земли Ногайской Орды. 30 июня 1572 года рядом с Москвой состоялась решительная битва, в результате которой татары были разбиты и бежали, оставив в плену знаменитого полководца Дивей-Мурзу. С татарским игом было покончено навсегда.
Венчание Ивана Грозного на царство, и век его правления определены историками как время значительных перемен.
Первый русский царь — яркая личность истории
Ивана Грозного и его венчание на царство кратко можно охарактеризовать как яркое, и вместе с тем темное пятно в истории Великой Православной Руси.
Для истории венчание Ивана Грозного на царство в 1547 году стало началом знаменательной эпохи становления Российского государства. Иван Грозный превратил Россию в мировую державу и эта держава очень скоро заставила считаться с собой как азиатский Восток, так и европейский Запад.
На Руси состоялось первое венчание на царство
Во время татаро-монгольского ига московские князья привыкли считать себя царями, являясь наместниками Золотой орды. Кроме того, Византийского императора величали «цезарем», что на русский язык переводится как «царь». А великие князья хотели быть преемниками Византии.
Официальный титул царя на Руси появился (16) 25 января 1547 года, когда состоялось венчание на царство Ивана IV. Торжество прошло в Успенском соборе Московского Кремля. Позднее, в 1561 году, константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой.
Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха.
Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.
В историю первый русский царь, прозванный Грозным, вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы – единые органы управления. При нем был составлен Судебник – свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы. В его правление началась торговля с Англией. Но также Иван IV ввел опричнину, которая сопровождалась разорением земель и террором, что пагубно сказалось на экономике государства. Поэтому спор о результатах правления первого русского царя Ивана Васильевича идёт уже не одно столетие.