володина л м проблемы уголовного процесса закон теория практика
Глава 1
СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
1.1. Назначение уголовного судопроизводства: постановка проблемы
Уголовное судопроизводство как правовой феномен может быть рассмотрено в разных аспектах: в качестве государственно-правового института, одного из инструментов государственной власти, особой отрасли правосудия, вида правоприменительной деятельности, относительно самостоятельной функционирующей системы, характеризующейся спецификой организации. В разные исторические эпохи смысл его определялся по-разному: чаще всего как инструмент кары, воздаяния за совершенное преступление.
Объективной закономерностью развития человеческого общества является возникновение новых потребностей. Роль законодателя заключается в том, чтобы, осмыслив существующие потребности общества, точно и полно отразить их в соответствующем законе, прежде всего четко определив предполагаемую цель, на достижение которой направлен закон. Иначе говоря, предлагаемый обществу закон должен, отражая закономерности развития общества, отвечать его потребностям и устремлениям.
О том, насколько социально оправданны предписания законодателя, насколько они эффективны, мы судим, исходя из общего представления о достижении целей, которые заложены в основу того или иного нормативного акта и должны быть достигнуты в ходе правоприменительной деятельности.
Трансформация социальных потребностей, облечение их в правовые формы — процесс постоянный, сопряженный с развитием человеческого общества. В историческом аспекте возникновение и развитие права, правовых систем и внутреннего законодательства любого государства должны рассматриваться с позиций национальных особенностей развития общественных отношений, традиций, существовавших форм уклада жизни того или иного народа.
1 Кулыгин В.В. Этнокультура уголовного права: Монография. М.: Издат. группа «Юрист», 2002. С. 42.
Юшков СВ. Русская Правда: Происхождение, источники, ее значение. М., 1950. С. 282.
1 Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая. М.: «Мысль», 1993. С. 208.
8 ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА: ЗАКОН, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
Община, иначе — «вервь», «мир» — тип русского социума, объединение русских крестьян-общинников. Только община могла их защитить, к «миру» общинники обращались о помощи, о заступничестве. Требование наказания за содеянное шло от общины. Иначе говоря, обществу даже на самых ранних этапах его развития не было без-
У^^ по русской истории.
Дону. Феникс, 1995. С. 97. п.,-. » куос чскпий в трех книгах. Книга
Сущность, назначение и задачи уголовного судопроизводства 9
различно, получит или не получит виновный воздаяние за причиненный вред.
Социальный механизм возмездия требовал и открытости (публичности) процедуры. Словом, обществу не было безразлично и то, как разрешается тяжба, ибо «суд на миру» был залогом справедливости, правды.
При всем разнообразии форм судопроизводства и судебных процедур, существовавших в далеком прошлом и существующих ныне, смыслом и сутью уголовного процесса является уголовное преследование виновного в совершении преступления, его наказание и возмещение вреда жертве преступления. И все же, обращаясь к здравому смыслу, следует заметить, что, несмотря на карательный характер российского уголовного процесса, интересы потерпевшего, хотя бы формально, находились под защитой государства. Законодательство определяло его права, его показания являлись доказательствами по делу.
Анализируя труды известных ученых, мы находим различные трактовки цели уголовного процесса. К проблеме определения цели уголовного процесса обращались многие ученые: Л.А. Алексеева, А.Д. Бойков, Б.А. Галкин, В.И. Каминская, А.М. Ларин, И.Л. Петрухин, В.М. Савицкий, М.С. Строгович, ВТ. Томин, Ф.Н. Фаткуллин, И.Б. Михайловская, Т.Г. Морщакова, А.С. Пашков, Л.Д. Чулюкин, П.С. Элькинд и другие ученые-процессуалисты.
М.С. Строгович, Л.Б. Алексеева, А.М. Ларин — авторы известного труда «Советский уголовно-процессуальный закон и проблемы его эффективности», ссылаясь на труды ученых в области управления и информации, пришли к выводу о том, что в сложно организованных системах высокого уровня невозможно определить цель в виде одномерной функции.
Взяв за основу определение цели уголовного процесса, сформулированное М.С. Строговичем: «Целью советского уголовного процесса является обнаружение истины по уголовному делу, установление виновности и справедливое наказание лица, совершившего преступление, ограждение от неосновательного обвинения (реабилитация) невиновного
1 О ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА: ЗАКОН, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
Сущность, назначение и задачи уголовного судопроизводства 1 1
Безусловно, предлагаемый подход правомерен и достаточно интересен. Целеполагание присуще любому виду человеческой деятельности. Достижение конкретного результата заложено, запрограммировано как одно из составляющих содержания конкретной деятельности. Достижение поставленной (запрограммированной) цели сопряжено с решением ближайших конкретных задач. Именно поэтому следует обратить внимание на то обстоятельство, что, строго говоря, «цель» и «задача» как понятия не тождественны. На это, кстати, мимоходом обратили внимание и авторы означенной классификации целей уголовного процесса. «В обыденной речи, — пишет А.М. Ларин, ссылаясь на труды ученых в области управления, — слова «цель» и «задача»
Отмеченные авторами отличительные черты рассматриваемых ими понятий, их различие в сфере уголовного судопроизводства, к сожалению, не получили развития в названном исследовании. Собственно, и поныне понятия «цели» и «задачи» нередко употребляются как идентичные.
Вообще категориям «цели» и «задачи» в праве, в том числе и в уголовно-процессуальном праве, значительное внимание уделялось в середине 70-х годов в связи с исследованиями эффективности права и правоприменительной деятельности. Проблемой эффективности права, закона и практики его применения занимались известнейшие ученые страны. В частности, исследовались вопросы, касающиеся условий эффективности норм уголовно-процессуального права, цели и средств ее достижения. Исследования эти остались незавершенными, что объясняется, на наш взгляд, прежде всего тем, что практически оказалось невозможным вычленить конкретные результаты реализации правовых норм из множества взаимосвязанных факторов — средств воздействия, оказывающих влияние на поведение субъектов права.
Формулы эффективности, выведенные теоретически, оказались абстрактными, реальная действительность не вписывалась в созданные конструкции формул. С другой стороны, разве мог процент раскрываемости или процент неотменен-ных вышестоящими судебными инстанциями приговоров определять эффективность уголовного процесса? Эти показатели безлики. Они не могут быть критериями эффективности правоприменения.
1 2 ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА: ЗАКОН, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
Сущность, назначение и задачи уголовного судопроизводства 13
Другой причиной, не подтвердившей выводы теоретических изысканий в означенной проблеме, явилось не вполне ясное определение цели правоприменительной деятельности. Так, предполагалось, что цели уголовного процесса установлены ст. 2 УПК РСФСР, определявшей собственно задачи уголовного судопроизводства.
Оправданно ли отождествление цели и задач уголовного процесса? Являлось ли это неверной установкой законодателя или позицией большинства ученых, не вполне отражающей реальное положение вещей?
Одно остается бесспорным: эффективность применения закона должна определяться через достижение целей, и от того, как определены эти цели, зависит многое.
Существовавшие в прошлом точки зрения на определение целей уголовного судопроизводства, их классификацию, соотношение с понятиями смежного характера, таких, как социальная ценность права, социальная ценность нормы, эффективность права, закона и нормы, обсуждались во многих монографических исследованиях и научных статьях.
Потребность общества в защите, в желании оградить себя от общественно опасных посягательств диктует необходимость регулятора общественных отношений, способного выполнять эту функцию. Таковым является уголовное право. Однако само по себе, без механизма реализации закрепленных им норм, оно не в состоянии защитить ни отдельного индивида, ни общество в целом. Роль этого механизма выполняет уголовно-процессуальное право. Граждане обращаются в суд, в прокуратуру, в органы милиции за защитой нарушенных прав, они рассчитывают на государство, надеясь получить эту защиту. При всем разнообразии научных подходов к сущности государства, его функциональному назначению, трактовке его целей и задач следует отметить полное единодушие мыслителей прошлого по вопросу о необходимости правозащитных функций государства. Говоря о роли системы федерального суда, «великий председатель» Верховного суда Соединенных Штатов Америки Джон Маршалл сказал: эта система «приходит в своих проявлениях к камину каждого человека, она выносит решения о его соб-
Демократические институты в России, как и роль суда в жизни российских граждан, не столь развиты, тем не менее очевидно, что деятельность правоохранительных структур государства должна быть направлена прежде всего на защиту прав человека и гражданина. Лицо, которому совершенным преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, должно быть признано в соответствии со ст. 42 УПК РФ потерпевшим по уголовному делу. Государство обязано возместить причиненный ему вред. Между тем, к сожалению, нам хорошо известно, что нередко реальные возможности потерпевшего защитить свои права в соответствии с нормами действующего уголовно-процессуального законодательства ничтожны.
Замечено, что в корне многих проблем отечественного уголовного судопроизводства лежит его карательный характер. Законодательные и теоретические конструкции, моделирующие институты уголовно-процессуального права, не дают ответа на вопрос: как реально обеспечить защиту прав человека в уголовном процессе. Множественные варианты предлагаемых схем и конструкций не содержат четкого разграничения назначения уголовно-процессуального права и цели уголовного судопроизводства, в них смешиваются понятия «цели» и «задачи» уголовного процесса.
Проект Основ уголовного судопроизводства, разработанный в 1990 году авторским коллективом под руководством А.Д. Бойкова, предлагал формулировку задач уголовно-процессуального законодательства. В число задач были включены: защита от преступных посягательств на жизнь, здоровье, личную свободу, имущество, честь, достоинство граждан, их права и законные интересы, права государственных предприятий, учреждений, организаций, кооперативных и иных общественных организаций. Эти задачи должны были решаться, в соответствии с предлагаемой концепцией проекта, «путем быстрого и полного раскрытия преступлений, получе-
;1 Мэри Энн Харелл, Барнетг Андерсон. Равное правосудие на основе закона. Верховный суд в жизни Америки. М: «Манускрипт», 1995. С. 103.
1 4 ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА:’ ЗАКОН, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
Сущность, назначение и задачи уголовного судопроизводства 15
Иначе говоря, в проекте имела место попытка разграничения задач уголовно-процессуального законодательства и способов их решения. Следует заметить, однако, что уголовно-процессуальное законодательство и уголовный процесс (уголовное судопроизводство) — понятия не совпадающие. Следовательно, есть смысл говорить о задачах разного порядка, несмотря на взаимосвязь этих понятий.
Понимание роли, сущности, назначения уголовного процесса, определение его целей и задач требуют четкого разграничения ряда понятий.
Уголовное и уголовно-процессуальное право как элементы единой социальной системы, призванной служить охране и защите прав и свобод личности, вместе с тем несут на себе не одинаковые функциональные роли. Уголовное право определяет круг преступных деяний, назначение уголовно-процессуального права — регламентация порядка производства по делу. По уголовному законодательству к числу его задач отнесены: «Охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных пося-
14 Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Проект / Рук. А.Д. Бойков // Соц. законность. 1990. № 3.
15 Постановление Государственной Думы о проекте Федерального закона «О введе нии в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. 1998. № 19. Ст. 907. Подробнее см.: Володина Л.М. Механизм защиты прав личности в уголовном процессе. Тюмень: Издат. ТюмГУ, 1999. С. 45-46.
гательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений» (ст. 2 УК РФ).
Уголовное право как система охранительно-регулятивных норм формулирует требования-запреты, которые могут быть приведены в действие только посредством определенных процедур, направленных на преследование виновного в совершении преступления. Его изобличение не всегда связывалось с целью осуществления защиты нарушенных прав потерпевшего. Признание преступления деянием противогосударственным привело к сужению частного начала в российском уголовном процессе.
Ныне ст. 6 УПК РФ содержит формулу, определяющую назначение уголовного судопроизводства: «Уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защиту личности от незаконного и
1 6 ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА: ЗАКОН, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
Сущность, назначение и задачи уголовного судопроизводства 17
необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее
Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию».
Часть первая ст.6 УПК РФ как будто вполне определенно и достаточно четко говорит о необходимости защиты прав и законных интересов потерпевших от преступления. Пред-
17 Азаров В.А. Цели нового российского уголовного производства //Актуальные проблемы правотворчества и правоприменения. Омск: НОУ ВПО «Омский юридический институт». 2003. С. 7.
‘*См., например: Химичева Г.П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности. М.: Изд. «Экзамен», 2003. С. 27.
19 Золотарев А.С. К вопросу о структуре и содержании уголовно-процессуальной деятельности. В сб.: Пятьдесят лет кафедре уголовного процесса УрГЮА (СЮИ): Материалы Международ, науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, 27-28 янв. 2005 г. Ч. 1. С. 341-342.
ставляется, однако, что законодателю следовало бы более точно выразить мысль о назначении уголовного судопроизводства, во-первых, включив в число защищаемых субъектов и общество в целом, и государство, а во-вторых, употребить в п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ устоявшиеся в праве понятия «физические и юридические лица», а не «лица и организации».
Часть 2 ст. 6 УПК не отличается высоким уровнем логики и ясности: законодатель редко баловал нас легкостью формулировок. Формулировка этой части нормы наводит на размышления, поскольку невольно программирует возможность незаконного уголовно-правового преследования. С одной стороны, она как бы стыдливо говорит о том, что уголовное преследование и назначение наказания также являются назначением уголовного судопроизводства, с другой — «закладывает» возможность судебной ошибки, исправление которой должно быть осуществлено через «отказ от уголовного преследования и освобождения от наказания невиновных».
В силу того что общество заинтересовано в стабильности и правопорядке, оно требует от государства осуществления уголовного преследования преступника и его наказания в соответствии с законом. Без обнаружения преступника, его изобличения едва ли может быть достигнута основная цель уголовного процесса — восстановление нарушенных прав потерпевшего.
Часть 2 ст. 6 УПК либо должна была бы сказать об этом четко и последовательно: «назначением уголовного судопроизводства является также уголовное преследование лица, совершившего преступление, и применение к виновному справедливого наказания», либо отказаться от упоминания этой нечетко сформулированной цели. Уголовное преследование и наказание виновного в совершении преступления могут рассматриваться и как разновидности средств достижения основной цели — защиты прав потерпевшего, защиты общества. Уголовное преследование осуществляется прокурором, органами расследования, располагающими механизмом преследования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления и наделенными для этого
1 8 ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА: ЗАКОН, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
Сущность, назначение и задачи уголовного судопроизводства IЭ
В рамках сказанного следует обратиться к пункту второму части первой ст. 6 УПК РФ. Является ли целью уголовного судопроизводства защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод? Возникает вопрос: какой смысл заложен в мысли законодателя об освобождении от наказания невиновного? Понять логику законодателя непросто.
Обосновывая свою позицию модели демократической формы уголовного процесса, Е.Б. Мизулина еще в 1989 году высказала мысль о том, что первой стороной цели уголовного процесса является ограждение от ответственности и наказания невиновного, второй же стороной цели является справедливое наказание виновного. Предлагаемая ею демократическая модель уголовного процесса, «в отличие от состязательной», предусматривала отделение суда от государства.
В суждениях автора четко формулировалась мысль о том, что в подобной модели взаимодействуют три стороны: обвиняемый, суд и государство в лице следователя и прокурора. «Независимый суд, не входящий в государственную структуру и имеющий конечной целью человека, его защиту от необоснованных репрессий либо справедливое наказание виновного, — такова подлинно демократическая основа
Представляется, что в означенной законодателем ситуации речь должна идти не о заданной целевой установке, а об обязанности соответствующих органов исправить допущенную ошибку. Да, спору нет, в этом случае государство должно защитить человека, но механизм защиты прав личности в сложившейся ситуации иной. Мы должны возместить человеку вред, причиненный государством в лице его правоохранительных органов. Причинителем вреда здесь выступает государство, в связи с этим оно должно принять меры к реабилитации незаконно преследовавшегося человека и компенсации причиненного ему вреда. Следовало бы разграничить объекты защиты и способы защиты в зависимости от видов причиняемого вреда и его причинителя.
211 Мизулина Е.Б. О модели уголовного процесса // Правоведение. 1989. № 5. С. 48-52.
20 ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА: ЗАКОН, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
Сущность, назначение и задачи уголовного судопроизводства 21
«условия») в определенную зависимость от осуществления защиты участников процесса от этих самых «побочных воздействий». Это более чем странно. Конечно, трудно представить себе идеальный ход производства по уголовному делу, когда не возникают ситуации, связанные с необходимостью принятия мер защиты от незаконных действий органов расследования, однако, запрограммировав такую зависимость, мы заранее обрекаем себя на неуспех. Логичнее предположить, что защита участников уголовного процесса от следственно-судебных ошибок либо от произвола должностных лиц, допущенных в ходе производства по уголовному делу, есть одно из средств достижения основной цели, ибо законность осуществляемых процедур и используемых методов воздействия на поведение субъектов права — надежная основа защиты прав человека, интересов общества и государства.
В связи со сказанным представляется, что разумнее было бы включить в содержание ст. 6 УПК РФ часть 3, где можно было бы оговорить требование о необходимости исправления подобного рода следственно-судебной ошибки. Это могло бы выглядеть, например, следующим образом: «5 случае нарушения прав и свобод личности в ходе производства по уголовному делу следователь, дознаватель, прокурор, суд обязаны принять своевременные меры, направленные на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина»; или: «5 случае незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, незаконного ограничения прав и свобод каждый имеет право на судебную защиту, реабилитацию и компенсацию причиненного вреда».
Назначение уголовного судопроизводства и цель уголовного судопроизводства: в каком соотношении находятся эти терминологические понятия? Адекватны ли понятия «цель» и «назначение» уголовного судопроизводства в рассматриваемом аспекте? Определены ли ныне законом задачи уголовного процесса? Существует ли в условиях действия нового уголовно-процессуального законодательства необходимость разграничения целей и задач уголовного судопроизводства? Попытаемся разобраться.
Володина л м проблемы уголовного процесса закон теория практика
9 книг по уголовному процессу
1. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. «Уголовный процесс»
Работа представляет собой полное научное изложение курса российского уголовного процесса в его исторической и идейной связи с мировыми процессуальными доктринами.
2. Вандышев В.В. «Уголовный процесс. Общая и Особенная части»
Рассматриваются такие темы, как: понятие, сущность и задачи российского уголовного процесса; уголовно-процессуальный закон; принципы уголовного процесса; участники (субъекты) уголовного процесса; доказательства и доказывание в уголовном процессе и др.
3. Божьев В.П. «Уголовный процесс»
Рассматриваются такие темы, как: сущность и задачи уголовного судопроизводства; виды уголовного процесса: исторический опыт и действительность; источники уголовно-процессуального права; конституционные принципы уголовного судопроизводства; участники уголовного судопроизводства; доказательства и доказывание (общие положения) и др.
4. Головко Л.В. «Курс уголовного процесса»
В основу представленной работы положены достижения современной российской и зарубежной теории уголовного процесса, нормативная составляющая и практика его применения.
5. Рыжаков А.П. «Субъекты (участники) уголовного процесса»
В работе исследуются общетеоретические положения, касающиеся понятия, правового статуса, круга субъектов уголовного процесса, правового положения суда, следователя, органа дознания, дознавателя, обвиняемого, потерпевшего и всех иных участников уголовного судопроизводства. Сформулированы наиболее полные перечни прав и обязанностей всех субъектов уголовного процесса.
6. Кудрявцева А.В., Олефиренко С.П. «Доказывание морального вреда в уголовном судопроизводстве»
В работе рассматриваются особенности доказывания морального вреда и вреда, причинённого деловой репутации юридического лица в рамках уголовного судопроизводства. Исследуется природа морального благополучия физического лица и деловой репутации юридического лица, основы защиты неимущественных прав потерпевших в уголовном процессе.
7. Жогин Н.В. «Теория доказательств в советском уголовном процессе»
Монументальная монография советского периода, посвященная проблемам уголовно-процессуальных доказательств и доказывания.
8. Владимиров Л.Е. «Advocatus Miles. Пособие для уголовной защиты»
Настоящая книга, написанная известным отечественным юристом, профессором уголовного права Л.Е.Владимировым, представляет собой классическое пособие по защите во время судебного процесса по уголовным делам. В ней рассматриваются задачи, приемы и этика уголовной защиты, рассказывается об участии защитника в предварительном и судебном следствиях, в процедуре предания суду, описываются его действия в период подготовки к суду, участие в прениях, постановке вопросов, регистрации происходящего в судебном заседании, обжаловании уголовных приговоров. Приводятся положения, в которых определяются обязанности адвоката на той или иной стадии процесса. Разъясняется порядок и правильность действий адвоката в конкретный момент процесса. Приводятся многочисленные примеры из реальной практики того времени.
Книга будет интересна прежде всего историкам права, а также криминалистам, психологам, правоведам, адвокатам и широкому кругу читателей.
9. Викторский С.И. «Русский уголовный процесс»
Володина Л.М., Уголовное судопроизводство: гарантии справедливости
Володина Л.М., д. ю. н., профессор Тюменского государственного университета
УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО:
ГАРАНТИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Истории становления института судебной власти посвящено немало трудов: в одних исследуются библейские корни независимости суда и доктрины разделения властей, в других освещаются вопросы, относящиеся к первым государственным формам осуществления правосудия. Выдающийся церковный историк И.И. Соколов, анализируя особенности византинизма как культурной системы и обращаясь к организации института «вселенских судей ромеев», повествует о проведении судебной реформы в средневековой Византии. В 1226 году Император Андроник II Палеолог, стремясь восстановить законность и правопорядок в стране, приступил к реформированию суда. Задачей реформы было восстановление законов, не исполнявшихся в судах: главным тормозом к торжеству справедливости, по свидетельству ученых, служили небрежность и подкупность правительственных судов. Реформа не была доведена им до конца.
В качестве особого вида государственной деятельности уголовное судопроизводство выступает как средство разрешения конфликтов, возникающих в обществе, как сила, функционирующая от лица государства, наделенная правомочиями применения мер государственного принуждения. Осуществление правосудия по уголовным делам означает, что в результате рассмотрения уголовного дела суд приходит к решению по существу дела: он решает вопрос о виновности или невиновности подсудимого. Однако не следует забывать, что в соответствии со ст. 6 УПК РФ, определяющей назначение уголовного судопроизводства, деятельность суда направлена на защиту прав и законных интересов потерпевших.
Уголовно-процессуальный закон должен включать механизм обеспечения прав, представляющий собой властно действующую силу, выступающую от имени государства, способную не на словах, а на деле защитить человека. Справедливость уголовного судопроизводства должна быть равным образом обращена и на обвиняемого, и на потерпевшего.
Анализ прецедентной практики Европейского Суда дает основание говорить о том, что право на справедливую судебную защиту емко. Оно включает в свое содержание: право на беспрепятственное обращение в суд; право на эффективное и своевременное расследование уголовного дела; на рассмотрение дела независимым судом; на законный состав суда; на беспристрастное рассмотрение и разрешение уголовного дела; на рассмотрение и разрешение дела в разумные сроки; на законную процедуру рассмотрения и разрешения дела; на гласное судебное разбирательство; на состязательность процесса, обеспечиваемого равенством сторон; право потерпевшего на адекватность средств защиты прав и законных интересов; право на восстановление нарушенных прав и соответствующую компенсацию причиненного вреда; право на пересмотр приговора вышестоящим судом и право на исполнение судебного решения. [4]
Справедливость в сфере уголовного судопроизводства должна быть обеспечена системой правовых гарантий, направленных на реализацию каждого из названных компонентов, входящих в содержание права на судебную защиту. Механизм обеспечения справедливого и публичного (гласного) правосудия должен предполагать, прежде всего, четкость целей и задач, поставленных перед уголовным судопроизводством, поскольку эффективность любого вида деятельности зависит от целевой программы и конкретизации задач как средств ее осуществления. Органы предварительного следствия, органы дознания, суд действуют в направлении достижения единых целей, но задачи, стоящие перед ними, обладают определенной спецификой, при этом они, действуя от имени государства, используют свои методы и способы в решении этих задач. [5]
Другим компонентом, определяющим смысл и сущность деятельности, направленной на достижение четко определенной цели, является система основополагающих начал (принципов), представляющих собой руководящие, направляющие ориентиры деятельности. Разработчики УПК РФ, утверждая свою приверженность к правовым идеалам Европы, вместе с тем, не включили в число принципов уголовного судопроизводства независимость судебной власти, важнейшего свойства судебной власти, имманентно присущего ей, обеспечивающего безусловное признание за судом правомочий обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина. Законодатель, опираясь на известные положения общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров, должен был бы закрепить в качестве принципов уголовного судопроизводства право на беспрепятственное обращение каждого в суд, право на справедливое и гласное судебное разбирательство, равенство всех перед законом и судом. Система принципов должна полно отражать потребности общественного развития, полностью соответствовать международно-правовым стандартам.
Обеспеченность субъективного права невозможна без четкой определенности прав участников деятельности. Каждый участник уголовного судопроизводства наделен комплексом прав и должен нести установленные законом обязанности. При этом, исходя из особенностей метода уголовно-процессуального регулирования, властные субъекты уголовного процесса наделены особым кругом полномочий, осуществляемых от имени государства. Именно поэтому важно четкое определение обязанностей должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, которые должны служить гарантиями прав человека в сфере уголовного судопроизводства. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года содержит четко выраженную мысль: «Каждое должностное лицо по поддержанию правопорядка является частью системы уголовного правосудия, цель которой состоит в предотвращении преступности и борьбе с ней, поведение каждого должностного лица этой системы оказывает воздействие на всю систему». Кодекс предписывает: при выполнении своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка уважают и защищают человеческое достоинство и поддерживают и защищают права человека. Только надлежащее исполнение обязанностей властными субъектами обеспечит эффективное и своевременное расследование уголовного дела. Исполнение обязанностей должно быть подкреплено системой мер ответственности, «голое» закрепление обязанностей властных субъектов не обеспечивает эффективности средств защиты прав человека. В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка записано: «как и все другие учреждения системы уголовного правосудия, каждый орган охраны порядка должен представлять общественность в целом, нести перед ней ответственность и быть ей подотчетным». Ответственность как обязательный элемент статуса властных субъектов равным образом должна распространяться и на судейский корпус. Император Андроник III был последователен: вселенские судьи были наказаны, лишены сана, трое судей были изгнаны из столицы. Один из судей (Николай Матаранг) был признан невиновным и сохранил за собой статус вселенского судьи. [6]
Следует учитывать, кроме того, что современные тенденции формирования международного информационного общества устанавливают новые требования к открытости и доступности судебной системы, в том числе, в части подотчетности и контроля над ней со стороны общества. Надо сказать, что некоторые вопросы обеспечения права на информацию о судебной деятельности нашли свое решение в принятом Федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Закон закрепляет принципы, на которых основывается открытость судебной деятельности, закреплены права пользователей информацией получать достоверную информацию о деятельности судов; обжаловать в установленном законом порядке действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности судов и т.д. Однако принятый закон не до конца отражает потребности общества: конституционному праву граждан на информацию должен соответствовать практический механизм доступа, в частности, к информации о деятельности органов предварительного расследования. Органы предварительного следствия, как это следует из текста Европейской Конвенции, обязаны предоставлять информацию о своей деятельности, не составляющую государственную тайну. Гласность призвана обеспечить действенный общественный контроль. [7] Как справедливо замечает А.К. Марышев: «Оставляя за следствием самостоятельность в принятии решений, она лишит органы расследования неограниченной власти, поставит их перед неизбежностью аргументировать свою деятельность, что не только укрепит законность на стадии предварительного расследования, но и послужит росту профессионального мастерства следователей». [8]
В активно обсуждаемом ныне проекте Федерального закона «О полиции» предлагается закрепить основные положения, касающиеся открытости деятельности полиции. Предполагается установление обязанности регулярных отчетов о деятельности полиции перед законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований, а также граждан для руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Проект предлагает для обеспечения общественного доверия и поддержки граждан образовывать Общественные советы при территориальных органах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Предлагаемая новелла вполне сообразуется с тенденцией развития и укрепления демократических институтов общества, однако настораживает предлагаемый порядок образования названных советов: он будет определяться руководителем этого федерального органа. История не нова: институты гражданского общества в России «даруются» сверху и формируются органами власти.
Объем статьи не позволяет, к сожалению, раскрыть более полно все аспекты рассматриваемой проблемы. Очевидно, однако, что вопросы, касающиеся обеспечения справедливости в сфере уголовного судопроизводства, требуют дальнейшего изучения и самого пристального внимания.
[1] Соколов И.И. О византинизме в церковно-историческом отношении. Избрание патриархов в Византии. Вселенские судьи в Византии. С.-Пб.: Изд. Олега Абышко, 2003. С. 224 – 244.
[2] Соколов И.И. Указ. Работа. С. 248 – 249.