введение во храм пресвятой богородицы для детей
Конспект открытого занятия в старшей группе «Праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы»
Обучающие задачи: знакомить детей с доступными их пониманию образами Божией Матери и других участников
евангельской истории. Дать детям знания о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Воспитательные задачи: способствовать воспитанию любви к Богу, Божьей Матери и близким.
Развивающие задачи: развивать у детей восприятие образа Богоматери как святого и чистого человека, с глубочайшим смирением и послушанием перед Богом.
Материал к занятию
1. Икона или репродукция иконы Введения во храм Пресвятой Богородицы на подставке, покрытой голубой тканевой салфеткой.
2. Альбомы для рисования, цветные карандаши.
Ход занятия:
1 часть занятия
Воспитатель напоминает детям о ранее прочитанных библейских историях и праздниках.
Сегодня мы с вами поговорим о празднике «Введение во храм Пресвятой Богородицы».
Зима, декабрь, четвёртое число
И праздник на земле духовный.
Введение Богородицы во храм,
О чём же говорит он нам сегодня?
Воспитатель показывает детям икону праздника.
Вот она, эта икона. Под иконой постелили мы салфетку голубого цвета; цвета, в церковной традиции усвоенного Пресвятой Богородице.
– Посмотрите внимательно, что мы с вами видим на иконе?
Рассматривание иллюстраций икон «Введение во храм Пресвятой Богородицы»
Рассказ воспитателя о земной жизни Богородицы: У каждого человека есть мама. И у Иисуса Христа была тоже мама. И звали её Марией. В библии её называют Пресвятой Девой Марией. Сегодня мы с вами поговорим о её земной жизни.
Когда Бог захотел послать на землю Своего Сына, Он выбрал Ему в Матери Пресвятую Деву Марию. Её родителей звали Иоаким и Анна. Они были очень добрыми, праведными, смиренными и милосердными людьми.И за это Бог послал им такое великое счастье: их дочь стала со временем Божией Матерью.
Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы изображает откровицу Деву Марию, еще в младенческом возрасте ставшую на путь Богопознания.
Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось три года, родители праведные Иоаким и Анна отвели её в Иерусалим, в Храм.Родителям Пречистой Девы было и грустно: ведь приходилось расставаться с единственным чадом;и радостно: они отдавали свою Дочь на служение Богу.
В назначенный день они пригласили к себе в дом родственников, созвали юных девиц, одели Пресвятую Марию в лучшие одежды и торжественно повели Ее в Иерусалимский храм. До Иерусалима от города Назарета, где родилась и провела первые годы Своей жизни Пречистая Дева, было три дня пути. Процессия двигалась вдоль зеленеющих полей, девушки несли в руках зажженные свечи и пели псалмы.
На иконе мы видим трехлетнюю Девочку Марию, стоящую с воздетыми руками на первой ступени лестницы, ведущий в храм. Этот жест выражает молитву и устремление души к Богу. Ведь храм, в который Она вступает, есть место особого присутствия Божия.
Здесь Марию встретил священник. Родители Богородицы направили дочь на первую ступень лестницы, ведущей в Храм. На остальные 15 ступеней она быстро, не оглядываясь назад, поднялась сама.
Затем первосвященник Захария, согласно Божьему внушению, ввёл пресвятую деву в святое святых, куда имел доступ сам первосвященник, но только раз в год. Присутствующие чрезмерно были удивлены тому, что увидели.
Маленькая девочка, в Божий храм вошла,
Веру там святую, для себя нашла,
Стала Богородицей нашей Пресвятой,
Исполнилось пророчество ее жизни земной!
Родители оставили Марию вплоть до 12 лет на воспитании в Храме, где она много работала, молилась и занималась рукоделием.
Мария оставалась в Храме до двенадцати лет. Она воспитывалась вместе с другими благочестивыми девочками, изучала Священное Писание (то, что мы сейчас называем Ветхим Заветом, занималась рукоделием и, конечно, молилась… Никто не знал тогда, какая именно судьба уготована этому ребёнку, но то, что эта судьба будет необыкновенной, почувствовали все. У каждого православного человека есть свои «любимые» святые, и даже к разным апостолам каждый из нас относится по-разному. Но, обращаясь к Деве Марии, мы как будто обращаемся к самому дорогому и близкому нам человеку – своей маме…
Все люди имеют маму. Дева Мария дала земную жизнь Иисусу Христу.
Ее жизнь была скромной и почти незаметной. Она всегда была опорой для Своего Сына. Её образ стал идеалом материнской помощи и защиты, идеалом доброго, отзывчивого и всё понимающего сердца. Сердце, которое примет не только боль и радость своего Сына, но и чужую. Мама самый дорогой человек, который дарит нам жизнь.
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Церковь празднует 4 декабря. С этого дня, радуясь тому, что все меньше времени остается до праздника Рождества Христова, в храмахначинает петься уже рождественское песнопение: «Христос рождается, славите, Христос с небес, срядите!» («Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте!»)
Воспитатель, предлагает детям на альбомном листе нарисовать лестницу из многих ступеней, похожую на ту, по которой поднималась к храму Богородица Мария.
Воспитатель рисует лестницу на доске.
Беседа воспитателя с детьми о Деве Марии.
Ребята, а как вы думаете, какой была Дева Мария?
— доброй, нежной, любящей, послушной, трудолюбивой.
А каким словом можно назвать поступки Марии? Добрые дела.
2часть занятия. Беседа воспитателя с детьми о том, что и сейчас можно совершать добрые дела.
Ребята делать добрые дела можно и сейчас.
Как вы думаете, какие это дела?
Правильно, любить друг друга, помогать, прощать обиды, быть послушными родителям, воспитателям. Тогда мы с вами можем быть похожими на Деву Марию, послушную и добрую девочку. Такой она всем и запомнилась. И добрые дела надо делать не только для себя, но и для других, как это делают многие дети.
Чтение стихотворения «Бумажный петушок»
И любуясь петушком,
И приветным голоском
«Знаешь ли, мой петушок,
У которых близких нет
Мама ласковой рукой
Ты лети, мой петушок,
Сядь к ним на окошко:
пусть с тобой веселей
3 часть. Продолжить беседу с детьми о необходимости доброго отношения к людям, о том, чем, могут дети помочь другим.
Воспитатель предлагает детям дома с родителями изготовить небольшие сувениры и подарить детям младшей группы.
План НОД «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы» ПРАЗДНИК ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Программное содержание: Обучающие задачи: Познакомить с иконой праздника «Покрова Божией Матери»,.
Праздник Покрова. 14 октября православные отмечали осенний праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Православные люди в этот день всегда шли в храмы всеми семьями,.
Иоакимо — Анновский храм Можайска
Официальный приходской сайт
Введение во храм Пресвятой Богородицы (детям о праздниках)
Мария недолго жила в доме родителей. Лишь только исполнилось Ей три года, Иоаким и Анна решили исполнить своё обещание — посвятить дитя Богу, отдать Её на воспитание в храм.
Торжественным было путешествие из Назарета в Иерусалим трёхлетней девочки. Приглашены были родственники Иоакима и Анны, девы. Приготовили множество свечей и Деву Марию одели в самую красивую одежду. Три дня шли к храму многие соседи, родные и знакомые. Марию окружали девы с зажжёнными свечами. Многие жители Иерусалима собрались посмотреть на столь необыкновенное шествие. Когда все приблизились к храму, навстречу им вышел первосвященник Захария. Мать сказала Марии: «Иди, Дочь моя, к Тому, Кто Тебя даровал мне!»
При входе в храм было пятнадцать больших ступеней, священники, восходя на служение, пели на каждой ступени псалмы (молитвенные песнопения). И вот родители поставили девочку у первой ступени. Она же Сама взошла по высокой лестнице в храм. Все изумились, увидев трёхлетнюю девочку, взошедшую так быстро, без помощи других, как будто бы Она была уже взрослой. Особенно удивлялся первосвященник Захария и, как пророк, исполненный Духом святым, ввёл Марию во Святая Святых, в самую священную часть храма, куда никто, кроме него самого (и то раз в год), не мог входить. И это тоже было чудом. Там, во Святая Святых, Захария назначил Марии место для молитвы.
Иоаким и Анна возвратились домой, а юная Мария осталась в Иерусалиме. Богоизбранная Отроковица пред всеми Своими сверстницами (ровесницами) отличалась благочестием, кротостью и смирением. Она любила молиться Богу и читать священные книги: была трудолюбива, особенно любила шить одежды, которые надевают священники во время богослужения, — ризы. Такая Святая была Дева Мария, так любил Ее Бог, что и пищу приносил Ей Ангел Божий.
Торжественное посвящение Девы Марии Богу – Введение во храм Пресвятой Богородицы – празднуется 4 декабря.
Тропарь, глас 4:
Днесь благоволения Божия предображение,/ и человеков спасения проповедание,/ в храме Божии ясно Дева является,/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся\ смотрения Зиждителева исполнение.
Сегодня предвестие благоволения Божиего и проповедь о спасении людей: в Божием храме торжественно является Дева и всем предвозвещает Христа. И мы Ей громко воскликнем: радуйся, Исполнение промышления о нас Создателя.
К КАРТИНЕ «ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ»
Колыбель моя качалась
У Сиона и над ней
Пальма Божия склонялась
Тёмной купою ветвей.
Белых лилий Идумеи
Снежный венчик цвёл кругом,
Белый голубь Иудеи
Реял ласковым крылом.
Отчего ж порой грущу Я?
Что готовит Мне судьба?
Всё смиренно, всё приму Я,
Как Господняя раба.
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ИКОНОПИСИ
В русской иконописи самое раннее изображение (ХI в.) сохранилось в стенописи в Софийском соборе в Киеве.
Иконография праздника восходит к византийскому искусству. Центральной на иконе является маленькая фигурка Пресвятой Девы, Которая изображена одетой в мафорий (покрывало, женская верхняя одежда). Ее сопровождают родители Иоаким и Анна и девы. Перед Ней склоняется в низком поклоне первосвященник Захария. В правом углу иконы обычно помещена характерная сцена: Мария, находясь во Святая Святых храма, принимает пищу от ангелов.
Конспект ООД «Знакомство детей с иконой «Введение во храм Пресвятой Богородицы»
Знакомство детей с иконой
«Введение во храм Пресвятой Богородицы»
Программное содержание
Цель: продолжить знакомство детей с произведением церковной живописи, с доступными их пониманию произведениями иконописи, познакомить с иконографией праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы».
Задачи: рассмотреть икону праздника, поделиться впечатлениями об иконе; создать представления у детей о понятиях добродетели, формируя у них понятия о любви, доброте, честности; способствовать развитию у детей мотивации к совершению добрых и гуманных поступков; воспитывать желание быть духовно красивым человеком, воспитывать у детей интерес и уважительное отношение к традициям русской православной культуры.
Материал к ООД
1. Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»
2. Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы»
Ход ООД:
Воспитатель: Вот и снова мы с вами встретились, а встреча эта будет необычная, потому что к нам сегодня пришли гости. Давайте мы их поприветствуем, улыбнёмся им, ведь мы рады их видеть.
Воспитатель: А теперь продолжая нашу встречу, прошу Вас пройти к нашей выставке (выставлена икона «Рождество Пресвятой Богородицы»)
Воспитатель: Дети, несколько раз за прошедшую осень мы вели разговор о Богородичных праздниках? Давайте вспомним, о каких великих событиях мы узнали? Помните, в сентябре мы отмечали Рождество Пречистой Девы? Вы узнали о том, как родилась и жила будущая Мама Спасителя. Кто это мама Спасителя? Вспомните, как звали её родителей? В каком городе они жили? Что обещали будущие родители Девы Марии Богу? (Понятие «обет»). Почему Рождество Пресвятой Богородицы стало радостным известием для всего мира? Почему рождение Девы Марии можно назвать чудом?
Воспитатель: Давайте посмотрим на другую икону и вспомним о другом чудесном событии, произошедшем очень-очень давно, 2000 лет назад. В честь какого события написана эта икона? Почему слабому войску христиан удалось победить врагов? Пречистая Дева всегда простирает свой покров над нами, защищает от бед, болезней, зла, войны, даёт нам силы для труда и отдыха. Скажите, а что же нам надо делать, какими мы должны стать, чтобы она оберегала нас? Для того чтобы нам помогла Богородица мы не должны делать зла, не должны совершать грехов и плохих поступков и тогда Богородица конечно нам поможет.
Воспитатель: В начале зимы, на прошлой встрече мы с вами тоже говорили о празднике, посвященном Пресвятой Богородице. Предлагаю вам вспомнить о событиях того времени, прослушав песню «Дорога в храм».
Песня «Введение во храм»
Принимая рождение Дочери как чудесный Божий дар, святые праведные Иоаким и Анна дали Богу обещание: посвятить свою Дочь на служение Ему. Иоаким и Анна очень любили Дочь и растили Ее с нежностью. Когда же Ей исполнилось три года, они поспешили исполнить свое обещание, данное Богу: привести Ее в Иерусалим и отдать на воспитание в Божий храм. Родителям Пречистой Девы было и грустно: ведь приходилось расставаться с единственным чадом; и радостно: они отдавали свою Дочь на служение Богу.
В назначенный день они пригласили к себе в дом родственников, созвали юных девиц, одели Пресвятую Марию в лучшие одежды и торжественно повели Ее в Иерусалимский храм. До Иерусалима от города Назарета, где родилась и провела первые годы Своей жизни Пречистая Дева, было три дня пути. Процессия двигалась вдоль зеленеющих полей, девушки несли в руках зажженные свечи и пели псалмы.
Когда процессия приблизилась к храму, навстречу вышли с песнопениями священники, служившие при храме. Ко всеобщему изумлению, трехлетняя девочка Сама стала подниматься по пятнадцати высоким и крутым каменным ступеням, ведущим ко входу в храм. Как бы сопровождаемая Ангелом-Хранителем, Она не останавливалась до тех пор, пока не оказалась на верхней ступеньке. Там юную Марию встретил первосвященник Захария.
Воспитатель: Вот мы и вспомнили с вами те далёкие, но важные для всех людей события. Сейчас я всех приглашаю пройти в уголок православия (дети проходят в уголок православия).
Воспитатель: У каждого человека есть имя, так и у иконы есть своё название. В честь события введения в храм Пресвятой Богородицы написана икона, она так и называется «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Икона представлена перед нами. Икона как Библия, её можно читать, ведь она нам открывает мир Бога, но только открывает она нам его не с помощью слов, а с помощью изображений на иконе и с помощью красок. Предлагаю вам внимательно рассмотреть икону праздника. МУЗЫКА КАКАЯ?
Вы внимательно и с интересом смотрели на икону, стараясь прочитать её. Что вы можете сказать?
Саму Пречистую Деву, изображенную в виде маленькой девочки, стоящей на первой ступени лестницы, ведущей в храм. Мария протягивает руки к встречающему Ее первосвященнику. Этот жест (поднятые руки говорит о том, что Мария стремится быстрее попасть в стены храма, что она всем сердцем любит Бога). Видим мы на иконе и святых, праведных родителей Богородицы, уже отпустивших от себя Дочь и стоящих чуть поодаль. Рядом с Иоакимом и Анной стоят склонившие головы девы, провожавшие Богородицу Марию в храм. Как на иконе определить святых людей? (над головой светящийся круг – нимб, он говорит о вечном свете в душах святых, а на иконе в церковной живописи это принято изображать золотом вокруг головы святых). Мы с вами говорили, что Мария всю свою пищу отдавала бедным, приходящим в храм, а чем же питалась она? Питалась она таинственной духовной пищей, которую приносил ей Ангел Божий, тем самым она духовно росла, настраивая себя на исполнение воли Божией. Это изображено в верхнем правом углу иконы.
Внимательно посмотрите на лицо Девы Марии, что можно сказать, глядя на её лик. (ответы детей). Её образ светится добром, светится любовью ко всем людям. Изображение Богородицы излучает Божий свет, который прибывает внутри неё.
Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» не просто нам рассказывает о радостном и важном событии. Икона объединяет в себе всё: и мир небесный (святые и ангел, первосвященник, и мир земной (народ, юные девы, икона изображает торжество, радость всего православного мира, тому, что скоро родится спаситель – Иисус Христос.
Икона делает нас духовными участниками этого праздника и зовёт нас всех в храм с самого детства. Предлагаю послушать стихотворения, которые подготовили ___ дома с родителями.
Чтение стихов детьми
Дорога к храму нелегка,
Она трудна, она длинна,
Через овраги и луга,
Но всё же в храм ведёт она.
В храме тихо и светло,
Лучик света бьёт в стекло,
Здесь звучат псалмы, каноны,
А со стен глядят иконы.
Я пойду сегодня в храм,
Я поставлю свечку сам.
Помолюсь, и в тишине
Добродетель придёт ко мне.
Воспитатель: Рассматривая икону, любуясь её красотой, скажите, что вы чувствовали глядя на икону, какие чувства у вас в душе возродились? (Ответы)
А я чувствую, что от этой иконы исходит тепло, исходит добро, я испытываю восторг и духовную радость, что скоро родится наш Спаситель.
Дети в своём стихотворении ___ употребил новое для вас слово «добродетель», как вы думаете, что оно обозначает? Делание добра. Ответы и предположения детей.
Давайте, ребята, мы с вами откроем альбомы и постараемся на альбомном листе нарисовать лестницу из многих ступеней, похожую на ту, по которой поднималась к храму Богородица Мария.
Воспитатель рисует лестницу на доске дети в альбомах.
Мария поднималась по лестнице, и каждая ступень обозначает какую-то добродетель, давайте попробуем назвать эти добродетели, а поможет нам ангел, который питал Деву Марию духовной пищей. (Ширма, появляется ангел)
Воспитатель: Эта лестница к Богу ведет
И вопросы сам Ангел нам задает.
Ангел:
Эту ступеньку пройдет лишь тот,
У кого в сердце она живет. (любовь)
Ребята, помогите, вы любите кого-нибудь, скажите? (Ответы).
— А как это любить? (Ответы)
Ангел: А эта ступень – непроста
Ее легко пройдет только тот
У кого в делах она живет.
У кого она в достатке,
С тем дружить легко и гладко,
Для души приобрету я у Бога ___
Ребята, помогите, добрый человек какой, расскажите.
Ангел: Добрым человек бывает тот
У кого жалость и милость в сердце живет.
Добрый всех-всех пожалеет
И накормит и обогреет.
Воспитатель: Вот две ступеньки уже позади,
Ангел, скажи, что нас ждет впереди?
Ангел: Третья ступень –
Ее сможет пройти лишь тот,
У кого, правда, в почете,
Кто справедливо живет (честность).
Ангел: Ребята, что такое честность? (Ответы) (Подсказка при необходимости) Честный человек, это какой? (Ответы). Правильно, тот, кто всегда говорит правду, не обманывает. А вы, ребята честные? (Ответы).
Воспитатель: Ну вот подошла наша встреча к концу и с ангелом надо прощаться, как жаль, но пора расставаться. Мы с вами поднялись лишь на 3 ступени. Дома вместе с мамами и папами подумайте и назовите каждую ступеньку именем какой-то из добродетелей, которые нужно стараться приобрести нам с вами, чтобы подняться по ступеням в храм.
Дома украсьте каждую ступеньку своей лестницы красивым узором или нарисуйте обозначение добродетели, а можно вместе с родителями написать названия ступенек-добродетелей.
Зима, декабрь, 4 число.
И праздник на земле духовный
Введение Богородицы во храм
О чём же говорит он нам сегодня
От каждого из нас зависит
Сумеет ли войти он в храм
А каждый кто войдёт в тот храм
Простую истину откроет там.
Великое всегда всё просто
Бог ждёт, когда проснёмся мы
Глаза любви, когда откроем
Простим плохое и оставим позади.
В конце нашей встречи я вам хочу пожелать, чтобы Богородица всегда ограждала вас от всех бед, от всякого зла, ну а всё это зависит только от вас. Если вы будете добрыми, щедрыми, ласковыми, то и Богородица будет вашей заступницей.
Вы сегодня порадовали меня своими ответами, своей активностью.
На Руси была такая традиция: русские женщины, занимаясь поздней осеннюю и ранней зимней порой рукоделием, старались смастерить подарок для своих родных, особенно для девочек, так как чествовали в праздник Введения во храм Богородицы особенно девочек. Мы в детском саду стараемся сохранить эту добрую традицию и мамы наших детей смастерили к празднику такие подарки детям.
Так вот и наши мастера постарались, ни девочки, ни мальчики без дела не остались.
Мы приготовили сюрприз для вас
Творили его с большой любовью
И преподнесём его вам сейчас
Пусть куколка смешная
Зато она с любовью сделана, друзья!
Фотоотчет «Экскурсия в Храм Благовещения Пресвятой Богородицы». Часть первая Дорого времени суток уважаемые коллеги! Хочу рассказать о замечательном событии произошедшем в нашем детском саду «Дельфине». 29августа.
Фотоотчет «Экскурсия в Храм Благовещения Пресвятой Богородицы». Часть вторая Как, я рассказала в первой части нас встретил настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы отец Алексей (Васильев) Он сразу пригласил.
Конспект НОД с детьми по теме «Покров Пресвятой Богородицы» Конспект НОД с детьми по теме «Покров Пресвятой Богородицы». Интеграция образовательных областей. Познание. Социализация, Речевое развитие.
Конспект занятия «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы» Цель: формирование духовно-нравственной, эстетической культуры детей. Задачи: познакомить детей с образом Богородицы-Матери Божией; учить.
Отчет о проведении беседы «Введение во храм Пресвятой Богородицы» Отчет о проведении беседы в подготовительной группе компенсирующей направленности №4 Введение во храм Пресвятой Богородицы Ребята подготовительной.
Мероприятие «Покров Пресвятой Богородицы» Покров Пресвятой Богородицы. 14 октября наша православная церковь отмечает праздник Покрова пресвятой Богородицы. В этот день мы прославляем.
Покров Пресвятой Богородицы. Праздник для детей подготовительной к школе группы Под музыку дети с листочками забегают в зал, устраивают листопад 1 1. Нельзя нам на свете прожить без чудес, Они нас повсюду встречают.
Фотоотчет «Рождество Пресвятой Богородицы» Дети подготовительной группы вместе с воспитателем Газиной Н. А. приняли активное участие в праздновании Рождества Пресвятой Богородицы,.
Сценарий праздника «Покрова Пресвятой Богородицы» для детей старшей группы Сценарий праздника «Покрова Пресвятой Богородицы» для детей старшей группы Цель: создание радостного, праздничного настроения у участников.