врата рая охраняет апостол

Апостол на воротах: почему Петр стал героем сказок?

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Об апостоле Петре много рассказывается в Евангелиях и Деяниях, но существует еще и другой апостол Петр — герой сказок и легенд, хранитель райских ворот. Почему именно апостол Петр покорил народное сердце?

Хранитель райских врат

Одна из сказок братьев Гримм рассказывает о бедном портном, который однажды постучал в ворота рая, у которых стоял апостол Петр. Портной попросил у святого пропуск в рай. Апостол Петр нехотя разрешил портняжке пройти в это прекрасное место, но предупредил, чтобы тот вел себя потише, иначе его выгонят из рая.

Но любопытный портной не смог сдержать своего обещания — он стал осматривать небесные обители и нашел прекрасное золотое кресло, рядом с которым стояла золотая скамеечка для ног.

Отсюда было видно всю землю, и портной заметил у озера маленькую старушку. Она стирала чужое белье и отложила себе пару хороших вещей. Портной решил наказать воровку и швырнул в нее золотую скамейку. Вскоре вернулся Господь и спросил, куда делась его скамейка. Апостол Петр указал на портняжку, и тот стал оправдываться перед Богом:

— Я увидел воровку и в гневе запустил в нее скамьей.

— Если бы я стал кидать в грешников скамейки от гнева, то в раю ни осталось бы ни одного предмета. Ты не имел права судить людей, поэтому апостол Петр выгонит тебя сейчас же из рая.

Портной навсегда был изгнан из рая за то, что осудил другого человека.

Апостол герой сказок и анекдотов

Конечно, сказочный апостол Петр мало похож на того Петра, о котором рассказывают Евангелия и Деяния апостольские. В русских и немецких сказках Петр спускается с небес на землю, превращается в нищего, просит подаяния, наказывает скупых и награждает щедрых. Но главная работа сказочного апостола — стоять перед вратами Рая, пускать туда праведников и прогонять нераскаявшихся грешников.

Этот фольклорный образ жив даже в наши дни. Он присутствует в анекдотах, особенно если речь идет о бизнесменах-олигархах, стремящихся попасть на небеса за деньги. Такой апостол Петр может простить грешника, но он не терпит лжи, лукавства и самооправдания.

Такая глубочайшая степень проникновения евангельского святого в изустную народную культуру — прекрасный пример того, насколько Евангелие и церковная традиция глубоко укоренилась в нашем сознании, независимо от степени воцерковленности и отношения к вере. Однако возникает важный вопрос: почему именно Петр, чем именно этот святой апостол так покорил народные сердца?

Почему Симон стал Петром

В Новом Завете апостол Петр — человек, чьи переживания, метания, противоречивые поступки, страхи и слезы описаны максимально полно.

Петр действительно стал тем «камнем», на котором строилась народная вера, народное понимание Евангелия — книги о том, как Бог пострадал за грехи человеческие, как Он помогал людям и был доступен для своих учеников.

Вот это, наверное, самый главный урок апостола Петра: рядом со Христом он не боялся быть собой, не боялся говорить то, что думает, не боялся судить о происходящем с позиции житейской мудрости. Он ошибался в Евангелиях, он ошибался и в сказках (например, приглашал Христа пойти на ночлег в дом богатой вдовы, полагая, что их там вкуснее накормят, забывая о том, что богатые люди могут быть жадными, а бедняки — отдавать последнее), но всегда умел признавать свои ошибки, просить прощения и учиться на своих промахах. За это апостола Петра любили и любят во многих странах.

Любимый святой и живая вера

У каждой эпохи — свои любимые святые. Если бы сейчас в России сочиняли сказки и легенды, то главными героями в них могли бы стать преподобный Серафим Саровский, блаженная Матрона Московская или епископ-врач Лука (Войно-Ясенецкий). А в те времена, когда братья Гримм или Александр Афанасьев собирали и обрабатывали сказки и легенды, любимыми святыми были святитель Николай Чудотворец, преподобный Илия Муромский и апостол Петр — простой рыбак, человек горячий, но искренне раскаивающийся в своих грехах.

Со страниц Евангелия он вместе со Христом шагнул в повседневную жизнь богачей и бедняков, королей и крестьян.

И не надо бояться того, что «сказочный» апостол Петр не похож на «евангельского» Петра. Народная вера лишь выделила некоторые черты первоверховного апостола, полюбила их и сделала так, что этот святой стал своим в любом доме.

Пока в сердце народном остаются такие герои, наша вера жива.

Читайте также:

4 сказки про апостола Петра

На заставке: Гойя, Раскаявшийся святой Петр (1823-25 г.)

Источник

Врата рая охраняет апостол

ВРАТА РАЯ

врата рая охраняет апостол. Смотреть фото врата рая охраняет апостол. Смотреть картинку врата рая охраняет апостол. Картинка про врата рая охраняет апостол. Фото врата рая охраняет апостол
Святой апостол Петр, мозаика баптистерия, Равенна (V век)

Священное Писание сравнивает храм Божий с раем. В видении пророка Иезекииля райский сад растет на берегах реки, вытекающей из храма: «Из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника… У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание» (Иез 47. 1-12). Райские ризы похожи на облачения первосвященника: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото» (Иез 28. 13).

О связи между храмом и раем упомянают книга Иисуса, сына Сирахова, Откровение Иоанна Богослова, а также апокрифические тексты и труды отцов Церкви.

«Рай Едем есть святое святых и жилище Господа» (Книга юбилеев или Малое бытие, гл. 8).

Поелику Адаму не был дозволен вход во внутренний храм, то храм сей был охраняем, чтобы довольствовался Адам служением во внешнем храме, и как служит священник, принося кадило, так служил бы и он, соблюдая заповедь.

Адам приступил, дерзнул войти, и пришел в ужас. Как царь Озия покрылся проказою, так обнажил себя Адам; и поелику поражен был подобно Озии, то спешил удалиться.

Адам в нечистоте своей хотел войти во святое святых, которое любит только подобных ему; и поелику отваживался войти во внутреннее святилище, то не оставлен и во внешнем.

Говоря о символике византийского богослужения, святитель Симеон Солунский объясняет: «Благолепие храма означает красоту рая, потому что божественный храм изображает рай, или лучше сказать, представляет райские небесные дары…

В начале молитвословий мы становимся вне храма, как бы вне рая или самого неба. Когда же врата отверзаются по окончании песней, петых вне храма, то мы входим в божественный храм, как бы в рай или небо. Это действие означает, что нам отверзлись селения небесные и мы уже получили доступ во святое святых, восходим ко свету, и приближаясь, приступаем к престолу Господню…

Стояние и пение вне храма выражает изгнание нас из рая… Лития бывает вне храма и указывает на наше отпадение от рая» (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 108, 123, 505 и 515). В современном русском православном богослужении перед началом вечерни отверзаются царские врата и священнослужители приступают к каждению алтаря. При пении 103-го псалма совершается каждение всего храма. Эти священнодействия символизируют сотворение мира и блаженное пребывание Адама и Евы в раю. Затем царские врата закрываются, подобно тому как двери рая закрылись после грехопадения людей. Отверзание царских врат при пении догматика (Богородична) означает то, что чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая. (О смысле всенощного бдения и Божественной литургии).

Символом райского сада был золотой семилампадник: «И сделал светильник из золота чистого, чеканный сделал светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его выходили из него; шесть ветвей выходило из боков его» ( Исх 25. 31-40; 37. 17-24).

врата рая охраняет апостол. Смотреть фото врата рая охраняет апостол. Смотреть картинку врата рая охраняет апостол. Картинка про врата рая охраняет апостол. Фото врата рая охраняет апостол
Херувимы и пальмы, древняя бронзовая пластина из Южной Аравии

О рае также напоминали изображенные на стенах храма херувимы, пальмы и цветы (3 Цар 6. 18, 29, 32, 35). Эти изображения были украшены золотом и драгоценными камнями: «Соломон сделал резных херувимов и пальмы, и распускающиеся цветы и обложил золотом; покрыл золотом и херувимов и пальмы… И вырезал херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе» (3 Цар 6. 32, 35); «И обложил дом Божий дорогими камнями для красоты» (2 Пар 3. 6).

Вопрос о наличии изображений херувимов «снаружи», то есть на наружных стенах ветхозаветного храма, остается открытым для дискуссии. «Ни в одном из древних текстов Ветхого Завета, кроме принятой издателем А.Ральфсом в качестве основной, но мало распространенной редакции греческого текста, не говорится ни о каком наружном скульптурном декоре храма» (А.М.Высоцкий, Храм Иезекииля как источник наружного скульптурного декора владимиро-суздальских храмов XII-XIII вв.: sic et non, Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира, XII век, СПб., 2002). Хотя текстологическое исследование показывает, что в большинстве редакций Ветхого Завета отсутствует текстовый вариант Септуагинты о резных украшениях фасадов храма, изображения херувимов с лицами животных входили в единую иконографическую программу внешней храмовой утвари. Образы быков, львов и херувимов украшали медное море (3 Цар 7. 23-25) и подставки умывальниц (3 Цар 7. 29, 36). Подобные изображения соответствовали представлениям о херувимах как стражах священной территории храма.

Лики херувимов были вышиты на завесе, закрывавшей вход в святое святых (Исх 26. 31-33). Святое святых охраняли позолоченные скульптуры херувимов, сделанные из масличного дерева (3 Цар 6. 23-28).

Чистое золото, сплошь покрывавшее святое святых (3 Цар 6. 20), являло образ сияния Славы Божией.

Древние символы рая унаследованы христианским церковным искусством. Православные храмы украшены мозаиками, фресками, иконами, резьбой и растительным декором.

В Византии на полах храмов изображались райские реки.

врата рая охраняет апостол. Смотреть фото врата рая охраняет апостол. Смотреть картинку врата рая охраняет апостол. Картинка про врата рая охраняет апостол. Фото врата рая охраняет апостол
Процессия мучениц, мозаика храма св. Аполлинария Нуово, Равенна (VI век)

В русских иконостасах не допускались никакие скульптурные изображения, кроме резных позолоченных херувимов. Очевидно, это исключение было сделано под влиянием ветхозаветных скульптур херувимов, украшавших ковчег завета и святое святых храма.

Источник

Православная Жизнь

Гойя, Раскаявшийся святой Петр (1823-25 г.)

Хранитель райских врат

Одна из сказок братьев Гримм рассказывает о бедном портном, который однажды постучал в ворота рая, у которых стоял апостол Петр. Портной попросил у святого пропуск в рай. Апостол Петр нехотя разрешил портняжке пройти в это прекрасное место, но предупредил, чтобы тот вел себя потише, иначе его выгонят из рая.

Но любопытный портной не смог сдержать своего обещания — он стал осматривать небесные обители и нашел прекрасное золотое кресло, рядом с которым стояла золотая скамеечка для ног.

Отсюда было видно всю землю, и портной заметил у озера маленькую старушку. Она стирала чужое белье и отложила себе пару хороших вещей. Портной решил наказать воровку и швырнул в нее золотую скамейку. Вскоре вернулся Господь и спросил, куда делась его скамейка. Апостол Петр указал на портняжку, и тот стал оправдываться перед Богом:

— Я увидел воровку и в гневе запустил в нее скамьей.

— Если бы я стал кидать в грешников скамейки от гнева, то в раю ни осталось бы ни одного предмета. Ты не имел права судить людей, поэтому апостол Петр выгонит тебя сейчас же из рая.

Портной навсегда был изгнан из рая за то, что осудил другого человека.

Апостол герой сказок и анекдотов

Немецкая сказка «Портной в раю», древнерусская повесть о пьянице, который попал в рай, другие сказки братьев Гримм, русские народные легенды, собранные Александром Афанасьевым, — во всех этих книгах можно найти истории про апостола Петра, который исцеляет принцесс и помогает бедному солдату, вместе со Христом заходит в дома русских крестьян, совершает чудеса, помогает беднякам, наказывает грешников и даже спорит со Спасителем.

Конечно, сказочный апостол Петр мало похож на того Петра, о котором рассказывают Евангелия и Деяния апостольские. В русских и немецких сказках Петр спускается с небес на землю, превращается в нищего, просит подаяния, наказывает скупых и награждает щедрых. Но главная работа сказочного апостола — стоять перед вратами Рая, пускать туда праведников и прогонять нераскаявшихся грешников.

Этот фольклорный образ жив даже в наши дни. Он присутствует в анекдотах, особенно если речь идет о бизнесменах-олигархах, стремящихся попасть на небеса за деньги. Такой апостол Петр может простить грешника, но он не терпит лжи, лукавства и самооправдания.

Такая глубочайшая степень проникновения евангельского святого в изустную народную культуру — прекрасный пример того, насколько Евангелие и церковная традиция глубоко укоренилась в нашем сознании, независимо от степени воцерковленности и отношения к вере. Однако возникает важный вопрос: почему именно Петр, чем именно этот святой апостол так покорил народные сердца?

Почему Симон стал Петром

В Новом Завете апостол Петр — человек, чьи переживания, метания, противоречивые поступки, страхи и слезы описаны максимально полно.

Вот эта противоречивость, способность оставаться собой даже рядом с Богом и сделала апостола Петра в народном сознании хранителем райских врат (только человек, познавший горечь греха и радость покаяния, может стоять у ворот рая), человеком, который ходил вместе со Христом в самые бедные селенья и домишки (во-первых, Петр — рыбак, а во-вторых, апостол, который знает, что такое семейная жизнь — в его доме жила теща, и при этом апостол переживал за ее здоровье).

Петр действительно стал тем «камнем», на котором строилась народная вера, народное понимание Евангелия — книги о том, как Бог пострадал за грехи человеческие, как Он помогал людям и был доступен для своих учеников.

Вот это, наверное, самый главный урок апостола Петра: рядом со Христом он не боялся быть собой, не боялся говорить то, что думает, не боялся судить о происходящем с позиции житейской мудрости. Он ошибался в Евангелиях, он ошибался и в сказках (например, приглашал Христа пойти на ночлег в дом богатой вдовы, полагая, что их там вкуснее накормят, забывая о том, что богатые люди могут быть жадными, а бедняки — отдавать последнее), но всегда умел признавать свои ошибки, просить прощения и учиться на своих промахах. За это апостола Петра любили и любят во многих странах.

Любимый святой и живая вера

У каждой эпохи — свои любимые святые. Если бы сейчас в России сочиняли сказки и легенды, то главными героями в них могли бы стать преподобный Серафим Саровский, блаженная Матрона Московская или епископ-врач Лука (Войно-Ясенецкий). А в те времена, когда братья Гримм или Александр Афанасьев собирали и обрабатывали сказки и легенды, любимыми святыми были святитель Николай Чудотворец, преподобный Илия Муромский и апостол Петр — простой рыбак, человек горячий, но искренне раскаивающийся в своих грехах.

Со страниц Евангелия он вместе со Христом шагнул в повседневную жизнь богачей и бедняков, королей и крестьян.

И не надо бояться того, что «сказочный» апостол Петр не похож на «евангельского» Петра. Народная вера лишь выделила некоторые черты первоверховного апостола, полюбила их и сделала так, что этот святой стал своим в любом доме.

Пока в сердце народном остаются такие герои, наша вера жива.

Источник

Врата рая

О связи между храмом и раем упомянают книга Иисуса, сына Сирахова, Откровение Иоанна Богослова, а также апокрифические тексты и труды отцов Церкви.

«Рай Едем есть святое святых и жилище Господа» (Книга юбилеев или Малое бытие, гл. 8).

Поелику Адаму не был дозволен вход во внутренний храм, то храм сей был охраняем, чтобы довольствовался Адам служением во внешнем храме, и как служит священник, принося кадило, так служил бы и он, соблюдая заповедь.

Адам приступил, дерзнул войти, и пришел в ужас. Как царь Озия покрылся проказою, так обнажил себя Адам; и поелику поражен был подобно Озии, то спешил удалиться.

Адам в нечистоте своей хотел войти во святое святых, которое любит только подобных ему; и поелику отваживался войти во внутреннее святилище, то не оставлен и во внешнем.

Говоря о символике византийского богослужения, святитель Симеон Солунский объясняет: «Благолепие храма означает красоту рая, потому что божественный храм изображает рай, или лучше сказать, представляет райские небесные дары…

В начале молитвословий мы становимся вне храма, как бы вне рая или самого неба. Когда же врата отверзаются по окончании песней, петых вне храма, то мы входим в божественный храм, как бы в рай или небо. Это действие означает, что нам отверзлись селения небесные и мы уже получили доступ во святое святых, восходим ко свету, и приближаясь, приступаем к престолу Господню…

Стояние и пение вне храма выражает изгнание нас из рая… Лития бывает вне храма и указывает на наше отпадение от рая» (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 108, 123, 505 и 515). В современном русском православном богослужении перед началом вечерни отверзаются царские врата и священнослужители приступают к каждению алтаря. При пении 103-го псалма совершается каждение всего храма. Эти священнодействия символизируют сотворение мира и блаженное пребывание Адама и Евы в раю. Затем царские врата закрываются, подобно тому как двери рая закрылись после грехопадения людей. Отверзание царских врат при пении догматика (Богородична) означает то, что чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая. (О смысле всенощного бдения и Божественной литургии).

Символом райского сада был золотой семилампадник: «И сделал светильник из золота чистого, чеканный сделал светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его выходили из него; шесть ветвей выходило из боков его» ( Исх 25. 31-40; 37. 17-24).

Вопрос о наличии изображений херувимов «снаружи», то есть на наружных стенах ветхозаветного храма, остается открытым для дискуссии. «Ни в одном из древних текстов Ветхого Завета, кроме принятой издателем А.Ральфсом в качестве основной, но мало распространенной редакции греческого текста, не говорится ни о каком наружном скульптурном декоре храма» (А.М.Высоцкий, Храм Иезекииля как источник наружного скульптурного декора владимиро-суздальских храмов XII-XIII вв.: sic et non, Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира, XII век, СПб., 2002). Хотя текстологическое исследование показывает, что в большинстве редакций Ветхого Завета отсутствует текстовый вариант Септуагинты о резных украшениях фасадов храма, изображения херувимов с лицами животных входили в единую иконографическую программу внешней храмовой утвари. Образы быков, львов и херувимов украшали медное море (3 Цар 7. 23-25) и подставки умывальниц (3 Цар 7. 29, 36). Подобные изображения соответствовали представлениям о херувимах как стражах священной территории храма.

Лики херувимов были вышиты на завесе, закрывавшей вход в святое святых (Исх 26. 31-33). Святое святых охраняли позолоченные скульптуры херувимов, сделанные из масличного дерева (3 Цар 6. 23-28).

Чистое золото, сплошь покрывавшее святое святых (3 Цар 6. 20), являло образ сияния Славы Божией.

Древние символы рая унаследованы христианским церковным искусством. Православные храмы украшены мозаиками, фресками, иконами, резьбой и растительным декором.

В Византии на полах храмов изображались райские реки.

В русских иконостасах не допускались никакие скульптурные изображения, кроме резных позолоченных херувимов. Очевидно, это исключение было сделано под влиянием ветхозаветных скульптур херувимов, украшавших ковчег завета и святое святых храма.

Источник

Почему ключи от рая у Апостола Петра?

Апостол Петр – один из самых почитаемых святых в Русской православной церкви. На Руси практически сразу после крещения князем Владимиром появилась традиция отмечать праздник святого Петра и близкого соратника апостола Павла, чтобы помочь верующему понять его предназначение, закрыть пустоту, если она начинала образовываться в душе. Этот день всегда отмечался непосредственно накануне Апостольского поста.

Чем знаменит апостол Петр?

Святые Петр и Павел являются одними из самых известных апостолов и ревнителей христианской веры. При этом их характеры были полными противоположностями. Если один отличался ораторским мастерством, то второй был простым, но очень вдохновенным человеком.

В миру Петра звали Симоном. Имя, под которым он стал известен всем христианам, апостол получил от Иисуса Христа. В переводе с древнееврейского оно означает «камень». Петр был бесхитростным и искренним человеком, не имевшем выдающегося образования. При этом отличался горячим нравом и удивительным образным мышлением. Нередко он выступал с речами, которые заставляли людей подняться и следовать за ним.

Петр является непосредственным участником многих эпизодов, которые упоминаются в Священном Писании. Одним из первых чудес Христа стало исцеление тещи будущего апостола. Также он участвовал в ловле рыбы, когда, благодаря Иисусу, было огромное количество улова.

Позже Петр стал очевидцем Преображения Сына Господа, перед его арестом клялся, что никогда не отречется от своего учителя, однако нарушил слово спустя всего несколько часов, причем неоднократно. Он раскаялся в своем поступке, нашел мужество признаться в предательстве, собственной слабости перед обстоятельствами. Когда Петр покаялся, Господь утвердил его апостольское звание.

Его вместе с Павлом начали почитать после казни апостолов. Оба погибли мучениками, место их казни было признано священным. Церковь всегда прославляла духовную твердость Петра, сотворив вокруг него образ согрешившего, но искренне раскаявшегося верующего.

Вручение ключей от рая

В результате Господь принял решение вручить ключи от рая самому нестойкому и пылкому из своих учеников. В Писании отмечается, что ключи не получил никто из не согрешивших апостолов. Вместо этого они достались Петру, чтобы он сумел в будущем разглядеть в грешниках искреннее раскаяние, а после вспомнил собственное грехопадение.

Именно такой апостол действительно способен помочь человеку, который искренне раскаивается в своих греховных поступках, получить спасение.

Какова форма ключей апостола Петра?

О ключах от рая, которые Петр получил от Господа, упоминается во многих источниках, однако их форма, внешний вид нигде не описывается. Священнослужители отмечают, что в некоторых случаях апостола все-таки изображают на иконах с реальными ключами. Это не является каким-либо противоречием, так как соответствует рассказу евангелиста Матфея, в котором Иисус Христос, обращаясь к своим ученикам, интересовался у них, за кого люди его почитают. Именно Петр тогда отметил, что за Сына Божьего, в ответ на это Иисус назвал его блаженным, заявил, что создаст собственную церковь, которая сможет противостоять аду, а Петру вручит ключи от Царства Небесного.

Так как Сын Божий в данном рассказе упоминает о ключах, на иконах Петра изображают с двумя ключами. Однако важно понимать, что сама по себе форма ключей совершенно не важна. Большее значение имеет суть. Ведь, обещая передать ключи Петру, Иисус отмечал, что тот сможет простить грехи тем, кто раскается, или отказать им в этом, видя отсутствие в человеке искренности.

В данной интерпретации ключи от рая становятся символическим обозначением того, что сам Петр, все апостолы, а также их последователи, в том числе современные священники, получают власть от Бога отпускать людям грехи, освобождая их души от тяжести, которая мешает войти в Царство Божие. При этом апостол Павел изображается на иконах с мечом, так как именно он славился обличением неверовавших и язычников.

У Петра же совсем иная миссия: он должен рассмотреть в человеке его искреннюю сущность, простить грехи или отправить замаливать их дальше. В этом смысле его непосредственными последователями являются все без исключения священнослужители.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *