всемирные русские народные соборы
Структура Собора
Бюро Президиума ВРНС является постоянно действующим руководящим органом. Количественный и персональный состав членов Бюро Президиума определяется соборным съездом. Члены Бюро избираются из числа членов Президиума сроком на 4 года.
Президиум ВРНС осуществляет руководство деятельностью Собора. Его состав избирается сроком на 4 года и устанавливается соборным съездом.
Совет ВРНС сформирован с целью эффективного взаимодействия собора с органами государственной власти и местного самоуправления, отечественными и зарубежными ведомствами, институтами, общественными организациями и партнерами.
Секретариат Всемирного Русского Народного Собора создан и действует в соответствии с Уставом ВРНС. Руководителем секретариата с марта 2019 года является член Общественной палаты РФ, заместитель председателя комиссии ОПРФ по вопросам благотворительности и социальной работе Сергей Юрьевич Рудов.
Для реализации уставных целей и задач ВРНС создано пять комитетов:
— Комитет пространственного развития и территориального управления,
— Международный комитет,
— Комитет по культуре,
— Социально-экономический комитет
Научно-аналитический центр Всемирного Русского Народного Собора (НАЦ ВРНС) образован с целью содействия аналитическому обеспечению деятельности ВРНС. Центр объединяет представителей церковной общественности, имеющих опыт научно-исследовательской и информационно-просветительской работы.
Правозащитный центр Всемирного Русского Народного Собора ведет научно-просветительскую деятельность в области противодействия деструктивным идеологиям.
О ВРНС
Всемирный Русский Народный Собор
Создан в мае 1993 года.
Рождение ВРНС состоялось в трудный период национальной истории, когда русский народ остро нуждался в объединении. На протяжении долгих веков русские проживали на территории одной страны, были объединены общей государственностью и общими духовными ценностями. Начиная с 1991 года русские стали разделённым народом, о чем было прямо сказано уже в одном из самых первых заявлений Собора.
В этот период инициативу объединения всех русских людей, независимо от страны проживания и политических взглядов, взяла на себя Русская Православная Церковь. Вдохновителем, духовным вождем Собора стал митрополит Смоленский и Калининградский, ныне Глава ВРНС Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Первым Главой Собора стал Святейший Патриарх Алексий II.
С 1 февраля 2009 года Главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Заместители Главы ВРНС:
— Митрополит Воскресенский Дионисий, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий делами Московской патриархии, постоянный член Священного синода Русской Православной Церкви.
— Малофеев Константин Валерьевич, председатель Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел».
— Щипков Александр Владимирович, руководитель Научно-аналитического центра ВРНС, руководитель Комитета по культуре ВРНС, доктор политических наук.
В Президиум и Совет ВРНС входят известные российские политики и общественные деятели, представители мира науки, культуры и образования, военачальники, соотечественники из ближнего и дальнего зарубежья.
Всемирный Русский Народный Собор
Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) был создан в мае 1993 года. Рождение ВРНС состоялось в трудный период национальной истории, когда русский народ остро нуждался в объединении.
Показать полностью. На протяжении долгих веков русские проживали на территории одной страны, были объединены общей государственностью и общими духовными ценностями. Начиная с 1991 года русские стали разделённым народом, о чем было прямо сказано уже в одном из самых первых заявлений Собора.
В этот период инициативу объединения всех русских людей, независимо от страны проживания и политических взглядов, взяла на себя Русская Православная Церковь. Вдохновителем, духовным вождем Собора стал митрополит Смоленский и Калининградский, ныне Глава ВРНС Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Первым Главой Собора стал Святейший Патриарх Алексий II.
С 1 февраля 2009 года Главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Заместителями Главы ВРНС являются Митрополит Тверской и Кашинский Савва, Константин Валерьевич Малофеев и Александр Владимирович Щипков.
В Президиум и Совет ВРНС входят известные российские политики и общественные деятели, представители мира науки, культуры и образования, военачальники, соотечественники из ближнего и дальнего зарубежья.
21 июля 2005 года Всемирному Русскому Народному Собору был предоставлен специальный консультативный статус при Организации Объединенных Наций. Тогда же было создано представительство ВРНС при ООН.
Будучи на протяжении многих лет всероссийской трибуной общественной мысли, в последние годы ВРНС переживает процесс преобразования в мощный гражданский форум, призванный стать во главе коалиции нравственно ответственных и патриотически ориентированных сил гражданского общества.
