воскресенско ильинский храм в курске
Воскресенско ильинский храм в курске
Иногда при «убогих домах» основывались монастыри, именовавшиеся «убожедомскими» или «божедомскими».
Еще один курянин, С Ларионов, «верхней расправы прокурор», в конце XVIII в. рассказывает о монастыре так: «. а на монастыре церковь деревянная Чудотворная Николаевская с приделом Святого пророка Илии, да к тому Божедомскому монастырю – Слободка около монастыря по обе стороны Московской дороги». (Ларионов С.Д. Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нем известий, вкратце собранных С. Ларионовым – того наместничества верхней расправы прокурором. Курск, 1786 г., с. 19.)
Далее у того же автора упоминается в описании храмов Курска и монастырская каменная церковь «Пророка Илии на большой Московской улице, построена в 1768 г., а прежде был деревянный, и по писцовым книгам в 1631 г. назывался монастырем Божедомским, который строил Корнил Брагин в 1619 г. и дал вклад в дом Курской Богоматери» (там же, стр. 40.).
Назван Ларионовым и каменный храм «Чудотворного Николая, что в торгу, построенный в 1763 г., прежде деревянный», что подтверждает факт расположения Божедомского монастыря именно на месте нынешнего Ильинского храма, а не там, где много позже была построена церковь во имя Святителя Николая, снесенная в советское время.
Будучи приписанным к Рождество-Богородицкому мужскому монастырю, Божедомский со временем «влился» в состав первого, который с 1649 г. стал именоваться Знаменским. А деревянная церковь бывшего монастыря стала, таким образом, приходской. И вот почему это произошло.
В книге «Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. » (выпущенной в Санкт-Петербурге в 1876 г.), приведен следующий текст царской грамоты 1622 г. воеводе Ивану Васильевичу Валынскому и строителю Курского Богородицкого монастыря иеромонаху Варлааму Чаплыгину, раскрывающий причину передачи Божедомской обители Знаменскому монастырю: «. на посаде в Божедомском монастыре быть в строителях и монастырь строить и братию созывать, а старца Корнилия Брагина, что он тем монастырем (Божедомским) владел по воровской Тушинской даче, велено выслать вон».
Слобода Божедомского монастыря в 1628 г. насчитывала 82 жителя (учет велся по мужскому населению). В 1634 г. она была сожжена при литовском нашествии на Курск войска гетмана Вишневецкого.
На «абрисе» города 1722 г. и в плане Курска 1782 г. Божедомский монастырь уже не указан. Вероятно, он был упразднен еще в XVII в., и его храм стал приходским.
В 1768 г. на месте старого деревянного был построен новый каменный храм во имя Илии Пророка, или, как его сразу стали называть куряне, Ильинская церковь.
После сноса в 1788 г. старого здания Воскресенского собора (располагался у Знаменского монастыря) в Ильинский храм на недолгое время (до построения и освящения нового здания в 1833 г.) был переведен городской Воскресенский собор, после чего храм стал называться Воскресенско-Ильинским. Это имя осталось за ним и после освящения новопостроенного Воскресенского собора. Когда в 1833 г. состоялся перевод архиерейской кафедры из Белгорода в Курск, Сергиевская церковь (Сергиево-Казанский собор) стала кафедральным собором, Ильинский же храм стал вторым после нее по общественной значимости приходом.
В путеводителях по городу начала XX в. указано: «На Московской, близ Троицкой улицы, находится городской Воскресенский собор, или Ильинская церковь».
В Ильинском храме Параскева, Алексей и Прохор Машнины произнесли свои первые молитвы, исповедовались и причащались Святых Христовых Таин. Возможно, именно здесь юный Прохор принял решение посвятить свою жизнь служению Богу.
Во всяком случае, в том, что храм сохранился в атеистическое лихолетье, нынешние прихожане видят явное ходатайство перед Богом прп. Серафима – покровителя Ильинского храма, чувствуют его молитвенную поддержку и сегодня.
До революции усадьба Ильинской церкви занимала весь северо-восточный угол улицы Московской (ныне Ленина) и Троицкого переулка (ныне прп. С. Саровского). На самом углу находился большой двухэтажный церковный дом, от сдаваемых в аренду помещений которого храм получал немалый доход. Первый этаж его в начале XX в. занимали магазины: аптекарский, готовой обуви, мануфактурный. На втором этаже располагалось курское отделение Московского международного торгового банка, а позже – банка «Соединенного».
Ильинской церкви также принадлежала церковно-приходская школа, помещавшаяся в доме потомственной почетной гражданки А.И. Гладковой на улице Чистой (ныне Кирова, 2). В ней обучалось тогда 82 мальчика и 35 девочек. Кроме этого, храм имел приписную очень ветхую часовню на площади, где когда-то размещались верхние мясные ряды (во дворе классического университета). Славилась церковь многие годы прекрасным хором певчих и замечательной акустикой.
Образцовым содержанием храм во многом был обязан деятельности его церковных старост, которыми долгое время были представители известного купеческого рода Гладковых. В 1910 г. капитально отремонтировали Ильинскую церковь, на что братья Гладковы израсходовали из своих средств 10 тысяч рублей. Тогда же была сделана и новая внутренняя роспись храма, которую выполнил, как явствует из надписи на стене, «придворный поставщик Н.Я. Епанечников». Не преминул мастер указать здесь и свой адрес: «Москва, 1-я Мещанская, соб. дом». За большую работу удостоились Н.П. и И.П. Гладковы стать высочайше награжденными орденом святой Анны III степени.
В 1914 г. состоялось еще одно крупное пожертвование И.П. Гладкова в 30 тысяч рублей как неприкосновенный капитал на счет храма, чтобы проценты с него шли на содержание церковного хора. Всего перед революцией в кредитных учреждениях на счетах церкви состояло 54 300 рублей.
До наших дней сохранились еще два здания, связанные с историей Ильинской церкви. Это дома №№19 и 45 на ул. Горького, где жили известные священнослужители, настоятели храма – отцы Константин Романов и Илья Курдюмов.
После революции Воскресенский собор лишился многого из того, чем обладал прежде – собственного дома, 400 томов церковной библиотеки, метрических книг, хранившихся с 1774 года, финансовых ресурсов.
А в 1926 г. он был закрыт и на долгие годы в нем разместился губархив.
Во время войны здание серьезно не пострадало. Разве что сгорела шатровая крыша колокольни, устроенная на деревянном каркасе, да взрывной волной выбило все окна.
Восстановить храм в полном объеме можно было без особого труда, но в 1948 г. рядом, через улицу Бебеля (ныне Саровского), уже стояло новое, мрачноватое по своей задумке, здание УВД, которому такое соседство явно не понравилось бы. А ведь как была бы уместна здесь небольшая площадь, обрамляющая храм и перебивающая серую архитектурную монотонность соседа!
Отстаивали ли курские зодчие такую возможность в 1951 г., неизвестно. Хотя уже тогда был создан удачный прецедент, когда именно архитекторам удалось спасти от сноса купол Знаменского собора. Впрочем, в одном из эскизных вариантов проекта Дома книги (архитектор Марк Теплицкий) Ильинский храм, хотя и без колокольни, был сохранен. Многим памятна неутомимая настойчивость этого человека, когда он уже стал признанным мэтром, но в то время ему, начинающему архитектору, это вряд ли было по силам.
Кстати, есть эскизная разработка Марка Теплицкого уже периода его творческой зрелости, где он попытался вписать подобие снесенной колокольни в сочетание двух зданий – Дома книги и ныне действующего храма. Но до воплощения дело, увы, не дошло…
И в результате всех перестроек оставшаяся часть храма оказалась на долгие годы скрытой от глаз курян высокими стенами новой постройки.
Вновь Ильинский храм открыл свои двери для прихожан только в январе 1995 г.