ветхий завет о любви
Любовь
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Ин. 13,34–35
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? Мф.5,46
Не радуйся, когда упадёт враг твой, и да не веселится сердце твоё, когда он споткнётся. Сол 24,17
Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его». Притч.24,29
Как в воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку. Притч.27,19
Что ненавистно тебе самому, того не делай никому. Тов.4,15
Нет большей любви, как кто положит душу свою за друзей своих. Ин.15,13
Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас. Лк.6,27
Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Рим.13,10
..благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Лк.6,28
..возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Лк.10,25–28
..истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Мк.12–32,33
Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней. 2Ин.1,6
Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна. 1Ин.2,10
Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле Египетской. Втор.10,19
Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. 2Ин.6
А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Рим.8,30
Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Рим.8,33
Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. 1Пет.4,8
И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. 1Кор.13.3
Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем. 1Кор.13,8
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. 1Кор.13,1
Всё у вас да будет с любовью. 1Кор.16,14
Ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Рим.5,7
Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. Кол.3,14
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. 1Кор.13,4–8
Лучше блюдо зелени, и при нём любовь, нежели откормленный бык, и при нём ненависть. Притч.15,17
И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. Еф.5,2
Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Отк.2,4
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. 1Кор.13,2
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Как соотносятся заповеди о любви к ближнему и к врагам с призывами к убийству в Ветхом Завете?
Помогите, пожалуйста, разобраться.
В главе 13 Второзакония пишутся ужасные вещи и звучат призывы прямо противоположные заповедям о любви к ближним и о сострадании врагам. Как уложить в голове истинное представление о христианской вере, если в разных частях Библии звучат противоположные заповеди?
Похожие вопросы
4 Ответа
Прежде всего нужно понимать, что критерием морали в христианстве является воля Бога. Как пишет прп. Иоанн Дамаскин,
«ни сами силы, ни употребление их не суть зло, но дурной способ использования вопреки закону давшего их Бога.. Если кто лишает меня спасения, хорошо разгневаться и возненавидеть, а если огорчает в мирском и доставляет пользу тем, что лишает чего-то вещественного, я скорее буду его любить, чем ненавидеть. Убийство есть зло – ибо только Богу принадлежит отделять душу от тела, ибо Он и соединил, но если я убью по велению Божию, хорошо – ибо все, что от Благого, благо. Итак, дурно вожделеть захватить то, что не наше, но Божие. Осуждение есть зло – ибо только Богу принадлежит суд, и дурно присваивать Божеское достоинство тем, кому не дано от Бога судить. Тщеславие и гордость суть зло – ибо одному только Богу подобает превознесение и слава.Так что зло есть не что иное, как противоестественное и противозаконное употребление естественных возможностей, что не есть сущность, но наше поведение».
В Ветхом Завете, когда речь идет о так называемых «войнах Господних», Израиль выступает орудием правосудия Божия для народов, погрязших в языческих мерзостях. Эти люди не были личными врагами верующих, но врагами Божиими, Который давал им время на покаяние ( Быт.15:16 ). У этих людей была возможность покаяться и сдаться перед штурмом и некоторые из них, как праведная Раав и ее родственники, были спасены и перешли на сторону Израиля.
Совсем иное мы читаем о личных врагах иудеев. «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:17-19 ). «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою» ( Прит.25:21 ). «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его» ( Исх.23:4-5 ).
Таким образом, нужно различать суд Божий над грешниками через людей и личные взаимоотношения между ними. В этом плане в Новом Завете особенно ничего не изменилось. Здесь мы видим призывы любить врагов и, в то же время, суд Божий над грешниками через праведников ( Деян.5:4-5;13:8-11 ).
Что делать, если у человека гангрена ноги или неизлечимое поражение лёгкого? Как бы жестоко это не выглядело, но если бороться за его жизнь, то самым гуманным будет отрезать ногу или удалить лёгкое.
Я бы крепко осознал это сравнение с хирургией, где ампутация проходит до сих пор, но в Библии ведь всё поменялось. В Новом Завете нет заповеди об убийстве тех, кто духовно погиб, дабы они не распространили своё зло на всё человечество. А в Ветхом есть. Я бы также прекрасно понял причину ветхозаветной жестокости, если бы она применялась именно для предотвращения большего зла, т.е. если приходят язычники, чтобы истребить христиан, христиане для защиты себя и Веры убили всех их. Но ведь в главе 13 Второзакония написано убивать даже самих близких тебе людей за один лишь призыв служить другим богам. На мой взгляд убийство несоразмерно намерению служить другому богу (не всякая же другая вера призывала к насилию в отношении христиан и кому либо ещё)… Новый Завет дал другие инструменты борьбы со злом — любовь, милосердие, смирение. Почему их нельзя было применять во времена Ветхого Завета в отношении безобидных «нечестивых»? Повторюсь, защита от физического истребления — это другой вопрос, вполне понятный и не противоречащий Новому Завету. Почему в Ветхом Завете призывают убивать инакомыслящего, если он просто инакомыслящий, а в Новом Завете это отрицается? Вот, что не укладывается в голове.
Бог воспитывал человечество, готовил его к возможности принять спасение, которое давало Его Воплощение во Иисусе Христе.
Тогда были дикие нравы, даже праведники не всегда являлись исключением (вспомните грех Давида с Вирсавией).
Богоизбранный народ был мал и духовно слаб, языческое окружение влияло на него и без войн (вспомним золотого тельца у горы Синай при Моисее).
Служение «другому богу» — это служение дьяволу, это духовная вечная погибель. Она не так безобидна, как кажется…
Новый Завет — это уже результат воспитания человечества. Подтверждением чего и служит Ваш вопрос. Если бы мы жили до Рождества Христова то Вы бы его вряд ли задали.
Спасибо за Ваш ответ!
То и другое идеально соотносится. Чтобы учение Христа о любви и милосердии могло прийти в мир, истинная, спасительная вера должна была элементарно выжить в окружающей действительности. То есть в том мире, жестокость которого мы просто не в состоянии себе вообразить. Все «жестокости» Ветхого Завета очень мягки по сравнению с тем, что окружало тогдашних правоверных и напрямую грозило уничтожением и им, и их вере, если бы они не проявили твердости и стойкости.
Не надо пытаться мерить реалии дохристианского мира мерками нашего дистиллированного бытия, когда даже жестокость по отношению к комару осуждается. А примеров милосердия Ветхий Завет дает куда больше, чем примеров вынужденной жесткости, но это не так сенсационно, и этого как-то не замечают.
В вопросах веры компромиссов не может быть: одно дело, если ближний согрешает нравственно, ведет предосудительный образ жизни или даже оскорбляет тебя, это еще можно стерпеть и покрыть любовью; если же он соблазняет тебя в религиозном плане, то здесь о любви говорить не приходится.
35. Что говорит Библия о телесной стороне любви?
Идолопоклонство или союз?
Многие люди сегодня так это и понимают: половой акт и вообще всё, что связано с сексом, в христианстве воспринимается как грех, извинительный лишь по той причине, что иначе невозможно рожать детей. Но тут всё упирается в наше представление о
«сексе». В современной культуре это, безусловно, один из главных идолов, в жертву которому люди готовы приносить что угодно – и отношение христиан к такому идолу может быть лишь резко отрицательным. Так уж сложилось, что заповеди «не убий» и «не укради» современное общество охотно принимает и считает основами своего правопорядка, но вот отношение к заповеди «не прелюбодействуй», которая идет в том же списке, уже совсем другое. По сути, ее заменила заповедь «мы все имеем право на всё, что происходит по взаимному согласию между совершеннолетними гражданами».
Одна из уловок идола по имени «секс» как раз состоит в том, чтобы присвоить всё, что только связано в человеке с полом и интимной жизнью. Дескать, существуют только два варианта: поклоняться этому идолу или отвергать всякую мысль о телесной стороне любви как греховную. Но это, разумеется, ложный выбор.
С самого начала рассказа о сотворении человека книга Бытия отмечает: «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (1:27). То есть деление на два пола не просто задумано Богом, но оно оказывается почти настолько же важным, как и сотворение «по образу Божию». Далее, во второй главе той же книги, мы встречаем и объяснение: «не хорошо быть человеку одному» (2:18). То есть совместная жизнь мужчины и женщины – неотъемлемое свойство человечности, и – внимание! – его смысл отнюдь не сводится к продолжению рода, как у зверей или птиц, которых Бог тоже сотворил самцами и самками, но ничего подобного о них не сказал. Для человека принципиально важно общение с тем, кто равен ему… и в то же время отличается от него.
Можно ли считать, что с самого начала, еще в Эдемском саду, общение между полами подразумевало и телесную любовь? Мы не знаем наверняка, но уж совершенно точно нигде в Библии: ни в книге Бытия, ни в других книгах, – ничего не говорится о греховности такой любви. Наверное, в Эдемском саду всё вообще было иным, чем в нашем мире, и общение полов там тоже выглядело совершенно иначе. Вообще, первые главы Бытия обращают сравнительно мало внимания на эту сторону жизни, она идет у людей как бы сама собой – например, в пище им даются определенные ограничения (Ною и его потомкам запрещено вкушать кровь), но отношения между полами практически никак не регулируются.
Правда, есть один загадочный эпизод прямо перед рассказом о Ноевом потопе:
«сыны Божьи» берут себе в жены «дочерей человеческих» ( Быт 6:2 ), и такое их поведение является явным грехом. Мы не знаем, о ком именно тут идет речь: может быть, о князьях и правителях, которые заводили себе гаремы, не спрашивая желания самих девушек. Но могут здесь подразумеваться и языческие культы с их оргиями, в которых, как верили их участницы, они вступают в «священные браки» со своими божествами. Такое прочтение вполне согласуется с библейской традицией, ведь в ней очень часто отношения Бога и Израиля изображаются как брачный союз, а поклонение идолам приравнивается к блуду.
Соответственно, греховность блуда вовсе не в том, что люди вступают друг с другом в интимную связь, а в том, что они нарушают узы верности, которые связывают супругов, или жениха и невесту. Нарушают свою верность Богу, разрушают целостность своей личности, в конце концов. Библия никак не отрицает телесной стороны любви, но ограничивает ее рамками брачного союза. В Ветхом Завете есть удивительная книга: Песнь Песней, – которая воспевает именно такую цельную любовь, в которой верность друг другу и душевное единение сочетаются с телесной близостью любящих: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина» – так начинается эта книга. Ее издавна толковали аллегорически, как рассказ о любви Бога и избранного народа или Церкви (что, в общем-то, одно и то же), но и при таком толковании телесная любовь оказывается возвышенной и прекрасной: ведь это с ней сравнивается мистическое общение с Богом! Если бы она была греховной, такое сравнение просто было бы кощунством.
Каким быть браку?
Итак, телесная близость считалась неотъемлемой частью брака, а сам брак – союзом мужчины и женщины… или мужчины и нескольких женщин. Ветхий Завет никак не запрещает и не регламентирует многоженства, и мы видим в нем немалое количество мужчин, у которых было больше одной жены. Кроме полноправных жен, встречались еще и наложницы, то есть рабыни, делившие ложе со своим господином. Иногда их появление было связано с тем, что жена оставалась бездетной – именно по этой причине, например, Авраам взял себе в наложницы Агарь, служанку своей жены Сары ( Быт 16 ), – но, конечно, причины тут могли быть и другими. Сегодня такое отношение к женщине кажется нам жестоким и варварским, но на самом деле это частный случай рабства, которое вовсе не отрицается в Ветхом Завете. Он вообще не призывает к социальной революции, а скорее принимает существующие в обществе нормы, но старается преобразить это общество изнутри, чтобы всё лишнее со временем отпало само.
Так получилось и с многоженством. Уже к концу ветхозаветного времени мы видим, как безо всяких запретов нормой стал союз одного мужчины и одной женщины, ведь именно такой брак наилучшим образом отражает принцип, заложенный еще в рассказе о сотворении человека. Мужчина и женщина могут быть неравноправны в некоторых общественных условиях, но по своей природе они равны, едины и дополняют друг друга. Более того, именно в Ветхом Завете мы встречаем удивительные рассказы о женщинах, сыгравших огромную роль в истории израильского народа, причем сыгравших ее именно по-женски. Вот моавитянка Руфь, которая в точности исполнила законы Израиля тогда, когда многие израильтяне сами о них забыли, а вот красавица Есфирь, ставшая персидской царицей и уговорившая царя отменить назначенное избиение евреев. Им посвящены отдельные книги, но подобных героинь мы встретим и в других повествованиях Ветхого Завета. Именно такие рассказы надежнее всяких политических деклараций заставляли мужчин взглянуть на женщину иными, чем прежде, глазами.
Но в некоторых отношениях Ветхий Завет все же резко противостоит нормам того времени. В те далекие времена во многих культурах вполне нормальными считались связанные с сексом обряды: так, «храмовые блудницы» при языческих капищах не просто зарабатывали себе на жизнь, но скорее выполняли своего рода священнодействие, как они его понимали. Ветхий Завет в самых резких выражениях осуждает такое. Не оставляет он никаких добрых слов для еще одного явления, широко распространенного сегодня – гомосексуализма. Причина вполне понятна: он противоречит замыслу Творца о единстве двух полов. Сегодня принято брать за точку отсчета желания самих людей: «а что в этом плохого, если они сами того хотят?» – но для Библии человеческая воля никогда не стоит на первом месте. Свобода выбора человека не должна приводить к нарушению ясно выраженных заповедей и к извращению естественных форм жизни.
В то же время конкретную форму супружеских отношений в браке Библия никак не пытается определять, оставляя ее целиком и полностью на усмотрение супругов. При этом, разумеется, возможны ситуации, когда Моисеев Закон требует определенного поведения от человека, но основная причина коренится здесь в неких общественных отношениях, с которыми неразрывно связан брачный союз (например, в этом состоял смысл левиратного брака, о котором подробно говорилось в 24-й главе).
Целостность отношений
Итак, общий принцип Ветхого Завета понятен: благословенно всё, что совершается в браке ради целостности человека и единства между мужчиной и женщиной, давшими друг другу обет верности перед Богом, и осуждается всё, что уводит человека в сторону от этих ценностей. Остальное – детали, оставленные на усмотрение самих людей.
Новый Завет, с одной стороны, продолжает эту линию: достаточно вспомнить, что свое первое чудо Христос сотворил на свадьбе в Кане Галилейской. Он не просто почтил это празднество Своим присутствием, но, превратив воду в вино, позволил ему продолжаться и дальше. Тем самым Он подтвердил великую ценность брака. В Евангелии мы находим и слова о том, что брак, по сути, есть нерасторжимое единство (Ветхий Завет как раз допускал развод): «кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» ( Мф 19:9 ). Лишь прелюбодеяние, т.е. односторонний выход супруга из брачного союза, может этот союз разрушить. Такая строгость удивила даже ближайших учеников: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». Оказывается, брак накладывает на мужчину такие серьезные обязательства…
И тут прозвучали очень необычные слова Спасителя: «не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» ( Мф 19:11–12 ). Понятно, что существуют люди, физически не способные к плотской любви и потому непригодные для брака (скопцы), причем одни из них таковы от рождения, а другие подверглись хирургической операции. На них, естественно, права и обязанности брака не распространяются. Но кто эти скопцы, сделавшие себя таковыми «для Царствия»? И по сей день существует секта, которая понимает эти слова буквально; ее приверженцы физически оскопляют себя.
Но, по-видимому, эти слова надо трактовать не в большей степени буквально, чем призыв вырывать себе глаз, когда увидишь нечто соблазнительное ( Мф 5:29 ).
Оскопивший себя ради Царствия при таком понимании – это человек, добровольно отказавшийся от радостей семейной жизни, чтобы служить Богу. Обратим внимание, что Христос вовсе не принижает брака, вовсе не называет тех, кто от него не отказывается, какими-то второсортными людьми, негодными для духовной жизни: наоборот, это они «вмещают» заповедь о нерасторжимости брака. Отказ от брака подобен временному отказу от пищи, т.е. посту: в пище нет ничего дурного, она тоже дар Божий людям, но в определенной ситуации человек смиряет себя, отказывая себе в самом необходимом, чтобы подчеркнуть свою всецелую преданность Богу и зависимость от Него.
Позднее эту мысль развил апостол Павел. Он сам оставался холостым, да и какая семья выдержала бы такие странствия и опасности, через которые довелось ему пройти! Он объяснял это так: «неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» ( 1Кор 7:32–33 ) – и потому советовал тем, кто хочет всецело посвятить себя служению Богу, оставаться холостыми. Впрочем, для него и епископ мог быть женатым, лишь бы только это был «муж одной жены» ( Тит 1:5–6 ), т.е. человек, проявивший верность в браке. Последние полтора тысячелетия, правда, епископы избираются из числа монахов, как раз решивших стать «скопцами ради Царствия».
Брак и для Павла есть образ отношений Бога и человека. Ему принадлежат удивительные слова, над полным смыслом которых мы редко задумываемся: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела… Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Ефес 5:22–25 ). Да, с одной стороны, Павел говорит о подчиненном положении жены (что в том обществе было совершенно естественно), но с другой – указывает на источник этой внутрисемейной иерархии. Она отражает отношения между Богом и Церковью, а главное, мужьям вовсе не дозволяется самодурствовать и пользоваться своей властью для самоуслаждения. Они призваны любить своих жен, и не только так, как жених любит невесту, но и той любовью, которую на Кресте явил Сам Христос. Прочитав такие слова, поневоле придешь к выводу, что роль мужей в семье Павел описывает куда строже, чем роль женщин: повиноваться не так уж и трудно, а вот повторить подвиг любви, явленный на Кресте…
А что же интимные отношения? Как и в Ветхом Завете, у Павла они есть неотъемлемая часть супружеской жизни и только ее: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» ( 1Кор 7:4–5 ). Как мы видим, здесь предложен главный принцип христианской аскетики: время молитвы и особого духовного сосредоточения, называемое постом, требует от человека отказа от привычных радостей жизни. И вместе с тем он уточняет, что в супружеских отношениях такое должно происходить только по взаимному согласию, иначе «высокая духовность» одного из супругов может стать тяжким искушением для другого.
Как мы видим, Библия признает телесную, интимную, или, если угодно, сексуальную сторону человеческой жизни как естественную и непостыдную. При этом она ставит ей определенные рамки, а еще точнее – указывает на главный принцип единства мужчины и женщины и их верности Богу и друг другу в браке, которому и должна подчиняться эта сторона нашей жизни. Сексуальная вседозволенность, равно как и отвращение от телесной любви как от чего-то грязного и греховного, в равной степени чужды Библии. Как всегда, она призывает нас идти средним, «царским» путем.
Философия любви: история идей. Любовь-агапэ.
на главную: сайт психолога, психология любви | консультации психолога | статьи о психологии любви | православие о любви |
Р.Г. Апресян, доктор философских наук, профессор, Институт философии РАН. ЛЮБОВЬ-АГАПЭ, конспект лекции.
Греческое слово «agape» образовано на основе глагола «agapao» («agapaso»), что означало: принимать ласково, оказывать любовь, а также довольствоваться. В Новом Завете этим существительным в множественном числе обозначены братские трапезы. * В Евангелиях (напр., Мф. 22:37-39; ) и апостольских посланиях (напр., Рим. 13:10; 2 Ин. 4:7) словом «агапэ» обозначается особая любовь: а) любовь к Богу, т.е. любовь-благоговение, б) любовь к ближнему, т.е. любовь-забота., в) любовь-самоотречение, самопожертвование (Иоан. 15:13, Рим. 5:7; 1 Ин. 3:16; Галат. 2:20). * Агапэ – одна из трех христианских добродетелей (наряду с верой и надеждой). Лишь однажды в Новом Завете любовь Бога к человеку – как человеколюбие – выражена словом с морфемой «phil-» – philanthropia (Тит. 3:4). При этом ни разу любовь человека к Богу не выражена словами, родственными слову philia; так же и любовь к врагам обозначается только словом «агапэ» или родственными ему. 1. Заповедь любви в Ветхом ЗаветеЗаповедь любви в ее известном нам – полном и развернутом виде провозглашается Христом в ответ на вопрос о высшем законе. В Евангелии от Луки она дана в одном предложении и как одна заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью, и разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). * Эти заповеди известны тем, кому проповедовал Христос. Беззаветная любовь к Богу была заповедана во Вторазаконии в тех же самых словах (Втор. 6:5). Любовь же к ближнему предписывалась в Левите. Причем в различных нормативных контекстах. Во-первых, это повеление, которым по существу ограничивался талион и на которое дается ссылка в маргиналиях к евангельской заповеди любви: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18). Во-вторых, это наставление об отношении к пришлым: «Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его. Пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Лев. 19:33-34). * Уже в Пятикнижии Бог выступает не только как устрашающий, но и как милосердный, многомилостивый, человеколюбивый, снисходительный (Исх. 33:6). * В Притчах Соломоновых мы встречаем поучения, которые, безусловно, лежат в русле этики любви, напр.: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою » (Пр. 25:21). Но идея здесь другая: не твое дело разбираться с врагом, оставь это Господу. В поучении утверждается положительная благожелательность в отношении врага, но она подкрепляется главным образом обещанием последующей помощи со стороны Бога: «Ибо делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Пр. 25:22). * Как указывает М.И. Рижский, «любви здесь, конечно, нет места, зато есть тонкое понимание психологии обиженного человека, не способного отомстить обидчику и мечтающего о том, что сам Бог тому отомстит, и наиболее страшным образом, а потому обиженному прямой расчет не пытаться мстить». 2. Заповедь любви в Новом ЗаветеВ Новом Завете это любовь-агапэ утверждается в отличие от чувственной эгоистической любви-эроса. Христианские заповеди любви к Богу и любовь к ближнему были даны в единстве, почти как одна (этический смысл такой вариации мы рассмотрим ниже). И в качестве ближнего был указан не соплеменник только или сосед в буквальном смысле этого слова, или единоверец, а каждый человек, даже враг и гонитель. * Такая позиция чревата ригоризмом в отношении людей: отрешенность от мира в устремленности к Богу, или к совершенству чревата равнодушием и горделивым упованием на то, что любовь к Богу и просветленность как будто освобождают нас от специальной заботы о человеке. Возможность такой позиции осознавалось всегда. Именно против нее предостерегал новозаветный мыслитель: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» (1 Ин. 4:20). * «Фундаменталистской» версии противостоит прагматическая, или утилитаристская трактовка заповеди любви, согласно которой добродеяние и благотворительность ценны сами по себе, независимо от того, в силу каких мотивов они были совершены. Однако этическая рефлексия показывает, что милосердие невозможно или бессмысленно при отсутствии принципиальных намерений. * Делая добро человеку, следует помнить о высшем, более того, добро следует делать именно во имя высшего. В некоторых притчах Христа, например, об отделении овец от козлов (Мф. 25:31-46) прямо указывается на то, что делая добро и зло человеку, делаешь это Богу. 3. Любовь к врагам* Заповедью «Любите врагов ваших» Христос как бы разъяснил и дополнил заповедь любви. Иногда высказывается не лишенное оснований мнение, что в христианском учении заповедь любви имела значение главным образом как заповедь любви врагов: случайно ли Христос приводит в пояснение притчу о добром самарянине, которая прямо указывает, что ближним может быть и враг. * Если мораль – это путь преодоления обособленности, разобщенности между людьми, то заповедь «Любите врагов ваших» действительно фундаментальна, ибо враждебность, ненависть являются наиболее крайними выражениями обособленности и разобщенности. Заповедь «Любите врагов ваших» может быть конкретизирована в двух требованиях: «Люби даже того, кого ты считаешь врагом» и «Никого не считай своим врагом». Повелевая, во-первых, делать все, чтобы преодолеть вражду и разобщенность, чтобы ненасильственно и конструктивно разрешить конфликт и, во-вторых, даже в сопротивлении агрессору или в наказании злодея воздерживаться от морального подавления и унижения человека, заповедь «Любите врагов ваших» предстает как наиболее последовательное выражение великодушия и справедливости. Мысли и констатации, созвучные заповеди «Любите врагов ваших», встречаются и в более древних, чем христианская, традициях. Однако только в христианстве этой заповеди придается столь большое значение, что некоторые мыслители, и среди них – Л.Н.Толстой, усматривали в ней существенное выражение христианской этики. 4. Прощение.Важным элементом этики милосердной любви является требование прощения обид. Этика любви повелевает прощать обиды, причем прощать следует как признающегося в своем прегрешении и просящего о прощении (См.: Лк. 17:3-4), так и всякого согрешающего против тебя (См.: Мф. 18:21). * Но именно в рамках этики милосердия требование прощения приходит в противоречие с заповедью любви: не говоря о том, что прощение не должно быть истолковано как попустительство (ведь есть нечто, в чем нельзя уступать), как прощать обиды нанесенные не нам, а тем, кого мы любим и о которых мы призваны заботиться? 5. Этика любви.* Христианская любовь «отличается от всякой другой нехристианской любви своей мистическою глубиною, обличается тем, что она есть связь глубины с глубиной, мост, переброшенный от одной бездны сердца к другой». Другое в буддизме, утверждающем сострадание, но это по сути сострадание без любви; здесь сострадание не воплощает мистической связи между индивидуальными безднами. И наоборот, мистическое соприкосновение с Богом осуществляется помимо сострадания к человеку. С этической точки зрения, заповедь любви не является и собственно религиозной, хотя непонимающая атеистическая критика этой заповеди отталкивается именно от ее религиозного содержания: какова, мол, цена любви к ближнему, если эта любовь оправдывается любовью к Богу, если конкретный человек оказывается достойным любви лишь через любовь к Богу? * «Этика любви» содержится в античных теориях любви. – В отличие от античности христианская теория любви изначально оформляется как этика; христианство явно и настойчиво предписывает любовь; агапэ (caritas) – фундаментальный принцип христианской этики.
|