Всемирный Русский Народный Собор запись закреплена
Всемирный Русский Народный Собор запись закреплена
«Усилиями Святейшего Патриарха Кирилла мы возвращаемся к тому, что Церковь задает христианскую модель общества – экклесиологическую, кафолическую, спасительную. Это происходит потому, что любая социальность, любые земные институты для своей легитимности и для обоснования своей морали так или иначе обращаются к трансцендентному сакральному источнику – хотя и не всегда такая сакральность соотносится с исторической религией.
Показать полностью. Дело Церкви – напоминать о том, что именно соотнесение с исторической религией – для нас это православие – это путь спасения. Церковь изначально фундаментальнее любых светских институтов, поскольку по самой своей природе религиозное стоит выше социального и политического. Эту мысль Святейшего Патриарха Кирилла мы неизменно встречаем в его проповедях и книгах.
Церковь сегодня не только возвращается в национальную историю, которая без нее была бы неполной и искаженной. Она расширяет сакральную географию народа, дает возможность понять, что Херсонес и Валаам, Почаев и Соловки, Новый Иерусалим и Жировичи, Кицканы и Дивеево дают нам ощущение Дома, небесной Родины, неотъемлемой частью которой является родина земная. Земля народа – это не просто территория, это огромный сосуд, вмещающий в себя бесценный религиозный и культурный опыт поколений».
Независимая газета, 16.11.2021.
К 75–летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Автор — Александр Щипков
Всемирный Русский Народный Собор запись закреплена
Поддержать паллиативных пациентов Центральной клинической больницы святителя Алексия можно, отправив sms на номер 3434 с текстом «Больница [пробел] сумма» (например, «Больница 1000»).
Так, болельщики благотворительного матча в поддержку паллиативных больных, который состоялся 13 ноября, собрали 500 тысяч рублей. Это была встреча «золотого состава» команды «Спартак» с врачами и добровольцами больницы.
Всемирный Русский Народный Собор запись закреплена
Что сегодня важно для всех нас, запуганных и во многом разрушенных пандемией, уходом близких, непонятностью болезни? Нам нужна надежда! Подвиг надежды, ощущение надежды, исходящей из веры, – вот что подарил нам Ушаков. Сколько уверенности и спокойствия в его образе. Какое четкое ощущение того, что надо делать, исходит из его представления об иерархии ценностей.
Показать полностью.
«Всякий да поспешит исполнить ему должное» или «Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России». Великая задача учителей, воспитателей, всех, кто занимается с детьми, молодежью, научить детей этой надежде в сегодняшнем мире, этому ушаковскому свету в конце тоннеля, этой вере в победу несмотря ни на что, если дело правое. Ушаков всегда готовился к победе, но и верил, что Господь поможет! И мы должны у него этому учиться. Вспомним историю с чумой в Херсоне. Или руководство объединенной русско-турецкой эскадрой. Филигранное руководство.
Катя Прасолова, наша «ушаковка» из Николаева. Она уже выросла, но находится с нами в постоянном общении. И вот она делает документы в Киеве, а ей все время ставят палки в колеса. Она уже в отчаянии и вдруг выходит из присутствия в очередной раз в печали и видит храм. Она заходит туда, и сразу ее встречает икона Ушакова. Пишет мне: «Я сразу поняла, что все получится! Все будет хорошо!» Какое счастье, Господи. Спасибо тебе за такого покровителя для наших ушаковцев. На вопрос «Что для вас ушаковцы?» Соня Акчурина из Макеевки, ДНР, ответила просто: «Ушаковцы – это моя семья!» Это и есть то, чего мы добивались, чтобы защитить наших детей.
Очень неуверенное поколение у нас растет. Индивидуализм. Сомнение. Отсутствие коллективного сознания, умения дружить, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, в том, что они пригодятся Родине. Что может помочь? Ты под защитой святого, ты под покровительством, он указывает тебе путь, а дружба всегда не в стрелялках и игралках вместе, но в настоящем деле и настоящей цели. Как сказал, по выражению святейшего Патриарха, генеральный писатель России – Ф.М. Достоевский, чье 200-летие мы тихо отпраздновали вчера походом президента и министра культуры в музей в Москве: «Жизнь задыхается без цели».
