верхотурье женский свято николаевский монастырь
Верхотурье женский свято николаевский монастырь
Ежедневно с 9-00 до 17-00 (по местному времени) можно заказать требы по телефонам:
+7 9028735733 (WhatsApp, Viber, Telegramm),
+79028735799
Оплатить заказ на карту сбербанка 4274 3200 6144 7713
или оформить перевод на реквизиты Свято-Николаевского монастыря:
ИНН 6640001589
КПП 668001001
р/с 40703810916080100036
Уральский банк ПАО «Сбербанк России»
к/с 30101810500000000674
БИК 046577674
ОКПО 46644435
ОКОНХ 98700 ОКТМО 65709000
Назначение платежа: Добровольное пожертвование на уставную деятельность. Без НДС.
ОСОБЫЕ ПОМИНОВЕНИЯ
АКТАЙСКИЙ СКИТ СВЯТО-НИКОЛАЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ
В храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Актайского скита совершаются сорокоусты, сугубые прошения и особые поминовения:
В Актайском скиту также совершается Таинство Крещения детей и взрослых с полным погружением.
Заказать молитвы и особые поминовения можно через сайт одним из двух способов:
СПОСОБ 1
СПОСОБ 2
Используйте нижерасположенную кнопку Яндекс.Кошелёк(Юмани), занесите в форму данные вашей карты, в комментарии к платежу укажите название требы, имена тех, за кого необходимо помолиться и оплатите. К оплате принимаются банковские карты и операторы телефонной связи МТС, Билайн, ТЕЛЕ-2.
Обращаем ваше внимание!
Все ваши просьбы будут учтены и осуществимы. Да помилует и спасёт Вас Господь!
Первый на Урале
Покровский Верхотурский монастырь основан в 1621 году и скоро будет отмечать значительный юбилей – 400-летие. Первая женская обитель на Урале и в Сибири появилась в годы царствования Михаила Феодоровича Романова. С тех далеких лет отсюда исходит тихая молитва, здесь творится великое дело созидания души.
Верхотурье – маленький городок-острог – в XVII веке служил крепостью на пути в Сибирь. В эпоху утверждения новой царской династии как раз началось духовное освоение этого края. Владыка Киприан (Старорусенников), первый епископ только что учрежденной Сибирской епархии, следуя на Тобольскую кафедру, остановился в Верхотурье на несколько дней. Увидев немало вдов и дев, ищущих иноческой жизни по примеру уже существовавшего в Верхотурье мужского монастыря, архипастырь благословил устроить здесь женскую обитель. Прямо за острогом владыка повелел возвести храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В долгой летописи монастыря есть разные страницы. Сюда на некоторое время ссылали Марию Хлопову, невесту царя Михаила Феодоровича, не понравившуюся матери государя – старице Марфе. Стал монастырь местом ссылки и для Анны Алексеевны Долгорукой – сестры Екатерины Долгорукой, невесты Петра II.
Почти до конца XVIII столетия монастырь расширялся и благоустраивался, пользуясь покровительством государей и местных ктиторов. Одним из самых ревностных был Максим Походяшин, основатель известных Богословских заводов на притоке реки Туры, недалеко от Верхотурья: он возвел в обители два каменных храма – Покровский и Иоанно-Предтеченский с приделом святой великомученицы Варвары. Однако времена менялись: основной Сибирский тракт перенесли южнее – он пошел через Екатеринбург; закрылись таможни. Верхотурье, пострадавшее ранее от большого пожара, обеднело, и в 1782 году монастырь, ввиду отсутствия средств на содержание и в соответствии с уже действующей политикой секуляризации, упразднили. Монастырские храмы превратились в приходские.
Однако упразднение обители было лишь номинальным: старицы продолжали жить в кельях до 1853 года. В 1889 году здесь учреждается «Богадельное женское общежитие». Указ Святого Синода от 30 ноября 1895 года обращает его в Покровскую женскую общину, первой настоятельницей которой становится монахиня Агния (Панова).
Попечителем общины был Верхотурский Николаевский мужской монастырь. Его бывший настоятель архимандрит Григорий (Зеленин) вложил большие средства в ремонт и строительство обители, а мать отца Григория Мариамна Тимофеевна, в иночестве Мария, пожертвовала большую усадьбу со всеми зданиями – здесь поныне и находится Покровский монастырь. Старые храмы, воздвигнутые некогда Походяшиным, расположены рядом и также принадлежат обители. В 2018 году 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, впервые за сто лет в Предтеченском храме Верхотурья была совершена Божественная литургия.
В начале ХХ века обитель процветала, содержала детский приют, церковно-приходскую школу, 14 мастерских. Монастырские рукоделия стали известны в округе с конца XIX столетия. Вышивкой гладью и другими искусствами верхотурские сестры занялись по инициативе инокини Ольги (Кокоревой). Она же создала в Покровском монастыре прекрасный хор. Впоследствии инокиня Ольга – игумения Руфина – стала настоятельницей и возобновительницей Чердынского Иоанно-Богословского монастыря, привезла свет Русского православия за границу – в Харбин, Шанхай…
Историю монастыря в последующие годы, как и историю большинства русских обителей, можно писать практически под копирку: сначала сельскохозяйственная артель с оптимистическим названием «Надежда», потом разгон монахинь, многие из которых были отправлены в ссылку. Храмы использовали не по назначению, в Покровском до конца XX века действовала городская баня; на монастырской территории устроили детский дом.
Монастырь вернули Церкви в 1991 году. Восстанавливали его сестры, которым довелось еще соприкоснуться со старой монашеской средой. Например, детство монахини Агнии, нынешней насельницы Покровской обители, подвизающейся здесь более двадцати лет, прошло в кругу ссыльных монахинь. Они ей и посоветовали пойти в монастырь, от них она унаследовала: главное – иметь в сердце благодарность за всё и крепкую веру, что Господь не оставит.
Первой настоятельницей возобновленной обители стала монахиня Василисса (Занкова). На ее плечи легли самые тяжелые испытания. Она отдавала все силы для возрождения монашеской жизни, Покровский храм, занимаемый баней, приходилось даже брать «штурмом». После отвоевания – проводить длительную реставрацию. Это дело продолжила игумения София (Любых), она руководила обителью почти двадцать лет. Последние годы жизни пребывала на покое в родном монастыре. Сейчас рядом стоят два одинаковых мраморных креста – на могилках двух первых после возрождения настоятельниц …
Конечно, нынешним сестрам непросто: Верхотурье до сих пор находится в стороне от широких путей, население насчитывает всего около пяти тысяч. Но – тишина, воздух, какого в больших городах не сыскать, речка Тура, извивающаяся среди холмов, красота… Да и весь этот необычный город с его святынями, обителями, храмами, с последним возведенным в нашем отечестве кремлем, огромным Крестовоздвиженским собором мужского Николаевского монастыря – совсем не захолустье. И оказывается, везде можно и нужно открывать мир, его многогранность, познавать новизну.
– Слава Богу, – говорит матушка Магдалина, – здесь я дома. Всё как-то устраивается. Владыке говорю: «Мы домой поехали». А он: «Где ваш дом?» – «Монастырь, конечно, а где еще…» Сейчас готовимся к престольному празднику, для нас это радостное событие.
В маленьком городке у монастыря человек пятнадцать постоянных прихожан, но приезжают гости, добираются сюда из Москвы и других городов. Едут за тишиной, красотой. Паломники Верхотурья чаще всё же прибывают сюда поклониться мощам праведного Симеона Верхотурского, но практически каждый дойдет и до Покровского монастыря, поклонится святым мощам блаженного Космы Верхотурского († 1706), чудному образу Божией Матери «Умиление», – его создали – вышили монастырские сестры. В годы безбожной власти икону прятали, закопав в землю…
– Чтобы разобраться в монастырской жизни, надо просто жить… сглаживать неровности своего характера в общем житии, притираться… Без этого никак. Умный человек и так увидит, как надо, и как не надо делать, всё жизнь подскажет. А без смирения, терпения и несения послушаний – никак нельзя в монастыре. Со своим «я» тут невозможно.
– Как же вам, игумениям, удается всё знать, во многом разбираться? Вы можете и архитектору совет дать, и поварам… А университетов за плечами не было…
– Сила Божия в немощи совершается. Если Господь поставил на это послушание, Он и поможет. Да Божия Матерь никогда не оставит.
– Матушка, о чем же вы мечтаете?
– Если будем живы, надо развивать сыроварню. Дело это меня захватило в хорошем смысле. Думаю об устройстве гончарной мастерской. Храмы нам надо восстановить, да Богу и людям послужить и помолиться за этот мир. Земля эта освящена молитвами сестер. Так мы потихонечку и продолжим…
По святым местам. Покровский женский монастырь Верхотурья. Часть 1
Аудио
Программа «По святым местам» приехала в Верхотурье. Уже четыре века здесь стоит женский Свято-Покровский монастырь. О нем наш сегодняшний рассказ.
Игумения Магдалина (Сулеменева), настоятельница Свято-Покровского монастыря:
– Наш монастырь считается одним из самых первых женских монастырей на Урале и в Сибири; 400 лет – очень значимая цифра не только для нашего монастыря, но и для Верхотурья и всего Урала в целом.
Это сейчас Верхотурье – духовная столица Урала, город мирный, тихий, с колокольным перезвоном и неспешными горожанами. А в конце XVI века, когда здесь начали строить деревянный острог, народ в Верхотурье жил суровый – люди военные, торговые, а еще немало ссыльных. Главная крепость на пути в Сибирь и держала оборону, и контролировала все сделки по продаже пушнины, и была пересыльной тюрьмой. Видимо, именно в таких тяжелых испытаниях люди больше всего нуждались в любви и покрове Царицы Небесной.
Монахиня Силуана (Черненко), насельница Свято-Покровского монастыря:
– Монастырь образован в 1621 году по благословению епископа Тобольского Киприана. К нему обратились верхотурские женщины с просьбой создать женскую общину, и он, поговорив с воеводами, с посадскими людьми, повелел построить церковь Покрова Пресвятой Богородицы и келью на десять монахинь.
И вот за острогом строят деревянный храм в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Именно с этого места на берегу реки Туры и начинается история Покровского монастыря. Здесь был построен первый деревянный храм святой обители, церковь несколько раз перестраивали, пока в середине XVIII века не возвели каменный храм. Каменная Покровская церковь была закрыта в 1929 году, храм предали поруганию, но удивительно, что до наших дней дошел фрагмент росписи. Вот он – покров, который Матерь Божия распростерла над Верхотурьем и над насельницами, что когда-то жили в монастыре. Приходилось им непросто с самого начала, так как первая Покровская деревянная церковь очень быстро обветшала.
– Царь Михаил Романов послал сюда телеграмму и повелел, чтобы этот монастырь огородили хорошей оградой, выделили пашенную землю, сенокосные угодья, чтобы давали хлебное жалованье, назначили священника, диакона и пономаря. Вот такая хорошая грамота пришла – обо всем позаботился царь, но так получилось, что первый воевода по какой-то неведомой причине это не выполнил, а наши сестры-монахини больше 20 лет терпеливо ждали, когда эта челобитная будет выполнена.
И только благодаря помощи другого государя, Алексея Михайловича, во второй половине XVII века в монастыре появился новый Покровский храм с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи, а уже в следующем столетии рядом с Покровским храмом появился отдельно стоящий Иоанно-Предтеченский. Случилось так, что на освящении каменного Покровского храма присутствовал заводчик Максим Походяшин, радость инокинь омрачало одно – у церкви не было колокольни. Под впечатлением праздника Максим Походяшин обещал построить рядом еще один каменный храм, но теперь уже с колокольней.
– Надо сказать, что первое время наш монастырь существовал на поддержку богатых горожан, особенно помогал купец Максим Походяшин. Это был богатый купец-горнозаводчик, и он сразу же распорядился, что рядом будет построен другой храм, двухэтажный, в 1776 году его освятили. На территории Верхотурского женского монастыря было два храма – вот такое счастье.
В одном из лучших образцов уральского барокко в советское время сделали гараж. Сейчас основная территория монастыря находится через дорогу. Дело в том, что к концу XVIII века Покровский монастырь был расформирован из-за недостатка средств. Жизнь общины возобновилась спустя более полувека, в 1896 году, рядом с историческим местом. В XIX веке здесь стояла усадьба Марии Зелениной. Мария Тимофеевна была мамой настоятеля верхотурского Николаевского монастыря архимандрита Григория Зеленина.
– Он построил для сестер деревянный двухэтажный дом, мама его была богатой и отдала эту землю, где мы сейчас находимся, это было ее имение, и сама она приняла монашество с именем Мария. К 1913 году наш монастырь достиг очень хороших успехов, перед революцией здесь еще был приют для девочек, жили до тысячи монахинь, были разные производства (ткацкое, пошивочное – сестры шили священническое облачение), большое хозяйство.
А в 1902 году освящают новый Покровский храм, сейчас это главная монастырская церковь. В Верхотурье паломники едут поклониться праведному Симеону, мощи которого находятся в Крестовоздвиженском соборе Никольского монастыря, но с именем подвижника связан еще один сибирский святой – блаженный Косма Верхотурский.
– Вся Россия едет в Верхотурье, от Мурманска до Сахалина, и в первую очередь едут к святому Симеону, его все знают. А когда к нам приходят, мы подводим сразу к мощам святого Космы. И быстро помогает святой Косма. Почему люди его любят, почему к нему едут? Потому, что помогает. О чем просим? Чем святой страдал при жизни сам, тем и помогает нам. А святой Косма страдал больными ногами – такой был Божий Промысл.
В верующей семье родился такой мальчик-калека, который никогда в жизни не ходил, только ползал, а на седьмом году совершил свое первое чудо – пополз по воде. За нами река Тура, по ней он и пополз. Записи нам оставил его родной дядя Федор Павлович Немтинов. Когда город узнал – ахнул: это же чудотворец, по воде ползет. И потом уже все знали, что особый мальчик растет; он очень рано узнал Господа, уползал молиться в храм Пресвятой Троицы, сейчас это стройный собор на площади, а в XVII веке там была деревянная церковь. Он любил туда уползать, молиться там, а когда стал взрослым, принял на себя подвиг Христа ради юродивого. Это очень трудный подвиг, наверное, самый трудный, но самое главное чудо весь мир знает – 25 сентября 1704 года, когда переносили мощи святого Симеона, по просьбе Космы они стали тяжелые, монахи не могли их держать, опустили на землю. Служили молебен, и пока он служился, святой Косма отдыхал. Отслужили молебен, мощи опять стали нормальные.
Блаженный Косма погребен в ограде верхотурского Троицкого собора. Над местом его погребения одна благочестивая вдова соорудила часовню.
– Косму Верхотурского почитали еще до революции. Видимо, сестры имели какое-то особое почитание этого святого, потому что когда монастырь закрылся в 1924 году, чтобы избежать поругания мощей (мощи находились в часовне на территории Верхотурского кремля, как написано в истории), сестры тайно отрыли их и перезахоронили около Успенского храма. И после того, как обрели эти мощи, святой возжелал лежать в нашем храме для поклонения.
– Этим мощам 314 лет. Люди едут и молятся, когда ноги болят, позвоночник, когда есть неходячий ребеночек в семье, – приезжают к Господу с горячей верой, со слезами. Господь обязательно поможет! Мы молимся святому Косме, а он просьбу ко Господу несет. Недавно был случай, привозили мальчика из Новоуральска – начал ходить. У них особый случай: после родов маме сказали, что ребенок ходить не будет, мама мужественно это восприняла и не опустила руки. Постоянно читали молебен святому Косме о младенце Максиме, постоянно ножки растирали этим маслом – мальчик пошел на шестом году. Мы его знали с пеленок, он не должен был ходить, но пошел – какая милость Божия!
Чтобы радовать паломников, монастырь с четырехвековой историей идет в ногу со временем – сестры разводят здесь южноамериканских альпак.
Монахиня Текуса, насельница Свято-Покровского монастыря:
– Они у нас третий год, сначала было пять, в августе родилась еще одна девочка, в этом году родились трое. Очень доброжелательные животные, спокойные, но стадные. Если одна убежит за ворота, далеко не убежит. Они ласковые животные, с ними хочется общаться, возле них просто отдыхаешь. Особенно детишки рады…
Ричард, Артур, Лайма, Алиса, Агата – эти прозвища выбрали сами монахини. Как известно, общение с братьями нашими меньшими положительно сказывается на самочувствии человека, существует специальная альпакотерапия. Ее смысл в том, что когда человек гладит мягкую шерстку этих животных, в его организме вырабатываются эндорфины, что в целом положительно сказывается на здоровье. А из свежего молока коров и горных козочек делают изысканные сыры – всё по традиционным итальянским или французским рецептам.
Наш рассказ о святой обители мы продолжим, вспомним и о том, как сюда приезжала святая преподобномученица Елисавета Феодоровна, узнаем больше об иконе Божией Матери «Умиление» и о том, как в наше время возрождалась эта святая обитель.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Свято-Покровский женский монастырь в Верхотурье
Решила вернуться к рассказу о нашей поездке в Верхотурье летом 2015 г. Тогда мы сначала проехались по святым местам от Актая до Меркушино, и на обратном пути заехали в Верхотурье. Это была вторая наша поездка сюда. Первый раз мы посетили старейший город Свердловской области в январе 2015 г., об этом можно почитать здесь и здесь. Зимой за один день мы успели посмотреть только Верхотурский Кремль, исторический музей и Свято-Николаевский мужской монастырь, а вот Свято-Покровский женский монастырь посмотреть не успели, поэтому в июне возвращаясь из Меркушино, первым делом заехали в Верхотурье в женский монастырь.
Оставив машину на парковке на углу улиц Советская и Клубная, направились к монастырским строениям. На улице Клубной заметили интересные старые здания.
Оказывается это корпуса уездной больницы, построенные в 1883 г.
Один из корпусов бывшей уездной больницы. Архитектор Г.И. Капустин. Сейчас здесь терапевтический корпус районной больницы.
Впереди по левую сторону улицы Клубной белостенный монастырь с синими куполами и серебристыми маковками и крестами. Женский монастырь, так же как и Верхотурский кремль стоит на левом берегу реки Тура, только ниже по течению.
Вид на Свято-Покровский женский монастырь. Двухэтажное здание перед монастырём — это поликлиника.
Свято-Покровский женский монастырь появился в Верхотурье в 1621 г., это был первый женский монастырь на Урале и в Сибири. Но строения, что мы видели перед собой за монастырской оградой, появились намного позднее.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, её ещё называют Новая Покровская церковь, заложена была в 1898 г., освящена в 1902 г.
При советской власти монастырь был закрыт в 1924 г. В Покровском женском монастыре разместили детский дом, а в церкви сделали баню. В 1991 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье. С того времени началось постепенное восстановление и самого храма, и других монастырских строений. В принципе мы правильно сделали, что зимой 2015 г. не стали заходить в женский монастырь, т.к. Новая Покровская церковь стояла ещё в строительных лесах. Это фото мы сделали тогда с противоположного берега Туры.
Реставрация Новой Покровской церкви.
На территории монастыря сразу у входа слева — небольшое летнее кафе, где можно купить мороженое, сок. В жаркий день самое то, что нужно. Рядом с входом в церковь Покрова Пресвятой Богородицы — маленькое деревянное строение, где можно взять, и надень юбку и платок для посещения церкви. Там даже зеркало маленькое есть.
По сравнению с храмовым комплексом в селе Меркушино, откуда мы ехали, здесь, в Свято-Покровсом женском монастыре, народу было очень мало. Видимо турфирмы сюда ещё не возят туристов. Может быть, потому что на территории ещё ведутся ремонтные работы на других монастырских строениях. Хотя на территории мужского монастыря Верхотурья тоже ведутся ремонтные работы, а туристов туда автобусами возят; но там вообще-то и храмов больше, как числом, так и размерами, да и музей есть. Но мне понравилась тишина женского монастыря, никакой суеты.
Вход в церковь со стороны колокольни.
Внутри фотографировать не стала. В церкви Покрова Пресвятой Богородицы хранится рака с мощами блаженного Косьмы. Я рассказывала предание об этом блаженном в статье «Туризм и паломничество». Другая святыня Покровского женского монастыря – икона Богоматери «Умиление». Я ещё никогда не видела подобной иконы, она не просто написана, образ Богоматери одет в бархатные одежды, украшенные бисером и каменьями. И вся икона увешана серебряными и золотыми цепочками с крестиками, с иконками, кулонами, серьгами. Видимо молящиеся одаривают икону, наверное, она им помогает.
Фото иконы Богоматери «Умиление» взято с сайта Свято-Покровского женского монастыря http://www.v-pocrov-m.ru.
Икону Богоматери написала в начале ХХ века матушка Ангелина, настоятельница Успенского монастыря, который находился рядом с Верхотурьем. Вместе с сестрами монастыря она сшила для образа ризу и вышила её бисером и камнями. На монастырском сайте написано, что икона «Умиление» «особенно помогает женщинам, которые желали бы иметь детей».
После революции монахини прятали икону. По преданию, она 40 лет пролежала в земле. В 1970-х — 80-х годах икону передали в приход Успенской кладбищенской церкви города Верхотурье, а в 1992 году во вновь открытый Покровский женский монастырь.
Выйдя из храма, сфотографировала ещё строения на территории монастыря. Напротив колокольни — жилой монастырский корпус (начало XX в.). Снаружи здание уже отремонтировано, возможно, внутри ещё велись ремонтные работы, т.к. на углу был собран строительный мусор.
Жилой монастырский корпус.
За церковью в строительных лесах главный монастырский корпус с настоятельскими покоями и службами (1902 – 1910 г.г.).
Главный монастырский корпус.
На наружной стене алтарной части Ново-Покровской церкви — образ Покрова Пресвятой Богородицы. Говорят, в советское время его пытались закрасить, но образ всё равно проступал на стене.
Образ Богородицы на стене церкви.
Вид на Новую Покровскую церковь.
На осмотр женского монастыря ушло немного времени, ведь здесь только одна церковь. Но недаром её называют новой, значит, есть и старая. Её и отправились мы дальше смотреть, а вернее их, т.к. у Свято-Покровского монастыря было когда-то две церкви. Они рядом, буквально через дорогу. Сейчас эти церкви в полуразрушенном состоянии.
Полуразрушенные церкви Покровского женского монастыря.
Именно на этом месте, где мы видим полуразрушенные храмы, и находился изначально Покровский женский монастырь. Интересна его судьба. Оказывается, большевики-то были не первые, кто закрывал монастыри. В 1764 г. императрица Екатерина II издала Указ «О секуляризации монастырского землевладения», что означало изъятие земель и крепостных крестьян из монастырской собственности и передачу их в государственную казну. В свою очередь Екатерина II лишь завершила церковные реформы начатые царём Алексеем Михайловичем и императором Петром I. Вообще же секуляризация в той или иной мере начала применяться в Европе ещё с VIII века, а в России первые её признаки появились в XIV веке. В ходе церковной реформы почти половина монастырей упразднилась, часть из оставшихся стали получать денежное содержание от государства, а остальные объявлялись «заштатными» и должны были содержаться на добровольные народные пожертвования. Покровский женский монастырь в Верхотурье подлежал упразднению.
Как же складывалась история первого на Урале и в Сибири женского монастыря?
Первый монастырский храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1621 г. был деревянный. Почти до середины XVIII века на месте первой церкви сменилось церквей шесть, какие-то ветшали, какие-то сгорали в пожарах, пока в 1744 г. не заложили каменный храм. Освятили его в 1753 г. Но каменный Покровский храм был без колокольни. Присутствовавший на освящении верхотурский купец Максим Походяшин, будущий горнозаводчик и владелец Турьинских рудников, впечатлившись праздником, пообещал монахиням построить рядом ещё один каменный храм с колокольней. Обещание он выполнил.
Строительство началось в 1754 г., а в 1768 г. вторую каменную церковь женского монастыря освятили. В народе её называли «Походяшинской», официальное название Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Сама церковь была двухэтажная, высота многоярусной колокольни 50 м, т.е выше колокольни Троицкого собора Верхотурского кремля.
Фото Иоанно-Предтеченской церкви из путеводителя.
Построенная на Походяшинские деньги церковь дала начало новому архитектурному стилю – уральское барокко. Другие Походяшинские храмы продолжают этот стиль: Введенский собор в Богословском заводе (ныне Карпинск, 1761—1776 гг.) и Петропавловская церковь в Петропавловском заводе (ныне Североуральск, 1768—1798 г.). Имя Максима Походяшина я довольно часто встречаю, изучая историю родного края — Среднего и Северного Урала. Этот человек внёс большой вклад в развитие Урала и Богословского горного округа в частности.
Не долго монахини радовались «Походяшинской» церкви с колокольней. Вторая каменная церковь ещё строилась, когда пришла весть об упразднении женского монастыря в Верхотурье. Ещё какое-то время монастырь существовал, вероятно, благодаря материальной помощи горнозаводчика Максима Походяшина. В 1781 г. благотворитель умер, и в 1782 г. монастырские церкви стали приходскими.
Вид на Верхотурье с правого берега Туры. На заднем плане видны церкви Покровского монастыря: старая Покровская и Иоанно-Предтеченская. Фото сделано с экспозиции в музее Верхотурского кремля.
По некоторым сведениям оставшиеся монахини продолжали жить в кельях до 1853 года, когда было официально признано существование при Покровской церкви женской богадельни, которая указом Пермской духовной Консистории была принята в Епархиальное ведомство в качестве «Богадельни», а в 1889 году она становится «Богадельным женским общежитием».
Указ Святого Синода от 30 ноября 1895 года обращает «Богадельное общежитие» в «Покровскую женскую общину». Она открывается 27 марта 1896 года. В июле 1897 года Покровская община получает от государства в безвозмездное владение земельный и лесной участок размером сто десятин в шести верстах от города. Многое сделал для восстановления Покровской обители бывший архимандрит Григорий (Зеленин) Верхотурского Николаевского мужского монастыря, а его мать Мария Зеленина, пожертвовала обители большую усадьбу со всеми зданиями. В этой усадьбе и была заложена в 1898 г. Новая Покровская церковь. И в 1907 г. в Верхотурье официально снова состоялось открытие Покровского женского монастыря.
Казалось бы, все невзгоды Покровского женского монастыря закончились.
«В 1909 г. все население обители состояло из 5 монахинь, 148 послушниц и 12 девочек из детского приюта. В обители было 14 мастерских: рукодельня изящных работ, иконописная, где изготавливались иконы на дереве и полотне, мастерские платьев и церковных облачений, ткацкие мастерские: отдельно для ковров, шерстяных тканей, холстов и паласов, а еще чеботарная, цветочная, чулочная, переплетная, лудильная. В 1911-1912 гг. открыла свои двери церковно-приходская школа.
В 1914 г. обитель, в качестве паломников, встречала важных гостей: Великую Княгиню Елисавету Федоровну и близкую подругу Императрицы фрейлину Анну Вырубову.»
Но вскоре в России произошла революция, и снова очередное закрытие монастыря, на этот раз большевиками, и гонения на верующих и разрушения церквей.
Очень жаль, что от Иоано-Предтеченской церкви мало, что сохранилось. Глядя на эти развалины сложно представить, как красива была Походяшинская церковь.
То, что осталось от «Походяшинской» церкви.
С этой стороны можно разглядеть элементы архитектурного декора частично сохранившегося нижнего яруса церкви Рождества Иоанна Предтечи.
Рассматривая фотографии верхотурских храмов, заметила, что точно такой же архитектурный декор над окнами повторяется в Знаменской церкви (1781 г.), расположенной в «Ямской слободе» Верхотурья, тоже полуразрушенной.
Знаменская церковь. Фото сделано в январе 2015 г.
В советские годы в Иоано-Предтеченской церкви был гараж городской больницы. Заглянула внутрь, там полно мусора, на стенах местами видна копоть, наверное, когда-то здание горело.
Сейчас в полуразрушенной Иоанно-Предтеченской церкви свалка.
Старая Покровская церковь сохранилась лучше. Нашла информацию, что в советские годы здесь была рыболовецкая артель.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая Покровская).
На старой Покровской церкви архитектурные украшения попроще, чем на Походяшинской.
Зайти внутрь не удалось, на дверях замок, на окнах решётки.
Старая Покровская церковь. На крыше уже выросли деревья.
Но видно, что в здании чисто, нет помойки.
Обходя вокруг старой Покровской церкви, заглядывая в зарешеченные окна, заметила сохранившиеся фрески на куполе. Просунула руку с фотоаппаратом за решётку, вот такие фото получились.
Думаю, старую Покровскую церковь скоро восстановят. В Свердловской области действует Комплексная областная целевая программа «Формирование туристско-рекреационной зоны «Духовный центр Урала». В Верхотурье сейчас много всего делают под эту программу. Видела в интернете даже проект восстановления церкви Рождества Иоанна Предтечи. Красиво будет, если восстановят, главное что бы смогли воссоздать, как оно было раньше, а не новодел бутафорский соорудили.
План Покровского женского монастыря в Верхотурье. С сайта «Соборы.ру».
Такая вот история у первого женского монастыря на Урале и в Сибири. Мы же осмотрев церкви Свято-Покровского женского монастыря, отправились дальше к следующей точке нашего маршрута Троицкому камню в поисках смотровой площадки, что бы полюбоваться Верхотурскими пейзажами.
В публикации использовались материалы с сайтов: «Соборы.ру» http://sobory.ru и «Свято-Покровский женский монастырь г. Верхотурье» http://www.v-pocrov-m.ru.
Похожие посты:
Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям.
Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.
Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:
*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности