всенощное бдение свято елизаветинского монастыря
Расписание богослужений
4:00 Полунощница. Утреня.
6:40 Третий, Шестой часы. Исповедь
7:00 Божественная литургия
18:00 Вечерня. Утреня. Первый час
6:40 Третий, Шестой часы. Исповедь
7:00 Божественная литургия
17:30 Молебен с каноном иконе Божией Матери «Смоленская»
18:00 Вечерня. Утреня. Первый час
18:30 Беседа протоиерея Андрея Лемешонка с прихожанами
6:40 Третий, Шестой часы. Исповедь
7:00 Божественная литургия
Панихида (начинается сразу после окончания Божественной литургии)
18:00 Акафист святым Петру и Февронии
18:00 Вечерня. Утреня (полиелей). Первый час
19:15 Акафист святителю Иоанну Шанхайскому
6:40 Третий, Шестой часы. Исповедь
7:00 Божественная литургия
17:00 Акафист пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
18:00 Вечерня. Утреня (славословие). Первый час
6:40 Третий, Шестой часы. Исповедь
7:00 Божественная литургия
17:30 Акафист перед иконой Божией Матери «Всецарица»
18:00 Вечерня. Утреня. Первый час
7:40 Третий, Шестой часы. Исповедь
8:00 Божественная литургия.
Панихида (начинается сразу после окончания Божественной литургии).
10:00 Божественная литургия
Панихида (начинается сразу после окончания Божественной литургии)
12:00 Таинство Крещения
14:00 Таинство Крещения
18:00 Всенощное бдение
6:40 Третий, Шестой часы. Исповедь
7:00 Божественная литургия.
9:30 Молебен с акафистом Святителю Николаю
8:40 Третий, Шестой часы. Исповедь
9:00 Божественная литургия.
10:00 Таинство Крещения
17:30 Акафист преподобномученице Елисавете
Свято-Елисаветинский женский монастырь в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной ЦерквиУНП: 600684609 Юридический адрес: Марусинский пер., д. 3, г. Минск, Республика Беларусь. Религиозная организация зарегистрирована Государственным комитетом по делам религий и национальностей Республики Беларусь 08.02.2000 г. за № 126, перерегистрирована Комитетом по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь 01.10.2004 г. за № 111. При копировании материалов сайта просьба оставлять активную индексируемую ссылку на источни к. Политика конфиденциальности
Хоры Свято-Елисаветинского монастыря
Официальное сообщество хоров Свято-Елисаветинского монастыря ВКонтакте.
Песнопения и ноты из репертуара сестринского, праздничного, братского и других хоров монастыря
Информация о последних и предстоящих событиях в жизни нашего монастыря.
Благословляется распространять ноты с ссылкой на нашу группу.
Материал будет постоянно обновляться. Пока что выложена небольшая часть всех нот. Следите за обновлениями.
Ноты с репертуара ПРАЗДНИЧНОГО хора, можно найти на Официальной странице мон. Иулиании Денисовой
Хоры Свято-Елисаветинского монастыря запись закреплена
И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.
Откровение Иоанна 13:5
Апокалипс был непонятен пока не стали свершаться события написанные в нём!
Где смотреть онлайн-трансляции богослужений : в разных часовых поясах
Приблизительное время чтения: 3 мин.
«Фома» прилагает список платформ, где можно поучаствовать в богослужениях онлайн. Подробную информацию о времени начала богослужений можно узнать на официальных сайтах храмов и подворий. Онлайн-трансляция, конечно, не заменяет полноценно присутствие на литургии. Но может помочь тем, кто был вынужден остаться дома: по болезни, из-за меленьких детей и других особых обстоятельств.
Трансляции богослужений на платформе PREMIER.
Онлайн трансляция богослужений на сайте журнала «Фома».
Онлайн-трансляции богослужений храмов и монастырей:
UTC+02 (Калининградское время)
Храм Преображения Господня г. Зеленоградска: трансляции богослужений на Youtube.
Собор святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде: расписание онлайн-богослужений можно найти на сайте храма, прямые трансляции ведутся в Фейсбуке.
UTC+03 (Московское время)
Московский Сретенский монастырь: расписание богослужений и ютуб-канал
Храм св. Серафима на Краснопреснеской набережной: расписание богослужений и ютюб-канал
Собор Благоверного князя Александра Невского в Нижнем Новгороде: трансляция на паломническо-туристическом портале «Серафимова земля».
Домовый храм мчц Татианы при МГУ: расписание богослужений и ютуб-канал
Новоспасский монастырь, город Москва: расписание онлайн-богослужений и ютуб-канал
Московское подворье Валаамского монастыря: трансляции и расписание богослужений можно найти здесь.
Храм иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке, город Москва: трансляции проходят на ютуб-канал, информация о времени богослужений — в описании под видео.
Храм святых апостолов Петра и Павла у Яузских Ворот в Москве (Сербское подворье): онлайн-трансляция ведется на сайте храма.
Храм Святой Великомученицы Екатерины на Всполье, город Москва: расписание онлайн-богослужений можно найти на сайте храма, прямые трансляции ведутся в Фейсбуке.
Храм преподобного Андрея Рублева в Раменках, Москва: трансляции в ютубе.
Храм святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше, город Москва: расписание онлайн-богослужений можно найти на сайте храма, прямые трансляции ведутся в Фейсбуке.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке: время онлайн-богослужений и трансляции здесь.
Храм святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе, город Москва: ссылки на аудио-трансляции богослужений можно найти на сайте храма.
Храм Преподобного Сергия Радонежского в Солнцево, город Москва: трансляции богослужений ведутся в инстаграм-аккаунте храма.
Храм Покрова Божией Матери города Иванова: расписание богослужений и трансляция на сайте прихода.
Державный храм города Фрязино: расписание онлайн-богослужений и ютуб-канал.
Троицкий храм города Королева: информация о следующей трансляции можно найти на сайте храма, видео смотрите на ютуб-канале.
Храм преподобного Серафима Саровского города Иванова: расписание богослужений и трансляция на сайте прихода.
Храма святого благоверного великого князя Александра Невского города Пскова: прямая трансляция из храма и расписание богослужений на сайте храма.
Троицкий собор города Подольска: трансляция из храма ведется весь день на сайте собора.
Аудиотрансляция из московского храма святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице.
Расписание и ссылки на трансляции богослужений из питерских соборов можно найти на сайте Санкт-Петербургской митрополии.
Храм Святых Царственных Мучеников города Ижевска: информация о богослужении и трансляция находится на сайте прихода.
Храм Святых Равноапостольных царей Константина и Елены в Вологде: время онлайн-богослужений и трансляции здесь.
Православный Свято-Никольский приход в Хельсинки: сайт храма, прямые эфиры с богослужений в Инстаграм.
Ютюб-трансляция богослужений в Свято-Троицком Ионинском монастыре города Киев.
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра: трансляции служб проходят на ютуб-канале.
Свято-Елизаветинский монастырь города Минск: расписание онлайн-богослужений и ютуб-канал.
UTC+04 (Самарское время)
Трансляции из храмов Саратовской епархии на youtube-канале.
UTC+05 (Екатеринбургское время)
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Екатеринбург: трансляции через ВК-страничку храма.
Свято-Троицкий кафедральный собор, Нижний Тагил: трансляции и записи служб в паблике.
UTC+10 (Владивостокское время)
Хабаровская епархия проводит трансляции на ютюб-канале.
В условиях вынужденной изоляции многие храмы Хабаровска проводят он-лайн богослужения:
• Градо-Хабаровский собор Успения Божией Матери в инстаграм;
• Хабаровская духовная семинария на канале в ютюб;
• Никольский храм на Прогрессивной улице в инстаграм иерея Александра Долгополова;
• Храм св. благоверного князя Александра Невского через страницу ВК.
UTC+11 (Магаданское время)
Прямые трансляции богослужений на странице архиепископа Южно-Сахалинского и Курильского АКСИЯ в facebook.
Якутская епархия проводит онлайн-трансляции богослужений в Инстаграм. Информация о времени на сайте епархии.
Трансляции богослужений Патриаршьего экзархата Юго-Восточной Азии можно найти в Инстаграм.
UTC+13 (Новая Зеландия)
Храм Христа Спасителя, Веллингтон: трансляции через zoom. Расписание и инструкция по подключению на сайте храма.
UTC-4 (Атлантическое время)
Собор Святого Иоанна Предтечи, Вашингтон: youtube-трансляции, служба частично на английском языке.
Свято-Елисаветинский монастырь
Свято-Елисаветинский монастырь запись закреплена
КТО НАШ НЕБЕСНЫЙ ДРУГ?
21 ноября
Православная Церковь будет праздновать память Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Одна из наших статей в рубрике «Азы Православия» собрала в себе все, что мы знаем об ангелах: кто же они такие, сколько их, какова иерархия ангельского мира и многое другое.
Нет на земле Святой Руси ни одного города, в котором не имелось бы храма или придела, посвященного Архангелу Михаилу. Он покровительствует всем, кто борется со злом вокруг и внутри себя.
Трудники киностудии нашего монастыря знают об этой борьбе не понаслышке. Потому именно их документальные фильмы включены в число номинантов XIV Международного кинофестиваля «Соль Земли»!
В номинацию “Русский Собор”, где представлены фильмы, утверждающие ценности Православной культуры, вошел наш фильм «Вишневка. Женское подворье.»
А в рамках специальных показов будут демонстрироваться еще два наших фильма: «Начало» и «История брата Максима».
День памяти всех Небесных Сил бесплотных в народе называют «всеобщим днем ангела» или малыми именинами.
Поздравляем Вас и молитвенно желаем помнить о том, что Господь даровал каждому Ангела, оберегающего нас во все дни жизни и направляющего на благое.
На ангелов-хранителей возложены особые «обязанности», потому верующие из века в век через молитву просят их о помощи.
Будем рады и мы помолиться за Вас в этот день торжества всех ангелов!
11-12. Всенощное бдение. Вечерня. Чинопоследование всенощного бдения (на примере воскресного дня).
ВЕЧЕРНЯ
(в Елизаветинском отделении лекция была прочитана 13 декабря 2013 г.)
Не случайно богослужение Вечерни мы начали рассматривать именно сегодня после Вечерни ап. Андрею Первозванному. Служба эта в некоторых отношениях весьма редкая. Но и вполне типичная, т.е. «образцовая», по подобному же образцу совершается и значительное множество других Вечерен церковного года.
Укажем особенности, зафиксируем и схему, причём последняя нам нужнее. По подобной схеме устроена всякая праздничная Вечерня, в частности Вечерня, входящая в состав Всенощного Бдения и конкретно, воскресного Всенощного Бдения, которое мы переживаем еженедельно в субботу вечером.
Ближайшая суббота не исключение. Послезавтра мы придём на Всенощную и будем наблюдать, слушать и участвовать в Вечерне, совершаемой по схеме очень близкой сегодняшней службе и той, которую мы попытаемся в течение предстоящего урока совместно выписать.
По tпyстэ же вечeрни вх0димъ въ трапeзу, и3 kди1мъ предстaвлєннаz.
Тaже востaвъ параекклисіaрхъ, пріeмъ бlгословeніе, и3зшeдъ ўдарsетъ въ би1ло. И# вшeдъ въ притв0ръ, поeмъ повечeріе по чи1ну. На нeмъ же поeмъ канHнъ молeбный прес™ёй бцdэ, во nсмоглaсникэ, и3 прHчаz по nбhчаю. И# tпyстъ.
Далее следуют: Утреня.
Круг этот называется ДНЕВНОЙ или СУТОЧНЫЙ.
А какие ещё богослужебные круги мы наблюдаем? Седмичный (недельный) и Годовой (месячный). Но о них мы поговорим позднее. Пока же вернёмся к Вечерне.
Служба Вечерни символизирует «ветхозаветный период человечества». Хотя к такой символике нельзя относиться с «ревностью не по Бозе». Общая «окраска» такова, но поиском строгих соответствий лучше бы не злоупотреблять.
Вечерня же должна начаться после захода солнца (Типикон, гл.2):
[гл+а в7] Чи1нъ вели1кіz вечeрни,
сjесть бдёніz всен0щнагw, и3 ќтрени воскrныz.
По є4же заити2 с0лнцу мaлw.
ВЕЧЕРНЯ представлена в нескольких формах: Вечерня малая, Вечерня вседневная, Вечерня великая. Добавим сюда Великопостную. Несколько раз в год совершаются изрядные Вечерни, например, в среду и пятницу Великого Поста Вечерню завершает Литургия Преждеосвященных Даров, а на всенощных бдениях в навечерия Рождества, Богоявления и в Великую Субботу Вечерня переходит в Литургию свт.Василия Великого.
И произволение настоятеля о братии замечательно (разумею вот эту строку из 6-й главы Типикона: и5хже ѓще предстоsтель произв0литъ, ѓще зри1тъ сво‰ цRк0вники б0дростнэ њ сп7сeніихъ свои1хъ тщaщих сz ). И произволение настоятеля и братии Почаевской обители дабы ничего изъ службы не изронити понятно и сим-патично. Мы у себя на приходе тоже иной раз пытаемся «не изронити» стихиры Малой Вечерни и поём их на Литии, например, малые догматики (это, кстати, старообрядческая традиция петь малые догматики на литии). Впрочем, надо ещё пояснить, что такое малые догматики, а также великие, и вообще что такое догматик. Об этом ниже.
Вечерня состоит из некоторых обрядов ((каждение, Вход с кадилом, благословение и др.) и самых разнообразных молитвословий, которые возглашаются, поются, читаются…
Отметим: молитвословия можно раздлить на неизменяемые и изменяемые.
Основные неименяемые тексты наверняка нам известны. Оттого, что они повторяются практически ежедневно, мы их и запомнили. Перечислим: Псалом 103-й, Свете Тихий, Сподоби, Господи, Ныне отпущаеши, Трисвятое, Пс.33 на Всенощной.
Прежде всего отдёргивается завеса царских врат и следует возглас.
Рядовой возглас: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.
Его произносит священник, потому и содержится возглас прежде всего в Служебнике, книге священнослужителя.
Глаг0летъ сщ7eнникъ: Б lгословeнъ бGъ нaшъ:
[слав. двоеточие соответствует точке с запятой]
[Если Вечерня входит в состав Всенощной, то возглашается: Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице,
поются Приидите, поклонимся и
103-й Псалом Благослови, душе моя, Господа. Точнее, поются, как правило, несколько избранных его стихов. Во время пения псалма, священник, предшествуемый диаконом со свечой, совершает каждение всего храма. Светильники в храме должны быть погашены, свеча в вечерних сумерках, движущаяся по периметру храма, это не источник освящения, но символ. Типикон же предписывает совершать это каждение даже до возгласа в полной тишине!]
Псалом 103, музыка Танеева, исполнение хора ПСТБИ
Вне Всенощного Бдения псалом читается.
Сщ7eнникъ же чреднhй стои1тъ пред8 цaрскими вратaми, глаг0лz тaйнw мlтвы свэти6льничныz, стоS непокровeнъ.
Великая ектения, как правило, открывает всякое богослужение.
Миром значит в мире, в мирном расположении духа. Впрочем, автор «Войны и мира» вместе со своей героиней трактует это прошение расширительно:
Дьякон вышел на амвон, выправил, широко отставив большой палец, длинные волосы из-под стихаря и, положив на груди крест, громко и торжественно стал читать слова молитвы:
— Миром Господу помолимся.
Миром, — все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью — будем молиться, — думала Наташа.
В одном из черновых вариантов романа Толстой, передавая ощущения Наташи, писал: «Она любила слышать: «Миром Господу помолимся», думая, как она соединяет себя в одно с миром кучеров и прачек. ».
Служебник не даёт нам возможности такого толкования. Миром значит именно в мире. Все вместе в старой орфографии пишется через i, именно мiром.
«О свышнем мире и о спасении душ наших!»
М и1ромъ гDу пом0лимсz.
Ли1къ: Г Dи поми1луй.
Њ свhшнэмъ ми1рэ, и3 спасeніи дyшъ нaшихъ, гDу пом0лимсz.
Л и1къ: ГDи поми1луй.
Њ ми1рэ всегw2 мjра бlгостоsніи с™hхъ б9іихъ цRквeй, и3 соединeніи всёхъ, гDу пом0лимсz.
(обратим внимание на «и» и «i»; вспомним советский лозунг: «Миру-мир»),
Ли1къ: Г Dи поми1луй.
Њ с™ёмъ хрaмэ сeмъ, и3 съ вёрою, бlгоговёніемъ и3 стрaхомъ б9іимъ входsщихъ в0нь, гDу пом0лимсz.
Ли1къ: Г Dи поми1луй.
Имеющийся в моём распоряжении Служебник содержит такие экзотические сегодня прошения, оставим их без изменения:
Њ с™ёйшемъ прави1тельствующемъ сmн0дэ, [и3 њ митрополjтэ нaшемъ, и4м>къ, ѓще є4сть џбласть є3гw2,] честнёмъ пресвЂтерствэ, во хrтЁ діaконствэ, њ всeмъ при1чтэ и3 лю1дехъ, гDу пом0лимсz.
Њ бlгочести1вэйшемъ, самодержaвнэйшемъ, вели1комъ гDрэ нaшемъ їмперaторэ ніколaэ ґлеxaндровичэ всеS рwссjи: њ супрyгэ є3гw2, бlгочести1вэйшей гDрнэ їмператрjцэ ґлеxaндрэ fе0дwровнэ: њ мaтери є3гw2, бlгочести1вэйшей гDрнэ їмператрjцэ марjи fе0дwровнэ, гDу пом0лимсz.
Њ наслёдникэ є3гw2, бlговёрномъ гDрэ цесарeвичэ и3 вели1комъ кн7зэ геHргіи ґлеxaндровичэ, и3 њ всeмъ цrтвующемъ д0мэ: њ всeй палaтэ и3 в0инствэ и4хъ, гDу пом0лимсz.
Њ пособи1ти и3 покори1ти под8 н0зэ и4хъ всsкаго врагA и3 супостaта, гDу пом0лимсz.
Њ грaдэ сeмъ, [ѓще въ монастырЁ: Њ с™ёй nби1тели сeй,] всsкомъ грaдэ, странЁ, и3 вёрою живyщихъ въ ни1хъ, гDу пом0лимсz.
Њ бlгорастворeніи воздyхwвъ, њ и3з8oби1ліи плодHвъ земнhхъ, и3 врeменэхъ ми1рныхъ, гDу пом0лимсz.
Њ плaвающихъ, путешeствующихъ, недyгующихъ, стрaждущихъ, плэнeнныхъ, и3 њ спасeніи и4хъ, гDу пом0лимсz.
Њ и3збaвитисz нaмъ t всsкіz ск0рби, гнёва и3 нyжды, гDу пом0лимсz.
З аступи2, спаси2, поми1луй и3 сохрани2 нaсъ б9е, твоeю бlгодaтію.
П рес™yю, пречcтую, пребlгословeнную, слaвную вLчцу нaшу бцdу и3 приснодв7у мRjю со всёми с™hми помzнyвше, сaми себE, и3 другъдрyга, и3 вeсь жив0тъ нaшъ хrтY бGу предади1мъ.
Ћ кw подобaетъ тебЁ всsкаz слaва, чeсть, и3 поклонeніе, nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.
И# ѓбіе, Г Dи воззвaхъ, въ прилучи1вшійсz глaсъ:
Г Dи, воззвaхъ къ тебЁ, ўслhши мS. Ўслhши мS гDи. ГDи, воззвaхъ къ тебЁ, ўслhши мS: вонми2 глaсу молeніz моегw2, внегдA воззвaти ми2 къ тебЁ. Ўслhши мS гDи.
Д а и3спрaвитсz мlтва моS, ћкw кади1ло пред8 тоб0ю, воздэsніе рукY моє1ю, жeртва вечeрнzz. Ўслhши мS гDи.
П оложи2, гDи, хранeніе ўстHмъ мои6мъ, и3 двeрь њграждeніz њ ўстнaхъ мои1хъ.
Н е ўклони2 сeрдце моE въ словесA лукaвствіz, непщевaти вины2 њ грэсёхъ. и т.д.
С определённого момента к стихам одного из воззваховых псалмов присоединяются стихиры из Октоиха и/или Минеи и/или Триоди (о книгах см. конспект лекции 1.2.В)
Вот как выглядит в Часослове окончание воззваховых псалмов:
В оззвaхъ къ тебЁ гDи, рёхъ: ты2 є3си2 ўповaніе моE, чaсть моS є3си2 на земли2 живhхъ.
В онми2 молeнію моемY, ћкw смири1хсz ѕэлw2: и3збaви мS t гонsщихъ мS, ћкw ўкрэпи1шасz пaче менE.
До сего момента воззваховые псалмы предписано петь хору. В реальности пение воззваховых псалмов хором есть большая редкость. Чаще эти псалмы вычитываются. Ещё чаще, увы, опускаются вовсе.
И# зведи2 и3з8 темни1цы дyшу мою2, и3сповёдатисz и4мени твоемY.
М енE ждyтъ прaвєдницы, д0ндеже воздaси мнЁ.
И# з8 глубины2 воззвaхъ къ тебЁ гDи, гDи, ўслhши глaсъ м0й.
Д а бyдутъ ќши твои2, внeмлющэ глaсу молeніz моегw2.
Ѓ ще беззакHніz нaзриши гDи, гDи, кто2 постои1тъ; ћкw ў тебE њчищeніе є4сть.
И$ мене рaди твоегw2 потерпёхъ тS гDи, потерпЁ душA моS въ сл0во твоE, ўповA душA моS на гDа.
T стрaжи ќтренніz до н0щи, t стрaжи ќтренніz, да ўповaетъ ї>ль на гDа.
Ћ кw ў гDа млcть, и3 мн0гое ў негw2 и3збавлeніе, и3 т0й и3збaвитъ ї>лz t всёхъ беззак0ній є3гw2.
Х вали1те гDа вси2 kзhцы, похвали1те є3го2 вси2 лю1діе.
Ћ кw ўтверди1сz млcть є3гw2 на нaсъ, и3 и4стина гDнz пребывaетъ во вёкъ.
И# нhнэ: БGор0диченъ. Ѓще нёсть с™aгw: Слaва: И# нhнэ: БGор0диченъ.
Теперь укажем, как это выглядит вместе со стихирами. На примере воскресной стихиры 1-го гласа.
Итак, хор пропел Господи, воззвах, хор пропел (или чтец прочитал) воззваховые псалмы до отметки «на 10»,
канонарх возглашает: Изведи из темницы дyшу мою,
хор допевает стих: исповедатися имени Твоему
и припевает к стиху стихиру:
В ечє1рніz нaшz мlтвы пріими2 с™hй гDи, и3 подaждь нaмъ њставлeніе грэхHвъ, ћкw є3ди1нъ є3си2 kвлeй въ мjрэ воскrніе.
Канонарх возглашает следующий стих псалма:
хор допевает стих: дондеже воздaси мне
и припевает следующую стихиру:
Њ быди1те лю1діе сіHнъ, и3 њб8ими1те є3го2, и3 дади1те слaву въ нeмъ воскrшему и3з8 мeртвыхъ: ћкw т0й є4сть бGъ нaшъ, и3збавлeй нaсъ t беззак0ній нaшихъ
и так дальше пока не будут спеты все 10 стихир.
Потом поётся стихира на стих Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, потом ещё одна на стих и ныне и присно и во веки веков.
На воскресной службе стихира на и ныне называется догматик, канонарх иногда так и объявляет: и ныне, догматик глас первый! Догматиком стихира эта называется потому, что в ней выражен догмат о Боговоплощении, о рождении Христа от Богородицы. Вот для примера догматик 1-го гласа:
В семjрную слaву, t человBкъ прозsбшую, и3 вLку р0ждшую, нбcную двeрь воспои1мъ мRjю дв7у, безпл0тныхъ пёснь, и3 вёрныхъ ўдобрeніе: сіs бо kви1сz нб7о, и3 хрaмъ бжcтвA: сіS преграждeніе вражды2 разруши1вши, мjръ введE, и3 цrтвіе tвeрзе. сію2 ќбw и3мyще вёры ўтверждeніе, поб0рника и4мамы и3з8 неS р0ждшагосz гDа. дерзaйте ќбw, дерзaйте лю1діе б9іи: и4бо т0й побэди1тъ враги2, ћкw всеси1ленъ.
Вот догматик глас 2-й:
П рeйде сёнь зак0ннаz, бlгодaти пришeдши: ћкоже бо купинA не сгарaше њпалsема, тaкw дв7о родилA є3си2, и3 дв7а пребылA є3си2. вмёстw столпA џгненнагw, прaведное возсіS с0лнце: вмёстw мwmсeа, хrт0съ, сп7сeніе дyшъ нaшихъ.
Подробнее смотрите отдельную рубрику ДОГМАТИКИ. В своё время мы поговорим о содержании стихир подробнее.
Во время пения догматика совершается вход с кадилом, алтарник со свечой выходит из алтаря, за ним следует священник с кадильницей в руке.
Процессия останавливается пред царскими вратами, иерей читает молитву Входа: испрaви молитву нaшу яко кадило пред Тобою, и не уклони сердeц нaшихъ въ словеса или в помышленіия лукaвства,
возглашает во всеуслышание: Премудрость! про́сти! Затем крестообразно осеняет кадильницей престол и торжественно входит в алтарь царскими дверьми.
Про́сти значит «прямо, (станьте) прямо!».
На Вечерне возможен Вход с Евангелием, но до времени отложим рассмотрение этих очень редких случаев.
С вёте ти1хій с™hz слaвы,
безсмeртнагw nц7A нбcнагw, с™aгw бlжeннагw,
пришeдше на зaпадъ с0лнца,
ви1дэвше свётъ вечeрній,
поeмъ nц7A, сн7а и3 с™aго д¦а, бGа.
дост0инъ є3си2 во вс‰ временA
пётъ бhти глaсы прпdбными,
сн7е б9ій, жив0тъ даsй:
тёмже мjръ тS слaвитъ.
святой славы бессмертного Отца Небесного, Святого, Блаженного!
видевши зарю вечернюю,
Сыне Божий, дающий жизнь!
Достоин Ты во всякое время воспеваем быть подобающими гласы!
Потому мир Тебя славит!
Раз уж мы упомянули вседневную Вечерню, скажем, что чтение Свете Тихий на Вечерне Вседневной не сопровождает Вход, Вход на Вседневной Вечерни просто не совершается.
За каждым днём седмицы закреплён свой прокимен. Вот как прокимены представлены в Часослове:
Въ недёлю вeчера, глaсъ >:
С E нhнэ бlгослови1те гDа вси2 раби2 гDни.
Стjхъ: С тоsщіи во хрaмэ гDни, во дв0рэхъ д0му бGа нaшегw.
Въ понедёльникъ вeчера, глaсъ д7:
Г Dь ўслhшитъ мS, внегдA воззвaти ми2 къ немY.
Стjхъ: В негдA призвaти ми2, ўслhша мS бGъ прaвды моеS.
Во вт0рникъ вeчера, глaсъ №:
М лcть твоS гDи, поженeтъ мS вс‰ дни6 животA моегw2.
Стjхъ: Г Dь пасeтъ мS, и3 ничт0же мS лиши1тъ, на мёстэ ѕлaчнэ, тaмw всели1 мz.
Въ срeду вeчера, глaсъ є7:
Б 9е, во и4мz твоE сп7си1 мz, и3 въ си1лэ твоeй суди1 ми.
Стjхъ: Б 9е, ўслhши мlтву мою2, внуши2 глаг0лы ќстъ мои1хъ.
Въ четверт0къ вeчера, глaсъ ѕ7:
П 0мощь моS t гDа, сотв0ршагw нб7о и3 зeмлю.
Стjхъ: В озвед0хъ џчи мои2 въ г0ры, tню1дуже пріи1детъ п0мощь моS.
Въ пzт0къ вeчера, глaсъ з7:
Б 9е, застyпникъ м0й є3си2 ты2, и3 млcть твоS предвари1тъ мS.
Стjхъ: И# зми1 мz t вр†гъ мои1хъ б9е, и3 t востаю1щихъ на мS и3збaви мS.
Въ суббHту вeчера, глaсъ ѕ7:
Г Dь воцRи1сz, въ лёпоту њблечeсz.
Стjхъ: Њ блечeсz гDь въ си1лу и3 препоsсасz.
Стjхъ: И$ бо ўтверди2 вселeнную, ћже не подви1житсz.
Стjхъ: Д 0му твоемY подобaетъ с™hнz гDи, въ долготY днjй.
Каким образом исполняется прокимен слышно из представленного примера.
Приводим эту ектению по дореволюционному Служебнику, теперь отдельные её прошения, конечно, иные.
Р цeмъ вси2 t всеS души2, и3 t всегw2 помышлeніz нaшегw рцeмъ.
Ли1къ: Г Dи поми1луй.
Г Dи вседержи1телю, б9е nц7ъ нaшихъ, м0лимъ ти сz, ўслhши, и3 поми1луй.
Ли1къ: Г Dи поми1луй.
П оми1луй нaсъ б9е, по вели1цэй ми1лости твоeй, м0лимъ ти сz, ўслhши, и3 поми1луй.
Ли1къ: Г Dи поми1луй, три1жды.
Е# щE м0лимсz њ бlгочести1вэйшемъ, самодержaвнэйшемъ, вели1комъ гDрэ нaшемъ їмперaторэ ніколaэ ґлеxaндровичэ всеS рwссjи: њ держaвэ, побёдэ, пребывaніи, ми1рэ, здрaвіи, спасeніи є3гw2, и3 гDу бGу нaшему наипaче поспэши1ти и3 пособи1ти є3мY во всёхъ, и3 покори1ти под8 н0зэ є3гw2 всsкаго врагA и3 супостaта.
Ли1къ: Г Dи поми1луй, три1жды.
Е# щE м0лимсz њ супрyгэ є3гw2, бlгочести1вэйшей гDрнэ їмператрjцэ ґлеxaндрэ fе0дwровнэ: њ мaтери є3гw2, бlгочести1вэйшей гDрнэ їмператрjцэ марjи fе0дwровнэ: њ наслёдникэ є3гw2, бlговёрномъ гDрэ цесарeвичэ и3 вели1комъ кн7зэ геHргіи ґлеxaндровичэ, и3 њ всeмъ цaрствующемъ д0мэ.
Ли1къ: Г Dи поми1луй, три1жды.
Е# щE м0лимсz њ с™ёйшемъ прави1тельствующемъ сmн0дэ.
Ѓще под8 митрополjтомъ:
Е# щE м0лимсz и3 њ митрополjтэ нaшемъ [и4м>къ, є3гHже џбласть,] и3 всeй во хrтЁ брaтіи нaшей.
Ли1къ: Г Dи поми1луй, три1жды.
Си1це въ к0емждо прошeніи двA, и3ли2 три2 и4мени глаг0лати.
Е# щE м0лимсz њ всeмъ и4хъ хrтолюби1вомъ в0инствэ.
Ли1къ: Г Dи поми1луй, три1жды.
Е# щE м0лимсz њ бlжeнныхъ и3 приснопaмzтныхъ создaтелехъ с™hz nби1тели сеS и3 њ всёхъ преждепочи1вшихъ nц7ёхъ и3 брaтіzхъ, здЁ лежaщихъ и3 повсю1ду правослaвныхъ.
Ли1къ: Г Dи поми1луй, три1жды.
Е# щE м0лимсz њ ми1лости, жи1зни, ми1рэ, здрaвіи, спасeніи, посэщeніи, прощeніи и3 њставлeніи грэхHвъ рабHвъ б9іихъ, брaтіи с™hz nби1тели сеS.
Ли1къ: Г Dи поми1луй, три1жды.
Е# щE м0лимсz њ плодоносsщихъ и3 добродёющихъ во с™ёмъ и3 всечестнёмъ хрaмэ сeмъ, труждaющихсz, пою1щихъ и3 предстоsщихъ лю1дехъ, њжидaющихъ t тебE вели1кіz и3 богaтыz млcти.
Ли1къ: Г Dи поми1луй, три1жды.
Ћ кw ми1лостивъ и3 человэколю1бецъ бGъ є3си2, и3 тебЁ слaву возсылaемъ, nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.
«Сподоби, Господи», исполняет квартет Кедрова:
И# по прокjменэ глаг0летъ:
С под0би гDи въ вeчеръ сeй без8 грэхA сохрани1тисz нaмъ. бlгословeнъ є3си2 гDи б9е nтє1цъ нaшихъ, и3 хвaльно и3 прослaвлено и4мz твоE во вёки, ґми1нь
(цитата из песни трёх отроков из Дан 3.26).
Б yди гDи, млcть твоS на нaсъ, ћкоже ўповaхомъ на тS
бlгословeнъ є3си2 гDи, научи1 мz њправдaніємъ твои6мъ.
бlгословeнъ є3си2 вLко, вразуми1 мz њправдaніємъ твои6мъ. бlгословeнъ є3си2 с™hй, просвэти1 мz њправдaніи твои1ми.
Г Dи, млcть твоS во вёкъ, дёлъ рукY твоє1ю не прeзри:
тебЁ подобaетъ хвалA, тебЁ подобaетъ пёніе, тебЁ слaва подобaетъ, nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у нhнэ, и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ, ґми1нь.
Сподоби Господи относится к неизменяемым текстам Вечерни. На Всенощном Бдении его принято петь, хотя Типиконом предписывается чтение: И# по возглaсэ глаг0летъ настоsтель, и3ли2 ўчинeнный чтeцъ: С под0би гDи въ вeчеръ сeй:
Сщ7eнникъ: И# сп0лнимъ вечeрнюю мlтву нaшу:
В Служебнике же ектения приводится полностью:
Діaконъ: И# сп0лнимъ вечeрнюю моли1тву нaшу гDви.
Ли1къ: Г Dи поми1луй.
Исполним значит «наполним, сделаем полной», М.Н.Скабалланович в Толковом Типиконе отмечает, что эта ектения словно бы продолжает сугубую, да она и начинается с того прошения, которым та заканчивается:
З аступи2, спаси2, поми1луй и3 сохрани2 нaсъ б9е, твоeю бlгодaтію.
Ли1къ: Г Dи поми1луй.
В eчера всегw2 совершeнна, свsта, ми1рна и3 безгрёшна, ў гDа пр0симъ.
Ѓ гGла ми1рна, вёрна настaвника, храни1телz дyшъ и3 тэлeсъ нaшихъ, ў гDа пр0симъ.
П рощeніz и3 њставлeніz грэхHвъ и3 прегрэшeній нaшихъ, ў гDа пр0симъ.
Д 0брыхъ и3 полeзныхъ душaмъ нaшымъ, и3 ми1ра мjрови, ў гDа пр0симъ.
П р0чее врeмz животA нaшегw въ ми1рэ и3 покаsніи скончaти, ў гDа пр0симъ.
Х rтіaнскіz кончи1ны животA нaшегw, безболёзнены, непостhдны, ми1рны и3 д0брагw tвёта на стрaшнэмъ суди1щи хrт0вэ пр0симъ.
П рес™yю, пречcтую, пребlгословeнную, слaвную вLчцу нaшу бцdу и3 приснодв7у мRjю со всёми с™hми помzнyвше сaми себE, и3 дрyгъ дрyга, и3 вeсь жив0тъ нaшъ хrтY бGу предади1мъ.
И# сщ7eнникъ возглашaетъ:
Ћ кw бlгъ и3 чlвэколю1бецъ бGъ є3си2, и3 тебЁ слaву возсылaемъ, nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.
Сщ7eнникъ: М и1ръ всBмъ.
Ли1къ: И# д¦ови твоемY.
Діaконъ: Г лавы6 нaшz гDви прикл0нимъ.
Г Dи б9е нaшъ, приклони1вый нб7сA и3 сошeдый на спасeніе р0да человёческагw,
при1зри на рабы6 тво‰, и3 на достоsніе твоE. тебё бо стрaшному и3 чlвэколю1бцу судіи2, твои2 раби2 поклони1ша главы6, сво‰ же покори1ша вы6z, не t человBкъ њжидaюще п0мощи, но твоеS просsще ми1лости, и3 твоегw2 чaюще спасeніz: ±же сохрани2 на всsкое врeмz, и3 по настоsщемъ вeчерэ и3 въ приходsщую н0щь, t всsкагw врагA, t всsкагw проти1внагw дёйства діaвольскагw, и3 t помышлeній сyетныхъ, и3 воспоминaній лукaвыхъ.
Тaже возглашaетъ сщ7eнникъ:
Б yди держaва цrтвіz твоегw2 благословeна и3 препрослaвлена, nц7A и3 сн7а, и3 с™aгw д¦а, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.
Пришло время сказать об экзотичном «для современного уха» названии «на стиховне», да и о самом понятии «стихира».
глaсъ G: С лавою царственною на земли осиzннаz.
(в качестве примера берём службу прмц.Елисавете)
Хор поёт стихиру целиком:
С лавою царственною на земли осиzннаz, / Царство Божие внутрь себе имела еси, Великаz кнzгине Елисавето, / сего ради неложно нарекласz еси царственнаz мученица / и венец многоценный приzла от Царz Славы, Христа, / Емуже соцарствуеши ныне.
Канонарх возглашает стих:
Стих: Д ивен Бог во свzтых Своих,
Хор заканчивает стих:
И поёт вторую стихиру:
Ц арство Небесное вблизи нас есть: / царствует бо Господь во свzтых Своих, / Егоже моли, Елисавето, царственнаz мученице, / да избавит нас покаzнием мучительства демонскаго / и воцаритсz в душах наших во веки.
Стих: В церквах благословите Бога, /
После хор: Г оспода от источник Израилевых.
Г осподь, приемлzй славу от Ангел и свидетельство свzтых, / да приимет ныне покаzние наше, / моли, царственнаz мученице Елисавето, / и отвратит гнев Свой праведный от отечества нашего / и милостив пребудет к прославлzющим тебе.
П ризри, Елисавето, на предстоzщих и молzщихсz ти / от светлаго чертога, идеже со свzтыми ўпокоеваешисz: / виждь, аще мнози в нас суть добри и велицы, / или премудри, или крепцы, или праведни; / От четырех бо ветр собрани быхом, / яко ладьи, в бурzх морz житейскаго до зела обетшавше, / страстными треволненьми сокрушени кормила наша, / ветрила раздрани насильством сопротивных, / от камений подводных бесовских прилог избодени есмы, / вмале не погибохом в пучине, отzгчени беззаконьми нашими. / Непотребни есмы, но твоими молитвами помиловани бывше, / покаzние от сердца Господеви приносzще, / молим тz: настави нас на путь праведен, / егоже держащесz, достигнем тихаго и вожделеннаго пристанища, / еже есть Царствие Христово Небесное.
И# нhнэ: БGор0диченъ воскресен:
тaже глаг0летъ настоsтель: Н hнэ tпущaеши,
а на вседневной Вечерне, сказано:
тaже предстоsтель, и3ли2 чтeцъ глаг0летъ: Н hнэ tпущaеши:
В нашей практике на Всенощном бдении песнь Симеона Богоприимца принято петь.
Мlтва с™aгw сmмеHна бGопріи1мца:
Н hнэ tпущaеши рабA твоего2, вLко, по глаг0лу твоемY, съ ми1ромъ: ћкw ви1дэста џчи мои2 сп7сeніе твоE, є4же є3си2 ўгот0валъ пред8 лицeмъ всёхъ людeй, свётъ во tкровeніе kзhкwвъ, и3 слaву людeй твои1хъ ї>лz.
Далее читается «конечное Трисвятое»:
С ™hй б9е, с™hй крёпкій, с™hй безсмeртный, поми1луй нaсъ. Три1жды.
С лaва nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, и3 нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ, ґми1нь.
П рес™az трbце, поми1луй нaсъ: гDи, њчи1сти грэхи2 нaшz: вLко, прости2 беззакHніz н†ша: с™hй, посэти2 и3 и3сцэли2 нeмwщи нaшz, и4мене твоегw2 рaди.
Г Dи поми1луй, три1жды.
Џ §е нaшъ, и4же є3си2 на нб7сёхъ, да свzти1тсz и4мz твоE, да пріи1детъ цrтвіе твоE, да бyдетъ в0лz твоS, ћкw на нб7си2 и3 на земли2. хлёбъ нaшъ насyщный дaждь нaмъ днeсь, и3 њстaви нaмъ д0лги нaшz, ћкоже и3 мы2 њставлsемъ должникHмъ нaшымъ: и3 не введи2 нaсъ во и3скушeніе, но и3збaви нaсъ t лукaвагw.
Сщ7eнникъ: Ћ кw твоE є4сть цrтво:
По Џ §е нaшъ: тропaрь прилучи1вшагwсz прaздника, и3ли2 с™aгw, и3ли2 днE. Слaва, и3 нhнэ, бGор0диченъ:
Если «прилучился» праздник какому-либо событию Священной истории, например, Положение честной Ризы пресвятой Богородицы во Влахерне или Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа, поётся тропарь этого праздника. Если совершается память святого, поётся тропарь святого. На воскресной Всенощной мы трижды поём Богородице Дево, радуйся.
Далее Часослов краток:
по трис™0мъ tпусти1тельный тропaрь днE, и3 tпyстъ.
Отпу́ст выписан подробно в Служебнике:
По возглaсэ же їерeй глаг0летъ: П ремyдрость. Ли1къ же: Б lгослови2. Їерeй: С hй бlгословeнъ:
Ли1къ: Ў тверди2 б9е, [бlгочести1вэйшаго, самодержaвнэйшаго, вели1каго гDрz нaшего їмперaтора ніколaz ґлеxaндровича, и3] с™yю правослaвную вёру, правослaвныхъ хрістіaнъ, во вёкъ вёка.
Їерeй: П рес™az бцdе, спаси2 нaсъ.
Ли1къ: Ч естнёйшую херув‡мъ:
Їерeй: С лaва тебЁ, хrтE б9е, ўповaніе нaше, слaва тебЁ.
Ли1къ: Слaва, и3 нhнэ:
Їерeй же, њбрати1всz њ с™hхъ дверeй на зaпадъ къ лю1демъ, глаг0летъ tпyстъ, и3 поминaетъ с™aго, є3мyже слyжба поeтсz.
Добавим: поминается и святой храма, можно перечислить, кроме того святого, чья память совершается, и святых дня, но здесь нужно знать меру, иной раз на какой-либо день выпадает память десятков святых, вычитывание всех имён может быть чрезмерным. Устав предписывает поминать «святого емуже служба поется».
И# ли1къ поeтъ многолётіе.
По tпyстэ же вечeрни вх0димъ въ трапeзу, и3 kди1мъ предстaвлєннаz.
Замечательное пожелание выписано в Типиконе после Вечерни и Повечерия, оно касается монахов, но и нам небесполезно с ним ознакомиться:
[зри2] Д0лжно є4сть и3 сіE вёдати: По tпущeніи є3S, не подобaетъ монaхwмъ твори1ти бесёды дрyгъ со дрyгомъ, но съ молчaніемъ и3сходи1ти въ кє1лліи сво‰, и3 ўпражнsтисz на мlтву и3 на чтeніе, и3 тaкw ўпокоsтисz: ћкw да со внимaніемъ на ќтреннее славосл0віе востaнемъ б0дростнэ.
Вечерня Великая
Вечерня Великая в составе Всенощного бдения
Вечерня Вседневная
1. Возглас:
Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков
Слава Святей и Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков
Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков
2. Приидите, поклонимся
(читается)
(поётся)
(читается)
3. Псалом 103
(читается)
(поются избранные стихи)
(читается)
4.Великая (Мирная) ектения: Миром Господу помолимся
5. КАФИЗМА
1 Антифон 1-й кафизмы Блажен муж (поётся)
1 кафизма Блажен муж
(поётся)
Рядовая кафизма по 17-й главе Типикона (читается)
6.Малая ектения: Паки и паки миром Господу помолимся
7. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя
7а.Псалмы 140, 141, 116, 129
7б.Стихиры как правило на 8
7в. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: стихира
и ныне и присно и во веки веков. Аминь: стихира
8. Свете Тихий
8а. Вход с кадилом
9.Прокимен дня
10.Паремии
11. сугубая ектения: Рцем вси… Помилуй нас, Господи
12. Сподоби, Господи в вечер сей…
13. Исполним вечернюю молитву нашу Господеви (ектения просительная)
14.Стихиры на стиховне
15. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко
16.Трисвятое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный… Отче наш
празднуемого события или святого
Богородице Дево, радуйся*
празднуемого события или святого
*11. сугубая ектения: Помилуй нас, Господи
18. Буди имя Господне благословено…
19.Пс.33: Благословлю Господа на всякое время… до … не лишатся всякого блага
18. окончание: Премудрость… Сый Благословен… Слава, и ныне, Отпуст: Христос Истинный Бог наш
18.окончание: Премудрость… Сый Благословен… Слава, и ныне, Отпуст: Христос Истинный Бог наш