выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

Как известный педагог Макаренко справлялся с малолетними бандитами, и За что его отстраняли от руководства колонией

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

В авангарде педагогики

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

Детские сложности

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

В детстве Антон был болезненным — регулярно простужался, страдал воспалениями, был слаб физически и неуклюж. С малых лет ребенок жил чтением, не имея рвения участвовать в дворовых забавах. Страдающий близорукостью, он постоянно становился мишенью для розыгрышей и издевательств. По этой причине Антон переживал и замыкался в себе. В 1904-м, когда Макаренко исполнилось 16, он поступил на педагогические курсы, получив право преподавания в начальной школе. Работая с первыми учениками, Макаренко понял, что для качественного преподавания его знаний недостаточно, и продолжил учиться в Полтавском учительском институте. Тогда-то Макаренко и отличился дипломной работой о кризисе педагогической науки. Возможность раскрыть потенциал и отработать свои теории на практике Макаренко реализовал в должности заведующего Куряжской колонией под Харьковом.

В 20-30-е годы прошлого века молодая советская страна столкнулась с миллионами беспризорников – детьми белогвардейцев и красноармейцев, оставшимися без родителей, потерявшимися во время эвакуации или же просто выброшенными из-за нищеты на улицу ребятишками. Остро стоял вопрос о создании воспитательных колоний, куда свозили пойманных беспризорников. Эти дети, порой умевшие воровать и лгать лучше, чем читать, считались проблемными и дефективными. Мало кто знал, что с ними делать, но у Макаренко получилось.

Тяжелый опыт воспитания малолетних бандитов

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

Прошло совсем немного времени, и еще вчера неконтролируемые опасные подростки производили фотоаппараты. Вторым трудовым крылом стал сельхозкомбинат внутри колонии. Коллектив совместными усилиями растил пшеницу, овощи, разводил коров, свиней, лошадей. Ребята трудились в теплицах, кузнице, на молотилке и мельнице. На территории учреждения появился усаженный цветами парк, чистый пруд. На досуге воспитанники занимались в драмкружке, устраивая театральные постановки. В то время как за пределами колонии правили разруха и голод, беспризорники ели сытно и спали в тепле. Конечно, в компании потенциальных бандитов не обходилось без провалов. Имели место грабежи, воровство, азартные игры и даже поножовщина. Но Макаренко находил силы не сдаваться и грамотно выводить подопечных из сложных ситуаций.

Позиция супруги Ленина и гонения

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

Несмотря на видимые успехи Антона Макаренко, у него были настойчивые оппоненты. Основательница советской школы Крупская, супруга Ленина по совместительству, считала педагогическую систему «несоветской». Макаренко обвинялся в привязке к дореволюционной педагогике, жестокости, авторитаризме и возможном рукоприкладстве. В поисках компромата в колонию часто приезжали инспекторы, и Макаренко замаячил арест. На очередном съезде комсомола Надежда Константиновна уличила его в отступлении от постановлений партии и внедрении «идеологически вредной» системы. Макаренко тогда спас его единомышленник Максим Горький, и арест сменили на перевод в другую колонию под Харьковом.

На похороны заслуженного педагога явились толпы народу. Проводить наставника в последний путь пожелали бывшие воспитанники, которые только благодаря ему нашли себя в жизни. Множество беспризорников, попавших в руки Макаренко, стали успешными инженерами, учителями, врачами. Некоторые поколениями продолжали нести его педагогический опыт в жизнь.

Уголовники, к слову, иногда имели патриотические чувства, и шли защищать свою страну. Так сделал и Пётр Клыпа, самый младший защитник Брестской крепости.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Принципы воспитания от великих советских педагогов

Сегодня многим родителям имена А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского мало о чем говорят. Между тем это люди, чей вклад в развитие отечественной педагогики трудно переоценить.

Вспомним, каких принципов воспитания рекомендовали нам придерживаться эти выдающиеся советские педагоги.

А.С. Макаренко

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

Антон Семенович Макаренко – советский педагог, теоретик и практик, автор методики воспитания беспризорников и малолетних преступников, создатель трудовой колонии для несовершеннолетних, прославившейся успешной социализацией своих подопечных в трудные 20-30-е годы, писатель. Наследие Макаренко столь велико, что существует даже такое направление науки как «макаренковедение». В 1988 году ЮНЕСКО признала А.С. Макаренко одним из четырех великих педагогов ХХ века, определивших способ педагогического мышления современности.

Главным делом жизни Антона Семеновича было воспитание педагогически запущенных детей, морально искалеченных жертв социальных бед. Основа его методики – это воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими трудовыми целями, а дисциплина держится на авторитете лидеров. Однако и проблемам семейного воспитания великий педагог посвятил немало трудов, поскольку, по его собственному мнению, «дети, имеющие семью, нисколько не легче и не проще беспризорных».

А вот и некоторые из воспитательных идей А.С. Макаренко, которые – мы уверены – будут интересны и современным родителям:

– Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, и историю мира.

– Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания.

– Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

– Любовь нужна требовательная.

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

– Мы требовать должны, но предъявлять исключительно посильные требования. Всякое превышение может только калечить.

– Наказание – это не только право, а и обязанность в тех случаях, если наказание необходимо.

– Я решительно не рекомендую применять в области труда какие-либо поощрения или наказания.

– Я считаю, что дети даже толкать не должны друг друга. Они должны двигаться целесообразно. Никаких бесцельных движений. Вообще воспитание сдержанности, торможение движений – прежде всего.

– Точный режим детского дня – совершенно необходимое условие воспитания.

– Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

В. А. Сухомлинский

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

Василий Александрович Сухомлинский – советский педагог-новатор, публицист, писатель. Большую часть своей жизни он проработал директором школы в украинском поселке Павлыш, где и реализовывал свои многочисленные профессиональные идеи. Своим учителем Василий Александрович называл А.С. Макаренко, но был сторонником воспитания с акцентом на внимании к каждому ребенку, к его индивидуальным особенностям и потребностям.

В центре педагогической системы Сухомлинского – доброта и уважение к каждому ребенку, создание благоприятных условий для формирования в нем гармоничной личности. За подобные воззрения в советские годы его обвиняли в антиколлективизме и «абстрактном гуманизме», сегодня же он – признанный классик гуманной педагогики.

Быть может, и нам удастся почерпнуть для себя что-то полезное из высказываний этого замечательного педагога:

– Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин.

– Зло утверждается само, достаточно не учить ребенка ни добру, ни злу.

– Детство не должно быть постоянным праздником – если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда.

– Не бойтесь пота и мозолей на ладонях у вашего ребенка. Пока живет человечество, тонкая, чуткая, нежная душа будет воспитываться только трудом, которому сопутствуют усталость, пот, мозоли.

– Умение управлять желаниями – в этой, казалось бы, самой простой, а на самом деле очень сложной человеческой привычке – источник человечности, чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека.

– Некогда воспитывать сына – значит некогда быть человеком.

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

– Нравственный облик личности, в конечном счете, зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям.

– Пусть с юных лет в сердце ребенка живёт тревога за родную мать, отца, бабушку и дедушку; пусть грустит и болит детское сердце, если у родных что-то неблагополучно, пусть ночью не спит ребенок, думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов.

– Там, где все строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще. Не может, потому что наказание уже освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть – это главный двигатель самовоспитания.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

ВЕЛИКИЕ ПЕДАГОГИ ПРОШЛОГО

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

Антон Семёнович Макаренко: (1888г.) – советский педагог и писатель. Антон Семёнович Макаренко был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения. Социалистический гуманизм является одним из основных принципов педагогической системы воспитания Макаренко. Педагог глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности. С социалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм — умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее.

Говорил о продуманных целях воспитания. Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде. Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. »

Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины. Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая социалистической Родиной.

