владимирская икона в окладе старинная
Иконы Богородицы
Икона Пресвятой Богородицы, купить которую вы можете в нашем магазине, считается одной из знаковых и наиболее значимых в христианской духовной традиции. Этому образу приписывают многочисленные чудеса. Причем есть среди них не только случаи излечения безнадежно больных, но и, например, спасение целых городов от попыток завоевания.
Виды изображений Богородицы
На данный момент существует около трех сотен сюжетов с участием Богоматери, которые принято изображать на иконах. Среди них специалисты выделяют ряд соответствующих канонам изображений, которые отличаются одеждой, жестами или позой. Наиболее древним из их числа считается «Оранта». В переводе с латыни это слово означает «молящаяся». Первые подобные иконы были найдены в римских катакомбах II–III столетий нашей эры.
Еще одна древнейшая разновидность изображения Богоматери носит название «Одигитрия». По-гречески это означает «Указывающая путь». На подобных иконах Богородица изображается по пояс. При этом одна из ее рук указывает на юного Иисуса, а другая держит его. Одной из первых Одигитрий на территории Руси принято считать Смоленскую икону. Она досталась князю Всеволоду Ярославичу в виде приданного, когда его женой стала дочь Константина IX Мономаха. Другой, не менее почитаемый, образ получил название Тихвинская икона Богоматери. Согласно преданию, ее явление состоялось в 1383 году в окрестностях реки Тихвинки.
Другие широко известные иконы Богородицы
Среди желающих купить икону Богородицы также популярен образ Владимирской Божьей Матери. На территорию Руси изображение попало в районе 1130-го года из Византии. Позднее, в 1395 году, икона была перевезена в столицу для защиты от наступающих на нее войск Тамерлана. Считается, что именно ее присутствие заставило агрессоров внезапно изменить свои планы, так и не добравшись до города. Известны и другие факты удивительного спасения Москвы, которые приписывают этому изображению. Среди них защита от нашествий войск Орды (1480 год) и крымского хана Мехмед Гирея (1521 год). Повествование об иконах Богородицы было бы не полным без упоминания о Боголюбской иконе Божией Матери. На ней Пречистая Дева предстает, полуобернувшись к Христу в молитве за все человечество.
Где приобрести икону Богородицы?
В ассортименте нашего магазина вашему вниманию представлены иконы Богородицы в Москве. Среди них есть как настоящие раритеты работы старинных мастеров, так и творения современных иконописцев.
Также у нас вы сможете приобрести: монеты и знаки, ювелирные украшения, фарфор, мебель. Мы готовы выполнить отправку всех ваших покупок в другие регионы РФ.
В чем ценность иконы Владимирской Богоматери
Владимирская икона Божией Матери хранится в Третьяковской галерее, в музейном храме св. Николая в Толмачах
Ценность как произведение искусства
Икона Богоматери, позже получившая прозвание Владимирской, была создана в Византии, в первой трети 12 века. Она является выдающимся произведением эпохи Комниновского возрождения (взлета византийского искусства в правление династии Комнинов). Искусство этой эпохи считается одной из вершин византийского искусствa, оно отличается особой тонкостью и изысканностью. Это хорошо видно, если вглядываться в изображение черт лица: изящные носы, печальные глаза, тонкая проработка скул.
Мозаика со стен Святой Софии
Почему Владимирская икона — выдающееся произведение этого периода? Во-первых, от этой эпохи попросту осталось очень-очень мало произведений, в особенности таких хрупких штук, как иконы (краска на деревянной доске).
Во-вторых, Владимирская сама по себе — шедевр живописи. Её анонимный автор был весьма талантливым мастером: обратите внимание, как тонко и эмоционально написаны лики Богоматери и Младенца, в особенности печальные глаза Марии.
Обратите внимание на хрупкость красочного слоя, трещины и отслоения
Гармоничны пропорции фигур, плавно перетекают линии тканей, в композиции использовано золотое сечение — здесь использованы многие секреты мастерства.
Ценность как исторический памятник
Кроме того, как любой другой предмет, уцелевший с 12 века, икона является важной исторической реликвией. К ней прикладывался Андрей Боголюбский, Иван Великий, с нее делал копию («делал список») Андрей Рублев, она была свидетельницей пожаров Владимира и осад Москвы.
Картина «Сретение (встреча) Владимирской Божьей матери в 1395 году». Худ. Светлана Ивлева. 2009 г. (Картина не очень исторически достоверна: наверняка к этому времени живопись уже была закрыта окладом).
Например, драгоценный оклад из золота, с бриллиантами, жемчугом и изумрудами, изготовленный для Владимирской иконы в XVII веке, после революции был с нее снят. И ныне он хранится в Оружейной палате не только как виртуозное произведение ювелирного искусства, но и как вещь, заказанная патриархом Никоном.
Экспонат Оружейной палаты
Ценность как религиозный объект
Наконец, то, что на протяжении многих столетий было для этой иконы единственно главным — это священная реликвия (и как здорово все-таки, что в 21 веке наши горизонты настолько расширились, что мы научились воспринимать такие вещи вдобавок и как произведения искусства, и как исторические реликвии).
Владимирская Богоматерь — это древнейшая чудотворная икона на Руси, вдобавок, считалось, что она написана самим апостолом Лукой. За века она совершила такое количество чудес и была объектом поклонения стольких верующих, что она будто сияет от этой вложенной в нее веры. А может, и наоборот.
В музейном храме св. Николая в Толмачах старинная икона находится внутри безопасной стеклянной капсулы с особенным климатическим балансом. Для красоты этот климатический ковчег отделан резьбой.
Увидеть Владимирскую Богоматерь очень легко, достаточно лишь найти, где в комплексе зданий Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке притаился храм. Жаль, что многие посетители музея не знают об этой возможности.
Владимирская икона Божьей Матери: значение образа, в чем помогает, когда празднуется
Владимирская икона Божией Матери – это одна из самых значимых святынь нашего народа. Ее почитают не только глубоко верующие христиане, но и люди, не слишком склонные к религиозности. В лихую годину у Божией Матери ищут заступничества даже многие экс-агностики и атеисты.
И это закономерно: на протяжении почти тысячелетия эта икона выступала защитницей всея Руси. Недаром один из самых значимых христианских праздников, Сретение Владимирской Богоматери, обязан своим появлением именно ей.
Благо, это чудо иконописного искусства уцелело во время многочисленных войн и политических катаклизмов, и сейчас любой верующий может обратиться к ней за защитой.
История появления святыни
Для начала ознакомимся с краткой историей Владимирской иконы Божией Матери. Только известный период насчитывает почти девять веков, посему многие события преобразовались в легенды, из которых выделить зерна правды неимоверно сложно.
Точный год создания иконы неизвестен. Да что там говорить: разбежка в предполагаемых датах измеряется многими столетиями!
Согласно каноническим источником, создателем иконы является апостол Лука, один из учеников и последователей Христа. Он был не только богословом, но и целителем и художником, а на создание святыни его вдохновил сам Господь.
Считается, что икона написана на доске, взятой из трапезной Святого Семейства. Ее видела и благословила сама Богоматерь, придав ей чудотворные свойства. Согласно этой гипотезе, икона была создана в начале нашей эры, то есть ей почти две тысячи лет!
Однако другие исследователи утверждают, что икону написал неизвестный византийский живописец гораздо позднее, в X-XII веке. Дело в том, что в ее исполнении очевидны черты уже сложившейся иконописной школы, а это свидетельство того, что раньше это чудо в такой интерпретации существовать не могло.
Существует достаточно интересная версия того, что Лука действительно писал эту икону, но в присущей тому времени манере. Оригинал хранился в Иерусалиме, затем в Константинополе, но его след в истории затерялся. А в Киев был привезен куда более поздний список творения Луки, который и стал Владимирской Богоматерью.
Тем не менее, известно, что на Русь икона попала в первой половине XII столетия. Ее прислал в Киев константинопольский патриарх в подарок князю Мстиславу, сыну Владимира Мономаха. Однако позже история иконы связывается с другим отпрыском Владимира, Юрием, а также его сыном, Андреем Боголюбским.
Поначалу икона находилась в монастыре Вышгорода, неподалеку от столицы Киевской Руси. Но вскоре Андрей решил перевезти святыню в Суздаль, причем без ведома вельможного отца. И икона начала являть чудеса…
Владимирская Богоматерь упоминается во многих исторических хрониках. Более того: летопись Владимирско-Суздальских земель велась в виде перечня событий, привязанных к чудесам иконы.
Впоследствии икона стала играть видную роль в истории Российского государства. Она защищала русские земли от захватчиков, эпидемий и голода, с ней вступали на царствие монархи и избирались патриархи.
Икона несколько раз реставрировалась (один раз, вероятно, великим Андреем Рублевым) и получала новые оклады. С нее было сделано множество списков (копий), каждый из которых получил толику чудотворной силы прототипа. И сейчас эта святыня является культурным наследием и гордостью русского народа.
Чудеса, связанные с иконой
Все чудеса, связанные с этой иконой, перечислить невозможно: она по праву считается главной чудотворицей Руси. Поэтому остановимся на самых значимых из них, оказавших эпохальное влияние на историю всего государства. И началось все с вышеупомянутого Андрея Боголюбского.
Владимирская икона Божией Матери
1155 год
В это время обоз с чудотворной иконой направлялся в Залесские земли, в вотчину Андрея Боголюбского. Настало время искать брод через реку, и на поиски отправили одного из верховых. На глазах всего обоза и князя посланец начал тонуть, и вельможа взмолился о его спасении. Через некоторое время слуга, целый и невредимый выехал на лошади на берег. Брод был найден!
По пути одна из лошадей понесла и чуть не затоптала жену одного из священнослужителей. Точнее, затоптала, но благодаря тому, что окружающие начали истово молиться иконе, пострадавшая осталась невредимой. Как бы абсурдно это ни звучало, но так говорят летописи!
Третье чудо произошло на подступах к Владимиру. Кони, тащившие телегу с иконой, внезапно встали. Князь подумал, что лошади утомились и приказал их сменить. Это не помогло, и обоз встал на ночевку. Всю ночь князь истово молился, а под утро во сне к нему явилась Богородица. Она-то и повелела оставить образ в этих землях.
Князь не мог ослушаться Богородицу, и на этом месте основал селение, получившее название Боголюбово. В церкви этого местечка и находилась икона, пока специально для нее не был возведен храм во Владимире. С этого времени икона и получила каноническое название.
При Андрее Боголюбском икона получила первый драгоценный оклад. На него пошло порядка 2,5 кг долота, плюс серебро и драгоценные камни. К сожалению, этот оклад не сохранился.
1237 год
В это время Русь осаждали полчища монголо-татар под предводительством хана Батыя. Перед их натиском пали многие русские города, в том числе, и Владимир.
Защитники города укрылись в храме, но монголо-татары ворвались в него, всех порубили, а святыню осквернили и сняли драгоценный оклад. Сам хан долго стоял перед образом, но не смог выдержать укоризненного взора богородицы. Он ушел из разрушенного Владимира, но икону оставил в храме.
1395 год
Миновало всего 15 лет с Куликовской битвы, Русь была сильно ослаблена сражениями и междоусобными войнами. Но перед вратами Москвы уже стоял еще один серьезный враг – жестокий Тимур Тамерлан.
Москвичи слезно упросили перенести чудотворящую икону в осажденный город. Образ Марии встречали как единственную надежду на спасение, преисполнившись благочестия и покаяния.
А в ночь прославленный завоеватель увидел сон, в котором ему явилась прекрасная дева в окружении ангелов, приказавшая отступить от Москвы. Поутру хан призвал мудрецов, которые и объяснили ему, что это знамение Царицы Небесной и заступницы земли русской. Впечатленный и напуганный Тимур приказал отступить от Москвы.
Считается, что иногда икона сама хочет покинуть «насиженное» место и отправиться туда, где больше нужна. Она дает понять это, являя очередное чудо, сходя со стены храма и воспаряя над землей.
1451 год
Монголо-татарский вельможа Мазовша в очередной раз направился в русские земли за данью. Его войско расположилось у Москвы. После отслуженного перед ликом молебна Мазовше и его войску почудился оглушительный шум. Вельможа был испуган, и убрался от Первопрестольной несолоно хлебавши.
1480 год
Русское государство решило избавиться от многовекового ига. В общем, князь Иван III отказался платить дань ордынцам, что, естественно, не могло не возыметь последствий. Хан Ахмат отправился в очередной раз «воевать Русь» и встал лагерем на берегу Угры.
А на противоположном берегу реки расположился лагерь русского монарха, куда принесли икону и отслужили молебен. После этого начали являться всевозможные чудеса, которые охладили завоевательский пыл Ахмата. Хан отступил, а Русь избавилась от многовекового ига Орды.
С тех пор чудотворный образ остался в Москве навсегда, лишь время от времени возвращаясь «на родину», во Владимирский Успенский собор. С образа был сделан искусный список и передан во Владимир взамен оригинала.
1521 год
Свято место пусто не бывает, и вслед за монголо-татарами пришли крымчаки во главе с Мехмет-Гиреем. Естественно, и они захотели дани, в подтверждение серьезности намерений разорив множество русских земель.
Князь Василий III встретил войско Гирея на Оке, и быть бы ему битым, если б не заступничество Царицы Небесной. Согласно преданию, священники хотели вынести икону из города, дабы спасти ее, но им воспрепятствовали святые Сергий и Варлаам. Словом, народ стал молиться еще усерднее, и Москва была спасена.
Где находится оригинал образа?
Самое главное чудо – это то, что икона пережила множество кровавых исторических событий, в том числе, и времена СССР, когда все религиозное подвергалось жестоким притеснениям. Храмы разрушали, их имущество разворовывали или национализировали, а иконы порой попросту сжигали.
Сегодня она отличается от прообраза: во время первых реставраций художники несколько вольничали, превнося в шедевр собственные домыслы. Тем не менее, доказано: это все та же старинная икона почти тысячи лет от роду.
Долгое время оригинал хранился в Третьяковской галерее в Москве. Сейчас он находится в храме-музее Святителя Николая при все той же Третьяковке. За микроклиматом в помещении следят специальные датчики, а покой Царицы Небесной с младенцем Христом защищает бронированное стекло. Но это не мешает ей внимать чаяниям искренне верующих и выступать защитницей всей России.
Икона находится в специальном пуленепробиваеомом киоте
Сретение Владимирской иконы Божией Матери
Непонятное ныне слово «сретение» переводится с церковнославянского как «встреча». Так что все сретения, имеющиеся в церковном календаре, это встречи с кем-либо или чем-либо.
В привязке к Владимирской иконе Божьей матери сретение, как правило, обозначает встречу иконы народом в сопровождении истовых поклонений и молебнов. И, конечно, чудеса спасения!
Когда и как отмечают праздник Владимирской иконы
Праздник Владимирской иконы Божией Матери отмечается аж трижды, в честь знаковых исторических событий с ее участием.
Даты празднования выглядят таким образом (в скобках приведена дата по старому стилю):
В эти дни проводятся торжественные службы во всех церквях России, а верующие исполняются особой благодарности к небесной заступнице.
Знаменитая московская улица Сретенка (ныне бульвар) – это историческое место, где жители города встречали икону, принесенную из Владимира. Ей же обязан названием и Сретенский монастырь.
Значение образа для православных христиан
Значение Владимирской иконы Божьей Матери для православных россиян сложно переоценить. Присутствие иконы означает защиту всех жителей русских земель от всевозможных напастей как глобальных, так и локальных.
БМ (Божья матерь) выступает заступницей не только всего народа, но и каждого человека персонально. Любой из нас может попросить ее о защите и снисхождении.
Иконография
А теперь коснемся описания иконы Пресвятой Богородицы и вглядимся в светлые лики представителей Божественного семейства.
Образ Владимирской иконы отсылает к искусству иконописи XI-XII столетия. Этот тип иконы называется «Умиление». Мать нежно обнимает божественного сына, словно прося его о снисхождении для человечества. В глазах ее читается нежность, сострадание и скорбь: она предчувствует предначертанное ее дитяти. Считается, что она символизирует душу человеческую, стремящуюся к Богу.
Этот образ выглядит не похоже на другие православные иконы. Он абсолютно уникален. Обратите внимание на младенца Христа, доверчиво прильнувшего к матери. Особое умиление вызывает его миниатюрная ступня («пяточка»), повернутая к зрителю. Многие эксперты полагают, что эта деталь была добавлена позднее, во время одной из реставраций, но это не умаляет ее гениальности.
Считается, что столь живые и лирические образы мог создать лишь очень талантливый и глубоко верующий человек. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на его бессмертное творение.
В чем помогает Владимирская икона Божией Матери
Верующие просят перед иконой обо всем, в чем испытывают нужду. Если молятся иконе искренне и истово, заступница слышит обращенные к ней слова и выступает посредницей между просящими и Господом.
Обычно Царицу Небесную просят о следующем:
К Богородице обязательно обращаются во время обряда венчания. Ее образ используется для благословения молодоженов.
Молитвы к иконе
Существует масса канонических молитв с обращением к Пресвятой Богородице. Приведем некоторые из них.
Полный текст канонической молитвы
Молитва вторая О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодарим Тя о всех благодеяниих, российским людем от Тебе бывших, от древле и до днесь от чудотворныя иконы Твоея явленных. И ныне, Преблагая Владычице, призри на ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, яви нам милость Твою и моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, о еже избавитися нам от всякаго зла и сохранитися всякаму граду и веси, и всей стране нашей от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и муждоусобныя брани. Испроси православным христианом благоденственное и мирное житие, здравие, долгоденствие, во всем благое поспешение и спасение. Сохрани и умудри пастырей Церкви, еже достойно пасти стадо Христово и право правити слово истины; укрепи христолюбивое всероссийское воинство, подаждь дух совета и разума военачальником, градоначальником и всем, иже во власти суть, ниспосли святое Твое благословение и всем православным христианом, покланяющимся Ти и молящимся пред цельбоносною Твоею иконою. Буди нам Заступница и Ходатаица пред престолом Всевышняго, идеже предстоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице? Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пресвятая Богородице? Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Небесная Царице. Под Твой покров притекаем, молитвами Твоими ниспосли нам мир, здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, избави ны от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти и от всех озлоблений врагов видимых и невидимых. Вразуми и научи ны, о, Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земнаго сего жития; Ты веси немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру веси, и упование видиши; даруй же нам исправление греховныя жизни и умягчи злая сердца наша. Укрепи в нас правую веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любве, в добрых делех преуспеяние; избави же ны от искушений, от пагубных душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя. Тебе убо просим, Пречистая Владычице, и припадающе пред святою Твоею иконою, молимся, умилосердися на ны и помилуй ны, в страшный же день суда ходатайством и заступлением Твоим сподоби ны стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва о выборе пути и помощи в трудную минуту
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, прибежище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, якоже волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
Молитва о здравии и благополучии домочадцев
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися, и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни и всякаго зла. И сподоби ны, грешныя рабы Твоя, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в бесконечныя веки веков. Аминь.
Учить молитвы наизусть не обязательно: их можно читать и с листа. Главное, молиться искренне и с истинной верой!
Золотая подвеска «Владимирская икона Божией Матери» (перейти в каталог SUNLIGHT)
Вновь обретенная икона-список «Богоматерь Владимирская» начала XVI века.
Часть 2
2. Престол Уготованный с орудиями Страстей Христовых. Оборот иконы-списка «Богоматерь Владимирская» начала XVI в. (1514). Вторая половина XVI – начала XVII вв. В период поновления святыни в 1514 году, проводившегося при личном участии митрополита Варлаама, был сделан список «в меру и подобие» для Успенского собора Московского Кремля – «Богоматерь Владимирская, с праздниками и святыми на полях» [3] (ил. 1). Мастер, написавший эту икону, очень точно повторил размер доски, пропорции широких полей, иконографию и композицию поновленного чудотворного образа, но на полях воспроизвел праздники с оклада митрополита Фотия, а между ними поместил образы святителей. На обороте иконы изображен Престол Уготованный с орудиями Страстей Христовых (ил. 2). Главная композиционная особенность списка 1514 года, полностью соответствующая древнему оригиналу, – высокое положение левой руки Богоматери, касающейся пальцами рукава одежды Младенца Христа. Показательно, что только после реставрации древней иконы при митрополите Варлааме, во время которой, вероятно, было восстановлено первоначальное положение высоко поднятой руки Богоматери, появились аналогичные по композиции иконы-списки. Первая из них – «Богоматерь Владимирская, с праздниками на полях».
Иконографические и стилистические аналогии
Возвращаясь вновь к привезенной в Москву в 2007 году иконе и сопоставляя ее с чудотворной «Богоматерью Владимирской» первой трети XII века, а также с главными списками «в меру и подобие» XV–XVI веков, не трудно определить ее место в ряду рассмотренных выше исторических этапов поновления и прославления древней святыни. Размеры иконной доски и полей, иконография и композиция этой иконы (будем называть ее «московской») полностью совпадают с древней чудотворной «Богоматерью Владимирской», поновленной в 1514 году, и ее кремлевским списком того же года (с праздниками на полях). Это однозначно свидетельствует, что возвращенная икона является вторым точным списком древней чудотворной «Богоматери Владимирской», созданным после ее поновления в 1514 году митрополитом Варлаамом. Сопоставление чудотворного оригинала и двух списков – кремлевского и московского – показывает, что они выполнены по прориси, снятой с поновленной древней иконы.
Несмотря на сильную потертость авторского красочного слоя и реставрационные прописи, стилистические особенности московского списка ясно читаются. Он хорошо вписывается в ряд произведений первой четверти XVI века. Его аналогии – одноименные иконы-списки, созданные во втором десятилетии столетия. Подобно возвращенной московской иконе, эти списки с большей или меньшей точностью воспроизводят чудотворную «Богоматерь Владимирскую» после ее поновления в 1514 году.
4. Богоматерь Владимирская. Храмовая икона из церкви Владимирской Богоматери в Вологде. Начало XVI в. Вологодский музей-заповедник Первый в этом ряду – храмовый образ из Владимирской церкви в Вологде [11] (ил. 4). Его размер намного превосходит чудотворный оригинал, в композиции также имеются некоторые отличия (левая рука Богоматери написана на вставке левкаса). Общие стилистические особенности этого образа в целом сопоставимы со стилем московского списка, который намного точнее повторяет поновленную чудотворную «Богоматерь Владимирскую».
5. Богоматерь Владимирская. Храмовая икона из Симонова монастыря в Москве. Первая четверть XVI в. ГТГ Вторая икона – крупный храмовый образ из московского Симонова монастыря [12] (ил. 5). Его появление в этой обители связано, видимо, с митрополитом Варлаамом, поставленным из архимандритов Симонова монастыря. Возможно, по желанию митрополита Варлаама мастер этого списка воспроизвел иконографию и композицию не древней чудотворной «Богоматери Владимирской», а ее чтимого «рублевского» списка начала XV века из владимирского Успенского собора (ил. 3), реставрированного в 1519 году в палатах митрополита при его личном участии. Его иконографические особенности – низко опущенная левая рука Богоматери, а также сплошное заполнение пространства между ликами Богородицы и Младенца Христа золотистой охрой, передающей цвет одежды Христа. Первоначальный красочный слой иконы из Симонова монастыря имеет многочисленные утраты и потертости. Но и при таком состоянии сохранности очевидно большое сходство ее стилистических особенностей с живописным исполнением возвращенной «Богоматери Владимирской».
6. Богоматерь Владимирская, в окладе. Икона-список из Покровского монастыря в Суздале. Начало XVI в. (после 1514). Владимиро-Суздальский музей Следующая икона – «Богоматерь Владимирская» в серебряном басменном окладе из Покровского монастыря в Суздале [13] (ил. 6). Размер ее доски по ширине равен древнему оригиналу, но высота немного меньше, так как нижнее поле уже верхнего поля. В отличие от рассмотренных выше икон начала XVI века, этот список, так же как и возвращенная московская икона, выполнен по прориси, снятой с поновленной чудотворной «Богоматери Владимирской». Композиция трех икон (поновленной в 1514 году древней святыни, московской иконы и «Богоматери Владимирской» из Покровского монастыря) почти идентична, но лики на списке из Покровского монастыря отличаются ярко выраженным своеобразием, глубоко личностным восприятием чудотворного образа иконописцем. Сохранившийся первоначальный серебряный оклад, имитирующий золотой оклад с двунадесятыми праздниками времени митрополита Фотия на чудотворной «Богоматери Владимирской», позволяет предположить, что подобный оклад первоначально мог быть и на рассматриваемой московской иконе.
Самая близкая аналогия возвращенной в Москву иконе – неоднократно упоминавшийся список «в меру и подобие» святыни, созданный в 1514 году для Успенского собора Московского Кремля ( ил. 1). Ныне он помещается в киоте слева от царских врат, в котором стояла унесенная из собора в 1918 году «Богоматерь Владимирская» XII века. Рассмотрим его подробнее и сопоставим с возвращенной иконой. Основное отличие двух икон в том, что на полях списка Успенского собора изображены двунадесятые праздники в киотчатых обрамлениях, имитирующие красками чеканные праздники на золотом окладе времени митрополита Фотия, давно ставшем неотъемлемой частью древнего чудотворного образа Богоматери Владимирской. Между праздниками – образы святителей, появление которых здесь вполне объяснимо: икона предназначалась для митрополичьего Успенского собора Кремля. Она была создана как икона-наместница древней святыни. Согласно документам XVII столетия ее носили в крестных ходах в плохую погоду вместо древней иконы. Вероятно, также использовали ее и в XVI веке. Поэтому убранство иконы-наместницы было относительно скромным. Ее оклад и венец были серебряные, сканные, с камнями и жемчугом. Образы Богоматери и Младенца Христа на этом списке отличаются монументальностью, торжественно-спокойным выражением ликов. Ее живописному исполнению свойственна плоскостная трактовка одежд, легкая моделировка ликов, светлая прозрачная красочная гамма, в которой на фоне коричневой одежды Богоматери сияет золотистая охра хитона Христа и каймы мафория Богоматери. Эти крупные красочные плоскости дополняет сине-зеленый цвет препоясания Младенца, чепца и рукава хитона Богоматери.
Живописное исполнение возвращенной иконы в своем первоначальном виде было близко этому списку, что становится очевидным при внимательном рассмотрении сохранившихся фрагментов авторской живописи. Неглубокий ковчег и пологая лузга московской иконы такие же, как на списке 1514 года. Очевидно, что оба списка созданы одновременно, в одной мастерской, по одной и той же прориси. При этом мастер московской иконы следовал прориси с предельной точностью. По очертаниям силуэта, рисунку рук Богородицы и ступней Младенца Христа она ближе к оригиналу, чем кремлевский список. Непередаваемое словами созерцательно-самоуглубленное и одновременно обращенное к молящемуся милосердно-сострадательное выражение лика Божией Матери на московской иконе также более напоминает древнюю святыню. Она является самым точным воспроизведением чудотворной «Богоматери Владимирской». В своем первозданном виде эта копия должна была выглядеть как «двойник» поновленного чудотворного образа. Фон новой иконы-списка, видимо, был золотой. В течение веков он многократно счищался, сейчас следы золота на нем не видны. Икона, по всей вероятности, сразу же была закрыта драгоценным окладом, в той или иной степени напоминавшим драгоценное убранство древнего чудотворного образа.
8. Престол Уготованный с орудиями Страстей Христовых. Начало XV в. Оборот чудотворной иконы «Богоматерь Владимирская» первой трети XII в. На московском списке рисунок креста точно такой же, как и на иконе Успенского собора. Но форма престола, более длинного и низкого, несколько отличается. По-другому нарисовано Евангелие с толстым обрезом, которое не лежит на престоле, а как будто поставлено на угол. Четыре гвоздя и терновый венец соответствуют их изображению на чудотворной иконе и на списке из Успенского собора.
Композиция на тыльной стороне возвращенной Владимирской иконы, как и на кремлевской иконе 1514 года, не является изначальной. Доска на обороте без ковчега, первоначальные шпонки были такие же, как заменившие их поздние, – врезные. Возможно, на обеих иконах-списках Престол Уготованный появился во второй половине XVI – начале XVII века, когда иконы стали чаще выносить в крестные ходы. Живопись на тыльной стороне обеих икон требует специального исследования, что позволит дать более точную датировку.
Остается ответить на последний вопрос: для какого храма или монастыря был создан в 1514 году второй список «в меру и подобие» древней чудотворной Владимирской иконы Богоматери, в XX веке оказавшийся за рубежом и ныне возвращенный в Москву. С уверенностью можно сказать, что к кремлевским монастырям и соборам, описи и иконные собрания которых хорошо изучены, он не имеет отношения. Можно также утверждать, что этот список, отличающийся высоким художественным качеством, не мог предназначаться для любого (пусть даже древнего и значительного) московского монастыря и тем более для городской церкви. Его иногороднее происхождение полностью исключается. Списки XV – первой четверти XVI века «в меру и подобие» древней святыни единичны, все они были созданы в периоды поновления чудотворного образа как иконы-наместницы. Несомненно, что возвращенная икона также была выполнена с определенной целью и по специальному заказу лица, имевшего близкие связи с теми людьми, благодаря которым в 1514 году была поновлена древняя святыня и сделан ее список (с праздниками на полях) для Успенского собора Кремля – то есть с великим московским князем Василием III и митрополитом Варлаамом.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Возвращенный в Москву из-за рубежа в 2007 году Богородичный образ является самым точным списком «в меру и подобие» древней чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, выполненным по прориси, снятой с поновленной в 1514 году митрополитом Варлаамом древней святыни. Его ближайшая аналогия – созданный по той же прориси список 1514 года, предназначенный для Успенского собора Московского Кремля и там сохранившийся.
2. Изображение Престола Уготованного с орудиями Страстей Христовых на обороте иконы не первоначальное. Возможно, оно появилось во второй половине XVI – начале XVII века, когда участие иконы в крестных ходах могло стать регулярным. Для уточнения его датировки необходимо специальное исследование. Ближайшая аналогия – одноименное изображение на иконе-списке 1514 года в Успенском соборе Московского Кремля, атрибуция которого также требует научного реставрационного и технико-технологического исследования.
3. Авторский красочный слой на иконе очень сильно потерт и смыт, сохранность его фрагментарная. Однако благодаря высоко профессиональной реставрации, выполненной опытным иконописцем (вероятно, М.И. Тюлиным), на иконе полностью восстановлен первоначальный внешний облик образов Богородицы и Младенца Христа, в которых адекватно передано их глубокое духовное содержание.
4. Происхождение иконы неизвестно. Анализ исторических источников позволяет с большой долей вероятности отождествить ее с древним храмовым образом московского Сретенского монастыря, согласно описи 1763 года, стоявшим в соборной церкви Владимирской Богоматери слева от царских врат.