ветхие сети водоснабжения это
Износ сетей: актуальные вопросы ЖКХ в регионах. Варианты решений
Больше 570 тысяч километров – общая протяжённость сетей водоснабжения в России, почти 200 тысяч – водоотведение и 175 тысяч – теплоснабжение. Но состояние одной из крупнейших коммунальных систем в мире, мягко говоря, неидеально.
По данным комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, износ тепловых сетей составляет 62,8%, водопроводных – 64,8%. И это средние цифры. В некоторых муниципалитетах показатель износа превышает 90%. Причины такого состояния открывают другие проблемы жилищно-коммунальной сферы – это аварийность, низкое качество питьевой воды и колоссальная потеря ресурса.
Износ сетей приводит к росту тарифов на услуги ЖКХ, растущие неплатежи провоцируют ситуации, когда коммунальщики не могут провести текущий ремонт из-за отсутствия денег, не говоря уже о модернизации. Замкнутый круг.
Российские власти предлагают комплексный подход к решению этой проблемы:
1. Внедрение государственно-частного партнёрства, создание концессий. То есть передать сети в пользование частникам на условиях их реконструкции. Бизнес, в свою очередь, получает доход от использования коммуникаций. По данным Минстроя России, за 2017 год в регионах, где реализован такой подход, на 47% снизилась аварийность в теплоснабжении, на 21% – в сфере водоснабжения. Потери на теплосетях сократились на 18%, в водоснабжении – на 14%. Однако, по данным комитета Госдумы по ЖКХ, объём долгосрочных инвестиций частников в коммунальной сфере на этот момент не превышает 8%, поэтому государство думает о новой, более гибкой форме партнёрства, разрабатывая для бизнеса возможность не обслуживать, а создавать сети водо- и теплоснабжения.
2. Переход на прямые договоры жильцов с ресурсоснабжающими компаниями. Закон, который регулирует эту сферу, Госдума приняла в марте. Причиной стали сотни миллиардов (по данным Минстроя РФ, около 250 млрд рублей), собранные управляющими компаниями, но так и не поступившие поставщикам услуг. Подчеркнём, что заключение прямых договоров – не обязанность, а право собственников жилья, реализуемое стандартно – через собрание. Законодатели заверяют, что роста тарифа это не вызовет, но около трети неэффективных управляющих компаний с рынка исчезнут. По мнению бывшего главы Минстроя Михаила Меня, уйдут как раз те «управляшки», которые управляли чужими деньгами, но не домами.
3. Энергосбережение. В первую очередь, – за счёт грамотной системы потребления и учёта ресурсов. Это установка общедомовых приборов учёта тепловой энергии, автоматизированных узлов управления, которые позволяют регулировать подачу тепла, балансировочных клапанов и терморегуляторов. В более глобальном смысле, чтобы избежать потерь на сетях – внедрение современных технологий и материалов в строительстве и коммунальной сфере. Так, решением проблемы изношенных сетей становится сегодня переход с металлических труб на пластиковые со всеми преимуществами последних:
· долговечность (до 100 лет);
· лёгкость монтажа и надежность соединения.
Опыт таких комплексных решений в некоторых городах уже есть. В Воронеже, Самаре, Барнауле. Но самый яркий пример – Волгоград, где всего несколько лет назад износ коммуникаций составлял свыше 80%. Миллионник готовился встретить ЧМ – 2018, между тем, коммунальщики ежемесячно насчитывали здесь около полутысячи аварий.
Причины такого состояния сетей всё те же – у муниципалитета не хватало денег на реконструкцию. Для примера, асбестобетонный коллектор в Волгограде служил около 60 лет при нормативном сроке эксплуатации не более 30 лет. После того, как горводоканал вошёл в концессию, начался масштабный ремонт и модернизация сетей. Частники выбрали самые современные материалы:
«Новые участки коллектора состоят только из полимерных труб. Особо прочная конструкция позволяет трубопроводу выдерживать серьезные нагрузки при подвижках грунта. Все используемые материалы – трубы, фитинги, муфты – изготовлены в России, и их качество не уступает параметрам зарубежных аналогов. При этом стоимость комплектующих конкурентоспособна, а поставки осуществляются в кратчайшие сроки», – рассказал агентству «Новости Волгограда» руководитель производственного управления компании «Концессии водоснабжения» Дмитрий Лебедев.