А еще: «Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра». А еще: «Русский без православия – дрянь, а не человек». Все это в контексте большого русского пути, который завещал нам Ушаков, чья любовь была действенна, вера жива, и цель определённа. Ушаков понадобился сегодня в России, на Украине, в Луганской народной республике, в ДНР, в детских садах и школах. Почему в первую очередь он?
Мы провели встречу в Переделкино «Адмиральский час» с великим адмиралом Касатоновым, контр-адмиралом Александром Журковым, капитаном 1 ранга Шигиным, писателем Натальей Петровой и нашими ушаковцами, которые учатся в Москве, а сами из Украины, ДНР, ЛНР, Белгорода. Зачаровано слушали ребята Игоря Владимировича Касатонова и его просто-таки геополитический доклад, который он им представил. Возможно, многие из них, хоть и студенты, слышали такой уровень размышлений впервые. И это произвело на них серьезное впечатление. Великий адмирал нашего времени говорил с ними как со взрослыми, способными ставить серьезные цели и отвечать на вызовы современности. Спасибо вам, Игорь Владимирович, за столь высокий ушаковский урок. В нем была явлена неразрывная связь святого адмирала, непобедимого и непобедимого советского, российского адмирала, не спустившего святой стяг по завету Петра I: «Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели». Тоже хороший нравственный урок для мальчишек и девчонок.
Мы провели в эти два пандемийных года Бессмертный ушаковский полк, когда наши ушаковцы изучили биографии своих дедов и прадедов, рассказали своим ушаковским друзьям об этом и прошли виртуально и физически по своим улицам в своих местах проживания. И таким образом протянули нить от Ушакова к героям нашего времени. Провели и 15 ушаковских костров в Переделкино. И теперь Переделкино, а это резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, стало еще и резиденцией ушаковцев и гренадеров, где ежемесячно проходят акции и просто события, связанные с Ушаковым, потому что здесь жил и работал над своим романом об Ушакове В.Н. Ганичев, и где сделан нами его мемориальный кабинет, и память хранится о нем и его герое как пример для молодежи, для пишущей молодежи. Здесь ребята проводят много времени, учатся дружить, соединяться делом. Общее чтение «Евгения Онегина», в котором поучаствовало 200 ребят со всей страны, продолжающийся многие годы спектакль, который мы «пишем» с ушаковцами об Ушакове, выставка рисунков «на заборе», которая так была привлекательна особенно во время пандемии, общение на природе… Так Переделкино стало еще одним морским центром России. Умеет Ушаков все объединить.
Дружба. Поддержка. Локоть друг друга. А зачем? Сегодня ведь все такие индивидуальности. Мамы своих вперед выталкивают, учат часто, что не надо с другими. Но чем суровее окружающая жизнь, чем страшнее ее вызовы, только в дружбе, вместе можно выжить. Причем дружба, можно сказать, «высокая». Так, удивительная дружба связывала Ушакова и Суворова. Дружба в деле, в общих взглядах, в восторге пред победами друг друга. Знаменательны слова Суворова: «Ура! Русскому флоту… Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу хотя бы мичманом». Это говорит уже известный на всю Европу, не то что Россию, великий полководец. Говорит это в чине генерал-фельдмаршала во главе союзных русско-австрийских войск во время великого италийского похода.
/Из речи члена Бюро Президиума ВРНС Марины Ганичевой на III Всероссийской научно-общественной конференции «Адмирал Фёдор Ушаков: уроки истории и вызовы современности»/
ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР
Всемирный Русский Народный Собор.
Вы любите Россию? Вас заботит ее будущее? Вы желаете счастья, своим близким, своему народу? Вы желаете противодействовать развалу России и Российского общества? Если это так, вступайте в нашу группу!
Показать полностью.
Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) является крупнейшим российским общественным форумом. Он существует с 1993 года, на протяжении этих лет он является общественной площадкой и местом встречи людей, которые, независимо от политических взглядов, объединены единой целью — заботой о настоящем и будущем России, играет немалую роль в формировании гражданского общества.
В его заседаниях традиционно принимают участие представители всех ветвей власти, лидеры общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий России, военачальники и военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации и представители других силовых ведомств РФ, преподаватели и студенты крупнейших учебных заведений страны, деятели науки и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья, многочисленные представители молодежи.
По уставу ВРНС Главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси, по благословению и под председательством которого проводятся ежегодные соборные заседания. С момента создания Собора и по 5 декабря 2008 года Главой был Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С 1 февраля 2009 года Главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Заместителями Главы ВРНС являются Председатель Правления Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев и Председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и Общества протоиерей Всеволод Чаплин. Ответственный секретарь ВРНС — Олег Владимирович Ефимов.
Со времени создания Всемирного Русского Народного Собора состоялось пятнадцать соборных съездов. Собор детей и молодежи, проходил в Москве 20—22 февраля 2008 года и был посвящен теме «Будущие поколения — национальное достояние России». XIII Собор проходил в Москве 21—23 мая 2009 года и был посвящен теме «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления». XIV Собор проходил в Москве 25—26 мая 2010 года и был посвящен теме «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества». В Соборе в общей сложности за два дня работы приняло участие около трех тысяч человек из Москвы, регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Последний Собор проходил в Москве 25—26 мая 2011 года и был посвящен теме «Базисные ценности – основа единства народов».
21 июля 2005 года Всемирному Русскому Народному Собору был предоставлен специальный консультативный статус при Организации Объединенных Наций. Тогда же было создано Представительство ВРНС при ООН, призванное обеспечить взаимодействие Собора и этой международной организации.
Вера. Вера в Бога, забота о сохранении религиозных традиций народов, воплощение этих традиций в делах. Верность убеждениям и нравственно обоснованным жизненным принципам, в том числе у нерелигиозных людей.
Справедливость, понимаемая как политическое и социальное равноправие, справедливое распределение плодов труда, достойное вознаграждение и справедливое наказание, должное место каждого человека в обществе, а нации – в системе международных отношений.
Свобода. Личная свобода, ограниченная личной нравственной ответственностью. Ее раскрытие в служении ближним и Отечеству. Самостоятельность, независимость, самобытность народа.
Единство разных национальностей, социальных слоев, политических и мировоззренческих групп в работе на благо страны и всех живущих в ней людей. Взаимообщение разнообразных культур. Гармоничное сочетание духовных устремлений и материальных интересов личности и общества.
Нравственность – личная и общественная. Верность неизменным нравственным нормам как залог благополучия человека и общества. Приоритетная поддержка обществом и государством добросовестного поведения как в личной жизни, так и в жизни общества и государства. Жизнеспособные государство и общество – не могут быть нравственно нейтральными.
Достоинство. Признание уникальной ценности каждого человека. Нравственное умение отличать достойное от недостойного.
Честность как критерий личной и общественной морали. Совестливость, следование нравственному началу в душе как образ жизни.
Патриотизм. Любовь к Отечеству и народу, к родной земле, к ее культуре, уважение к ее истории, к свершениям прежних поколений. Общенациональное самосознание. Готовность трудиться ради Родины.
Солидарность – способность разделить с другим бремя его забот, его трудности, его болезни, его скорби. Общенациональная солидарность как сила, связывающая народ, обеспечивающая единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность.
Семья как союз мужчины и женщины, в которой воспитываются дети. Любовь и верность. Забота о младших и старших. Поддержка семьи через социальную политику, образование и культуру.
Культура и национальные традиции. Уважение к наследию предков, открытость и уважение к культуре и взглядам других. Забота о культуре общения, чистоте русского языка и других языков Русского мира.
Благо человека. Духовное и материальное благополучие человека как основной приоритет социального развития. Соблюдение прав и свобод человека.
Трудолюбие – деятельное стремление к благу общества и ближнего. Неприятие коррупции, коммерциализации человеческих отношений, паразитического и эгоистического образа жизни.
Самоограничение и жертвенность – отказ от потребительского отношения к ближним и к окружающему миру. Способность жертвовать личным ради блага Отечества и народа.
Александр Золотухин запись закреплена
Елена Кирикова запись закреплена
Фильм архимандрита Гавриила (Коневиченко) «АПОСТОЛЫ МОНАРХИИ. КОНВОЙ ПАМЯТИ СВЯТОГО ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II. ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПОБЕДОНОСНОГО ШЕСТВИЯ ЗА ХРИСТОМ»
Виктор Мажаров запись закреплена
Народовластие Нспч запись закреплена
Елена Кирикова запись закреплена
Работа сестрорецкого православного прихода высоко оценена комиссией при президенте РФ
https://www.youtube.com/watch?v=b1oqcu-kTDc
Архимандрит Гавриил (Коневиченко) вошел в президентский совет по делам казачества
http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id=189297
О чем говорили на комиссии по работе с общественными объединениям казаков Совета при Президенте РФ
https://www.youtube.com/watch?v=3yRXCDMeR08
Народовластие Нспч запись закреплена
Народовластие Нспч запись закреплена
Народовластие Нспч запись закреплена
Виктор Мажаров запись закреплена
Андрей Карпенко запись закреплена
Информационная война в мире, это не просто война за политические взгляды и превосходство в географических и материальных благах, а война направленная против человечности в человеке, за нравственную составляющую, за сокровенное Божие в человеке, война против Бога.
Вторгаясь в суверенные государства, навязывают своё мировоззрение и невежественную свободу, что обусловлено единственной целью: разнуздать и сделать послушными тому ОБРАЗУ, который соответствовал бы»их представлению» о свободах и правах человека, игнорируя закон Божий, создавая ту атмосферу в мире, которая удовлетворяла бы им.
Благодаря Богу, Россией пролит свет на реальную обстановку и на причины неустойчивости и дисбаланса в мире.
И когда, это становится очевидным для всех, «имеющий превосходство» становится уязвимым, не имея возможности скрыть изобличённое на свет. В панике, потеряв способность к здравой оценке происходящего, как обезумевший, конвульсивно хватается из последних сил за власть и влияние на мировой арене!
ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР запись закреплена
РЕЗОЛЮЦИЯ КОНФЕРЕНЦИИ «ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»
Мы, участники конференции «История и перспективы развития национальной системы образования в России», состоявшейся в рамках XXV Международных рождественских образовательных чтений считаем, что Россия не только имеет все необходимые предпосылки для собственного самостоятельного исторического развития,
Показать полностью. занимая свое особое достойное место в мире, но и способна стать примером построения такого общества для других народов. Поэтому Россия обязана осуществить свой собственный образовательный проект, заняв при этом лидирующее место в мировом образовании.
На конференции были рассмотрены проекты «Доктрины развития образования в Российской Федерации», разработанной Советом по образованию и науки при Всемирном Русском Народном Соборе, и «Концепции Кадетского образования в Российской Федерации: базовые основы», разработанной Советом Министерства образования и науки РФ по Кадетскому образованию.
В ходе обсуждения отмечено, что: прежде всего, необходимо отказаться от понимания образования как сферы образовательных услуг, и возродить понимание системы образования как института воспитания и обучения подрастающего поколения; рассматривать Кадетское образование не как элитарный вид образования, а обособленный вид подготовки несовершеннолетних граждан к государственной службе.
По результатам конференции участники рекомендуют:
— разработать в едином методологическом ключе следующие основополагающие документы: Доктрину развития российского образования, концепции развития отдельных сфер воспитания и образования; единые федеральные образовательные стандарты, учебные программы и учебники; Программу развития российского образования;
— начать широкое обсуждение этих документов в общественных организациях и государственных органах;
— проработать вопрос выделения предпрофессионального и профессионального образования государственной службы в отдельную систему национального образования, функционирующую в рамках Министерства образования и науки Российской Федерации, но действующую во исполнение государственного (федерального, ведомственного и регионального) заказа на подготовку государственных служащих;
— принять к обсуждению, проработке и утверждению Концепцию Кадетского образования в Российской Федерации: базовые основы;
— ходатайствовать перед органами Государственной власти Российской Федерации о придании проекту «Кадетское образование Российской Федерации, как составная часть системы государственной службы и кадровой политики государства» статуса приоритетного национального стратегического проекта по направлению национальное образование;
— основываясь на указанных документах разработать законопроект нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» http://www.vrns.ru/society/4340/#.WNuiGkuhpBc
ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР запись закреплена
равозащитный центр Всемирного русского народного собора выразил надежду на беспристрастное расследование дела Людмилы Есипенко, подозреваемой в нападении на выставку в «Манеже».
Правозащитный центр также предостерег от попыток воспользоваться делом Л.Есипенко для демонстрации того, что «публичный протест против нарушения прав верующих является следствием ментальной неуравновешенности».
Его авторы призвали к созданию взвешенной правоприменительной практики в области обеспечения защиты чувств прав верующих, отметив, что такая практика «призвана предполагать как реализацию художественным сообществом своего права на творческое самовыражение, так и защиту достоинства верующих людей от унижений, связанных со злоупотреблением свободой творчества».
14 августа 2015 года несколько православных активистов во главе с лидером движения «Божья воля» Дмитрием Цорионовым (Энтео) ворвались на выставку в «Манеже» «Скульптуры, которых мы не видим». Нападавшие заявили, что экспонаты оскорбляют чувства верующих, и разрушили несколько из них. Тверской суд Москвы арестовал Д.Цорионова на десять суток, признав его виновным в мелком хулиганстве. Л.Есипенко подозревается в повреждении части экспонатов.
ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР запись закреплена
10 ноября 2015 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялся XIX Всемирный русский народный собор по теме «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси». По итогам форума было принято Соборное слово.
XIX Всемирный русский народный собор, состоявшийся в год тысячелетия преставления святого равноапостольного князя Владимира, обращается со словом к согражданам и соотечественникам.
Показать полностью.
История человечества знает совсем немного государственных и духовных лидеров, определивших судьбы своих народов на века и тысячелетия вперед. Святой Владимир, бесспорно, принадлежит к числу этих творцов мировой истории. Вот уже десять веков Русь развивается под влиянием того мощнейшего религиозного и культурного импульса, который придал ей князь-христианин.
Всемирный русский народный собор подчеркивает, что деяния вселенского масштаба, изменяющие земной путь народов, не могут быть результатом личного произвола либо отражением интересов какой-либо узкой мировоззренческой или социальной группы. Выбор, совершенный равноапостольным князем, стал выбором всего русского общества; верность этому выбору была многократно подтверждена в истории нашей страны, нередко — вопреки самым неблагоприятным внешним обстоятельствам. Подобная духовная стойкость, а также впечатляющие результаты национального и государственного строительства, украсившие минувшее тысячелетие, красноречиво свидетельствуют о том, что князь Владимир верно понял историческое призвание Руси, что его действия совпали с Божественным замыслом о ее народе.
Наследие святого князя заставляет нас еще раз осознать, что такое подлинная миссия власти. В отличие от национальных стратегий и даже долгосрочных планов развития, миссия не может разрабатываться в интеллектуальных штабах и корректироваться в соответствии с меняющейся обстановкой. Миссия обретается народом, открывается в процессе развития общества, подчиняет социальную жизнь высшим смыслам, становится основой исторической преемственности. Великими и прославленными входят в историю те государственные лидеры, которые восприняли эту миссию и употребили свою власть в соответствии с национальным призванием. Напротив, отказ политической элиты от своей миссии всякий раз оборачивался национальной катастрофой.
Предназначение государственной власти тесно связано с тем судьбоносным выбором, который именуют цивилизационным. Именно такой характер носил выбор святого Владимира, и это без преувеличения позволяет назвать равноапостольного князя основателем Русской цивилизации. Именно принятие христианства и приобщение к сокровищнице византийской культуры дало возможность народу Руси созидать в дальнейшем собственные культурные ценности, и после гибели материнской цивилизации — Византии — обрести собственную цивилизационную идентичность.
Прямым следствием деяний князя Владимира стало формирование единого русского народа, имеющего общие язык, веру и культуру – народа, ставшего ведущей силой в строительстве единого государства. Сильная и самостоятельная Русь встала на путь создания новой цивилизационной общности, преемственной по отношению к Византии и продолжающей историческую родственную линию: Рим — Константинополь — Киев — Москва.
Важную роль в историческом выборе князя Владимира сыграл принцип равноправного сотрудничества народов и уважения к их национальной самобытности. Эти ценности позволили новой цивилизации стать родным домом не только для тех, кто исповедует Православие. В ее созидании органично участвовали последователи исламской, иудейской, буддистской религиозных традиций, внесшие важный вклад в процветание России и родственных ей стран, придавшие неповторимый облик нашей культуре и нашему социальному укладу.
Объединяющей ценностью для наших народов и религиозных общин является солидарность. Социальным идеалом солидарного общества выступает общество-семья, в центре которого — не конкурентная борьба, а сотрудничество; общество, которому присущи братские отношения между людьми и забота власти о народе. Ценностная основа солидарного общества имеет глубокие православно-христианские корни и одновременно созвучна этическим императивам всех традиционных религиях нашей страны. Яркие образцы социальной солидарности мы также находим в наследии князя Владимира, который заложил на Руси традицию церковной десятины и остался в народной памяти как щедрый благотворитель.
В наше время актуальное значение приобретают верность цивилизационному выбору князя Владимира, верность власти и общества их исторической миссии. Участники Собора убеждены: наша политическая элита и интеллектуальный класс призваны к сохранению духовной независимости, к утверждению гуманитарного суверенитета исторической России как самостоятельной цивилизации. При этом важным фактором, определяющим такой суверенитет, является единое общеобразовательное пространство, которого в настоящее время в гуманитарной сфере не существует и восстановление которого является задачей особой важности.
Эту задачу, однако, невозможно решить до тех пор, пока гуманитарные дисциплины в школе будут изучаться на основе учебников, отражающих различные, в том числе и прямо противоречащие друг другу трактовки исторических событий и литературных произведений.
Постмодернистским подходам, обесценивающим саму идею объективной исторической истины, следует противопоставить волю общества к постижению правды, к извлечению нравственных уроков из героических и трагических страниц нашей истории. Разнообразие методик в учебном процессе не должно быть помехой в достижении его основных целей, важнейшее место среди которых занимает воспитание будущего гражданина и патриота.
Собор призывает к укреплению политических, культурных, экономических связей народов — наследников Древней Руси, вышедших из днепровской купели князя Владимира, а также всех народов, принявших участие в созидании Русской цивилизации; народов, объединенных сегодня родственной культурой, русским языком, а также кириллической письменностью, ставшей уникальным графическим кодом нашей цивилизационной общности.
Важным компонентом в развитии Руси как цивилизации, фундамент которой заложил князь Владимир, должно стать осмысление феномена солидарного общества. Нам необходимо изучение традиционных и перспективных механизмов социальной и духовной солидарности, стремление к воплощению солидарного идеала в современной политической, экономической, правовой, культурной практике.
В наши дни особенно актуально то, что является важной составляющей частью наследия князя Владимира, а именно уважение национальной самобытности, которая отрицает концепцию «плавильного котла» и те модели глобализации, что предполагают нивелирование этнокультурного многообразия. Национальная политика России на протяжении веков основывалась не на ассимиляции, а на соработничестве самобытных народов, объединенных общей судьбой, и сегодня она должна в полной мере продолжать эту традицию. В нынешних условиях глобализующегося мира особенно необходимо ощущение единства, порожденного принадлежностью к общей цивилизации; единства, не отменяющего национальной идентичности, не противопоставляющего гражданскую общность этнокультурным и религиозным общностям.
В этом контексте Всемирный русский народный собор отмечает особую значимость позиции сотрудничающих с ним научных сообществ, констатирующих, что цивилизационная общность снимает возможные противоречия между национально-религиозной идентичностью, с одной стороны, и идентичностью гражданской, с другой, создает предпосылки для наиболее полной гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.
Каждый народ России должен сохранить свой неповторимый облик, внося уникальный вклад в культурное и духовное богатство нашей Родины. При этом особую роль играет сохранение и всестороннее развитие русского народа как главного объединяющего начала нашей цивилизации, как ее стержневого народа.
Всемирный русский народный собор считает необходимой разработку Общественной концепции развития русского народа, которая предусматривала бы решение насущных демографических, социальных, духовных проблем русских; способствовала бы преемственному развитию национальной идентичности; укрепляла бы правовую субъектность русских общественных движений в России и русских общин в диаспоре; позволяла бы в глобальном масштабе раскрыть потенциал русской культуры и социальной мысли, достичь ясного и непротиворечивого видения истории русского народа.
Особое значение будет иметь и осмысление итогов Русской Катастрофы — идущей через всю историю ХХ-ХХI веков череды актов этноцида и культуроцида русских, начиная с создания в 1914 году австро-германским командованием лагерей смерти в Талергофе и Терезине. Мы убеждены, что без понимания цивилизационных, культурологических и религиозных истоков русофобии невозможно дать адекватную оценку и уничтожению миллионов мирных граждан из числа русских и русскоязычных жителей СССР в годы Второй Мировой войны.
Мы приглашаем всех, кто неравнодушен к нашим идеалам и ценностям, принять участие в разработке такой концепции, призванной осмыслить историческое наследие святого равноапостольного князя Владимира применительно к настоящему и будущему нашего народа.
Сохраняя доброжелательную, неконфронтационную атмосферу сотрудничества и диалога, мы готовы и впредь выступать связующим звеном, площадкой для обмена мнениями между людьми, придерживающимися различных политических взглядов, но едиными в отстаивании общенациональных базисных ценностей.