Воспитание детей в семье. А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах.

Выделил недочеты педагогической системы образования в советское время: нет взаимосвязей между воспитанием и обучением, нет учета индивидуальных особенностей и интересов детей, не развивается чувство коллективизма и др.

Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его педагогической деятельности была преданность социалистической Родине.

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

Лев Семенович Выготский: (1896г.). Основные идеи этого знаменитого российского психолога и педагога, касающиеся школы и процессов образования и воспитания, были сформулированы в его книгах, 1926 года «Педагогическая психология», и изданной в 1935 году книге «Умственное развитие ребенка в процессе обучения».

«Определяющим моментом в воспитательном процессе является сознание того, для чего производится то или иное действие, для чего заучивается материал». Знания, получаемые в школе, не должны быть «кладом в пустыне», мертвым грузом, оторванным от запросов жизни. «Если учитель хочет, чтобы что-либо было хорошо усвоено, он должен позаботиться о том, чтобы это было интересно», потому что деятельность школьника движется интересом.

«. В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания». По Выготскому, ошибочно мнение, что нужны максимальная наглядность, доступность, облегченность учебного материала. Наоборот, нужно создавать затруднения для ребенка «как отправные точки для его мыслей»: ведь «мышление всегда возникает из затруднения».

В процессе учения должно складываться общее целостное представление ребенка о мире, обществе, о самом себе. Но и в рамках отдельного предмета ученик должен понимать общую связь материала. Между тем в старой школе система учебников и система преподавания были построены на отсутствии такой руководящей связи.

Только труд приучает школьника к контролю за достигнутым результатом, ибо отметка остается для школьника «чем-то посторонним и оторванным от самого процесса работы». Именно в коллективном труде подросток по-настоящему входит в коллектив, живет его интересами и приучается координировать свои цели, действия, потребности с целями, действиями, потребностями других.

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

Педагог говорил, что важно поощрять успехи ребенка, вызывать в школу родителей за хорошие поступки, делать об этом запись в дневнике. Воспитание должно быть без наказаний. Педагог выделил несколько потребностей ребенка: материальные потребности, потребность в познании, потребность в человеке как в носителе духовных ценностей.

Система выдающегося педагога построена на основной идее христианского учения — идее добра. В сознании современных детей с трудом укладываются именно понятия, которые лежат в основе методики Сухомлинского, — романтика, коллективизм и т. д. Он был Учителем с большой буквы. И вел за собой учеников: вместе с ними слушал музыку природы, читал стихи, путешествовал в «мир труда», рассказывал о героях войны, мечтал о будущем. И то разумное, доброе, вечное, что он сеял, попадало в благодатную почву.

Сегодня школа стремительно превращается в сугубо образовательную структуру. А ведь именно воспитательная часть, моральное наполнение наследия Сухомлинского представляет наибольшую ценность. Опыт павлышского учителя, многим сегодня кажущийся устаревшим, всегда будет востребован. Ибо воспитание, как таковое, никто и никогда не сможет упразднить, какими бы знаниями ни обладали современные учителя.

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

Леонид Владимирович Занков : (1901г.) В конце 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л.В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения, о соотношении обучения и общего психического развития учащихся. Л.В.Занкова мы относим к числу самых блестящих продолжателей и последователей направления Л.В.Выготского, основателем экспериментальной школы исследований высших психических функций. Л.В.Занков разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи детей.

Автор монографии «Обучение и развитие» осуществил прорыв в методологии исследования проблемы обучения и развития, предложил способы взаимодействия слова и наглядности.

Задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Обучение ведет учащихся к овладению нормами знаний, мышления, поведения, но при этом обеспечиваются условия и для полноценного, счастливого проживания школьниками своего детства.

Учитель должен обладать большим искусством, дидактической системой, которая направлена на раскрытие возможности такого сочетания и в которой огромное значение имеют не только прямые, но и косвенные пути влияния на учащихся. Система Занкова глубоко гуманна, поскольку, подготавливая школьников к выполнению требуемых жизнью видов деятельности, создает условия для их психического и физического благополучия в процессе обучения.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

А.
С.
Макаренко выдающийся педагог XX-го века

А. С. Макаренко выдающийся педагог XX-го века

Источник: zavtra.ru
Несколько слов о забытом сейчас в России трудовом воспитании.

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

Макаренко А.С. — выдающийся Советский педагог ХХ-го столетия

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Смотреть картинку выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Картинка про выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания. Фото выдающийся советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания

Легенда и быль

Мало, кто у нас в стране сейчас знает, что когда-то в СССР выпускались прекрасные пленочные фотоаппараты «ФЭД», аббревиатура от Феликса Эдмундовича Дзержинского, и что эти фотоаппараты освоили и начали изготавливать в трудовой колонии для малолетних преступников, которой руководил чекист Антон Семенович Макаренко, и производство которых лишь потом передали на один из специально построенных для того современных заводов города Харьков. И первые партии этого фотоаппарата назывались:

Трудовая коммуна им. Дзержинского. Город Харьков»

Поэтому я хочу рассказать об этом человеке, имя которого когда-то было не просто популярным, а сверх популярным в СССР, а сейчас совершенно неизвестно никому в стране. Неизвестно потому, что оно было вычеркнуто из истории СССР «нашими» историками либералами в девяностые годы прошлого столетия, когда все Советское ими обильно поливалось грязью.

Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке.

Макаренко, помимо своей организаторско-преподавательской деятельности, был ещё и писателем, а его художественно педагогические книги, такие как «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях», были невероятно популярны тогда у советской молодежи. Примерно также, как «Овод» Войнич или «Как закалялась сталь» Островского. Сейчас ни ту, ни другую, ни третью, ни четвертую книги молодежь уже не читают. Почему? Да потому, что нынешняя буржуазная власть России, считает их опасными для себя. И даже вычеркнула их из списка литературы, изучаемой в школах и ВУЗ-ах России.

И опять это самое почему? Да потому, что деятельность Макаренко шла под патронажем ОГПУ и НКВД России и Украины, а сам Макаренко с середины тридцатых годов, в годы, так называемых, массовых репрессий, числился в центральном аппарате НКВД не рядовым сотрудником, а начальником отдела «Трудовых колоний». То есть он был одним из тех, про кого говорить хорошо с девяностых годов стало в нашей стране «нельзя», потому что они все там были преступниками и палачами. И тот факт, что беспризорность в СССР ликвидировали именно чекисты, никакого значения сейчас уже не имеет. Поэтому имя Макаренко надо из истории России вычеркнуть. И они вычеркнули это имя, имя одного из самых известный в мире педагогов двадцатого века.

У меня самого большой педагогический опыт. Правда, не прямой, а несколько косвенный, по совместительству. Я много лет преподавал технические дисциплины в нашем заводском машиностроительном техникуме, размещенном прямо на территории завода и в филиале МИСИС-а, расположенном в нашем городе. Поэтому, в отличии от обычных педагогов и преподавателей, учившихся в различных педагогических ВУЗах страны, я имею довольно четкое предоставление о характере временных изменений в образе современных учащихся. Как об общеобразовательном уровне их знаний об окружающем нас мире, их интеллектуальном развитии, так и о психологическом их состоянии. Ведь они приходят в техникум или ВУЗ прямо со школьной скамьи, ещё совсем «сопливыми», хотя и стали уже студентами.

Поэтому не могу не сказать несколько своих слов… о Макаренко. Почему именно о Макаренко?

Да потому, что Макаренко, это педагогика нового типа, ибо он о был основоположником советской и мировой системы трудового воспитания и трудового обучения подростков школьного возраста. Лично я закончил одиннадцатилетнюю среднюю школу города Иркутска-2 и одновременно с аттестатом зрелости получил «корочки» слесаря ремонтника и права водителя грузовика. Моя жена закончила школу, имея «корочки» токаря универсальных работ.

Мы год ходили на работу на завод в одиннадцатом классе и работали на рабочих местах, сначала учениками, потом, через погода, после сдачи квалификационных экзаменов в заводской комиссии, настоящими рабочими. И гордились своей рабочей специальностью.

Что плохого в том, что выпускник средней общеобразовательной школы страны наряду с аттестатом зрелости получит ещё и свидетельство о приобретенной им какой-нибудь массовой рабочей специальности, такой, как станочник по металлообработке или дереву, электрик, электросварщик, слесарь сборщик или слесарь ремонтник, шофер автомобиля и так далее и тому подобное? Что плохого? Ничего плохого, только одно хорошее.

И нам с женой хуже в жизни от этих освоенных рабочих профессий не было никогда. Только лучше. Потому что мы научились работать руками и начали познавать жизнь страны и свою личную через взгляд человека, знающего, что такое труд и умеющего что-то конкретное делать. А отсюда и исходит невероятная любознательность и мощная тяга к познанию нового у советских школьников, поражающая иностранных гостей страны. Именно они родили известные слова Президента Америки, сказавшего свою знаменитую фразу о том, что ССССР победил США в соревновании за космос за школьной партой.

Лично я по образованию инженер сварщик, то есть, самый, что ни на есть, эл примитивнейший технарь. Но я могу работать, как рабочий, на всех видах сварочного и металлообрабатывающего оборудования, выпускаемого в мире. Как инженер, я могу разработать технологию механической и сварочной обработки любой детали, сделанной из любого современного материала. Кроме того, я имею квалификационные удостоверения на сварщика, на электрика, на сборщика металлоконструкция, на токаря, на шофера, на бурового мастера, на коллектора геологоразведочных работ, на геодезиста, на патентоведа. Не имею удостоверений, но могу самостоятельно работать каменщиком, плотником, столяром.

Помимо указанного выше я могу писать технические статьи и книги, могу оформить заявку на предполагаемое изобретение, могу написать любые рефераты, любые диссертации. Ну также я могу писать художественные произведения и стихи. Хорошие или плохие — это уже совсем другой разговор. И к нынешней теме не имеющий никакого отношения.

Но мне интересно жить именно потому, что я многое могу и многое умею, а это много идет у меня именно от уроков труда в советской средней школе. Поэтому мне близки и понятны взгляды Макаренко на учебу и воспитание подростка, будь он советским или же просто русским..

Однако нынешние школьники не знают ничего, не умеют ничего и не имеют никакого желания уметь что-либо делать. Они по натуре тунеядцы, потребители, они члены этого самого мирового сообщества потребителей, поэтому физический труд для них является позорным и оскорбительным. И они даже гвоздь в стену молотком не могут забить – не научены. Ни папой, ни мамой, ни школой. Знаю, что говорю – пробовал их заставить гвоздь забить за «зачет» по «техмеху» или сопромату. Умеют лишь единицы. Остальные бьют молотком по пальцам, а потом бегут жаловаться на меня родителям. А возмущенные родители бегут к директору колледжа, которым стал в проклятые девяностые годы наш машиностроительный техникум.

Правда, за компьютером они готовы сидеть сутками, потому что в виртуальном мире они ориентируются неплохо и даже сексом занимаются тоже по «компу, женятся по «компу» и даже рожать исхитряются тоже по «компу. А вот в реальности они сплошная и никчемная пустота. И большинство нынешних двадцатилетних парней от своего безделья уже сейчас являются наполовину импотентами.

Поэтому вопрос о «Макаренко-вских» методах воспитания подростков вновь поднимается в практике российской педагогики. Именно в практике, но не в теории. В теории у нас все западное и ещё раз западное.

Антон Семенович Макаренко – выдающийся педагог нового типа

К концу гражданской войны в России остро встал вопрос о беспризорных детях. Их много бродило по дорогам России, особенно в городах. Точное их количество в стране не знал никто, да и учесть их было невозможно. Государственная система новой России только создавалась. Но по разным источникам их количество достигало своего пикового значения именно в 1922 году, когда в стране было 6-8 миллионов млн беспризорников ] ; по данным БСЭ — это 7,5 млн на момент 1921 года.

Проблема для страны была настолько серьезная, что решением вопроса были заняты не только лично В. И. Ленин и Троцкий, но и само ОГПУ под руководством Дзержинского, взявшего по указанию ЦК РСДРП(б) судьбу беспризорных молодой России в свои руки. В руки ЧК, в руки ОГПУ, в руки НКВД. Другого пути тогда просто не было.

И именно тогда А.С. Макаренко работал в ОГПУ Украины и ему было поручено вместе с Наркомпросом Украины вместе с Полтавским Губнаробразом и при активной поддержке Киевского ОГПУ создать трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы. В 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, а в 1926 году Колония имени Горького приказом Наркомпроса Украины была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; Этой колонией Макаренко заведовал с октября 1927 года до июля 1935 года, затем он был назначен одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им воспитательно-педагогическую систему.

Даже сам великий пролетарский и советский М. Горький интересовался воспитательной и педагогической деятельностью А.Макаренко и оказывал ему всяческую поддержку.

Разработанная Макаренко система перевоспитания полезным производительным трудом в коллективе превращала сборище малолетних преступников в дружную сплочённую команду. В колонии не было охраны, заборов, карцера. Самым суровым наказанием был бойкот, к которому прибегали крайне редко. Когда под конвоем доставляли в колонию очередного беспризорника, Макаренко брал к себе ребёнка, но категорически отказывался принимать его личное дело. Это известный «макаренковский» принцип авансирования хорошего в человеке! «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь!»

В эти цифры трудно поверить, но факт – вещь упрямая. Через руки Макаренко прошло более 3000 беспризорников, и ни один (!) из их не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни, стали людьми. Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире. Не зря его называют не только теоретиком, но и практиком массового и быстрого перевоспитания подростков.

Он был удивительным человеком, этот Макаренко. Вчистую освобождённый от воинской службы по причине слабого здоровья – врождённый порок сердца, ужасная близорукость и ещё целый «букет» болезней – любил военную форму, дисциплину, армейский порядок.

Имея совершенно непрезентабельную внешность – круглые очки с толстыми стёклами, большой нос, тихий хриплый голос – пользовался успехом у красивых женщин. Его, немногословного и медлительного, обожали воспитанники и так ревниво к нему относились, что он решил не жениться, чтобы их не травмировать. Кстати, так и сделал: только оставив педагогическую работу, он расписался со своей гражданской женой.

Любил детей, но к несчастью не имел своих, однако воспитал двоих приёмных. Девочка, дочь родного брата, белогвардейца, успевшего эмигрировать во Францию, стала впоследствии матерью известной актрисы Екатерины Васильевой. А с любимым братом, уехавшим в Европу, он поддерживал отношения до 1937 года, пока жена, измученная постоянным страхом ареста, не потребовала прекратить переписку.

В Россию, на родину, система возвращается в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника», и так далее и тому подобное. Всё это усердно изучается на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. А может, проще почитать отечественные первоисточники?

Ведь советская система трудового воспитания через ФЗО, ПТУ, через статус молодого специалиста, наделяющего их выпускника особыми правами, и уроки труда в общеобразовательных школах на рабочих местах предприятий, рассчитывала на их обязательное трудоустройство на советских заводах. На тех заводах, которых сейчас у нас, к сожалению, уже нет. А раз их нет, то и зачем тогда учить нашу молодежь рабочим специальностям? Их дорога простая — на рынках или в супермаркетах грузчиками, охранниками или в криминал учениками и подсобниками матерых преступников.

А своих детишек, мы в офисы своих фирм устроим, пусть сидят, в носу ковыряют, все равно их будущее, мы, их родители, им уже обеспечили.

Автор: Виталий Овчинников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *