ветхий завет о троице
О Святой Троице
Христиане исповедуют, по словам литургии святителя Иоанна Златоустого, «Отца и Сына и Святого Духа – Троицу Единосущную и Нераздельную». В основе нашей веры лежит тайна, не постижимая до конца человеческим умом, и в то же время необходимая для принятия ее нами на веру для нашего спасения, – Бог Един и в то же время троичен в Лицах. Во имя Его – Отца, Сына и Святого Духа – все мы крещены. Эта брошюра популярно расскажет об истории откровения Триединого Бога в Ветхом и Новом Заветах и догматических основаниях Православной христианской веры во Святую Троицу.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О Святой Троице предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Святая Троица в Ветхом Завете
Древний Израиль хорошо знал о том, что Бог един, и свято хранил веру в Него, преодолевая и перебарывая искушение вновь вернуться к многобожию, которое в самых разнообразных формах исповедовали окружающие его народы. Поэтому до пришествия Христа тайна Троицы была сокрыта от человеческих взоров. Однако уже в Ветхом Завете мы встречаем прикровенные свидетельства о множественности Лиц в Боге. Такое свидетельство есть уже в первом стихе Книги Бытия, с которого начинается вся Библия: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Еврейское слово «Элогим» (Бог), стоящее в этом стихе, — это форма множественного числа («Боги»), тогда как глагол «сотворил» стоит в единственном числе.
Следующее такое место — повествование о сотворении человека: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Здесь Бог Творец как бы советуется с кем-то перед тем, как создать Адама. Но с Кем Он может советоваться? В православном богословии эти слова Священного Писания носят название предвечного Божественного совета Святой Троицы, на котором принято решение о воплощении Сына Божия и спасении человечества от последствий грехопадения, которое в рамках истории еще не было совершено.
Бог именует Себя во множественном числе и в некоторых других местах Книги Бытия. Так, после вкушения Адамом плода с запретного древа познания добра и зла Господь говорит: Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло
«Ветхозаветная Троица» или «Гостеприимство Авраама?»
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
И к онография Святой Троицы — замечательный пример того, как развивалась иконопись: от простой иллюстрации библейских событий к зримому богословию.
На иконе с изображением трех ангелов можно увидеть Авраама и Сарру. Образ называется «Гостеприимство Авраама». Вспомним Книгу «Бытие». Здесь описано, как Господь в виде трех мужей явился Аврааму у дубравы Мамре. Авраам радушно принял гостей. Он велел Сарре сделать пресные хлебы и отдал отроку приказание заколоть «нежного и хорошего» теленка. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели (Быт 18:8). Один из странников сказал Аврааму, что через год у них с Саррой будет сын.
До нас дошли ранние изображения «Страннолюбия Авраама» на стенах катакомб (II-IV вв.) и базилик в Риме и Равенне (IV-V вв.). Библейский сюжет изложен подробно: Авраам встречает трех мужей (крылья появятся гораздо позже), подает им тельца, Сарра печет хлебы или стоит возле дома. Через несколько столетий мы видим «Гостеприимство» в Охриде, Каппадокии, Грачанице. Русь переняла эту иконографию. Например, явление мужей Аврааму — часть росписи святой Софии в Киеве (XI век).
Иконография включает в себя трех ангелов за столом с угощением, прислуживающих Авраама и Сарру, отрока, закалывающего тельца. Иногда Авраам и Сарра беседуют с гостями. На фоне помещены дом Авраама, Мамврийский дуб и горки. На знаменитой фреске Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине в Великом Новгороде (XIV век) фигуры ангелов образуют круг, ангел в центре своими крыльями как бы обнимает остальных.
Явление трех мужей Аврааму понимается в христианстве как прообраз Троичного Бога. Символический смысл этого события отразился и в иконографии «Гостеприимства». Но полнее всего догмат о Троице, образ троичности Божества выражен в иконе преподобного Андрея Рублева. Нет Авраама, нет Сарры, и на фоне уже не дуб Мамврийский — а древо вечной жизни. Не конкретный дом — а образ Божьего домостроительства. Три ангела восседают на престоле, а перед ними — чаша с головой тельца. Это образ Предвечного Совета.
Рублевский извод называют «Троицей Живоначальной», «Святой Троицей», «Ветхозаветной Троицей». На Стоглавом Московском соборе 1551 года было решено: «Писать живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочии, а подписывать “Святая Троица”».
Однако в иконописи ничего не происходит резко, и долгое время существовали оба извода. Есть примеры иконы Троицы с житием, на которой изображено несколько событий, например, вывод Лота из Содома. Сегодня эта иконография ушла в прошлое, если только речь не идет о воссоздании икон или фресок. Но мы можем видеть образы «Гостеприимства Авраама» в старинных храмах и в музейных экспозициях.
Троица: так Бог один или три? И откуда Церковь это знает?
Приблизительное время чтения: 12 мин.
20 июня Православная Церковь празднует день Святой Троицы. В преддверии праздника мы решили разобраться в самых частых вопросах о самом, возможно, сложном христианском догмате — догмате о троичности Бога.
В скольких Богов верят христиане?
Если коротко: христианская Церковь верует в одного Бога, Который един по существу, но троичен в Лицах.
Теперь чуть подробнее.
Из книг Священного Писания (Ветхого и Нового Завета) Церковь твердо знает, что Бог — один. Но из тех же самых книг и святоотеческих толкований на них следует, что Он один не в том смысле, в каком мы можем сказать это о каком-нибудь человеке. Бог один, но не одинок. Он триедин: существуют три Божественных Ипостаси, или Лица.
Каждое из Лиц есть Бог во всей Своей полноте, весь Бог, целиком. Каждая Ипостась Троицы обладает всей Божественной силой, всей полнотой власти, всей славой и т. д. Любое действие Святой Троицы совершается всеми тремя Лицами, так что православные богословы говорят о едином действии и единой воле трех Ипостасей. Тем не менее, это именно три самостоятельных Лица, а не три, скажем, «маски», которые попеременно надевает и в которых являет Себя Божество.
О троичности Бога говорится в Символе веры — ключевой вероисповедной формуле, утвержденной на двух первых Вселенских Соборах в 325 и 381 годах по Р. Х. Когда мы произносим Символ веры, то исповедуем веру «во Единого Бога Отца Вседержителя… и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия… и в Духа Святого, Господа животворящего…».
Бог один, но троичен — разве можно это понять обычному верующему, а не богослову?
Чтобы помочь верующим приблизиться к пониманию тайны Святой Троицы, отцы Церкви предлагали аналогии из нашего, земного мира. Например, Григорий Богослов приводил примеры с солнцем, его светом и теплом, а также с водным источником, потоком и рекой; Василий Великий — с радугой, разделенной на полосы разного цвета; блаженный Августин — с человеческим умом, мыслью и словом; Дионисий Ареопагит — с тремя свечами, дающими единый свет. Но ко всем подобным «иллюстрациям», заимствованным из земного мира, нужно относиться как к очень несовершенным метафорам, понимая, что они неточно описывают отношения трех Божественных Лиц и не позволяют по-настоящему проникнуть в тайну Троического бытия.
Почему догмат о Троице так важен для христиан?
Если говорить совсем просто — потому, что он служит основанием христианского взгляда на мир, на то, что является движущей силой и смыслом нашей жизни.
Из Евангелия мы знаем: Бог есть любовь (1 Ин 4:8). Любовь — не просто одна из характеристик Бога, не просто Его отношение к сотворенным существам, а ключевой принцип Божественного бытия. Бог есть любовь всегда, Он был любовью еще до того, как сотворил мир, и останется любовью после того, как земля и все дела на ней сгорят (2 Пет 3:10). Существование мира — вовсе не обязательное условие для того, чтобы Бог был любовью. Он есть любовь уже Сам по Себе.
Но в любви всегда есть как минимум две стороны, любящие друг друга. И, если Бог действительно есть любовь, Он не может быть замкнутой в Самой Себе Личностью, как полагал, например, знаменитый философ и ученый Готфрид Лейбниц. Он должен быть по крайней мере Двоицей.
Нам привычна и понятна ситуация, когда двое любят друг друга. Но о Боге Священное Писание говорит нечто гораздо менее понятное: Он есть Троица и Он же есть любовь.
Может быть, нам будет немного легче в этом разобраться, если мы посмотрим на семью, в которой есть отец, мать и ребенок. Мать и отец любят друг друга, но не замыкаются друг на друге целиком, а щедро делятся этой любовью с третьим — ребенком (или с детьми, если их несколько).
Случается, что у супружеской пары нет детей, но и тогда их любовь может изливаться на кого-то третьего, будь то приемный ребенок, пожилые родители или даже какой-то посторонний человек, нуждающийся в помощи (именно так, раздавая себя нуждающимся, жили, например, бездетные великий князь Сергей Александрович Романов и его супруга Елизавета Федоровна).
Конечно, отношения между людьми нельзя впрямую проецировать на Божественную реальность. И все-таки пример с семьей показывает, что у подлинной любви не может быть «третьего лишнего».
«Триединство подразумевает равноправие более чем двоих, оно делает любовь совершенной», — подчеркивает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.
«Совершенная любовь есть парадоксальное единство двух фактов: с одной стороны, существования нескольких «Я», Которые любят Друг Друга, оставаясь раздельными, и, с другой стороны, высочайшей степени единства между Ними, — писал в XX веке известный румынский богослов протоиерей Думитру Станилоэ. — Не может быть никакого иного обоснования для любви в мире, ни иной цели существования мира, кроме существования совершенной вечной любви. Любовь в мире предполагает в качестве своего источника и цели вечную совершенную любовь между несколькими Божественными Лицами».
Исчерпывающим образом объяснить, почему Бог троичен, мы, конечно, никогда не сможем: человеческому разуму не постигнуть тайну Божественного бытия. Богословы всего лишь пытаются описать отношения трех Ипостасей теми словами, которые имеются в их распоряжении, и понять, что из этого следует для Церкви и для каждого христианина.
О Духе Святом в Библии говорится намного меньше, чем об Отце и Сыне. Что мы все же можем о Нем сказать?
Дух Святой как Ипостась Святой Троицы для нас, очевидно, непознаваем. Зато Он познаваем как Тот, Кто действует в Церкви, совершает в ней таинства, приобщает верующих к Божественной благодати. «Когда мы говорим о духовности (в подлинно христианском смысле этого слова), то имеем в виду именно прикосновение к благодати Святого Духа», — обращает внимание протоиерей Максим Козлов.
Благодать эта, конечно, та же самая, что и благодать Сына и Отца, просто достигает она нас в Ипостаси Духа Святого.
В Библии, кажется, совсем немного мест, на которые можно твердо опереться, утверждая, что Бог есть Троица?
Места, в которых говорится о Боге-Троице, все-таки есть — и в Новом Завете, и в Ветхом. Их действительно не так много, но это не значит, что у нас должно быть к ним меньше доверия, ведь истинность тех или иных положений христианского вероучения определяется не только количеством подкрепляющих их библейских цитат. Апостол Павел говорит: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим 3:16). А значит, одно-два упоминания в тексте Священного Писания уже вполне могут оказаться весомым аргументом.
В Ветхом Завете мы находим большей частью неявные указания, как бы намеки на то, что Бог триедин. Такой намек есть уже в самой первой строчке книги Бытие: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1:1). В еврейском оригинале здесь использовано слово «Элохим» — дословно это значит «Боги», форма множественного числа от «Элоах» (Бог). А вот глагол «сотворил» («бара») стоит в единственном числе. Это уже похоже на подсказку: Бог и един, и множественен одновременно.
В той же книге Бытие есть один весьма красноречивый эпизод, получивший в библеистике наименование «гостеприимство Авраама». Он описывает случай явления Господа ветхозаветному праведнику Аврааму при дубраве Мамре в виде трех мужей (Быт 18). Авраам принимает Троих — и обращается к Ним единым именем «Господь». Именно это явление Господа изображено на иконах Святой Троицы, в том числе и на «Троице» преподобного Андрея Рублева.
Кроме того, говоря о ветхозаветных указаниях на троичность Бога, богословы обычно указывают на одно из видений пророка Исайи: вокруг престола Божия летают серафимы (особый чин ангелов) и прославляют Бога троекратным пением: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис 6:3).
А что говорится о Троице именно в Новом Завете?
В книгах Нового Завета о трех Лицах Бога прямо говорится только в двух местах. Во-первых — в Евангелии от Матфея. Воскресший Христос заповедует апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19). Богословы традиционно обращают внимание на то, что речь здесь идет об одном имени, а Лиц названо три.
И, во-вторых, — в Первом послании святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге есть стих: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин 5:7). Правда, с этими строками есть сложность — в оригинальном тексте Послания их, возможно, не было. Во всяком случае, их нет ни в одной из древнейших сохранившихся рукописей Нового Завета на греческом языке — ни в Синайском кодексе, ни в Ватиканском (оба датируются IV веком), ни в Александрийском (V век). Древние отцы Церкви, за немногочисленными исключениями, этот стих не цитировали. Поэтому сегодня многие западные издания Нового Завета выходят без этих слов.
Есть, впрочем, достаточно весомые аргументы и в пользу подлинности этого стиха, замечает доктор теологии, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Олег Давыденков. Установлено, в частности, что спорные строки содержались в так называемой Итале — старолатинском переводе Библии, выполненном во II-III веке с греческого оригинала. Содержится этот стих и во многих сирийских и армянских древних манускриптах. В середине IV века на него ссылался святитель Афанасий Великий, а несколько позже — святитель Григорий Богослов.
Не исключено, что из греческих рукописей эти строки исчезли стараниями ариан, предполагает отец Олег. Арианами назывались последователи александрийского еретика Ария, который считал Иисуса Христа не Богом, а лишь высшим из Божиих творений. Несколько десятилетий IV века ариане играли главенствующую роль в той части Церкви, которая располагалась в восточной Римской империи, в том числе на территориях Греции и нынешней Турции. На Западе же арианская ересь никогда не имела серьезной поддержки. Возможно, именно поэтому в старом латинском переводе Библии и в тех переводах, которые выполнялись с латинского, строчки о «трех небесных Свидетелях» сохранились.
И это всë, что есть о Троице в Новом Завете?
Нет, далеко не всë. Мы поговорили только о прямых новозаветных указаниях на троичность Бога. А есть и много косвенных, но не менее важных.
Например, во всех Евангелиях говорится о Крещении Господа Иисуса Христа в реке Иордан, во время которого произошло уникальное событие — явление всей Святой Троицы. В виде белого голубя на Иисуса Христа сошел Дух Святой, а с небес возгремел глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:17). В честь этого события Церковь установила особый праздник, который так и назвала — Богоявление (или Крещение Господне), а в его тропаре — особом песнопении, объясняющем значение празднуемого события, — провозгласила: «Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтвердил истинность этого слова» (русский перевод церковнославянского текста).
Правда, описывая это событие, евангелисты не называют Духа Святого Богом, но Его Божественное достоинство неоднократно подчеркивается в других новозаветных книгах.
Во время прощальной беседы с учениками Господь Иисус Христос называет Духа Святого другим Утешителем, Который пребудет с апостолами вовек и научит… всему (Ин 14:16, 25). Этим же словом παράκλητος (в данном случае переведенном как «Утешитель») Христос несколько ранее назвал Самого Себя.
В книге Деяния святых апостолов Петр обличает Ананию, попытавшегося обмануть своих собратьев по христианской общине, и говорит: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли. Ты солгал не человекам, а Богу (Деян 5:3, 4).
Для апостола Павла выражения «храм Божий» и «храм Духа Божия» — синонимы: Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16).
Есть в Священном Писании и много других мест, свидетельствующих о Духе Святом как самостоятельном Лице Пресвятой Троицы. И уж тем более в Новом Завете нет недостатка в свидетельствах о Божественности Иисуса Христа.
Иногда приходится слышать, что все такие свидетельства собраны в одном месте — Евангелии от Иоанна: именно здесь Спаситель говорит Я и Отец — одно (Ин 10:30), видевший Меня видел Отца (Ин 14:9), здесь Он принимает исповедание апостола Фомы Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28)…
Будь даже это Евангелие единственным основанием нашей веры в Божественное достоинство Господа Иисуса, сама вера от этого никак не пошатнулась бы. Но на самом деле такие свидетельства рассеяны по всему Новому Завету.
Вспомним хотя бы притчу о Страшном суде, в которой Сам Христос, именующий Себя Сыном Человеческим, восседает на престоле славы, оказывается Судией всех народов и Повелителем ангелов (Мф 25:31–46). Вспомним фрагмент Евангелия от Луки, когда Спаситель исцеляет десять прокаженных и, удивляясь, что только один из них вернулся поблагодарить Его, произносит: Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? (Лк 17:17–18). Вспомним, наконец, апостола Павла, который пишет галатам, что Евангелие, которое он благовествует, не есть человеческое, ибо он принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал 1:11–12), колоссянам — что во Христе обитает вся полнота Божества телесно (Кол 2:9–10), и римлянам — что Христос есть «сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим 9:5).
Получается, чтобы вывести из Библии учение о Троице, надо соединять друг с другом выдержки из разных книг, да и само слово «Троица» придумать… Нет ли здесь натяжки? Не «додумываем» ли мы за авторов Священного Писания?
Действительно, сам термин «Троица» в Священном Писании отсутствует. Судя по всему, впервые его использовал, говоря о Боге, святой Феофил Антиохийский, живший в середине II века по Р. Х.
Но учение о Троице — далеко не единственное, вызывающее подобные затруднения. И в IV столетии, когда христиане заговорили о «единосущии» Лиц Пресвятой Троицы, и в V веке, когда отцы Халкидонского Собора сформулировали учение о «неслитном, нераздельном, неразлучном и неизменном» единении человеческой и Божественной природ в воплотившемся Сыне Божием, возникали сомнения: а вправе ли богословы использовать понятия, которых — в буквальном смысле — нет в Священном Писании?
«Это серьезное затруднение для той части протестантов, которых принято называть фундаменталистами: нет в Библии — значит, так нельзя и сказать, — говорит протоиерей Максим Козлов. — Но мы исходим из того, что церковное Предание — такой же источник Божественного Откровения, как и Священное Писание. И критерий истинности Предания — непротиворечие зафиксированных в нем догматических формулировок библейскому тексту. Не буквальное соответствие, а именно непротиворечие. Если мы будем руководствоваться этим принципом и одновременно помнить, что Церковь есть Тело Христово и всë мистически глубокое в ее истории совершается Духом Святым, — тогда не менее важное значение для нас приобретут свидетельства первых христианских авторов — богословов, мучеников, отцов и учителей Церкви. А для них учение о троичности Бога было недискуссионным уже во II-III столетии».
В богословских спорах последующих эпох оттачивалась точность формулировок, обсуждалось, какие именно места Священного Писания указывают на троичность Бога, но сам принцип триединства Божия Церковь не подвергала сомнению никогда. Это один из немногих вопросов, по которым у православных, католиков и протестантов никогда не было разногласий.
Редакция «Фомы» благодарит за помощь в подготовке материала председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессора Московской духовной академии протоиерея Максима Козлова и проректора Православного Свято-Тихоновского Богословского института протоиерея Николая Емельянова.
Троица. Что об этом говорит Библия
Учение о Святой Троице является одним из центральных в христианстве, и не случайно оно выделено в отдельный догмат. Но в данной работе речь пойдёт не о конкретном содержании этого догмата, тем более, что о нём достаточно написано в специальной христианской литературе, в том числе сказано в постановлениях Третьего (Ефесского) и Четвёртого (Халкидонского) Вселенских соборов соответственно 431 и 451 гг. Мы же здесь затронем только ту часть учения о Троице, которая изложена непосредственно в Библии.
Причина этого, не совсем стандартного подхода, состоит в том, что критики Священного Писания часто апеллируют к такому аргументу, что в самой Библии о Троице будто бы ничего не сказано. Здесь можно согласиться только с тем, что само слово «Троица» в Библии действительно отсутствует. Но тут, однако, нет ничего странного, поскольку такой термин вошёл в употребление только в III веке после Р.Х. Ввёл его впервые один из ранних отцов Церкви Феофил Антиохийский, а своё распространение получил благодаря христианскому историку Тертуллиану. Происходит слово «Троица» от латинского Trinitas, что и значит три лица. Вполне естественно, что в Библии это слово появиться просто не могло, так как последние книги Писания были написаны намного раньше использования данного термина. Но вот утверждения относительно того, что в Библии о самой Троице, как о её сущности, ничего не сказано, совершенно не соответствуют действительности. В Писании таких сведений много и некоторые из них мы приведём, а главное, хоть немного, но сумеем понять, что именно о Троице и её ипостасях (лицах) говорит сама Библия.
О Троице в Ветхом Завете.
Скажем сразу, что в полном смысле слова саму тайну Троицы раскрыть мы не сможем, так как она считается непостижимой для ограниченного человеческого разума. Как сказано в самой Библии:
Много сокрыто, что гораздо больше сего; ибо мы видим малую часть дел Его.
(Сир. 43:35)
Но некоторые составляющие такого знания мы вправе описать, что также не противоречит Священному Писанию:
…ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
(Св. Евангелие от Матфея 10:26)
При этом я не разделяю утверждения тех, кто считает, что не следует познавать того, что человеку не было открыто. Нет, человеку уже было разъяснено сравнительно немало, и мы потому не вправе ограничиваться сухими определениями, которые даны для обозначения данного догмата. То, чего достаточно было раньше для богословского объяснения, сегодня это уже почти не работает ввиду обширного и вполне аргументированного диалога между представителями различных религий. И то, что не требовалось обсуждать прежде, сегодня уже требует куда более убедительных доказательств, чем приведение известных традиционных штампов, которыми изобилует современное христианское богословие. И сейчас мы постараемся это увидеть.
О том, что Бог являет Себя в образе Троицы, нередко ссылаются уже на само начало Ветхого Завета. Видят это даже в самой первой фразе : «В начале сотворил Бог…» (Быт.1,1). Дело в том, что в еврейском тексте это звучит так: «Берешит бара Элохим…». Слово «Элохим» (Бог) стоит здесь во множественном числе, а в числе единственном это будет «Элоха» или «Элоах». Но не все богословы принимают это обозначение как три ипостаси, или три лица. Одни указывают на выражение во множественном числе неограниченность божественных свойств, а другие считают, что слово «Элохим» здесь определено также, как в русском языке используют слово «ножницы», как не имеющее в грамматике единственного числа. Но в переводе мы имеем, однако, единственное число, хотя местами там же есть напоминание и о его множественности. Например:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
(Книга Бытие 3:22)
И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли…
(Книга Бытие 18:1,2)
Здесь мы имеем три различных толкования относительно «трёх мужей». Первое – это Господь Бог и два ангела, Второе – собственно Троица, Третье – три ангела, где устами одного из них говорит Сам Бог, почему Авраам и обратился к нему как к Богу (Быт.18,3). Иными словами, утверждать однозначно, что Авраам поклонился именно Троице, мы не можем. Но тогда встаёт вопрос – есть ли в Ветхом Завете ещё сведения, которые говорили бы о Триединстве Бога? Да, сведения такие есть, но носят они больше косвенный, чем прямой характер. Некоторые из них мы приведём:
Ибо Господь — судия наш, Господь — законодатель наш, Господь — царь наш; Он спасет нас.
(Исаия 33:22)
Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш.
(Исаия 43:15)
Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога…
(Исаия 44:6)
Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель.
(Исаия 45:15)
В данных цитатах имеет место трёхкратное наименование Господа Бога. Идёт ли здесь речь именно о Троице, сказать сложно, Но и исключать этого мы тоже не вправе, так как вряд ли такое обозначение можно назвать случайным. И мы не можем обойти вниманием ещё одну цитату из Библии, где Троица обозначена практически поимённо:
Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его.
Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.
(Исаия 48:16,17)
Итак, три ипостаси: «Господь Бог», «Дух Его», «Искупитель твой». Но здесь мы вынуждены признать, что прямого раскрытия сущности Пресвятой Троицы в Ветхом Завете всё-таки нет. То, что мы здесь имеем, это, в лучшем случае, Её символические обозначения, практически не раскрывающие своего духовного содержания. Понимать под данными названиями каждый может как разный смысл, так и разные значения.
Раскрытие Троицы в Новом Завете.
Следует сказать, что в Ветхом Завете как такового раскрытия сущности Троицы и не требовалось, так как явлена Троица конкретно, как мы уже сказали, там не была, в чём и не было прямой необходимости. Древнему израильтянину достаточно было понимания Господа Бога в одном лице. Поэтому нет ничего удивительного, что Троица раскрылась в своей сущности именно в Новом Завете. Произошло это согласно Евангелию во время крещения Иисуса Христа:
Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,
и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!
(Св. Евангелие от Луки 3:21,22)
Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.
(Св. Евангелие от Иоанна 1:33,34)
Итак, «Глас с небес» или «Пославший», «Дух Святый», «Сын Божий». Все три ипостаси одновременно. Почему всё-таки – три? Видимо, только так человек может понять сущность безграничности Божественного естества, не отрицая при этом Единства Божия, видя в этом нечто большее – Триединство. И для своей полноты сущность Троицы неизбежно должна была раскрыться также в других местах Нового Завета, что на самом деле так оно и есть:
Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа…
(Св. Евангелие от Матфея 28:19)
…по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому…
(Первое послание Петра 1:2,3)
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
(Второе послание к Коринфянам 13:13)
Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
(Первое послание Иоанна 5:7)
Везде называются три ипостаси: «Отец», «Сын» и «Дух Святый». Но что собою значит каждая ипостась? Вот здесь нужно разобраться подробнее.
Наверное, кто-то может возразить о том, можно ли ипостаси рассматривать отдельно друг от друга, тогда как Святая Троица должна рассматриваться как целое и неделимое. Может оно и так. Но я считаю, что есть смысл рассмотреть каждую из них в отдельности, чтобы лучше понять суть её целостности.
В центре Троицы, несомненно, стоит Бог Отец. Разумеется, данную фразу понимать нужно только духовно, поскольку Господь безграничен, и у Него не может быть как такового центра или сторон. Также понятие «Отец» здесь тоже не биологическое, а духовное, что значит «Творец», «Создатель». И, разумеется, Он един и неделим, о чём ясно сказано ещё в Ветхом Завете:
Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что только Господь есть Бог, и нет еще кроме Его…
(Книга Второзаконие 4:35)
Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его…
(Книга Второзаконие 4:39)
В Новом Завете данное понимание осталось абсолютно неизменным.
Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и все.
(Деяния св. Апостолов 17:24,25)
Такой идеей проникнута, пожалуй, вся Библия, начиная с её первых стихов о сотворении мира, и здесь, я полагаю, нет трудности, в ограниченном плане, разумеется, в понимании первой ипостаси.
О такой ипостаси, как Святой Дух, говорить, наверное, сложнее всего. Если Бога Отца представляли как-то с некоторой человеческой аналогией, раз сам человек сотворён по образу и подобию Божию (Быт.1,26), то в отношении Святого Духа какая-либо аналогия просто невозможна. Его никак нельзя ни видеть, ни осязать. Даже зримый образ в виде голубя не даёт возможности для какого-то детального описания. Посмотрим для начала, что говорит об этом сама Библия:
Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
(Св. Евангелие от Иоанна 14:26)
Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне…
(Св. Евангелие от Иоанна 15:26)
…если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
(Св. Евангелие от Матфея 12:32)
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
(Св. Евангелие от Иоанна 3:8)
А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
(Первое послание к Коринфянам 2:10)
Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово.
(Книга премудрости Соломона 1:7)
Нетленный Твой Дух пребывает во всём.
(Книга премудрости Соломона 12:1)
Какой вывод можем сделать из сказанного? Святой Дух есть то, чем Господь Бог охватывает Собой всё творение, и посредством которого Он управляет им. Такое возможно только при одном условии, что природа Святого Духа тождественна природе Бога Отца и является единым целым, и не может быть ничем разделена.
Вопрос второй ипостаси – Бога Сына – требует уже более детального рассмотрения, поскольку содержание данного вопроса находится уже в центре такой религии, как христианство.
Само понятие Бог Сын хорошо объясняется самим библейским текстом:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
(Св. Евангелие от Иоанна 1:1-3)
И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
(Св. Евангелие от Иоанна 1:14)
По приведённым цитатам вполне понятно, что Бог Сын есть Слово Божие исходящее от Самого Господа Бога, и в Иисусе Христе произошло Его человеческое Боговоплощение, то есть приняло внешнюю человеческую форму, сохраняя внутри себя Божественную природу. Кем же тогда стал Иисус Христос – Богом или человеком? Если взять во внимание постановление Четвёртого (Халкидонского) Вселенского собора, то Иисус есть истинный Бог, как Бог Отец, так и Дух Святой. Но как мы должны правильно понимать смысл такого постановления? Не будем спешить с выводами. Посмотрим вначале, что говорит Библия о Божественности Христа:
Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
(Послание к Римлянам 9:4,5)
И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
(Первое послание к Тимофею 3:16)
Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу…
(Послание к Филиппийцам 2:6)
Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари…
(Послание к Колоссянам 1:15)
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
(Св. Евангелие от Иоанна 20:28)
Я и Отец — одно.
(Св. Евангелие от Иоанна 10:30)
Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
(Св. Евангелие от Иоанна 14:11)
Судя по этим цитатам можно было бы смело сказать, что Иисус Христос есть действительно истинный Бог. Для подтверждения этого тезиса в Евангелии есть характерный пример:
Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
(Св. Евангелие от Марка 2:5-7)
Иисус прощает грехи человеку, даже не прося его о покаянии. А такое право может принадлежать только Богу. И дальнейшее действие Христа, выразившееся в исцелении практически безнадёжного больного, прямо подтверждает это. При этом стоит заметить, что о Божественном достоинстве тогда ещё будущего Мессии сказано было и Ветхом Завете:
И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;
и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.
(Исаия 11:1-3)
Дальше можно было бы не продолжать, но одно обстоятельство не может позволить нам здесь поставить точку. Дело в том, что не везде в Евангелии Иисус предстаёт перед нами в качестве Бога:
Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
(Св. Евангелие от Матфея 26:64)
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
(Св. Евангелие от Марка 16:19)
Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
(Деяния св. Апостолов 7:55,56)
Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте…
(Послание к Евреям 1:1-3)
Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну…
(Откровение Иоанна Богослова 1:1)
И это также как бы подтверждено ещё Ветхим Заветом:
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.
(Даниил 7:13)
Что же означает, что Иисус Христос воссел «одесную Бога», то есть по правую от Него сторону? Последнюю фразу, разумеется, нужно понимать условно, поскольку Господь беспределен (Пс.138,7-9). То есть, как мы уже говорили, у Него нет ни правой, ни левой стороны. В духовном плане это может означать только одно: Иисус Христос есть тот, с Кем Бог Отец разделил свою верховную власть. Именно так это понималось на древнем Востоке, где земной повелитель сажал по правую сторону от себя того, с кем он соответственно делил свою власть. Именно за это побили мученика Стефана камнями, когда он посмел сказать, Кого он увидел «одесную Бога» (Деян.7,57-58). А в чём состоит здесь такое деление власти, также видно из самой Библии:
И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.
И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
(Откровение Иоанна Богослова 5:7,8)
И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу — благословение и честь, и слава и держава во веки веков.
И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.
(Откровение Иоанна Богослова 5:13,14)
По тексту ясно видно, что почести Агнцу, то есть Иисусу Христу воздаются равные как и Сидящему на престоле, то есть, Самому Богу. Однако, если Иисус воссел рядом с Богом, то Сам Он получается – не Бог? Нельзя же это понимать, как один Бог вознёсся к другому Богу, если мы уверовали в то, что Бог – Един. Не будем забывать одновременно о том, что человеческая природа Христа также имеет место в Евангелии:
Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
(Св. Евангелие от Луки 4:1,2)
Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство…
(Первое послание к Тимофею 2:5,6)
Понять мы это можем, только узнав, в чём заключается вся природа, присущая Иисусу Христу. Именно поэтому рассматривать мы Его можем только как Богочеловека, в Котором как бы соединены человеческая природа и одновременно Божественная. Как и сказано в постановлении Четвёртого Вселенского Собора: «При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно»:
…о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти
и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, об Иисусе Христе, Господе нашем…
(Послание к Римлянам 1:3,4)
Что касается человеческой природы, то здесь, в сущности, всё понятно, а вот об иной её форме мы должны сказать ещё раз особо: Богу Сыну присуща, как это уже подчёркивалось, именно та же самая божественная природа, что и Богу Отцу, и Святому Духу. В чём же это выражается? Вновь обратимся к тексту Нового Завета:
Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня…
(Св. Евангелие от Матфея 10:40)
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
(Св. Евангелие от Иоанна 1:18)
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(Св. Евангелие от Иоанна 3:16)
Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,
ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.
(Св. Евангелие от Иоанна 6:37-39)
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
(Св. Евангелие от Иоанна 14:6)
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
(Св. Евангелие от Иоанна 14:21)
Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
(Св. Евангелие от Иоанна 5:22,23)
Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
(Первое послание Иоанна 4:15)
…и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.
(Деяния св. Апостолов 9:14)
«Призывающих имя» означало обращаться с молитвой. В Ветхом Завете призываемо было таким образом только имя Господа Бога (Быт.4,26). Но Новый Завет здесь привнёс явные коррективы. Имя Иисуса Христа стало призываемо также наравне с Богом. В чём же это выражалось? Снова обратимся к Библии:
Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
(Первое послание Иоанна 2:1,2)
Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.
(Послание к Римлянам 8:34)
Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
(Послание к Евреям 4:14)
Получается, что Иисус Христос есть Первосвященник, то есть Настоятель небесной Церкви, и наш ходатай пред Богом. Произойти это могло только тогда, когда божественное и человеческое соединилось во Христе, и когда он в таком качестве был вознесён на небо к Богу Отцу:
…по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
(Послание к Ефесянам 1:19-23)
Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
(Деяния св. Апостолов 2:32,33)
И это событие также было предсказано Ветхим Заветом:
…так говорит Господь Саваоф: вот Муж, — имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень.
Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим.
(Захария 6:12,13)
Вот таким непостижимым способом сущность Троицы и была раскрыта в Новом Завете. При этом описаны не только наличие и свойства всех Её ипостасей, но и их ясная взаимосвязь друг с другом, что говорит о полном их единении. Но по-другому это выражено, наверное, быть просто не могло, так как понять такое человек мог только через доступные ему образы и известные ему способы мышления. А у Господа Бога они совершенно иные:
Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь.
Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
(Исаия 55:8,9)