К 2020 году Минстрой ставит целью снижение потерь в водопроводных сетях на 20%, в качестве задачи указывая переход на современные материалы, не подверженные коррозии, для труб в системах водоснабжения.
Модернизация сетей в Волгограде продолжается. В этом году планируется заменить около 4,5 километров трубопровода. А начали власти с приведения в порядок расчётов ЖКХ, перехода на схему прямых расчётов между ресурсоснабжающими организациями и жильцами, что помогло привлечь одновременно федеральные деньги и частных инвесторов.
Этот пример можно считать показательным. Концессия возможна там, где все сети и объекты должным образом зарегистрированы, где нет огромных долгов, где прозрачная схема расчётов. В свою очередь, частники, чтобы получить свою прибыль, готовы вложиться и выбирают лучших поставщиков.
Новое в блогах
Согласно анализу Минстроя, протяженность ветхих сетей водоснабжения и водоотведения с износом свыше 60 % в России составляет 328,1 тыс. км. Этот огромный объем трубопроводов уже сегодня требует замены. И если не начать решать проблему сейчас, она рискует вылиться в настоящий коллапс водопроводно-канализационной отрасли.
Член научно-технического совета по развитию промышленности строительных материалов и конструкций при Минпромторге РФ Игорь Ефремов в этой связи отмечает:
«Мы неоднократно озвучивали проблему критического износа сетей водоснабжения на различных уровнях государственной власти и в профильных ведомствах. При этом важно понимать, что дырявые изношенные сети – это основная причина падения качества питьевой воды, колоссальных убытков ввиду потерь дорогостоящей воды питьевого качества при транспортировке, экологического урона из-за массовых утечек промышленных и бытовых стоков, а также важнейший фактор постоянного роста тарифов ЖКХ. Когда появилась федеральная целевая программа «Чистая вода», экспертное сообщество отрасли водоснабжения отметило ее недоработки и фактически однобокость. Ведь программа ориентирована, прежде всего, на строительство очистных сооружений, водозаборов, сооружений водоподготовки и станции обезжелезивания, а вопрос строительства и замены сетей в ней практически не решается. В Паспорте ФЦП «Чистая вода» лишь одно ссылочное замечание – о том, что доля финансирования мероприятий по модернизации сетей водоснабжения не должна превышать 30% от общего бюджета региональных программ.Такой подход, когда упускается из внимания потребность в обновлении сетей водоснабжения и водоотведения, никогда не позволит достичь целей программы «Чистая вода» по обеспечению россиян чистой питьевой водой, ведь в процессе транспортировки по изношенным или построенным из сомнительного качества труб водопроводам даже хорошо очищенная вода подвергнется вторичному загрязнению и не будет соответствовать гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям. Это чрезвычайно важно учитывать. Радует то, что сегодня государство, наконец, услышало наши экспертные замечания».
В апреле этого года вице-премьер РФ Виталий Мутко поручил Минстрою России создать отдельную подпрограмму государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в целях модернизации коммунальной инфраструктуры, износ которой достиг более 60%. Помимо модернизации сетей водоснабжения и водоотведения, будут отремонтированы ветхие сети теплоснабжения, протяженность которых по оценкам Минстроя, оценивается в 49,4 тыс. км.
На эти цели Минстрой предлагает выделить 366,2 млрд рублей дополнительных средств из федерального бюджета, из которых на модернизацию систем теплоснабжения с 2020 до 2024 года предполагается выделение 120,3 млрд рублей, а на водоснабжение и водоотведение – 245,9 млрд рублей. Такое финансирование позволит обеспечить замену 6 953,7 км сетей теплоснабжения и 240 590 км сетей водоснабжения и водоотведения.
По мнению Минфина, финансирование мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры уже сейчас может осуществляться за счет 13,5 млрд рублей Фонда ЖКХ, запланированных на 2019 год, а также за счет 5 млрд рублей проекта «Чистая вода» и 16 млрд рублей проекта «Оздоровление реки Волги».
Вице-премьер Виталий Мутко поддержал заключение Минфина и поручил Минстрою детально проработать подпрограмму.
«Нужно синхронизировать финансовые ресурсы этих программ и направить их на модернизацию коммунальной системы. Вместе с тем должна быть разработана стратегия привлечения инвестиций в ЖКХ. Ее также нужно включить в подпрограмму Минстроя. Работе инвестиционных программ нужно уделить особое внимание», – заключил вице-премьер.
В срок до 21 июня 2019 года Минстрою, Минэнерго, Минфину, Минэкономразвития России, ГК – Фонду ЖКХ необходимо разработать и внести в Правительство РФ проект постановления Правительства РФ, предусматривающий внесение изменений в государственную программу РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включающий подпрограмму реализации мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, износ которых достиг более 60%, начиная с 2020 года, предусмотрев в том числе мероприятия по привлечению инвестиций в инфраструктурные проекты в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Также Минстрою России и Фонду ЖКХ поручено до 1 июня оценить количество и техническое состояние изношенных коммунальных сетей, рассчитать, какой объем средств требуется на их модернизацию.
«В этой связи необходимо также проработать вопрос строгого госрегулирования процесса строительства коммунальных сетей, – подчеркивает Игорь Ефремов. – Сегодня в этой сфере масса проблем из-за отсутствия единого законодательно закрепленного Технического регламента – технических требований к сетям водоснабжения и водоотведения в РФ. Это проблема засилья контрафактных и фальсифицированных труб, использования стальных труб б/у, а также неэффективного расходования бюджетных средств, произвола проектных и подрядных строительных организаций. Технический регламент сегодня остро необходим. Данный документ позволит строго отрегулировать вопросы выбора материалов и технологий для строительства и реконструкции сетей водоснабжения и водоотведения РФ,установит обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования – трубам и фасонным частям, процессам проектирования, производства,строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.Также необходимо ввести обязательную сертификацию для всех видов труб и производств, выпускающих продукцию для систем водоснабжения и водоотведения, повысить ответственность должностных и юридических лиц проектных и эксплуатирующих организаций, усовершенствовать методику предоставления статистических сведений об аварийности в системах водоснабжения и водоотведения с указанием материалов, подвергшихся аварии. Только при соблюдении этих условий можно будет наверняка достичь обновления важнейших коммунальных артерий России».
Пошли в износ
Протяженность ветхих водопроводных сетей в России в сентябре достигла 194 тыс. км. Это почти на 10 тыс. км больше, чем в том же месяце прошлого года. В Минстрое объясняют динамику тем, что регионы занялись обследованием сетей. Однако эксперты сферы ЖКХ сходятся во мнении, что доля обновляемых водопроводных систем ничтожна по сравнению с тем, сколько труб ежегодно приходит в негодность. Это ведет к многочисленным авариям и снижению качества воды в кранах.
По данным Единой межведомственной информационной системы (ЕМИСС), протяженность ветхих водопроводных сетей в сентябре этого года составила 194 тыс. км. Это на 9,5 тыс. км больше, чем в том же месяце прошлого года.
Глава Минстроя России Михаил Мень рассказал «Известиям», что доля сетей, нуждающихся в замене, действительно весьма высока, так как основная часть водопроводов строилась в середине XX века. Но главный показатель состояния городской инфраструктуры — это количество аварий, и оно неуклонно снижается, отметил министр.
— Мы видим, что с 1995 года аварий стало вдвое меньше. Притом что протяженность водопроводов увеличилась на 70 тыс. км, — сказал Михаил Мень. — Качество коммунальных услуг растет, что доказывает статистика снижения аварийности и рост оценки качества ЖКХ самими потребителями.
По данным Минстроя, за 2016 год в России произошло 74,5 тыс. аварий на водопроводе.
Министр привел экспертную оценку, по которой для поддержания инфраструктуры в нормальном состоянии необходимо инвестировать в нее порядка 500 млрд рублей ежегодно на протяжении приблизительно пяти лет.
— Вкладывать такие средства из бюджета не представляется возможным. Поэтому правительством было принято решение о создании условий для привлечения в эту отрасль частного бизнеса, — сказал министр.
Чтобы сделать ЖКХ интересным для бизнесменов, не жертвуя надежностью услуг и не завышая тарифы, последние несколько лет заключаются концессионные соглашения. По ним объекты ЖКХ передаются частным инвесторам, которые обеспечивают модернизацию, но инфраструктура остается в собственности государства. Оно же гарантирует формулу тарифа и, соответственно, объем выручки. По данным Минстроя, на 1 июля 2017 года в России реализуется 1676 концессионных соглашений, объем частных инвестиций в ЖКХ по ним составляет 194,8 млрд рублей.
Однако, по мнению исполнительного директора НП «ЖКХ-Контроль» Светланы Разворотневой, сфера ЖКХ находится в таком состоянии, что она не очень интересна новым инвесторам.
— Износ коммунальной системы составляет от 60% до 80%. Наиболее критична ситуация в системе водоснабжения и водоотведения. Больше половины водоканалов на сегодняшний день — банкроты, — рассказала «Известиям» Светлана Разворотнева.
По словам эксперта, такая ситуация сложилась в связи с тем, что тарифы на воду не позволяют полностью окупить затраты на содержание водопроводных сетей, не говоря уже об их модернизации. Она отметила, что из сложившейся ситуации есть всего два выхода: либо существенно поднять тарифы, либо обеспечить господдержку сферы водоснабжения и водоотведения. Например, в 2016 году из бюджета через Фонд содействия реформированию ЖКХ частично финансировался ряд проектов по реновации систем. В этом году механизм не использовали.
Светлана Разворотнева отметила, что изношенность труб влияет и на качество воды в кранах россиян. Как уже писали «Известия», по данным на конец прошлого года из-за старых трубопроводов вода в 47 регионах России не соответствовала требованиям качества и безопасности.
Статистическое снижение аварийности на водопроводных сетях эксперты объясняют по-разному. По мнению руководителя департамента водоподготовки Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Георгия Самбурского, россияне стали экономнее использовать воду.
— В последние 10 лет всё больше граждан и предприятий устанавливают приборы учета. Снижается потребление, водоканалы дают меньше воды, ослабляют давление в водопроводах. Поэтому даже ветхие трубы еще могут послужить какое-то время, и риск аварий уменьшается, — объяснил эксперт.
Завкафедрой водоснабжения, водоотведения, инженерной экологии и химии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Алексей Васильев снижения количества аварий не заметил.
— У нас в Нижнем Новгороде аварии происходят часто. Сейчас в городе 1,5 тыс. км водопроводных сетей. Чтобы поддерживать их в работоспособном состоянии, ежегодно должно ремонтироваться от 2% до 4% от всей протяженности. Но на самом деле в среднем в год меняется только 0,4%, — отметил эксперт.
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Игорь Шпектор считает, что количество аварий если и сокращается, то только в отчетах чиновников.
— Я периодически общаюсь с работягами, которые ведут аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы, и еще никто из них мне не сказал, что стало меньше аварий, — заявил Игорь Шпектор. — Чудес не бывает. Чем старее трубы, тем больше аварий.
Одна из последних крупных аварий на водопроводе произошла утром 30 октября в Самаре. Без воды на целый день остались жители 78 многоквартирных и 255 частных домов.
Ветхие сети водоснабжения это
Методические рекомендации по определению технического состояния систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения
1. Общие положения
1.2. Техническое освидетельствование трубопроводов проводится лицом или группой лиц, ответственными за их исправное состояние и безопасную эксплуатацию.
1.3. На основе настоящих Рекомендаций теплоэнергетические предприятия составляют стандарт организации, либо местные инструкции по техническому освидетельствованию трубопроводов тепловых сетей с учетом особенностей и конкретных условий эксплуатации.
1.4. Техническое диагностирование трубопроводов III категории, отработавших расчетный срок службы, осуществляется по программам, согласованным с территориальными органами Ростехнадзора.
1.5. В настоящих Рекомендациях применяются следующие термины и их определения:
2. Рекомендации по проведению технического освидетельствования трубопроводов
2.1. Трубопроводы подвергаются техническому освидетельствованию с целью определения их технического состояния, а также определения категорий трубопроводов и рабочих параметров паровых и водяных тепловых сетей в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 11 июня 2003 года N 90 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 июня 2003 года, регистрационный N 4719; Российская газета, 2003 N 120/1) [2] и определения возможности их дальнейшей эксплуатации.
2.2. Категория трубопровода, определяемая по рабочим параметрам транспортируемой среды на входе в него (при отсутствии на нем устройств, изменяющих эти параметры), относится ко всему трубопроводу, независимо от его протяженности, и указывается в проектной документации и паспорте трубопровода.
2.4. Наружный осмотр трубопроводов может производиться без снятия изоляции или со снятием изоляции.
Наружный осмотр трубопроводов, производимый без снятия изоляции, имеет целью проверку: отсутствия видимой течи из трубопровода и защемления трубопровода в компенсаторах (для теплоснабжения), в местах прохода трубопровода через стенки камер, площадки, состояния подвижных и неподвижных опор.
Наружный осмотр трубопроводов, производимый со снятием изоляции, имеет целью выявление изменений формы трубопровода, поверхностных дефектов в основном металле трубопровода и сварных соединениях, образовавшихся в процессе эксплуатации (трещин всех видов и направлений, коррозионного износа поверхностей), и включает визуальный и измерительный контроль.
Решение о необходимости снятия изоляции и проведения измерительного контроля, а также его объемах принимает лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопровода.
Другие критерии, определяющие периодичность проверки трубопроводов со снятием изоляции и/или раскопки, в том числе с вскрытием проходных и непроходных каналов описаны в настоящих Рекомендациях.
2.5. Техническое освидетельствование при наружном осмотре в процессе эксплуатации трубопроводов проводится лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов, со следующей периодичностью:
— не реже одного раза в год (за исключением особых случаев);
— не реже одного раза в полгода для сетей холодного водоснабжения, диаметром от 600 мм и более;
— не реже одного раза в полгода для сетей водоотведения (напорных), диаметром от 800 мм и более;
— не реже одного раза в полгода для паровых и водяных сетей всех стандартных диаметров;
— упреждающие локальные наружные осмотры сетей (мест подземной прокладки сетей) в местах проведения мероприятий подразумевающих массовые скопления людей. Об указанных мероприятиях органы местного самоуправления уведомляют эксплуатирующую организацию не менее чем за 7 календарных дней до даты их проведения;
Наружный осмотр трубопроводов холодного водоснабжения и напорных трубопроводов канализации после ремонта, связанного со сваркой, а также при пуске трубопроводов после нахождения их в состоянии консервации свыше 6 месяцев производится с обязательной проверкой запорно-регулирующей арматуры в колодцах и камерах (задвижки: отсекающие, связи, выпускные, сливные).
2.6. Зарегистрированные в органах Ростехнадзора трубопроводы тепловых сетей подвергаются:
— наружному осмотру и гидравлическому испытанию перед пуском вновь смонтированного трубопровода (наружный осмотр в этом случае производится до нанесения изоляции и включает визуальный и измерительный контроль), после ремонта, связанного со сваркой, а также при пуске трубопровода после нахождения в состоянии консервации свыше двух лет;
— наружному осмотру не реже одного раза в три года.
2.7. Наружный осмотр в процессе работы трубопроводов тепловых сетей в недоступных для осмотра местах (при прокладке в непроходных каналах, бесканальной прокладке) рекомендуется осуществлять путем осмотра трубопроводов в пределах камер и смотровых колодцев без снятия изоляции. Наружный осмотр таких трубопроводов, включающий визуальный и (по решению лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопровода) измерительный контроль, с вскрытием грунта и снятием изоляции должен производиться при обнаружении течи или парения из трубопровода, нерасчетных смещений трубопровода, разрушения или увлажнения изоляции и других дефектов.
Для обнаружения дефектов трубопроводов косвенными методами рекомендуется использовать современные методы неразрушающего контроля состояния трубопроводов тепловых сетей: инфракрасная техника, акустические и ультразвуковые течеискатели, методы корреляции, магнитные методы, методы акустической эмиссии, вихретоковые методы, длинноволновые ультразвуковые методы и другие.
2.8. При снятии тепловой изоляции и наружном осмотре трубопроводов следует руководствоваться Методическими указаниями по проведению шурфовок в тепловых сетях, разработанных ПО «Союзтехэнерго» 16 декабря 1986 года [8].
2.10. Перед первичным техническим освидетельствованием проверяется:
— регистрационный номер трубопровода, записанный в паспорте;
— наличие приказа о назначении лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопровода, а также наличие аттестованного обслуживающего персонала;
— наличие инструкции по пуску и обслуживанию трубопровода;
— наличие паспорта трубопровода с основными данными;
— наличие должностной инструкции лица, ответственного за ведение технической документации и паспортизации.
2.11. Осмотр водопроводных сетей и колодцев осуществляется с обязательными замерами загазованности колодцев, обязательной вентиляции колодцев в ключевых камерах с задвижками и осушением камер, в случае наличия в них воды.
2.12. Осмотр канализационных напорных сетей и колодцев осуществляется с обязательными замерами загазованности колодцев, обязательной вентиляции колодцев в ключевых камерах с задвижками и осушением камер, в случае наличия в них воды.
2.13. Осмотр запорно-регулирующей арматуры в камерах и (или) колодцах с прокруткой задвижек осуществляется в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, но не реже чем 1 раз в 2 года для отсекающих и 1 раз в 3 года для задвижек на связках.
2.14. Осмотр сетей, проложенных под землей (в грунтах, в непроходных каналах), осуществляется обходчиками по поверхности. Осмотр заключается в установлении отсутствия фактов провалов грунта, котлованов, нетипичного подтопления, парения (не замерзающие локальные участки земли над теплотрассами или трассами теплоснабжения в зимний период), отсутствия воды в колодцах (для водоснабжения и водоотведения).
3. Подготовка трубопроводов к наружному осмотру
3.1. Подготовка трубопроводов к наружному осмотру выполняется предприятием-владельцем или организацией, эксплуатирующей тепловые сети.
3.2. Трубопроводы холодного водоснабжения и водоотведения могут подвергаться наружному осмотру, в том числе толщинометрии, без отключения.
3.3. Вскрытие непроходных каналов и бесканальной прокладки для наружного осмотра трубопроводов производится, в первую очередь, в местах, где присутствуют признаки опасности наружной коррозии трубопроводов, в соответствии с Типовой инструкцией по защите трубопроводов тепловых сетей от наружной коррозии РД 153-34.0-20.518-2003, утвержденной приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 ноября 2002 года N 284, и распоряжением Департамента энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности Министерства энергетики Российской Федерации от 5 февраля 2003 года N 5-р [9] (Москва, Издательство «Новости теплоснабжения», 2002).
Для тепловых сетей подземной прокладки, проложенных в каналах, признаками опасности наружной коррозии трубопроводов являются:
— наличие воды в канале или занос канала грунтом, когда вода или грунт достигают изоляционного слоя;
— увлажнение теплоизоляционной конструкции капельной влагой с перекрытия канала или влагой, стекающей по щитовой опоре;
— наличие на поверхности труб следов коррозии в виде язв или пятен с продуктами коррозии на отдельных участках поверхности металла труб.
Для подземных тепловых сетей канальной прокладки при наличии в канале воды или грунта, достигающих изоляционной конструкции, наличие опасного влияния постоянного или переменного блуждающего тока увеличивает скорость коррозии наружной поверхности труб.
Раскопки для осмотра трубопровода производятся, в первую очередь, в местах просадки почвы и (или) подтопления близлежащих строений.