врач общей практики согласно нормативу врачебной нагрузки должен обслуживать человек
Приложение N 22. Рекомендуемые штатные нормативы Центра (Отделения) общей врачебной практики (семейной медицины)
Приложение N 22
к Положению об организации оказания
первичной медико-санитарной помощи
взрослому населению, утвержденному
приказом Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 15 мая 2012 г. N 543н
Рекомендуемые штатные нормативы
Центра (Отделения) общей врачебной практики (семейной медицины)
ГАРАНТ:
См. справку о нормах труда
при числе от 3 до 6 должностей врача общей практики (семейного врача) 1 должность заведующего устанавливается вместо 0,5 должности врача общей практики (семейного врача) при числе более 6 должностей врача общей практики (семейного врача) устанавливается 1 освобожденная должность заведующего
Врач общей практики (семейный врач)
1000 взрослого и детского населения
Врач-методист (для Центра)
1 должность на 8 должностей врача общей практики (семейного врача)
Врач кабинета медицинской профилактики
0,5 должности на 5 тысяч взрослого населения
Главная медицинская сестра Центра
Старшая медицинская сестра Отделения
при числе от 3 до 6 должностей врача общей практики (семейного врача)
1 должность старшей медицинской сестры устанавливается вместо 0,5 должности медицинской сестры врача общей практики
при числе более 6 должностей врача общей практики (семейного врача) устанавливается 1 освобожденная должность старшей медицинской сестры
1 должность на 1 должность врача общей практики (семейного врача)
Медицинская сестра врача общей практики (семейного врача)
2 должности на 1 должность врача общей практики (семейного врача)
Медицинская сестра кабинета медицинской профилактики
0,5 должности на 5 тысяч взрослого населения
(1 должность на 10 тысяч взрослого населения)
Медицинская сестра по физиотерапии
0,5 должности на 1 должность врача общей практики (семейного врача)
1 должность на 6 должностей врача общей практики (семейного врача)
1 должность на 4 должности врача общей практики (семейного врача)
1 должность на 3 кабинета
1. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, с длительной сезонной изоляцией, а также в местностях с низкой плотностью населения в целях обеспечения доступности медицинской помощи населению штатная численность медицинского персонала может устанавливаться из расчета меньшей численности прикрепленного населения.
2. Настоящие рекомендуемые штатные нормативы не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Приложение N 2. Рекомендуемые штатные нормативы поликлиники
Информация об изменениях:
Приложение N 2
к Положению об организации оказания
первичной медико-санитарной помощи
взрослому населению, утвержденному
приказом Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 15 мая 2012 г. N 543н
Рекомендуемые штатные нормативы
поликлиники*
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
См. справку о нормах труда
Заведующий терапевтическим отделением
Заведующий хирургическим отделением
Заведующий травматолого-ортопедическим отделением
1 должность на 8 и более врачебных должностей
Заведующий отделением медицинской профилактики
1 должность в штате поликлиники, обслуживающей не менее 25 тыс. взрослого населения, вместо 0,5 должности врача кабинета медицинской профилактики
Заведующий отделением оториноларингологическим, офтальмологическим, неврологическим
Заместитель главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности
Главная медицинская сестра
Заведующий кабинетом медицинской статистики
устанавливается в поликлинике с числом должностей врачей амбулаторного приема не менее 40
Заместитель главного врача по медицинской части
устанавливается при числе врачебных должностей (включая должность главного врача) не менее 40
1 должность на 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше
0,65 должности на 10 000 человек взрослого населения, прикрепленного к поликлинике
1 должность для ведения приема взрослых больных с травмами и заболеваниями костно-мышечной системы на 20 500 взрослого населения;
1 должность на 20 коек в смену травматолого-ортопедического отделения;
1 круглосуточный пост на 100 000 прикрепленного населения для оказания круглосуточной амбулаторной травматологической помощи
1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения
1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения
0,6 должности на 10 000 человек прикрепленного населения
1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения
1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения
1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения
1 должность на 50 000 человек прикрепленного населения
1 должность на 100 000 взрослого населения
1 должность на 30 000 человек прикрепленного населения
Врач (фельдшер) кабинета медицинской профилактики
0,5 должности на 5 тыс. взрослого населения*(3)
Заведующий кабинетом медицинской помощи при отказе от курения
1 должность вместо 0,5 должности заведующего кабинетом медицинской профилактики*(4)
Врач клинической лабораторной диагностики
1 должность на 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, и дополнительно 0,25 должности при наличии аллергологического кабинета
1 должность на 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием
в зависимости от числа должностей врачей амбулаторного приема поликлиники:
Врач по лечебной физкультуре
1 должность на 40 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, но не менее 1 должности на поликлинику
1 должность в штате одной из поликлиник города с населением 200 и более тыс. человек
Врач функциональной диагностики
В зависимости от числа должностей врачей амбулаторного приема:
1 должность на 25 000 прикрепленного населения
Врач-онколог или врач-специалист, прошедший подготовку по онкологии
1 должность на 500 человек контингента диспансерных онкологических больных
1 должность на 30 000 прикрепленного населения
1 должность на 50 000 взрослого населения
1 должность на 100 000 населения
1 должность в поликлиниках свыше 300 посещений
Медицинская сестра участковая
1,5 должности на каждую должность участкового врача-терапевта
2 должности на каждую должность врача-хирурга, травматолога-ортопеда, врача-эндокринолога (врача-диабетолога);
1 должность на каждую должность врача, ведущего амбулаторный прием;
1 должность в смену на круглосуточный травмпункт при наличии объема работы по наложению гипсовых повязок;
1 должность на каждую должность врача функциональной диагностики
Медицинская сестра отделения (кабинета) медицинской профилактики (для обеспечения доврачебного приема, сбора анамнеза и обеспечения организации динамического наблюдения за лицами с высоким риском хронического неинфекционного заболевания)
0,5 должности на 5 тыс. взрослого населения
Медицинская сестра по физиотерапии
1 должность на 15 тыс. условных физиотерапевтических единиц в год
Инструктор по лечебной физкультуре
1 должность на 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, и дополнительно 0,5 должности при наличии в составе поликлиники травматолого-ортопедического отделения
1 должность на 8 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием
соответственно должностям врачей-рентгенологов и дополнительно 1 должность при наличии в составе поликлиники травматолого-ортопедического отделения
Медицинская сестра по массажу
1 должность на 10 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, и дополнительно 0,5 должности при наличии в поликлинике травматолого-ортопедического отделения
Медицинская сестра процедурной
1 должность на 10 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием
Старшая операционная медицинская сестра
Старшая медицинская сестра регистратуры
устанавливается в поликлинике с числом должностей медицинских регистраторов не менее 8
Старшая медицинская сестра отделения
соответственно должностям заведующих отделениями*(5)
1,1 должности на 5 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием;
1 должность на архив рентгенкабинета (отделения) поликлиники с числом должностей врачей амбулаторного приема не менее 100;
устанавливаются в поликлиниках с числом врачебных должностей (всех):
1 должность в поликлиниках с числом посещений до 300;
1 должность (вместе с врачом-эпидемиологом) в поликлиниках с числом посещений свыше 700
Информация об изменениях:
Соответственно должностям врачей-психотерапевтов
*(1) Настоящие рекомендуемые штатные нормативы не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.
Информация об изменениях:
*(3) На 25 тыс. населения предусматривается 2,5 ставки врача кабинета медицинской профилактики, вместо 0,5 ставки врача кабинета медицинской профилактики вводится 1 ставка заведующего отделением медицинской профилактики (таким образом, в поликлинике, обслуживающей 25 тыс. населения, будет отделение медицинской профилактики, состоящее из 2 кабинетов во главе с заведующим отделением).
*(4) На 35 тыс. населения предусматривается 3,5 должности врача кабинета медицинской профилактики, вместо 0,5 должности врача кабинета медицинской профилактики вводится 1 ставка заведующего кабинетом медицинской помощи при отказе от курения (таким образом, в поликлинике, обслуживающей 35 тыс. населения, предусматривается отделение, состоящее из 3 кабинетов медицинской профилактики и 1 кабинета медицинской помощи при отказе от курения).
*(5) В отделениях, в которых должность заведующего вводится вместо 0,5 или 1 должности врача, должность старшей медицинской сестры устанавливается соответственно вместо 0,5 и 1 должности медицинской (участковой медицинской) сестры.
*(6) В поликлинике, имеющей в штате должность врача-методиста, может дополнительно устанавливаться 1 должность медицинского статистика.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н
«Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»
С изменениями и дополнениями от:
23 июня, 30 сентября 2015 г., 30 марта 2018 г., 27 марта, 3 декабря 2019 г., 21 февраля 2020 г.
ГАРАНТ:
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 г. N 487 «Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2005 г., регистрационный N 6954);
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N 584 «О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2006 г., регистрационный N 8200).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июня 2012 г.
Регистрационный N 24726
Утверждено Положение об организации оказания первичной медсанпомощи. Речь идет о помощи взрослому населению на территории России.
Указанный вид помощи является основой системы оказания медицинской помощи. Он включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению.
Безвозмездно помощь предоставляется в рамках Программы госгарантий бесплатного оказания гражданам России медпомощи за счет средств ОМС и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством.
Помощь оказывается в плановой и неотложной формах, амбулаторно и в условиях дневного стационара. Она включает в себя доврачебную, врачебную и специализированную медико-санитарные виды помощи.
Для повышения эффективности оказания помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни пациента и не требующих экстренного вмешательства, в медорганизациях может организовываться отделение (кабинет) неотложной помощи.
Приказы об утверждении порядка организации оказания первичной медсанпомощи и о порядке организации медобслуживания населения по участковому принципу признаны утратившими силу.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июня 2012 г.
Регистрационный N 24726
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 24 декабря 2012 г. N 52
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 февраля 2020 г. N 114н
Изменения вступают в силу с 8 августа 2020 г.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 декабря 2019 г. N 984н
Изменения вступают в силу с 18 февраля 2020 г.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 27 марта 2019 г. N 164н
Изменения вступают в силу с 4 мая 2019 г.
Приказ Минздрава России от 30 марта 2018 г. N 139н
Изменения вступают в силу с 28 августа 2018 г.
Приказ Минздрава России от 30 сентября 2015 г. N 683н
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минздрава России от 23 июня 2015 г. N 361н
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приложение N 16. Временные штатные нормативы структурных подразделений медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях
Информация об изменениях:
Приложение N 16
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 19 марта 2020 г. N 198н
Временные штатные нормативы
структурных подразделений медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях
С изменениями и дополнениями от:
30 октября, 4 декабря 2020 г.
Приемное отделение для взрослого населения с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19
1,0 на 1 круглосуточный пост в смену
Медицинская сестра приемного отделения
1,0 на 1 круглосуточный пост в смену
не менее 1,0 на организацию
Отделение для взрослого населения с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, не нуждающихся в проведении искусственной вентиляции легких
Врач-инфекционист/ врач-пульмонолог/ врач-терапевт (врач-специалист)
1,0 на 1 круглосуточный пост на 20 коек в смену
1,0 на заведующего отделением;
1,0 на 1,0 врача-специалиста
Старшая медицинская сестра
Медицинская сестра палатная (постовая)
1,0 на 1 круглосуточный пост на 10 коек в смену
Медицинская сестра процедурной
1,0 на 1 круглосуточный пост на 20 коек в смену
Младшая медицинская сестра по уходу за больными или санитар
1,0 на 1 круглосуточный пост на 20 коек в смену
Отделение анестезиологии-реанимации с палатами реанимации и интенсивной терапии для оказания медицинской помощи взрослому населению с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, нуждающимся в проведении неинвазивной и инвазивной искусственной вентиляции легких
1,0 на 1 круглосуточный пост на 12 коек для проведения неинвазивной вентиляции легких в смену
1,0 на 1 круглосуточный пост на 6 коек для проведения инвазивной вентиляции легких в смену
1,0 на заведующего отделением;
Старшая медицинская сестра
1,0 на 1 круглосуточный пост на 6 коек для проведения неинвазивной вентиляции легких в смену;
1,0 на 1 круглосуточный пост на 3 койки для проведения инвазивной вентиляции легких в смену
Младшая медицинская сестра по уходу за больными или санитар
1,0 на 1 круглосуточный пост на 6 коек в смену
Врач-эпидемиолог (помощник врача-эпидемиолога)
рассчитывается исходя из объема выполняемых диагностических услуг для обеспечения круглосуточной работы, за исключением случаев проведения анализа результатов рентгенологических исследований в другой медицинской организации, в том числе с применением телемедицинских технологий
рассчитывается исходя из объема выполняемых диагностических услуг для обеспечения круглосуточной работы
рассчитывается исходя из объема выполняемых диагностических услуг, но не менее 1,0 на организацию
Врач клинической лабораторной диагностики (биолог)
рассчитывается исходя из объема выполняемых диагностических услуг, но не менее 1,0 на организацию
Врач ультразвуковой диагностики
рассчитывается исходя из объема выполняемых диагностических услуг, но не менее 1,0 на организацию
Врач по лечебной физкультуре и (или) инструктор-методист по лечебной физкультуре
не менее 1,0 на организацию
Специалисты со средним медицинским образованием
не менее 1,0 на каждого врача-специалиста, указанного в консультативно-диагностической группе
Младший медицинский персонал
рассчитывается исходя из объема выполняемых диагностических услуг, но не менее 1,0 на организацию
Приложение N 4. Методика определения норм нагрузки врачей амбулаторного приема в учреждениях здравоохранения
от 4 октября 2011 г. N 142
Методика
определения норм нагрузки врачей амбулаторного приема
в учреждениях здравоохранения
Методика определения норм нагрузки для врачей амбулаторного приема разработана в соответствии с методическими материалами «Нормирование труда медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений», разработанными ГУ ННИИ общественного здоровья РАМН.
В условиях страховых способов оплаты медицинской помощи применение разработанных нормативных показателей затрат труда врачей-специалистов амбулаторно-поликлинических учреждений способствует соблюдению и совершенствованию технологии лечебно-диагностического процесса и повышению качества оказания медицинской помощи.
В соответствии с директивными документами, действующими в настоящее время, главные врачи учреждений здравоохранения имеют право:
— утверждать и вносить изменения в штатное расписание в зависимости от объема работ и нагрузки учреждения, подразделения, группы персонала, должности;
— разрабатывать и применять индивидуальные нормы нагрузки (обслуживания) медицинского персонала в зависимости от конкретных организационно-технических условий деятельности и особенностей прикрепленного к учреждению контингента населения;
— использовать штатные нормативы и другие нормативные акты по труду, утвержденные министерством, как носящие рекомендательный характер.
При использовании этих прав руководители учреждений здравоохранения должны ориентироваться на объем работы и наиболее полное обеспечение потребности населения в том или ином виде медицинской помощи.
Пересмотр устаревших норм осуществляется в сроки и в размерах, устанавливаемых руководством предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом. Пересмотр ошибочных норм осуществляется по мере их выявления по согласованию с профсоюзным комитетом. Каждому работнику необходимо разъяснить основания пересмотра норм, ознакомить его с методами, приемами труда и условиями, при которых они должны применяться.
2. Методические подходы к нормированию труда медицинского персонала
амбулаторно-поликлинических учреждений
Общеметодические подходы к нормированию труда медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) имеют определенные этапы:
Анализ отраслевых норм времени;
Определение норм нагрузки;
Определение норм лечебно-диагностических посещений на 1 час работы по врачебным специальностям;
Определение норм численности.
3. Нормы времени в здравоохранении
Однако Трудовым кодексом установлена только максимальная продолжительность рабочего времени. А конкретные нормы зависят от должностей и специальностей медработников. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 года N 101 «О продолжительности рабочего времени работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» установлена сокращенная продолжительность рабочего времени в зависимости от занимаемой ими должности:
В соответствии с данным Постановлением персоналу, занятому исключительно на амбулаторном приеме, дано право на сокращенную 33-часовую рабочую неделю. Персоналу, работа, которой непосредственно связанная с рентгенодиагностикой, флюорографией, дано право на 30-часовую рабочую неделю.
Если пришлось воспользоваться постановлением Совета Народных Комиссаров СССР N 2499 и приказом Наркомздрава СССР N 584, необходимо учесть, что нормы рабочего времени в них установлены на день.
Нормы времени одного рабочего дня
Продолжительность рабочего времени в один день