влияние дистанционного обучения на качество образования

Из опыта работы Изучение влияния дистанционного обучения в период пандемии на качество знаний учащихся 6 класса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

(Изучение влияния дистанционного обучения в период пандемии на качество знаний учащихся 6 класса)

Ширшова Светлана Владимировна

учитель истории и обществознания МАОУ «Голышмановская СОШ №1» Тюменской области

Целью данного исследования стало изучение динамики влияния дистанционного обучения на успеваемость школьников подросткового возраста. Объект исследования: школьники подросткового возраста 6В класса МАОУ «Голышмановская СОШ №1». Предмет исследования: динамика успеваемости учащихся 6В класса. Экспериментальная база исследования : 6В класс МАОУ «Голышмановская СОШ №1». Гипотезу исследования составила проверка следующих положений:

1.Дистанционное обучение значительно не улучшает успеваемость

2. Дистанционное обучение значительно улучшает успеваемость

В соответствии с поставленной целью определили следующие задачи исследования:

3. выяснить проблемы, недостатки и преимущества дистанционного обучения;

4. сформулировать советы и рекомендации для учащихся на случай дальнейшего дистанционного обучения

Методы исследования Это исследование в своем подходе является исследованием описательного характера. Для сбора данных из полевых исследований использовалась Методика онлайн-опроса. Был проведен опрос подростков. Еще один метод исследования-анализ статитстических данных (по результатам ВПР 2020 года по истории). В работе использовались также статистические методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов.

Результаты исследования будут интересны ученикам, родителям и учителям нашего класса. Результаты исследования были представлены на родительском собрании, на классном часе в 6В классе, познакомили педагогов, разместив материалы в группе ВКонтакте.

Дистанционное обучение, особенности учебной деятельности подростков в условиях дистанционного обучения, положительные и отрицательные последствия дистанционного обучения подростков.

«Lessons» of distance learning

(Study of the impact of distance learning during the pandemic on the quality of knowledge of 6th grade students)

Shirshova Svetlana Vladimirovna

The purpose of this study was to study the dynamics of the influence of distance learning on the academic performance of adolescent schoolchildren. The object of the study: adolescent schoolchildren of the 6th grade of the MAOU «Golyshmanovskaya Secondary School No. 1». The subject of the study: the dynamics of the performance of students of the 6th grade. Experimental base of the study : 6B class of the MAOU «Golyshmanovskaya Secondary school No. 1». The hypothesis of the study was the verification of the following provisions:

1. Distance learning does not significantly improve academic performance

2. Distance learning significantly improves academic performance

In accordance with this goal, the following research tasks were identified:

1. Define the concept of «distance learning»;

2. determine the impact of distance learning on the quality of knowledge of students of the 6th grade;

3. find out the problems, disadvantages and advantages of distance learning;

4. formulate tips and recommendations for students in case of further distance learning

Research methods This research in its approach is a descriptive study. An online survey Technique was used to collect data from field studies. A survey of teenagers was conducted. One more research method is the analysis of statistical data (based on the results of the 2020 VPR on history). Statistical methods of experimental data processing and graphical representation of the results were also used in the work.

The results of the study will be of interest to students, parents and teachers of our class. The results of the study were presented at a parent meeting, at a class hour in the 6th grade, teachers were introduced by posting materials in the VKontakte group.

Distance learning, features of educational activity of adolescents in the conditions of distance learning, positive and negative consequences of distance learning of adolescents

Все мы очень обрадовались новостям о возвращении к очным урокам после дистанта. Но уже через пару учебных недель стало ясно: что-то идет не так. Утомляемость, потеря работоспособности. Ученики буквально засыпали на уроках, с трудом могли сосредоточиться и удержать внимание. На протяжении месяцев они поздно ложились спать и отвыкли рано вставать, идти в школу. Отвыкли от самоконтроля во время уроков. Занимаясь с выключенными камерами, могли сидеть, лежать, как им удобно, пить чай, гладить кота. Некоторые ухитрялись параллельно вести переписку с одноклассниками или даже играть в игры. А теперь приходится вновь по 45 минут «прилично» сидеть за партами. Особенно всех участников учебного процесса озадачили результаты всероссийских проверочных работ (ВПР)- многие плохо справились с заданиями по всем предметам. При этом оценки за прошлый учебный год были хорошие. Такое расхождение поставило нас перед проблемой- качество знаний существенно понизилось за период дистанционного обучения. Мы с ребятами захотели выяснить причины этого снижения. А также проанализировать учебную деятельность во время дистанта, чтобы в будущем, в условиях такого обучения заниматься эффективнее. Ведь дистант рано или поздно закончится, а что останется в головах после него?

Целью нашего исследования стало изучение динамики влияния дистанционного обучения на успеваемость школьников подросткового возраста. Объект исследования: школьники подросткового возраста 6В класса МАОУ «Голышмановская СОШ №1». Предмет исследования: динамика изменения успеваемости учащихся 6В класса (на примере учебного предмета история)

Гипотезу исследования составила проверка следующих положений:

1.Дистанционное обучение значительно не улучшает успеваемость 2. Дистанционное обучение значительно улучшает успеваемость

В соответствии с поставленной целью определили следующие задачи исследования:

7. выяснить проблемы, недостатки и преимущества дистанционного обучения;

8. сформулировать советы и рекомендации для учащихся на случай дальнейшего дистанционного обучения

Методы исследования Это исследование в своем подходе является исследованием описательного характера. Для сбора данных из полевых исследований использовалась Методика онлайн-опроса. Был проведен опрос подростков 6 класса. Еще один метод исследования-анализ статитстических данных (по результатам ВПР 2020 года по истории). В работе использовались также статистические методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов.

Всего приняли участие в опросе 25 учащихся 6В класса. Для изучения изменения успеваемости школьников использовался сплошной анкетный опрос. (рис.1)

Следующий блок вопросов был направлен на выяснение качества выполнения заданий во время дистанционного обучения: «Ты добросовестно выполнял все задания учителя на онлайн-платформах»-96 % ответили,что выполняли все задания на учебных платформах и сервисах, которые им задавали учителя. Только 4 % сказали, что делали задания очень редко. «Смотрел ли ты все видео уроки по ссылкам учителя?»- только 2% признались,что делали это очень редко. Большинство ребят (63%) смотрели все уроки.

Таким образом, почти все ученики класса выполняли задания учителей во время дистанционного обучения, относились к учебе ответственно. Возможно, что часть ребят не смогла выполнить эти задания по техническим причинам. Поэтому в нашей анкете был и такой вопрос: «Были ли сбои в работе онлайн-платформ?»- 63% ребят ответили утвердительно! Значит, у многих ребят были проблемы с интернетом, с работой компьютера. Это объясняет во многом и невыполнение части заданий.

Нас также интересовало качество знаний, которые получены были во время дистанта. «Твои знания стали лучше или хуже во время дистанционного обучения?»-21% ребят считают,что стали знания хуже(т.е. каждый пятый из класса считает,что знания ухудшились). Часть ребят-17% не заметили особых изменений в своих знаниях. Однако, большинство опрошенных- 63 % считают, что знания стали лучше!

Возможно такие выводы ребята сделали потому что их оценки стали лучше. Ведь на вопрос «Твои оценки стали лучше или хуже во время дистанционного обучения?»-63% ответили утвердительно.

Мы также попытались выяснить роль родителей в дистанционном обучении: «Оказывали ли тебе в процессе дистанционного обучения помощь родители?». Половина класса (50%) ответили положительно, им родители помогали выполнять задания дистанционно. И 50 % справлялись со всем самостоятельно.

В конце нашей анкеты мы попросили ребят обдумать, проанализировать свою учебную деятельность за время дистанта и ответить на вопрос: «Какие трудности были у тебя во время дистанционного обучения?» Ответы ребят выглядят следующим образом (в порядке значимости):

· скучно учиться одному

· не хватает времени на выполнение всех заданий

· технические проблемы и сбои

· отсутствие компьютера в семье

· недостаточное владение компьютером

Таким образом, большинство опрошенных учеников 6класса считают, что за время дистанционного обучения их знания только улучшились. Мы решили проверить данный вывод на примере предмета «история». Для этого сравним годовую оценку по истории за 5 класс и оценку за ВПР(всероссийскую проверочную работу) по истории, которая проводилась в сентябре 2020 в начале 6класса. Результаты представили в сводной таблице. Мы сравнили показатели нашей школы, района, области. Общий вывод-64% учеников понизили свою успеваемость. Это значит, что оценка за ВПР ниже,чем оценка за год по истории. И только 3% учеников школы повысили свою успеваемость по результатам ВПР. (рис.1)

Рис.1 Итоги опроса учащихся 6В класса

влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть фото влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть картинку влияние дистанционного обучения на качество образования. Картинка про влияние дистанционного обучения на качество образования. Фото влияние дистанционного обучения на качество образования влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть фото влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть картинку влияние дистанционного обучения на качество образования. Картинка про влияние дистанционного обучения на качество образования. Фото влияние дистанционного обучения на качество образования

влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть фото влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть картинку влияние дистанционного обучения на качество образования. Картинка про влияние дистанционного обучения на качество образования. Фото влияние дистанционного обучения на качество образования влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть фото влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть картинку влияние дистанционного обучения на качество образования. Картинка про влияние дистанционного обучения на качество образования. Фото влияние дистанционного обучения на качество образования

влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть фото влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть картинку влияние дистанционного обучения на качество образования. Картинка про влияние дистанционного обучения на качество образования. Фото влияние дистанционного обучения на качество образования влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть фото влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть картинку влияние дистанционного обучения на качество образования. Картинка про влияние дистанционного обучения на качество образования. Фото влияние дистанционного обучения на качество образования

влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть фото влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть картинку влияние дистанционного обучения на качество образования. Картинка про влияние дистанционного обучения на качество образования. Фото влияние дистанционного обучения на качество образования влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть фото влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть картинку влияние дистанционного обучения на качество образования. Картинка про влияние дистанционного обучения на качество образования. Фото влияние дистанционного обучения на качество образования

влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть фото влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть картинку влияние дистанционного обучения на качество образования. Картинка про влияние дистанционного обучения на качество образования. Фото влияние дистанционного обучения на качество образования влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть фото влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть картинку влияние дистанционного обучения на качество образования. Картинка про влияние дистанционного обучения на качество образования. Фото влияние дистанционного обучения на качество образования

влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть фото влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть картинку влияние дистанционного обучения на качество образования. Картинка про влияние дистанционного обучения на качество образования. Фото влияние дистанционного обучения на качество образования влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть фото влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть картинку влияние дистанционного обучения на качество образования. Картинка про влияние дистанционного обучения на качество образования. Фото влияние дистанционного обучения на качество образования

влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть фото влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть картинку влияние дистанционного обучения на качество образования. Картинка про влияние дистанционного обучения на качество образования. Фото влияние дистанционного обучения на качество образования влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть фото влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть картинку влияние дистанционного обучения на качество образования. Картинка про влияние дистанционного обучения на качество образования. Фото влияние дистанционного обучения на качество образования

Сравнение оценок за ВПР с годовыми оценками по истории

Сравнение отметок с отметками по журналу

ВПР 2020. 6 класс (по программе 5 класса)

Источник

7 основных проблем современного дистанционного обучения

Внедрение любого новшества сопровождается рядом сложностей. Несмотря на то, что дистанционное образование существует уже довольно длительное время, активно использоваться оно начало лишь в последние 5 лет. Притом некоторые страны столкнулись с новым способом обучения буквально в 2019-2020 учебном году в связи с острой необходимостью (коронавирусная пандемия).

влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть фото влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть картинку влияние дистанционного обучения на качество образования. Картинка про влияние дистанционного обучения на качество образования. Фото влияние дистанционного обучения на качество образования

Внедрение любого новшества сопровождается рядом сложностей. Несмотря на то, что дистанционное образование существует уже довольно длительное время, активно использоваться оно начало лишь в последние 5 лет. Притом некоторые страны столкнулись с новым способом обучения буквально в 2019-2020 учебном году в связи с острой необходимостью (коронавирусная пандемия).

В России дистанционное обучение до этого момента использовалось лишь в высших учебных заведениях в качестве «нового отделения», наравне с очным и заочным. Но в связи с серьезной эпидемиологической обстановкой «дистанционное взаимодействие» было установлено практически повсеместно: в школах, СУЗах и ВУЗах, на рабочих местах.

Давайте поговорим, кому все же подходит данный вид «образовательного взаимодействия» и с какими проблемами сталкиваются учащиеся, преподаватели и система образования в целом.

Особенности дистанционного образования в России

В настоящее время Интернет является неотъемлемой частью для каждого человека. Он позволяет не только общаться с людьми, невзирая на расстояние, но и учиться, работать в любом удобном месте.

Дистанционное обучение в России появилось около 10-15 лет назад с развитием Интернет-технологий, но более совершенную и современную форму оно обрело сравнительно недавно. Данный формат не предполагает посещения учебного учреждения, прохождение предметов преимущественно на самостоятельной (больше письменной) основе, слабый контакт между преподавателем и учащимся.

влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть фото влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть картинку влияние дистанционного обучения на качество образования. Картинка про влияние дистанционного обучения на качество образования. Фото влияние дистанционного обучения на качество образованияЧто нужно для обучения в дистанционном формате?

При такой форме обучения между учащимися, педагогами нет живого общения. Все необходимые вопросы, нюансы они решают посредством виртуального контакта: онлайн-связь, чат, электронная почта, телефонные переговоры, скайп (видеосвязь) и пр.

Для школьников дистанционное обучение было организовано следующим образом: онлайн-урок (заранее записанный видеоурок или видеосвязь), где учитель разъясняет тему, показывает примеры решения задач и выдает домашнее задание. Далее учащемуся предстоит выполнить упражнения и выслать их на определенный адрес или выложить в определенную виртуальную папку. По статистике, сложнее всего пришлось учащимся начальных классов, которые еще слабо знакомы с компьютерными технологиями и необходимыми программами. Не менее сложно пришлось и старшеклассникам: освоение серьезных предметов (особенно углубленно) давалось непросто.

По результатам 2019-2020 года опытные педагоги отметили, для кого дистанционная форма обучения будет более приемлема:

Достоинства и недостатки дистанционного образования

Новшества всегда внедряются постепенно и сопровождаются выявлением слабых и сильных сторон. В дистанционном обучении также присутствуют как преимущества, так и изъяны.

влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть фото влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть картинку влияние дистанционного обучения на качество образования. Картинка про влияние дистанционного обучения на качество образования. Фото влияние дистанционного обучения на качество образованияПреимущества дистанционной формы обучения

К числу явных достоинств нового формата освоения учебной программы относят:

К числу очевидных недостатков онлайн-образования можно отметить:

Источник

Плюсы и минусы дистанционного обучения

По данным eLearning Industry, только в промежуток между 2001 и 2017 годами рынок электронных образовательных решений вырос на 900%. Возможность обучаться дистанционно привлекает многих, и в ближайшие годы доля детей, которые получают образование удаленно, будет только расти, ведь инструментов для организации такой учебы с каждым днем все больше.

У этого подхода есть преимущества и недостатки, и каждый преподаватель должен знать их, чтобы избежать неприятных сюрпризов. В этом материале мы рассмотрели плюсы и минусы дистанционного обучения в школе.

влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть фото влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть картинку влияние дистанционного обучения на качество образования. Картинка про влияние дистанционного обучения на качество образования. Фото влияние дистанционного обучения на качество образования

Плюсы дистанционного образования

Сейчас плюсы дистанционного обучения в школе для тысяч учителей вовсе не очевидны. Кажется, что дистанционное обучение — это сплошные неудобства, угроза дисциплине и успеваемости. Но это не так: удаленное образование обладает массой преимуществ. Вот некоторые из них.

влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть фото влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть картинку влияние дистанционного обучения на качество образования. Картинка про влияние дистанционного обучения на качество образования. Фото влияние дистанционного обучения на качество образования

влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть фото влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть картинку влияние дистанционного обучения на качество образования. Картинка про влияние дистанционного обучения на качество образования. Фото влияние дистанционного обучения на качество образования

влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть фото влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть картинку влияние дистанционного обучения на качество образования. Картинка про влияние дистанционного обучения на качество образования. Фото влияние дистанционного обучения на качество образования

Минусы дистанционного образования

Минусы дистанционного обучения в школе совсем не так многочисленны, как может показаться. Однако они есть, и школьный учитель должен знать, с какими сложностями и ограничениями он может столкнуться.

влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть фото влияние дистанционного обучения на качество образования. Смотреть картинку влияние дистанционного обучения на качество образования. Картинка про влияние дистанционного обучения на качество образования. Фото влияние дистанционного обучения на качество образования

Что в итоге

Немало преподавателей уже успело оценить все плюсы и минусы удаленного обучения. И, если присмотреться, достоинств у этой системы все же больше. С каждым годом все больше детей будет получать образование онлайн, а привычные будут принимать все более и более цифровой вид.

Обратитесь к опыту коллег, преподающих онлайн: посетите несколько вебинаров, почитайте форумы и профессиональные сообщества. Например, учителя английского (да и не только они) могут найти много полезного в статьях сообщества Skyteach. Все, чему вы научитесь сейчас, станет бесценным профессиональным багажом в будущем и поможет вашей карьере.

Источник

Плюсы и минусы дистанционного образования

В последние годы из-за пандемии практически вся система образования была переведена в онлайн форму. Это было обязательным, но крайне резким шагом, что стало неожиданностью для многих преподавателей и учащихся. Однако формат дистанционного обучения существует уже давно, и он плавно развивался на протяжении долгих лет, просто многие о нем не знали. ВУЗы с дистанционным обучением позволяли ученикам из других городов и даже стран получать образование именно у них. Иногда ученик не мог самостоятельно посещать учебное заведение по различным причинам, и тогда к нему приходил репетитор и занимался индивидуально. С развитием технологий необходимость посещения преподавателем ученика и вовсе отпала и на замену ей пришло дистанционное обучение. Давайте рассмотрим все плюсы и минусы дистанционного обучения в 2021-ом году.

Плюсы и минусы дистанционного обучения для учеников

Однозначные плюсы дистанционного обучения это:

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Еще в плюсы дистанционного обучения можно добавить более активное участие стеснительных учеников в процесс получения образования. Как показывает практика такие студенты ведут себя более уверенно и чаще участвуют в групповых обсуждениях.

Однако минусы дистанционного обучения тоже существуют:

Плюсы и минусы дистанционного обучения для преподавателей

Преподавателям старой закалки было очень сложно перейти в форму онлайн обучения. Они привыкли к старой системе, ведь преподавали вживую всю жизнь и дистанционное обучение дало им много вопросов. Молодым педагогам повезло чуть больше, и они быстро смогли перестроить себя. Однако и для них существуют свои минусы дистанционного обучения. Но обо всем по порядку.

Плюсы дистанционного обучения для педагогов:

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Также в плюсы дистанционного обучения можно записать экономию времени и денег. Нет необходимости вставать очень рано и ехать на другой конец города. Можно хорошо выспаться и прийти на урок просто включив компьютер. Главное не забыть одеться.

Однако есть и минусы дистанционного обучения:

Также в минусы дистанционного обучения можно записать отсутствие общего перехода в онлайн формат. Этот минус однозначно исправят в ближайшее время. Остается лишь ждать решение данного вопроса.

Заключение

Процесс дистанционного обучения как сложен, так и легок. Он заставит любого ученика встать на тропу войны самим с собой и своей ленью.

Не важно в каком формате у вас проходит обучение — вы всегда можете обратиться за помощью к сервису «Все Сдал!». Эксперты смогут помочь не только с написанием различных студенческих работ удаленно, но и успешно сдать любой экзамен онлайн.

Источник

Роль дистанционного обучения в повышении качества образования

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Редрова Т.В., преподаватель информатики

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Педагогический колледж г. Балея» Забайкальского края

Роль дистанционного обучения в повышении качества образования

В современных социально-экономических условиях одной из задач российской системы образования является получение широкими слоями населения качественного, доступного и мобильного образования.

Исследование рынка труда в России показывает, что сформировался контингент лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, которые традиционная система образования дать не может.

Основными целями внедрения системы дистанционного обучения являются:

повышение качества образования в учебном заведении за счет использования информационных технологий;

увеличение охвата обучаемой аудитории и сокращение издержек на проведение мониторинга знаний за счет использования технологий дистанционного обучения;

повышение управляемости учебного процесса посредством системы дистанционного обучения: обеспечение непрерывного мониторинга со стороны преподавателей, администрации учебного заведения, родителей;

сокращение рутинной нагрузки на преподавателей.

Характерными чертами дистанционного обучения являются [ 3 ]:

Гибкость : обучаемые системы дистанционного обучения, в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет прекратить свой обычный уклад жизни.

Модульность : в основу программ дистанционного обучения кладется модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области.

Экономическая эффективность : средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное обучение обходится на 50% дешевле традиционных форм обучения. Опыт отечественных негосударственных центров дистанционного обучения показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий дистанционного обучения на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.

Новая роль преподавателя : на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном самоопределении. Асинхронное, как правило, взаимодействие обучаемых и преподавателя в системе дистанционного обучения предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети.

Специализированный контроль качества образования : в качестве форм контроля в дистанционном обучении используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы.

Представление информации для обучаемых осуществляется в виде: печатных материалов (учебно-методические комплекты литературы и заданий), электронных материалов (компьютерные образовательные среды, базы данных, банки знаний, электронные учебники), аудио- и видео- продукции, телевизионных передач.

Носителями информации являются: книги, гибкие магнитные, лазерные или жесткие диски, аудио- или видеокассеты.

В качестве средств обучения в дистанционном образовании выступают: учебно-методические комплекты («кейсы»), компьютеры, телевизоры, телефоны, магнитофоны, видеомагнитофоны, специальная техника мультимедиа.

Опора на с овременные средства передачи образовательной информации : центральным звеном системы дистанционного образования являются средства телекоммуникации и их транспортная основа.

Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии, когда взаимодействие между удаленными друг от друга преподавателями и студентами, студентами между собой обеспечивается с помощью информационно-коммуникационных технологий. В дистанционном обучении существует проблема дефицита контактов между участниками учебного процесса, что отрицательно влияет на эффективность и качество обучения. Поэтому важнейшим показателем качества дистанционного обучения является уровень интерактивности информационно-образовательной среды [4].

Под информационно-образовательной средой дистанционного обучения понимается совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним. Основу информационно-образовательной среды дистанционного обучения составляют электронные (сетевые) учебники по каждой дисциплине учебного плана.

Современный электронный учебник состоит из следующих частей [5]: основная часть, излагающая содержание предмета, представленная в виде гипертекста с графическими иллюстрациями и, возможно, с аудио- и видеофрагментами; глоссарий; контрольные вопросы, упражнения и задания для практического освоения материала и самотестирования вместе с рекомендациями и примерами выполнения заданий; описания лабораторных работ, в которые должны быть включены, кроме необходимого теоретического материала, также контрольные вопросы, сведения об используемом оборудовании и программно-аппаратном обеспечении, задание и форма представления результатов.

Сетевой учебник при своем использовании погружается в программно-информационную среду, выполняющую необходимые функции пользовательского интерфейса, телекоммуникационной связи «студент-лаборатория», «студент-преподаватель» и «студент-студент», доступа к индивидуальной рабочей тетради, содержащей график учебных занятий, результаты выполнения учебных заданий и другие заметки пользователя, связанные с изучением курса.

Информационно-образовательная среда дистанционного обучения реализуется в следующих формах:

Чат – занятия. Студенты и преподаватель находясь в разных точках, могут общаться как в реальности: преподаватель может вести лекцию для неограниченного числа студентов, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дискутировать, проводить семинары, игры и лабораторные работы.

Тестирование . Каждый студент имеет допуск к электронной среде учебного заведения, в котором он может пройти тестирование по различным дисциплинам.

Форум. Преподавателем выносится ряд вопросов для обсуждения. Студенты отвечают на данные вопросы, совместно находят пути выхода из проблемных ситуаций.

Видео – конференции . Фактически это обычная конференция, на которой студенты могут подготовить различные доклады, которые будут оценены преподавательской комиссией и студентами. Единственное отличие в том, что студент может находится в любой точке мира.

Электронная рассылка . Данная форма позволяет рассылать студентам методические материалы, необходимые для обучения ( видео- и аудио- лекции)

Таким образом, дистанционное обучение и формируемая на его базе информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение строится с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно-ориентированная направленность на саморазвитие и самосовершенствование.

Беренфельд Б.С, Бутягина К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) // Вопросы образования. 2005. № 3.

Гаврилова Л. А. Дистанционное образование. Электронные курсы: Учебно-методическое пособие для преподавателей. – Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2006. – 74 с.

Концепция создания и развития единой системы дистанционного
образования в России. http://de.unicor.ru/science/groundwork/concept.html

Усков В.Л. Дистанционное инженерное образование на базе Internet/Библиотечка журнала «Информационные технологии», 2000, № 3

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *